сказочный персонаж петрушка фото как выглядит
Возвращение Петрушки. Старинная кукла в помощь родителям и педагогам
Начало весны — традиционно время проведения фестивалей, семинаров и других мероприятий, где собираются кукольники России. И неслучайно: когда-то это были дни Широкой Масленицы — пора весёлых балаганов, вертепщиков и петрушечников, изо всех сил развлекавших «почтенную публику». Для кого-то возродить народный театр кукол — призвание, другие просто интересуются этим пластом русской народной культуры, третьи думают о том, как такое творческое наследие применить в современной жизни, например, в педагогике и детской психиатрии. Но для всех без исключения — это яркий, незабываемый праздник, источник радости, инсайтов и творческого вдохновения.
В условиях пандемии многие мероприятия проводятся дистанционно. 5 марта Фондом развития детских кукольных театров был организован онлайн мастер-класс «Русский национальный кукольный герой», посвящённый знаменитому Петрушке. Проводил его Александр Греф, художественный руководитель театра кукол «Бродячий Вертеп». Подробно, в доступной форме было рассказано об особенностях подлинного русского Петрушки. Раскрыта тайна каждой детали образа: почему именно такой облик, такая одежда, зачем палка и как её изготовить, в чем секрет его необычного голоса. Прояснилось отличие Петрушки от английского Панча и итальянского Пульчинелло. А главное, мы узнали, почему современные дети так же весело смеются на представлении, как и двести лет назад.
1. Петрушка Ивана Афиногеновича Зайцева. Первого кукольника, получившего в СССР звание «заслуженного».
2. Петрушка. Мастерская кукол «Рудольфиус».
По мнению одного из самых авторитетных знатоков народного театра кукол в России, Петрушка — это образ растущего ребенка, активно познающего мир. Образ существа, которое всеми силами пытается, путём проб и ошибок, вписаться в социум. Поведение Петрушки эксцентрично, оно шокирует взрослых, но дети его прекрасно понимают. Ведь они, как и Петрушка, полны нерастраченной ещё жизненной энергии, им порой так же трудно бывает освоиться в этом непонятном мире взрослых.
На фото: мастер-класс в театре кукол.
Именно от Петрушки произошли современные перчаточные куклы, которые так нравятся детям из-за их особой выразительности и динамичности. Причем важны именно куклы ручной работы. Они хороши своей шероховатостью, несимметричностью лица — ведь лицо живого человека тоже несимметрично. В отличие от героев виртуального мира, эти куклы привлекают своей теплотой, материальностью. Они практически живые. Именно поэтому кукольные представления не теряют своей популярности. А перчаточные персонажи всё чаще используются в коррекционной педагогике и детской психиатрии. Например, при работе с детьми-аутистами. Перчаточные куклы в понятной игровой форме помогают раскрывать самые сложные темы. Неслучайно сейчас такое распространение получили Рождественские кукольные спектакли.
Рождественский спектакль в детском онкологическом центре. Работают студенты-волонтёры.
Тот же спектакль в одном из детских домов Подмосковья.
Куклы-петрушки помогают ребенку избавиться от негативных эмоций, преодолеть стеснительность, легче включиться в процесс обучения. В общении посредством этих кукол задействуются все без исключения способы восприятия, в том числе и тактильный — изначальный и жизненно необходимый для эмоционального здоровья ребёнка.
На фото: перчаточная кукла для занятий с детьми в Школе раннего развития.
На фото: куклы для новогодней интермедии в детском саду.
Петрушка помогает вести урок!
Русский национальный кукольный герой из музейного зала возвращается в мир живых людей и несёт с собой беззаботное веселье, непосредственность и умение радоваться жизни.
Петрушка
История персонажа
Петрушка — герой сказок, узнаваемый символ русского кукольного театра, имя которого часто используется в нарицательном смысле, а также в качестве названия отдельной группы перчаточных кукол.
История создания персонажа
У Петрушки много «друзей» в других странах: во Франции кукольного насмешника зовут Полишинель, в Германии — Касперле, в Испании — дон Кристобаль, в Великобритании — Панч, а в Италии — Пульчинелла. У них немало схожих характеристик, однако считать их прототипами русского героя некорректно, потому что Петрушка сделан в виде перчатки, а его иностранные собратья — марионетки, то есть управляются с помощью нитей и шарниров.
Первое подробное описание персонажа встречается в записях немецкого исследователя Адама Олеария, путешествовавшего по Московии в 1633–1634 годах. Создателями куклы были бродячие артисты – скоморохи, позже традицию представлений с перчаточными героями продолжили балаганы и райки, а за ними и кукольные театры.
В XVI веке церковные и государственные власти пытались уничтожить скоморошество. Предположительно, именно запрет «кривляться» подтолкнул артистов к изобретению кукол — такое развлечение считалось более безобидным.
Биография и образ Петрушки
Героя отличает пронзительный визгливый голос, для создания которого артисты помещали себе в рот специальный пищик. Играли Петрушку только мужчины. Прозвище героя происходит от имени Петр — в старых бытовых миниатюрах он с гордостью именует себя Петром Ивановичем Уксусовым. Существует и версия, связывающая название куклы с украинским словом «порятуй» — «спаси». Однако Петрушкой стали называть куклу не раньше середины XIX века, а до этого он носил имя Иван Рататуй (или Ратютю), что указывает на возможное французское происхождение героя. Со временем в России петрушками стали называть всех кукол, надевающихся на руку.
На представлении кукольник прятался за раздвижной ширмой из деревянных рам и ситцевых полотен, которая ставилась на землю. Петрушка шился из лоскутков разноцветной ткани, а голова вырезалась из дерева и обрабатывалась специальной растительной жидкостью, чтобы выглядеть темнее, — так черты лица были заметнее на расстоянии. Одеждой героя становились любые пестрые лохмотья, однако, судя по сохранившимся картинкам, чаще всего он был одет в яркий красный кафтан и холщовые штаны. Обязательной деталью был остроконечный шутовской колпак: в цитатах из сохранившихся сценок персонаж, попадая в неприятности, неизменно жалеет о «пропавшей головушке с колпачком и кисточкой».
На сцене Петрушка — олицетворение самых ярких черт национального характера: находчивый, бойкий, острый на язык, не боящийся ни церковной, ни светской власти и готовый сражаться за справедливость. Известны старинные сюжеты, в которых персонаж покупает лошадь, посещает лекаря, поступает на службу солдатом, выбирает жену — эти бытовые ситуации были ближе и понятнее зрителю, чем фантастические приключения. Неизменной чертой сценок был конфликт, заканчивающийся дракой при помощи палки и кулаков, что изрядно веселило публику.
История русского Петрушки
Весёлый, задиристый, бесшабашный, смекалистый… Этого кукольного персонажа сложно не узнать: на протяжении несколько веков Петрушка вызывает практически всенародную любовь. Он стал негласным, но узнаваемым символом русского кукольного театра, и его имя по сей день используется как нарицательное, а ещё — в качестве термина, описывающего целую группу театральных кукол.
Персонаж Петрушка
Появление в русском народном театре
Кто бы ни говорили, но Петрушка был и остаётся исконно русским кукольным персонажем. Пусть его сравнивают с итальянским Пульчинеллой, французским Полишинелем, английским Панчем, раскладывая по полочкам все схожие признаки характеров — узнаваемости Петрушки и народной любви к нему это не помеха.
(Сцена свадьбы Петрушки)
Серьёзных исторических исследований родословной Петрушки, конечно же, не проводилось. Первое официальное описание этой куклы дал известный немецкий учёный-исследователь Адам Олеарий, совершивший в 1633–1634 и 1635–1639 годах два продолжительных путешествия по загадочной Московии.
Предположительно, создателями Петрушки были русские скоморохи — бродячие актёры, устраивающие уличные представления. Скоморошная субкультура существовала на Руси с XI по XVIII век, позднее уступив место балаганам и райкам, которые продолжали хранить традиции скоморошества, а потом передали их кукольным театрам.
И как раз XVI век оказался для скоморохов самым сложным: они подвергались жесточайшим гонениям со стороны государственных и церковных властей. За этот период высочайшие указы, категорически запрещавшие скоморошество, издавались дважды. В ответ на давление сверху живых актёров в уличных представлениях заменили куклы, самой яркой из которых был именно Петрушка. Кстати, все его иностранные «коллеги» появились примерно в то же самое время.
Собирательный образ, любимый народом
(Образы Петрушки на современной сцене: 1. Приезжий рабочий 2. Полицейский)
В образе Петрушки гармонично переплелись особенности национального характера. По сути он является квинтэссенцией русского менталитета. Находчивый, острый на язык, бесстрашный, помогающий восторжествовать справедливости, несущий добро и побеждающий зло — именно так можно охарактеризовать образ этого кукольного персонажа.
(Сцены: 1. Русская жена 2. Африканская невеста)
Внешность Петрушки за долгие десятилетия неоднократно претерпевала изменения. Однако некоторые свои особенности он пронес через века практически в неизменном виде. Так, например, Петрушка остался верховой куклой, а не марионеткой — его кукловод находится ниже разворачивающегося на сцене действия. Длинный крючковатый нос, ехидная улыбочка, высокий голос, яркий шутовской наряд — эти атрибуты тоже прошли через века.
Со временем характер персонажа стал меняться, и уже в современном кукольном театре из поборника справедливости, удачливого борца против зла и бесшабашно весёлого балагура, Петрушка превращается в яркого и харизматичного ведущего затейника детских кукольных представлений.
Кукольный театр. История Петрушки
Редакция ProDetki любит посещать культурные места и открывать для себя новых героев и персонажей. Например, нам стал интересен герой Петрушка в кукольном мире.
Театр Петрушки — это уникальное представление, история которого уходит глубоко в 17 столетие. Сначала это было популярное развлечение для простого люда, а затем завоевало свою популярность и у высшего общества.
Кукла Петрушка
Петрушка — это печатная кукла, облаченная в штаны и красную рубаху, отличительной особенностью этого персонажа были: остроконечный колпак и огромный красный нос.
Кукла Петрушка / Фото с сайта livemaster.ru
История театра Петрушки
Театр Петрушки — это одно из старейших развлечений Руси, дожившее до наших дней и не потерявшее свою актуальность. Многие воспринимают его как народное творение, но в действительности свои прообразы Русский народный театр Петрушка имеет во множестве стран, таких как Франция, Германия, Италия и Турция.
Первое появление театра Петрушки на Руси было зафиксировано еще в 17 веке, но основную популярность он получил лишь к 19 столетию. Несмотря на то, что на Руси существовало несколько видов кукольного театра, представления Петрушки были самыми популярными.
Русский народный театр Петрушка / Фото с сайта msk.citifox.ru
Персонаж Петрушка
Неудивительно, что Петрушка является главным персонажем кукольного театра, который назван в его честь. Давайте рассмотрим поподробнее, что же он из себя представляет. Как можно заметить из истории создания театра, пришел на русские земли он из других стран, поэтому русский Петрушка собрал в своей внешности многие отличительные черты разных национальностей. Например, голова и руки у него были неправдоподобно большими, а глаза имели миндалевидную форму, цвет кожи был смуглым, а нос имел большую горбинку. Благодаря всему этому он очень походил на своего итальянского прототипа — Пульчинелла.
Театр кукол Петрушка хоть и ставил в главу представления своего основного персонажа, но этим не ограничивался. Например, постоянным партнером по сюжету для Петрушки был медведь, с которым он разыгрывал основные сценки.
Русский народный театр / Фото с сайта m24.ru
Русский театр Петрушка и его сюжеты
В основу сюжетов театрального представления всегда ложились банальные и обывательские темы того времени: солдатская служба, лечение, приобретение лошади и ее испытание, а также свидания и свадьба Петрушки.
Все сценки имели свой порядок и демонстрировались строго одна за другой:
— В основе первой сценки всегда лежала покупка Петрушкой лошади. Он торговался с продавцом-цыганом, который не желал уступать, затем Петрушке это надоедало, за что он ударял торговца. На этом первое представление оканчивалось.
— Второй сценкой была демонстрация того, как Петрушка взбирается на лошадь, но та не желает ему подчиняться и сбрасывает главного героя, а затем удаляется в след за цыганом.
— В третьей сцене, как и в начале представления Петрушка не отличается спокойным нравом, и, посетив доктора, избивает его, за то, что лекарь находит у главного героя множество хворей.
На этом представление оканчивается. Интересно то, что длительность представления зависит от того, насколько интересные сценки разыгрываются, ведь оно длится до тех пор, пока на улице есть зрители, удостоившие его своим вниманием.
Русский народный театр Петрушка не ограничивается лишь четырьмя основными сценками в своем представлении. Когда на улицах много зевак и публика готова смотреть сколько угодно — смотреть кукольный театр, рассказ продолжается и другими интересными сюжетами. Одним из них становится “Свадьба Петрушки”. Сценарий этого представления был настолько грубым и фривольным, что родители не разрешали детям смотреть такую сценку.
Во всех представлениях Петрушка выступал плутом, мошенником и грубияном. На его лице изображалась даже не милая улыбка, как многим может показаться, а грубый оскал.
Русский театр Петрушка / Сцены из жизни Петрушки / Фото с сайта m.rgtk.ru
Уличный театр Петрушка
Традиционный Петрушка — кукольный театр одного актера, местом действия которого всегда становились уличные ярмарки и торговые площади. Самые первые представления демонстрировались без ширмы, так как единственный актер-кукловод просто надевал на пояс специальную юбку на обруче. Поднимая это кольцо кукольник исчезал из поля зрения зрителей, предоставляя им возможность насладиться представлением. При этом сам мог спокойно двигаться и работать обеими руками, чтобы управлять сразу двумя персонажами.
Уже в начале 19 столетия на смену такого костюма для актера пришла ширма, прототип той, что используется в наши дни. Она устанавливалась прямо на землю, скрывая кукольника и весь его реквизит.
Кукловодами были лишь мужчины, но для того, чтобы придать их голосу дополнительную писклявость, использовался специализированный пищик. Он вставлялся прямо в гортань. Это давало возможность кукловоду говорить громче.
Уличный Петрушка / Фото с сайта moyaokruga.ru
Современный театр Петрушки
Благодаря многим деятелям искусства, которые прилагают все усилия, чтобы сохранить традиции кукольного театра, мы имеем возможность наслаждаться интересными представлениями и в наши дни. Сейчас это, конечно, не только кочующие ярмарочные спектакли, но и уличные кукловоды тоже встречаются.
Наиболее часто представления Петрушки можно увидеть в детских кукольных театрах, например, таких как «Жар-птица», «Альбатрос», «Сказочный» и многие другие.
Народный театр Петрушка на данный момент — это возможность познакомить детей и взрослых с историей, а также привить младшему поколению любовь и интерес к литературе.
Современный театр Петрушка / Фото с сайта radost.mskobr.ru
Кто такой Петрушка и как появился такой персонаж?
…Детские представления не обходятся без забавных героев. С большим энтузиазмом и воодушевлением встречают ребята ведущего, который стихами обращается к ним:
Эй, ребята, не зевайте –
Гостя нашего встречайте!
Он – весёлая игрушка!
А зовут его…
Кажется, что этот персонаж существовал всегда. В наши дни он стал достоянием детских представлений. Однако миролюбивым Петрушка стал далеко не сразу.
Наследник ярмарочных балаганов
Известен персонаж с XVII века. А истоки представлений с его участием возникли намного раньше – в искусстве скоморохов. И характер у Петрушки весьма задиристый и дерзкий. Он высмеивал героев как из простых, так и из знатных. Шутки были порой далеко не безобидными.
Петрушка мог быть перчаточной куклой, но использовались также и марионетки с более сложным устройством. Нередко кукольники-петрушечники объединялись с шарманщиками. Незатейливые мелодии сопровождали представления. Ещё интересен голос Петрушки. Пронзительный тембр достигался при помощи особого приспособления – пищика или говорка. Состояло оно из металлических пластинок и ткани.
Петрушка в какой-то мере – архетипический персонаж. Это плут. Он не относится однозначно к положительным или отрицательным героям. Однако симпатии зрителей неизменно на его стороне. А доставалось от него всегда малосимпатичным персонажам.
Петрушка вызывал немало ассоциаций, В том числе его имя. Когда у власти был Пётр Первый, то нетрудно было провести нить к конкретной личности. Шутки у Петрушки зачастую были острыми – как говорится, на злобу дня. Иногда петрушечниками интересовались стражи порядка. Но у кукольника был готов ответ на претензии – мол, это не я говорю, а Петрушка. И это убеждало. В давние времена многие верили, что кукла может жить самостоятельной жизнью.
К началу XX века театр Петрушки пошёл на спад. Однако персонаж по-прежнему был популярен, но уже в более миролюбивом варианте. Петрушка стал желанным гостем на детских праздниках. А его шутки уже не были злыми и саркастичными.
Интересен занимательный факт. У русского Петрушки есть братья в других странах. В Италии это Пульчинелла, во Франции – Полишинель, в Англии – мистер Панч, в Германии – Гансвуд. в Турции – Карагёз, в Индии – Видушака.
Петрушка стал героем и живописных полотен. Русский художник Леонид Иванович Соломаткин (1837 – 1883) известен своими жанровыми сценами из жизни городских низов. Несколько раз он создавал картины, где изображал представления в балагане. Известны два произведения с названием «Петрушка» – 1878 и 1882 годов. На них очень реалистично изображены сцены – и сам незатейливый балаган кукольников, и пёстрая толпа зрителей.
Петрушка присутствует на полотнах Сергея Судейкина и Александра Тышлера. К образу забавного героя обращаются и современные живописцы.
От балаганного персонажа – к высокой трагедии
В 1914 году, в программе «Русских сезонов» в Париже состоялась премьера балета «Петрушка». Создал его триумвират – композитор Игорь Стравинский, художник Александр Бенуа и хореограф-новатор Михаил Фокин. Петрушка выступил как трагический герой. За кукольной внешностью скрывалась ранимая человеческая душа.
Действие разворачивается на масленичных гуляниях. Внимание толпы привлекает балаган Фокусника. Перед зрителями предстают три куклы: Арап, Балерина, Петрушка. Они начинают действовать, как живые люди.
Петрушка вечно притесняем, он нервный, затравленный. Его единственное утешение – Балерина, которую он любит. Но кокетка стремится привлечь внимание Арапа.
В невзрачной комнате, где заперт Петрушка, всё ему напоминает о его печальной жизни. На стенах страшные картины, которыми Фокусник запугивает его. Петрушка мечется в замкнутом пространстве и снова оказывается перед портретом самого Фокусника. В отчаяние Петрушка грозит кулаком виновнику своих бед. Только мысли о Балерине приносят утешение.
А в другой комнате Арап забавляется с огромным кокосовым орехом. Старается разрубить его саблей, но ничего не получается. Арап решает, что это из-за сверхъестественной силы, сокрытой в орехе. И начинает усиленно молиться ей. Не обращает внимания на Балерину, которая кокетничает и наигрывает весёлый мотивчик.
Появляется Петрушка, но его безжалостно выталкивает Арап. Балерина восхищена смелостью и силой Арапа, который кажется ей красивым и отважным.
А на площади продолжается гулянье. Но празднование прерывается. Арап гонится за Петрушкой и ударом сабли убивает его. Зрители обескуражены. Но Фокусник показывает всем набитое опилками тело Петрушки – это всего лишь кукла и ничего более! Веселье возобновляется.
Петрушка невероятно многолик, и трудно угадать, в какой ипостаси он предстанет в очередной раз. Он способен быть и потешным Арлекином, и грустным Пьеро – и всё это одновременно.
Многим известно выражение «секрет Полишинеля». Так говорят про нечто, что всем давно известно. И, вероятно, Петрушка преподносит зрителям очевидные тайны. Их многие знают. Но не признаются в этом. Прежде всего – себе.
Иллюстрация: картина Леонида Соломаткина «Петрушка».