проблемы по истории в 5 классе

Адаптация учащихся 5 класса на уроках истории

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Адаптация учащихся 5 класса на уроках истории

Учитель истории Бирюкова О.А.

Выступление на педагогическом совете

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники», появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность и даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника.

История древнего мира очень интересный курс истории, поэтому ребята с удовольствием «путешествуют» по разным странам, узнают много нового о жизни народов, сами представляют себя участникам исторических событий древней эпохи.

Основные трудности (проблемы) при проведении уроков в 5 «в» классе:

1) в 5-ом классе возрастает темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают выполнять работу, предложенную мною;

2) трудность включения в работу – некоторая неорганизованность, могут опоздать на урок, не приготовиться к уроку заранее, либо забыть тетрадь дома.

3) недостаточное умение осуществлять самоконтроль (проверяя дополнительные домашние задания, где нужно сделать описание картины из учебника, составить какой-нибудь рассказ, выяснилось, что рассказы один в один, оказалось списали с интернета).

4) затруднено восприятие информации на слух.

5) трудности, с которыми приходилось нам бороться, связаны с запоминанием дат исторических событий, расположением этих дат на ленте времени и с запоминанием терминов исторических, обществоведческих.

Чтобы лучше запоминался учебный материал обучающиеся завели тетради по истории и обществознанию, где мы записываем основные моменты тем, даты, определение терминов. Чтобы дети чувствовали себя на моих уроках комфортно, познакомила их с памятками по ведению тетрадей и работе по учебнику дома.

На своих уроках обращаю внимание на следующее:

— По возможности опрашивать каждого ученика за урок не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять обратную связь и своевременно проводить коррекцию знаний;

— Ставить оценку не за отдельный ответ а за несколько (на разных этапах урока);

— Стараться не только научить, а развивать мышление ребёнка средствами своего предмета.

В работе с 5 «в» классом стараюсь осуществлять дифференцированный подход. Разумно сочетать разнообразные варианты, формы и методы работы как с сильными учащимися, так и со слабоуспевающими.

Для контроля и опроса пройденного на уроке и домашнего задания использую тесты, карточки. Такие задания служат закрепляющим фактором пройденного на уроке материала. Задаю дополнительные задания по желанию, такие как: подготовить сообщения на различные темы, письменно ответить на вопросы дополнительного характера к параграфу, объяснить значение некоторых исторических терминов и др.

Для повышения мотивации и развития познавательного интереса я использую средства ТСО, ИКТ, что позволяет разнообразить и активизировать учебную деятельность на уроке, сделать ее более интересной. Стараюсь выставлять оценки своевременно, предварительно комментируя их.

Успеваемость составила – 100%, качество знаний – 72,2%.

Источник

Анализ уроков истории в 5 а, б, в, д, е классах

проблемы по истории в 5 классе. Смотреть фото проблемы по истории в 5 классе. Смотреть картинку проблемы по истории в 5 классе. Картинка про проблемы по истории в 5 классе. Фото проблемы по истории в 5 классе

Анализ уроков истории в 5 а, б, в, д, е классах

Изучая вопросы преемственности обучения, проблемы адаптации в условиях перехода на новые ФГОС, выполнение ранее принятых рекомендаций по данной проблеме, планом внутрилицейского контроля предусмотрен классно-обобщающий контроль в 5-х классах по истории.

1) знакомство с учащимися 5 классов в период адаптации по изучению нового предмета истории ;

2) изучение уровня их подготовки на уроках.

В соответствии с требованиями к данному виду контроля была проделана следующая работа:

1.Посещены уроки истории.

2.Проведены контрольные срезы по теме: « Первобытный мир».

Тема урока: Могущество Древнего Египта.

1.Общая характеристика урока.

Тип урока Комбинированный.

Перед объяснением нового материала, учитель уделил особое внимание, на работу по формированию исторической лексики в речи учащихся, таких понятий как: государство, деспотия, фараон. Задав вопрос «Что такое государство?» учитель получил не только ответ, но были озвучены помимо этого его признаки.

Объяснение ведётся методом рассказа, с опорой на иллюстрации слайдов компьютерной презентации, обращения к тексту учебника. В ходе урока ставятся перед детьми проблемные вопросы, например,- « Зачем нужна фараону большая армия?»; « Как армия создавалась?»

Далее на примерах иллюстрации слайда ребята попытались классифицировать рода войск египетской армии на сухопутную и конную.

Части урока логически связаны друг с другом, на уроке используется частично-поисковый метод обучения работа с анимационной картой «Завоевательные походы фараонов». Но при этом, обращаясь к материалу параграфа, текст читается самим учителем. Вывод по теме урока делается им же.

Время на уроке используется не совсем рационально. Домашнее задание дано без четкого объяснения,

как и выставление оценок оказались за пределами урока, после звонка. При этом сами оценки и комментарии к ним озвучены не были. Физкультурная пауза на уроке отсутствует.

Активное участие на уроках проявляют 5-7 учащихся в классе. Ответы у них носили эмоциональный, четкий, логический характер. Но не все ученики проявляли интерес к изучаемому предмету, об этом говорит факт, некоторые ученики во время урока занимались посторонними делами, что приводило к незначительному нарушению дисциплины.

Взаимодействие между учениками и учителем.

Учитель создает атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Достаточно успешным можно считать диалог на уроке между учителем и учащимися, так уровень изложения нового материала соответствовал уровню потенциальных возможностей школьников на данном уроке, а заданный темп изучения материла, соответствовал темпу его усвоения школьниками. (Например 5 а класс – темп высокий, 5б, в,д, е более спокойный). Это говорит о том, что учитель правильно подбирает материал с учетом его доступности, актуальности и практической значимости. На уроках отмечалась атмосфера сотрудничества между педагогом и учениками. Екатерина Александровна всегда хвалит и отмечает ребят, чьи ответы достаточно полные и логично изложены.

Ведутся предметные тетради и для проверочных работ. В классных работах соблюдается единое оформление темы, выполнение графических работ. Не всегда графические работы выполняются карандашом, хотя учитель регулярно напоминает об этом. Не все учащиеся ведут записи аккуратно, с выполнением всех работ. Не у всех присутствуют поля, и не указывается дата проведения урока. Встречаются неподписанные тетради.

Хотелось бы отметить тетради следующих учащихся: Морозова Ю, 5д; 5б., которые соответствуют единым требованиям.

Однако есть тетради таких учащихся, где нерегулярно ведутся классные работы, либо нет графических работ: 5д; 5б.

1. Екатерина Александровна в степени владеет фактическим материалом, умеет его дифферен-цировать, систематизировать с учетом доступности и доводить его до каждого ученика.

2. Педагог не всегда контролирует поведение коллектива в процессе проведения урока, что мешает, ребятам всем быть во внимании, отвлекаясь на посторонние шумы.

3. Школьники не всегда проявляют высокую активность на уроках, что сказывается на качестве проведения урока.

4. Обучающая деятельность педагога на данных уроках в целом можно считать успешной. Но при этом хотелось бы обратить внимание на высказанные замечания.

Рекомендации и предложения:

1. Уделять внимание физминуткам.

2. Рационально использовать время урока.

3. Стараться большую часть урока отводить деятельности учащихся (читать текст, делать выводы, сравнивать)

4. В рамках урока четко проговаривать домашнее задание и оценки с комментариями.

5. Вовлекать в работу слабо успевающих по предмету.

по итогам классно-обобщающего контроля в 5-х классах.

Тема: «Адаптация учащихся 5-х классов в условиях перехода на новые ФГОС по истории в среднем звене лицея».

Цель: учет индивидуальных особенностей и личных качеств учащихся, а так же адаптации учащихся в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

Проверяющий : зав. МО предметов история, обществознание, география

Для организации классно-обобщающего контроля была проведена следующая работа:

1.Проведение и анализ административной контрольной работы в форме тестирования.

2.Посещение уроков истории.

3.Проверка тетрадей по истории.

1. Анализ административной работы по истории.

Цель проверки: определение уровня знаний учащихся по истории за курс 5 класса по теме «Первобытный мир».

Уроки проводились в соответствии с программным материалом, календарно-тематическим планированием программе. Отставаний по программе не выявлено.

Источник

О некоторых проблемах преподавания истории в 5 классе при переходе на ФГОС.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

О некоторых проблемах в работе учителя истории

в рамках перехода на стандарты нового поколения.

И в основных направлениях развития российского образования и в стандартах нового поколения практически в открытом виде заявлено, что «меняется образовательная парадигма», приоритетной целью образования становится уже «не передача суммы знаний, а развитие личности» каждого ученика, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.

Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения. Вот эту задачу и должна решать школа (естественно, это требование к работе школы звучит в идеале своем, к реализации которого она должна стремиться).

К слову, родительская общественность (я имею ввиду ту родительскую общественность, которая неравнодушна к учебным проблемам своих детей и проблемам школы хотя бы в какой-то степени) тоже, иногда интуитивно, формулирует новый социальный заказ: учите наших детей в школе тому, что нужно в жизни: самостоятельности, коммуникабельности, целеустремленности и т.д.

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивных (гражданственных), когнитивных (познавательных), информационно-технологических, коммуникативных.

Еще раз хочу обратить ваше внимание на понятие «диалоговое обучение», которое ставит сразу ряд условий перед организацией всей системы обучения, как минимум в классе. Об этом чаще всего почему-то молчат, когда обсуждают современные проблемы образования. Чуть ниже об этом.

Таким образом, молодой учитель, который только что получил педагогическое образование, и его готовили в ВУЗе в соответствии с современными педагогическими технологиями и их применением, в большей степени, с моей точки зрения, способен быстрее адаптироваться к требованиям обучения и воспитания (хотя у него свои проблемы, как у молодого учителя), нежели у учителя старшего поколения.

Когда я говорю об учителях старшего поколения, прежде всего имею ввиду педагогические стереотипы, от которых достаточно тяжело отказаться. Они нарабатывались годами. Это не значит, что педагогическое поколение среднего и старшего возраста не способно учиться, вникнуть в суть современной педагогической парадигмы. Конечно нет, но есть определенные сложности. Придется перейти на другую ступень профессиональной ответственности, отказаться от привычного многого, постоянно корректировать свои педагогические приемы, чтобы не отойти от главного направления работы учителя на уроке. Хотя, согласитесь, мы ведь и в былые времена занимались формированием ключевых компетенций, которые сейчас возведены в ранг (проблемное обучение, учебные проекты, исследовательские работы, различные виды самостоятельных работ, опережающие задания и т.д.). Просто это понятие практически не применялось в педагогическом обиходе. А сейчас учитель должен начинать с того, что на первом этапе хотя бы свободно и к делу владеть современной педагогической и методической терминологией, не теряться в определениях, четко их разграничивать. (например, УУД и их виды: личностные, когнитивные или познавательные, регулятивные, коммуникативные, целеполагание урока для себя и для учащихся, определение категорий результатов обучения: личностные, предметные и метапредметные и т.д.). Но это только на первом этапе. (Сразу оговорюсь, что я понимаю необходимость и важность внедрения стандартов нового поколения). И мы уже во многом изменились, только каждый в разной степени. Мне, например, в какой-то степени от авторитарных методов при явном отсутствии и или слабом качестве самоорганизации детей на уроке, а, еще хуже, при открытой недисциплинированности, отказаться трудно.

Работа по новым стандартам конечно же заставит учителя меняться. Это безусловно. Будет преодолеваться авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Особое значение будет приобретать характер отношений между участниками образовательного процесса. Положительный характер отношений стимулирует познавательную деятельность обучающихся, повышает её результативность. Учитель на уроке должен сочетать требовательность к обучающимся с проявлением педагогического такта, уважения и чуткости к детям.

В настоящее время учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем.

Естественно, на первое место выходят проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.

Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком постсоветского периода. Увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся.

Ключевыми особенностями ФГОС основного общего образования, которые должны быть обязательно учтены при проектировании урока в условиях реализации новых стандартов являются:

Реализация системно-деятельностного подхода, в частности, предполагает:

изменение целей образования (переход от усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как формированию умения учиться);

Во-вторых , требования к результатам освоения основной образовательной программы . Учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трёх групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных).

В – третьих, развитие универсальных учебных действий — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Чем же инновационный урок отличается от традиционного?

Мы видим, что различается прежде всего деятельность учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего превращается в главного деятеля.

Готовясь к сегодняшнему сообщению, естественно, я пересмотрел определенные материалы различных авторов. Авторы, в основном люди от науки, убеждают в том, что подготовиться к уроку даже в рамках современных требований не составляет особого труда. Есть уже алгоритмы такой подготовки, которые рекомендуются учителю для практических действий. Но подобное утверждение я практически не встречал в статьях и комментариях практикующих учителей. Много умных статей, разработок уроков идеальных, но каким трудом это дается учителю… Это вопрос. Допустим, что значит подготовить технологическую карту урока по новым стандартам? Хватит ли у учителя сил и времени подготовить технологические карты на рабочий день хотя бы в сокращенном варианте? Сомневаюсь. Хотя есть уже алгоритмы проектирования урока, которые меня убеждают в обратном. Нет, на самом деле, это далеко не так. И сложности начинаются прямо на первом этапе планирования урока: при отборе материала, при определении форм организации работы, обучающихся на уроке. Плюс ко всему, работа по реализации стандартов второго поколения требует соответствующего оснащения учителя и обучающихся: насыщенные всем необходимым интерактивные предметные кабинеты, практически идеально работающий интернет, абсолютно полный набор у обучающихся: я имею в виду учебник, рабочая тетрадь. атлас, домашний интернет. Все это необходимо, по крайней мере, для урока истории.

Другая проблема: характеристика класса: обученность и способность обучаться, воспитанность, способность к самоорганизации, самостоятельной работе и т.д. Состав детей класса не идеален, это естественно: есть близкие к нашему идеалу, есть с нормальные способностями, слабыми и очень слабыми, есть необучаемые. Как все практически предусмотреть учителю при современных подходах к уроку? Очень сложно. Конечно, есть понятие «дифференциация обучения», только вот учителю на уроке как все это совместить. Предусмотреть можно, реализовать на практике далеко не всегда получается. Теоретические выкладки и советы рассчитаны на какие-то идеальные условия и очень сильных учеников. В жизни так не бывает.

Теперь к проблеме, которую я обозначил выше: интерактивное обучение означает диалоговое обучение. Это означает взаимодействие учителя и ученика, или учителя и небольшой группы детей, как минимум. Это требует безусловно большего времени. Значит встает проблема наполняемости классов. В идеале классы должны быть небольшими группами, а непереполненными, где реализовать современные требования к уроку не представляется возможным.

Теперь несколько слов о методах обучения, которые постоянно на слуху: это метод проектов, исследовательская работа, синквейн. Они конечно же эффективны как методы, но их применение требует тщательнейшей подготовки учителя, специальной подготовки обучающихся, которой надо очень долго обучать, и массу времени. Если одновременно по разным предметам дети получают подобные задания, и это в основном домашняя работа, то сразу встает вопрос о перегруженности учащихся. И чтобы мы не говорили об оптимизации домашних заданий, это сделать довольно трудно. Да и самому учителю подобное проверить глубоко и дать рецензию не всегда представляется возможным. Т.е., с одной стороны это надо делать, и с этим спорить никто не будет, с другой стороны учитель вынужденно идет на конфликт с требованиями Санэпиднадзора как минимум.

Если говорить о предметном портфолио ученика, то это тоже дополнительная содержательная и временная нагрузка на ученика и учителя, классного руководителя, хотя портфолио тоже должно иметь место. Это важно прежде всего для ребенка, его возможного будущего определения.

Для подтверждения следующей моей позиции примечательны слова известного ученого психолога, уже нашего, российского . В.П.Зинченко:

«Информация захлестнула человечество. Не избежало этой участи и образование, которое всё чаще строится по типу «шведского стола знаний». ( Вдумайтесь и поймите суть.)

И это значит, что ребенок подошел и взял то, что ему нужно. А как же образовательный стандарт? А как же содержание любого уровня контроля за работой учителя, в центре которого знания обучающихся? Вот вам очередное противоречие. Значит и контроль должен носить другое наполнение, нежели чем сейчас.

И таких явных и скрытых трудностей встречается в практической работе учителя немало. Однако, это совершенно не означает, что у учителя должно возникнуть негативное отношение к стандартам второго поколения. Просто многие проблемы перехода на новые стандарты не отработаны или зарегламентированы в сторону увеличения к требованиям, предъявляемых учителю, а должно быть все наоборот.

И все же в заключение хочется сказать, что учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Особую актуальность приобретают теперь слова Уильяма Артура Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Давайте попробуем занять нишу хотя бы от хорошего и далее.

Источник

Трудности адаптации пятиклассников по истории

В статье раскрываются трудности адаптации учеников 5 классов на новой ступени обучения и возможные пути их преодоления.

Просмотр содержимого документа
«Трудности адаптации пятиклассников по истории»

Учебные трудности пятиклассников в период адаптации в основной школе. Учитель истории МБОУ Ленинской СОШ Коробка И.И.

Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интере­са к учебе к концу занятий в начальной школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что их ожидает на следующей ступени обучения. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это похвальное желание.

Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональ­ное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Нужно, чтобы учебные занятия вызывали у десятилетнего ученика положительные эмоциональные переживания. Однако слишком сильные эмоции могут способствовать возникновению своеобраз­ной «усталости», проявляющейся в раздражении и капризах.

С чего начать учителю?

снизить уровень тревожности перед незнакомыми обучающимися, сократить период привыкания к новому классу;

создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;

помочь быстрее узнать обучающихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.

постараться адаптироваться к их требованиям;

начать работать над самоорганизацией, самоконтролем;

принять новую позицию – ученика основной школы.

расскажи о том какая тема в нём раскрывается;

подумай,о чём новом ты прочитал(а) в этом источнике, чего нет в учебнике или этот текст повторяет информацию;

какие мысли вызывает данный текст;

какие выводы можно сделать.

Процесс оценивания в начальной школе начинался не с оценки, а с поощрительных слов. О чем мы уже на второй ступени забываем. А слова похвалы: «Молодец!», «Очень хорошо!» им очень нужны. Поверьте, пятикласснику ещё важнее ваша эмоциональная оценка, нежели оценка в баллах. Применяйте оценочные разноцветные фишки, смайлики, потому что ребёнок хочет держать в руках свою оценку и показать её своим одноклассникам.

Очень часто на уроке ученик работает хорошо, активно, дает правильные устные ответы. Но как только проводишь рефлексию, может выявиться неожиданный результат. Основным условием успешности развития памяти является частота повторений. В истории механическое запоминание работает при работе с датами, при решении исторических задач. Механическое запоминание без установления логической связи между частями и признаками понятий, терминов, конечно, не приемлемо. Необходимо включать материал, который нужно запомнить, в практическую деятельность, можно с использованием алгоритма рассказа, описания картины, характеристики личности. Использовать в повторении нестандартные задания, например, кроссворды.

Планируя работу в пятом классе:

Учитывайте трудности адаптационного периода.

Не перегружайте детей излишними по объёму домашними заданиями.

Никогда не используйте оценку как средство наказания.

Замечайте положительную динамику в развитии каждого ученика («сегодня выполнил лучше, чем вчера»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *