система воспитания на руси
Педагогика. Краткий курc
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Педагогика». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика. Краткий курc предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
3. Педагогика в Древней Руси и России в XIV–XVIII вв.
Целью воспитания молодежи Древней Руси было приобщение к труду, овладение умениями и навыками земледелия, животноводства и сельского хозяйства.
Среди ритуалов и обрядов особенный педагогический смысл несли обычаи, связанные с почитанием земли, воды, неба, ориентированные на выработку бережного отношения к хлебу, природе, результатам труда, направленные на почитание старших и родителей.
Основным средством воспитания у древних русичей были произведения устного народного творчества. Колыбельные песни, потешки, сказки, загадки, пословицы, былины, предания на протяжении веков являлись важнейшими средствами воспитания подрастающих поколений. С появлением письменности народные суждения стали носить характер советов, правил. Так зародилась народная педагогика.
Одной из задач трудового воспитания была передача молодежи профессиональных навыков и умений. С развитием ремесел обучение ремеслу сочетается с обучением чтению, счету и письму. Таким образом, труд стал выступать средством физического и духовного развития.
С принятием христианства в 988 г. Русь воспринимает от Византии культурные и образовательные традиции, что благоприятно сказывается на развитии русского просвещения.
В школах, которые были открыты при церквях со времени Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, обучались переписчики и переводчики.
Значительную роль в развитии образования играли монастыри, являвшиеся культурными и образовательными центрами. Одной из первых духовных академий был Киево-Печерский монастырь, основанный в середине XI в.
Монастырь имел хорошую библиотеку, в нем велись летописи, сочинялись проповеди, записывались внутренние события. Обучение при монастыре было доступно лишь для детей крупных вельмож. Однако археологические находки свидетельствуют о том, что простые граждане на Руси также были грамотными.
С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек.
Педагогические идеи, отражавшие принципы средневековой русской педагогики, дошли до нас в памятниках литературы и письменности. В «Повести временных лет» (конец XI — начало XII вв.) высказывается идея воспитания уважения к отечественной истории и традициям, любви к родной земле, в качестве способа воспитания называется праведная жизнь. Также в этом труде есть упоминание об открытии первых школ на Руси.
В «Поучении князя Владимира Мономаха детям» говорится о необходимости овладения грамотностью, любви к Родине, уважительном отношения к старшим.
В начале XIV в. как результат татаро-монгольского нашествия уровень грамотности и образованности среди населения значительно снизился, уменьшилось число школ. Даже среди великих князей были неграмотные.
Политическое объединение русских княжеств вокруг Москвы, образование единого Русского централизованного государства способствовало усилению роста товарно-денежных отношений и городов, развитию на Руси ремесел и промыслов, культуры и просвещения.
Важную роль в распространении просвещения на Руси по-прежнему играли монастыри. В монастырских школах обучались духовенство и светские лица. В крупных монастырях сосредоточились лучшие учительские кадры, продолжались традиции переписывания книг и сохранения религиозного и научного знания.
В конце XV — начале XVI вв. в России ощущалась острая нехватка образованных людей, православная церковь способствовала открытию новых, подконтрольных государству училищ грамоты. В них обучались мальчики, программа образования включала чтение, письмо, закон Божий, церковное пение.
К XVI в. процесс обучения грамоте упростился, поскольку для письма стали использоваться бумага и упрощенный вариант написания — полууставное письмо. В этот период используются специальные устройства для счета (абаки).
Хозяйственные и политические достижения России способствовали повышению уровня грамотности и просвещения, прежде всего среди феодалов и купечества. Однако грамотные люди встречались даже среди крестьян.
В качестве учебной литературы на начальном этапе обучения чаще всего использовались Часовник и Псалтирь. В 1574 г. Иван Федоров (1510–1583) издал первый русский печатный учебник — «букварь».
О характере и направлении семейного воспитания на Руси в этот период дает некоторое представление сборник наставлений — «Домострой». В нем описаны правила поведения в общественной жизни и быту.
В XVII в. в России предпринимаются попытки создания высшей школы. В 1687 г. открывается первое высшее учебное заведение — Эллино-греческая, а впоследствии Славяно-греко-латинская академия под руководством С. Полоцкого (1629–1680).
В 1701 г. по указу Петра I (1672–1725) учреждена школа математических и навигационных наук. Морская и Славяно-греко-латинская академии стали исходным пунктом целой сети низших школ, утвержденных Петром I в провинции. Эти академии сыграли роль учительских семинарий для провинциальных школ, а те в свою очередь служили подготовительной ступенью для академий.
Во многих губерниях России открылись цифирные школы — начальные учебные заведения, ориентированные на освоение элементарных математических знаний. Низшая духовная школа (архиерейская) основной упор в обучении делала на гуманитарные предметы.
В закрытых школах пытались создать «новую породу людей» на основе «Духовного регламента» Феофана Прокоповича (1681–1736).
В середине XVIII в. сложилась сословная система образования и воспитания: каждое учебное заведение предназначалось для определенного сословия и имело различную образовательную программу. В конце 1750-х — начале 1760-х гг. были открыты новые гимназии, создана Академия художеств и при ней — Архитектурное училище.
Развитие педагогической мысли и образования связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765) — ученого-энциклопедиста, художника, поэта. По его инициативе в 1755 г. был открыт Московский университет. Он состоял из трех факультетов: юридического, философского и медицинского. Для подготовки студентов при университете были открыты две гимназии, в программу обучения которых входили родной язык, латынь, иностранные языки, словесность, математика, история. Благодаря этому удалось создать преемственную систему высшего и среднего образования. Университет стал центром светского образования, а его выпускники составили цвет российской науки и культуры.
При Смольном монастыре открывается первая в России общественная школа для женщин, сначала для благородных, а потом и для мещанок.
К концу XVIII в. в России сформировалась общеобразовательная бессословная школа, имеющая педагогические цели. А в 1783 г. в Петербурге открылось Главное народное училище по подготовке учителей.
Начинает развиваться дидактика, что было связано с необходимостью обеспечить расширявшуюся сеть школ учебниками и учебными пособиями, а учителей — рекомендациями по организации и методике обучения.
В российскую педагогику входят принципы Дж. Локка, отрицавшего наличие врожденных качеств у детей и уподоблявшего их «чистой доске», и основоположника теории «свободного воспитания» Ж.-Ж. Руссо.
Воспитание и образование в Древней Руси
Вы будете перенаправлены на Автор24
Актуальность вопроса
Вопрос воспитания и образования на Руси заслуживает внимания, поскольку часто считается, что, как и в Европе, население было неграмотным, а церковь противилась образованию. Данные археологии доказывают, что это не так.
Находки берестяных грамот позволяют заключить, что грамотность была обычным явлением в жизни простого народа. Также сюда можно добавить такое специфическое явление, как граффити, особенно известные из Киевского и Новгородского Софийских соборов.
Граффити – в исторической науке термин обозначает процарапанные на стенах и других поверхностях надписи и изображения.
Образование и воспитание в Древнерусском государстве имело свою специфику, отличаясь как от западноевропейского типа, так и от восточного. К моменту принятия христианства у славян сложилась своя педагогическая система, опирающаяся на языческие традиции и опыт соседних народов, с которыми взаимодействовали в ходе заселения новых территорий.
Педагогика в языческой Руси
Воспитание детей в основном проходило в семье. Основой воспитания служили народные традиции. Методы воспитания прослеживаются по данным богатого русского фольклора. В подрастающем поколении стремились развить те качества, которые признавались у славян добродетелью: почитание старших, смелость, доброта, сила духа, трудолюбие. Общинное проживание славян предполагало высокую ценность взаимопомощи.
Еще один вариант воспитания детей – «дядьки». При такой форме ребенка отдавали в семью брата матери, а его отец принимал детей своей сестры. Дядьки становились наставниками и учителями своих племянников, а те – помощниками по хозяйству.
Готовые работы на аналогичную тему
Воспитание и образование после принятия христианства
Церковь и княжеская власть поощряли развитие грамотности. В городах открывались школы при епископских кафедрах, где детей обучали грамоте и основам христианства. Поначалу образование касалось только знатных детей, но вскоре в орбиту просвещения включили и простой народ. С появлением «мастеров грамоты» обучение стали проводить миряне, а не только священники. Мальчиков учили либо священники, либо «мастера грамоты». Девочек обучали в женских монастырях.
Следует отметить, что родители часто были против того, чтобы отрывать ребенка от семьи, поскольку языческие и общинные традиции были очень сильны. Кроме того, каждый подросший член семьи должен был стать помощником по хозяйству. Ярослав Мудрый открыл школы в Новгорое, Переяславле, Ростове, Муроме и др.
Школы «книжного ученья» по рангу были выше простых. В них изучали предметы тривиума – риторику, грамматику и диалектику, что роднило их с школами Европы.
Особенно престижной была школа Киево-Печерского монастыря.
Для обучения брали, в основном, переводную литературу. Грамоту изучали буквослагательным методом, математику – с помощью образных примеров, пальцевого счета и прототипа счетов. Христианству и представлениям о мире обучали «Изборники», подобие хрестоматий.
Как воспитывали детей наши прадеды!
Воспитание детей на Руси издавна было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями.
Много веков назад, как и сейчас, будущие родители хотели защитить своих детей, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, научить грамоте. Свой взгляд был у наших предков и на вопросы дисциплины. Спустя столетия некоторые древние обряды кажутся нам странными, а правила воспитания – неуместными, подчас дикими.
Но интерес к ним остается, и по сей день, а отголоски древних обычаев зачастую живут в современных семьях.
Семьи на Руси были большими, жили целыми родами. Иерархия отношений соблюдалась строго. Безспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина «не воспитывает» (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям же надлежало с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им.
Взгляды на воспитание детей в Древней Руси были, с современной точки зрения, весьма своеобразные. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят русские пословицы: «Ученье в детстве – как резьба по камню», «Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается.»
В Древней Руси существовали различные формы воспитания. Например, «кормильство» – форма воспитания детей феодальной знати в 9-11 веках. В 5-7 лет княжич отдавался на воспитание в другую семью – кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод и знатных бояр. При этом кормилец был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной вотчине от имени княжича-воспитанника. Обязанностью кормильца было умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам. Примером такого воспитания может служить князь Святослав, сын князя Игоря и княгини Ольги.
Другая форма воспитания – «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Дядьки были наставниками племянников, а те – первыми их помощниками, так был воспитан и сын Святослава – Владимир, дядькой которого был знаменитый Добрыня.
Так же существовало «кумовство» – выбирался и назначался духовный и нравственный наставник детей в семье родителей. Таких наставников княжичей еще называли «пестунами». Последняя форма воспитания была наиболее распространена среди феодальной знати Древней Руси.
Дети простых людей чаще всего воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам или отдавали мастерам учиться какому-либо ремеслу.
Вообще наши предки были достаточно суровы в обращении с детьми. Также сильно различалось воспитание и отношение в семье к мальчикам и девочкам. Воспитывали их по-разному. Мальчика – как будущего воина, защитника и кормильца, а девочек – как будущих матерей, хранительниц домашнего очага. Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки – из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребенок будет защищен обереговой родительской силой.
Отношение наших предков к сыновьям и дочерям очень хорошо отражают пословицы: «Добрый сын всему свету завидище», «Вся девичья краса – это гордость и коса», «Дочерьми красуются, а сыновьями в почете живут», «Дочь – чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай»
Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу – это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют человека жизненными силами, подготавливая ее к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка.
Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: «Вскочи, дитятко, вскочи, милое». Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: «Хочу – вскочу, не хочу – не вскочу!» Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.
И только выйдя замуж, дочь выходила из-под власти отца и в знак этого на свадьбе отец невесты передавал зятю специальную плеть, которой до этого «воспитывал», образно, девушку.
Древнерусские женщины из княжеских семей знали иностранные языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они старались передать им свои знания. Так, «до излиха вкусившей мудрости книжной», назвал летописец Ксению Юрьевну, дочь князя тарусского, мать и воспитательницу князя Михаила Тверского. Янка, или Анна Всеволодовна (12 век), княгиня киевская, обучала «младых девиц писанию, також и ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям.»
Мальчиков же воспитывали, как будущих защитников, кормильцев. В простых семьях их обучали хозяйству, ремеслу. В семьях феодальной знати большое внимание уделялось военно-физическому воспитанию. Особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в 2-3 года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он станет.
Юноши в 12 лет получали по два меча – это означало, что за девять лет они должны в совершенстве овладеть боевыми приемами и стать воинами, защитниками отечества, своего рода. До достижения определенного возраста, пока у него не появлялась борода, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами, как советчик.
В обязанность каждой семьи входило научить своих детей грамоте. Древнерусские люди высоко ценили грамотность, поэтому каждый родитель по мере сил и возможностей должен был обучить своих детей чтению и письму. Очевидно, что воспитанием малышей занималась в основном мать, поэтому при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование.
Основное направление воспитания в Древней Руси четко просматривается в «Поучении князя Владимира Мономаха детям.» Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми.
Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старшим быть почтительными, к сверстникам – приветливыми. Богу надо угождать не молитвами, не отшельничеством, не монашеством, не постами, а добрыми делами. Именно стремление делать добро было основой воспитания детей, при всей строгости самого процесса воспитания.
Обучение и воспитание в Киевской Руси (до 18 века)
Исторический период в воспитании и обучении детей характеризуется смешиванием традиций и христианства.
Воспитание и обучение в X-XI веках
В этот период активно развивалась письменность, проникающая во все сословия. Образованность людей можно было сравнивать с образованностью в странах Западной Европы. Основой этого у населения Киевской Руси считались рукописи, их количество достигало 140 тысяч. Именно эти рукописи содержали высокие нравственные ценности русского народа.
Семейное воспитание детей было неотъемлемой частью для элементарного образования. Состоятельные семьи для ребенка в качестве учителя приглашали священника. Такое воспитание было под церковным контролем. Спустя время дети обучались у «мастеров грамоты» – учителей, дающих начальное образование. Обязательными моментами в учении были письмо и арифметика.
Дальнейшее развитие образования и воспитания
Данный период известен осуществлением образования и воспитания детей в монастырях, которые освобождались от уплаты дани Орде, были независимы и имели возможность заниматься культурной деятельностью.
Во время воспитания детей особое внимание уделялось формированию нравственных качеств личности:
Методика воспитания отличалась излишней суровостью, так как требовалось соблюдать строгую дисциплину, применялись физические наказания. В данный период уделялось много времени прививанию детям патриотизма, а причиной тому была борьба за независимость от монголо-татарского ига.
Преобладание семейного воспитания детей длилось до конца XVI века, реже привлекались учителя (священники или монахи). Такие педагогические деятели, как Иван Федоров, Федор Ртищев, Епифан Славенский осваивали опыт осуществления образования, принятый в Византии и западноевропейских странах.
Конец Xвека характеризуется XVI первой школы при лютеранской церкви немецкой слободы в Москве, реализующей обучение стран Западной Европы. Такие школы обучали детей высшего сословия. Со временем стали открываться школы грамоты для мальчиков, которые функционировали при монастырях. Обучение проходило по рукописным книгам, а позже по печатным, называемым азбуками.
XVII становится временем осознания безграмотности и невысокой образованности высшего социального слоя. Это и послужило причиной оказания помощи западным педагогам.
Вторая половина XVII века была предзнаменована определением четырех направлений в обучении:
Этот период характеризуется организацией первых учебных заведений повышенного типа.
В начале XVIII века образование ориентировалось на западные образцы, появлялись новые организации для совершенствования познания наук.
Организация воспитания в Древней Руси
Современная система воспитания молодого поколения ищет новые пути, подходы, методы, концепции, обращаясь к многочисленным теоретическим и практическим исследованиям всего накопленного, стараясь синтезировать отобранное в новом «воспитательном сплаве».
Не умаляя значимости этих изысканий, хотелось бы обратить внимание коллег на достижение народной и этопедагогики, славянской педагогики и семейного воспитания в Древней Руси, которые недостаточно учитываются и порой незаслуженно забываются в предлагаемых воспитательных технологиях. Вспомним слова К.Д. Ушинского: «У каждого народа своя особенная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем невозможно».
Обратимся, в связи с этим, к ряду интересных фактов, показывающих серьёзную, практически научно-прикладную организацию семейного воспитания в Древней Руси.
Основная цель воспитания молодого поколения заключалась в поэтапном восхождении к личности родового общества, что образно выражалось через положительный персонаж детской сказки, доброго витязя былины, эпического богатыря, предка — героя мифов и родовых преданий.
В системе семейного воспитания наблюдается наличие элементов возрастной психологии и педагогики: «дитя» вскармливается грудью, «молодой» — это ребёнок 3–6 лет, воспитываемый матерью, «чадо» — ребёнок 7–12 лет, начинающий обучаться; «отрок» — подросток в возрасте 12–15 лет, который должен пройти специальное ученичество для посвящения во взрослые члены рода или общины.
Важное место отводилось роли матери в воспитании как мальчиков и девочек. Её роль была ведущей в системе семейного воспитания. На Руси человека, воспитанного матерью и достигшего полной зрелости, называли «матёрый».
Семейное воспитание в Древней Руси было выстроено с учётом накопленных народно-педагогических традиций и находилось под общественным и государственным контролем. Родители наделялись обязанностями по подготовке детей к семейной и трудовой жизни в законодательном порядке, несли ответственность за подготовку своих детей к будущей жизни.
Воспитание воспринималось как божественное, жизненно необходимо явление, священная обязанность всего общества. Это особенно ярко показывают народные пословицы: «Не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил», «умей дитя родить, умей и научить».
Дошедшие до нас источники свидетельствуют о большом разнообразии приёмов и методов семейного воспитания, которые отражены в сказках, былинах, притчах, загадках, народных песнях, считалках, скороговорках, обрядах, играх, праздниках. В воспитательных елях использовался родной язык, история, природа родного края, народные промыслы и ремесла, семейно-бытовая культура.
Славяне никогда не воспитывали детей, используя отрицательные формы наставлений — «не лезь», «не трогай», «не нужно», «не делай». С раннего возраста родители старались распознать в ребёнке его склонности и интересы, например, тянет ли его быть волхвом, витязем, купцом, тружеником. На протяжении всего этапа развития от ребёнка до взрослой личности они наблюдали за особенностями его характера и поведения. Во взрослой жизни закреплялись навыки и получались дополнительные знания именно в той области, которая была выбрана ребёнком, и где он проявлял наибольший интерес и способности.
До нашего времени дошли различные пословицы об осознании важности правильной организации воспитания детей — «Учить — ум точить», «Ученье в детстве, как резьба по камню», «Гни деревце, пока гнётся, учи дитятку, пока слушается».
Поэтому и вырастали славяне достойными продолжателями Рода и семьи — заботливыми, уважительными, любящими родину и семью, трудолюбивыми, честными, гордыми и мужественными.
Приведённые в этой статье данные наглядно показывают, как уже в Древней Руси достаточно правильно и ответственно было организовано семейное воспитание, как много участников в нём было задействовано при особой роли самих родителей.
Такому опыту нужно поучиться современным семьям, считающим своими основными функциями лишь рождение и содержание ребёнка с перекладыванием ответственности их становления как личностей на различные учреждения, снижая и дискредитируя семью как веками проверенный надёжный институт социализации каждого ребёнка. Такое отношение нужно преодолевать, в том числе пропагандируя достижения славянской культуры, достижений семейного воспитания Древней Руси.
Хотелось бы закончить эту статью замечательными и мудрыми словами великого педагога К.Д. Ушинского о роли семейного воспитания, который писал: «Природные русские педагоги — бабушка, мать, дед… понимали инстинктивно и знали по опыту, что моральные сентенции приносят детям больше вреда, чем пользы, и что мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи, охватывающей ребёнка со всех сторон и отовсюду, ежеминутно проникающей в его душу».