министр просвещения чем занимается
Указом Президента РФ от 15.05.2018 N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Министерству просвещения переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся.
За Минпросвещения России также закреплены функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.
Устанавливается, что Минпросвещения России и Рособрнадзор в отдельных вопросах общего образования будут осуществлять ряд полномочий совместно. В частности, закрепляется совместное принятие актов в отношении формы, порядка, сроков проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим общеобразовательным программам различного уровня, а также продолжительности проведения экзаменов.
Утратившими силу признаются постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 337 «О Министерстве образования и науки Российской Федерации» и от 03.06.2013 N 466 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» с внесенными в них изменениями и дополнениями.
Министр просвещения Российской Федерации
Кравцов Сергей Сергеевич
Осуществляется через Общественную приемную Правительства
Российской Федерации
Записаться на прием
Родился 17 марта 1974 года в городе Москве.
Образование:
– Московский государственный открытый педагогический университет, специальность «учитель математики и информатики»;
– Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, специальность «государственное и муниципальное управление со знанием иностранного языка».
Учёная степень/учёное звание:
Доктор педагогических наук, доцент.
Трудовая деятельность:
– учитель математики в школе № 176 города Москвы;
– аспирант Института информатизации образования, научный сотрудник, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией Института управления образованием Российской академии образования;
– помощник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;
– директор Федерального центра тестирования;
– директор Института управления образованием Российской академии образования;
– заместитель директора, директор Департамента регионального развития, директор Департамента управления программами и конкурсных процедур Министерства образования и науки Российской Федерации;
– руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;
– Министр просвещения Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 39).
Новый министр просвещения: кто он и чего от него ждут
Амбициозные цели, включенные в национальную стратегию развития страны, требуют разработки принципиально новых подходов, которые станут основой реализации ранее задуманного. В этом ключе последние несколько лет работали многие министерства, в том числе Министерство образования, которое не так давно разделили на два ведомства: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования.
Значимый вклад в совершенствование российской образовательной системы внесла министр Ольга Васильева, которая возглавляла соответствующее ведомство на протяжении четырех лет (с 2016 по 2018 год Министерство образования, с 2018 по 2020 Министерство просвещения). Однако после достижения определенных результатов стало очевидно, что дальнейшее развитие сферы образования потребует свежих идей и иного видения, а значит и нового руководителя. Поэтому, для продвижения образовательных реформ и начала следующего этапа повышения качества обучения в школе, в конце января 2020 года Россия получила нового министра просвещения, которым стал Сергей Кравцов.
Что известно о новом министре просвещения: знания, опыт, методы
Новый глава Министерства просвещения, Сергей Кравцов, пришел на этот пост с должности главы Рособрнадзора, которую он занимал с 2013 года. Однако свой карьерный путь в сфере образования господин Кравцов начал задолго до этого.
У нового министра два высших образования. Сразу после получения первого диплома по специальности «Учитель математики и информатики» он работал в РАО, где защитил кандидатскую диссертацию на тему «Методика проведения занятий с отстающими учащимися по математике с использованием технологии мультимедиа».
Вторым этапом его карьерного роста стало окончание в 2000 году МГИМО по специальности «Государственное и муниципальное управление со знанием иностранного языка» и переход на работу в Министерство образования в 2002 году. Вскоре после этого он занял должность помощника руководителя Рособрнадзора. В этот же период Сергей Кравцов защитил докторскую диссертацию на тему «Теория и практика организации профильного обучения в школах РФ».
Немалый вклад новый министр просвещения внес в разработку процедуры проведения ЕГЭ, занимая должность директора «Федерального центра тестирования». В период с 2009 по 2013 годы поочередно возглавлял РАО, Департамент регионального развития Минобрнауки, Департамент управления программами и конкурсных процедур Министерства образования и науки РФ, был ректором Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
На посту главы Рособрнадзора и по совместительству заместителя министра образования Сергей Кравцов уделял особое внимание структуре ЕГЭ. До его назначения целесообразность экзамена вызывала много сомнений, что было обусловлено высоким уровнем коррупции и огромным количеством различных махинаций. За два года работы он усилил систему безопасности, внедрив технологические решения (установка камер видеонаблюдения, металлоискателей), и восстановил жесткий контроль за исполнением федеральных норм в регионах. Таким образом, благодаря в том числе и его усилиям удалось добиться прозрачности проведения ЕГЭ и вернуть доверие общества к процедуре оценки знаний школьников.
В разные периоды своей деятельности главой Рособрнадзора Сергей Сергеевич Кравцов предпринимал меры и предлагал идеи, направленные на совершенствование качества образования. Например:
Новый министр: будут ли перемены к лучшему?
С приходом нового министра просвещения мнение общественности относительно его компетенций и способности решить существующие острые вопросы в системе среднего образования разошлось. Как глава Рособрнадзора, Кравцов смог внести ряд положительных изменений в образовательной сфере, но сможет ли он динамично развивать ее, как министр?
Богатый опыт работы в Рособрнадзоре и знание системы изнутри, а также информированность о результатах образовательных срезов и хорошие навыки управленца, скорее всего, помогут господину Кравцову выявить наиболее острые углы и сформировать стратегию достижения национальных целей. При этом нельзя забывать, что перед ним сейчас стоит вопрос выполнения двух приоритетных задач – реализация нацпроекта «Образование» и поднятие рейтинга российской образовательной системы: до 2024 года отечественная система образования должна войти в ТОП-10 лучших систем в мире. Таким образом, у министра не так уж и много времени на то, чтобы «освоиться» на новой должности, если он не хочет потерять доверия общества и государства.
С другой стороны, несмотря на то, что Кравцов – учитель по образованию, он никогда не работал в школе и вряд ли знаком со всеми тонкостями и сложностями школьной жизни. Поэтому, чтобы курс на достижение поставленных задач был выбран правильно, ему стоит внимательнее прислушаться к опытным людям, хотя, чего уж тут скрывать, такие редко встречаются среди наших чиновников.
По мнению председателя Общества по защите прав потребителей образовательных услуг Виктора Панина, особых перемен в образовательной политике ожидать не стоит. Он считает, что в этом направлении большое влияние оказывает команда Фурсенко, поэтому новый министр не будет продвигать своих идей, а поддержит реформы, которые формировались при экс-министре Васильевой.
Вероятнее всего, Кравцов перенесет в министерство систему национального исследования качества образования и так называемую «PISA для школ», а также будет стимулировать повышение квалификации учителей. Также эксперты предполагают, что продвижение столь близкой для Васильевой тематики религии и патриотизма закончится. Хотя новый министр не станет менять ничего в этом направлении, дальнейшего развития эта тема не получит.
Одной из актуальных проблем в системе образования сейчас является разрозненность между Министерством просвещения и Министерством науки и высшего образования. По мнению специалистов, налаживание эффективного взаимодействия этих структур станет большим продвижением в развитии всей образовательной системы России. Ожидается, что сложностей в этом вопросе не возникнет, так как новым главой Министерства науки и высшего образования стал Валерий Фальков, с которым Кравцов хорошо знаком, а потому они без проблем смогут выстроить плодотворное сотрудничество.
На данном этапе невозможно точно предвидеть дальнейшее будущее Министерства просвещения и всей образовательной сферы в целом, но, как бы там ни было, задачи поставлены, а результаты не заставят себя долго ждать.
Планы на будущее
С момента назначения Сергея Кравцова главой Министерства просвещения не прошло еще и месяца, однако он уже успел обозначить свои планы на будущее. Итак, среди первоочередных задач новый министр в том числе выделил:
Полномочия Минпросвещения и Минобрнауки разграничат окончательно
Правительство подготовило необходимые для этого поправки в Трудовой кодекс
Преобразование Минобрнауки в министерство просвещения и министерство науки и высшего образования произошло в мае прошлого года. Спустя месяц Правительство выпустило положения о двух ведомствах, в котором разграничило их полномочия. Но не до конца — точечные изменения приходится осуществлять с помощью законопроекта, который поступил на рассмотрение Госдумы 24 апреля.
Трудовой кодекс сам не изменится
Подготовленный и внесённый в Думу Правительством проект закона вносит поправки в Трудовой кодекс. Корректировки, как оказалось, требуют положения документа, касающиеся функций органов исполнительной власти в сфере образования.
По сути, законопроект устраняет правовые пробелы. Например, в нынешней редакции ТК, определять продолжительность рабочего времени педагогов может только орган, «осуществляющий выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования», то есть Минпросвещения. Правительство хочет изменить формулировки, упомянув и орган, отвечающий за сферу «высшего образования» — то есть Минобрнауки.
Одновременно, следует из поправок, Минобрнауки получит право утверждать форму справки-вызова на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, но только по согласованию с Минпросвещения.
В Правительстве пояснили, что разработка отдельного законопроекта для таких изменений понадобилась, поскольку внесения изменений в ТК «не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты».
Чем сейчас занимается Минпросвещения?
Согласно положению о Министерстве просвещения РФ от 28 июля 2018 года, ведомству переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного профессионального образования. Также в «зону ответственности» нового органа вошли сферы профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, вопросы воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся.
Кроме того, за министерством закреплены предоставление государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.
Какие задачи решает Минобрнауки?
За Министерством науки и высшего образования закреплены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:
Также Минобрнауки России управляет государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Кроме того, на ведомство возложены обязанности по нормативно-правовому регулированию и оказанию госуслуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями, в том числе в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса.
Чего ждут от образования и науки?
Законодатели надеются, что после внесения окончательного разграничения полномочий ведомствам станет легче. На это рассчитывают и сами министерства, главы которых уже прошли проверку на прочность в Госдуме и в Совете Федерации, отчитавшись о своей деятельности. И в том, и в другом случае им пришлось выслушать конструктивную критику.
«Самое печальное, что те инвестиции, которые идут в систему образования, реализуются на восемь процентов. Мы можем говорить о национальном проекте, мы можем говорить о задачах, которые нужно решать в будущем, но если реализация того, что есть, будет составлять несколько процентов в течение года, понятно, к чему это приведёт», — констатировал тогда председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Глава Минобрнауки Михаил Котюков, который, в свою очередь, 22 апреля представил в Совете Федерации своё видение развития системы высшего образования и науки, тоже не был понят парламентариями. Да, наверное, уместно было сказать о том, что в стране должны быть созданы не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня и разработаны не менее 140 прорывных технологий, но членов палаты регионов интересовала конкретика. Где, когда и в каких именно сферах произойдёт научный прорыв? Ответа не последовало, поэтому сенаторы посоветовали недавно назначенному на пост министру «не размазывать» финансирование отрасли по разным направлениям, а вместе с Российской академией наук сконцентрировать усилия на тех направлениях, где наша страна уже имеет мощный задел и может стать лидером.
Интересовали представителей регионов и проблемы развития отечественного семеноводства, которое призвано обеспечить продовольственную безопасность страны. Сегодня 98 процентов выращенной в России сахарной свёклы — из импортного материала. Ситуация с картофелем — не намного лучше. Ответ министра и здесь не внушил сенаторам оптимизма.
Мы можем говорить о национальном проекте, мы можем говорить о задачах, которые нужно решать в будущем, но если реализация того, что есть, будет составлять несколько процентов в течение года, понятно, к чему это приведёт.
«Селекцию надо поднимать с колен», — сказала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, обратив внимание руководителя ведомства на нехватку амбиций. «Не сложилось впечатление, что точки роста сформированы», — отметила спикер. По опыту, денег науке всегда не хватает, но если «размазывать» их по всем направлениям, реального прорыва так и не будет. Поэтому сенаторы посоветовали в этом вопросе министру не пренебрегать советскими методиками, доказавшими свою эффективность. Кроме того, в Совете Федерации советуют не затягивать с внесением основного для отрасли документа — закона о науке.
Президент упразднил Министерство образования и науки РФ
Опубликован Указ президента об упразднении министерства образования.
Согласно вышеуказанному документу с 15 мая 2018 года Минобрнауки разделено на 3 отдельных ведомства:
История делений и объединений Министерств образования в России?
Деление сферы образования СССР на несколько ведомств
Что касается деления ведомств на всесоюзном уровне, то сферу образования СССР курировали 3 отдельных ведомства:
Чем будет заниматься Министерство просвещения?
С 15 мая 2018 года новое Министерство просвещения будет реализовывать государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сферах:
По предварительной информации пост Министра просвещения займёт бывший министр образования Ольга Васильева.
Чем будет заниматься Министерство науки и высшего образования РФ?
Сюда передаются функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
Что касается Рособрнадзора, то это ведомство будет подчинятся непосредственно Правительтству РФ. Об этом читайте предыдущую публикацию «Рособрнадзор больше не подчиняется Министерству образования»
Министерство просвещения через призму истории
До революции в царской России Министерство просвещения возглавляло 29 министров.
После революции был создан Народный комиссариат просвещения, которые возглавляли народные комиссары:
С 1946 года Наркомпрос реорганизован в Министерство просвещения.
После крушения СССР, Министерство просвещения стало называться Министерством общего и профессионального образования РФ. С 2000 года – Министерство образования и науки (Минобрнауки России).
С 2018 года Министерство образования и науки Российской Федерации было разделено на 2 основных ведомства:
Министром просвещения назначена бывший руководитель ведомства – Васильева Ольга Юрьевна.
Министром науки и высшего образования назначен Котюков Михаил Михайлович, бывший руководитель Федерального агентства научных организаций. В прошлом Котюков М.М. занимал такие должности, как проректор по экономике и финансам Сибирского федерального университета, глава департамента финансов Красноярского края, министр финансов Красноярского края, заместитель министра финансов А. Силуанова.