ремесло на руси таблица
Ремесло и торговля древней Руси
Центрами развития ремесла становились города. Они возникали из крепостей-замков и из торгово-ремесленных поселков. Город был связан с ближайшей сельской округой, продуктами которой он жил и население которого обслуживал ремесленными изделиями. В городах имелись рынки, на которых продавались продукты питания и ремесленные изделия, туда привозили товары иноземные купцы.
Скандинавские источники называют Русь «страной городов». В русских летописях IX—X в. упомянуто 25 городов, в летописях XI в.— 89. Расцвет древнерусских городов приходится на XI—XII вв. Древнерусский город состоял из крепости — детинца и городского посада, где жило торгово-ремесленное население и находился рынок — торг. Население Киева, который хронист XI в. Адам Бременский называл «соперником Константинополя», исчислялось десятками тысяч человек. Как и в городах Западной Европы, в древнерусских городах возникали ремесленные и купеческие объединения, но цеховой строй на Руси так и не сложился.
Князья специальными договорами с иностранными государствами стремились защитить интересы купцов. В «Русской Правде» предусматривались меры по охране имущества купцов от потерь, связанных с войнами. В качестве денег ходили слитки серебра, иностранные монеты. Князья Владимир Святославович и его сын Ярослав Владимирович выпускали в небольших количествах серебряную монету.
Своими изделиями Русь завоевала известность в Европе. В городах ремесленники работали на заказ и на рынок.
Одежду для знати шили из узорчатых тканей и расшивали цветными шелками и шерстью, золотыми или серебряными нитями. Иногда тканый или вышитый узор воспроизводили более простой техникой — уже в X—XI вв. на Руси появилась цветная набойка.
Шелк и золототканая парча встречаются в погребениях богатых людей.
Богатые боярские одежды украшались нашивными бляшками с рельефным и цветным узором и сплошными рядами саженного жемчуга. Особенно пышно выглядели, судя по древним изображениям, верхние плащи — корана. На корзна шли самые дорогие привозные ткани — оловир, аксамит, парча и др. Крупный тканый рисунок интересен и своими сюжетами: львы, слоны, птицы с девичьими ликами, всадники, крылатые быки и барсы, яркие цветы, орлы — весь пестрый мир восточной сказочной фантастики красовался на плащах дружинников.
Торговля шелковыми тканями с Востока уже в IX в. была почти монополизирована купцами русов. До крестовых походов Русь была важнейшим посредником в торговле Запада с Востоком. Недаром французский поэт XII в. воспевая красавицу, говорил о ее прекрасной одежде из «русского шелка». Древнерусские горожане постоянно видели перед собой одежды, на которых русские узоры сменялись узорами иранских и византийских тканей. Из этих тканей до нашего времени уцелели лишь немногие фрагменты.
Древнерусские ювелиры знали искусство чеканки цветных металлов. Широкий простор деятельности «кузнецов золоту и серебру» открывался в области изготовления украшений.
Золотые короны русских княгинь украшались эмалью и жемчугом. От короны к плечам спускались золотые цепи с изображением птиц; цепи заканчивались колтами (древнерусскими полыми подвесками, часто украшенными зернью, сканью, эмалью, чернью) с сиринами, барсами, цветами. Шея женщины богато украшалась различной «гривною утварью», в состав которой входили мониста из больших медальонов, разнообразные бусы, подвески, крестики. Все это было сделано тонко, изящно, увито завитками скани, усыпано тончайшей зернью. Руки женщины были перехвачены в запястьях широкими серебряными браслетами, богато орнаментированными изображениями птиц, кентавров, гусляров и плясуний, на пальцах красовались перстни. Сами князья и бояре были одеты в узорные корзны, на головах носили особые шапки с меховой опушкой и узорным верхом, ворот и рукава были расшиты нитями и вышивкой. Кафтан застегивался красивыми ромбическими застежками или завязывался цветными шнурами, пояс украшался серебряным или золотым набором, на ногах были сафьяновые сапоги, расцвеченные и расшитые жемчугом.
Боевой конь, спутник воина, также был предметом заботы мастера-ювелира. Уздечки с бронзовыми бляшками, с головами зверей на концах ремней, седла из «жженого злата» и цветистые, узорные чепраки украшали коня. Костяные накладки колчанов с причудливым переплетением фантастических зверей, резные рукояти ножей, изящные складные гребни, шпоры с миниатюрными золотыми гвоздиками, боевые щиты с геральдическими символами и множество других различных предметов довершали убранство воина.
Носы боевых кораблей украшались резными головами драконов, высоко поднятыми над водой, а паруса шились из цветного шелка.
«Почестные пиры» князя с дружиной, воспетые былинами, летописями и даже христианскими проповедниками, были своеобразной выставкой княжеского богатства: столы уставлялись золотой и серебряной посудой, турьими рогами в чеканной оправе, стеклянными бокалами и резными ковшами, полы устилались цветистыми восточными коврами.
Слуги подавали воду для умывания в бронзовых сосудах в виде животных или всадников. Рядом со столами слуги раздували бронзовые курильницы («укропницы»), также оформленные в виде зверей; их внутренность наполнялась ароматическими травами, через ажурную прорезь «в теле» шел дым, а из «глаз» и «ушей» вырывалось пламя. Помещения освещались свечами в подсвечниках, стоящих на звериных лапах, а для больших княжеских гридниц применялись, вероятно, такие же бронзовые паникадила на двенадцать или шестнадцать свечей, какие известны из церквей X—XII вв.
Пиршественная утварь также орнаментировалась очень разнообразно. Имелись все виды ювелирной техники и самые разнообразные сюжеты. Рядом с русской утварью попадаются иноземные изделия. Иногда заботливая рука княжеского казначея отмечала на дне цену, за которую была куплена та или иная художественная вещь.
Княжескую казну, хранилище огромных художественных и материальных ценностей, показывали послам иностранных государств, которые восхищались обилием и красотой утвари.
Развивалась внешняя торговля Руси. Днепровский путь связывал Русь с Византией. Купцы из Киева ездили в Моравию, Чехию, Польшу, Южную Германию, из Новгорода и Полоцка — по Балтийскому морю в Скандинавию, Польское Поморье и далее на запад. Торговали во владениях Арабского халифата. В таможенном уставе X в. города Раффель-штеттена (Германия) упоминаются славянские купцы. Вывозили из Руси главным образом сырье. С развитием ремесла увеличился вывоз ремесленных изделий. На внешний рынок поступали пушнина, воск, мед, смола, лен и т. д.
Культура Древней Руси до и после крещения кратко (Таблица, Схема)
Схема древнерусская культура до и после крещения Руси приводит сравнение этих двух периодов по следующим отраслям культуры: образование, искусство и архитектура, ремесло, повседневный быт, право, философия и идеология. Схема предназначена для студентов всех специальностей и всех форм обучения.
Культура Древней Руси таблица
Что имелось до 988 г.
Что появилось после 988 г.
Начатки письменности, домашнее обучение, устная передача опыта
Распространилась кириллица, возникло летописание, появились монастырские и княжеские школы
Фольклор, языческие песни и танцы, сооружения из дерева — дома, крепости, мосты
Началось каменное храмовое строительство, появились мозаика, фресковая живопись, церковное песнопение
Развиты дерево- и металлообработка, гончарное, кожевенное, ювелирное производство
Число ремесел выросло до 60, началась чеканка собственной монеты
Многоженство, конкубинат, умыкание невест, относительная свобода женщин
Моногамия, церковный брак, подчинение женщины мужчине, повышение ответственности мужчины за семью и воспитание детей
Преобладало обычное право
При составлении «Русской Правды» важным источником стало каноническое (церковное) право
У князей — расширение территории и укрепление своей власти
Определение места Руси в мировом историческом процессе, идея сильной княжеской власти, сильного и единого государства
_______________
Город. Развитие ремесла в 14 — 15 веках
Город. Развитие ремесла в 14 — 15 веках
На протяжении 14 — 15 веков росли русские города. В наиболее крупных из них проводились работы по благоустройству. В Новгороде и Москве настилались деревянные мостовые, применялась довольно сложная система дренажных сооружений.
В 14 веке получило развитие литейное дело, пришедшее в упадок в связи с нашествием монголов. Распространенным видом этого ремесла было литье колоколов. Судя по упоминанию летописи, 1382 году на Руси уже были пушки. В 15 веке на Руси получил известность тверской пушечный мастер Микула Кречетников, вместо ковки железных пушек начавший отливать медные орудия. В 1483 году русский мастер Яков отлил в Москве 16-пудовую пушку. В 80-х годах 15 века в Москве имелась особая Пушечная изба, где производилось литье пищалей.
Потребности феодальной знати обслуживало ювелирное ремесло. Сохранившиеся от 14 — 15 веков золотые пояса, иконы, переплеты книг, золотая и серебряная посуда свидетельствуют о высоком мастерстве русских ювелиров в области ковки, чекана, гравировки, черни и художественного литья. В ряде русских княжеств в середине 14 века начался чекан серебряной монеты, в связи с чем выделился особый вид ремесла — денежное дело. На большой круг заказчиков и на рынок были рассчитаны кожевенное и сапожное ремесла. Снова получило развитие гончарное ремесло. Мастера выделывали разнообразные виды посуды, а также глиняные игрушки, изготовляли строительные материалы, потребность в которых возросла с развитием зодчества.
В 14 веке происходило строительство каменных церквей в Москве, Твери и других городах. Каменные здания возводились преимущественно из белого камня. Московские зодчие Василий Ермолин и другие достигли высокой степени мастерства. В середине 15 века стала применяться забытая техника постройки кирпичных зданий. В городах устраивались башенные часы с боем. Такие часы в начале 15 века были сделаны в Москве.
Увеличивалось количество мастеров, специализировавшихся в области «книжного дела».
Труд русских ремесленников имел большое значение в деле восстановления разрушений, произведенных татаро-монгольскими завоевателями, в подготовке экономических предпосылок образования Русского централизованного государства. Ремесленники работали не только на дому, но и по найму. Число городских ремесленников росло за счет притока беглых крестьян и холопов. В городе часть их переходила в разряд тяглых посадских людей.
Городские ремесленники имели свои организации. Ремесленники отдельных профессий занимали целые улицы. Формами ремесленных объединений являлись иногда и территориальные подразделения внутри городов. Можно предполагать, что и на Руси существовал обычай, по которому требовался экзамен на звание мастера с представлением «урочных» изделий. В 14 — 15 веках среди ремесленников наблюдалось имущественное расслоение. Некоторые из них являлись даже кредиторами князей. В то же время рядовая масса ремесленников жила в бедности и многие из них попадали в долговую кабалу.
Хозяйственное развитие Киевской Руси (IX-XII вв.)
Образование государства у восточных славян стало закономерным итогом разложения первобытного строя и зарождения феодальных отношений. Повсеместное распространение в VIII—IX вв. территориальной общины, наличие частной собственности и индивидуального труда, выделение из общины имущественной верхушки, концентрация в руках родо-племенной знати власти — таковы предпосылки складывания раннефеодального государства и появления классов. Образование Киевской Руси произошло в 882 г., когда новгородский князь Олег объединил Новгородское, Смоленское и Киевское княжества. Он перенес столицу в Киев и провозгласил себя великим киевским князем.
Образование Древнерусского государства
Центрами Древнерусского государства стали города Киев и Новгород. Выгодно расположенные на торговом пути «из варяг в греки», они объединили вокруг себя северную и южную группы восточнославянских племен.
Территория Древнерусского государства сложилась из земель, которые занимали племенные союзы, упоминаемые в «Повести временных лет» (поляне, волыняне, древляне, северяне, радимичи, дреговичи, кривичи, вятичи, словене и др.). Первоначально это была территория Средплеменнойнего Поднепровья, собственно Русская земля во главе с Киевом.
В конце IX — второй половине XI в. власть киевских князей распространилась на Новгород Великий, Псков, Смоленск, Ростов, Полоцк, Муром, Рязань На юге территория тоже расширилась, в первую очередь собственно Киевского, затем Черниговского и Переяславского княжеств. Вошедшие в состав Древнерусского государства иноплеменные образования (мурома, меря, голядь и др.) стали его составной частью. Киевская Русь превратилась в одно из самых крупных и могущественных государств средневековой Европы.
Образование Древнерусского государства имело прогрессивное значение для дальнейшего самостоятельного политического, экономического и культурного развития восточнославянских племен.
С образованием государства шло становление системы его взаимоотношений с населением, включающих производство продукции, сбор налогов, несение военной службы. Самой первой формой господства и подчинения был сбор дани в пользу государства (полюдье), собираемый со всех людей. Дань являлась выражением верховного права князя на землю, для ее сбора князь с дружиной ежегодно с ноября по апрель объезжал подвластные ему территории или посылал туда своих наместников. Собиралось продовольствие, меха, мед, воск и др.
По мере развития крупного землевладения и укрепления государства в одних случаях дань превращалась в подать, взимаемую в пользу князя, государства, в других — в феодальную ренту, выплачиваемую феодалу.
Правовые нормы и «Русская Правда» Важную роль в укреплении феодального строя играли правовые нормы. Наиболее ранние дошедшие до нас памятники — договоры киевских князей с Византийской империей (911, 944, 971), в которых есть сведения о «Законе Русском». Договоры содержат ряд статей о праве собственности и наследования, о пленных и челяди и т.п. Но первым древнерусским
«Русская Правда» определяла привилегии феодала, положение зависимых от него крестьян и прочих групп населения, нормативно закрепила право собственности феодала на землю. Целый ряд ее статей предусматривал наказание за попытку посягательства на эту собственность (за распахивание межи, ограбление боярской усадьбы, убийство слуг феодала тиунов, огнищан и пр.).
«Русская Правда» отразила происхождение феодальной зависимости населения путем как экономического, так и внеэкономического принуждения. При экономическом принуждении разорившийся смерд сам вынужден был идти в кабалу к светскому или церковному феодалу (рядовичи и закупы).
В «Правде Ярославичей» нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скот.
«Обояривание земель» и вотчина Первоначально у славянских племен не было сословий и все жители обладали равными правами. Однако по мере развития производительных сил выделились группы населения, различающегося между собой по благосостоянию и социальному положению. Самый высокий статус занимали «земские бояре»: представители племенной аристократии, потомки родовых старейшин, а также торговцы, жившие на пути «из варяг в греки». К высшим социальным слоям относились верховные дружинники, «княжьи мужи».
В X-XI вв. в Киевской Руси усилился процесс феодализации. Это проявилось в наступлении племенных вождей и старейшин на общинные земли, что объяснялась в определенной мере тем, что укрепились пашенное земледелие и двухпольная система севооборота. Интенсивно формировалась частная собственность на землю, шел процесс, получивший название «обояривание» земель. Частная собственность на землю называлась вотчиной (отчиной), которую можно купить, продать, передать по наследству. Как правило, она появлялась путем присоединения знатными людьми земельных наделов других обшинников, в том числе обедневших, часто насильственным путем. Таким образом на Руси вотчинники превращались в крупных землевладельцев.
Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной. С этого периода смерды не только выплачивали дань государству, но и становились зависимыми от феодала (боярина) и выплачивали ему за пользование землей оброк (натуральный) или отрабатывали барщину, хотя в этот период еще значительное число жителей оставались не зависимыми от бояр.
Развитие сельского хозяйства
в период Киевской Руси земледелие, давно уже ставшее у восточных славян основной отраслью хозяйства, заметно продвинулось вперед.
Чередование лесных и степных пространств лесостепной зоны в широтном направлении диктовало условия для хозяйственного освоения земель. На северо-востоке Руси складывалось успешно развивающееся земледельческое хозяйство. Основным земледельческим орудием была соха, но на юге применяли плуг или рало (деревянный плуг) При пашенном земледелии резко повысилась производительность труда и появилась возможность обрабатывать обширные участки земли — поля <пашни).
Получила развитие двухпольная система севооборота. В центральных районах, населенных гуще других, начало распространяться трехполье.
В северных районах, в зонах подзолистых и дерново-подзолистых почв с большими лесными площадями, заболоченными землями, господствовала огневая подсечная система земледелия. Применение в качестве основных орудий возделывания земли сохи и мотыги сковывало развитие земледельческого хозяйства.
В целом по стране в земледельческом производстве использовались небольшие площади. Это соответствовало низкой заселенности и концентрации населения в отдельных относительно небольших районах. В основном это были речные долины, ополья внутри лесных массивов, приозерные земли. Удельный вес южных земель в земледельческом хозяйстве был выше северных районов.
Важными отраслями хозяйства были животноводство и птицеводство, тесно связанные с земледелием. Разводили лошадей, волов, коров, овец, свиней, птиц (кур, гусей, уток).
В хозяйстве феодалов успешно развивались скотоводство и коневодство. У князей Игоря и Святослава Олеговичей (XII в.) было «кобыл стааных 3000, а коней 1000». Смерды же были плохо обеспечены скотом и лошадьми.
Уровни сельскохозяйственной техники, степени развития земледелия и наборы культур Киевская Русь стояли на том же уровне, что и современных стран Западной Европы, были одинаковы.
Но как и в Западной Европе, неурожайные годы в XI-XII вв. были частым явлением, что приводило к массовому голоду и вымиранию населения.
Вспомогательную роль играли охота, рыболовство, бортничество. Но в северных районах, где земледелие не могло полностью обеспечить потребности населения, они были распространены.
Охотничий промысел удовлетворял потребности населения не столько в пище, сколько в одежде, обуви, которая делалась из шкур и меха не только домашних, но и диких животных. Пушниной взимались подати. Охотились на рысей, туров, лосей, медведей, оленей, кабанов, зайцев, соболей, куниц, горностаев, белок, песцов и др.
Летописи отмечают лесные богатства северных земель, в первую очередь Новгородской, где по старой народной легенде «оленци Мали» и «веверица (белка) млада» падают в леса с проходяших туч и «взрастають и расходятся по земли».
Определенную роль в хозяйстве играла рыбная ловля. Принятие христианства с его системой постов утвердило рыбу как один из компонентов постной пищи.
Развитие ремесел и городов
У восточных славян ремесло отделилось от сельского хозяйства еще в VI—IX вв. В эпоху Киевской Руси происходил расцвет ремесленного производства. Источники позволяют выделить 64 ремесленные специальности: обработку железа, цветных металлов, дерева, камня, кожи и мехов, выработку тканей и одежды, изготовление керамики, ювелирных изделий и т.д. Только из железа и стали изготавливалось более 150 видов различных изделий.
В Киевской Руси отмечается деление ремесленного производства на деревенское (сельское) и городское, что отвечало конкретным потребностям сельского и городского населения в определенных орудиях труда, бытовых предметах и т.д.
Ремесленники разделялись на несколько групп: сельские ремесленники — общинники, ремесленники; холопы в монастырских, боярских и княжеских дворах и свободные городские ремесленники, бывшие самой многочисленной группой. Для защиты своих интересов городские ремесленники объединялись в организации, бывшие прообразами цехов. Само название «город» на Руси означало укрепленное поселение, огороженное место. Однако собственно городами эти городища-тверди стали лишь тогда, когда в них появилось постоянное население, когда они стали центрами управления феодальной округой, центрами ремесел и торговли.
На Русь по Волге везли дорогие восточные ткани, в том числе «паволоки» — шелковые ткани, драгоценные камни, золото и серебро, пряности, фрукты.
Существовали и другие водные пуги, которые обслуживали как отдельные небольшие местности, так и крупные районы — земли.
«Русская Правда» свидетельствует и о существовании сухопутных крупных торговых дорог — «гостиниц великих». Одна из таких больших сухопутных дорог вела из Киева на запад через Краков и далее в пределы Чехии — на Прагу и в южную Германию на Раффельштеттен и Регенсбург. В Регенсбурге была особая корпорация купцов, торговавших с Русью.
Одним из крупнейших ремесленных и торговых центров был Киев, насчитывавший в период его расцвета 100 тыс. жителей. В Киеве было восемь специализированных рынков. Через Киев проходил водный путь «из варяг в греки». Сухопутной дорогой Киев был связан Киев с Прикарпатьем, где имелись соляные копи, снабжавшие солью южнорусские земли.
Важнейшим торговым и ремесленным центром был и Новгород.
Новгород был составной частью великого водного пути древности «из варяг в греки». Новгородские купцы вели оживленную торговлю со Скандинавией, Данией, городами Ганзейского союза. Однако «заморская» торговля имела ограниченное значение для экономики страны, так как ввозились в основном предметы роскоши, потреблявшиеся верхушкой феодалов и духовенства, вывозились же главным образом продукты промыслового хозяйства.
Денежная система Естественным результатом развития торговли было возникновение денежной системы. Первоначально мерилом ценности был скот, поэтому и деньги назывались скот. В период Киевской Руси существовала денежная единица куна, свидетельствующая о том, что когда-то у восточных славян мерилом стоимости был мех куницы. Вероятно, скот появился в южных местностях, где было развито скотоводство, а куна — в северных, где заметная роль принадлежала охоте.
Крупные платежные операции в Средневековой Руси обеспечивались серебряными слитками. На территории Древнерусского государства обращались спички различного веса и вида, но преобладающее значение имели так называемые киевские и новгородские гривны.
Новгородские гривны — слитки, имевшие другой вид и вес. Это длинные (14—20 см) палочки-бруски весом около 200 г, содержащие больший эпиграфический материал — на них нередко процарапаны имена тех, для кого они были отлиты. В Пространной редакции «Русской Правды» зафиксирована такая структура денежного счета: 1 гривна = 20 ногатам = 50 кунам = 150 или 100 веверицам.
С наступлением феодальной раздробленности развиваются местные денежно-весовые системы, рыночная сфера жизнедеятельности которых ограничена территорией отдельных земель.
Ремесло Древней Руси
Презентация к уроку Культура Руси 9-13вв. Деревянное Зодчество, ремесла и т.д.
Просмотр содержимого документа
«Ремесло Древней Руси»
Ремесло Руси IX-XIIвв.
Агузарова С.И. учитель истории МБОУ СОШ№3
На Руси к XII веку насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Древнерусские ремесленники производили более 150 видов железных и стальных
изделий. Эта продукция играла важную роль в развитии товарных связей городов с сельской местностью.
В древнерусских городах были развиты такие виды ремёсел как гончарное, кожевенное, древо-дельное, камнетёсное и т. д. Своими изделиями Русь завоевала известность в тогдашней Европе. В городах ремесленники работали как на заказ, так и на рынок.
Часть ремёсел основывалась на металлургическом
производстве, о высоком уровне развития
которого свидетельствует применение ремесленниками
сварки, литья, ковки, наварки и закалки стали. Часть
основывалась на металлурги ч еском производстве, о высоком уровне развития которого свидетельствует применение ремесленниками сварки, литья, ков и металла, наварки и закалки стали.
Сырьём для получения железа служили болотная, озёрная и дёрновая руды.
Лом, клещи, молот, наковальня и горн были основными орудиями кузнеца.
Изделия кузнечного ремесла
получили высокую оценку не
только на Руси, затейливые
висячие замки с ключами
сложного рисунка находили
сбыт в соседних странах под
названием «русских» замков.
Но особое развитие по-
оружия и военных доспехов.
Мечи и боевые топоры,
копья, колчаны со стрелами,
кольчуги и щиты выраба-
доспехов было сопряжено с
обработкой металла и
требовало умелых приёмов в
развития ремесла было и
украшениях, а также
роскоши для знати и
приёмом «злотарей» того
времени было литьё.
Расплавленный в спе-
циальных глиняных тиглях
металл при помощи глиняной
ложки – «льячки» – заливался
Ювелирное ремесло X –XIIвв. Не ограничивалось литейным производством.
Ковка, чеканка, чернь, зернь, скань, эмаль в руках русских мастеров давали изумительные образцы художественных изделий.
Близкой к скани была зернь. Зернь — мелкие золотые, платино-
вые или серебряные шарики диаметром от 0,4 мм, которые
напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани.
Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника
Стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно
Чернь(см. чёрный цвет) — прием затемнения, заполнения чёрной
краской какой-либо поверхности, гравированных или естественных
углублений на металле, камне, дереве. Чернью называют также
собственно чёрную краску, которая служит этим целям (сравн.
сграффито; скальоло; шварцлот). Для чернения серебряных изделий
обычно применяли порошок из смеси серебра, меди, свинца, олова и
серы с добавлением буры. Русские мастера добавляли еловую смолу
и чёрную краску (см. великоустюжские эмали, чернёвые и финифтяные
изделия; Дагестан; кубачинские художественные ремесла). Термины
«чернь», «поче́рнь» или «че́рнеть» использовали древнерусские иконописцы
Самый ювелирной технологии
во времена Киевской Руси
можно считать эмаль –
финифть. Фини́фть (др.-рус.
финиптъ, химипетъ, из ср.
греч. χυμευτόν, то же от
особый вид прикладного
искусства, в котором
используется эмаль (в качестве
основного материала) в
сочетании с металлом.
Эмали окрашиваются солями
металлов: добавки золота
Придают стеклу рубиновый цвет,
кобальта — синий цвет, а меди —
фических живописных задач
яркость эмалиможет, в отличие от
стекла, приглушаться. Образки,
крестики, портреты, украшения,
выполненные в технике финифти,
отличаются особой долговеч-
яркостью и чистотой красок.
Для ее изготовления на поверхности золотых предметов
втискивались контуры рисунка, в которые затем впаивалися
золотые перегородки. Промежутки заполнялись
разноцветными порошками особого химического состава, после
чего изделие подвергали термической обработке. Медленно
расплавляясь, такие порошки образовывали изысканную
поверхность нужного рисунка. Высоким мастерством
отличаются миниатюры в отдельных рукописных книжных
произведениях того времени.
Большая группа ремесленни-
ков занималась гончарным
делом. Гончарная глиняная
посуда была основной в
человека. Уже в IXв. в Древней
Руси преобладала посуда,
сделанная на гончаром круге.
сушилась, а потом обжигалась.
Сосуды различных размеров и разного назначения: для варки пищи, для хранения зерна и мёда. Изготавливались
плошки, крынки, чашки, блюда, светильники, кувшины, жбаны и различные глиняные игрушки.
Широкое распространение в Древней
Руси получила обработка дерева.
В источниках неоднократно
упоминаются «древодели», т.е.
плотники. Они имели разнообразные
строительные инструменты: топоры,
рубанки, молотки, пилы, долота и др.
С их помощью мастера рубили избы,
делали городские укрепления, мосты
и деревянные поделки.
Изделия бондаря – бочки, ведро, ладья
Особую группу ремесленников
составляли люди, занятые
изготовлением одежды, тканей,
Прядением льна и шерсти
занимались женщины. О
прядении и ткачестве говорится
в летописях: «достав шерсть и
лён, делает всё необходимое
Ткацкий станок у восточных славян был в каждой семье. Долгими зимними вечерами славянки занимались прядением и ткачеством
Узоры на одежде славянки. Традиционно для вышивки использовался красный цвет ниток
Корзина, туесок, лапти – эти изделия изготавли- вали мужчины в зимнее время, когда не было полевых работ.
1. Рыбаков, Б.А. Ремесло древней Руси / Б.А. Рыбаков. — М.: Издательство АН СССР, 1948.
2.СахаровА.М., МуравьёвА.В., Очерки истории русской культуры 9-17вв.,