сравнительная таблица западники и славянофилы история
Консерваторы, западники и славянофилы
Содержание:
Социально-политические течения 1830-1850 гг.
Формирование, развитие и особенности основных идеологий
Характерно, что противопоставление России и Запада, позднее отраженное в доктринах консерваторов, являлось частью официальной государственной идеологии согласно Манифесту от 13 июля 1826 года. Николаем I страна провозглашалась обособленной от западной цивилизации, ее либерально-демократических идей. Эта концепция в дальнейшем стала основой для создания теории официальной народности с ее лозунгом: «Православие. Самодержавие. Народность». Ее противоположность — идейные доктрины либералов, признающих лишь западные ценности.
Так, в период правления Николая I общество оказалось расколото на несколько лагерей, имеющих собственный взгляд на историю и развитие России:
Славянофильство, западничество: поиск исторического пути России
Сходства, различия и особенности течений
Термины «славянофилы» и «западники» первоначально не имели идеологического значения. После обострения конфликтов, начало которым положило «Философское письмо» Чаадаева, они стали применяться в отношении сторонников различных идейных течений либеральной мысли.
Сравнительная таблица идей славянофилов и западников:
Славянофильство
Западничество
Время формирования идей
1840-1850 гг.. Окончательно идеи сформированы к 1839 году.
1830-1850 гг. Оформилось как самостоятельное течение к 1841 году.
Особенности
Вера в национальное сознание, особый путь развития России.
Россия как европейская цивилизация с западными ценностями, идеалами, общественным и политическим устройством.
Политическая сфера
Самодержавная власть с элементами конституционной.
Критика политического строя России, абсолютной монархии. Стремление к демократическому строю, конституционной монархии.
Духовная сфера
Православие как путь к спасению и миру.
Приоритет — развитие науки, образования.
Экономическая сфера
Крестьянская община как элементарная ячейка экономики, крестьянские хозяйства.
Развитие частной собственности, промышленности, транспорта, а также свободной торговли на основе личной экономической независимости граждан.
Отношение к крепостному праву
Отмена с сохранением земель, общинное землевладение.
Отмена с полным упразднением помещичьих хозяйств.
Отношение к петровским реформам
Отрицательным отношение к политике Петра I, внедрению западных ценностей.
Признание петровских реформ, поощрение модернизации России, внедрения европейских технологий.
Известные представители
Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, П. Боткин, И.В. Вернадский и др.
Общая природа славянофильства и западничества как социально-политических течений либерализма породила ряд сходств, таких как:
Западники и славянофилы (таблица)
Большая часть 19 века прошла в Российской Империи под знаком спора славянофилов и западников. Представители обоих философских течений ясно осознавали необходимость реформ. Вместе с тем, понимание русского исторического пути у них рознилось. Предлагаем вашему вниманию сравнительную таблицу взглядов западников и славянофилов (прокрутка внизу).
Западники | Славянофилы |
Основные представители | Первым их представителем в России был Чаадаев. Он резко критиковал русскую действительность. Подозревался в связях с восставшими декабристами. |
М.А. Бакунин – основоположник социального анархизма. Один из наиболее радикальных представителей течения. Был подвергнут репрессиям. Бежал в эмиграцию. Принимал участие в работе. «Первого интернационала».
А.И. Герцен. Его называли вождем западников. За организацию революционного кружка, был подвергнут ссылкам. В эмиграции основал знаменитый журнал «Колокол».
Братья Киреевские. Основа их миропонимания – богопознание. Суть оного в борьбе религиозного интуитивизма с рационализмом.
Братья Аксаковы. Основа развития страны, по Константину Аксакову – православную веру и общинную форму ведения хозяйства. Иван Аксаков – посвятил жизнь борьбе за принцип «Сила мнения – народу, сила власти – царю!».
Как показала история, Россия, в большей степени, пошла по пути, предложенному западниками. Но и славянофилы внесли свою лепту в процесс развития страны, повысив интерес к русской культуре.
Сравнительная таблица «Западники и славянофилы»
Задание для студентов 2 курса по теме «Общественное движение во второй половине XIX в.»
Задание: Закончите составление и заполните сравнительную таблицу «Западники и славянофилы»
Происхождение или значение названия
Видение путей развития России
Отношение к реформам Петра I
Отношение к самодержавию
Отношение к существующей государственной системе
Отношение к прошлому России
Отношение к личности
Отношение к русскому языку, русской культуре
З ападники и славянофилы
Хомяков А.С. – «Илья Муромец славянофильства», братья Киреевские И.В. и П. В., братья Аксаковы И.С. и К.С., Самарин Ю.Ф., Кошелев А.И., Даль В.И. – создатель словаря великорусского языка
Происхождение или значение названия
Буквально – «славянолюбы»; название дано запаниками в ходе полемики; сами называли себя « русолюбами » или «русофилами»
Так называли всех, кто противостоял славянофилам, то есть тех, кто ориентировался на пример Запада в общественном развитии
Видение путей развития России
Россия как часть мировой цивилизации идет тем же путем, что и западные страны, хотя и «запаздывает» в развитии.
История России – часть общемирового исторического процесса.
Задача: догнать Запад, создать вместе с ним «единую общечеловеческую культурную семью».
Цель: европеизация России
Отношение к реформам Петра I
Петр расколол страну, противопоставил Русскому миру Антирусский мир в лице бюрократии, дворянства, интеллигенции.
Петр создал условия для возможных в будущем революционных потрясений, отказавшись от истинного русского пути развития.
Абсолютно положительное, восторженное.
Возвеличивали Петра, считали, что он « спас Россию », поведя по пути реформ по западному образцу.
Петр I вел Россию из состояния дикости и приобщил к культурным достижениям всего человечества.
Отношение к самодержавию
Идея: возрождение Земских соборов.
Выступали за ограничение самодержавия и установление конституционной монархии по западно-европейскому образцу.
Отношение к существующей государственной системе
Призывали к изменению государственного строя по западно-европейскому образцу путем постепенных реформ
Отношение к прошлому России
Идеализировали его, видели в нем пример, ориентир для дальнейшего развития страны.
Отношение к личности
Проводили идею « соборности », коллективизма.
Отношение к русскому языку, русской культуре
Приветствовали все русское, носили не только европейское, но и русское платье, бороды.
Считали заимствования из иностранных языков оправданными, и отвечающими требованиям прогресса.
Приветствовали все западное, отношение к русскому могло быть пренебрежительным.
Отношение к крепостному праву, всесилию бюрократии, подавлению прав и свобод личности
Отношение к коренным преобразованиям в России
Убеждены в их необходимости.
Преобразования должны быть проведены «сверху», то есть по инициативе верховной власти и опоре ее на передовую общественность.
Взгляды на характер проведения реформ
Отношение к России
Вера в ее возможности, в ее будущее процветание.
Таблица “Западники и славянофилы”
Всего получено оценок: 167.
Всего получено оценок: 167.
В консервативные годы правления императора Николая I в Российской империи сформировалось два направления общественной и философской мысли – западничество и славянофильство. Представители первого относились в целом к либеральному направлению, а второго к почвенникам.
Западники
Корни западничества в России входят в XVII век. В те годы к этому направлению относились первые лица государства – фаворит царя Алексея Михайловича Борис Морозов, руководители Посольского приказа 1670-80-ых – Артамон Матвеев и Василий Голицын.
Рис. 1. Западники XIX век.
В XVIII веке к западникам относились Николай Новиков и Александр Радищев. В XIX веке развитие идей западничества связано с “Философическими письмами” Петра Чаадаева, которые в 1836 году были напечатаны в журнале “Телескоп”.
По происхождению западники принадлежали к следующим социальным группам:
В их среде выделилось несколько направлений:
В целом западники выступали за развитие России по западноевропейскому пути, объектами их критики стали самодержавие, крепостное право, крестьянская община (исключение составляли западники-социалисты).
Также к западникам и разделяющим их идеи можно отнести экономистов Андрея Заблоцкого-Десятовского и Ивана Вернадского, писателя Михаила Салтыкова-Щедрина, поэта Николая Некрасова, литературного критика Виссариона Белинского.
Славянофилы
Славянофилы выводили свои взгляды из русского православия. Почву для появления этого направления подготовил патриотический порыв войны 1812 года. Основоположником славянофильства стал литератор Алексей Хомяков. Помимо него, к движению относились:
Славянофилы выступали за особый путь России, у них было положительное отношение к самодержавию, но негативное к Петру I и крепостному праву. Они выступали за мирный путь реформирования сверху.
Кратко сходства и различия западников и славянофилов можно представить в сравнительной таблице:
Направление
Характеристика
Положительное отношение к Петру I и западному пути развития, реформирование страны с целью отмены крепостного права и создания парламента
Негативное отношение к Петру I и крепостному праву, за особый путь развития Святой Руси в рамках формулы православия, самодержавия и народности
Корни славянофильства следует искать в первой половине XVI века в споре между “иосифлянами” и “нестяжателями” при великом князе Иване III, а также в религиозно-философской идее “Москве – Третий Рим” псковского старца Филофея при Василии III.
Что мы узнали?
Западников и славянофилов изучают школьном курсе истории 8-9 класса. Это были два направления общественно мысли Российской империи середины XIX века. Полезно сделать сравнение их идей и взглядов на путь развития России.