практически рекомендательная функция истории
Функции истории
Что же дает изучение истории?История выполняет в обществе самые разнообразные функции.
Познавательная функция заключается в том, что изучение прошлого позволяет открывать новые знания о нем.
Интеллектуально-развивающая функция заключается в том, что изучение истории развивает логическое мышление. Чтобы понять причины происходивших событий, необходимо восстановить логическую цепочку всех решений, которые привели к тем или иным последствиям.
Практически-рекомендательная функция заключается в том, что выявленные историей закономерности развития общества помогают выработать научно обоснованный политический курс, избежав ошибок прошлого. Близка к ней прогностическая функция, которая заключается в том, что изучение истории позволяет предвидеть будущего.
Воспитательная функция заключается в том, что изучение истории в каждом формирует гражданскую позицию и способствует выработке таких качеств, как преданность, долг, любовь к Родине, ответственность и честность. Без знания истории Отечества невозможно стать настоящим гражданином, сознающим свою сопричастность к судьбе России, и готовым к самопожертвованию ради нее.
Мировоззренческая функциязаключается в том, что изучение истории формирует целостную систему взглядов на мир, общество, место человека в нем. Это позволяет сформировать свое отношение к событиям текущего периода, прогнозировать возможные варианты будущего развития ситуации в аналогичных обстоятельствах.
Функция социальной памяти заключается в том, что история является способом коллективной самоидентификации и позволяет осознать свою принадлежность к определенному обществу, государству. Общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций. Тот, кто не помнит прошлого, не может иметь будущего.
5rik.ru
Материалы для учебы и работы
Функции и принципы истории.
Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, потому что тогда у него не будет будущего. В этой связи важнейшими функциями истории России как составной части исторической науки являются такие социальные функции, как познавательная, практически-рекомендательная и воспитательная.
Познавательная функция состоит, прежде всего, в конкретном изучении исторического пути России и ее народов, в теоретическом обобщении исторических фактов и событий Российского государства. Вместе с тем познавательная функция состоит и в выявлении главных тенденций развития исторического процесса, нашедшего отражение в исторических памятниках и источниках.
Практически-рекомендательная функция состоит в том, что история вообще — и история России в частности, выявляя закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный курс внешней и внутренней жизни страны, международных отношений, направлять деятельность исторических и политических личностей.
Наконец, третья, воспитательная функция играет важнейшую роль в формировании научного мировоззрения, в познании законов развития человеческого общества. Она позволяет применять комплексный подход к процессу всестороннего воспитания людей, т.е. соединять в воспитании патриотические, интернационалистские, трудовые, идеологические, нравственные моменты. Как историческая наука история России позволяет проследить ход общественно-политических и государственно-гуманистических процессов в конкретных, ярких запоминающихся фактах и событиях, показать героизм народа и его отдельных героев, их мужество и беззаветную преданность народу.
Мировоззрение — взгляд на мир, общество, законы его развития — должно опираться на объективную реальность. В развитии общества объективной реальностью являются прежде всего исторические факты и события. Именно история, ее фактографическая сторона являются тем фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. История России является составной и неотъемлемой частью этого фундамента. Одним из мировоззренческих аспектов изучения истории России является формирование историзма мышления. Историзм мышления помогает видеть общество в историческом развитии, оценивать явления общественно-политической и социально-экономической жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.
В каждой науке предмет изучения составляет система определенных объективных закономерностей. История России как наука не исключение. Ее предметом изучения являются закономерности социально-экономического и политического развития России и ее народов, конкретные формы которых проявляются в исторических событиях и фактах. История России освещает весь исторический путь России на конкретном фактографическом материале; обобщает многосторонний опыт исторического развития Российского государства, его преобразовательную деятельность, организационно-государственное строительство в различных исторических условиях. Развитие России и ее народов подчиняется закономерностям двух видов. Одни из них действуют на протяжении всего времени существования России и ее народов, другие — лишь на определенном историческом отрезке и проявляются только в известных условиях. С изменением исторической обстановки некоторые закономерности могут утратить свое действие и, наоборот, может проявиться действие других.
Объективное познание истории России обеспечивается научной методологией. В современной литературе приводятся различные определения методологии вообще и методологии исторической науки в частности. Согласно одному из них методология — это система существенных аспектов мировоззрения и теории (или ряда теорий), определяющих исследовательские принципы науки. В определении марксистско-ленинской методологии подразумевается, что она базируется на материалистической диалектике и включает вытекающие из этого принципы и методы исследования. Современная методология изучения общественного познания основывается на диалектико-материалистическом методе, который получил наибольшее признание в научных трудах у нас в России и за рубежом. С учетом сказанного выше считаем возможным сформулировать такую краткую дефиницию: методология истории России — это система принципов и методов исторического исследования, основывающаяся на диалектико-материалистической теории исторического познания.
Что же мы понимаем под принципами исторической науки, исторического исследования?
Представляется, что принципы — это главные, основополагающие положения науки. Они исходят из изучения объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Однако между закономерностями и принципами есть существенное различие: закономерности действуют объективно, а принципы — категория логическая, они существуют не в природе, а в сознании людей. Метод же — это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления — исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний.
В современной исторической науке применяются следующие основные принципы научного исторического исследования: объективности, историзма, социального подхода.
Принцип объективности предполагает рассматривать историю России с точки зрения объективных закономерностей, определяющих процессы ее общественно-политического развития; опираться на факты в их содержании, не искажая и не подгоняя их под заранее созданные схемы; изучать каждое явление в совокупности его положительных и отрицательных сторон, независимо от отношения к ним.
Принцип историзма требует, чтобы каждое положение рассматривалось лишь исторически, в связи с другими положениями, с конкретным опытом истории. Это означает, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин (экономических, политических, идеологических) это явление возникло, каким оно было вначале, как оно оценивалось тогда, как затем развивалось в связи с изменением общей обстановки и внутреннего содержания, как менялась его роль, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития в государственных документах и в общественном мнении.
Наконец, принцип социального подхода отражает современное понимание принципа партийности в изучении истории России. Принципу партийности следуют все историки — и пролетарские, и буржуазные. Но первые говорят об этом открыто, а вторые чаще всего скрывают свое истинное отношение показным «объективизмом». В соответствии с данным принципом в развитии исторического процесса рассматриваются различные проявления социальных и классовых интересов в экономике и политике, в противоречиях социальной психологии и традиций, в межклассовых и внеклассовых противоречиях.
Помимо вышеуказанных принципов в историческом познании применяются и конкретные методы исторического исследования. Общими методами для всех гуманитарных наук являются исторический и логический методы. Исторический метод предусматривает воспроизведение явлений в их хронологическом развитии, со всеми присущими им неповторимыми чертами, деталями и особенностями, через которые проявляются общие закономерности. При логическом методе исследуемые и изучаемые явления рассматриваются на высшей стадии их развития, когда они приобретают наиболее зрелую форму, и это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития. Оба эти метода дополняют друг друга, поскольку исторический метод имеет свои познавательные пределы, исчерпав которые можно сделать выводы и обобщения с помощью логического метода.
Функции истории (основные)
Социальная значимость истории заключается в важности выполняемых ею функций.
Функции истории – основные направления применения истории, через которые реализуются ее цели, задачи и назначение.
Социальные функции истории | |
Функции | Сущность. Содержание |
Мировоззренческая | В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. На исторической неграмотности спекулируют сторонники догм и лженауки об обществе, так как, не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать разные идеологические настроения и гипотезы на веру. Чтобы выводы из истории были действительно научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу или явлению, без исключения, в их совокупности, только тогда можно получить объективную, адекватную действительности картину, а, следовательно, и обеспечить научность познания. Одним из важнейших мировоззренческих аспектов изучения истории является формирование историзма мышления. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, в изменении, оценивать явления общественной жизни по отношению к прошлому и соотносить их с последующим ходом развития событий. Такой подход формирует умение осмысливать действительность не в статике, не метафизично, а в историческом процессе, в хронологической взаимосвязи, в диалектике развития. |
Познавательная (интеллектуально-развивающая) | Познавательная функция состоит в самом изучении исторического пути нашей страны, народа в объективно-истинном – с позиций историзма – отражении всех явлений и процессов, составляющих всемирную историю. Стремясь к объективному познанию истории, надо постоянно проверять себя, изучая цепь исторических событий в их целостности, в причинной связи и результатах. Анализ ошибок вчерашнего дня даст возможность избежать ошибок сегодня и завтра. При этом всесторонний анализ ошибок, тщательность их изучения не должны перечеркивать той огромной положительной работы, которую проделали наши предки. Один из образованнейших людей своего, времени Н.Г. Чернышевский говорил, что история – это не прогулка по прямому Невскому проспекту. При этом он считал, что «можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории». |
Политико-практическая | Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно-обоснованный политический курс страны, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории. Выдающийся русский историк В.О. Ключевский, определяя практическое значение знания истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями». Нельзя не согласиться с ним и в том, что у каждого поколения есть свои идеалы. Но они не могут быть пригодны для всех, всегда и везде. Следовательно, чтобы знать, какие из них и каким образом осуществимы в данном обществе и в данное конкретно-историческое время, надо хорошо изучить накопленный обществом опыт, тщательно взвесить и оценить его. Сегодня это особенно важно, ибо мы живем во время, насыщенное всевозможными идеалами порой глубоко враждебными и борющимися друг с другом. Чтобы определить, куда и как идти обществу в своем развитии, необходимо знать, откуда, из какого состояния оно пришло и как прошло свой исторический путь. Сама жизнь ставит многие вопросы перед современной историей. Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть в определенной степени историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином. |
Воспитательная | История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм, позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро, а также видеть пороки этого общества, их влияние на человеческие судьбы. |
Социокультурная | Историческое знание, «историческая жизнь народа» дает научно выверенные нравоучительные примеры, служит основой законотворчества и выработки культурной политики, формирует социальную и национальную идентичность |
Мировоззрение – совокупность взглядов, убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру, к самому себе, и являются ориентирами в его повседневной жизни, выполняя регулятивную функцию.
Познание – высшая форма отражения объективной действительности; процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
§ 1. Введение
1. Смысл и назначение истории как науки
Вы уже знаете, что история — это наука о прошлом человеческого общества, которая стремится понять причинно-следственные связи в процессе его развития. История — комплексная дисциплина, изучающая последовательность событий с точки зрения политики, государственного устройства, экономики, социальных отношений, религии, культуры, военного дела и многих других аспектов.
Слово «история» пришло из древнегреческого языка, где означало рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано. «Отцом истории» называют древнегреческого писателя Геродота, который написал большое произведение о войне греков с персами. Он назвал свою книгу «История». Музой — покровительницей истории греки признали Клио, которая, как считалось, прославляет людей. В Древней Греции и Древнем Риме изучение исторических произведений было важной частью воспитания гражданина. Зная историю своих предков и гордясь ею, гражданин должен был осознанно защищать свою Родину.
Чтобы сделать историю не просто набором занимательных рассказов, необходимо было структурировать сведения в соответствии с логикой развития исторического процесса. В Античности начали отсчитывать годы от основания города Рима. Для римлян смысл истории состоял в росте политического могущества их государства. История стала выстраиваться в соответствии с хронологией. Следующий шаг сделали христианские авторы, которые за начало летосчисления приняли рождение Христа. Для христиан такой способ символизировал совершенствование человечества перед лицом Бога. Мы до сих пор считаем годы от Рождества Христова, которое теперь называем началом нашей эры.
В Средние века в Западной Европе основным видом исторических сочинений стали хроники и летописи, в которых внимание главным образом уделялось описанию истории правящих династий. Такую же роль играли исторические тексты во многих древних и средневековых цивилизациях.
Исследователи европейского Возрождения попытались рационально подойти к изучению истории всего человечества. Известный английский ученый XVII в. Фрэнсис Бэкон разработал основные принципы научного познания через рациональный анализ фактов. Однако об истории он говорил только как о «знании о предметах, место которых определено в пространстве и времени», а источником знания в его представлении являлась память.
Вскоре неаполитанец Джамбаттиста Вико создал новую философию истории: человечество последовательно развивается от варварства к цивилизации. По его мнению, это развитие идет по спирали, периоды подъема сменяются периодами упадка, но каждый новый виток всегда происходит на более высоком уровне, чем предыдущий.
Историки конца XIX — начала XX в. выработали стройную концепцию истории как отрасли научного знания: она познаваема, имеет свои собственные законы развития, основой исторического познания являются факты, история выступает основой для понимания эволюции общества, она может служить для создания моделей дальнейшего развития стран. В это время были разработаны принципы объективного изучения истории.
Однако изучение исторических закономерностей является очень сложным. Исследуемый материал представлен в огромном объеме. Кроме того, историю пишут живые люди со своими взглядами и оценками, которым иногда трудно оставаться беспристрастными к событиям.
В наше время историческая наука развивается благодаря усилиям не только отдельных ученых, но и целых институтов. Ведущим центром исследований в нашей стране является Институт истории Национальной академии наук Беларуси.
Изучать историю можно на исторических факультетах белорусских вузов, в том числе Белорусского государственного университета в Минске, где представлены все направления исторических исследований.
Функции истории.
Отечественная история: курс лекций
Практически-рекомендательная функция заключается в том, что выявленные историей закономерности развития общества помогают выработать научно обоснованный политический курс, избежав ошибок прошлого. Близка к ней прогностическая функция, которая заключается в том, что изучение истории позволяет предвидеть будущего. Мировоззренческая функция заключается в том, что изучение истории формирует целостную… Читать ещё >
Что же дает изучение истории? История выполняет в обществе самые разнообразные функции.
Познавательная функция заключается в том, что изучение прошлого позволяет открывать новые знания о нем.
Интеллектуально-развивающая функция заключается в том, что изучение истории развивает логическое мышление. Чтобы понять причины происходивших событий, необходимо восстановить логическую цепочку всех решений, которые привели к тем или иным последствиям.
Практически-рекомендательная функция заключается в том, что выявленные историей закономерности развития общества помогают выработать научно обоснованный политический курс, избежав ошибок прошлого. Близка к ней прогностическая функция, которая заключается в том, что изучение истории позволяет предвидеть будущего [12, «https://referat.bookap.info»].
Воспитательная функция заключается в том, что изучение истории в каждом формирует гражданскую позицию и способствует выработке таких качеств, как преданность, долг, любовь к Родине, ответственность и честность. Без знания истории Отечества невозможно стать настоящим гражданином, сознающим свою сопричастность к судьбе России, и готовым к самопожертвованию ради нее.
Мировоззренческая функция заключается в том, что изучение истории формирует целостную систему взглядов на мир, общество, место человека в нем. Это позволяет сформировать свое отношение к событиям текущего периода, прогнозировать возможные варианты будущего развития ситуации в аналогичных обстоятельствах.
Функция социальной памяти заключается в том, что история является способом коллективной самоидентификации и позволяет осознать свою принадлежность к определенному обществу, государству. Общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций. Тот, кто не помнит прошлого, не может иметь будущего.