В доме все еще спало утренним мертвым сном
В доме все еще спало утренним мертвым сном
В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.
Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.
Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.
Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.
Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.
Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.
Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.
Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу.
Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома – а он был почти всегда дома, – он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мел кабинет его, чего всякий день не делалось. В трех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.
Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.
Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum[1] неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало.
Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.
Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.
По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.
Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха.
Илья Ильич проснулся, против обыкновения, очень рано, часов в восемь. Он чем-то сильно озабочен. На лице у него попеременно выступал не то страх, не то тоска и досада. Видно было, что его одолевала внутренняя борьба, а ум еще не являлся на помощь.
Дело в том, что Обломов накануне получил из деревни, от своего старосты, письмо неприятного содержания. Известно, о каких неприятностях может писать староста: неурожай, недоимки, уменьшение дохода и т. п. Хотя староста и в прошлом и в третьем году писал к своему барину точно такие же письма, но и это последнее письмо подействовало так же сильно, как всякий неприятный сюрприз.
Легко ли? предстояло думать о средствах к принятию каких-нибудь мер. Впрочем, надо отдать справедливость заботливости Ильи Ильича о своих делах. Он по первому неприятному письму старосты, полученному несколько лет назад, уже стал создавать в уме план разных перемен и улучшений в порядке управления своим имением.
По этому плану предполагалось ввести разные новые экономические, полицейские и другие меры. Но план был еще далеко не весь обдуман, а неприятные письма старосты ежегодно повторялись, побуждали его к деятельности и, следовательно, нарушали покой. Обломов сознавал необходимость до окончания плана предпринять что-нибудь решительное.
Он, как только проснулся, тотчас же вознамерился встать, умыться и, напившись чаю, подумать хорошенько, кое-что сообразить, записать и вообще заняться этим делом как следует.
С полчаса он все лежал, мучась этим намерением, но потом рассудил, что успеет еще сделать это и после чаю, а чай можно пить, по обыкновению, в постели, тем более что ничто не мешает думать и лежа.
Так и сделал. После чаю он уже приподнялся с своего ложа и чуть было не встал; поглядывая на туфли, он даже начал спускать к ним одну ногу с постели, но тотчас же опять подобрал ее.
Пробило половина десятого, Илья Ильич встрепенулся.
– Что ж это я в самом деле? – сказал он вслух с досадой, – надо совесть знать: пора за дело! Дай только волю себе, так и…
В доме все еще спало утренним мертвым сном
Предсказание Пушкина сбылось. Стихи и сказки Жуковского и сегодня — хотя они написаны около ста пятидесяти лет назад — пленяют и радуют нас. А происходит это потому, что они исполнены светлого чувства любви к людям, к природе, полны действия и написаны лёгким, живым и звучным языком.
Василий Андреевич Жуковский был сыном тульского помещика и пленной турчанки Сальхи, отданной ему в крепостные.
Хотя детство будущего поэта проходило в доме отца, оно не было счастливым. «Я не был оставлен, брошен, имел угол, — вспоминая о ранней поре жизни, писал поэт, — но… не чувствовал ничьей любви». Когда Жуковскому пошёл пятнадцатый год, его поместили в одно из лучших учебных заведений того времени — Московский университетский пансион, который он и закончил с отличием. Его имя «лучшего из лучших учеников» было занесено на мраморную доску в зале пансиона.
По окончании пансиона Жуковский выступил как поэт-переводчик. Переводы Жуковского были сразу же замечены и высоко оценены знатоками литературы. Этот успех вселил в юношу веру в своё поэтическое дарование, и он решил посвятить себя всецело литературным трудам.
Жуковский первый познакомил русских читателей с лучшими произведениями мировой поэзии. Он переводил басни знаменитого французского баснописца Лафонтена, стихи и поэмы немецких и английских поэтов. «Более всего для русской литературы Жуковский сделал как переводчик», — говорил Алексей Максимович Горький. Но наряду с переводами и пересказами из иностранной поэзии у Жуковского были и произведения, рождённые впечатлениями русской жизни.
В 1812 году французский император Наполеон, считавшийся непобедимым полководцем, пошёл войной на Россию. Жуковский вступил в народное ополчение. После Бородинского сражения, положившего начало разгрому наполеоновской армии, он написал стихотворение «Певец во стане русских воинов». В нём поэт славил защитников родной земли и говорил о своей сыновней любви к ней.
Стихотворение это в самое короткое время стало известно всей России.
Вскоре Жуковский переехал из Москвы в Петербург. В сентябре 1815 года состоялось его знакомство с 16-летним Пушкиным, учившимся в ту пору в Лицее — школе для родовитых дворян, помещавшийся в пригороде Петербурга — Царском Селе.
Жуковский сразу понял, каким великим талантом наделён Пушкин.
«Я сделал ещё приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным, — писал он в ту же осень поэту Вяземскому. — Я был у него в Саарском Селе[1]. Милое, живое творение. Это надежда нашей словесности… Нам всем необходимо соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт…» Эта встреча двух поэтов, совсем юного и уже прославленного, положила начало их дружбе, которую они сохранили навсегда. Жуковский был не только заботливым старшим другом Пушкина — он был и учителем его в поэзии. Когда же в 1820 году Пушкин прочитал Жуковскому только что законченную свою первую поэму «Руслан и Людмила», Жуковский подарил ему свой портрет, написав на нём: «Победителю ученику от побеждённого учителя…»
В 1826 году Жуковский совершил заграничное путешествие. В Германии он посетил всемирно прославленного поэта Гёте. Наслышанный о Пушкине, Гёте попросил Жуковского передать Пушкину перо, которым он только что писал. Жуковский охотно передал своему другу этот подарок. Пушкин сделал сафьяновый футляр, на котором было написано «Перо Гёте», и дорожил подарком.
Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Увлечённый народной поэзией, песнями и сказками, сам уже написавший «Сказку о попе и о работнике его Балде» и «Сказку о медведихе», Пушкин предложил Жуковскому поэтический турнир — состязание на лучший стихотворный пересказ русских сказок. Жуковский охотно принял вызов. В результате этого соревнования Пушкиным была написана «Сказка о царе Салтане», а Жуковским «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке» и «Сказка про царя Берендея». Работа над сказками очень полюбилась обоим поэтам. В последующие годы Пушкин пишет ещё несколько сказок. Новые сказки написал и Жуковский.
Жуковский интересовался не только творчеством русского народа, но и творчеством народов Ирана, Индии, Греции. Важнейшим трудом своей жизни он считал выполненный им перевод «Одиссеи» — стихотворной поэмы древнегреческого поэта Гомера. Он не раз выражал мечту о том, чтоб эта поэма, в которой нашли своё отражение представления древних греков о добре и зле, их обычаи и верования, полюбилась бы русским детям. «По-моему, — говорил Жуковский, — нет книги, которая была бы столь прилична первому периоду жизни, как „Одиссея“, возбуждающая все способности души прелестью разнообразною».
Человек разносторонней одарённости и исключительного трудолюбия, Жуковский был не только замечательным поэтом, «гением перевода», по словам Пушкина, но и отличным музыкантом и превосходным рисовальщиком. Он хорошо гравировал на меди и сам иллюстрировал многие свои стихотворения. В небольшой виньетке к «Певцу во стане русских воинов» Жуковский изобразил своего певца, то есть самого себя, безбородым юношей, в казачьей куртке, стоящим с лирой перед бородачами-товарищами, расположившимися на земле подле сторожевого огня.
Жуковский постоянно работал над отделкой своих переводов и стихов. «Я уверен, что только тот почитает труд тяжёлым, кто не знает его, но именно тот его и любит, кто наиболее обременён им», — говорил он. Под конец жизни, когда поэт ослеп, он продолжал писать ощупью, при помощи изобретённой им машинки.
Жуковский был сердечным и добрым человеком. Используя свои связи с царским двором, он постоянно помогал тем писателям, которых притесняло правительство. Добивается смягчения участи Пушкина — замены грозившей ему ссылки в Соловки высылкой на Юг, — устраивает возвращение из ссылки писателя-революционера Герцена; благодаря его деятельной помощи, великого украинского поэта Тараса Шевченко удалось освободить от крепостной зависимости.
До нас дошло письмо Жуковского к одной из фрейлин двора, в котором он говорит о предстоящем выкупе из крепостной неволи Шевченко. В этом письме он нарисовал себя кувыркающимся от радости.
В память 22 апреля 1838 года — дня, когда Шевченко перестал быть крепостным, — он посвятил Жуковскому свою, поэму «Катерина».
В 1837 году Жуковский совершил вместе с сыном царя, в воспитатели к которому был назначен с 1826 года, путешествие по России. Познакомившись в Сибири с невыносимыми условиями жизни декабристов, сосланных на каторжные работы, он хлопочет о смягчении их участи. Враг угнетения человека человеком, Жуковский ещё в 1822 году отпустил на волю своих крепостных.
Постоянно просивший за всех, кому царь грозил расправой, он в конце концов сам заслужил царскую немилость. Когда, заступаясь перед царём за очередного литератора, он сказал, что ручается за него, царь ему ответил: «А за тебя кто поручится?»
После гибели Пушкина Жуковский написал письмо шефу жандармов Бенкендорфу, в котором гневно обрушился на него, а с ним вместе и на самого царя и его приближённых за те притеснения, какие они чинили Пушкину на протяжении всей его жизни. Письмо это помогло нам распознать виновников безвременной смерти поэта.
В 1839 году Жуковский подал в отставку, которую царь принял.
Последние годы своей жизни он провёл за границей, где и скончался в возрасте шестидесяти девяти лет.
Русский язык (стр. 4 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
3) Вас скоро пригласят.
1. Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым …
Обведите номера правильных ответов.
2. Односоставным является предложение:
1) Завтра похолодает.
3) Вам не видать таких сражений.
3. Правильно выделена грамматическая основа предложения:
4. Безличным является предложение:
1) Не говори мне о плохом.
3) О прогулках нельзя было и думать.
5. Правильно указан главный член безличного предложения:
1) Следует позаботиться о пациентах.
2) В январе было холодно.
3) Надо чаще повторять пройденное.
6. Главный член является составным глагольным в предложении:
1) Мне нужно позвонить домой.
2) Дорогу размыло водой.
3) Его уже не было во дворе.
1. Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые …
Обведите номера правильных ответов.
2. Односоставным является предложение:
3) Стоит сильный мороз.
3. Правильно выделена грамматическая основа предложения:
1) Дело словом не заменишь.
3) Вот бы было лето!
4. Назывным является предложение:
5. Правильно выделен главный член назывного предложения:
1) За окнами душное лето.
6. Допущена пунктуационная ошибка в предложении:
1) Утром холодно ветер и солнце.
2) Вот и солнце, а до обеда было пасмурно.
3) Над горами бледно-зелёное светлое немое небо.
Обведите номера правильных ответов.
1.Двусоставным является предложение:
1) Вернусь через час.
2) Вернитесь через час.
3) Все вернулись через час.
2. Односоставным является предложение:
1) Необходимо платить за квартиру вовремя.
2) Пришлось пойти в магазин за хлебом.
3) Кто-то постучал в окно.
3. Правильно указаны главные члены предложения:
2) Сегодня, добрые друзья, повеселю вас новой сказкой.
3) Какая ужасная погода!
4. Главным членом является сказуемое в односоставном предложении:
1) Идти было трудно.
2) Рассказывая об этом, не могу не вспомнить об удивительном случае, произошедшем со мной недавно.
3) Какой сегодня хороший день!
1) Пришли мне, пожалуйста, новые книги.
2) Недавно мне прислали новые книги.
3) Надо послать ему новые книги.
6. Правильно определена форма главного члена предложения:
1) Поскорее надень ( повел. накл., 2-е л., ед. ч.) пальто.
2) Эту книгу перечитываешь ( изъявит. накл., наст. вр., 2-е л., мн. ч.) с наслаждением.
3) Читайте ( повел. накл., 2-е л., мн. ч.) больше книг.
7. Неопределённо-личным является предложение:
1) Вас просят к телефону.
2) Вам передали приглашение на вечер?
3) Из окна сильно дуло.
8. Правильно определена форма главного члена предложения:
2) В нашем районе скоро откроют ( изъявит. накл., буд. вр., 3-е л., мн. ч.) новую школу.
3) За дверью бойко говорили ( изъявит. накл, прош. вр., мн. ч.) по-русски.
9. Безличным является предложение:
1) У него ломит ноги.
2) Мне хочется повидаться с вами.
3) Полезно купаться в море.
10. Правильно выделен главный член безличного предложения:
1) Мне надо встретиться с друзьями.
2) Об этом нельзя и думать.
3) Можно было бы пригласить его к нам.
11. Главный член является составным глагольным в предложении:
1) Надо поехать на дачу полить цветы.
2) Нам было отказано.
3) Мне необходимо написать статью к концу месяца.
12. Назывным является предложение:
2) Сегодня можно пойти в лес.
3) Жаль возвращаться домой.
13. Неполным является выделенное предложение:
1) Он смотрел с любопытством, она – с торжеством.
2) Движение – это жизнь, а жизнь без движения пуста.
3) Илюша – к воротам, но из окна послышался голос матери.
1. Однородные члены выражаются …
Обведите номера правильных ответов.
2. Однородные члены есть в предложении:
1) Мал золотник, да дорог.
2) Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред.
3) Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.
3. Однородные члены правильно выделены в предложении:
1)Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо.
2) Встречались женщины с корзинами на головах, солдаты на повозках, скрипящие арбы на буйволах.
3) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.
4. Однородные дополнения есть в предложении:
1) В детстве видел я в окнах своего дома небо, птиц, аллеи.
2) С гордостью, с любовью, с восторгом говорили о победителях соревнований.
3) Я лежу и улыбаюсь редким облакам, солнцу, морю.
5. Однородные определения есть в предложении:
1) Глаза у нас то синие, то карие, то чёрные.
2) Короткие сумерки быстро сменились чудною, ласковою тропической ночью.
3) Откуда-то издалека доносился странный, прерывистый, протяжный звук.
6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) Яркий майский день заиграл всеми своими, голубыми, сиреневыми и зелёными красками.
2) Сильный, порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу.
3) За окном золотом сиял осенний, погожий, холодный день.
Обведите номера правильных ответов.
1. Союз и соединяет однородные члены в предложении(ях):
1) Светлые полосы от огня и чёрные тени ночи плясали вокруг костра.
2) Непрекращающийся дождь и постоянная прибыль воды в реке очень беспокоили наших проводников.
3) Сумерки приближались, и надо было торопиться.
2. Между однородными членами противительный союз в предложении:
1) Лист в лесу сочен, густ и зелен.
2) Нам нужно сажать лес не только для восстановления природных сил земли, но и для нашего хозяйства.
3) Звёзды высоко, но неярко блестели на небе.
3. Между однородными членами соединительный союз в предложении(ях):
1) На мельнице и стук и гром.
3) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.
4. Однородные члены соединены двойным союзом в предложении(ях):
1) В походе надо сообразовываться не столько с силами людей, сколько с силами вьючных животных.
2) Многие птицы уничтожают не только насекомых, но и грызунов.
3) Дуб, берёза, ясень и ива росли то группами, то в одиночку.
5. Однородные члены разделяются запятыми в предложении(ях):
1) Мокрый лист с осины и дорожных ивок так и хлещет в спину и загривок.
2) Он сохранил и блеск лазурных глаз и звонкий детский смех и речь живую.
3) Я не мог открыть в нём страсти ни к еде ни к охоте.
6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении(ях):
1) Вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась, и засверкала росой.
2) Глубокая тишина в природе нарушалась только однообразным шумом, да жужжанием насекомых.
3) Глубоко-глубоко отражались в пруду берег и вечернее небо, и белые полоски облаков.
Обведите номера правильных ответов.
1.Обобщающее слово стоит после однородных членов в предложении:
1) Среди птиц насекомых в сухой траве в воздухе везде чувствовалось приближение осени.
2) Все эти птицы утки всех пород и лебеди почти не боятся человека.
3) Ни вершины ни снега ни даже облака ничто не отражалось в гладкой поверхности озера.
2. Правильно подчёркнуто обобщающее слово в предложении:
1) Повсюду: в кустах, в траве – запели, зачирикали птицы.
3) Восход полыхал и озарял всё: сосны, утёс, реку и облака.
3. Пропущено двоеточие в предложении:
1) Проносившиеся мимо поля, рощи, деревни всё было окутано сиреневатою дымкой.
2) От зноя всё стало жёлтым и небо, и поля, и воздух.
3) Улыбку, смех, и радость, и печаль я всё забыл.
4. Пропущено тире в предложении:
1) Ничего здесь нет для ума ни гимназии ни библиотеки ни театра.
2) Всё это: и ночь, и даль, и горы, и звёзды казалось мне исполненным невиданной прелести.
3) Ни дерево, ни вода ничто не шелохнётся.
5. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) Милым казалось всё: и лес и речушки.
2) Охота с острогою требует трёх условий: тёмной ночи, светлой воды и совершенно ясной погоды.
3) Все породы деревьев смолистых как-то: сосна, ель, пихта и прочие – называются «красным лесом».
6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) Всё кругом ещё спало утренним мёртвым сном.
2) Девичье личико и солнце тени и быстрая речка – всё было прелестно в это милое утро.
3) И горы, и долины, и луга, и леса – всё залито солнечным светом.
Обведите номера правильных ответов.
1. Обособленный член есть в предложении:
1) Савельич от меня не отставал не прерывая жалобных своих молений.
2) Вдруг я увидел в сумраке прямо перед собой человек пять мужиков вооружённых дубинами.
3) Не зная пароля я хотел молча проехать мимо них.
2. Обособленное определение есть в предложении:
1) Войдя в комнату человек изо всех сил стукнул посохом по полу.
2) Белые, причудливых форм тучки с утра показались на горизонте.
3) Над нивами вился лёгкий парок наполнявший воздух запахом оттаявшей земли.
3. Обособленное определение выражено причастным оборотом в предложении:
1) Это была прежняя Катя с косами вокруг головы, с завитками на лбу.
2) Август был с тёплыми дождиками как будто нарочно выпавшими для сева.
3) Бледный свет похожий на чуть разбавленную синькой воду заливал часть горизонта.
4. Обособленное определение выражено прилагательным с зависимым словом в предложении:
1) Тихая ночь вся золотистая от полумесяца мешалась с тонким светом зари.
2) Прохваченный ночной свежестью холодный воздух заставлял вздрагивать.
3) В стороне обращённой в поле на правом углу стояла башня построенная очень давно.
5. Обособленное определение выражено прилагательными в предложении:
1) Это была прямо русская душа правдивая честная простая.
2) Одарённый необычайной силой Герасим работал за двоих.
3) Подошёл маленький поезд из пустых товарных вагонов.
6. Распространённое определение стоит после определяемого слова в предложении:
1) Вдали я видел сквозь туман в снегах горящих как алмаз седой незыблемый Кавказ.
2) Усталый и зноем томимый он в роще дубовой прилёг.
3) Бежит он дикий и суровый и звуков и смятенья полн на берега пустынных волн.
Обведите номера правильных ответов.
1.Обособленное определение относится к личному местоимению в предложении:
1) В седьмом часу вечера пыльные и усталые мы вступили в широкие укреплённые ворота крепости.
2) Утомлённый новыми впечатлениями я заснул ранее обыкновенного.
3) Полный раздумья шёл я однажды по большой дороге.
2. Обособленное определение стоит после определяемого слова в предложении:
1) Лес зелёный кругом молодой и росистый.
2) В длинном своём платье со шляпой на голове вышла она в переднюю.
3) Погружённый в свои мысли Чечевицын ничего не ответил.
3. Причастный оборот не обособляется в предложении:
1) Вышедший рано утром отряд прошёл уже четыре версты.
2) Солнце блистало на только что распустившейся листве.
3) По пыльной дороге ведущей к садам тянулись скрипучие арбы наложенные чёрным виноградом.
4. Определение, стоящее перед определяемым словом, обособляется в предложении:
2) Голодный и прозябший возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу.
3) Дувший со всех сторон ветер иногда усиливался.
5. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвращалась с прогулки.
2) Словно раненая птица, увлекаемая сильным ветром помчалась наша лодка вдоль берега.
3) На горизонте серебряном от тонкой далёкой пыли дрожали прозрачные струйки воздуха.
6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) Стоял солнечный день, морозный и ясный.
2) По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые как весенний запоздалый снег.
3) Ноги беспрестанно путались в пресыщенной горячим солнцем траве.
Обведите номера правильных ответов.
1. Обособленное приложение есть в предложении:
1) Аксинье на руки отдали хохлатого дымчатого селезня единственную «господскую» птицу.
2) На дороге стоял сам Алёхин мужчина лет сорока.
3) На телеге стоит высокий мужик в белой рубахе и в чёрной шапке.
2. Распространённое приложение есть в предложении:
1) Студент этот по имени Михалевич энтузиаст и стихотворец искренно полюбил Лаврецкого.
2) Чаще всего я встречался с дедом корзинщиком.
3) Хозяин родом яицкий казак казался мужик лет шестидесяти.
3. Приложение относится к местоимению в предложении:
1) К нам подошёл Ваня мальчик лет шести.
2) Искатель новых впечатлений я вас бежал, отечески края.
3) Все мы пассажиры сидели или лежали на палубе буксирного парохода.
4. Приложение стоит после определяемого слова в предложении:
1) Там в стары годы сатиры смелый властелин блистал Фонвизин…
2) Вдали показалась пристань маленький красный домик.
3) Он близок, близок день свиданья тебя мой друг увижу я.
5. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) Вот от лесу, как передовой вестник, понесся свежий ветерок.
2) В воде трепещут красные факелы отражения огней берега и судов.
3) Перед нами вдоль тропы лежал пень, полусгнивший остаток когда-то могучего дуба.
6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) Илюше иногда, как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать всё самому.
2) Низко плыли первые предшественники непогоды – рваные клочья облаков.
3) Добряк, он не мог никому отказать в просьбе.
Обведите номера правильных ответов.
1. Обособленное обстоятельство есть в предложении:
1) Ключ этот бьёт из расселины берега превратившейся мало-помалу в небольшой, но глубокий овраг.
2) Испуганные кони скакали прижав уши, храпя, косясь на раскаты грома.
3) Благодаря массе новых впечатлений день прошёл для Каштанки незаметно.
2. Распространённое обстоятельство есть в предложении:
1) Звёзды нетленно сияли за окном, умножая красоту ночи.
2) Я читал в саду сидя в бабушкином плетёном кресле.
3) В голых окраинных садах сидели на покосившихся скворечниках и сипло посвистывали отогреваясь скворцы.
3. Слово, к которому относится распространённое обстоятельство, правильно указано в предложении:
1) В уголке, приютившись в крошечном деревянном балаганчике, старуха вязала чулок.
2) Воротясь домой, она тотчас ушла в свою комнату.
3) Тяжёлый парус поднимая, рыбак идёт на дальний лов.
4. Распространённое обстоятельство стоит после слова, к которому оно относится, в предложении:
1) День был жаркий светлый лучезарный несмотря на перепадавшие дождики.
2) Проглянет солнце ярко озаряя и лес и степь и старую усадьбу.
3) Носясь меж дымных облаков он любит бури роковые, и пену рек, и шум дубров.
5. Пунктуационная ошибка есть в предложении:
1) Около получаса шёл я так, с трудом переставляя ноги.
2) Погнавшись за проезжающими, Серёжа споткнулся и на всём бегу ударился коленом о дерево.
3) В морской дали, приглядевшись можно различить очертания островов.
6. Пунктуационная ошибка есть в предложении:
1) Она сидела на стуле возле окна, отвернувшись и почти спрятав голову.
2) Холодный ветер дул не переставая.
3) Весеннее солнце, обогнув положенный путь садилось в юную степь за длинными холмами.
Обведите номера правильных ответов.
1. Уточняющий член есть в предложении:
1) Потом надев сапоги накинув на плечи поддевку и не застёгивая ворота рубахи он выходит на крыльцо.
2) Вправо от дома на берегу пруда раскинулся огромный парк.
3) Она вошла с мороза бодрая зарумянившаяся …
2. Уточняющее обстоятельство есть в предложении:
1) Я вставал рано, с рассветом, и тотчас принимался за работу.
2) В воздухе изредка появлялись «белые комары», то есть снежинки.
3) Внизу, у самой реки, горел огонь.
3. Уточняющее дополнение есть в предложении:
1) Ехали только днём, во избежание всяких дорожных случайностей.
2) Ничего не было видно, кроме волн, летевших из мрака.
3) Далеко, на том берегу, в непроглядной тьме горело несколько ярко-красных огней.
4. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) Белые, чистые пески с грядами разноцветной гальки, то есть камешков широко расстилались перед ними.
2) После двухдневного ненастья или, вернее сказать, сырой погоды, наступило ясное осеннее время.
3) Сквозь пыль, залеплявшую глаза, не было видно ничего, кроме блеска молний.
5. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) В конце августа по большой ущелистой дороге, между Дуванской и Бахчисараем, шагом, еле двигаясь ехала офицерская тележка.
2) В повозке, спереди, на корточках, сидел денщик в нанковом сюртуке и сделавшейся совершенно мягкой бывшей офицерской фуражке.
3) На повозке, впереди всех сидел боком бородач в шляпе и, локтем придерживая кнутовище, связывал кнут.
6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) Он заставил её ходить на задних лапах, изображал из неё колокол, то есть сильно дёргал её за хвост.
2) Сын Хаджи-Мурата восемнадцатилетний юноша Юсуф сидел в темнице, то есть в глубокой яме.
3) Туча осталась теперь справа, а впереди, в жёлтом море хлеба был виден маленький островок леса.
Обведите номера правильных ответов.
1. Однородные члены есть в предложении:
1) Обильно перемешанная с избитой измолоченной соломой обнажившаяся и размокшая лежала земля.
2) Лошади загнанные тяжело хрипели шли шагом и только вздрагивали от кнута.
3) После ужина в местном незатейливом ресторане мы трое друзей решили прогуляться по тихим вечерним улицам.
2. Однородные дополнения есть в предложении:
1) Я люблю просёлочные дороги тихо плетущуюся лошадёнку наивный разговор ямщика.
2) Каждый день вижу Веру у колодца и на гулянье.
3) Иван Дмитриевич рисует себе осень с дождями с холодными ветрами и с бабьим летом.
3. Пунктуационная ошибка есть в предложении:
1) Чёрные, как уголь, скворцы давно поселились на высокой раскидистой берёзе.
2) На восточной стороне неба всплыла длинная, туманная полоса.
3) С востока неслись не то низкие, чёрные тучи, не то холодный дым исполинского пожара.
4. Союз и соединяет однородные члены в предложении:
1) Над мостом уже пролетели два неприятельских ядра и на мосту была давка.
2) Было тихо и с той горы изредка долетали звуки рожков и криков неприятеля.
3) В одном месте крутой бок возвышений воздымался выше прочих и весь убирался в зелень столпившихся густо деревьев.
5. Однородные члены соединены двойным союзом в предложении:
1) Река то верная своим высоким берегам давала вместе с ними углы по всему пространству то иногда уходила от них прочь.
2) Отдалённые горы были задёрнуты не то туманом не то какою-то мглой.
3) Сказка нужна не только детям но и взрослым.
6. Пунктуационная ошибка есть в предложении:
1) Я стал посещать музей и галереи и читать книги.
2) И верного друга прощальной рукой и гладит и треплет по шее крутой.
3) Звуки и запахи, тучи и люди были странно красивы.
7. Обобщающее слово выделено в предложении:
1) Кругом повсюду мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветках деревьев.
2) Гости говорили о многих приятных и интересных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице …
3) Людям хотелось бы всё сохранить: и розы, и снег.
8. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) Тут было всё вместе – и клён, и груша, и низкорослый ракитник, и берёзка, и ель …
2) Повсюду: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот происходили шумные разговоры.
3) И утёсы и море, и горы и берег – всё это приняло одну общую окраску.
9. Обособленный член есть в предложении:
1) Я сидел в берёзовой роще осенью около половины сентября.
2) С самого утра перепадал мелкий дождик сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием.
3) Внутренность рощи влажной от дождя беспрестанно изменялась.
10. Обособленное определение является несогласованным в предложении:
1) Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу.
2) У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой.
3) Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало.
11. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) Этот одноэтажный дом вытянулся во двор, заросший дёрном чистый и пустынный, с колодцем среди него, под крышей на двух деревянных столбиках.
2) Три окна дома, узкие и прорезанные арками были высоко над землёй.
3) На парне были штаны, закатанные выше колен и выпущенная поверх штанов рубаха.
12. Обособленное приложение есть в предложении:
1) На месте отъехавшего грузовика стоял Петр Филиппович наш бургомистр.
2) Два молодых человека студент и офицер были одних лет и оба красивы.
3) Варвара Павловна в шляпе и шали торопливо возвратилась с прогулки.
13. Уточняющий член есть в предложении:
1) Запах палого листа и дыма висел над садами то усиливаясь то ослабевая.
2) Лось выбежал на опушку заросшую кустарником и не останавливаясь направился к реке.
3) Внизу у подножия сосен уже темно и глухо.
14. Пунктуационная ошибка есть в предложении:
1) В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
2) Впереди нас, за срубленным лесом, открылась довольно большая поляна.
3) Вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и пестрея в светлом воздухе голуби быстро кружатся над ней.
1. Обращение в устной речи служит для …
Обведите номера правильных ответов.
2. Обращение есть в предложении:
1) Широко ты Русь по лицу земли в красе царственной развернулася.
2) Здравствуй город родной и любимый!
3) Этот город родной и любимый.
3. Выделенное слово является обращением в предложении:
1) Полно степь моя спать беспробудно.
2) Учи меня соловушка искусству своему.
3) Прекрасны вы поля земли родной …
4. Обращение является распространённым в предложении:
1) Колокольчик среброзвонный ты поёшь?
2) Отвори мне страж заоблачный голубые двери дня.
3) Старик я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
5. Пунктуационная ошибка есть в предложении:
1) Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета.
2) Отколе, умная, бредёшь ты голова?
3) Не прав твой, о, небо, святой приговор.
6. Пунктуационная ошибка есть в предложении:
1) Что ты, поникла, зелёная ивушка?
2) Природа-мать! К тебе иду с своей глубокою тоскою.
3) Засветись, о день счастливый! Разгони густой туман.
1. Вводные слова имеют значения: …
Обведите номера правильных ответов.
2. Вводное слово есть в предложении:
1) Тут делать нечего друзья поцеловались.
2) Прасковья Ивановна брала с него за обед и пила его чай следовательно не жаловалась на его присутствие
3) Признаться я не очень обрадовался его предложению.
3. Выделенное слово является вводным в предложении:
1) Он может вернётся домой.
2) Он может остаться дома.
3) Видно ты давно не был здесь.
4. Вводные слова выражают чувства в предложении:
1) Букет был собран должно быть недавно.
2) Я к сожалению должен ещё встретиться с другом.
3) Она вероятно никак не ожидала нас встретить.
5. Вводные слова указывают на источник сообщения:
1) Очевидно он не считает важными ни свои поступки, ни свои доводы.
2) К счастью все мои служебные обязанности в Петербурге были уже окончены.
3) По его словам мы все должны были поучаствовать в этих соревнованиях.
6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) Она, видно только что проснулась.
2) Весна, считай, уже наступила.
3) Люди любят вспоминать очевидно потому, что на отдалении яснее становится содержание прожитых лет.
Обведите номера правильных ответов.
1. Вставная конструкция есть в предложении:
1) Малолетний сынок то смотрел как ловят рыбу сёстры ему самому ещё не позволяли то играл около матери.
2) Лошадёнка его к истинному моему удивлению бежала недурно.
3) Когда я стану умирать и, верь, тебе недолго ждать ты перенесть меня вели в наш сад.
2. Выделенные слова являются вставной конструкцией в предложении:
1) По утреннему холодку бодрым, спорым шагом мы отмахали километров восемнадцать
2) Крупные, красивые птицы их всего было тринадцать летели треугольником.
3) Пожарная команда по условиям местности подъехать близко к пожару не могла.
3. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:
1) Снизу от реки, её шум ещё не был слышен, выползал туман.
2) Однажды – это было в 1900 году – я бродил по тайге.
3) Ястреб (я теперь мог его хорошо рассмотреть) подтянул зверька к ольховнику.
4. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:
1) Люди любят вспоминать очевидно потому, что на отдалении яснее становится содержание прожитых лет.
2) Очевидно, эти камни когда-то отвалились от каменного гребня на вершине горы.
3) Лучший подсказчик в гимназии – к тому же француз – Регаме учился в нашем классе.
5. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) В самом деле, пора уже успокоиться.
2) Весна (считай) уже наступила.
3) Он вышел из себя и в первую минуту гнева хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистенёвку (так называлась деревня его соседа), разорить её дотла.
6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
2) Во-первых, больная действительно находилась в отчаянии, во-вторых я сам чувствовал сильное к ней расположение.
3) Куль муки продавался (и то самым тайным образом) за двадцать пять рублей.
Обведите номера правильных ответов.
1. Обращение есть в предложении:
1) Послушайте, отчего вы его не прогоните?
2) Николай Степаныч позвольте мне поговорить с вами о театре!
3) Опять я ваш о юные друзья.
2. Вводные слова есть в предложении:
1) Детям по причине малолетства не определили никаких должностей.
2) Судя по запаху где-то поблизости находилась ферма.
3) Володя к великой радости бабушки выказывает необыкновенные познания.
3. Выделенные слова являются обращениями в предложении:
1) Знаете ли вы например, какое наслаждение слушать его голос?
2) Ты матушка чай тоже не бедна.
3) Наташа представьте себе давно уже приехала.
4. Выделенные слова являются вводными в предложении:
1) Лицо и всё сложение Лукашки несмотря на угловатость молодости выражали большую физическую и нравственную силу.
2) Красивое безбородое лицо извозчика казалось печальным и хмурым.
3) Кажется кто-то идёт за мной.
5. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:
1) Идёт такой зверёк, положим, по лесу, увидал птичку, поймал и съел.
2) Каковы бы ни были тайные намерения Дубровского (мы их узнаём после), но в его поведении не оказалось ничего предосудительного.
3) Наконец я с ними простился; отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.
6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков казалось ожидали солнца.
2) На мой взгляд внешность этого человека удивительно соответствует его специальности.
3) Но – к великой моей досаде – Швабрин, обычно снисходительный, решительно заявил, что песня моя нехороша.
1. Продолжите предложение:
Прямая речь – это речь …
Обведите номера правильных ответов.
2. Предложением с прямой речью является предложение:
1) Ах! Нет, надеждами я мало избалован.
2) В комнате раздался певучий голос славно почувствовали мы жизнь сейчас.
3) Сёстры решили сказать Михаилу что после завтрака идут гулять одни.
3. Предложением с косвенной речью является предложение:
1) Папа говорил что мы будем жить у бабушки.
2) Тогда профессор в очках равнодушно обратился ко мне приглашая отвечать на вопрос.
3) Всё в порядке можно выходить сказал Гаврик.
1) Одна из слушательниц задала вопрос а не могли бы вы объяснить что хотели сказать этим произведением.
2) Василиса Егоровна – прехрабрая дама заметил важно может это засвидетельствовать
3) Мы ещё об этом подумаем и потолкуем отвечал генерал.
5. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:
6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
3) «Ой, какие цветы! – закричала Маша. – Прямо прелесть!»