миро церковное что это

Святое Миро в церкви — что это такое и как его использовать

миро церковное что это. Смотреть фото миро церковное что это. Смотреть картинку миро церковное что это. Картинка про миро церковное что это. Фото миро церковное что это

Святое Миро – важнейший атрибут христианской религии. Душистое масло как бы воскрешает в памяти и оживляет страницы Писания, воодушевляет человека и укрепляет его веру. Из чего и как его изготавливают, а также, в каких целях применяют, и пойдет речь в статье.

Значение святого Мира для церкви

Святое Миро – это особый состав и особый рецепт.

Используется такое масло в самый значимый момент жизни новоиспеченного христианина. Непосредственно после того, как человека окрестят, совершается помазание Миром – один раз и на всю жизнь. Это символизирует принятие им Святого Духа.

По завершении строительства новой церкви в первую очередь её освящают святым маслом. Также Миром смазывают и необходимый атрибут любой литургии – плат, покрывающий алтарь, или антиминс.

миро церковное что это. Смотреть фото миро церковное что это. Смотреть картинку миро церковное что это. Картинка про миро церковное что это. Фото миро церковное что это

Известно и то, что миропомазание совершали над царями, вступающими на престол. Поэтому их еще именовали помазанниками божьими. Такой обряд был распространен в Византии и на Руси.

Символическая значимость Мира для церкви состоит в том, что оно представляет дары Святого Духа. Многочисленные ароматические вещества, входящие в его состав, олицетворяют множество добродетелей настоящего, искренне верующего христианина.

Как правильно применять Миро

По праву считается, что миро должно быть в каждом доме, ибо это универсальное средство и в горе, и в радости. Святое масло помогает побороть недуги, в некоторых случаях даже на последних стадиях, когда пациенту уже показана операция. Его можно использовать либо в чистом виде, просто добавляя каплями в пищу и напитки, либо как примесь к целебным настойкам, либо сочетать с традиционными лекарствами.

миро церковное что это. Смотреть фото миро церковное что это. Смотреть картинку миро церковное что это. Картинка про миро церковное что это. Фото миро церковное что это

На более тонком, не физическом, плане святое Миро также окажется незаменимым помощником. В периоды упадка, тяжелых мыслей, труднопреодолимых искушений, а также в какой-либо кризисной ситуации, когда нужно принять взвешенное решение, а в голове беспорядок, можно совершить простой домашний обряд. Обмакнуть в масло ватную палочку или мягкую кисточку и провести по лбу крест-накрест, попросив о содействии кого-то из христианских святых. Это поможет отвести недобрые мысли и получить подсказку свыше.

В любом случае, с какой целью бы не применялось святое Миро, отношение к нему должно быть соответствующее, в высшей степени уважительное и благоговейное.

Из чего состоит Миро

миро церковное что это. Смотреть фото миро церковное что это. Смотреть картинку миро церковное что это. Картинка про миро церковное что это. Фото миро церковное что это

Святое Миро бывает рукотворным и нерукотворным. Рукотворное Миро – это не просто масло, оно содержит особый состав из 57 лекарственных растений. За основу берется оливковое масло с добавлением белого вина. Изготавливают его по особой рецептуре, которая была описана Моисеем в книге Исхода. В свежеприготовленное Миро обязательно добавляется капля древнего Мира, сохранившегося со времен апостолов. Право на изготовление такого святого масла имеет только Вселенский патриарх. Производится оно 1 раз в 10 лет на Страстной неделе, варится в течение трех дней, после чего большой сосуд с Миром освящается. Далее святое масло развозится по всем православным храмам мира.

Видео: Чин мироварения

Существует и нерукотворное Миро. Все слышали о мироточивых иконах и мощах святых. Душистая жидкость, которая из них выделяется и есть святое Миро. По цвету и консистенции оно заметно различается, а состав его нельзя определить доподлинно. Такое святое масло также применяют для исцеления либо благословения в сочетании с искренним обращением к Богу.

Видео: Чудесное Извлечение миро из гробницы Св Николая Чудотворца.

Иерусалимское и Афонское Миро

Миро из святого города Иерусалима несет в себе особую энергетику этого места. Иерусалимское Миро изготавливают из нарда – растения, с древних времен знаменитого своими исцеляющими тело и душу свойствами. Такое масло имеет янтарный цвет и специфический аромат. В зависимости от разных добавок существует несколько его видов. Добавками могут быть лепестки цветов и/или масла из лампад храмов Святой земли. Именно иерусалимское святое масло упоминается в библейской притче о воскрешении Лазаря.

миро церковное что это. Смотреть фото миро церковное что это. Смотреть картинку миро церковное что это. Картинка про миро церковное что это. Фото миро церковное что это

Афонское Миро изготавливают монахи. Его основа – елей и виноградное вино. К ней примешивают различные аромамасла, ладан, а также добавляют цветочные лепестки. У каждого монастыря свой рецепт приготовления. В состав может входить и нардовое масло. Афонское Миро несет благословение монастыря, где было изготовлено, а также освящается у особых, чудотворных икон и мощей Афона. Это придает ему не менее выраженные чудодейственные свойства, чем у любого другого.

миро церковное что это. Смотреть фото миро церковное что это. Смотреть картинку миро церковное что это. Картинка про миро церковное что это. Фото миро церковное что это

Святое Миро – неоценимый дар церкви и всем христианам. Оно является неотъемлемым атрибутом не только важных церковных таинств, но и вполне доступно для домашнего использования. При этом не стоит забывать о том, что обращаться с ним, как и с любым олицетворением духовных даров, следует почтительно и бережно.

Источник

Миро церковное что это

Святое ми́ро [1] (в дореволюционной орфографии мvро; ст. слав. моуро; греч. μύρον; араб. murr) – благовонный состав из множества ароматических веществ, употребляемый для священнодействий в Церкви с Ветхозаветных времен.

Употребляется в совершении таинства миропомазания, для освящения антиминсов и престолов храмов; ранее им также помазывали на царство государей. Помазание святым миром – внешний знак преподания помазуемому даров Святого Духа, в связи с чем обилие составляющих мира символизирует многоразличность христианских добродетелей. Святое Миро приготовляется и освящается раз в несколько лет некоторыми из предстоятелей автокефальных Церквей, а от них передается епископам и священникам Православной Церкви во всем мире. Хранимый в автокефальных Церквах сосуд с преждеосвященным миром – алавастр – является символом апостольского преемства.

История

В Ветхом Завете состав и употребление святого мира были открыты Богом пророку Моисею. Миро предназначалось для священного помазания – им должно было помазать, и через это освятить богослужебные принадлежности и Аарона вместе с сыновьями. Изготовивший миро для иных целей и помазавший им других людей обрекался на истребление (Исх 30, 22-33).

В Новозаветное время благовонное вещество, именуемое «миром» стало употребляться для совершения по заповеди Спасителя второго рождения «от Духа» (Ин 3, 5), которое потому получило название таинства миропомазания. Первоначально апостолы и их преемники-епископы самолично возлагали руки на главы новокрещеных, низводя на них Духа Святого, что становилось Личной Пятидесятницей, таинством Духа Святого, для каждого новопросвещаемого (Деян 8, 17; 19, 6). Однако, из-за быстрого роста числа христиан пастыри вскоре оказались не в состоянии совершить таинство через возложение рук на каждого, почему ученики Христовы и обратились к Ветхозаветной обрядовой форме и стали использовать состав по образцу заповеданного Богом Моисею.

В первые века Христианства, как видно из писаний отцов и учителей Церкви, для помазания крещеных использовалось «некое смешение разнообразных благовонных веществ» [2], которое освящалось особым священнодействием «на алтаре» (то есть на престоле) [3], а право приготовлять и освящать миро усвоялось только епископам [4]. От епископов миро получали священники.

Достаточно рано право приготовлять и освящать святое миро было закреплено только за первенствующими кафедрами Православной Церкви. Так, когда Грузинская Церковь начала обретать независимость в V веке, она еще некоторое время получала святое миро от своей Матери-Церкви Антиохийской [5]. Самостоятельное приготовление и освящение мира в Русской Православной Церкви началось после обособления от Константинопольского Патриархата в 1448 году.

Старейшее упоминание о порядке приготовления святого мира дошло до нас в Апостольском предании мученика Ипполита Римского. Позднее указания об освящении мира вошли в Великий Евхологий и евхологий Гоара. По устоявшемуся порядку, приготовление нового святого мира начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста и завершается в продолжение первых трех дней Страстной седмицы. Освящение нового мира совершает предстоятель Церкви в сослужении других архиереев в Великий Четверг, за Божественной литургией, после того, как было совершено освящение Святых Даров. Из сохраняемого в Поместной Церкви алавастра каждый раз в новоприготовленное миро добавляется немного старого, а в сам алавастр добавляется новое. При опасности оставить новокрещеных без таинства миропомазания миро может освящаться и в другое время [6].

В автокефалиях нового времени Константинопольская Православная Церковь как правило не передавала вновь образуемым Церквам права на самостоятельное мироварение, оговаривая в Томосах необходимость получать миро из Константинополя. С этой оговоркой были дарованы автокефалии Элладской (1850), Польской (1924), Албанской (1937) Православным Церквам. В Константинопольской Церкви предполагалось даровать на таких же условиях автокефалию Румынской Церкви. Но румынские церковные деятели стремились к полной церковной независимости, в связи с чем совершили сами освящение святого мира в Бухарестском кафедральном соборе при стечении множества народа и составили особый акт по этому поводу, где подчеркивалось, что мироварение совершено «согласно с святыми канонами и постановлениями Православной Церкви» [7]. Узнав об этом, патриарх Константинопольский Иоаким III осудил этот поступок как разрывающий единение с Константинопольской Церковью. Синод Румынской Церкви увидел в протесте Константинопольского патриарха притязания на вселенское главенство в Церкви и ответил:

В отличие от Константинополя, Русская Православная Церковь даровала автокефалию с правом мироварения. Так были дарованы автокефалия Польской (1948), Чехословацкой (1951) и Американской (1970) Православным Церквам. Также, во время «Болгарской схизмы», когда прервалось общение между Константинопольской и Болгарской Церквами, отдельные архиереи Русской Церкви снабжали Болгарскую Церковь миром. После революции в России Болгарская Церковь получала миро от Церкви Румынской [9].

Ныне Греческие Церкви получают свое миро от Константинопольского патриарха, хотя считают это не выражением канонической зависимости, а братской любви [10]. Прочие автокефальные Церкви приготовляют свое миро самостоятельно.

В Константинопольской Православной Церкви

В Русской Православной Церкви

Традиционным местом приготовления святого мира в Русской Церкви с XV до XVIII века были Митрополичьи, а затем Патриаршие палаты Московского Кремля. По постановлению Московского собора 1675 года мироварение совершалось только в Москве. Мироваренный очаг находился ранее в храме Трех святителей, а в 1763 году для мироварения приспособили Крестовую палату, известную с тех пор также как Мироваренную, куда был перенесен очаг из упраздненного Трехсвятительского храма. В Мироваренной палате и ныне сохраняются печь и сосуды для мироварения.

Освящали миро в кремлевском Успенском соборе. В Синодальный период помимо Кремля миро освящалось также в Киево-Печерской Лавре, но с восстановлением патриаршества в 1917 году освящение мира вновь стали совершать только в Москве. С 1946 года [12] основным местом приготовления святого мира стал Малый собор Донского монастыря столицы, где с этой целью была устроена специальная печь. Освящение мира стали совершать в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове. Алавастр со святыней хранится в алтаре кафедрального собора Москвы.

В Грузинской Православной Церкви

миро церковное что это. Смотреть фото миро церковное что это. Смотреть картинку миро церковное что это. Картинка про миро церковное что это. Фото миро церковное что это
Патриарх Сербский Павел разжигает огонь для мироваренной печи. Белград, 6 апреля 2004 г.

В Сербской Православной Церкви

В Румынской Православной Церкви

В Болгарской Православной Церкви

В новейшей истории Болгарской Церкви мироварение началось лишь после снятия с неё схизмы Константинопольским патриархом в 1945 году. Чин совершался митрополитом, затем патриархом Кириллом (1950, 1961) и патриархом Максимом (1974, 1988, 1995, 2002, 2009). В последнем случае освящение мира совершалось в Софийском Александро-Невском соборе [16].

В Православной Церкви в Америке

В 1970-х и 1980-х годах миро несколько раз освящалось при Канцелярии Церкви в часовне Сергия Радонежского в Ойстер-Бэй-Коув (Oyster Bay Cove), штат Нью-Йорк. Не позднее чем с 1990-х годов местом приготовления и освящения святого мира является Тихоновский монастырь в Южном Ханаане.

Состав

Основным веществом для приготовления мира является елей – оливковое масло высшего качества. В него добавляется белое виноградное вино, которое необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ употребляют ладан, мастика, богородичная трава (чабрец), кардамон, лепестки розы, фиалковый, пряный, имбирный и калганный корни, мускатное, розовое, лавандовое, лимонное и гвоздичное масло и другие. Перечень и количество благовоний не строго установлены, и обычно использовали вещества, которые были в наличии в то или иное время. Старейшие дошедшие до нас списки веществ для приготовления мира датируются VIII веком. Константинопольская Православная Церковь содержит официальный список 57 веществ. В России в 1671 и 1681 годах для приготовления мира отпускались вещества 53-х наименований, в 1691 году – 55-ти, в реестре чина миропомазания 1894 года их 50; на стыке XIX и XX веков называют всего 28 [17]; в настоящее время – около 40.

Приготовление и Освящение

миро церковное что это. Смотреть фото миро церковное что это. Смотреть картинку миро церковное что это. Картинка про миро церковное что это. Фото миро церковное что это
Архиерейское шествие с сосудами новоприготовленного мира. Константинополь, Великий Четверг 2002 г.

В Константинопольской Православной Церкви

С конца XIX века Вселенская Патриархия провела пересмотр чинопоследования приготовления святого мира и опубликовала отредактированные тексты в 1890, 1912 и 1960 годах. Ныне соблюдается следующее чинопоследование.

После доксологии в Неделю Ваий патриарх благословляет архона святого мира, который вместе с другими архонами содействует патриарху в подготовлении состава мира. Они облачаются в белые туники, достающие до земли. Благословив архона святого мира, патриарх накладывает на него плат.

В Великий Понедельник, после Божественной литургии Преждеосвященных Даров патриарх входит в патриарший Георгиевский храм Великого Мира, где находятся печь («святой гроб») и сосуды для мироварения. После благословления он окропляет святой водой все приготовленные сосуды и вещества. Затем, держа затепленную свечу, он прикасается к каждому котлу, влагая в них части старых закоптелых икон. Затем патриарх читает главы из Евангелия, после чего чтения из Евангелия продолжаются другими присутствующими священнослужителями – архиереями, священниками Патриархата и священниками других Церквей. Чтения продолжаются по установленному порядку в течение Великого Понедельника, Великого Вторника и Великой Среды.

В Великий Вторник, после Божественной литургии при печи поется малый молебный канон ко Пресвятой Богородице. Совершаются молитвы за тех, кто предоставил вещества, средства и усилия для приготовления святого мира.

В Великую Среду, после Божественной литургии Преждеосвященных Даров, патриарх вновь приходит к печи и, после краткой службы, добавляет туда благовонные вещества. В этот день оканчивается приготовление святого мира.

В Великий Четверг, после утрени в Патриаршей Андреевской часовне и облачения патриарха и других архиереев, начинается шествие из патриаршего двора в патриарший храм, на протяжении которого постоянно звонят колокола. Во время шествия патриарх несет малый сосуд мира. Первый по списку архиерей Патриархата несет алавастр с преждеосвященным миром. Второй по списку архиерей Патриархата несет алавастр с неосвященным миром. Прочие архиереи несут малые серебряные сосуды с неосвященным миром. 24 архимандрита, по одному с двух сторон, несут 12 серебряных сосудов с неосвященным миром. Во время Божественной литургии, по возгласе «И да будут милости Великого Бога. » великий архимандрит возглашает «Вонмем». Все молящиеся становятся на колени и патриарх освящает миро по чину. В конце Божественной литургии новоосвященное миро переносится из храма в патриаршую миродержательницу в порядке, обратном утреннего шествия. В патриаршей миродержательнице поставляются алавастры и сосуды со святым миром. После этого следует отпуст Божественной литургии.

В Русской Православной Церкви

Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ. Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолченные благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сулен (сосуды), а вещества заливаются вновь виноградным вином.

Торжественный чин мироварения совершается на Страстной седмице поста в Малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери Московского Донского монастыря. В Великий Понедельник патриарх (или по его благословению – митрополит) в сослужении клириков полагает начало мироварению. В первый день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий Понедельник до вечера, весь Великий Вторник и утро Великой Среды. Все это время священники по очереди читают Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами.

Схема чина мироварения [18]

По окончании мироварения для охлаждения его помещали в особую кадь. Сохраняемая в Крестовых палатах серебряная кадь была подарена в 1767 году императрицей Екатериной II, ее крышку венчают литые позолоченные фигуры: пророк Самуил возливает елей на голову царя Давида.

миро церковное что это. Смотреть фото миро церковное что это. Смотреть картинку миро церковное что это. Картинка про миро церковное что это. Фото миро церковное что это
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает чин освящения Святого Мира.

Освящение мира совершается патриархом в Великий Четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах. Ранее сосуды с миром и алавастр переносили из Мироварной палаты торжественным крестным ходом в Успенский собор. Ныне из Малого Донского собора сосуды с новоприготовленным миром перевозятся клириками в патриарший собор и при пении тропаря Пятидесятницы «Благословен еси, Христе Боже наш. » поставляются по сторонам жертвенника. В то же время из Крестового храма Московской Патриархии в собор перевозится алавастр и поставляется на жертвеннике. На Божественной литургии во время великого входа сосуды с миром переносятся к престолу. Их несут священнослужители северными дверями, предшествуя Честным Дарам. Алавастр принимает из рук первенствующего иерея патриарх и поставляет его на престол. Остальные сосуды поставляются вокруг престола. По возгласе литургии «И да будут милости Великого Бога. » патриарх освящает миро.

Схема чина освящения мира [19]

После чина освящения миро по дореволюционному порядку находилось в алтаре Успенского собора, а позже – в алтаре церкви Двенадцати апостолов в Патриаршем дворце. Специально для его хранения по повелению императоров Павла I и Николая II были сделаны серебряные кувшины.

Использованные материалы

[1] Миро иногда пишется с прописной буквы.

[2] Писания отцов и учителей Церкви, М., 1863, т. 1, 122, 140.

[3] Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского, Киев, 4891.

[4] Постановления отцов IV Карфагенского Собора. Цит. по кн. Алмазов, А., История чинопоследований Крещения и Миропомазания, Казань, 1884, 389.

[5] Скурат, К.Е., История Православных Поместных Церквей, гл. I: Грузинская Православная Церковь, http://www.sedmitza.ru/text/441201.html

[6] Как это сделал патриарх Всероссийский святитель Тихон, в Рождественский сочельник. См. «Постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Синода. О мироварении (от 29 марта 1932 года, № 51),» ЖМП, 1932, №9-10, http://www.jmp.ru/jmp/32/09-10-32/02.htm

[10] Так, согласно статье с официального сайта Американской архиепископии Константинопольского Патриархата, пер. с греческого, Menesoglou, Pavlos, «The Sanctification of the Holy Chrism», Athens: Apostolike Diakonia, 1992, 13-19.

[13] «Holy Chrism Boiling Begins at Svetitskhoveli Today from 9am,» официальный сайт Грузинской Православной Церкви, 18 апреля 2011, http://www.patriarchate.ge/_en/?action=news_show&mode=news&id=211

[14] Църковенъ вестникъ, 14.03.1939, т. XL, № 14, 168.

[17] Так в Полном церковнославянском словаре Дьяченко.

[18] По книге Чин мироварения, М., 1894.

[19] По книге Нефедов, Геннадий, прот., Таинства и обряды Православной Церкви, М., 2002, 60-63.

Источник

Миро церковное что это

Оглав­ле­ние

Ми́ро (греч. μύρον (мирон) — бла­го­вон­ное масло, бла­го­во­ние) – 1) аро­мат­ное веще­ство, пред­став­ля­ю­щее собой смесь бла­го­вон­ных веществ ( 1Пар.9:30 ); 2) святое миро – особая (аро­ма­ти­че­ская) смесь рас­ти­тель­ных масел, души­стых трав и бла­го­вон­ных смол (всего – до 50 веществ), исполь­зу­е­мая в Пра­во­сла­вии при совер­ше­нии опре­де­лен­ных свя­щен­но­дей­ствий; 3) чудо­твор­ное миро – веще­ство миро­то­че­ния.

миро церковное что это. Смотреть фото миро церковное что это. Смотреть картинку миро церковное что это. Картинка про миро церковное что это. Фото миро церковное что это

В совре­мен­ной прак­тике миро исполь­зу­ется для совер­ше­ния Таин­ства Миро­по­ма­за­ния (также в слу­чаях, когда при­об­ща­ются к пра­во­сла­вию ино­слав­ные хри­сти­ане); для освя­ще­ния храмов и анти­мин­сов.

Уста­нов­ле­ние таин­ства Миро­по­ма­за­ния вос­хо­дит к апо­столь­ским вре­ме­нам. В пер­во­на­чаль­ной Церкви каждый ново­кре­ще­ный полу­чал бла­го­сло­ве­ние и дар Свя­того Духа через воз­ло­же­ние рук апо­стола или епи­скопа. Впо­след­ствии с умно­же­нием хри­стиан из-за невоз­мож­но­сти личной встречи каж­дого ново­кре­ще­ного с епи­ско­пом руко­по­ло­же­ние было заме­нено Миро­по­ма­за­нием.

В Пра­во­слав­ной Церкви Миро­по­ма­за­ние совер­шает свя­щен­ник, однако само миро (бла­го­вон­ное масло) при­го­тов­ля­ется епи­ско­пом, и в совре­мен­ной прак­тике правом при­го­тов­ле­ния мира обла­дает только глава авто­ке­фаль­ной Церкви (пат­ри­арх, мит­ро­по­лит).

В Москве Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси совер­шает чин миро­ва­ре­ния обычно один раз в два года и затем освя­щен­ное миро рас­сы­ла­ется на при­ходы, таким обра­зом, бла­го­сло­ве­ние пат­ри­арха полу­чает каждый, кто ста­но­вится членом Церкви.

Бла­го­слов­ляет начало чина Пред­сто­я­тель Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. В среду Кре­сто­по­клон­ной сед­мицы Вели­кого поста учи­нён­ный епи­скоп совер­шает водо­свят­ный моле­бен и освя­ще­ние при­го­тов­лен­ных для миро­ва­ре­ния веществ. Затем бла­го­во­ния сме­ши­ва­ются с елеем и наста­и­ва­ются в тече­ние сле­ду­ю­щих двух седмиц.

Чин миро­ва­ре­ния совер­ша­ется на Страст­ной сед­мице в Малом соборе Дон­ского мона­стыря. В поне­дель­ник Страст­ной сед­мицы Пат­ри­арх совер­шает молитвы на начало чина миро­ва­ре­ния и зажи­гает огонь в печи с котлом в 350 литров; в этот день миро дово­дят до кипе­ния и потом варят на малом огне, посто­янно пере­ме­ши­вая его. Миро варится в тече­ние трех дней: в Вели­кий поне­дель­ник до вечера, весь Вели­кий втор­ник и утро Вели­кой среды. Все это время свя­щен­ники по оче­реди читают Святое Еван­ге­лие, а диа­коны пере­ме­ши­вают миро вес­лами. Освя­ще­ние мира совер­ша­ется Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом в Вели­кий чет­верг за Боже­ствен­ной литур­гией в Храме Христа Спа­си­теля, после Евха­ри­сти­че­ского канона при откры­тых Цар­ских вратах.

В Кре­сто­вом храме хра­нится сосуд — ала­вастр, с уже освя­щён­ным миром с апо­столь­ских времён. При освя­ще­нии нового мира пат­ри­арх добав­ляет в каждый сосуд из ала­вастра немного древ­него мира и попол­няет его ново­освя­щён­ным миром.

^ Освя­ще­ние мира

Среди многих свя­щен­но­дей­ствий и молит­вен­ных после­до­ва­ний, кото­рыми Цер­ковь Хри­стова сооб­щает бла­го­дат­ные дары своим чадам, есть одно свя­щен­ное дей­ствие, совер­ша­е­мое один раз в несколько лет самим Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Руси. Это при­го­тов­ле­ние Мира (миро­ва­ре­ние) и освя­ще­ние его. Это свя­щен­но­дей­ствие имеет чрез­вы­чайно важное зна­че­ние, ибо через святое Миро в таин­стве Миро­по­ма­за­ния Цер­ковь сооб­щает своим новым членам бла­го­дат­ный дар Духа Свя­того.

Еще пророк Моисей, по гла­голу Божию, впер­вые излил Миро на голову брата своего Аарона, воз­водя его в сан изра­иль­ского пер­во­свя­щен­ника, и пророк Самуил совер­шил то же дей­ствие над Саулом и Дави­дом, пома­зуя их на цар­ство. Пер­во­свя­щен­ники и цари, по закону, а про­роки по чрез­вы­чай­ному пове­ле­нию Божию при­ни­мали это таин­ствен­ное пома­за­ние от руки других про­ро­ков или пер­во­свя­щен­ни­ков в зна­ме­ние нис­хо­дя­щего на них Духа Божия, кото­рым свя­щен­но­дей­ствуют свя­ти­тели и вещают про­роки. Еврей­ское слово Мессия и гре­че­ское Хри­стос озна­чают в пере­воде на рус­ский язык – Пома­зан­ник. В тро­я­ком смысле оно было» дано на земле Сыну Божию, явив­ше­муся в образе Сына Чело­ве­че­ского, как про­року Своего Небес­ного Отца, как Царю Изра­иля и Все­лен­ной от колена Дави­дова и, нако­нец, как Пер­во­свя­щен­нику Бога Все­выш­него, Кото­рый Сам принес Себя в жертву за грехи мира.

Потому в Новом Завете, заклю­чен­ном Богом с людьми в крови Агнца, святое Миро служит нетлен­ною печа­тью дара Духа Свя­того выхо­дя­щему из купели и самого имени хри­сти­а­нина. Оно освя­щает все пре­столы и анти­минсы храмов, на кото­рых должна совер­шаться таин­ствен­ная Жертва Хри­стова.

Обряд при­го­тов­ле­ния свя­того Мира начи­на­ется на Кре­сто­по­клон­ной сед­мице Вели­кого поста с под­бора масла и вина, бла­го­вон­ных трав и аро­ма­тов, необ­хо­ди­мых для варе­ния Мира. В первый же день страст­ной сед­мицы духо­вен­ство соби­ра­ется в особой миро­вар­ной палате, где при­го­тов­лены сереб­ря­ные котлы и сосуды. Пат­ри­арх, бла­го­слов­ляя начало обыч­ных молитв, освя­щает воду, при пении тро­па­рей на соше­ствие Свя­того Духа и Успе­ние Бого­ро­дицы и кропит все веще­ства, из кото­рых должно обра­зо­ваться Миро. Он вли­вает эту воду в котлы, а свя­щен­ники льют масло и вино, и кладут горя­щие угли; Пер­во­свя­ти­тель же, после крат­кой молитвы к Гос­поду Иисусу Христу о совер­ше­нии начи­на­е­мого дела, кото­рое бла­го­слов­ляет именем Пре­свя­той Троицы, отхо­дит, оста­вив диа­ко­нов и свя­щен­ни­ков, про­дол­жа­ю­щих миро­ва­ре­ние в тече­ние трех дней при непре­рыв­ном чтении свя­того Еван­ге­лия. В Вели­кую среду в при­го­тов­ля­е­мое Миро кладут аро­маты и раз­ли­вают его в две­на­дцать боль­ших сосу­дов по числу апо­сто­лов Хри­сто­вых.

Самое освя­ще­ние совер­ша­ется во время литур­гии Вели­кого чет­верга. Перед чте­нием часов Пат­ри­арх со всем духо­вен­ством идет в миро­вар­ную палату за при­го­тов­лен­ными сосу­дами Мира, и свя­щен­ники тор­же­ственно несут их в собор­ный алтарь, где ставят вокруг жерт­вен­ника, а хор поет во время шествия: «Бла­го­сло­вен еси, Христе Боже наш, иже пре­мудры ловцы явлей, нис­по­слав им Духа Свя­таго, и теми улов­лей все­лен­ную: Чело­ве­ко­любче, слава Тебе».

Это тор­же­ствен­ное пере­не­се­ние, две­на­дцати сосу­дов руками иереев повто­ря­ется на вели­ком входе перед Свя­тыми Дарами, ибо подобно им Миро должно быть освя­щено на пре­столе. Впе­реди всего шествия идет стар­ший архи­манд­рит или епи­скоп и несет под осе­не­нием двух рипид, как бы под кры­льями херу­ви­мов, дра­го­цен­ный ала­васт­ро­вый сосуд, полный Мира. Он напо­ми­нает о том ала­вастре с дра­го­цен­ным Миром, кото­рый излила на голову и ноги Иисуса каю­ща­яся жена, испол­нен­ная любви к Спа­си­телю. За ним несут прочие сосуды и ставят по сто­ро­нам пре­стола, а первый ала­вастр Пат­ри­арх при­ем­лет в цар­ских вратах и ставит на тра­пезу. Когда должно совер­шаться освя­ще­ние Святых Даров, он откры­вает посте­пенно каждый сосуд и бла­го­слов­ляет крест­ным зна­ме­нием во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа. Потом вслух всей церкви про­из­но­сит молитву освя­ще­ния над Миром, взывая к Гос­поду Мило­серд­ному и Отцу светов, «да даст ему бла­го­дать тай­но­дей­ствен­наго слу­же­ния, подобно Моисею, Саму­илу и апо­сто­лам, и нис­по­слет Духа Свя­таго на Миро сие, сотво­рив его пома­за­нием духов­ным, хра­ни­ли­щем жизни, освя­ще­нием душ и телес и елеем радо­ва­ния, вос­си­яв­шаго из Вет­хого Завета в Новом». Он молит, чтобы через эту печать духов­ного совер­шен­ства все выхо­дя­щие из бани Кре­ще­ния были при­знаны граж­да­нами и домаш­ними Божи­ими от святых анге­лов и страшны были демо­нам. Да будут они людьми избран­ными, цар­ским свя­щен­ством, наро­дом святым, запе­чат­лен­ным таин­ством и нося­щим в серд­цах своих Христа, дабы сотво­ри­лась в них оби­тель Пре­свя­той Троицы.

Затем Пат­ри­арх обра­ща­ется к моля­щимся с жела­нием мира и после при­зыва диа­кона пре­кло­нить главы опять при­сту­пает к пре­столу и втайне бла­го­да­рит Бога, даро­вав­шего ему бла­го­дать слу­же­ния. Он просит об изли­я­нии и на него самого освя­ще­ния, подобно Миру, ибо Миро изли­ян­ное есть само Имя Христа, Еди­но­род­ного Сына Божия, в кото­ром бла­го­ухает весь види­мый и неви­ди­мый мир. По воз­гла­ше­нии славы Пре­свя­той Троице, он еще трижды бла­го­слов­ляет крест­ным зна­ме­нием каждый из сосу­дов, кото­рые после литур­гии тор­же­ственно пере­но­сятся в хра­ни­лище при пении псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо…», изоб­ра­жа­ю­щего таин­ственно пома­за­ние и славу Сына Божия.

Все эти молитвы и дей­ствия освя­ще­ния Мира при­над­ле­жат соб­ственно к таин­ству Миро­по­ма­за­ния, ибо одни архи­ереи имеют высшую власть запе­чат­ле­вать хри­стиан в вере по при­меру апо­сто­лов; и освя­щают Миро для всей Церкви, дабы впо­след­ствии свя­щен­ники могли сооб­щать при самом Миро­по­ма­за­нии бла­го­дат­ный дар Духа Свя­того. Святое Миро, раз­ли­ва­ясь по всей Церкви из одного бла­го­дат­ного источ­ника, содер­жит ее в нераз­рыв­ном союзе мира печа­тью Имени Хри­стова, в залог общего спа­се­ния во едином Гос­поде Иисусе Христе.

^ Миро­ва­ре­ние (исто­рико-литур­ги­че­ский очерк)

иерей Ана­то­лий Тре­пачко

Свя­щен­ный обряд при­го­тов­ле­ния и освя­ще­ния свя­того мvра – редкое тор­же­ствен­ное свя­щен­но­дей­ствие очень пора­зило меня в мою быт­ность сту­ден­том семи­на­рии. Хотя это свя­щен­но­дей­ствие совер­ша­ется в при­сут­ствии архи­ерея, кото­рый с духо­вен­ством совер­шает водо­освя­ще­ние и кроп­ле­ние святой водой заго­тов­лен­ные веще­ства, где сна­чала варится масло и вино, где архи­ерей сам кладет под котлы дрова и раз­во­дит огонь, где после этого свя­щен­ники читают Еван­ге­лие, а диа­коны раз­ме­ши­вают, я, не будучи обла­чен в сан свя­щен­ства, когда поз­во­ля­лось, читал книгу Псал­тирь.

Упо­треб­ле­ние свя­того мvра в Церкви Хри­сто­вой вос­хо­дит ко вре­ме­нам апо­столь­ской древ­но­сти. В книге «Пас­тырь» мужа апо­столь­ского Ермы мы уже нахо­дим ука­за­ние на таин­ство мvро­по­ма­за­ния. В тво­ре­ниях св. Иринея Лион­ского, уче­ника мужа апо­столь­ского св. Поли­карпа Смирн­ского, уже прямо содер­жится неко­то­рый намек на тот знак, через кото­рый сооб­щался в его время Св. Дух в таин­стве мvро­по­ма­за­ния. А в чем выра­жался этот види­мый знак таин­ства – это опре­де­ленно ука­зано Ори­ге­ном, что «дар бла­го­дати Духа обо­зна­ча­ется через образ елея» (per olei imaginem).

Оче­видно, так же рано нача­лось и особое при­го­тов­ле­ние и освя­ще­ние мvра. Св. Кирилл Иеру­са­лим­ский в тай­но­вод­ствен­ном слове о мvро­по­ма­за­нии весьма ясно сви­де­тель­ствует о суще­ство­вав­шем в его время особом освя­ще­нии мvра через при­зы­ва­ние Свя­таго Духа. «Но смотри, не поду­май, – гово­рит он, – что это есть мvро про­стое. Как хлеб Евха­ри­стии, через при­зва­ние Свя­таго Духа, есть уже хлеб не про­стой, но тело Хри­стово, так и святое мvро сие». Понятно само собою, что при­зы­ва­ние могло совер­шаться лишь свя­щен­ными дей­стви­ями и молит­вами. Яснее и подроб­нее об этом гово­рит св. Дио­ни­сий Аре­о­па­гит в своем тво­ре­нии «О цер­ков­ном свя­щен­но­на­ча­лии». При­сту­пая к подроб­ному объ­яс­не­нию всех дей­ствий св. мvра, он так опи­сы­вает его освя­ще­ние или совер­ше­ние: «По совер­ше­нии обхож­де­ния по всему храму с бла­го­уха­нием и по пении псал­мов и по чтении боже­ствен­ных словес, таким же обра­зом и здесь, как в при­ча­ще­нии, чины несо­вер­шен­ных отлу­ча­ются. Потом свя­щен­но­на­чаль­ник, приняв мvро, постав­ляет его на боже­ствен­ный жерт­вен­ник, два­на­де­ся­тию свя­щен­ными кри­лами покро­вен­ное, при пении от всех, свя­тей­шим гласом, бого­дух­но­вен­ных про­ро­ков песней бого­дух­но­ве­ния, и испол­нив над ним совер­ши­тель­ную молитву во всех свя­тей­ших для освя­ща­е­мых (людей) совер­ше­ниях, его упо­треб­ляет на всякое почти свя­щен­но­на­чаль­ное совер­ше­ние».

Таким обра­зом, по опи­са­нию св. Дио­ни­сия, освя­ще­ние мvра совер­ша­лось на литур­гии верных, когда из храма выхо­дили несо­вер­шен­ные, т.е. огла­шен­ные, каю­щи­еся и другие. Освя­ще­ние совер­шал епи­скоп на святом пре­столе, при чем мvро при­кры­ва­лось рипи­дами. Самое освя­ще­ние состо­яло из свя­щен­ных пес­но­пе­ний, кото­рые пелись всею цер­ко­вью, и совер­ши­тель­ной молитвы, кото­рую читал над мvром сам епи­скоп. Эти общие и суще­ствен­ные черты освя­ще­ния мvра оста­ются неиз­мен­ными до нашего вре­мени.

Что же каса­ется до состава мvра и пред­ва­ри­тель­ного при­го­тов­ле­ния этого состава, то, кажется, напрасно было бы искать подроб­но­стей обо всем этом в столь раннюю пору исто­рии Церкви. Несо­мненно, что состав этот полу­чался от сме­ше­ния раз­лич­ных аро­ма­ти­че­ских веществ, но каких именно, как из них состав­ля­лось сме­ше­ние, и чем сопро­вож­да­лось при­го­тов­ле­ние его – это едва ли могло быть строго опре­де­лено в такое раннее время. Св. Дио­ни­сий Аре­о­па­гит лишь кратко заме­чает, «что состав мvра есть некое собра­ние бла­го­ду­ши­стых веществ, богатно в себе имущее бла­го­вон­ныя каче­ства».

В тво­ре­ниях Симеона Солун­ского (15 век) «De sacro ritu saucti unguenti» сохра­ни­лось заме­ча­тель­ное и весьма важное в этом отно­ше­нии изло­же­ние чина мvро­ва­ре­ния и чина мvро­осв­ще­ния. И то и другое совер­ша­лось самим пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским, первое – в Вели­кую Среду, а второе – в Вели­кий Чет­верг на Страст­ной неделе. Поря­док этих свя­щен­но­дей­ствий, а равно сопро­вож­дав­шие их пес­но­пе­ния и молитвы пред­став­ля­ются почти тож­де­ствен­ными с совре­мен­ными нам. Вот фак­ти­че­ская сто­рона этого любо­пыт­ного изло­же­ния Симеона Солун­ского.

У нас на Руси упо­треб­ле­ние св. мvра совре­менно самому при­ня­тию хри­сти­ан­ства. «Мы кре­ща­ю­ща­гося мажем мvром и маслом» гово­рит пре­по­доб­ный Фео­до­сий в своем посла­нии о вере варяж­ской. До поло­вины 15 века, Русь, не имела своего мvра, а поль­зо­ва­лась полу­чен­ным из Кон­стан­ти­но­поля. Осно­ва­нием для такого заклю­че­ния служит извест­ное посла­ние Мит­ро­по­лита Фотия к свя­щен­ни­кам во Псков. Неко­то­рые из Псков­ских свя­щен­ни­ков того вре­мени упо­треб­ляли при таин­стве мvро­по­ма­за­ния мvро латин­ское. Мит­ро­по­лит Фотий (1408–1431) счел нужным запре­тить такой непо­хваль­ный обычай и, между прочим, в своем посла­нии пове­лел Псков­ским свя­щен­ни­кам «кре­ще­ние тво­рити по пра­ви­лам святых отец… да потом мажите мvром вели­ким, еже идет из Царь­града, еже искони оттуду при­я­сте по роду пра­во­слав­ныя веры».

Рус­ская Цер­ковь, полу­чив полную само­сто­я­тель­ность от Кон­стан­ти­но­поль­ского пат­ри­арха, вместе с сво­бод­ным избра­нием себе и постав­ле­нием мит­ро­по­лита все­рос­сий­ского, начала сама же при­го­тов­лять и все потреб­ное для цер­ков­ной жизни и в том числе и святое мvро. Уже в 1631 сохра­ни­лось несо­мнен­ное изве­стие о том, что в этом году в Москве совер­шено было при­го­тов­ле­ние мvра, конечно, не первый раз. Именно, сохра­ни­лись памяти царя Миха­ила Фео­до­ро­вича в Апте­кар­ский приказ об отпуске разных соста­вов пат­ри­арху Фила­рету Ники­тичу «в мvрное состав­ле­ние». Для этой цели из Апте­кар­ского при­каза отпу­щены были: янтарь добрый, корица, пере­трун, корень азар, ладан росной, мед дивий, напря­ный корень и гуляф­ная (розо­вая водка). Для этой же цели из келей­ной пат­ри­ар­шей казны выданы были смирна и кассия.

С этого вре­мени начи­на­ются довольно частые изве­стия о состав­ле­нии мvра в Москве, а в 1710 году опре­де­лено было совер­шать это состав­ле­ние через три года на чет­вер­тый. При­го­тов­ле­ние необ­хо­ди­мых для мvра веществ пору­ча­лось обык­но­венно опыт­ному апте­карю. От усмот­ре­ния апте­каря зави­сели коли­че­ство и самый подбор состав­лен­ных частей мvра. Раз­но­об­ра­зие их полу­ча­лось почти всякий раз довольно зна­чи­тель­ное, в зави­си­мо­сти от того, что извест­ный апте­карь при­зна­вал необ­хо­ди­мым, «для луч­шаго бла­го­вон­наго духу». Так в 1667 году упо­треб­лено было для состав­ле­ния мvра 53 веще­ства, в 1681 – 64, в 1691 году – 46, в 1703 и 1705 годах 72, в 1710 году – 68 и в 1721 году – 59 раз­лич­ных души­стых веществ.

Самое мvро­ва­ре­ние про­из­во­ди­лось в Москве, глав­ным обра­зом, в Кре­сто­вой пат­ри­ар­шей палате, кото­рая и назы­ва­лась поэтому Мvро­вар­ною. Самое мvро­ва­ре­ние начи­на­лось в Вели­кий Поне­дель­ник, а в Вели­кий Чет­верг перед литур­гией совер­ша­лось тор­же­ствен­ное пере­не­се­ние мvра в Успен­ский собор для хра­не­ния в алтаре. В этом шествии со святым мvром иногда участ­во­вал и сам госу­дарь.

В 1675 году Мос­ков­ский Собор, для еди­но­об­ра­зия, запре­тил епар­хи­аль­ным архи­ереям совер­шать у себя мvро­ва­ре­ние. Вместе с этим собор указал в Москве заго­тов­лять мvро для всей Рус­ской Церкви и отсюда без­платно брать его всем архи­ереям для нужд каждой епар­хии по словам: «туне при­я­сте, туне и дадите». Спустя 50 лет начали совер­шать мvро­ва­ре­ние и в Киеве – в при­лавр­ской тра­пез­ной церкви.

Самый поря­док освя­ще­ния мvра совер­шался и совер­ша­ется в Рус­ской Церкви по осо­бому «чину», совер­шенно отлич­ному от изло­жен­ного у Симеона Солун­ского. Глав­ною осо­бен­но­стью явля­ется то, что в нем не про­во­дится раз­ли­чие между мvро­ва­ре­нием и мvро­освя­ще­нием, оба эти свя­щен­но­дей­ствия пред­став­ляют одно нераз­дель­ное целое, так что с окон­ча­нием пер­вого окан­чи­ва­ется и второе. По этому чину тре­бу­ется прежде всего устрой­ство соот­вет­ству­ю­щей печи, но не в опре­де­лен­ной церкви или палате, а просто «на месте непро­ход­нем». В неделю кре­сто­по­клон­ную вели­кого поста, вино, дере­вян­ное масло и все веще­ства должны быть на месте мvро­ва­ре­ния. В Лаза­реву Суб­боту при­го­тав­ли­ва­ются составы – толкли «зелья», кото­рых пола­га­ется, по силе воз­мож­но­сти, побольше. В Верб­ное Вос­кре­се­ние все должно быть готово. В этот день над пещью и над зельями совер­ша­ется все­нощ­ное бдение. Утром в Вели­кий Поне­дель­ник начи­на­ется мvро­ва­ре­ние, кото­рое совер­ша­ется вместе с мvро­освя­ще­нием.

В избран­ном месте, где уже все при­го­тов­лено, обла­ча­ется архи­ерей, свя­щен­ник и диакон. По обла­че­нии вли­вают в котлы вино и елей и начи­нают совер­шать особое молеб­ное пение. За началь­ными молит­вами и 50‑м псал­мом поют «Бог Господь.…по сем тро­парь празд­ника Пяти­де­сят­ницы: «Бла­го­сло­вен еси, Христе Боже наш…». На «слава и ныне» поется тро­парь празд­ника Успе­ния Пре­свя­тыя Бого­ро­дицы: «В рож­де­стве дев­ство сохра­нила еси…». По освя­ще­нии воды архи­ерей читает молитву: «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Еди­но­род­ный помози ми греш­ному, сие дело, мною начи­на­ю­ще­еся, о Тебе самом совер­шити, во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа». Поют канон молеб­ный Пре­свя­тыя Бого­ро­дицы, после канона архи­ерей читает молитву первую Васи­лия Вели­каго из вечерни Пяти­де­сят­ницы, по сей молитве архи­ерей делает отпуст и по отпу­сте окроп­ляет водой все веще­ства для мvро­ва­ре­ния. Затем под­кла­ды­вает под котлы дрова и обык­но­венно воз­жи­гает огонь. С этого момента посто­янно чере­ду­ются свя­щен­ники и диа­коны в обла­че­ниях. Свя­щен­ники читают Еван­ге­лие, чтецы читают книгу Псал­тирь, диа­коны мешают в котлах масло и вино.

В Вели­кий Втор­ник, совер­шенно в том же порядке совер­ша­ется другое молеб­ствие. Поется Канон Иоанну Кре­сти­телю, «тво­ре­ние Иосифа», и чита­ется молитва водо­свя­тия «Велий еси Гос­поди…», с ответ­ству­ю­щею заме­ною слова «вода», словом «мvро», потом чита­ется Апо­стол и Еван­ге­лия из чина освя­ще­ния воды.

В Вели­кую Среду, вли­вают вино взамен выки­пев­шого и в при­го­тов­ля­е­мое мvро кладут в котлы все, кроме аро­ма­тов, при­го­тов­лен­ные веще­ства. Вече­ром мvро­ва­ре­ние окан­чи­ва­ется, мvро из котлов пере­ли­ва­ется в особые кор­чаги, окроп­лен­ные пред­ва­ри­тельно святой водою, и, когда мvро осты­нет, в него вла­га­ются аро­маты (бла­го­вон­ные масла). Совер­шенно уже при­го­тов­лен­ное мvро раз­ли­ва­ется в две­на­дцать сосу­дов, по числу две­на­дцати апо­сто­лов, кото­рые одни имели право низ­во­дить на кре­ща­е­мых бла­го­дать Свя­таго Духа через воз­ло­же­ние рук, вскоре потом заме­нен­ное мvро­по­ма­за­нием и запе­ча­ты­ва­ются. В это время над мvром архи­ерей читает молитву из чина на освя­ще­ние храма, с соот­вет­ствен­ною заме­ною слов. В Москве сосуды ста­ви­лись на стол и остав­ля­лись за печа­тью сино­даль­ного риз­нич­ного до чет­верга. В Киеве сосуды остав­ля­лись до чет­верга на пре­столе тра­пез­ной Киево-Печер­ской Лавры церкви. В Москве ста­но­вили сосуд с мvром, уже освя­щен­ным прежде. Сосуд для хра­не­ния мvра – круг­лый, без ручки, с узким длин­ным горлом, назы­ва­ется ала­вастром. По пре­да­нию, ала­вастр при­слан из Кон­стан­ти­но­поля со святым мvром в первые века хри­сти­ан­ства на Руси и вместе со все­рос­сий­ской мит­ро­по­лией пере­не­сен из Киева в Москву. В нем в непри­кос­но­вен­но­сти хра­нится пре­ждео­свя­щен­ное мvро, кото­рое таким обра­зом нико­гда не изся­кало на Руси.

Чин освя­ще­ния мvра совер­ша­ется в Вели­кий Чет­вер­ток. Пред литур­гией, архи­ерей в полном обла­че­нии, в пред­не­се­нии запре­столь­ного креста, свечей и рипид, при коло­коль­ном звоне идет с духо­вен­ством в мvро­вар­ную палату. Здесь он вру­чает ала­вастр стар­шему по руко­по­ло­же­нию свя­щен­но­слу­жи­телю, а сосуды с при­го­тов­лен­ным мvром раз­дает другим свя­щен­но­слу­жи­те­лям, и шествие тем же поряд­ком тор­же­ственно воз­вра­ща­ется в собор, при пении тро­паря Пяти­де­сят­ницы: «Бла­го­сло­вен еси Христе Боже наш…». В соборе ала­вастр с пре­ждео­свя­щен­ным мvром ста­вится на жерт­вен­нике, а другие сосуды – на при­го­тов­лен­ных местах около жерт­вен­ника. Начи­на­ются часы и Боже­ствен­ная литур­гия.

На литур­гии, во время вели­кого входа, во главе шествия стар­ший свя­щен­но­слу­жи­тель по руко­по­ло­же­нию несет ала­вастр, осталь­ные свя­щен­но­слу­жи­тели – сосуды с мvром, в сопро­вож­де­нии диа­ко­нов с рипи­дами, кади­лами и све­чами. В святых дверях архи­ерей при­ни­мает ала­вастр и ставит его на святой пре­стол, осталь­ные свя­щен­но­слу­жи­тели, вошедши в алтарь, ставят сосуды по сто­ро­нам пре­стола. После слов архи­ерея: «И да будут мило­сти вели­каго Бога…», совер­ша­ется самое освя­ще­ние мvра – при отвер­стых цар­ских дверях, подобно тому, как и при освя­ще­нии даров при архи­ерей­ском слу­же­нии. Диакон, взойдя на амвон, не начи­нает обыч­ной екте­нии, а стоит молча. В это время архи­ерей откры­вает сосуды с мvром и трижды бла­го­слов­ляет каждый из них. Про­то­ди­а­кон воз­гла­шает: «Вонмем», другой диакон – «Гос­поду помо­лимся», все нахо­дя­щи­еся в алтаре поют: «Гос­поди поми­луй», и архи­ерей читает молитву освя­ще­ния мvра: «Гос­поди мило­сти и Отче светов», в кото­рой просит о нис­по­сла­нии Свя­таго Духа на мvро, чтобы Гос­подь сотво­рил его пома­за­нием духов­ным, хра­ни­ли­щем жизни, освя­ще­нием душ и телес, елеем радо­ва­ния. После этой молитвы архи­ерей желает: «Мир всем», и когда диакон пред­ло­жит главы пре­кло­нить, а певцы от лица народа про­поют: «Тебе, Гос­поди», архи­ерей тайно читает молитву: «Тебе, Богу всех и Царю», в кото­рой бла­го­да­рит Гос­пода, что даро­вал ему быть слу­жи­те­лем сей тайны. Затем архи­ерей бла­го­слов­ляет трижды каждый сосуд с мvром и закры­вает их, а диакон гово­рит екте­нию: «Вся святыя помя­нувше.…». По окон­ча­нии литур­гии свя­щен­но­слу­жи­тели, при пении 44-го псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо», отно­сят мvро в сосу­до­хра­ни­тель­ницу. Здесь в каждый сосуд освя­щен­ного мvра вли­ва­ется из ала­вастра по несколько капель пре­ждео­свя­щен­ного мvра и допол­ня­ется в него вновь освя­щен­ным мvром, чтобы нико­гда не изся­кал этот свя­щен­ный источ­ник. Отсюда риз­ни­чий раз­дает святое мvро по епар­хиям, по мере тре­бо­ва­ния.

Святое мvро упо­треб­ля­ется: 1) при таин­стве мvро­по­ма­за­ния; 2) при освя­ще­нии вновь устро­ен­наго храма, для пома­за­ния анти­минса, пре­стола и стен и 3) при тор­же­ствен­ном вен­ча­нии царей на цар­ство.

иеро­мо­нах Мака­рий Маркиш
Миро для свя­щен­ного пома­за­ния упо­ми­на­ется еще в Библии, в вет­хо­за­вет­ной Книге Исход; упо­треб­ля­лось оно для пома­за­ния как бого­слу­жеб­ных при­над­леж­но­стей, так и свя­щен­ни­ков. В наше время миро изго­тов­ля­ется и освя­ща­ется ста­рей­шими архи­ере­ями каждой из Помест­ных Церк­вей, особым чином, раз в году, причем в каждую новую порцию добав­ля­ется немного мира преж­него изго­тов­ле­ния. Оно рас­пре­де­ля­ется по епар­хиям, а из епар­хий – по при­хо­дам и хра­нится на святом пре­столе, подле даро­хра­ни­тель­ницы с запас­ными Свя­тыми Дарами, в изящ­ном гер­ме­тич­ном сосуде. Будем пом­нить, что в этом малень­ком фла­коне есть доля мира, изго­тов­лен­ного и освя­щен­ного еще в апо­столь­ские вре­мена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *