дача фаберже как попасть
Дача фаберже как попасть
Пока молодые сотрудники(?) КГИОПа имитировали футбольные пробежки по еле живому особняку Бруснициных, мы с Юрой решили заняться делом и осмотреть руины некогда шикарной дачи Фаберже. Увы но состояние памятника Федерального значения не поддаётся никакому описанию. И причин тому множество. Говоря о несущих конструкциях надо сказать, что здание не цельное, пристраивалось и надстраивалось в разное время в т.ч. «слабыми» конструкциями. Из-за повреждённой кровли и протечек сгнили перекрытия и угловая часть здания рухнула полностью. Ещё даче не повезло тем что расположена она не в центре города у всех на виду, а в пригороде. Впрочем обо всём по порядку.
Сперва немного вводной информации.
В 1900 г. ювелир Карл Фаберже обзавёлся дачей в Левашове, недалеко от Осиновой Рощи. Дом усадебной архитектуры конца XIX в. – в виде английского коттеджа – был построен по проекту арх. Карла Шмидта. В 1907 г. Карл Густович подарил усадьбу своему второму сыну, Агафону Фаберже. В том же году Агафон приступил к её перестройке, которой руководил Иван Гальнбек, работавший в фирме Фаберже художником. Обновлённый 2-этажный дом в стиле модерн был полностью закончен в 1908 г.
Современники называли эту дачу «малым Эрмитажем», ибо в ней находились два совершенно уникальных собрания – драгоценных камней и марок (311 447 экземпляров). А украшали её антикварная мебель, старинные ковры и гобелены, фарфор и бронза, гравюры, иконы, миниатюры, скульптуры.
Осмотр и фото фиксация на июнь 2018г.
Визит на дачу для осмотра её комплекса был запланирован и предложен мной накануне. И вот мы с Юрой уже пробираемся через густо поросшую зеленью местность. Зелень эта конечно очень помогает продвигаться к цели тихо и незаметно. По пути встречаются разные приземистые постройки и срубы. Они также позабыты и поросши мхом и прочей зеленью.
Вскоре показался парадный вход в главное здание. Забвение поселилось тут настолько основательно, что зелень и мхи уже начали захватывать старинные стены, подступая всё ближе и ближе.
Справа от здания был замечен некогда пышный фонтан.
Двери в входную парадную группу не заперты и пребывают нараспашку. Оглядываемся и заходим внутрь.
Сперва проходим тамбур.
Затем в центральную залу.
Одной из «изюминок» главного здания дачи является остеклённая входная парадная группа выполнения в стиле модерн.
Сперва конечно же осматриваем парадную залу с её мраморной широко-винтовой лестницей с балконами и световым потолком. Практически все лепные декоративные элементы утрачены, как и изразцовые камины.
Осмотрев наиболее интересную парадную часть здания проходим в соседние помещения.
В угловой части здания виднеются серьёзные обрушения.
Тут рухнули сгнившие деревянные перекрытия чердака и вместе с ним и световым атриумом на первый этаж. Это была вторая зала.
Внизу зияла паркетная пробоина.
Это было подполье.
На втором этаже лишь частично сохранилась ограда балкона с латунными балясинами.
Следующие комнаты на втором этаже.
Тут массивный балкон-площадка.
В следующем помещении рухнули даже перегородки.
Внимание привлекла стальная дверца кино-операторской, устроенной очевидно в советские время.
В её небольшом помещении обнаружился напольный лючок. Это фальш-пол, возвышение.
Там же рядом.
Соседняя зала была переделана под актовый зал с «трибуной». На стену перегородки проецировались кино-фильмы.
Справа от «трибуны» расположилась скрытая сейфовая комната с массивной стальной дверью.
Внутри небольшое помещение.
Вспомнилась одна история в разгар революции 1917 года.
Агафон Карлович Фаберже тайно переправляет в Финляндию жену и пятерых сыновей. Сам же остаётся в Петрограде в надежде отправить за границу наиболее ценную часть своей коллекции, спрятанную в тайнике на даче. Однако уже через полгода по новому доносу Агафона арестовывают по обвинению в спекуляции.
Тогда «кладоискатели» обнаружили за перегородкой изолированную комнату. В присутствии представителей райкома партии и Петроградского укрепрайона она была вскрыта. В ней оказалось большое количество драгоценных камней, медалей, ваз и картин. Позже в дом явились представители комитета обороны и изъяли ценности без составления акта и без описи. Все вещи были уложены в 10 ящиков и увезены на автобусе. Сверх этого было взято две картины и большая книга-альбом в железном переплёте. В числе увезённых предметов – огромная коллекция почтовых марок и свыше 1700 драгоценных камней разных размеров.
Судьба изъятых художественных ценностей до сих пор неизвестна.
Что же касается кладов, которые до сих пор усиленно ищут на даче Фаберже, скорее всего их нашли еще в 1920-х гг. В своё время сын Карла Фаберже Евгений, тоже оказавшийся за границей, писал, что «на даче роют». Но в те времена о таких находках не сообщалось.
Новое в блогах
Заброшенные усадьбы Петербурга.Усадьба Фаберже
Усадьба Агафона Фаберже
поселок Левашово, Осиновая Роща
В 1907 году, Карл Фаберже (1846–1920) подарил своему сыну имение в окрестностях Петербурга. К тому моменту Агафон Карлович (1876–1951) уступал своему отцу разве что в известности — у него было собственное ювелирное производство, к тому же он слыл лучшим в России оценщиком драгоценных камней и с 22 лет служил экспертом Бриллиантовой комнаты Зимнего Дворца. Его состояние доходило до сорока миллионов рублей (для сравнения, килограмм хлеба в те годы стоил в Петербурге 5 коп., а киллограм же мяса — 30 коп.). Агафон Карлович не стал медлить с воплощением давней свой мечты — обустроить резиденцию, о которой говорил бы весь Петербург. И столица заговорила. Чуть в стороне от дороги был выстроен двухэтажный каменный дом. Световые потолки, просторные залы, причудливые очертания стен — в лучших традициях популярного тогда модерна. И очень быстро дачу Фаберже стали называть не иначе, как «малым Эрмитажем» — настолько великолепна была коллекция старинных гобеленов, антикварной мебели, полотен лучших европейских художников и, конечно, ювелирных шедевров с клеймом Фаберже. Агафон Карлович был ювелиром не только по профессии, но и по мироощущению. Чего стоят только солнечные часы из живых деревьев, подобные знаменитому пушкинскому циферблату в Михайловском, или изразцовый камин, бросающий вызов печи в Меньшиковском дворце Петербурга, где ни один узор не повторяется дважды! А ещё — рисунок паркета в одном из залов особняка, упорно наводящий на мысль о Тронном зале Зимнего Дворца…
Сегодня найти особняк Агафона Фаберже довольно трудно. Минувшее столетие изрядно поработало над ландшафтом, и великолепный парк превратился в величественные дебри. Здание теперь не видно ни с одной из дорог. Да и унылая кривобокая калитка в остатках ограды наводит на любые мысли, кроме аристократической резиденции. Только тропинка, сменившая аллею, по-прежнему упирается в парадное крыльцо с четырьмя колоннами из красного гранита.
Время так и не стерло их ювелирную полировку. За колоннами, под навесом — деревянная дверь с резьбой. Она давно заколочена, и в усадьбу попадают через пролом в соседней стене — наследие одного из пожаров. Остается только представлять, как сто лет назад хозяин открывал дверь и входил в облицованную белым мрамором прихожую. На ступеньках были постелены ковры — об этом свидетельствуют медные ушки креплений. Оттуда Агафон Карлович проходил в просторный холл со световым потолком и беломраморной лестницей на второй этаж. Она полукругом идет вдоль стены, напоминая об аристократических поместьях Англии и Франции, и нынешний тоскливый полумрак словно высвобождает из прошлого полотна и гобелены, когда-то украшавшие стену над дубовыми перилами.
В свое время усадьба получила название «малый Эрмитаж» благодаря коллекции картин, гравюр, антиквариата и ювелирных изделий, которые здесь хранились. Кроме того, в доме находились две уникальных коллекции марок и драгоценных камней (311 447 экземпляров).
Революция и Гражданская война не обошли особняк стороной – к 1919 году сокровища были разграблены, а хозяина обвинили в краже имущества из Зимнего дворца. Агафону Фаберже удалось переправить семью в Финляндию, сам же он пережил несколько обысков и снова был обвинен в попытке спекулировать драгоценностями. В доме не раз располагались красноармейцы, которые «добили» интерьер и без того разоренной усадьбы. Тогда же в доме нашли потайную комнату, в которой хранилось множество драгоценных камней, медалей, ваз и картин, конфискованных представителями райкома партии и комитета обороны. В 10 ящиках сокровища увезли, и дальнейшая их судьба неизвестна. Агафон Фаберже покинул Россию, прожил в Финляндии 24 года и умер в 1951 году.
Позже в усадьбе действовал дом отдыха для сотрудников НКВД, во времена Второй мировой войны – госпиталь, а позже до 90-х годов – детский садик Военной академии тыла и транспорта министерства обороны. В конюшне и каретной при доме Фаберже работала автомастерская, позже сгоревшая. Сегодня от былой роскоши особняка остались лишь мраморная лестница и изразцовая печь.
наши дни
фотоэкскурсия по дому
прихожая
большой желтый зал
дверь сбоку ведет в другой зал, меньшего размера.
желтый зал со стороны входа
как выглядит коридор из дверей зала
потолок
камин с противоположной стороны от входа. сохранилась мраморная облицовка камина.
смежная с залом комната
окно, выходящее в зал
не могли не воспользоваться красивым освещением
зал, в два этажа. с большими окнами и внутренним балкончиком
остатки балкончика
смотрим с балкончика
это же окно с улицы
мы так и не определили для себя что это могла быть за комната и почему у нее такой потолок.
боковая дверь в зал с балкончиком
осмотр второго этажа:
лестница
баловство с фонариком и выдержкой.
потолок над лестницей стоит отдельного внимания. он стеклянный!
выход на балкон, расположенный над парадным входом
коридор ведет в зал, который на следующем фото
этот зал расположен над желтым залом.
из этого зала мы прошли в кабинет Фаберже (думаю это был именно он)
видно открытую дверь сейфа. сохранилась дубовая обивка стен и потолка.
сейф. открытая внешняя дверь, внутри еще одна в виде решетки. Внутри сейф по размеру наверное 2*2 метра. в темноте не очень поняла.
увы, обойти всю дачу нам не удалось, обстоятельства сложились против этого.
из того, что мы обошли сфотографировано не все.
в некоторых комнатах обрушились потолочные перекрытия.
в одной из комнаток сделали уборную, наверное во времена детского сада.
не могу сказать что в доме _живут_ бомжи, но есть ощущение что они там бывают.
вообще был самый конец апреля. но в доме было ужасно холодно, из-за чего мы часто выбегали на улицу погреться, тк погода стояла летняя и одеты мы были соответствующе. в доме, там где нет крыши и потолков, лежали сугробы снега.
из последних новостей
«Некоторое время назад на даче обосновался Горный Институт,о чем ненавязчиво сообщают вывешенные на всех входах таблички. На территории присутствует охрана,препятствующая всякому присутствию на территории.»
Идиллия на миллион
Летними вечерами к Агафону Карловичу приезжали друзья — и тогда на террасе открывали окна — большие, во всю стену — и накрывали стол. Рядом, в музыкальной гостиной растапливали камин и открывали крышку огромного фортепиано. В исковерканном паркетном полу до сих пор можно найти скважины для крепления ножек музыкального инструмента. Наверное, за чаем обсуждали политику, финансы и очаровательных дам — как это водилось тогда в изысканном обществе.
Если становилось прохладно — гости переходили в другую комнату, где весело трещал огонь в изразцовой печке. И сегодня она поражает воображение, когда отыщешь ее среди руин и грустного запустения: почти наяву видишь, как язычки огня весело отражаются в голубой эмали. А на синих картинках — диковинные птицы, звери и персонажи из древних русских сказок и былин. К каждой есть подпись — вот «птица-девица», а вот «конь-полынь». Но этой красоты становится все меньше: вандалы понемногу скалывают изразцы.
В другом крыле особняка Агафон Фаберже обустроил оранжерею. Зимний сад расположился в просторном зале с окном во всю стену. Вдоль стены шел балкончик с ажурными перилами, стены были выкрашены в небесно-голубой цвет. В холода комнату обогревали сразу две печки. Сегодня зимний сад — это самое печальное помещение особняка. На тонкие балясины балкончика всей своей тяжестью обрушился потолок, смяв и исковеркав замысловатые конструкции. Огромное окно за какой-то надобностью перемотано колючей проволокой, а под ногами хрустят обломки лепнины. То, что не сделало время, довершили кладоискатели: устья печей разбиты и изувечены в поисках тайников. А они здесь, судя по всему, действительно были.
Пропавшие сокровища
Таинственная история сокровищ Фаберже началась в 1918 году. Вспышка революционной сверхновой разметала знаменитую фамилию по всему миру. Карл Густавович под видом дипломатического курьера бежал в Великобританию, три его сына осели в разных европейских странах. Только Агафон задержался в Петрограде, чтобы закончить дела — и был арестован как «буржуазная контра» по доносу с обвинениями в спекуляциях. Как «особо опасный элемент», его отправили в концлагерь, и там трижды за год с небольшим водили на расстрел, но каждый раз «внезапно» миловали. Секрет такой лояльности во многом объяснялся тем, что только Агафон Карлович мог рассказать, где спрятаны несметные сокровища Фаберже. По крайней мере, на это могли надеяться чекисты. Ведь было известно, что его отец бежал из России, взяв с собой только небольшой саквояж. В нем, кроме смены белья, ничего не было.
Впрочем, кое-что большевики к тому моменту уже успели, как это тогда называлось, «реквизировать». В мае 1919 года комиссары взломали сейф, оборудованный в лифте в квартире Фаберже на Большой Морской улице — не остановило их даже то, что помещения эти были сданы в аренду консульству Швейцарии, а значит, по всем мировым законам, считались неприкосновенными. В руках новой власти оказались шесть чемоданов с семейными драгоценностями ювелирной династии. Чуть позднее, когда Агафон Карлович уже маялся в застенке, чекисты отыскали и его тайник в одной из стен особняка. И тоже отправили содержимое на народные нужды. Однако все это была лишь малая толика состояния семьи Фаберже. К несчастью, архив династии почти полностью был уничтожен теми же большевиками, и потому сегодня приходится довольствоваться свидетельствами очевидцев тех событий.
Но любые сказки и слухи обретают здесь, в заброшенном особняке, почти осязаемые очертания. Особенно когда поднимаешься по мраморной лестнице на второй этаж, где находилась святая святых бриллиантовых дел мастера — его мастерская. Легендарные сокровища почти ощутимо позвякивают в ларцах и сундуках, когда натыкаешься на тяжелую бронированную дверь той самой потайной комнаты-сейфа, вокруг которой в свое время кипело так много страстей. Она так и стоит распахнутой, и ещё блестят в свете фонаря толстые засовы и детали хитроумного запорного механизма. А над головой — остатки роскошного дубового потолка.
Как бы то ни было, но Агафон Карлович при всем желании не мог открыть большевикам местонахождение отцовских сокровищ. Он просто не знал, где они — за несколько лет до революции он крупно поссорился и с Карлом Густавовичем, и с братьями. Они практически перестали общаться, а отец даже переписал завещание, в котором долю Агафона распределил между тремя другими сыновьями. Впрочем, информацию о своем тайнике на даче Фаберже-младший выдал, да только к тому моменту в ней уже не было нужды. Но эта сговорчивость послужила к тому, что вскоре на Агафона Карловича снизошла милость: в 1920 году он вышел на свободу по амнистии. Из имущества у некогда богатейшего ювелира были только башмаки, драное пальто да картина, припрятанная на черный день у знакомых.
Дальше начались мытарства, которых и врагу не пожелаешь. От безысходности Агафон Карлович согласился работать на новое правительство — и ему, словно в издевку, поручили оценивать крупные партии бриллиантов и ювелирных изделий, которыми большевики намеревались расплачиваться с Западом. На многих из этих сокровищ стояло клеймо с фамилией Фаберже. Но не прошло и десяти месяцев, как Агафон Карлович снова оказался в тюрьме — на этот раз по обвинению в саботаже секретной сделки. Вскоре его опять освободили — но на этот раз под подписку работать на ГПУ и шпионить за финнами, с которыми Фаберже был дружен ещё с царских времен. Но Агафон Карлович во всем признался финским друзьям, и они снабжали его откровенной дезинформацией. Пока и вовсе не организовали ему побег из России. Это случилось декабрьской ночью 1927 года. На двух санях Агафон Фаберже с женой и сыном по льду Финского залива бежал в Финляндию. Из Кронштадта по ним стреляли, и бывший миллионер был легко ранен. В отместку за это и в оправдание собственной оплошности чекисты составили два доноса, согласно которым Агафон Карлович украл и увез с собой мешок царских бриллиантов. Так и остался он в официальной истории Советского Союза вором и мошенником. Хотя, по воспоминаниям эмигрантов, Агафон Фаберже в эмиграции жил довольно скромно. Вероятно, можно верить его словам о том, что в мешке лежали не драгоценные камни, а только теплые детские вещи.
Народное имущество
В разграбленном особняке жизнь продолжалась и после смены эпох. Большевики устроили здесь санаторий для чинов НКВД, а во время Блокады здесь разместили госпиталь. В те трудные времена это было одно из немногих мест, куда не долетали фашистские снаряды и мины.
После войны в помещениях особняка устроили детский сад — и тоже непростой, исключительно для отпрысков высокопоставленных чиновников Министерства обороны. В это время усадьба подверглась некоторой перепланировке, а к пресловутому сейфу пристроили довольно убогую кинобудку. В подвалах разместили мастерские и целый зверинец. Пустые кроличьи клетки со сгнившей соломой до сих пор мрачно скрипят дверцами, когда в разбитые окна врывается ветер.
Но такое относительное благополучие тоже закончилось. Вместе с перестройкой сюда пришли запустение, забвение и разруха. Последние 20 лет особняк Агафона Фаберже не нужен никому, кроме отчаянных искателей приключений и легкой наживы. С завидной периодичностью отсюда пропадают старинные решетки, витражные стекла и белый мрамор облицовки. Стены трещат и наклоняются прямо на глазах. Ещё немного, ещё совсем чуть-чуть, и легендарная усадьба рухнет, навсегда увлекая за собой тайну сокровищ семьи Фаберже.