практическая работа перестройка динамического стереотипа овладение навыком зеркального письма
Лабораторная работа №2 на тему : «Выработка навыка зеркального письма»(9 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: « Выработка навыка зеркального письма»
Цель : исследовать выработку навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа.
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.
Условия работы. Опыт можно проводит одному, но лучше, если он проводится в присутствии других людей. Тогда более отчетливо проявляются эмоциональные компоненты, связанные с перестройкой динамического стереотипа.
1.Перепишите в тетради таблицу для фиксации результатов. Данные заносите в нее по мере выполнения опыта.
Таблица 1 «Запись опыта по выработке навыка зеркального письма »
Время, необходимое для написания слова зеркальным щрифтом, в каждой из 10 попыток, сек
2.Измерьте за сколько секунд вы можете написать слова «Психология» скорописью. Результаты запишите в левый столбик. 3.Измерьте, за сколько секунд вам удастся написать слово «Психология» зеркальным шрифтом. Писать надо справа налево так, чтобы все элементы букв были направлены в противоположную сторону. Полученные результаты запишите в правом столбике под цифрой 1.
4.Повторите эту запись 10 раз, измеряя скорость письма в секундах при каждой попытке. Результаты измерений проставьте в правом столбике в соответствии с номером попытки.
5.После выполнения всех попыток просчитайте число разрывов между буквами и их элементами при написании слова обычным и зеркальным шрифтом. Определите, уменьшается ли число таких разрывов от попытки к попытке, появляются ли соединения между буквами.
6.Обратите внимание на нажим, с которым написаны буквы, особенно в тех случаях, когда встречались затруднения. Подумайте, какими фактами можно подтвердить, что при выработке динамического стереотипа число «лишних» движений и «лишних» усилий сокращается.
7.И. П. Павлов высказал предположение, что при изменении старого динамического стереотипа человек испытывает отрицательные эмоциональные состояния. Можете ли вы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу фактами данного опыта?
8.На основании данных правой части таблицы 1 постройте график выработки навыка зеркального письма. Номера попыток поместите на оси абсцисс, время — на оси ординат.
Лабораторная работа «Выработка навыка зеркального письма»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Лабораторная работа « Выработка навыка зеркального письма»
Цель : исследовать выработку навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа.
Динамический стереотип – это четкая последовательность условнорефлекторных действий, подкрепляемых в конце, когда все условнорефлекторные действия выполнены.
Слово «стереотип» означает постоянство. Однако это постоянство динамическое (подвижное), поскольку возникает в процессе жизни и в процессе жизни может исчезнуть или измениться, если изменятся условия, лежащие в основе его формирования.
Примером динамического стереотипа является наше письмо. С первого класса нас учили письму: вначале нам показывали, как пишутся отдельные буквы, потом мы обучились сливать их в слоги и наконец в слова. Мы можем записать услышанную фразу целиком, не думая ни о буквах, ни об их соединении, ни, может быть, даже об орфографии, поскольку у нас выработан прочный динамический стереотип, ставший навыком. Об этом говорит тот факт, что смысл слова (подкрепление) становится понятным, когда все буквы написаны, и теперь нам достаточно прочесть начало слова (или фразы), чтобы уловить смысл текста. Начальные стимулы приводят в движение всю цепочку.
Чтобы проследить, как формируется динамический стереотип, попробуем его переделать (разрушить), выработав навык зеркального письма. Все элементы букв должны быть при этом ориентированы в противоположную сторону: справа налево, как показано в образце (смотри ниже).
Навык зеркального письма никакого практического значения не имеет, но на этом примере можно проследить особенности образования любого навыка. В этом отношении наш эксперимент можно считать модельным, потому что он дает возможность выяснить закономерности выработки любого навыка путем моделирования.
Теперь нам предстоит разрушить старый динамический стереотип и создать новый. Что при этом может произойти? Выдвинем гипотезу и попытаемся проверить на опыте, насколько она будет верна.
1.При разрушении привычного навыка письма мы можем ожидать, что деятельность распадется на отдельные элементы: мы начнем писать по-новому, выписывая по очереди не только каждую букву, но и отдельные элементы букв. При этом отдельные элементы, а то и целые буквы могут быть написаны по-старому, поскольку для угасания выработанных условнорефлекторных реакций необходимо время.
2.Потеряется автоматизм движения, каждое действие мы будем обдумывать, всматриваться в образец, а потом сверять с ним то, что мы написали.
3.При измерении скорости письма по мере овладения зеркальным шрифтом наибольшую разницу мы обнаружим между первой и второй попыткой. Затем эта разница начнет уменьшаться, и при длительной тренировке она приблизится к тем результатам, которых мы достигаем при письме нормальным шрифтом. Это произойдет благодаря выработке нового динамического стереотипа.
4.Выработка динамического стереотипа будет происходить нелегко. Вначале может быть образована связь между отдельными движениями, она будет совершенствоваться до какого-то предела. Наличие такого предела мы увидим в том, что на какое-то время прекратится улучшение результатов, на графике между соседними попытками появятся прямые горизонтальные линии — «плато». После них результаты временно ухудшатся, поскольку организм перейдет на новый режим работы. Этот процесс сознанием обычно не фиксируется.
5.Далее процесс выработки навыка снова будет улучшаться. Таких волн может быть несколько. Потом результаты станут более стабильными, но небольшие колебания в них, по всей видимости, останутся.
6.При выработке навыка обычно сокращается число лишних движений, не участвующих прямо в выполнении данного действия. Уменьшаются и дополнительные усилия, которые на него тратятся.
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.
Условия работы. Опыт можно проводит одному, но лучше, если он проводится в присутствии других людей. Тогда более отчетливо проявляются эмоциональные компоненты, связанные с перестройкой динамического стереотипа.
1.Перепишите в тетради таблицу для фиксации результатов. Данные заносите в нее по мере выполнения опыта.
Таблица 1 «Запись опыта по выработке навыка зеркального письма»
Время, необходимое для написания слова зеркальным щрифтом, в каждой из 10 попыток, сек
Лабораторная работа на занятии:
1. Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип).
Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма.
1. Перепишите в тетради таблицу для фиксации результатов. Данные заносите в нее по мере выполнения опыта.
Запись опыта выработки навыка зеркального письма
Время, необходимое для написания слова обычным шрифтом (с)
Время, необходимое для написания слова зеркальным шрифтом, в каждой из попыток (с)
2. Измерьте, за сколько секунд вы сможете написать слово «Психология» скорописью. Результаты запишите в левый столбик.
3. Измерьте, за сколько секунд вам удастся написать слово «Психология» зеркальным шрифтом. Писать надо справа налево так, чтобы все элементы букв были направлены в противоположную сторону. Полученные результаты запишите в правом столбике под цифрой 1. Образец:
4. Повторите эту запись 10 раз, измеряя скорость письма в секундах при каждой попытке. Результаты измерений проставьте в правом столбике в соответствии с номером попытки.
5. После выполнения всех попыток просчитайте число разрывов между буквами и их элементами при написании слова обычным и зеркальным шрифтом. Определите, уменьшается ли число таких разрывов от попытки к попытке, появляются ли соединения между буквами.
6. Обратите внимание на нажим, с которым написаны буквы, особенно в тех случаях, когда встречались затруднения. Подумайте, какими фактами можно подтвердить, что при выработке динамического стереотипа число «лишних» движений и «лишних» усилий сокращается.
7. И. П. Павлов высказал предположение, что при изменении старого динамического стереотипа человек испытывает отрицательные эмоциональные состояния. Можете ли вы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу фактами данного опыта?
8. На основании данных правой части таблицы постройте график выработки навыка зеркального письма. Номера попыток поместите на оси абсцисс, время — на оси ординат.
Р исунок. Пример графика выработки навыка письма зеркальным шрифтом.
9. На основе анализа графика ответьте на следующие вопросы:
а) Как происходит выработка навыка в начале и в конце работы? Когда формирование навыка идет быстрее, когда медленнее?
б) Имеются ли на вашем графике участки, когда навык как бы перестает вырабатываться, получаются горизонтальные линии — «плато»?
в) Наблюдались ли случаи, когда результаты выработки навыка снижались?
г) Начинающие учиться писать зеркальным шрифтом выписывают каждую букву отдельно. Сохранялся ли такой способ написания в процессе обучения или к концу опыта между буквами стали появляться соединения?
10. Для того чтобы изучить роль инструкций в формировании навыка, попробуйте сделать еще 10 повторений, обращая внимание на соединение букв при письме зеркальным шрифтом. Опыт хронометрируйте, выражая в секундах. Ответьте на вопросы:
а) Почему время выполнения работы в новых условиях иногда ухудшается?
б) Возросла ли скорость написания слов зеркальным шрифтом в новых условиях?
Сделайте общий вывод: что такое динамический стереотип, каково его значение, что происходит при разрушении старого динамического стереотипа и создании нового?
Ход исследования и выводы запишите в тетради для практических работ.
Лабораторная работа
Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма.
Цель:
Лабораторная работа
Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма.
Цель: выучить значение динамического стереотипа и процесс его формирования, выучиться перестраивать собственный динамический стереотип на базе овладения навыком зеркального письма.
Измерьте за сколько секунд вы сможете написать слова Психология скорописью. Результаты запишите в левый столбик. Определите, за сколько секунд вам получится написать слово Психология зеркальным шрифтом. Писать надо справа влево так, чтоб все элементы букв были направлены в противоположную сторону. Приобретенные результаты запишите в правом столбике под цифрой 1.
Повторите эту запись 10 раз, измеряя скорость письма в секундах при каждой попытке. Результаты измерений проставьте в правом столбике в соответствии с номером пробы. После исполнения всех попыток просчитайте число разрывов меж буквами и их элементами при nbsp;написании слова обычным и зеркальным шрифтом. Обусловьте, убавляется ли число таких разрывов от пробы к попытке, появляются ли соединения между буквами.
Таблица 1 Запись опыта по выработке навыка зеркального письма
Время, необходимое для написания слова обыденным щрифтом, сек
Время, нужное для написания слова зеркальным щрифтом, в каждой из 10 попыток, сек
ГДЗ биология 8 класс Колесов, Маш, Беляев Дрофа Задание: 54 Врождённые и приобретенные программы поведения
Стр. 337. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Как возникли врождённые формы поведения?
Врожденные формы поведения являются инстинктами или безусловными рефлексами животных или человека. Они, как правило, направлены на то, чтобы выживать в определённых условиях, удовлетворять основные потребности, несмотря на возраст и пол индивидуума.
№ 2. Почему в детстве люди легко овладевают языком?
Я думаю, что в детстве ресурс мозга не использован, а потому с его развитием происходит и активная работа, которая позволяет усвоить больше новой информации.
№ 3. Чем рассудочная деятельность отличается от условно-рефлекторной?
Условно-рефлекторная деятельность регулируется исключительно условными раздражителями, которые меняются и активируют последовательность разных рефлексов, которые направлены на реализацию того, что может удовлетворить потребность.
Рассудочная деятельность регулируется уже высшей нервной деятельностью. С ее помощью человек или животное может контролировать свои рефлексы и направлять их на достижение других целей.
№ 4. Почему в ходе выработки навыка временно ухудшаются результаты?
В процессе выработки навыка происходит перестройка динамического стереотипа и образование новых систем связей.
Лабораторная работа. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа
Стр. 342
Условия работы:
Опыт можно проводить одному, но лучше, если он проводится в присутствии других людей. Тогда более отчетливо проявляются эмоциональные компоненты, связанные с перестройкой динамического стереотипа.
Ход работы:
Измеряем, сколько секунд потребуется, чтобы написать скорописью какое-либо слово, например «Психология».
С правой стороны ставим затраченное время.
Предлагаем испытуемому написать то же слово зеркальным шрифтом: справа налево. Писать надо так, чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону. Делаем 10 попыток, около каждой из них с правой стороны ставим время в секундах.
Оформление результатов:
Строим график. На оси X (абсциссе) отмечаем порядковый номер попытки, на оси У (ординате) — время, которое было потрачено на написание очередного слова.
Считаем, сколько разрывов между буквами было при написании слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево. Отметьте, в каких случаях возникают эмоциональные реакции: смех, жестикуляция, попытка бросить работу и др. Называем число букв, в которых встречаются элементы, написанные старым способом.
Время на написание слова, с. | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Обычным способом | Способом зеркального письма | ||||||||
6 | Попытки | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
42 | 40 | 39,5 | 38 | 37,5 | 36,2 | 36 | 35 | 33 | 30 |
Вывод: при написании слова «Психология» обычным способом организм не ощущает дискомфорт. Все выполняется автоматически и занимает всего 6 секунд. При написании слова «Психология» зеркальным шрифтом справа налево организм начинает учиться новым действиям, затрачивается дополнительное время на написание каждого элемента буквы. Происходит угасание выработанных условно-рефлекторных реакций. С каждой попыткой навык обратного письма улучшается, а потому времени затрачивается меньше.
Ответы:
№ 1. Какие факты говорят, что при разрушении динамического стереотипа происходит распад общей деятельности на отдельные элементы, например слово, написанное ранее одним росчерком, выписывается теперь по буквам?
При написании слова новым росчерком происходит обдумывание движений по выведению той или иной буквы.
№ 2. Делаются ли при формировании нового динамического стереотипа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции? Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рационального письма?
Да, такие попытки делаются, происходит формирование нового динамического стереотипа, а потому все действия выполняются без инструкции.
№ 3. В чем выражалась «борьба» между стереотипами – вновь создаваемым и старым, хорошо закрепленным? Об этом можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому.
При написании слова в зеркальном отражении старый стереотип держится долго, но потом он уступает место новому – происходит повторение одного и того же раздражителя. В результате образуется новый навык, который продолжает конкурировать со старым.
Стр. 344. Вопросы
№ 1. Какие формы поведения могут быть отнесены к врождённым, а какие — к приобретённым?
К врожденным формам поведения можно отнести:
наследственные рефлексы (инстинкты);
безусловные рефлексы (пищевой рефлекс – сосание, глотание);
рефлексы, которые обеспечивают приспособленность организма к окружающим условиям постоянной среды (защитный рефлекс – мигание; ориентировочный рефлекс).
К приобретенным формам поведения можно отнести условные рефлексы, которые подкрепляются рассудочной деятельностью.
№ 2. Какие безусловные рефлексы человек унаследовал от обезьяноподобных предков?
Человек унаследовал от обезьяноподобных предков пищевой, защитный, ориентировочный рефлекс и рефлекс продолжения жизни.
№ 3. Что такое инстинкт?
Инстинкт – это совокупность врожденных тенденций и стремлений, которые выражены в форме сложного автоматического поведения в ответ на внутренние или внешние раздражения.
№ 4. Почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята? Каков механизм этого явления?
У новорожденных животных и птиц развито свойство запечатления, благодаря которому с рождения они запоминают определенные часто появляющиеся перед ними образы, предметы. По ним в будущем они будут ориентироваться в пространстве. Утята, выведенные курицей, следуют за ней как за объектом, который был первым попавшим им на глаза.
№ 5. Объясните, почему условные рефлексы получили такое название.
Для выработки условных (приобретенных) рефлексов должны существовать определенные условия.
Стр. 344. Задания
№ 1. Примером динамического стереотипа может быть письмо и чтение. Нередко мы пишем под диктовку, пропуская звуки, которые слышатся, но не пишутся, либо, проставляя те, что не слышатся, но пишутся. Вспомните, как вырабатывался у нас этот динамический стереотип.
Долгие тренировки и повторение звуков, написание букв и слов помогло нам освоить чтение и письмо.
№ 2. Обобщите изученный материал о безусловных и условных рефлексах. Выберите критерии сравнения. Составьте и заполните таблицу «Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов».
Особенности | Безусловные рефлексы | Условные рефлексы |
---|---|---|
Возникновение | Врожденные | Приобретенные |
Причина возникновения | В ответ на адекватные раздражители | В ответ на индифферентный раздражитель |
Существование | В течение жизни сохраняются | Могут угасать из-за отсутствия повторения |
Наследственность | Наследуются | Не наследуются |
Форма | Видовые | Индивидуальные |
№ 3. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, подготовьте сообщение или презентацию о работе австрийского учёного Конрада Лоренца.
Конрад Лоренц – австрийский этолог и зоолог, который стал первооткрывателем новой науки – этологии – изучение характера и поведения животных в естественных для них условиях. Родился ученый в Альтенберге в 1903 году и уже с малых лет стал интересоваться жизнью животных. Получив образование в обычной школе, он поступил в гимназию при шотландском монастыре в Вене, а в 1922 году поступил в Колумбийский университет Нью-Йорка. Через полгода Конрад вернулся в Австрию и поступил на медицинский факультет Венского университета. Некоторое время после его окончания он работал лаборантом на кафедре анатомии и занимался написанием диссертации по медицине, параллельно исследуя инстинктивное поведение животных.
В 1928 году Лоренц защитил диссертацию, но по-прежнему занимался исследованиями по зоологии. Он впервые применил сравнительный метод к моделям поведения животных – сопоставлял поведение разных видов. Чуть позже стал создателем теории импринтинга. В ее основе лежало запечатление в памяти животных определенных объектов, которые потом использовались для ориентации в пространстве. Ярким тому примером является реакция следования, которую Лоренц мог наблюдать у маленьких утят еще в детстве.
Собрав все свои наработки, вместе с К. Фришем и Н. Тинбергеном Лоренц разработал учение об инстинктивном поведении животных, исследовал все процессы, которые лежат в общении и поведении животных друг с другом. В основе его теории об инстинктах лежало поведение особей, которое начинается именно с внутренних мотивов, заставляющих животное искать определенный набор стимулов, обусловленных окружающей средой.
№ 4. Опираясь на знания, полученные из предыдущих курсов биологии, предположите, для представителей каких групп животных условные рефлексы имеют наибольшее значение.
Условные рефлексы имеют наибольшее значение для животных, у которых есть кора головного мозга. Это все позвоночные, включая птиц, рыб, амфибий, рептилий и млекопитающих.