романовы в костроме история

Кострома – родовое гнездо Романовых

Сейчас очень модным стало проездом в Плес посещать Кострому. Это – старинный купеческий город, сохранивший в неприкосновенности свой архитектурный ансамбль. Родина Сусанина, Снегурочки и Островского. Знаменитый Ипатьевский монастырь стал колыбелью династии Романовых.

романовы в костроме история. Смотреть фото романовы в костроме история. Смотреть картинку романовы в костроме история. Картинка про романовы в костроме история. Фото романовы в костроме история

Сейчас очень модным стало проездом в Плес посещать Кострому. Это – старинный купеческий город, сохранивший в неприкосновенности свой архитектурный ансамбль. Родина Сусанина, Снегурочки и Островского. Знаменитый Ипатьевский монастырь стал колыбелью династии Романовых. Посмотреть старинный русский город в его первозданном виде, побродить по тихим улочкам и полюбоваться старинными особняками и церквями – именно за этим приезжают сюда на выходные.

Существует две версии происхождения названия города. По одной оно происходит от финно-угорского слова «кострум», что значит «крепость». По другой версии кострома – это сделанная из льняной соломы кукла, которую сжигали в начале весны, принося жертву Яриле, богу солнца.

В 2007 г Кострома торжественно отметила свое 855-летие: считается, что она была основана Юрием Долгоруким в 1152 году. В 1272 г. благодаря костромскому князю Василию Ярославовичу была обретена чудотворная Федоровская икона Божьей Матери – ныне наиболее почитаемая национальная святыня. В том же году Василий стал великим князем, но продолжал жить в Костроме, где и умер в 1277 г. Поскольку он не оставил наследников, то Кострома вошла в состав Московского княжества. С этого момента Кострома начинает постоянно фигурировать в событиях истории государства российского. Именно костромичи Федор Сабур и Григорий Холопищев в 1380 году отыскали и вынесли раненого князя Дмитрия Донского с Куликова поля. В Кострому бежал укрываться Дмитрий Донской двумя годами позже во время нашествия хана Тохтамыша. Здесь же искал убежища двадцать лет спустя сын Дмитрия Донского – Василий I, по его приказу был заложен старинный костромской Кремль.

При Иване IV костромичане занимают видное положение при дворе: А.Адашев был членом Избранной рады; Дмитрий Годунов – постельничим царя, а его племянники Борис Годунов и Ирина Годунова достигли царского звания. Ирина в 1580 году стала женой сына Ивана Грозного Федора, а потом царицей. Борис Годунов правил с 1598 по 1605 год, он возвел каменные постройки Ипатьевского монастыря.

романовы в костроме история. Смотреть фото романовы в костроме история. Смотреть картинку романовы в костроме история. Картинка про романовы в костроме история. Фото романовы в костроме история

После венчания Михаила Федоровича на царства Кострома все века существования династии Романовых пользовалась их особым расположением и покровительством. В семнадцатом веке город был третьим по значению после Москвы и Ярославля. Торговля шла и с Западом, и с Востоком. В городе находилась английская фактория – англичане активно закупали парусину высокого качества. В это время возводятся каменные церкви и монастыри: 5 монастырей – Крестовоздвиженский, Вознесенский, Спас-Подвязный, Ипатьевский, Богоявленский Анастасиин и 35 церквей.

В 1767 году, путешествуя по Волге, Кострому посещает Екатерина II. В благодарность за восторженный прием она пожаловала городу герб с изображением галеры «Тверь», на которой приплыла. В 1778 году город становится губернским центром, а в 1781 году утверждается план его перепланировки. Архитектор И.В. Старов положил начало созданию трех архитектурных ансамблей – Соборного, Административного и Торгового, объединенного общим стилевым решением. Через полвека был построен лучший городской ансамбль русской провинции – главная достопримечательность Костромы. Николая I установил традицию посещения «колыбели дома Романовых» каждым наследником престола и каждым царем. Последний царский визит пришелся на 1913 год – Кострома стала центром Всероссийских торжеств, посвященных празднованию 300-летия царствующей династии Романовых.

В 1929 г. костромская губерния была ликвидирована, Кострома входила сначала в Ивановскую, а затем в Ярославскую области, но в 1944 году была вновь образована Костромская область. Была построена Костромская ГРЭС – одна из крупнейших в Европе, железнодорожный и автопешеходный мосты через Волгу. После реставрации исторических памятников Кострома была включена в маршрут «Золотое кольцо России».

романовы в костроме история. Смотреть фото романовы в костроме история. Смотреть картинку романовы в костроме история. Картинка про романовы в костроме история. Фото романовы в костроме история

В Костроме можно увидеть много старинных зданий и церквей, можно любоваться просто старинным обликом города, гармонией его улиц и особняков. Но есть место, ради которого чаще всего посещают Кострому – это Ипатьевский монастырь, тесно связанный с именами Годуновых и Романовых. Он возник еще в XIV веке на живописной стрелке между Волгой и рекой Костромой. По преданию в 1330 г. татарский мурза Чет направлялся на службу к князю Московскому Ивану Калите. По дороге он заболел. На месте монастыря ему явилась Богородица с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. После этого мурза принял христианство и основал на памятном месте обитель, которая была освящена в честь священномученника Ипатия Гангрского. От мурзы Чета берет свое начало знаменитый род Годуновых.

Ипатьевский монастырь при советской власти был историко-архитектурным музеем-заповедником. В 2004 году передан Костромской епархии и на его территории заново создан Церковный историко-археологический музей.

романовы в костроме история. Смотреть фото романовы в костроме история. Смотреть картинку романовы в костроме история. Картинка про романовы в костроме история. Фото романовы в костроме история

Источник

Кострома – колыбель Дома Романовых

романовы в костроме история. Смотреть фото романовы в костроме история. Смотреть картинку романовы в костроме история. Картинка про романовы в костроме история. Фото романовы в костроме история

В эпоху Смутного времени начала XVII века костромская земля подверглась нашествию поляков. Немало наших далёких предков сложило головы в битвах с захватчиками. С этим трудным временем связан подвиг народного героя Ивана Сусанина, защитившего родную землю и будущего царя ценой своей жизни. 14 марта 1613 года страна обрела покой после восшествия на престол Михаила Романова.

В 1767 году Кострому посетила Екатерина II. Галера «Тверь», на которой она прибыла в город, запечатлена в гербе города, дарованном Костроме императрицей. По легенде, с визитом Екатерины связан и градостроительный план с уникальной веерной застройкой. В честь императрицы некоторое время называлась и главная площадь города – Екатеринославская, позже переименованная в Сусанинскую.

За короткое время своего правления успел побывать в Костроме и император Павел I, сын Екатерины. Городу он даровал новый герб, с изображением Мальтийского креста, который, впрочем, здесь не прижился.

В конце царствования, в 1824, проездом, костромские земли посетил император Александр I – он побывал в Ветлужском и Кологривском уездах, а также в городе Галиче.

В 1830-е гг. посещал наш город и император Николай I. С его визитом связана одна известная в Костроме цитата. Увидев Пожарную каланчу, император искренне восхитился и сказал: «Такой даже у меня в Петербурге нет!».

С посещением Костромской земли Александром II (а в наших краях он побывал дважды – сначала будучи цесаревичем, а потом уже царём) связана реконструкция Палат бояр Романовых в Ипатьевском монастыре — стилизация под архитектуру XVII века по проекту Ф. Рихтера. Костромичи Александра II очень любили и почитали, как царя-освободителя, а после его трагической гибели была воздвигнута Александровская часовня. На закладке часовни присутствовал и сын Александра II, император Александр III.

Монархия просуществовала в России до 1917, но и сейчас, спустя почти столетие, в Костроме помнят и чтят императорскую семью и с трепетом относятся к связи Романовых с нашим городом. В 2013 году пышно было отмечено 400-летие дома Романовых.

Источник

Ипатьевский монастырь: колыбель царских фамилий

С этой обителью связана вся наша история. Золотая Орда и зарождение именитых боярских родов, царственные фамилии — Годуновы и Сабуровы, подвиги и победы в Смутное время, колыбель новой монаршей династии, венчание на престол первого Романова, расцвет и процветание под высоким покровительством, разруха в советские годы и символичная дата начала возрождения обители — 1000-летие Крещения Руси… Все это — Ипатьевский монастырь.

Основание монастыря: от легенды — к истории

Легенда первая. XIV век. До Куликовской битвы — пятьдесят лет. Влиятельный вельможа, татарский мурза Чет направляется из Золотой Орды в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. Держит путь по Волге, по дороге тяжело заболевает. Кораблям приходится причалить к берегу. Место удобное и красивое: дубовая роща, место впадения реки Костромы в Волгу. Мурза — при смерти. Но тут ему в чудесном явлении предстают Пресвятая Богородица, святой апостол Филипп и священномученик Ипатий Гангрский. Чет усердно молится Божией Матери и святым, получает исцеление от недуга и принимает крещение с именем Захарии. На месте видения он основывает монастырь, строит в нем каменную церковь во имя Живоначальной Троицы, а в память своего чудесного исцеления повелевает написать икону, изображающую удивительное явление. До революции это была широко распространенная версия (см. Описание Костромского Ипатьевского монастыря. М., 1832).

Легенда вторая представляет основание обители немного иначе. Тот же Чет, знатный мурза, принял крещение еще в Орде от рук митрополита Петра (впоследствии причисленного к лику святых) и уже потом, прознав, что великий князь Московский собирает в свое княжество на службу именитых людей, отправился по рекам в Москву к Ивану Калите. Не доезжая до Костромы, очарованный пейзажами, причалил к берегу передохнуть. Место его остановки — Мерский стан (от названия местных племён — «меря»). Здесь случилось Чету-Захарии видение Богородицы и святых Филиппа и Ипатия, и, желая просветить светом Христовой веры местных язычников, он основал здесь обитель.

Существуют и другие версии, например, что мурза получил крещение и благословение на основание монастыря уже в Москве. И даже такое: не был Чет никаким мурзой, а был или одним из местных — костромским мерянином, или русским боярским сыном, прибывшим на Кострому из галицких земель.

В 40-х годах прошлого века известный историк, академик С. Б. Веселовский подверг сомнению эти легенды. Он утверждал, что Чет — фигура мифическая, а основан монастырь был в конце XIII века — скорее всего, костромским князем Василием Ярославичем, братом князя Александра Невского (см. Веселовский С. Б. Из истории древнерусского землевладения. Род Дмитрия Александровича Зернова (Сабуровы, Годуновы и Вельяминовы-Зерновы) // Исторические записки. Т.18. М., 1946).

Некоторые современные историки полагают, что монастырь основали новгородцы и еще раньше — в первой половине XIII века. Обосновывают это, в частности, тем, что на тот момент нигде на Руси, кроме Великого Новгорода, не было храмов в честь святого Ипатия Гангрского, значит, считают они, монастырь, скорее всего, основал какой-то богомольный новгородский боярин.

Как бы то ни было, в первой половине XIV века у впадения Костромы в Волгу уже стояли бревенчатые строения, в том числе первая деревянная церковь Живоначальной Троицы, их обнесли дубовыми стенами, а от основателя Ипатьевского монастыря пошли несколько значимых для истории Российского государства боярских и даже царских родов. В пятом поколении рода Чета-Захарии (один Бог знает, существовавшего в действительности или нет) родились два брата, принявшие разные фамилии — по прозвищам: Федор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун. От них пошли знаменитые роды — Сабуровы и Годуновы. Многие их представители погребены в стенах Ипатьевского монастыря, некоторые приняли здесь монашеский постриг. Кроме того, от того же костромского корня пошли знатные русские фамилии Зерновы, Шеины, Вельяминовы… Потомки Захарии-Чета дали России двух царей — Бориса и Федора Годуновых, царицу Ирину Годунову, великую княгиню Соломонию Сабурову и царевну Евдокию Сабурову.

«Преименитая Лавра»: от деревянной обители — к каменной крепости

После кончины костромского князя Василия Ярославича (он не оставил наследников) Костромское княжество было упразднено и его земли вернулись в состав Владимирского княжения. Иными словами, ими отныне владели великие князья — старшие среди всей княжеской братии Северо-Восточной Руси. А в XVI столетии Ипатьевский монастырь попал под покровительство Годуновых, которые считали обитель своей «фамильной». Годуновы были щедрыми жертвователями — дарили монастырю деревни и села, крупные суммы денег. В итоге небольшая еще в XIV–XV веках обитель к концу XVI в. стала одним из четырех крупнейших в стране монастырей-землевладельцев. Годуновы жертвовали в монастырь серебряные сосуды, драгоценную церковную утварь из золота и позолоченную, пополняли ризницу и библиотеку монастыря. Вкладные иконы, рукописи, рукописные книги в серебряных и позолоченных окладах, с миниатюрами и украшениями — многие из тех даров сейчас хранятся в фондах Костромского музея-заповедника, Третьяковской галерее, Историческом музее, Оружейной палате Московского Кремля.

Деревянные строения в монастыре сменились каменными. На месте деревянной церкви Живоначальной Троицы в 1560 году поставили пятиглавый каменный Троицкий собор с приделами во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Строились церкви и звонницы. Дубовую ограду в 1586 году заменили на каменные монастырские стены толщиной около полутора метров с пятью въездными воротами, шестью башнями-стрельницами, потайными ходами и надвратными церквями. Монастырь превратился в настоящую крепость, преграждавшую неприятелю путь по Ярославской дороге.

В конце XVI века Ипатьевский монастырь, который приобрел колоссальный вес в политической жизни страны и становился одним из главных ее духовных центров, называли уже «Преименитой Лаврой».

Михаил Романов: от Смуты — к новой династии

Смута стала для Ипатьевского монастыря тяжелым испытанием. В 1608 году один из отрядов Лжедмитрия II захватил обитель. Спасителями стали ополченцы, прибывшие из Галича. Они вырыли вокруг монастырских стен осадный ров, грамотно организовали осаду и выбили захватчиков из монастыря. Правда, надвратные церкви, монастырская стена и Троицкий собор серьезно пострадали от взрыва, произошедшего во время решающего сражения.

И вот наступил ключевой, переломный момент в русской истории. Самозванцы изгнаны, интервенты побеждены, семибоярщину свергли, Россия выбирает нового царя. Боярство московское выдвигает Михаила Федоровича из рода Романовых. Земский Собор в 1613 году присягает в Москве шестнадцатилетнему Романову. Но сам избранник в это время не в столице — он в селе Домнине, в костромской своей вотчине. Из Москвы на север, в Кострому, отправляется Великое посольство: волеизъявление народа нужно донести до будущего монарха.

У стен Ипатьевского монастыря он вместе со своей матерью инокиней Марфой встречает московское посольство и процессию из духовенства и мирян, пришедшую из Костромы. Во всех костромских храмах звонят колокола, Михаилу преподносят грамоты, но… напуганный интригами, войнами, предательством, убийствами юноша избрание свое не принимает и от трона отказывается. Шесть часов послы убеждают юношу и его мать согласиться со своей — действительно полной опасностей и огромной ответственности! — судьбой. Наконец, в Троицком монастырском соборе молодого государя благословляют на царство чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери.

XVII век: от расцвета — к закату

Разумеется, представители царской фамилии не могли забыть свою «колыбель», место, откуда пошла их династия. На протяжении трех веков Романовы холили и лелеяли Ипатьевский монастырь. В XVII веке он был восстановлен, надстроен, украшен, расширен… Лучшие зодчие, каменщики, иконописцы — и приглашенные, и местные, — трудились над его преображением. Выросла ввысь стена, появилась новая территория — Новый город, была выстроена церковь Иоанна Златоуста, наконец, на месте старого Троицкого собора, который был разрушен взрывом, отстроили и расписали новый — тот, что дошел до нашего времени.

Продолжала пополняться монастырская библиотека. Только теперь книги писали уже в стенах монастыря: создавались и рукописные Евангелия, и собрания житий святых, и синодики, помянники — небольшие книжки или тетради с записанными в них для молитвенного поминовения именами живых и усопших. Туда записывались родословные Годуновых, Романовых и других исторических лиц.

романовы в костроме история. Смотреть фото романовы в костроме история. Смотреть картинку романовы в костроме история. Картинка про романовы в костроме история. Фото романовы в костроме история

Именно в Ипатьевском монастыре, в ризнице Свято-Троицкого собора сохранилось великое сокровище русской культуры — Ипатьевский летописный свод, частью которого является знаменитая «Повесть временных лет» — русская летопись, составленная в Руси Киевской на заре XII века и переписанная для Ипатьевского свода в начале XV века. Документ, рассказывающий самую древнюю историю Руси и вообще историю от сотворения мира. В какое время и каким образом эта драгоценная рукопись попала в обитель, неизвестно. Здесь она хранилась до XIX века. Историк Н. М. Карамзин при написании первых томов своей «Истории Государства Российского» работал с двумя списками (копиями) Ипатьевской летописи.

Росло число жертвователей и покровителей монастыря, росли вклады, увеличивалась братия — монастырь процветал, богател, и авторитет его рос год от года. Однако в конце XVII века на престол взошел великий реформатр Петр I, который монахов не жаловал и подход к обителям имел сугубо практический. Над Ипатьевским монастырем сгустились тучи…

Цари и монастырь: от переплавки колоколов — к реставрации келий

Молодому царю нужно было вооружать армию и чеканить медную монету. Требовался металл. В самом конце XVII века по приказу Петра с колоколен Ипатьевского монастыря сняли часть колоколов и отправили в Москву на переплавку. Деньги состоятельных вельмож государь тоже предпочитал направлять не на монастырские, а на государственные нужды, потому повелел доходы и пожертвования свыше шести рублей в год из расчета на одного монаха изымать в казну. Процветание сменилось упадком, монастырь постепенно ветшал и разорялся. Его стали использовать как место ссылки…

романовы в костроме история. Смотреть фото романовы в костроме история. Смотреть картинку романовы в костроме история. Картинка про романовы в костроме история. Фото романовы в костроме история

Лишь в середине XVIII века, после того как Ипатьевский монастырь стал резиденцией архиерея Костромской епархии, на обитель вновь обратили внимание. Начались перестройка и расширение старых зданий, строительство новых… Троицкий собор стал кафедральным, в нем устроили архиерейскую усыпальницу. С 1747 года в обители разместили Костромскую духовную семинарию, в 1764 закончили строительство храма Рождества Богородицы, в Троицком соборе установили новый иконостас, который сохранился до наших дней. В 1767 году на Божественной литургии в Троицком соборе молилась императрица Екатерина II, посетившая Кострому во время своего путешествия по Волге. В «романовском» монастыре бывали и другие российские монархи. Николай I в 1834 году, осмотрев ризницу обители и келью, где жили Михаил Федорович с матерью, приказал Романовские палаты реставрировать, монастырь обновить и возвести в степень первоклассного. Что это значит? Согласно «Духовным штатам», изданным Екатериной II в 1764 году, все монастыри, владевшие вотчинами и не упраздненные, за исключением лавр и тех из них, что были сделаны кафедральными (то есть являлись архиерейскими резиденциями), разделили на три класса. В них была установлена норма штатных монахов и монахинь, из казны выплачивалось содержание. Ипатьевскому монастырю, как первоклассному, полагалось 33 монаха.

В Ипатьевском монастыре побывали Александр II в 1837 и 1858 годах, Александр III — в 1866 и 1881, Николай II — в 1881 и в 1913 годах.

300-летие Дома Романовых: от Ипатьевского монастыря — к Ипатьевскому дому

В год 300-летия царствования Дома Романовых Ипатьевский монастырь не мог оказаться в стороне от всеобщего празднования. Кострома стала одним из главных мест, где проводились всенародные торжества. К 1913 году обитель вновь отреставрировали, капитально отремонтировали. За стенами обители для государя специально выстроили деревянный дом. 19 мая 1913 года императорская семья в полном составе прибыла в обитель. Вместе с Николаем II приехали председатель Совета министров В. Н. Коковцев, министры, придворные, потомки и правопреемники участников московского посольства 1613 года, управляющий Рязанской епархии, келарь Троице-Сергиевой Лавры, наместник Чудова и архимандрит Новоспасского московских монастырей, протоиереи Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля. Среди встречавших государя были даже пра-пра-пра-пра-…внуки Ивана Сусанина!

В грандиозном крестном ходе через Кострому участвовало все костромское духовенство. Николай II приложился к чудотворному образу Феодоровской Божией Матери, которой благословляли на престол его предка. В Троицком соборе государь отстоял литургию и молебен, осмотрел сокровища и святыни Ипатьевского монастыря, вышел к народу…

Кто мог тогда предполагать, что спустя всего пять лет вся семья последнего представителя рода Романовых будет расстреляна в Екатеринбурге именно в Ипатьевском доме…

«Советская» обитель: от танцевальной площадки — к музею

В 1919 году Ипатьевский монастырь закрыли. Епископа Филарета (Никольского) и монахов изгнали, имущество национализировали. Ценности вывезли в Москву, часть отдали в губернский музей, под который выделили некоторые монастырские помещения. Одни монастырские постройки уничтожили, другие отдали Советскому поселку, поселив в них рабочих костромских мануфактур. Служба в соборах, получивших приходской статус, продолжалась до 1922 года, потом прекратилась. На территории обители разместили военные казармы, организовали детский дом, позже — стадион, танцевальную площадку… В церкви Рождества Богородицы выставлялись экспонаты антирелигиозного музея, а в начале 30-х годов ее и вовсе разрушили. Собирались разрушить и монастырские стены, но, к счастью, не успели…

В середине 50-х годов на территорию бывшего Ипатьевского монастыря из зоны затопления Горьковского водохранилища перевезли деревянный Спасо-Преображенский храм из села Спас-Вежи — уникальное творение русских зодчих, собранное без единого гвоздя.

В 1958 году «монастырские» квартиры начинают расселять, Ипатьевскую обитель отдают под Костромской государственный историко-архитектурный заповедник. Сотрудники нового музея, понимая значимость и ценность памятника для истории всего государства, невосполнимость утрат, берутся за реставрацию, начинают кампанию в защиту того, что еще осталось, — исторических построек, документов, экспонатов…

После безвременья

70 лет безвременья. Конечно, многие взорванные, разрушенные или превращенные в соляные склады и тюрьмы монастыри могли бы позавидовать Ипатьевскому, в котором все-таки тридцать лет работал музей, но до духовного возрождения обители было далеко.

Перелом наступил в 1988–1989-х годах, когда страна праздновала Тысячелетие Крещения Руси. Это было важное время возрождения русского Православия в целом, а в Ипатьевском монастыре, в Троицком соборе именно тогда прошли первые после многолетнего перерыва молебен и панихида.

В 1991 году Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь вновь стал монастырем. На следующий год впервые после 1922 года совершили Божественную литургию.

Еще два года спустя Церковь и областное руководство договорились использовать комплекс совместно: монастырь и музей стали существовать бок о бок. Постепенно при содействии Святейшего Патриарха Алексия II Русской Православной Церкви возвращались здания обители.

Главную монастырскую святыню — чудотворную Ипатьевскую икону Божией Матери (список с Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы) — передали монашеской общине из фондохранилища музея в 2004 году.

романовы в костроме история. Смотреть фото романовы в костроме история. Смотреть картинку романовы в костроме история. Картинка про романовы в костроме история. Фото романовы в костроме история

В 2004 году в стенах Ипатьевского монастыря был возрожден Церковный историко-археологический музей Костромской епархии. В 2005 году Костромская епархия стала законным пользователем ансамбля Ипатьевского монастыря города Костромы.

Обители в разные годы передавали в дар ковчег с камнем из «Расстрельной комнаты» подвала Ипатьевского дома Екатеринбурга, ковчег с частью Ризы Господней, который несколько веков хранился в монастыре и чудом сохранился в годы разорения обители, другие святыни…

Сегодня Ипатьевский монастырь не только памятник архитектуры и истории, место, где хранятся древнейшие православные реликвии, главная достопримечательность Костромской земли, это еще и обитель, в которой силами немногочисленной пока братии поддерживаются молодежные и социальные проекты, проводятся восстановительные работы и — главное — возрождается духовная, молитвенная жизнь.

Источник

Костромичи спасли династию Романовых от гибели

романовы в костроме история. Смотреть фото романовы в костроме история. Смотреть картинку романовы в костроме история. Картинка про романовы в костроме история. Фото романовы в костроме история

романовы в костроме история. Смотреть фото романовы в костроме история. Смотреть картинку романовы в костроме история. Картинка про романовы в костроме история. Фото романовы в костроме история

романовы в костроме история. Смотреть фото романовы в костроме история. Смотреть картинку романовы в костроме история. Картинка про романовы в костроме история. Фото романовы в костроме история

Костромская земля – земля царей и героев. Одна из главных жемчужин региона – Ипатьевский монастырь. Именно сюда прибыло в 1613 году земское посольство, которое и призвало на царство юного Михаила Романова. Так была поставлена точка в истории Смутного времени. Об этом рассказала ГТРК «Кострома» в эфире Всероссийского онлайн-марафона «Славься, Отечество!», идущего на медиаплатформе «Смотрим».

Сейчас известно, что Борис Годунов, который получил трон после смерти царя Федора, являлся представителем костромского боярского рода. Сами Романовы, которые взошли на престол после Смуты, были московскими боярами, однако из вотчины располагались на костромской земле.

Вероятно, что пришел из нынешней Костромской области и тот, кого принято считать Лжедмитрием I – Юрий Отрепьев. Согласно данным историков, его родиной была деревня Симунино.

Владения Отрепьевых и одна из вотчин Романовых были расположены по соседству. Однако, если последние имели влияние при царском дворе, то Отрепьевы были обедневшим родом. Отрепьев поступил на службу к Романовым, получил доступ ко многим государственным тайнам и делам. Позже Юрию пошли на пользу и сложные отношения между Годуновыми и Романовыми, ведь пять братьев данного рода были прямыми претендентами на трон.

Годунов, уже придя к власти, приложил все усилия, чтобы отстранить Романовых. Их обвинили в колдовстве и приговорили к ссылке. Среднего из братьев – Федора, отца будущего царя, постригли в монахи с именем Филарет.

Отрепьев же объявил себя выжившим царевичем Дмитрием, из Чудова монастыря он бежал в Литву, оттуда в Польшу, заручился поддержкой местной власти и привел войска в некогда родное ему Русское государство.

Правление самозванца было недолгим. В 1606 году Лжедмитрий погиб в Кремле в результате московского восстания против него. Бояре включились в борьбу за трон, абсолютно не обращая внимания, что их страну заняли иностранные захватчики.

Сами костромские земли дважды захватывали поляки и литовцы, дважды они позорно оставляли земли под натиском народного бунта. Войска уже нового самозванца – Лжедмитрия II попытались скрыться в Ипатьевском монастыре, однако обитель сдалась своим истинным хозяевам – костромичам.

Местные жители с гордостью вспоминают историю и того, что именно их земля укрывала от врагов гонимую инокиню Марфу – в миру Ксению Романову – с 16-летним сыном Михаилом. Помнят они и имя другого героя, реальность существования которого часто ставилась под сомнения.

Согласно преданиям, Иван Сусанин, человек с таким именем действительно был, завел в болота польский отряд, который искал в вотчинных землях юного Михаила Романова. Герой погиб от меча врага, но и сам захватчик не выжил.

В другом документе, уже времен Анны Иоанновны, которая подтвердила права потомков Сусанина на царские льготы – землю и свободу, содержится новая информация о подвиге. По семейному преданию, Иван Сусанин погиб не в болоте. Сусанин был сельским старостой, и поляки потребовали от него выдать, где находится Михаил. Герой отказался, тогда его прилюдно казнили в селе Исупово.

В начале 2000-х костромские археологи решили провести раскопки на старинном исуповском кладбище. Среди захоронений 17-го века они нашли скелет мужчины средних лет со следами рубленых ран.

Суть подвига Сусанина в поэтических строках выразил Рылеев:

«Предателя мнили во мне вы найти – их нет и не будет на русской земли».

Именно это и было девизом костромичей. Сам их подвиг оказал огромное влияние на весь российский народ. Он же был многократно повторен в российской истории.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *