развит ли навык языкового самоанализа
Формирование у учащихся навыков самоанализа учебной деятельности в старших классах на уроках английского языка.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формирование у учащихся навыков самоанализа учебной деятельности в старших классах на уроках английского языка.
Современное образование обеспечивает полноценное личностное, культурное, социальное развитие ребёнка, а также его готовность к дальнейшему самообразованию и саморазвитию. Этому уделяется большое значение в новых стандартах 2012 года, где делается акцент, как на предметных, так и метапредметных и личностных результатах основной общеобразовательной программы.
Готовность ребёнка к дальнейшему самоанализу особенно важна для динамично развивающегося общества, в котором каждый должен самостоятельно определять содержание своей деятельности, находить средства её реализации, принимать решения, самостоятельно себя оценивать и при необходимости корректировать свою деятельность. Таким образом, актуальность данной темы сложно переоценить: формирование у учащихся навыков самоанализа способствует реализации новых стандартов второго поколения и нового системного подхода к изучению иностранного языка, а также важным фактором при системе контроля и оценивании деятельности учащихся.Целью работы является:
· Обоснование того, что формирование навыков самоанализа является важной составляющей системы контроля;
· Повысить интерес к изучению иностранного языка;
· Формировать навыки предметных и метапредметных умений и навыков:
· Способствовать духовному развитию школьников;
· Разработать методику самоанализа своей деятельности.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в 9-11 классах. Предметом исследования является формирование навыков самоанализа при обучении иностранному языку.
В качестве гипотезы можно предположить, что формирование навыков самоанализа является одним из эффективных методов контроля и оценки, так как деятельность осуществляет самим учащимся, а свобода выбора очень важна для подростка. Это способствует развитию таких личностных качеств как умение мыслить критически, активно и целенаправленно познавать мир, умение работать в сотрудничестве.
Процесс самоанализа должен осуществляться не только по окончании, но и в процессе всей деятельности, что поможет ребёнку избежать многих ошибок. Не следует забывать, что формирование у школьников способности к самоанализу учебной деятельности должно быть объективным и адекватным. Всем хорошо известно, что завышенная, равно как и заниженная самооценка может привести к крайне печальным результатам. Поэтому формирование умений самоанализа давно выдвигалась отечественными и зарубежными психологами как чрезвычайно важный фактор для полного и гармоничного развития личности. Чтобы научить осуществлять самоанализ, нужно научиться принимать и понимать анализ учителя и только потом осуществлять самонаблюдение своей учебной деятельности, её анализ и при необходимости корректировку.
Чтобы помочь детям в реализации столь сложной задачи, после выполнения того или иного задания я прошу детей самостоятельно проанализировать свою работу, ответив на английском языке на следующие вопросы:
· Оцени свою работу ( неудачная, не очень удачная, в целом неплохая, хорошая, очень хорошая, лучшая из того, что я уже делал). Почему ты так думаешь?
· Что ты можешь сказать про сам материал в данной работе (трудный, средний, лёгкий, скучный, интересный, актуальный, ненужный)? Что вызвало трудность? Что бы ты хотел поменять?
· Сколько времени затратил на выполнение работы?
· Можно ли было выполнить работу быстрее? Почему?
· Было ли для тебя что-то новое в твоей работе?
· Где было больше всего ошибок?
Выполнение такого рода заданий повышает уровень мотивации, так как для любого подростка важно, чтобы выслушали его мнение, проявили интерес к тому, что у него не получается. А когда ребёнок самостоятельно учится понимать, где он ошибся, почему так произошло и что необходимо сделать, чтобы преодолеть препятствие, возрастает не только мотивация, но и самосознание учащегося, растёт чувство ответственности и способность к самоопределению в этом мире.
При аудировании или работе над чтением текста дети получают такое задание, которое тоже помогает сформировать навыки самоанализа:
· При выполнении заданий на установление соответствий: чьё высказывание вам ближе всего и почему? С кем вы категорически не согласны? Добавьте своё высказывание по данному вопросу.
· При выполнении заданий на множественный выбор: были ли ошибки в предложениях, где возникли трудности с пониманием незнакомого слова?
При работе над грамматикой полезны следующие вопросы:
· Делал ли ты уже ошибку на данное грамматическое явление?
· Почему ты выбрал именно эту грамматическую категорию?
· Какие трудности возникли с выбором ответа?
Задания на словообразование и лексику тоже требуют самоанализа:
· Встречалось ли тебе то слово, где ты сделал ошибку?
· Будет ли оно тебе полезно в будущем?
Кроме всего прочего в конце каждого триместра мы устраиваем смотр лучших работ учащихся. Каждый учащийся по собственному выбору отбирает в своё «досье» работы, выполненные им самостоятельно на уроке, дома, внеклассных мероприятиях, те работы, которыми он особенно гордится. Каждая работа сопровождается комментарием, что особенного в этой работе, что ему удалось, а что не очень, что он хотел бы поменять.
Можно сформулировать следующие принципы данного вида работы:
· Самоанализ и самооценка результатов ( промежуточных и итоговых): владение учеником соответствующей лексики, сформированность грамматического навыка, владение разными видами речевой деятельности. Умения принимать самостоятельные решения и прогнозировать их последствия.
· Систематичность и регулярность самоанализа. Задача учащегося – регулярно тщательно анализировать свои работы, вносить необходимые коррективы.
· Логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
· Аккуратное и эстетичное выполнение всех работ.
В завершении своей работы хочу сказать, что у каждого преподавателя у каждого преподавателя свои методы и приёмы формирования навыков самоанализа, но плюсы данной системы заключаются в следующем:
· Формируется интерес учащегося к определенной теме урока и иностранному языку в целом;
· Формируются метапредметные умения и навыки;
· Происходит становление личных характеристик, формирование полноценной личности;
· Развиваются навыки самоанализа и самостоятельной работы учеников, навык коррекции самостоятельной работы;
· Учащийся понимает необходимость систематичной работы в усвоении учебного материала
Учителям данная система позволяет:
· Рационально планировать свою работу
· Стимулировать работу учащихся
· Своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса
В заключении хочу ещё раз сказать, что всё, что мы делаем, должно быть ради самого ребёнка и отвечать его интересам. Не стоит бояться дать инициативу в руки учащимся, следует разрешить им делать свои ошибки в жизни, так как без ошибок не может быть полноценно развитого человека. А мы, учителя, как раз и существуем для того, чтобы в нужную им минуту протянуть руку помощи.
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля».
Выполнила: Качмазова О. А.
Человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролировать. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека формируется внутренний механизм – самоконтроль, который позволяет ему действовать логично и в соответствии с правилами поведения. Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы обеспечить полноценное личностное, социальное и культурное развитие ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к дальнейшему развитию и саморазвитию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы её реализации. следовательно, школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль. существуют две формы самоконтроля:
внешняя (осознаваемая) произвольная;
внутренняя (автоматическая) непроизвольная.
В условиях школы полное формирование внутреннего непроизвольного (автоматического) самоконтроля затруднительно, возможно формирование только некоторых его элементов. Если ученик корректно осуществляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти знание, которое требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля. Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это, и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля, однако самоконтроль меняет свою форму с непроизвольной на произвольную после совершения ошибочного действия, то есть механизм самоконтроля не доведен до совершенства. Если учащийся совершает ошибочные действия, не может вспомнить информацию, которая нужна, и не осознает этого, значит механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае нужна помощь извне – от учителя или учащихся. Конечно, механизм самоконтроля до определенной степени может формироваться стихийно.
Однако стихийное становление этой способности человека требуют от него больших затрат и усилий. Психологически более оправдано сделать этот процесс управляемым и целенаправленным. Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:
1-ый этап. УЧЕНИК ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ ПОНИМАТЬ И
ПРИНИМАТЬ КОНТРОЛЬ УЧИТЕЛЯ.
Для этого учитель должен:
показать учащимся, что любое обучение – органическое един6ство процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала, то есть количество результатов обучения; что только проявление приемлемого уровня обучения учащегося по пройденному материалу допускает переход к следующему этапу обучения, и только при этом условии можно рассчитывать эффективность обучения, без чего целесообразность процесса обучения и затраты на него выглядят сомнительными;
ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
выставляя ту или иную оценку, объяснять её, исходя из критики оценки;
просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность, объяснять полученную им оценку;
просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии;
научить учащихся пользоваться различными видами проверки.
2-ой этап . УЧЕНИК ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ НАБЛЮДАТЬ И
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВОИХ ТОВАРИЩЕЙ.
Для этого учителю следует практиковать взаимопроверку обучающихся самостоятельных упражнений, домашних работ. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу.
После того, как взаимопроверка окончена, на доске следует записать в5рные ответы и решения трудных задач, а ученикам еще раз сверить свои ответы и решения. При взаимопроверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы правильно проверить, насколько глубоко и правильно понята тема, может ли ученик самостоятельно найти решение той или иной задачи, может ли проанализировать чужую работу. Необходимо практиковать решение у доски одной и той же задачи несколькими учениками. После окончания работы у доски написанное обсуждается всем классом, каждое решение оценивается, его выбор обосновывается. Необходимо:
предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно полученного результата, идеи и хода решения, а также попытаться предложить другой вариант ответа или решения;
приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стимулировать постановку вопросов учителю;
демонстрировать учащимся типичные ошибки. Такую демонстрацию можно провести в явном виде, но можно предложить учащимся рассказ с сознательным нарушением логических связей, которое ученики должны обнаружить.
3-ий этап. УЧЕНИК ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СВОЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬБЮ, ЕЕ САМОАНАЛИЗ, САМООЦЕНКУ И САМОКОРЕКЦИЮ.
самоанализ и самооценка предполагают определение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою деятельность, определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и возможности для перестройки и улучшения своей учебной деятельности. Самокоррекция является необходимым этапом учебной деятельности ученика для успешного продолжения образования. учащийся, осуществляя самокоррекцию, регулируя производимые им действия, создает внутренний образец, эталон знания, действия, который в случае необходимости мгновенно извлекает из памяти для сличения ЧС внешней деятельностью. для формирования у учащихся навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ и самокоррекцию своей деятельности учитель должен:
приучать учащихся при выполнении домашней работы проверять степень усвоения материала путем составления плана прочитанного и пересказа главных мыслей, отвечать на контрольные вопросы учебника, составлять дополнительные контрольные вопросы к тексту, иметь находить ответы на вопросы в учебнике, сопоставлять новую информацию с ранее изученной;
вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий, используя специфические для каждого учебного предмета приемы;
не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, решение с ошибкой, а по возможности дать ученику найти свою ошибку. Если ошибка найдена, то оценку можно не снижать;
не спешить с упреками, не обвинять учащегося в стремлении завысить свою оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке. В таком случае надо вместе с учеником рассмотреть, почему он себе поставил эту, а не другую оценку, и помочь разобраться в нормах оценки, чтобы ученик мог правильно пользоваться ими в дальнейшем; при обнаружении трудностей механического запоминания правил, формул, теорем, формулировок и т. д. рекомендовать учащимся делать карточки, предназначенные для активной тренировки и самоконтроля. На одной стороне карточки пишется вопрос, а на другой стороне – правильный ответ. При самоконтроле происходит сличение ответа с эталоном, учащиеся откладывают в сторону карточки, на вопросы которых дали верный ответ, фиксируют зону, где совершена ошибка, и продолжают работать с оставшимися карточками. После 5-6 прокручиваний карточек почти не останется. Так можно готовиться к тестам, марафонам, диктантам и п. т.
приучать учащихся контролировать свою деятельность по результату. С этой целью в классе вывешивается таблица всех письменных, зачетных работ с указанием полученных результатов. Путей предупреждения и ликвидации пробелов предлагается несколько:
прийти не групповое занятие-консультацию по теме (указывает учитель);
прийти на консультацию с заранее подготовленными вопросами по теме;
взять у учителя дополнительное задание для обработки неустойчивого навыка;
использовать имеющиеся у учителя контрольные материалы для самопроверки (тесты, контрольные карточки с ответами и рекомендациями);
самостоятельно подкорректировать свои знания, используя конспекты, учебник. Учащийся должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень, Таким образом, учащийся приучается исследовать свою деятельность и создавать мотивы для перестройки своей учебной деятельности, у ученика формируется стремление выполнить работу после того, как он понял и принял задачу, приучать учащихся постоянно спрашивать себя: «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Как это делали на уроке?», «Какие есть рекомендации по этому вопросу?»;
формировать у учащихся умение контролировать свою деятельность непосредственно в ходе занятия, выполнения упражнения. Для этого необходимо предлагать учащимся специальные задания, в которых надо найти допущенные ошибки и неточности; предлагать задания разной сложности. Учащиеся должны оценить свои возможности, сознательно выбрать свой уровень и работать индивидуально. предварительно следует сообщить критерий оценки и требования к выполнению заданий.
При формировании у учащихся навыков самоконтроля самоанализа учителю важно руководствоваться принципом посильности и доступности. Вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов деятельности, затем усложнять задачу включением в контроль двух и более аспектов и направить контроль учащихся на содержание конечного продукта его деятельности. Результаты самоконтроля по отдельным темам можно вносить в журнал. Это содействует формированию таких качеств, как точность, четкость, объективность.
Учителям не следует забывать, что деятельность учащихся, связанная с самоконтролем, является неотъемлемой частью обучения, совершенствования учащихся ученика и требует внимания со стороны учителя, как и любая другая учебная деятельность.
Доклад к педсовету. Тема: «Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля
Задачей учителя начальных классов является не только развитие умственной активности у учащихся, выработка прочных и глубоких знаний, но и формирование навыка самоконтроля.
Современный урок должен обеспечить усвоение основ науки, выработку умений и навыков, специфических для каждого предмета, развивать эмоциональную восприимчивость, мотивировать на самостоятельное добывание знаний и использование их в теоретических и практических задачах.
Развитие навыка самоконтроля немыслимо без развития таких психических качеств как внимание, воображение, мышление и память. Поэтому на уроках целесообразно использовать задания по их формированию и совершенствованию.
Школьник должен овладеть приемами учебной работы, осознать себя самостоятельным в выборе способа усвоения знаний, т. е. научиться пользоваться учебной и справочной литературой, наглядными материалами, овладеть приемами, которые помогают воспринимать учебный материал (наблюдение, запоминание, создание образов, логических связей, ассоциаций).
Зачастую эти приёмы не контролируются, т. к. они происходят в уме, никак не проявляются внешне. Если учитель просит вставить пропущенные буквы и списать упражнение, выучить стихотворение и написать его по памяти, ученики с готовностью принимаются за дело, но как и почему они делают так, остается скрытым. А ведь чтобы успешно справиться с заданием, необходимо точно знать, какие операции и в каком порядке надо сделать, т. е. нужно раскрыть технологию выполнения задания. Именно поэтому можно предложить детям памятки “Как учить стихотворение”, “Как решать задачу”, “Как правильно списывать” и т. п.
Под руководством учителя ученики должны овладеть обобщенной схемой действия. При выполнении следующих упражнений и заданий, руководствуясь усвоенными алгоритмами действий, ученики уже будут способны сконцентрировать внимание на главных вопросах и смогут выбрать рациональные способы решения учебных задач, т. е. контролю подвергнется не только конечный результат, но и сам процесс выполнения задания.
В связи с этим перед школой возникает важная задача, значимость которой заключается в правильной организации учебной деятельности. Сущность обучения основана на создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становится её субъектом, т.е. обучения ради самоизменения. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществлять контроль по ходу выполняемой работы и умение оценивать полученные результаты.
Часто из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы.
Наверное, именно в этом кроется причина школьной неуспеваемости учащихся, имеющих достаточный интерес к учёбе и средние интеллектуальные способности.
Каково же влияние такого важного компонента учебной деятельности, как самоконтроль, на усвоение русского языка?
Считаю, что выработка у учащихся навыков самоконтроля, позволяющего анализировать, проверять, оценивать свою деятельность, исправлять ошибки и недочёты, является важной проблемой обучения орфографии.
Выработка навыков самоконтроля при овладении орфографией способствует развитию активности и самостоятельности у учащихся, воспитанию у них интереса к изучению русского языка, желания и умения трудиться, работать со справочной литературой; повышает чувство ответственности за выполнение письменных упражнений; помогает учащемуся преодолеть пассивность в учёбе. Самостоятельное нахождение и исправление ошибок самим учеником вызывает у него удовлетворение, стремление грамотно оформлять каждую письменную работу. Всё это повышает эффективность обучения и воспитания. Методы и приёмы самоанализа и самоконтроля, которые попытаюсь расакрыть – они знакомы многим педагогам. Многие ими пользутся успешно на уроках.
Работу по выработке у учащихся навыков самоконтроля следует начинать с:
1.формирование навыков самопроверки после письма.
метод взаимной проверки письменных работ учащимися в классе.
То есть с воспитания умения проверять написанное путём сличения с текстом книги или данным на доске, карточке. Такой самоконтроль не требует от учащихся сложной аналитико-синтетической деятельности, так как основан на зрительном восприятии.
Коротко опишу работу по формированию навыков самостоятельного контроля у учащихся. Первым моментом в выработке умений находить ошибки в письменных работах было корректирование чужих записей. Мною был использован метод взаимной проверки письменных работ учащимися в классе.
После выполнения упражнения и самостоятельной проверки дети обменивались тетрадями и проверяли работы друг у друга, сличая написанное с образцом, данным на доске, карточке или в книге. Проверяющий должен объяснить правописание слова тому, кто сделал ошибку. После проверки поставить оценку карандашом, а потом уже учитель оценит работу обоих учеников.
2. Другая форма работы это:
Работа со словариками трудных слов
Развитие навыков самоконтроля по проверке собственных работ идёт в такой последовательности. В целях развития наблюдательности, внимания школьники (в выполненной работе) проверяют каждое слово сначала под руководством учителя, затем самостоятельно. Если при взаимопроверке дети проверяют слова по слогам, то на данной ступени уделяется большее внимание проверке по морфемам. Этому способствовала работа со словариками трудных слов. Особо трудные слова на правила и слова с непроверяемыми орфограммами изучаются «персонально» и записаны в словарик. Эти слова проговариваются по морфемам. В качестве примера могу привести приём самоконтроля и самоанализа, помогающий в работе по усвоению правописания словарных слов. Приём тоже не новый. Таким приёмом пользуются многие учителя.По результатам собственной деятельности у школьников появляется возможность осуществить самодиагностику уровня письменной грамотности. В результате подобной работы у ребят вырабатываются терпение, ответственность и самостоятельность.
Смысл задания каждого упражнения заключается в том, чтобы расшифровать слова, записанные справа, путём установления соответствия со словами из левого столбика и проверить правописание каждой буквы искомого слова. В результате этой работы учащиеся должны выявить ошибки, намеренно допущенные в словах правых столбцов.
4. Сличение слов на определённые правила.
Ступени данной работы:
а) учитель называет слова, которые следует проверить;
б) вопрос о том, какие слова нужно проверить, решается коллективно;
в) учитель называет правило, учащиеся отыскивают слова в тексте и проверяют их.
Учащиеся переходят к сличению слов на определённые правила. Проверяется не вся работа, а только трудные слова. Какие слова в данном тексте являются трудными, выясняются вначале коллективно под руководством учителя, в дальнейшем этот вопрос дети решают самостоятельно.
Здесь наметились такие ступени: а) учитель называет слова, которые следует проверить; б) вопрос о том, какие слова нужно проверить, решается коллективно; в) учитель называет правило, учащиеся отыскивают слова в тексте и проверяют их. В этот период школьники учатся проверять слово целиком. Читая его в образце, они запоминают графическую форму слова, произносят его так, как оно было написано, затем проверяют в своей письменной работе. Наконец, учащиеся проверяют только те слова, в правописании которых сомневались.
Школьники систематически привлекаются к проверке того, что они писали. На уроке учитель должен поощрять тех детей, которые нашли и исправили все ошибки, выполнили работу грамотно. Это вызывает у остальных учащихся желание быть также отмеченными, что способствует возникновению соревнования между учащимися. Растёт чувство ответственности за выполнение работы, повышается интерес. Проверка работ входит в привычку, совершенствуется умение учащихся в проверке написанного. Незамеченных ошибок остаётся меньше.
Однако в работе есть свои трудности. Во-первых, обнаруживается индивидуальные различия в темпе проверки. Для тех, кто выполняет работу быстрее, учитель должен предусмотреть индивидуальные задания. Можно предложить составить словосочетания, подобрать слова на определенное правило, подчеркнуть, те или иные орфограммы и т. д. Во-вторых, качество проверки у разных групп учащихся было также неодинаковое. Одни школьники сразу обнаруживают все ошибки, другие — после 4—5 сличений, третьим такого количества было недостаточно. С такими учениками необходимо организовать дополнительную работу. Можно обратиться к детям «с просьбой» помочь проверять тетради. Учащиеся с удовольствием принимают это предложение.
Проверяют сначала собственную работу, затем несколько тетрадей своих товарищей. Учитель должен поощрять тех, кто находит и исправляет все ошибки. Эта своеобразная игра вызывает у учащихся большой интерес.
5. Проверка написанного по словарю.
Потребность и привычка самостоятельно обращаться к словарям, умение ими пользоваться является составным элементом умственного труда.
Принцип сличения тот же, но проверка по словарю – это следующий шаг в развитии навыков самоконтроля у учащихся.
Потребность и привычка самостоятельно обращаться к словарям, умение ими пользоваться является составным элементом умственного труда. Первым этапом знакомства со словарями должна быть работа именно со школьным орфографическим словарем. На необходимость его использования при усвоении орфографии указывают орфографические правила: правописание безударных гласных, не проверяемых ударением, употребление ь между согласными и др.
Однако работа со словарем не становится повседневным явлением в практике каждой школы, поэтому нередко у учащихся не вырабатывается ни привычки, ни умения пользоваться различного рода словарями. Таким образом, не формируется умение работать с книгой, справочной литературой, умение, которое необходимо каждому человеку, какую профессию он бы ни избрал.
Считаю, что работа со словарем должна охватывать труднопроверяемые и непроверяемые написания. В целом ряде трудных слов с проверяемыми орфограммами учащиеся допускают «устойчивые» ошибки, например, в словах участвовать, искусство, солнце, здравствуйте и других, работа же со словарем помогает их предупреждению и искоренению.
Передо мною стоит эта задача установить, насколько быстро учащиеся умеют пользоваться словарем, то есть найти нужное слово; определить приблизительное количество упражнений, необходимых для выработки умения быстро отыскивать нужное слово; выявить трудности, встречающиеся при овладении этим умением; разработать необходимые упражнения; наконец, установить значение работы со словарем как одного из способов самоконтроля, способствующего повышению грамотности учащихся. Я приношу в класс словари, учу детей работать со словарями, но не на должном уровне.
Соединение момента объяснения орфограммы и её написания, соотнесение орфограммы с нужным правилом. При этом у учащихся развивается необходимое внимание к слову как звучащему, так и написанному: комментируя, ученик не должен пропустить ни одной орфограммы, а если и пропустит, то остальные учащиеся помогут комментатору её обнаружить. Для комментирования следует предлагать сначала отдельные слова, затем словосочетания и предложения, сначала одну орфограмму, затем несколько.
7. Диктант «Проверяю себя »
Запись текста под диктовку с подчеркиванием трудных орфограмм, т.е. орфограмм, в правописании которых он сомневается. По ходу работы выясняется вопрос о правильном их написании. При этом развивается умение учащихся узнавать свои слабые места, а знание учеником своих слабых мест является одним их главных условий осуществления самоконтроля в процессе письма, воспитывает у учащихся умение контролировать свое письмо.
Диктант и самопроверку целесообразно проводить на
10. Систематический анализ ошибок в рабочих тетрадях, а также анализ ошибок контрольных и творческих работ с объяснением и приведением примеров на это правило.
Называется орфограмма, а дети записывают слова с этой орфограммой. Сложный для детей, но эффективный вид упражнений.
Главное в работе по выработке самоконтроля – системность, иначе навык ослабевает и даже утрачивается.
Из всего сказанного можно сделать следующие выводы. Установка на постоянную проверку написанного, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.