русские в каннах история
Каннский кинофестиваль: загадка русской души и «Купе №6»
Русский Север и соленые огурцы на перроне поразили публику на Лазурном Берегу
На 74-м Каннском кинофестивале «Купе №6» Юхо Куосманена, созданное при участии России, отмечено Гран-при. Награду финский режиссер получил из рук Оливера Стоуна. Для жюри под руководством экстравагантного Спайка Ли это весьма диковинный выбор. На фоне предающихся любовным утехам монахинь в «Искушении» Пола Верховена или занимающейся сексом с автомобилями героини «Титана» Джули Дюкорно, отмеченного «Золотой пальмовой ветвью», история путешествия по Русскому Северу нашего парня и финской студентки кажется совсем уж бесхитростной.
Юра Борисов и Сейда Хаарла на каннском фотоколле. Фото: Пресс-служба Каннского кинофестиваля
По-своему феноменально, что такая «простая зрительская картина» оказалась в каннском конкурсе. Хотя и «Вокзал для двоих» Эльдара Рязанова участвовал в нем в 1983 году. А они чем-то похожи. 41-летний Юхо Куосманен не новичок в Каннах. Он побеждал в конкурсе студенческих работ «Синефондасьон» с короткометражкой, а в 2016 году получил главную награду конкурса «Особый взгляд» за «Самый счастливый день Олли Мяки» о финском боксере, влюбившемся в неподходящий момент накануне ответственного матча.
В основе сценария «Купе №6» — одноименный роман финской писательницы, драматурга и художника Росы Ликсом, написанный в 2011 году и отмеченный главной литературной премией страны «Финляндия». Он основан на воспоминаниях писательницы, которая когда-то училась в Москве и путешествовала по Транссибирской магистрали. Ее героями стали встретившиеся в купе девушка (она так и именуется) и русский мужчина средних лет Вадим Иванов. Издание книги на русском языке сопровождается дополнением в названии «Представления о Советском Союзе» и комментариями о фантастических представлениях автора о Советском Союзе. Но как еще могла иностранка реагировать на то, что у нас увидела в 80-е! В фильме многое радикально переработано. Действие происходит в 90-е. А название отсылает к чеховской «Палате №6». Роса Ликсом и сама родилась на Севере, в Лапландии. А в 2012 году в Санкт-Петербурге, где проходила выставка ее работ, представила также и свою коллекцию советских игрушек.
Юра Борисов и Сейда Хаарла. «Купе №6». Фото: Пресс-служба Каннского кинофестиваля
В создании «Купе №6» помимо Финляндии и России участвовали Эстония и Германия, но съемки проводились только у нас. Русские диалоги, а они в фильме почти все на русском языке за исключением небольшого разговора героини со случайным финским попутчиком, написаны Любовью Мульменко. Юхо Куосманен пригласил на главные роли прекрасную финскую актрису Сейди Хаарла и Юру Борисова, которого присмотрел на фестивале в Карловых Варах в фильме «Бык» Бориса Акопова про лихие 90-е. Юра Борисов представлял в Каннах и другую конкурсную картину «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, где у него совсем другая роль — актера, играющего Деда Мороза, встречающегося с лимитчицей-Снегурочкой на новогодних елках.
Студентка из Финляндии, изучающая археологию, отправляется в путешествие на поезде из Москвы в Мурманск, чтобы увидеть древние петроглифы. В романе поезд следовал через сибирские города в Улан-Батор. Позади, как описано в книге, оставались рубиновые звезды Кремля, «вощеное тело Ленина», «Интурист», впереди — скованная льдом Россия. Мы даже не знаем имени героини. В романе она просто Девушка. А ее попутчик — сварщик Вадим Иванов. «Такого русского мужчину она никогда раньше не встречала». И в фильме девушка как будто не имеет имени. С ней должна была отправиться в путешествие ее возлюбленная Ирина, роль которой сыграла живущая во Франции Динара Друкарова. Но московская подруга в последний момент отказывается от путешествия, так что попутчиком становится бухающий русский парень Леха, работающий на горнообогатительном комбинате, заливающий что-то невнятное про несуществующий бизнес. На его расспросы девушка ответит: «Моего парня зовут Ирина».
Леха курит прямо в купе. Чего бы ему не курить? Раньше и в самолетах дымили. Второй салон был для курящих, дым там стоял коромыслом. Леха никогда и слова «петроглифы» не слышал. Девушка все снимает на камеру: бабушку в платке на заснеженной станции, продающую соленые огурцы, другую бабушку… Купе тоже производит на нее впечатление — одеяло как в тюрьме, стол, заставленный бутылками. Разве не чудо, что поезд всю ночь стоит в Петрозаводске, и надо это время занять, а не тупо лежать на полке. Леха приглашает в путешествие. Кому-то и у нас все это кажется неправдоподобным. Тем, кто не путешествовал с пьяными спутниками, которыми могли оказаться даже кинематографисты. Даже они способны выбегать на перроны, отрывать у прохожих пуговицы, угрожать. Автору этих строк, как и финской студентке, пришлось искать новое пристанище в вагоне. В соседнем купе ехал писатель Валентин Распутин, готовый приютить у себя в трудную минуту, но не хотелось его обременять. Попытки героини найти место в плацкарте окажутся напрасными. Но Леха примирит ее с судьбой, отвезет к бабушке с кошкой и печкой. Не хватает только балалайки для полного комплекта.
Леха периодически куда-то исчезает. Да Юрий Борисов и сам такой. Шесть лет назад мы вместе ездили в киргизский город Ош, где он постоянно взбирался на каждую гору, попадавшуюся на пути, и так же стремительно возвращался. В исчезновении и появлении Лехи есть что-то инфернальное, поднимающее фильм над обыденностью. Он — сама широкая русская душа — готов на невозможное. Во имя чего? Ради любви? Да и была ли она? У каждого будет свой ответ.
Русские в Каннах: вечеринки и криминал
Русские знаменитости уже стали привычными в Каннах. Кто-то приезжает, чтобы представить свои киноработы, кто-то – чтобы потусоваться и завязать необходимые знакомства, а кто-то – в поисках сомнительных приключений.
На такое приключение и нарвалась эпатажная дива Лена Ленина, которая именует себя писательницей, моделью и бизнесвумен. Фестиваль для Лениной начался вполне оптимистично: она одной из первых выпорхнула на ковровую дорожку на церемонии открытия, поразила фотографов своим неоднозначным нарядом и не менее эксклюзивной прической. Однако затем все пошло наперекосяк. Познакомившись с мужчиной, который впоследствии оказался банальным альфонсом, Ленина по наивности лишись денег, украшений и ключей от машины. По ее признанию, спас блондинку от позора Алек Болдуин, который галантно пришел на помощь в трудный момент ее жизни.
Не повезло в Каннах и российскому актеру Артему Семакину, известному по ролям в таких фильмах, как «Не родись красивой», «Питер FM», «Звезда». 20 мая Артем пострадал от французских хулиганов. Сообщается, что Семакин заступился за незнакомую девушку, к которой приставали несколько молодых людей, за что и был избит. Благородного молодого человека доставили в больницу, где оказали ему первую помощь. Дальнейшее лечение, к счастью, не понадобилось. Полиция разбирается в деталях происшествия.
Следует отметить, что российских звезд в Каннах пока немного. Может быть, потому, что Ксения Собчак, давний и желанный гость в Каннах, на сей раз осталась в Москве? Правда, большой друг Ксении Тимати сообщил в «Твиттере», что вылетает в Канны 22 мая. Побывал на Лазурном берегу и Дмитрий Маликов, он выступил там в рамках программы Русского павильона. На премьере фильма «Особый день» были замечены Андрон Кончаловский и Юлия Высоцкая.
Более или менее оживится ситуация 23 мая, когда в одиозном отеле Eden-Roc du Cap на мысе Антиб намечена традиционная вечеринка ювелирного дома de Grisogono, которая обычно проходит в рамках Каннского кинофестиваля. На побережье ожидают светский десант в составе Светланы Меткиной, Марка и Иды Лоло, Алексея Гарбера, Гульнары Каримовой, Умара Джабраилова, Александра и Валерии Роднянских, Светланы Бондарчук. Возможно, кто-то из них останется до 24 мая, когда пройдет еще одно мероприятие – ежегодный благотворительный бал amfAR.
Ну а на 27 мая назначена церемония закрытия фестиваля. StarHit надеется, что фильм, который представляет Россию, будет отмечен жюри, а наши звезды еще успеют блеснуть нарядами на красной ковровой дорожке. Ведь Канны без русских не вполне Канны.
В Каннах отпраздновали 125-летие открытия русского Архангело-Михайловского храма
Канны, 27 ноября 2019 г.
В этом 2019 году исполняется 125 лет с открытия русского Архангело-Михайловского храма в Каннах, имеющего богатую историю и непростую судьбу, сообщает сайт Архангело-Михайловского прихода.
20 ноября на юбилейные празднования каннского прихода Русской Зарубежной Церкви прибыл Преосвященный Николай, епископ Манхэттенский, викарий Первоиерарха. По приезду в Канны в приходском муниципальном храме владыка Николай отслужил всенощное бдение, на котором помимо духовенства прихода ему сослужили прот.Петр Холодный и иерей Евгений Никитин из Ментона.
В день престольного праздника 21 ноября на архиерейскую Литургию прибыли иерей Гонтран Пусу из французского прихода г.Грасс и протодиакон Иоанн Буздуган из ниццкого собора. Несмотря на рабочий день, в храме было немало молящихся:
На следующий день владыка Николай посетил древний Леринский монастырь свт.Гонората на одноименном острове напротив Канн, где поклонился мощам святителя и прочитал ему акафист. Так же владыка познакомился с жизнью монастыря и, в частности, осмотрел Свято-Троицкий храм, предоставляемый монастырем для богослужений в ДЕНЬ ПРАВОСЛАВИЯ.
В тот же день в приходском храме состоялся концерт вокального ансамбля «Иерусалим» под управлением приходского регента Анны Кобриной, который дает ряд концертов на Лазурном берегу в честь юбилея. Такие концерты привлекают французов, они могут больше узнать о Православии и найти ответы на свои вопросы в беседах с духовенством во время чаепитий после концертов. А в этот раз прихожане могли побеседовать с архиереем.
В воскресенье была отслужена вторая архиерейская Литургия, на которую собрались многие молящиеся несмотря на объявленную накануне высшую опасность (красной категории) из-за наводнения и бури. В начале Литургии владыка Николай возвел алтарника Александра Лобажевича в чин чтеца. После Литургии маленькие ученики воскресной школы вручили владыке в храме собственноручно сделанный особый подарок на молитвенную память. Затем в честь юбилея была большая братская трапеза, состоявшая из разнообразных блюд различных национальностей каннского прихода.
В понедельник 25 ноября владыка Николай отбыл обратно в Нью-Йорк.
История Каннского фестиваля: от Луи Люмьера до Спайка Ли
Разбираемся, как появилось одно из крупнейших событий в индустрии кино.
Самым первым значительным кинофестивалем считается Венецианский. Однако уже совсем скоро в индустрии появилась его достойная альтернатива, затмившая все, что было до этого. Приготовьтесь, мы начинаем путешествие в историю Каннского фестиваля.
1930–1940-е
1938 год. Мир постепенно захватывает нацистская власть – Венецианский кинофестиваль не становится исключением. Победу одерживают пропагандистские фильмы, в том числе работа сына Муссолини. Тогда во Франции по инициативе Жана Зея – министра по делам образования и искусства – возникает идея создать альтернативу попавшему под нацистское влияние мероприятию.
За дело берется Луи Люмьер – один из братьев, создавших в 1895 году синематограф и организовавших первый коммерческий киносеанс. Он должен был стать председателем нового кинофестиваля. Дебютировать планировали в 1939 году, но показать успели только снятую по роману Виктора Гюго ленту «Горбун из Нотр-Дама» Уильяма Дитерле. Началась Вторая мировая война.
Первое торжественное открытие состоялось только в сентябре 1946-го в Каннах. Оно началось с показа советского документального фильма «Берлин» режиссера Юлия Райзмана. Правила проведения фестиваля были совсем не те, к которым мы привыкли сейчас. Так что приз разделили между собой сразу 11 конкурсантов. Во второй раз их было уже шестеро – и начали формироваться номинации, которые год за годом расширялись и менялись. Сначала мероприятие проходило в каннском казино. Только в 1949-м для его проведения открыли Дворец фестивалей – он же Дворец Круазетт.
1950–1960-е
В первые несколько лет Каннскому фестивалю не хватало стабильности и денег. По этой причине событие отменяли дважды – в 1948-м и 1950-м. С 1952 года мероприятие начали проводить в мае – эта традиция сохранилась до наших дней (в отличие от многих других).
Некоторое время участники сами выбирали фильм, с которым отправлялись на кинофестиваль, что вызывало множество проблем и конфликтов. Какая-то сторона считала картину другого конкурсанта оскорбительной или клеветнической. Она покидала фестиваль, а за ней уходила и вторая сторона, тоже чувствуя недовольство.
«Делегаты часто хлопали дверьми и покидали фестиваль со словами: «Как вы могли позволить показ такой клеветнической картины?»
«Делегаты часто хлопали дверьми и покидали фестиваль со словами: «Как вы могли позволить показ такой клеветнической картины?» – рассказывает Жиль Жакоб, режиссер и президент Каннского фестиваля с 2001 по 2013 год.
Жиль Жакоб и в то время президент Каннского фестиваля Пьер Виот в 1995 году
Из-за одного из подобных скандалов СССР даже приостановил участие в Международном каннском фестивале (именно так он тогда назывался) в 1952-м и 1953-м. Дело в том, что в 1951 году советской делегации не удалось добиться исключения из конкурса швейцарской ленты «Четверо в джипе» о событиях в оккупированной Вене после Второй мировой войны. Но это была только половина проблемы. В то же время документальный фильм, который привез СССР, был показан лишь для 50 журналистов – французские власти переживали, что картина Сергея Герасимова «Освобожденный Китай» оскорбит правительство Чан Кайши. Работа Герасимова рассказывает о коммунистических успехах китайского народа – Чан Кайши же выступал против коммунизма.
Каннский фестиваль, будучи престижным культурным событием, собирал большое количество знаменитостей и служил отличным местом поиска контактов для будущего сотрудничества. В 1959 году было принято решение включить кинорынок (то есть международный рынок, где товаром выступают фильмы) в структуру фестиваля. Но некоторые режиссеры-леваки восприняли этот шаг как излишнюю коммерциализацию – Канны для них больше не история об искусстве ради искусства. Началось целое противостояние, в результате которого в 1969-м появилась независимая от основного смотра секция «Двухнедельник режиссера». Тут нет конкурса и жюри.
1950-е в принципе были щедры на необыкновенные (в разных смыслах) истории. В 1957-м в конкурсную программу вошел фильм Фрэнка Корачи «Вокруг света за 80 дней». Видимо, продюсер Майкл Тодд был ослеплен успехом не меньше, чем живые львы, привезенные им на вечеринку, светом софитов. Получилось «феерично»: животные попытались напасть на гостей, которые бросились бежать от опасности. Спойлер: никто из людей не пострадал!
Вообще Каннский кинофестиваль тех лет был мало похож на нынешний. Одно из отличий – состав жюри. Туда в первой половине XX века входили не только люди, чьи профессии тесно связаны с кинематографом, но и писатели и ученые. Французская богема воспринимала фестиваль как престижное светское мероприятие, возможность отдохнуть хорошей компанией, а заодно и посмотреть новые фильмы. Например, режиссер и писатель Жан Кокто (он возглавлял «Канны» в 1953-м, 1954-м и 1957-м) и вовсе мог во время просмотра ленты встать и заявить, что пора поесть. И фильм действительно ставили на паузу – шли обедать. После уже досматривали картину.
В 1958 году «Золотую пальмовую ветвь» получает военная драма Михаила Калатозова «Летят журавли». Это единственная «Золотая пальмовая ветвь», которую пока что получал советский или российский конкурсант (не берем в расчет Гран-при, который был высшей наградой до «Пальмовой ветви»).
Тем не менее в 1960-х в структуре фестиваля произошли значимые изменения. Появились разнообразные программы, которые позволили кинопрофессионалам обмениваться опытом и знаниями. Например, «Двухнедельник режиссера» (о котором мы рассказали выше), «Международная неделя кинокритики» для режиссеров-дебютантов и конкурс короткометражек.
«Золотая пальмовая ветвь»
Главный приз Каннского фестиваля – «Пальмовая ветвь» из золота чистотой 24 карата (999-й пробы) на граненой хрустальной подставке. Но так было не всегда. Сначала победители получали Гран-при в виде произведения современного искусства какого-то знаменитого автора. В 1954 году совет директоров решил, что призом должен стать некий узнаваемый и оригинальный символ. Между ювелирами был организовал конкурс на лучший проект. И уже в следующем году вручали ту самую «Золотую пальмовую ветвь». Первую получил фильм Дэлберта Манна «Марти» о холостяке Марти, который пытался сделать свою жизнь более красочной и интересной. Вероятно, выбор пал именно на пальмовую ветвь потому, что это главный символ на гербе Канн – только там она серебряная.
Квентин Тарантино получает «Золотую пальмовую ветвь» в 1994 году
Культурное наследие русского Лазурного берега рушится на глазах
Исторический храм Архангела Михаила во французских Каннах – в бедственном положении. Впору подавать сигнал SOS. Построенный в 1894 году, он до Октябрьской революции находился в ведении Русской Православной Церкви и был в собственности Российской империи. Как правопреемник – современная Россия, законный наследник этого важнейшего культурного объекта. Но там крепко обосновалась местная организация под названием «Православная культурная ассоциация Ниццы» (ACOR) и передавать здание России не собирается. Суды за храм идут годами, а храм продолжает разрушаться.
Внизу под храмом покоятся адъютант Николая Второго великий князь Петр Романов и его жена Милица Николаевна, первый служивший здесь священник Григорий Остроумов, самый крупный благотворитель того времени, основатель Красного Креста и Полумесяца принц Петр Ольденбургский, героиня движения Сопротивления гречанка Елена Ваглиано. Пол в ее склепе проваливается, флаг испачкан крысиным пометом. Крысы здесь опрокинули и прогрызли все, что могли.
В период дождей крипту затапливает, плесень – на стенах, на иконах, гниет иконостас. Вот в каком виде хранится военная форма Александра Второго, да и то, говорят, не настоящая, подлинник, вероятно, тоже украден. Исчезли и все важные архивы, а те, бумаги, что остались, отсырели и покрылись плесенью. Со счетов управляющей храмом ассоциации куда-то пропали и деньги, которые были пожертвованы на реставрацию храма в 2006 году.
Глава обанкротившейся ассоциации Владимир Янсен в 2014-м создал еще одну – культурную – и сам себе передал в аренду всю российскую недвижимость на участке, кроме церкви. Дом священника он переделал в отель, где клиентам вот уже 5 лет подряд на выбор предлагают проживание в разных комнатах и отдельную дачу в саду, бесплатную парковку на закрытой территории, Интернет. При том что собственник (Россия) разрешения на коммерческое использование земли не давал.
«Каждый владелец имеет право выселить незаконных обитателей, даже если они оспаривают право собственности. На данный момент собственник установлен, это Российская Федерация, так что если там проживает сквоттер, то нужно обратиться в гражданский суд. Процедура выселения занимает около трех месяцев. Сейчас мы, мэрия, даже намерены написать письмо господину Путину, чтобы все сдвинулось с мертвой точки, потому что на карту поставлено спасение храма и русского наследия», – отметил Тьерри Мигуль, представитель мэрии Канн.
«Нам нужно солидное юридическое основание для того, чтобы уже больше никто ни через 10, ни через 90, ни через 100 лет не мог претендовать на эту собственность. Этот храм был бы действительно центром духовной, культурной жизни, он мог использоваться прихожанами. К сожалению, французское правосудие долгое, в том числе это связано с пандемией. Но наши адвокаты французские делают все возможное для того, чтобы решение состоялось как можно быстрее. Ии нас поддерживает мэрия Канн, которая открыто говорит, что они заинтересованы в том, чтобы Россия победила в этом споре», – сказал Михаил Гальперин, замминистра юстиции РФ.
Бесконечные судебные тяжбы внутри управляющей приходом ассоциации и борьба за деньги привели к тому, что сейчас назначенный судом французский ликвидатор пытается отобрать право собственности на землю у России. Территорию – 6 тысяч квадратных метров в одном из лучших районов города – хотят пустить с молотка, чтобы погасить имеющиеся у ассоциации долги. Следующее заседание по этому делу состоится почти через год, говорит адвокат Андреа Пинна, который в течение трех лет ведет это дело: «Российская Федерация консультировалась с ведущим французским специалистом по праву собственности из Сорбонны, мы не планируем менять стратегию, наоборот, будем придерживаться ее вплоть до окончательного решения суда, но процесс еще не закончен. Мы сейчас в суде первой инстанции, есть еще право подать апелляцию, затем право обращения в кассационную инстанцию».
Юг Франции для русских аристократов в середине 19 века открыла императрица Александра Федоровна, мать Александра Второго: она любила отдыхать здесь с детьми. Ее свита – 400 человек – селилась в лучших отелях побережья. Центром светской жизни стала вилла «Казбек», где поселился великий князь Михаил Романов. Резиденция в стиле неоренессанса, которую начал строить для себя князь Лев Кочубей – тайный советник Александра Второго – сегодня – Музей изящных искусств в Ницце.
На побережье аристократы проводили зиму, а летом уезжали в поисках прохлады в горы, во французские Альпы, в местечко Торанк. Дом, где они останавливались, тогда был двухэтажный, резной вход сохранился в первозданном виде, на месте осталась и башня. На фасаде все так же, как и больше ста лет назад, красуется декоративная керамическая плитка. А в этом доме до сих пор живут потомки архитектора храма Михаила Архангела в Каннах. В городке до сих пор можно встретить наших людей, но мало кто знает, что главное сокровище этого места – запрятанная среди густого леса, стоящая в низине деревянная православная часовня.
Здесь же в тени сосен были площадка для чаепития, а напротив – часовня, построенная примерно в то же время, что и храм в Каннах. Козырек и навес были выложены разноцветной желто-зеленой черепицей, на месте окна стояла икона, для ступеней использовали тот же камень, что и при строительстве каннского храма. Внутрь попадаем через алтарную часть.
В алтарной части, несмотря на дожди, сохранилась фреска, выполненная на плотном холсте. Сбоку – остатки витражей, который украшали храм. На второй этаж, где размещался церковный хор, ведет резная деревянная лестница, щитовые стены сделаны прочно на века. Богослужения проводили здесь по воскресениям и в летние праздники. Молиться приходил и сам великий князь, и его свита.
Улица Александра Третьего, авеню Николая Второго, труднопроизносимый для французов, написанный на немецкий лад бульвар Царевич… Здесь сохранился закладной камень виллы «Бермон», где сейчас располагается православный Николаевский собор в Ницце. Его построили на месте, где в 1865 году скончался наследник престола, старший сын императора Александра Второго цесаревич Николай.
Среди исторических реликвий – гусарский мундир, в котором венчался император, медальон с волосами цесаревича, платки с инициалами и окровавленная рубашка Александра Второго – она была на нем в день, когда его убили в 1881 году. Здесь же и чудотворная икона, которая потемнела от солнца, а спустя 23 года сама просветлилась в алтаре. На каждом шагу – бесценные для нашей истории вещи.
«Средства на строительство собора выделил император Николай Второй, его сестра подарила икону Казанской Божьей Матери, собственноручно ею вышитую. Великий дар собору – личная икона царя Иоанна Грозного. Николай Чудотворец 16 века, этот складень был подарен фрейлиной последней императрицы», – рассказал настоятель Свято-Николаевского собора протоиерей Андрей Елисеев.
Три участка земли вокруг собора сейчас через суд пытается отобрать управлявшая много лет храмом ассоциация. В их руках остается и церковь святого Николая и Александры.
Русская православная церковь освящена в 1859 году. Попробуем попасть внутрь. Никто не отвечает, двери закрыты, на входе даже расписания нет. В исторических документах владелец земли, как и в случае с каннским храмом, – Священный Синод и его правопреемница Россия. На деле помещением по-прежнему распоряжается ассоциация.
«Они пытаются доказать, что это их частная собственность. Ассоциация, которая находится в Ницце, решила, что она не будет относиться ни к Русской, ни к Греческой Церкви, а перешла в лоно Румынской Церкви. Возникает вопрос, какое моральное право имеет румынский приход владеть собственностью Святейшего Синода РПЦ», – говорит Андрей Елисеев.
Когда русская община облюбовала этот тихий уголок на вершине холма с видом на город, чтобы здесь хоронить членов своей общины рядом друг с другом бесплатно, они и представить не могли, что кому-то придет в голову из-за него судиться.
Это второе по величине после Сен-Женевьев-де-Буа русское православное кладбище во Франции. Участок на окраине Ниццы в 1866 году выкупило российское консульство, но сегодня и это место стало предметом спора между Россией и французской ассоциацией.
Здесь покоятся: князья Романовы, Гагарины, Оболенские, Волконские, Толстые, Нарышкины, светлейшая княгиня Юрьевская – морганатическая супруга императора Александра II, главнокомандующий войсками Кавказского фронта генерал Николай Юденич, основатель скаутского движения Олег Пантюхов, философ и публицист Александр Герцен, последний министр финансов российской империи Петр Барк и царский министр иностранных дел Сергей Сазонов. В центре – небольшая часовня, за ней – братская могила, куда перенесли останки соотечественников, похороненных в других местах. Много заброшенных надгробий – в плачевном состоянии, где-то поросли травой, где почти стерлись буквы. На их месте неожиданно стали появляться свежие захоронения.
«Мы не можем контролировать, что происходит на кладбище, потому что вся документация находится в руках ассоциации. Они, судя по всему занимаются продажей могил на кладбище, осуществляют некий уход за ним», – считает Андрей Елисеев.
Судебные разбирательства что в Ницце, что в Каннах идут не первый год, это позволяет людям, не имеющим на то юридических оснований, продолжать пользоваться российской землей, в то время как уникальные объекты культурного наследия русского Лазурного берега, нуждающиеся в защите и срочной реставрации, продолжают рушиться на глазах.