проспект стачек история названия
Проспект Стачек в Петербурге — история появления и интересные факты
История проспекта Стачек в Петербурге началась в 1758 году, когда была основана Петергофская дорога — предшественница современного проспекта.
Историческая трасса Петергофской дороги (находящейся сейчас от проспекта Маршала Жукова до границы района) отнесена к объектам культурного наследия России регионального значения.
Проспект Стачек — это центральная магистраль Кировского района города, который начинается от площади Стачек и Нарвских ворот.
После пересечения с проспектом Маршала Жукова переходит в Петергофское шоссе. Его протяженность — 7770 метров. Непосредственно на проспекте располагаются три станции Петербургского метрополитена: «Нарвская», «Кировский завод» и «Автово».
Проспект Стачек на карте Петербурга. Фото: «Яндекс. Карты»
За все время существования магистраль сменила множество названий: Петергофская дорога в период 1758—1830-е годы, Петергофское шоссе в 1830-е — рубеж 1910-1920-х годов, затем улица Стачек на рубеже 1910—1920-х — 3 августа 1940. Нынешнее название проспект носит с 3 августа 1940 года.
За счёт того, что проспект Стачек застал и купеческий, и аристократический, и рабочий период, он имеет широкое разнообразие различных архитектурных стилей.
Начало проспекта — конструктивизм; Середина — сталинский ампир, Усадьба Кирьяново (классицизм); Конец — Индустриальное домостроение массовых советских серий, в том числе «дома-корабли» — серии 1-ЛГ-600.
На проспекте Стачек преобладают коммунистические атрибуты: советская символика, архитектура.
Петергофское шоссе 1905 г. Фото: «Яндекс»
Усадьба Дашковой (Кирьяново), ныне Дворец бракосочетания Кировского района 1980–1984 г. Фото: «Яндекс»
Дворец бракосочетания Кировского района, наши дни. Фото: «Яндекс»
Ярким объектом, сохранившимся до наших дней, является усадьба Дашковой (Кирьяново), выстроенная в 1783-1784 годах для княгини Воронцовой-Дашковой. Расположена достопримечательность на проспекте Стачек, дом 45.
Благодаря красивому внешнему виду шоссе, его часто сравнивали его с «трактом» от Парижа до Версаля. В конце XVIII века вдоль всего пути установили гранитные верстовые столбы в виде пирамид, один столб сохранился в районе Детского парка.
Верстовой столб на улице Трефолева. Фото: «Яндекс»
В начале XX века шоссе стало именоваться улицей Стачек, а с 3 августа 1940 года — проспектом Стачек.
Одной из важнейших достопримечательностей проспекта является Путиловский завод. Изначально он был Путиловским чугунолитейным заводом. Рабочие именно этого завода восстали против царского режима, в истории этот знаковый и печальный день именуется «кровавым воскресеньем».
Считается, что благодаря тем событиям проспекту была придана атрибутика так называемого социалистического освободительного движения.
Утро 9 января у Нарвских ворот. Гравюра. Фото: «Яндекс»
Практически на всем его протяжении прослеживается и поддерживается данная тематика: в названиях самого проспекта и местной площади, которая носит имя революционера и советского политического деятеля Сергея Мироновича Кирова, а также в символике – на одном из домов имеется изображение серпа и молота, и, безусловно, в архитектуре.
На территории Кировского (Путиловского) завода располагается Церковь во имя Святого Николая и Святой Мученицы Царицы Александры (Путиловская).
Она была воздвигнута на заре прошлого века в псевдорусском стиле, в 20-е перестраивалась под заводской клуб в духе конструктивизма, после войны при восстановлении ей придали неоклассицизм. В 2000-х возвращена православным верующим.
Церковь во имя Святого Николая и Святой Мученицы Царицы Александры (Путиловская) 1906–1917 г. Фото: «Яндекс»
Не так давно на проспекте был построен Храм Иоанна Кронштадтского, где проводятся богослужения.
В 2006—2007 годах в непосредственной близости был построен бизнес-центр «Империал» — пр. Стачек, д. 48, корп. 2). Здание закрыло Путиловскую церковь
Церковь святого праведного Иоанна Кронштадского, Санкт-Петербург, пр. Стачек. Фото: «Яндекс»
В районе жилгородка Кировского завода, по адресу проспект Стачек, 158 в 1761 году было завершено строительство дачи графа К. Е. Сиверса по проекту Ф. Б. Растрелли.
В конце века дворец перестроен И. Е. Старовым. Сейчас это Дом культуры «Кировец», общежитие завода и другие учреждения.
Дача Сиверса. Фото: «Яндекс»
Дом культуры «Кировец» 1975–1985 г. Фото: «Яндекс»
Еще одной не менее яркой достопримечательностью являются Нарвские триумфальные ворота.
Фактически, это визитная карточка как проспекта, так и района. Они имеют интереснейшую историю, которая заслужила отдельной статьи.
Нарвские триумфальные ворота в 1910 году. Фото: «Яндекс»
Возведены ворота были в честь победы над Наполеоном. Их величие венчает колесница Славы из доблестных воинов, которые восседают на вздымающихся конях.
Тридцатиметровая скульптурная композиция стала первой самой большой работой российских архитекторов в 1827 — 1834 годах, посвящённой героям Отечественной войны 1812 года. Внутри ворот расположен музеи — воинской славы и городской скульптуры (филиал).
Остановка у Нарвских ворот 1954 г. Фото: «Яндекс»
Во время Великой Отечественной войны недалеко проходила линия фронта. В память о героизме защитников города и были сохранены укрепительные сооружения, как минимум два одноамбразурных пулеметных ДОТа и один двухамбразурный — а также железобетонный бункер (по-видимому, командно-наблюдательный).
Фото: «Яндекс»
Из памятников войны следует отметить и мемориал, в оформлении которого, помимо упомянутого двухамбразурного ДОТа, использован танк КВ-85, один из немногих сохранившихся на сегодня экземпляр этой модификации.
ДОТ на пр. Стачек. Фото: «Яндекс»
В 2007 году у сто четырнадцатого дома открыли памятник блокадному трамваю.
Реставраторы вернули к жизни настоящий ретровагон. В качестве постамента для памятника использованы несколько метров рельсов, установленных там, где в блокаду находились оборонительные сооружения.
Ретровагон серии МС восстановлен реставраторами в мельчайших деталях. Именно такие трамваи ходили по улицам блокадного города. Памятником героическим вагоновожатым стал трамвай 12-го маршрута
1941 Кинохроника «Ленинград в борьбе». Трамвай 12 маршрута. Фото: «Яндекс»
Памятник блокадном трамваю на проспекте Стачек, 114. Фото: «Яндекс»
В 1950-х-1960-х годах проспект украсил жилой массив «круглой» площади, он был построен в европейском стиле и в последствии получил высокую архитектурную оценку. Они и сейчас являются его украшением.
Площадь Стачек. Фото: «Яндекс»
Знаменитый Дворец культуры им. И. И. Газа расположен также на проспекте Стачек (дом № 72), южный корпус был возведён в 1931—1935 годах по проекту Александра Гегелло и Давида Кричевского.
Центральный и северный корпуса были построены в 1960-х под руководством Евгения Полторацкого. С 2020 года здание имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.
Дворец культуры им. И. И. Газа. Фото: «Яндекс»
Популярным местом отдыха жителей района является Детский парк имени 9 января, заложенный в день первомайского субботника в 1920 году.
Изначально территория была названа в память о трагических событиях 1905 года, известных нам как «Кровавое воскресенье» — расстрелу петербургских рабочих.
Детский парк имени 9 января Фото: «Яндекс»
В западной части сада расположен объект, напротив, тесно связанный с досоветской Россией — ограда, установленная когда-то у знаменитого Зимнего дворца.
Детский парк имени 9 января Фото: «Яндекс»
Детский парк имени 9 января Фото: «Яндекс»
Невозможно не обратить взор на красивейшее здание зданием с башней — это дом 28. Он был построен в 1950-е годы по проекту В. А. Каменского и А. В. Модзалевского.
Дома №32, 34 и 36 построены по проекту трёх архитекторов-женщин: В. А. Кардоковой, Г. Л. Ашрапян и О. С. Яковлевой. Здания несколько сузили проспект, на их месте ранее проходил тротуар.
Новые жилые дома на проспекте Стачек 1953 г. Фото: «Яндекс»
Универмаг и фабрика-кухня Кировского района 1937–1938 г. Фото: «Яндекс»
В 1955 году была открыта первая линия Ленинградского метрополитена. Она связала центр города с Кировским районом. На трассе проспекта Стачек были открыты станции «Нарвская», «Кировский завод» и «Автово».
Станция метро «Автово» 1963 г. Фото: «Яндекс»
Проспект Стачек. Бывшая линия по пр. Стачек. На заднем плане ст/м «Кировский завод». Из архива ленинградского ТТУ. Фото: «Яндекс»
Станция метро «Нарвская» 1956 г. Фото: «Яндекс»
Достаточно много площадей расположено на проспекте Стачек. Известная площадь Стачек несколько раз меняла свой облик, а к 55-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда, на площади позади Нарвских ворот был установлен памятник маршалу Говорову, под командованием которого были проведены прорыв (1943 г.) и полное снятие блокады Ленинграда (1944 г.).
Неподалёку от Кировского завода на пересечении проспекта Стачек, Краснопутиловской и Корабельной улицы располагается Комсомольская площадь (Круглая). За этой площадью вдоль проспекта Стачек разбит сквер. Здесь в 1968 году был установлен памятник «Героическому комсомолу».
Также на пересечении проспекта Стачек, Балтийской улицы, улицы Швецова и Урхова переулка расположена Кировская площадь, созданная в 1930 г. композиционным центром Кировской площади является здание Кировского райсовета.
Кировский райсовет. Фото: «Яндекс»
В 1938 на площади был открыт памятник Кирову, созданный по проекту скульптора Н. В. Томского и архитектора Н. А. Троцкого.
Кировская площадь. Фото: «Яндекс»
В 1999-2000 годах у проходной Кировского завода был построен новый выставочный зал. В 2003 году за станцией метро «Автово» был построен виадук через железнодорожные пути. С виадуком под проспектом был сооружён и подземный пешеходный переход.
В конце 2002 года на проспекте Стачек был построен путепровод через железнодорожные пути грузовой портовой ветви.
Проспект Стачек, за пересекающим его проспектом Маршала Жукова, продолжается Петергофским шоссе.
«За благоустройство Ленинграда» — знак на здании администрации Кировского района и табличка с годом. Фото: «Яндекс»
Площадь Стачек 1959 г. Фото: «Яндекс»
Площадь Стачек, панорама. Фото: «Яндекс»
Проспект Стачек
В районе жилгородка Кировского завода в 1761 году было завершено строительство графа К. Е. Сиверса по проекту Ф. Б. Растрелли. В конце века дворец перестроен И. Е. Старовым. Сейчас это Дом культуры «Кировец» (пр. Стачек, 158).
За Кировской площадью слева расположен Детский Парк им. 9 Января. Его заложили в 1 мая 1920 года в день первого коммунистического субботника.
В 1923 году проспект получил существующее сейчас название. Оно напоминает о событиях трёх русских революций, начинавшихся именно с этой рабочей окраины города. В 1920-х годах для рабочих Кировского завода по проектам А. С. Никольского А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевского и Г. А. Симонова по проспекту были построены новые жилые дома (№33, 42).
Во 1941-1944 годах за территорией Кировского завода начиналась фронтовая территория. На левой стороне проспекта за улицей Морской пехоты во время обороны Ленинграда сооружён дот, сохранившийся как памятник до наших дней. В 1951 году здесь установлен танк КВ-85.
Заметным зданием является дом №28 с башней. Построен он в 1950-е годы по проекту В. А. Каменского и А. В. Модзалевского. Дома №32, 34 и 36 построены по проекту трёх архитекторов-женщин: В. А. Кардоковой, Г. Л. Ашрапян и О. С. Яковлевой. Здания несколько сузили проспект, на их месте ранее проходил тротуар.
В 1951-1952 годах был застроен район вдоль проспекта Стачек за улицей Зенитчиков. По проекту В. А. Каменского и Г. Л. Ашрапян были построены дома №67/1 и 67/3. В 1952 году квартал получил всесоюзную архитектурную премию.
В 1954 году по проекту В. Д. Кирхголиани старый железнодорожный мост был реконструирован в новый мост-виадук. В 1955 году была открыта первая линия Ленинградского метрополитена. Она связала центр города с Кировским районом. На трассе проспекта Стачек были открыты станции «Нарвская», «Кировский завод» и «Автово».
В 1955-1960 годы строились здания на Комсомольской площади. В 1962 году перед ДК Газа установили памятник-бюст И. И. Газа.
В 1961 году между Нарвским универмагом и школой Х-летия Октября был построен дом №1/3. В 1960-1961 годах построен дом №75 (проект В. А. Каменского и Н. З. Матусевича).
В 1966 году открыт Автобусный парк №5, располагавшийся тогда на самой окраине города. В 1950-х годах территория города проходила только до железнодорожный путей у станции Автово.
За Комсомольской площадью вдоль проспекта Стачек разбит сквер. Здесь в 1968 году был установлен памятник «Героическому комсомолу».
В 1999-2000 годах у проходной Кировского завода был построен новый выставочный зал. В 2003 году за станцией метро «Автово» был построен виадук через железнодорожные пути. С виадуком под проспектом был сооружён и подземный пешеходный переход.
Проспект Стачек, за пересекающим его проспектом Маршала Жукова, продолжается Петергофским шоссе.
Стачек, проспект
1758. К середине XVIII века окончательно определилась трасса загородной дороги от границы Петербурга до царской резиденции в Петергофе. С 1758 года она стала официально называться Петергофской дорогой. С 1830-х годов – Петергофское шоссе.
1925. В 1925 году Ленинград готовился отметить двадцатую годовщину Первой русской революции 1905 года, поводом к началу которой стал расстрел войсками царского правительства мирной демонстрации рабочих Нарвской заставы Петербурга. В память об этом событии Петергофское шоссе было переименовано в улицу Стачек. С 1940 года административный статус улицы был повышен, она стала называться проспектом Стачек.
Это был главный проспект рабочей Нарвской заставы. Правда, с 1930-х годов он начал приобретать дурную славу. В народе вместе с микротопонимом на иностранный лад «Рю-де-Стачки» у проспекта появилось отечественное прозвище: «Вшивый бульвар». Среди частушек тех лет, публиковавшихся в тогдашних сатирических журналах, можно встретить и посвященные проспекту Стачек:
У бульвара «Вшивого»
Не прибавило репутации проспекта и новое здание Дома просвещения имени Горького, или Домпросвета, если следовать лексике того времени. Дворец культуры был построен в 1925 году по проекту архитекторов А. И. Гегелло, А. И. Дмитриева и Д. Л. Кричевского. Тогда же родилась частушка:
Как у Нарвских у ворот
Ходит в панике народ.
От шпаны прохода нет
Ни в кино, ни в Домпросвет.
В 1933 году дворцу было присвоено имя Максима Горького, и Домпросвет сразу превратился в «Горький дом».
Может быть, не случайно, что именно в это время было снесено здание Общества милосердия и оказания повсеместной помощи с церковью Успения Пресвятой Богородицы, построенной в 1909 года по проекту архитектора Ф. Д. Павлова на проспекте Стачек, 3. В народе церковь называлась по фамилии известного благотворителя «Болдыревской».
Взамен общественных организаций старого, дореволюционного типа, в стране появились советские «присутственные места», руководители которых призваны были защищать интересы простых людей. Это были административные центры, один за другим возникавшие в каждом районе города. В первой половине 1930-х годов появился такой центр и за Нарвской заставой, на проспекте Стачек, 18. Это было здание райсовета, построенное по проекту архитектора Н. А. Троцкого. Выдержанное в конструктивистском стиле, оно придало образованной перед ним площади, названной Кировской, законченный вид городского административного центра. Высокая башня, исполненная в традициях городских ратушных домов, хорошо акцентировала продолговатый вытянутый объем собственно административного здания.
Между тем, это было всего лишь одно из многочисленных учреждений советской власти, ставших ненавистными символами партийного чванства и чиновничьего бюрократизма. Многие хорошо помнят, с какими душевными муками были сопряжены посещения подобных райисполкомов. Среди многочисленных шуточных адресов советского периода истории в арсенале городского фольклора есть два, навсегда прославившие пресловутые «коридоры власти», ходить по которым считалось болезненной необходимостью. Оба они связаны с Кировским райсоветом. Оба абсолютно точны и узнаваемы: «Улица Стачек, дом собачек, квартира кошек, восемь окошек» и «Проспект Стачек, дом собачек, третья конура слева».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Английский проспект
Английский проспект 1771. В первой четверти XVIII века в нижнем течении Невы существовала набережная, которая первоначально называлась 1-й линией ниже Адмиралтейства, а затем была названа Английской. Здесь проживали английские подданные, стояла английская церковь,
Богатырский проспект
Богатырский проспект 1914. До революции в районе Комендантского аэродрома от Сампсониевского проспекта к железнодорожной линии Финляндской дороги вела улица, с 1914 года называвшаяся улицей Титова, по-видимому, по фамилии местного домовладельца.1973. В 1973 году, в связи с
Большеохтинский проспект
Большеохтинский проспект …1820-е. Долгое время Охта считалась далекой окраиной Петербурга. Но с появлением здесь порохового завода и корабельной верфи ее значение изменилось. Сюда, «на вечное житье» сгоняли крестьян, которые еще в пушкинские времена назывались
Ветеранов, проспект
Ветеранов, проспект 1920. Один из проездов в поселке Дачное, идущий от проспекта Стачек до проспекта Народного ополчения, был назван Срединной улицей. Улица пересекала поселок и делила его на две равные половины.1964. В рамках подготовки к празднованию 20-летия победы
Вознесенский проспект
Вознесенский проспект 1703. Первоначальное название этого проспекта – Третья перспектива. Она действительно была третьей в знаменитой трехлучевой системе застройки Петербурга. Первой был Невский проспект, второй – Гороховая улица. Как мы уже знаем, все три магистрали
Дачный проспект
Дачный проспект 1908. Территория за речкой Красненькой на юго-западе Петербурга издавна славилась дачами состоятельных сановников. Однако в связи со строительством железной дороги из Петербурга в Петергоф интерес к этой местности у аристократов пропал, и на
Кондратьевский проспект
Кондратьевский проспект 1836. В середине XVIII века вдоль границ участка, принадлежавшего графу А. А. Безбородко, была проложена дорога в имение Кушелевка, которая так и называлась: Дорога в деревню Кушелевку. С 1836 года она стала называться Безбородкиным или Безбородкинским
Космонавтов, проспект
Космонавтов, проспект Начало XX века. До революции на территории современного Московского района, по правую сторону от Витебской железной дороги, тянулись одноэтажные постройки Александровской слободы. Сменяя друг друга, между домами проходили улицы: Крапивинская,
Стачек, площадь
Стачек, площадь 1880-е. Свое первое официальное название площадь получила в 1880-х годах, когда одна из окраин Петербурга к западу от Обводного канала вошла в границы города. Она получила название Нарвская часть Санкт-Петербурга, а ее центральная площадь – Нарвская.
Стачек, проспект
Стачек, проспект 1758. К середине XVIII века окончательно определилась трасса загородной дороги от границы Петербурга до царской резиденции в Петергофе. С 1758 года она стала официально называться Петергофской дорогой. С 1830-х годов – Петергофское шоссе.1925. В 1925 году Ленинград
О статистике стачек в России
О статистике стачек в России <136>Написано в конце сентября – ноябре 1910 г.Напечатано в декабре 1910 г. и в январе 1911 г. в журнале «Мысль» №№ 1 и 2 Подпись: В. ИльинПечатается по тексту
Успешность стачек в 1912 году по сравнению с прошлым
Успешность стачек в 1912 году по сравнению с прошлым Общество заводчиков и фабрикантов московского района дало статистику успешности стачек за последние 7 месяцев 1912 года. Эта статистика охватила 131 625 рабочих из всего числа 211 595 рабочих, участвовавших (по данным общества,
площадь и проспект Стачек
Полезное
Смотреть что такое «площадь и проспект Стачек» в других словарях:
Проспект Стачек (Санкт-Петербург) — Проспект Стачек Санкт Петербург Общая информация Район города Кировский Прежние названия Петергофская дорога, Петергофское шоссе, улица Стачек Ближайшие станции метро «Нарвская», «Кировский завод», «Автово» … Википедия
Проспект Стачек — Координаты: 59°52′17″ с. ш. 30°15′53″ в. д. / 59.871389° с. ш. 30.264722° в. д. … Википедия
Стачек проспект — (до 1923 Петергофское шоссе, до 1940 улица Стачек), между площадью Стачек и развилкой проспекта Маршала Жукова и Петергофского шоссе. Возник в XVIII в. как почтовый тракт на Нарву и Ревель (ныне Таллинн) и как дорога на Петергоф (отсюда прежнее… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Стачек площадь — (до 1923 Нарвская, от г. Нарва), на пересечении проспектов Газа, Нарвского и Стачек. Названа в память стачечного движения и революционного выступлений рабочих Нарвской заставы. Возникла в XVIII в. 11 июня 1813 жители Петербурга встретили… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Проспект Маршала Жукова (Санкт-Петербург) — У этого термина существуют и другие значения, см. Проспект Маршала Жукова. Координаты: 59°51′01″ с. ш. 30°13′09″ в. д. / … Википедия
Площадь Стачек — Координаты: 59°54′04.76″ с. ш. 30°16′24.59″ в. д. / 59.901322° с. ш. 30.273497° в. д. … Википедия
Проспект Народного Ополчения — Координаты: 59°49′47″ с. ш. 30°14′36″ в. д. / 59.829722° с. ш. 30.243333° в. д. … Википедия
Проспект Ветеранов — У этого термина существуют и другие значения, см. Проспект Ветеранов (значения). Координаты: 59°49′59″ с. ш. 30°11′40″ в. д. / 59.833056° с. ш … Википедия
Стачек проспект — (до 1923 Петергофское шоссе, до 1940 улица Стачек), между Стачек площадью и развилкой проспекта Маршала Жукова и Петергофского шоссе. Возник в XVIII в. как почтовый тракт на Нарву и Ревель (ныне Таллинн) и как дорога на Петергоф (отсюда… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Ленинский проспект (Санкт-Петербург) — Координаты: 59°51′07″ с. ш. 30°15′04″ в. д. / 59.851944° с. ш. 30.251111° в. д … Википедия