Как посчитать передаточное число цепной передачи

Расчет цепной передачи

Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачиВ предлагаемой вашему вниманию статье представлена программа, выполняющая расчет цепной передачи с приводной роликовой цепью. Прочитав этот материал, вы познакомитесь с понятным, простым, пошаговым руководством по выполнению проектировочного расчета.

. цепной передачи. Передачи с зубчатыми и тяговыми пластинчатыми цепями рассматриваться в рамках этой статьи не будут.

Для подписчиков сайта в конце статьи размещена ссылка на скачивание рабочего файла с программой.

Если расчеты зубчатых передач, ременных в большой степени регламентированы ГОСТами, то расчет цепных, почему-то, ГОСТом никогда не регламентировался и выполнялся и выполняется по методикам различных авторов. Все корифеи «Деталей машин» — П. Ф. Дунаев, Д. Н. Решетов, А. А. Готовцев, И. П. Котенок, В. И. Анурьев, С. А. Чернавский — «приложили руки» и головы к созданию алгоритмов расчетов цепных передач. На протяжении многих лет своей карьеры инженера-конструктора, выполняя расчеты цепных приводов, я руководствовался чаще всего материалами В. И. Анурьева и С. А. Чернавского. Излагаемая далее методика базируется полностью на их материалах.

Цепная передача во многом схожа с ременной передачей, обе относятся к передачам с гибкой связью, но цепная обладает большей нагрузочной способностью при равных габаритах, является менее скоростной, более шумной и требует смазки. Эти качества и определяют основное «место жительства» цепной передачи – после редуктора до вала рабочего органа. Широчайшее применение данный вид передач нашел в приводах рольгангов, конвейеров и самых разнообразных станков и машин.

Я предлагаю вам решение, требующее от вас пошагового движения по пунктам расчета и ответов на простые короткие вопросы. При этом все необходимые формулы, материалы, таблицы и подсказки для ответов на эти вопросы размещены в примечаниях к ячейкам! То есть вам не нужно «лазить» по справочникам – все необходимое всегда будет у вас «под рукой»! Такой подход позволяет решать поставленные задачи за считанные минуты, увеличивая производительность труда в десятки раз!

Для получения информации о выходе новых статей и для возможности скачивать рабочие файлы программ прошу вас подписаться на анонсы в окне, расположенном в конце статьи или в окне вверху страницы.

Введите адрес своей электронной почты, нажмите на кнопку «Получать анонсы статей», подтвердите подписку в письме, которое тут же придет к вам на указанную почту!

Цепная передача. Проектировочный расчет в Excel.

Если на вашем компьютере нет программы MS Excel, то ее в данном случае можно полноценно заменить программой OOo Calc из пакета Open Office, который можно бесплатно скачать и установить.

Расчет будем делать для передачи с двумя звездочками, без специальных натяжных устройств. Схему роликовой цепной передачи вы видите на рисунке, расположенном чуть ниже. Начинаем работу — включаем Excel и открываем новый файл. Далее будет детально описан процесс создания программы расчета.

Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачи

В ячейки со светло-бирюзовой заливкой будем писать исходные данные и данные, выбранные пользователем по таблицам или уточненные (принятые) расчетные данные. В ячейках со светло-желтой заливкой считываем результаты расчетов. В ячейках с бледно-зеленой заливкой помещены мало подверженные изменениям исходные данные. Синий шрифт – это исходные данные, красный шрифт – это результаты расчетов, черный шрифт – промежуточные и не главные результаты.

Еще раз напоминаю, что в примечаниях ко всем ячейкам столбца D размещаем пояснения, как и откуда берутся или по каким формулам считаются все значения в таблице файла.

Исходные данные (блок 1):

1. Коэффициент полезного действия передачи КПД (это КПД цепной передачи и КПД двух пар подшипников качения) пишем

в ячейку D2: 0,921

2. Предварительное значение передаточного числа передачи u’ записываем

в ячейку D3: 3,150

Цепная передача должна проектироваться с передаточными числами желательно не более 7, в особых случаях – не более 10.

3. Частоту вращения вала малой приводной звездочки n1 в об/мин вводим

в ячейку D4: 120,0

Частота вращения быстроходного вала передачи не должна превышать значений, указанных в примечании к ячейке D4!

4. Номинальную мощность привода (мощность на валу меньшей звездочки) P1 в КВт заносим

в ячейку D5: 5,000

Расчет цепной передачи (блок 1):

5. Определяем число зубьев ведущей малой звездочки z1

в ячейке D6: =ОКРВВЕРХ(31-2*D3;1) =25

z1 =31-2* u с округлением в большую сторону до целого числа (желательно до нечетного, еще лучше до простого числа)

6. Вычисляем вращательный момент на валу малой звездочки T1 в Н*м

в ячейке D7: =30*D5/(ПИ()*D4)*1000 =397,9

T1 =30* P1 /(π* n1 )

7. Определяем число зубьев ведомой большой звездочки z2

в ячейке D8: =ОКРУГЛ(D3*D6;0) =79

z2 = z 1 * u с округлением до целого числа

Число зубьев большой звездочки не должно превышать 120!

8. Уточняем окончательное передаточное число передачи u

в ячейке D9: =D8/D6 =3,160

u = z2 / z1

9. Рассчитываем отклонение передаточного числа окончательного от предварительного delta в %

в ячейке D10: =(D9-D3)/D3*100 =0,32

delta =( u u ’ )/ u’

Отклонение передаточного числа желательно не должно превышать 3% по модулю!

10. Частоту вращения вала большой звездочки n2 в об/мин считаем

в ячейке D11: =D4/D9 =38,0

n2 = n1 / u

11. Мощность на валу большой звездочки P2 в КВт определяем

в ячейке D12: =D5*D2 =4,606

P2 = P1 * КПД

12. Вычисляем вращательный момент на валу большой звездочки T2 в Н*м

в ячейке D13: =30*D12/(ПИ()*D11)*1000 =1158,4

T2 =30* P2 /(3,14* n2 )

Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачи

Исходные данные (блок 2):

Все значения коэффициентов в этом блоке назначаем в соответствии с рекомендациями, приведенными в примечаниях к соответствующим ячейкам.

13. Назначаем динамический коэффициент kд и записываем

в ячейку D14: 1,00

14. Выбираем коэффициент межосевого расстояния передачи kа и записываем

в ячейку D15: 1,00

15. Назначаем коэффициент наклона оси передачи к горизонту kн и записываем

в ячейку D16: 1,00

16. Назначаем коэффициент регулировки натяжения цепи kр и записываем

в ячейку D17: 1,25

17. Выбираем коэффициент способа смазки цепи kсм и записываем

в ячейку D18: 1,40

18. Выбираем коэффициент периодичности работы передачи kп и записываем

в ячейку D19: 1,25

Расчет цепной передачи (блок 2):

19. Вычисляем коэффициент условий эксплуатации передачи kэ

в ячейке D20: =D14*D15*D16*D17*D18*D19 =2,19

kэ = k д * k а * k н * k р * k см * kп

Далее пользователь работает с программой по циклу в диалоговом режиме.

20. Задаемся числом рядов цепи m и заносим

21. Принимаем предварительно допускаемое давление в шарнирах цепи (при z1 =17) [p’] в МПа

Это примерно среднее значение при n 1 =120 об/мин по таблице в примечании к ячейке D22.

22. Вычисляем допускаемое давление в шарнирах цепи (при z1 =25) [p] в МПа

в ячейке D23: =ЕСЛИ(D21=1;D22*(1+0,01*(D6-17));D22*(1+0,01*(D6-17))*0,85) =29,2

23. Определяем расчетный минимальный шаг цепи t в мм

в ячейке D24: =2,8*(D7*1000*D20/D6/D21/D23)^(1/3) =29,704

t ‘ =2,8*( T 1 * k э /( z 1 * [ p ] * m ))^(1/3)

24. Выбираем из стандартного ряда, приведенного в примечании к ячейке D25, ближайшее большее от расчетного значение шага цепи t в мм и записываем

в ячейку D25: 31,750

21/2. Возвращаемся к п.21 и записываем уточненное для выбранного шага цепи t =31.750 мм допускаемое давление в шарнирах цепи (при z1 =17) [p’] в МПа

22/2. Считываем новое значение допускаемого давления в шарнирах цепи (при z1 =25) [p] в МПа

в ячейке D23: =ЕСЛИ(D21=1;D22*(1+0,01*(D6-17));D22*(1+0,01*(D6-17))*0,85) =28,1

23/2. Считываем новое значение расчетного минимального шага цепи t в мм

в ячейке D24: =2,8*(D7*1000*D20/D6/D21/D23)^(1/3) =30,080

25. По выбранному шагу определяем из таблицы примечания к ячейке D26 площадь проекции шарнира цепи A в мм2 и записываем

в ячейку D26: 262

26. Рассчитываем линейную скорость цепи v в м/с

в ячейке D27: =D6*D25*D4/60000 =1,6

v = z1 * t * n1 /60000

Линейная скорость цепи желательно не должна превышать 7 м/с для открытых передач!

27. Окружную силу Ft в Н считаем

в ячейке D28: =D5*1000/D27 =3149,6

Ft = P 1 *1000/ v

28. Определяем расчетное давление в шарнирах цепи p в МПа

в ячейке D29: =D28*D20/D26 =26,3

p = Ft * kэ / A

29. На этом шаге программа сравнивает расчетное давление в шарнирах цепи p с допускаемым давлением [p] и выдает резюме

Расчет цепной передачи (блок 3):

30. Вычисляем минимальное рекомендуемое межцентровое расстояние передачи a min в мм

в ячейке D31: =30*D25 =953

a min =30* t

31. Вычисляем максимальное рекомендуемое межцентровое расстояние передачи a max в мм

в ячейке D32: =50*D25 =1588

a max =50* t

Межосевое расстояние цепной передачи не должно превышать 80* t !

32. Назначаем из определенного выше диапазона и конструктивных параметров предварительное межцентровое расстояние передачи a в мм и пишем

в ячейку D33: 1000

Межосевое расстояние желательно выбирать из диапазона: a min a a max

33. Вычисляем расчетное число звеньев цепи Lt

в ячейке D34: =2*D33/D25+0,5*(D6+D8)+(((D8-D6)/(2*ПИ()))^2)/(D33/ D25) =117,3

в ячейку D35: 118

35. Вычисляем окончательное уточненное межцентровое расстояние цепной передачи a в мм с учетом необходимого провисания цепи

в ячейке D36: =0,25*D25*(D35- (D6+D8)/2+((D35- (D6+D8)/2)^2-8*((D8-D6)/2/ПИ())^2)^0,5)*0,996 =1007

36. Определяем делительный диаметр ведущей малой звездочки d1

в ячейке D37: =D25/SIN (ПИ()/D6) =253,3

d 1 = t /sin(π/ z 1 )

37. Вычисляем делительный диаметр ведомой большой звездочки d2

в ячейке D38: =D25/SIN (ПИ()/D8) =798,6

d 2 = t /sin(π/ z 2 )

Проектировочный расчет в Excel цепной передачи с двумя звездочками без специальных натяжных устройств выполнен. Определены основные параметры и габаритные размеры передачи на основе частично заданных силовых и кинематических характеристик. Полученные данные можно использовать для более детального геометрического расчета звездочек и проверочных силовых расчетов.

Всегда жду ваших отзывов, вопросов, комментариев на статью, уважаемые читатели.

Прошу УВАЖАЮЩИХ труд автора скачать файл ПОСЛЕ ПОДПИСКИ на анонсы статей.

Ссылка на скачивание файла: raschet-tsepnoy-peredachi (xls 55,5KB).

Источник

Передаточное отношение передач: зубчатой, цепной, ременной

Классификация передач. Приводные роликовые цепи различают (рис. 77): однорядные нормальные (ПР), однорядные длиннозвенные облегченные (ПРД), однорядные усиленные (ПРУ), двух (2ПР)-, трех (ЗПР)-и четырехрядные (4ПР) и с изогнутыми пластинками (ПРИ).

Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачи Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачи Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачи Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачи
АБВГ
Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачи Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачи Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачи Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачи Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачи Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачи
ДЕЖ

Рис.77. Виды приводных цепей: а – втулочная однорядная, б – роликовая однорядная, в – роликовая двухрядная, г – роликовая с изогнутыми пластинами, д – зубчатая, е – фасонозвенная крючковая, ж – фасонозвенная штыревая.

Назначение. Цепные передачи относится к механическим передачам зацепления с гибкой связью и применяют для передачи вращательного вращения между валами расположенным на значительных расстояниях и при необходимости обеспечить постоянное передаточное отношение.

Цепная передача состоит из расположенных соосно на некотором расстоянии друг от друга звездочек, и охватывающей их цепи. Вращение ведущей звездочки преобразуется во вращение ведомой благодаря сцеплению цепи с зубьями звездочек. В связи с вытягиванием цепей по меpe их износа натяжное устройство цепных передач должно регулировать натяжение цепи.

Это регулирование, по аналогии с ременными передачами, осуществляют либо перемещением вала одной из звездочек, либо с помощью регулирующих звездочек или роликов.

Преимущества. Благодаря зацеплению отсутствует скольжение тягового органа. Возможность передачи движения между валами на большие расстояния (до 8М). Меньшие габариты, чем у ременных передач, особенно по ширине. Меньшие нагрузки на опоры валов передачи. Возможность передачи вращения одной цепью нескольким валам. Больший КПД.

Недостатки. Повышенный шум и вибрации вследствие удара звеньев цепи по звездочкам, которые повышаются с увеличением ее скорости. Увеличение шага цепи в процессе эксплуатации в связи с ее износом. Необходимость устройств для натяжения цепей.

Отсутствие жидкостного трения в шарнирах увеличивает их износ поэтому необходима смазка периодическая или постоянная.

Скорость цепи неравномерна, особенно при малых числах зубьев звездочек, что создает дополнительные динамические нагрузки и колебания передаточного числа.

Сферы применения. Цепные передачи применяют в транспортных, сельскохозяйственных, строительно-дорожных, горных и нефтяных машинах, а также в металлорежущих станках.

Для приводных цепей зубья звездочек определяют все размеры зубьев, а также диаметр вершин И впадин зубьев этих звездочек (рис. 78).

Минимальное межосевое расстояние Атіп Цепной передачи принимают в зависимости от передаточного числа И Передачи и условия, что угол обхвата цепью меньшей звездочки составляет не менее 120°, т. е. при И https://mehanik-ua.ru/tekhnicheskie-raschety/350-raschet-tsepnoj-peredach.html

Расчет цепных передач

Рассмотрим геометрический расчет цепных передач. Центры шарниров цепи при зацеплении с зубьями звездочки располагаются на делительной окружности звездочки (см. рис. 1, а; 2, а). Делительный диаметр звездочки (см. рис. 2, а)

Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачигде р — шаг цепи; z — число зубьев звездочки. Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачиРис. 1

Для втулочных и роликовых цепей зубья звездочек профилируют в соответствии с ГОСТ 591—69, для зубчатых цепей — в соответствии с ГОСТ 13576—81, по которым и определяют все размеры зубьев, а также диаметры вершин da и впадин df зубьев этих звездочек (см. рис. 2).

Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачиРис. 2

Минимальное межосевое расстояние аmin цепной передачи принимают в зависимости от передаточного числа u передачи и условия, что угол обхвата цепью меньшей звездочки составляет не менее 120°, т. е. при u≤3

Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачипри u>3 Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачигде da1 и da2 — диаметры вершин соответственно меньшей и большей звездочки, мм. Оптимальное межосевое расстояние цепной передачи Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачичисловой множитель принимают тем больше, чем больше u.

Число звеньев z3 цепи вычисляют по предварительно принятому межосевому расстоянию а передачи шагу цепи р и числам зубьев меньшей z1 и большей z2 звездочек:

Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачи

Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачи

Для обеспечения провисания цепи полученное по формуле значение a уменьшают на (0,002…0,004)а.

Длину цепи определяют из равенства

Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачи

При дальнейшем кинематическом и силовом расчете цепных передач ведущей звездочкой принята меньшая, а ведомой — большая (см. рис. 1, а).

Звенья цепи, находящиеся в зацеплении с зубьями звездочек, располагаются на звездочке в виде сторон многоугольника (рис.

3), поэтому за один оборот звездочки цепь перемещается на значение периметра многоугольника, в котором стороны равны шагу цепи р, а число сторон равно числу зубьев z звездочки.

Следовательно, скорость цепи (средняя) при угловой скорости звездочки ω и частоте вращения n

Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачигде v — в м/с; n — в мин-1; ω — в рад/с; р — в мм. Так как скорость цепи на обеих звездочках одинакова, то ω1z1p=ω2z2p, или n1z1p=n2z1p следовательно, передаточное отношение цепной передачи

При ведущей меньшей звездочке значения передаточного отношения и передаточного числа одинаковы. Дня цепных передач рекомендуется принимать u≤8. В тихоходных передачах допускают u≤15.

Рис. 3

Скорость цепи постоянно изменяется, что видно из схемы цепной передачи на (рис. 3), где окружная скорость ведущей звездочки v3 разложена на две составляющие: v1 — мгновенную скорость движения цепи в данный момент и v2 — мгновенную скорость подъема ее на звездочке в этот же момент. Из чертежа следует, что

где ω1 — постоянная угловая скорость ведущей звездочки; r1 — радиус ее начальной окружности. Так как угол α изменяется от 0 до π/z1 то скорость цепи изменяется от vmax=v3 до vmaxcos(π/z1)=v3cos(π/z1). Так как угловая скорость ведущей звездочки ω1 постоянна, а скорость цепи переменна, то угловая скорость ведомой звездочки ω2=v2/(r2 cos β) — переменная величина. Отсюда следует, что передаточное отношение цепной передачи i=ω1/ω2 не является постоянным. Так как колебания скорости движения цепи и передаточного отношения передачи небольшие, то расчет цепных передач принято производить по средней скорости движения цепи v и среднему значению передаточного отношения передачи i. Неравномерность движения цепи, переменность передаточного отношения передачи и удары звеньев цепи о зубья звездочек при входе в зацепление вызывают в цепных передачах динамические нагрузки, которые тем больше, чем выше скорость движения цепи и чем больше ее шаг. Предельные значения частоты вращения n1, мин-1, меньшей звездочки при различных р, мм, с учетом допускаемых в цепных передачах динамических нагрузок:

9,5212,7015,8819,0525,4031,7538,1044,4550,80Роликовые ПР, ПРУ при z1≥15

250012501000900800630500400300Зубчатые с шарнирами качения при z1≥17

—33002650200016501350———

Минимальное число зубьев z1 меньшей звездочки в зависимости от передаточного отношения i:

Таблица. Минимальное число зубьев z1

Передаточное отношение i

Роликовая и втулочная

Зубчатая

1…22…44…6>6
32…2825…2018…1614…12
35…3230…2825…2018…16

Число зубьев большей звездочки z2 вычисляют по формуле

Допускаемое максимальное число зубьев большей звездочки для втулочной или роликовой цепи z2≤120, для зубчатой цепи z2≤140. К. п. д. передачи в зависимости от точности изготовления сборки и способа смазки цепи η=0,95…0,98. Окружную силу Ft цепной передачи вычисляют по формуле

Основной критерий работоспособности приводных цепей — износостойкость их шарниров. Несущая способность цепной передачи определяется значениями допускаемых контактных напряжений в шарнирах цепи. Соответственно расчет цепи заключается в расчете ее шарниров на износостойкость по допускаемому давлению [р] для шарниров.

Допускаемая окружная сила передачи при средних эксплуатационных условиях

где А — площадь проекции опорной поверхности шарнира; [q] — допускаемое давление в шарнирах цепи для средних эксплуатационных условий. Значения [q] для роликовых цепей даны в табл.

Для втулочной и роликовой цепей (4, а, б) принимают равной

где d — диаметр валика; l — длина втулки. Рис. 4

Расчет цепи на износостойкость шарниров производят по формуле

где k — коэффициент эксплуатации передачи; где k1 — коэффициент динамичности нагрузки; k1=1 при спокойной нагрузке, k1=1,25…1,5 при толчках; k2 — коэффициент способа регулировки натяжения цепи: k2=1 при регулировании передвижными опорами, k2=1,1 — оттяжными звездочками, k=1,25 — отжимным роликом; k3 — коэффициент межосевого расстояния передачи: k3=1,25 при а60°; k5 — коэффициент способа смазки цепи: k5=0,8 при непрерывной, k5=1 при капельной, k5=1,5 при периодической смазке; k6 — коэффициент режима работы: k6=1 при односменной, k6=1,25 при двухсменной, k6=1,5 при трехсменной работе.

При расчете цепи на износостойкость шарниров необходимо предварительно задаться шагом цепи р; для роликовых и зубчатых цепей на выше приведены наибольшие значения допускаемых шагов в зависимости от частоты вращения меньшей звездочки n1. Далее принимают число зубьев меньшей звездочки z1, определяют среднюю скорость цепи v, окружную силу Ft. Затем по формуле

производят расчет цепи. Если при расчете окажется, что шаг p цепи был принят большим, то для уменьшения массы и стоимости цепи ее следует пересчитать, чтобы шаг цепи был минимально допускаемым для данной нагрузки. Если шаг p однорядной втулочной или роликовой цепи получается большим, то вместо однорядной выбирают многорядную цепь. Число рядов цепи где [Ft] — допускаемая окружная сила однорядной цепи. После расчета окончательно цепь подбирают по соответствующему ГОСТу.

Сила давления со стороны звездочки на вал цепной передачи

где — коэффициент нагрузки вала, учитывающий характер нагрузки, действующей на вал, и расположение передачи; при наклоне линии центров звездочек к горизонту 0…40° и спокойной нагрузке kв=l,15, при ударной нагрузке kв=1,30; при наклоне >40° и спокойной нагрузке kв=1,05, при ударной нагрузке kв=1,15.

Детали машин

Цепная передача относится к передачам зацеплением с гибкой связью. Мощность в цепной передаче посредством многозвенной шарнирной цепи передается от ведущей к ведомой звездочке, размещенных на параллельных валах.

Классификация цепных передач

Цепные передачи классифицируют по типу применяемой цепи. В настоящее время применяют роликовые, втулочные и зубчатые цепи, которые, в свою очередь, могут быть однорядными и многорядными.

Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачи

В роликовых и втулочных цепях зацепление звеньев со звездочкой осуществляется через ролик или втулку, при этом долговечность цепи возрастает, но возрастает ее масса и стоимость.

Зубчатые цепи набирают из пластин, при этом большое значение на эксплуатационные качества цепи имеет конструкция шарнира. В конструкцию входит направляющая пластина, предотвращающая сползание цепи со звездочки.

По сравнению со втулочными зубчатые цепи работают более плавно, обеспечивают большую кинематическую точность (плавность хода передачи), могут передавать бóльшую мощность, имеют высокий КПД, но их масса и стоимость значительно выше.

В зависимости от типа применяемой цепи зависит конструкция звездочек цепной передачи. Звездочки для втулочной и роликовой цепи представлена на рис. 2 слева, звездочка для зубчатой цепи – справа.

Достоинства цепных передач

По сравнению с зубчатыми передачами: Преимущество цепных передач в сравнении с зубчатыми заключается в том, что они способны передавать движение между валами при значительных межосевых расстояниях (до 8 м).

По сравнению с ременными передачами: По сравнению с ременными передачами (передачами трением) цепные передачи (передачи зацеплением) выгодно отличаются компактностью, способностью передавать бóльшие мощности при одинаковых размерах, постоянством передаточного числа и меньшей требовательностью к предварительному натяжению цепи (иногда предварительный натяг для цепных передач не применяется). Кроме того, цепные передачи устойчиво работают при малых межосевых расстояниях между звездочками, тогда как ременная передача может пробуксовывать при малых углах обхвата шкива ремнем.

К достоинствам цепных передач можно отнести высокий КПД и безотказность при работе в условиях частых пусков и торможений.

Недостатки цепных передач

1. Значительный шум и вибрация при работе вследствие удара звена цепи о зуб звездочки при входе в зацепление, особенно при малых числах зубьев и большом шаге (этот недостаток ограничивает применение цепных передач при больших скоростях).

2. Сравнительно быстрое изнашивание шарниров цепи, необходимость применения системы смазывания и установки в закрытых корпусах.

3. Удлинение цепи вследствие износа шарниров и сход ее со звездочек, что требует применения натяжных устройств.

4. По сравнению с зубчатыми передачами цепные передают движение менее плавно и равномерно.

Область применения цепных передач

Цепные передачи находят широкое применение во многих областях машиностроения, конструкциях сельскохозяйственных и дорожных машин, станкостроении и т. д.

Их применяют в станках, мотоциклах, велосипедах, промышленных роботах, буровом оборудовании, подъемно-транспортных, строительно-дорожных, сельскохозяйственных, полиграфических и других машинах для передачи движения между параллельными валами на значительные расстояния, когда применение зубчатых передач нецелесообразно, а ременных невозможно.

Цепные передачи наибольшее применение получили для передачи мощностей до 120 кВт при окружных скоростях до 15 м/сек.

Приводная цепь – главный элемент цепной передачи – состоит из соединенных шарнирами отдельных звеньев.

Помимо приводных бывают тяговые и грузовые цепи, которые в этом разделе сайта не рассмотрены. Основные типы стандартизованных приводных цепей (см. рис.

1): роликовые, втулочные и зубчатые. В тихоходных цепных передачах применяются, также, фасоннозвенные цепи (крючковые или штыревые).

Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачи

Роликовые приводные цепи

Роликовые приводные цепи состоят из двух рядов наружных 1 и внутренних 2 пластин (см. рис. 1). В наружные пластины запрессованы оси 3, пропущенные через втулки 4, запрессованные в свою очередь во внутренние пластины. На втулки предварительно надеты свободно вращающиеся закаленные ролики 5. Концы осей после сборки расклепывают с образованием головок, препятствующих спаданию пластин.

При относительном повороте звеньев ось проворачивается во втулке, образуя шарнир скольжения.

Зацепление цепи со звездочкой происходит через ролик, который, поворачиваясь на втулке, перекатывается по зубу звездочки. Такая конструкция позволяет выровнять давление зуба на втулку и уменьшить изнашивание как втулки, так и зуба.

Пластины очерчены контуром, напоминающим цифру 8 и обеспечивающим равную прочность пластины во всех сечениях. Роликовые цепи имеют широкое распространение. Их применяют при скоростях v ≤ 15 м/сек.

Приводные роликовые цепи по ГОСТ 13568-75 различают:

Из роликовых однорядных цепей наиболее распространены нормальные ПР. Длиннозвенные облегченные цепи ПРД изготовляют с пониженной разрушающей нагрузкой; допускаемая скорость для них до 3 м/сек. Усиленные цепи ПРУ изготовляют повышенной прочности и точности; их применяют при больших и переменных нагрузках, а также при высоких скоростях.

Многорядные цепи позволяют увеличивать нагрузку пропорционально числу рядов, поэтому их применяют при передаче больших мощностей. Роликовые цепи с изогнутыми пластинами повышенной податливости применяют при динамических нагрузках (ударах, частых реверсах и т. д.).

Втулочные приводные цепи

Втулочные приводные цепи по конструкции подобны роликовым, но не имеют роликов, что удешевляет цепь, уменьшает ее массу, но существенно увеличивает износ втулок цепи и зубьев звездочек. Втулочные цепи применяют в неответственных передачах при v http://k-a-t.ru/detali_mashin/22-dm_cepnaya1/index.shtml

Принцип действия, сравнительная оценка и область применения

Цепная передача основана на принципе зацепления. Передача состоит из цепи и звёздочек.

Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачи

Принцип зацепления, а также повышенная прочность стальной цепи по сравнению с ремнём позволяют передавать цепью, при прочих равных условиях, большие нагрузки (однако меньшие, чем зубчатыми колёсами). Отсутствие скольжения и буксования обеспечивает постоянство передаточного отношения (среднего за оборот) и возможность работы при значительных кратковременных перегрузках.

Принцип зацепления не требует предварительного натяжения цепи, в связи с чем, уменьшается нагрузка на валы и опоры. Угол обхвата звёздочки цепью не имеет столь решающего значения как угол обхвата шкива ремнём.

Поэтому цепные передачи могут работать при меньших межосевых расстояниях и при больших передаточных отношениях, а также передавать мощность от одного ведущего вала нескольким ведомым.

Цепные передачи имеют и некоторые недостатки. Основной причиной этих недостатков является то, что цепь состоит из отдельных жёстких звеньев и располагается на звёздочке не по окружности, по многоугольнику. С этим связаны износ шарниров цепи, шум и дополнительных динамические нагрузки, необходимость организации системы смазки.

Цепные передачи применяют при значительных межосевых расстояниях, а также для передачи движения от одного ведущего вала нескольким ведомым в тех случаях, когда зубчатые передачи не применимы, а ремённые недостаточно надёжны. Наибольшее распространение цепные передачи получили в сельскохозяйственном, транспортном и химическом машиностроении.

Основные характеристики

Современные цепные передачи применяют в диапазоне мощностей от долей до нескольких тысяч кВт. Наибольшее распространение получили передачи до 100 кВт, так как при больших мощностях прогрессивно возрастает стоимость цепной передачи по сравнению с зубчатой.

Со скоростью цепи и частотой вращения звёздочки связаны износ, шум и динамические нагрузки привода. Наибольшее распространение получили тихоходные и среднескоростные передачи с v до 15 м/с и n до 500 об/мин. Однако встречаются передачи с n до 3000 об/мин. При быстроходных двигателях цепную передачу устанавливают, как правило, после редуктора.

Распространённые значения i до 6 (10). При больших значениях i становится нецелесообразно выполнять одноступенчатую цепную передачу из-за больших её габаритов.

КПД передачи: потери в цепной передаче складываются из потерь на трение в шарнирах цепи, на зубьях звёздочек и в опорах валов. При смазке погружением цепи в масляную ванну учитывают также потери на перемешивание масла. Среднее значение КПД h»0,96…0,98.

Межосевое расстояние и длина цепи. Минимальное межосевое расстояние ограничивается минимально допустимым зазором между звёздочками 50…50 мм:

Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачи

Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачи

Эта формула приближённая. Значение Lp округляют до целого числа, которое желательно брать чётным, чтобы не применять специальных соединительных звеньев. Для принятого Lp уточняют значение а:

Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть фото Как посчитать передаточное число цепной передачи. Смотреть картинку Как посчитать передаточное число цепной передачи. Картинка про Как посчитать передаточное число цепной передачи. Фото Как посчитать передаточное число цепной передачи

Передача работает лучше при небольшом провисании холостой ветви цепи. Поэтому расчётное межосевое расстояние рекомендуют уменьшать на (0,002…0,004)а.

Длина цепи увеличивается по мере износа шарниров, поэтому в конструкции должны быть предусмотрены специальные устройства для регулирования провисания цепи.

Обычно это достигается перемещением опор одного из валов или установкой специальных натяжных звёздочек.

Приводные цепи

Основными типами современных приводных цепей являются шарнирные роликовые, втулочные и зубчатые цепи. Они стандартизованы и изготовляются специализированными заводами. Главными характеристиками цепи являются шаг, ширина и разрушающая нагрузка.

Здесь валик 3 запрессован в отверстие внешнего звена 2, а втулка 4 в отверстие внутреннего звена 1. Втулка на валике и ролик 5 на втулке могут свободно проворачиваться. Зацепление цепи с зубом звёздочки 6 происходит через ролик.

Применение втулки позволяет распределить всю нагрузку по всей длине валика и этим уменьшить износ шарниров. Перекатывание ролика по зубу частично заменяет трение скольжения трением качения, что снижает износ зубьев.

Кроме того, ролик выравнивает сосредоточенное давление зуба на втулку и тем самым уменьшает её износ.

Роликовые цепи применяются при окружных скоростях до 20 м/с. Наряду с однорядными изготавливают двух-, трёх- и четыряхрядные цепи.

Их собирают из тех же элементов, только валик проходит через все ряды. Многорядные цепи позволяют увеличивать нагрузку почти пропорционально числу рядов.

Такие цепи применяют при больших нагрузках в сочетании с высокой скоростью.

Втулочные цепи по конструкции аналогичны роликовым, но у них нет ролика. Вследствие этого износ цепи и звёздочек увеличивается, но снижается масса и стоимость цепи.

Зубчатые цепи состоят из набора пластин с двумя зубообразными выступами. Пластины цепи зацепляются с зубьями звёздочки своими торцовыми плоскостями. Конструкция зубчатых цепей позволяет изготавливать их широкими и передавать большие нагрузки. Зубчаты ецепи работают плавно, с меньшим шумом. Их применяют при высоких скоростях – до 35 м/с.

Ременные и цепные передачи

Ременная передача состоит из двух шкивов, закрепленных на валах, и ремня, охватывающего шкивы. Нагрузка передается силами трения, возникающими между шкивами и ремнем вследствие натяжения последнего.

‑ повышенная нагрузка на валы и их опоры, связанная с большим предварительным натяжением ремня (увеличение нагрузки на валы в 2…3 раза по сравнению с зубчатой передачей);

‑ низкая долговечность ремней (в пределах от 1000 до 5000 ч).

Ременные передачи применяют преимущественно в тех случаях, когда по условиям конструкции валы расположены на значительных расстояниях. Мощность современных передач не превышает обычно 50 кВт. В комбинации с зубчатой передачей ременную передачу устанавливают обычно на быстроходную ступень, как менее нагруженную.

В современном машиностроении наибольшее распространение имеют клиновые ремни. Применение плоских ремней старой конструкции значительно сократилось. Плоские ремни новой конструкции (пленочные ремни из пластмасс) получают распространение в высокоскоростных передачах. Круглые ремни применяют только для малых мощностей: в приборах, машинах домашнего обихода и т. п.

Цепная передача с основана на зацеплении цепи 1 и звездочек 2.

Недостатки: Основной причиной этих недостатков является то, что цепь состоит из отдельных жестких звеньев и располагается на звездочке не по окружности, а по многоугольнику. С этим связаны износ шарниров цепи, шум и дополнительные динамические нагрузки, необходимость организации системы смазки.

Цепные передачи применяют при значительных межосевых расстояниях, а также для передачи движения от одного ведущего вала нескольким ведомым в тех случаях, когда зубчатые передачи неприменимы, а ременные недостаточно надежны.

Дата добавления: 2017-02-13; просмотров: 6856; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

О зубчатой, ременной, цепной, червячной и планетарной передачах

Незаменимыми помощниками человека в любой его деятельности являются механизмы. Но сам по себе механизм – просто набор деталей. Для того чтобы он работал, его надо обеспечить энергией.

Ее подают от отдельного устройства – двигателя или силовой установки при помощи специальных механизмов, называемых передачами. Так уж сложилось исторически – в технике чаще всего используется вращательное движение, хотя применяются и другие виды.

При процессе перехода энергии она может меняться, это изменение происходит в соответствии с тем, какое передаточное отношение имеет механизм.

О том, что при этом происходит

Самый простой пример передачи – от вращающегося колеса водяной мельницы к жернову. При этом зачастую происходит изменение первоначальной энергии, полученной колесом от текущей воды, по величине и направлению. Величину такого изменения будет определять передаточное отношение.

Оно описывает одну из важнейших характеристик преобразования энергии при вращательном движении, определяемую как отношение частоты или скорости вращения элемента, получающего энергию, к тем же параметрам элемента, отдающего энергию.

Иными словами, передаточное отношение описывает, как изменяется исходная энергия, получаемая от двигателя или любого другого источника энергии (водяного, ветряного колеса, турбины и т.д.), при ее передаче.

За всю историю развития техники человечество создало самые разнообразные передачи, для каждой из которых существует передаточное число, являющимся частным от деления скорости ведущего звена на скорость ведомого.

Передаточное отношение ременной передачи

Ременной передачей называют два шкива, которые соединяет ремень, как это показано на рисунке. Возможно, что она была одним из первых способов, которые применял человек.

Менялся материал, используемый для изготовления ремня, менялась его форма, но неизменным оставалось передаточное отношение, определяемое как частое от деления скорости ведущего вала, на скорость ведомого, или как результат деления числа оборотов этих валов (n1/n2 или ω1/ω2).

Для ременной передачи оно может быть рассчитано с использованием диаметров (радиусов) шкивов. Передаточное число в таком случае также определяется как частное от деления оборотов.

Если при преобразовании энергии число оборотов понижается, то есть передаточное число больше 1, то передача будет понижающей, а само устройство носит название редуктора.

Если результат меньше единицы, то устройство называется мультипликатором, хотя оно также выполняет функции редуктора, только понижающего.

Передаточное отношение редуктора позволяет уменьшить число оборотов (угловую скорость), поступающих с ведущего вала на ведомый, увеличив при этом передаваемый момент.

Это свойство редуктора дает возможность добиваться инженерам при проектировании различных устройств изменения параметров передаваемой энергии, а передаточное отношение редуктора служит при этом мощным инструментом в решении поставленной задачи.

Несмотря на значительный возраст, для ременной передачи и сейчас находится работа на автомобиле, она используется как привод генератора, газораспределительного механизма, а также в некоторых других случаях.

Передаточное отношение цепной передачи

В подобной ременной передаче ремень может быть заменен на цепь, в этом случае шкивы также должны быть заменены на звездочки. Полученная передача называется цепной, она знакома каждому, ведь именно такая применяется на велосипедах.

Для нее передаточное отношение определяется так же, как для ременной, но можно воспользоваться и соотношением количества зубьев на звездочках (ведущей и ведомой).

Однако при таком расчёте передаточное отношение будет обратным, то есть передаточное число определяется делением числа зубьев ведомой звездочки на число зубьев ведущей (z2/z1).

Отличительной особенностью цепной передачи является повышенный уровень шума, а также износ при работе на высоких скоростях, поэтому ее при необходимости использования лучше всего ставить после уменьшения оборотов. В автомобиле возможно применение цепной передачи для привода ГРМ, правда, ограничением такого применения является повышенный уровень шума при ее работе.

Передаточное отношение зубчатой передачи

Так называется механизм, в котором используются колеса с зубьями, находящимися в зацеплении. Она считается наиболее рациональной и востребованной для машиностроения.

Существует множество разнообразных вариантов изготовления подобных колес, отличающихся по расположению осей, форме зубьев, способу их зацепления и т.д.

Как в случае с цепной, для зубчатой передаточное число определяется делением числа зубьев шестерен (z2/z1).

Многообразие вариантов построения зубчатой передачи предоставляет возможность использовать их в разных условиях, от тихоходного редуктора до высокоточных приводов.

Для зубчатой передачи характерны:

Одной из разновидностей зубчатой передачи считается червячная.

Она используется в тех случаях, когда передача момента осуществляется между скрещивающимися валами, для чего применяется такой элемент как червяк, представляющий собой винт специальной конструкции с резьбой.

Для определения передаточного отношения червячной передачи выполняют деление количества зубьев колеса (червячного) z2 на число заходов резьбы червяка z1.

Планетарная передача

Этот вид зубчатой передачи, содержащей колеса с геометрическими осями, имеющими возможность перемещения. Что она собой представляет, можно понять из приведенного ниже рисунка.

По сути дела, это уже конструкция своеобразного планетарного редуктора, включающего в свой состав некоторое число шестерен, взаимодействующих между собой.

У каждой из них свое название – солнце, корона, сателлит.

Для такого планетарного редуктора изменение момента зависит от того, какая из его шестерен неподвижна, на какую подан крутящий момент, и с какой он снимается.

При любом использовании планетарного редуктора, один из трех его элементов будет неподвижен.

У такого, планетарного варианта построения передач, по отношению к простой зубчатой или ременной, есть возможность получить существенное изменение момента при небольшом количестве колес и габаритах устройства.

В автомобиле у подобного планетарного устройства своя сфера применения – в составе АКПП, а также в гибридных транспортных средствах, для обеспечения совместной работы ДВС и электромотора. Широкое применение планетарного редуктора осуществляется в гусеничной технике.

О главной паре

Практически все виды передач используются в автомобиле – крутящий момент от двигателя проходит цепочку различных устройств и претерпевает изменения, начиная от КПП, главной пары, и заканчивая колесами автомобиля. Все передаточные отношения для КПП и главной пары влияют непосредственным образом на динамику автомобиля.
Поэтому с целью

передаточные отношения, в том числе и для главной пары, должны быть уменьшены. Для улучшения разгонной динамики все должно быть наоборот.

Работа различных механизмов и устройств, в том числе и в автомобиле, не может происходить без преобразования используемой энергии, как по величине, так и по направлению. Оценить и рассчитать величину необходимого изменения, а также его последствия, помогает передаточное отношение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *