Аниме сны забытых голосов
Рецензия на аниме Ловцы забытых голосов
Вот и весь Синкай, автор, несущий тему одиночества, хотя в этой работе и куда дальше привычных рамок — за грань реальности.
Сюжет Сам по себе сюжет новизной не блещет. Почти каждая мифология имеет один-два рассказа о походе сами-знаете-куда, но это только каркас. Дальше он обрастает личными трагедиями: сначала девочка, потом учитель, потом Син и так далее. Здесь даже неплохо освящены проблемы второстепенных персонажей, хотя и на развитие сюжета они особо не влияют. Сюжет тонкий: он затрагивает не только основную темы — одиночества и ожидания, веры и верности — но и ставит множество сложных, а иногда даже неразрешимых вопросов. Параллельно теме тоски идёт детально проработанная тема жертвы, вопрос о том, на что человек готов, может ли его моральный стержень позволить жертвовать тем, что ему не принадлежит. И, кажется, самая тонкая струна — стоит ли?
Многогранность и плавность дарят картине отдельную, ни с чем не сравнимую, грацию. Для любителей можно высмотреть и темы, близкие дхармическому духу, вопросы о вечном и непознанном.
Каждый, кто терял, скорее всего проникнется духом аниме, ведь почти всех посещало это страшное, да-да, именно страшное, желание вернуть. Кажется, что готов пожертвовать абсолютно всем: собой, другими, миром — лишь бы вернуть. В этом есть глубокая философская точка, от которой много чего выросло, включая упомянутые выше одна-две истории о походе в Царство Мёртвых.
И всё было бы неплохо, но, увы, не снимать Синкаю больших полнометражек, вот никак. Действия провисают, особенно в аспектах мотивации к ним, логики и последовательности событий. Дабы это не казалось голословностью: так и непонятна причина, по которой Асуна идёт дальше, ей точно и чётко обрисовали ситуацию. Даже если вначале ей было что-то неясно, то дальше отказ идёт прямым текстом — запрещено. Для некоторой ясности оговорюсь, здешнее описание сюжета содержит следующую фразу:
(Асуна и Син под северным сиянием)
Занавес и аплодисменты.
Дальше переходим к самому странному: теряется главный герой. Он как бы есть, но его как бы нет. Сначала нам повествуют о девочке, о её проблемах, о её горе. И тут. БАЦ. В топку всё, мы расскажем вам о Морисаки, про которого ни в одном толковом
к фильму нет. И постепенно роль Асуны падает, внимание акцентируется на другой драме. Есть вариант, что это делалось специально, мол, сравните, вроде бы схожие ситуации, но девочка умнее, однако такой оборот кажется слишком неправдоподобным. Итогом выходит, что Асуна нам нужна только в начале, чтобы зритель познакомился с «ключом» и его клависом (простите за тавтологию), и в самом конце, когда этот «ключ» с клависом используют. И если рассматривать работу именно в подобном ракурсе, то история, назначенная быть осью, блекнет и теряется.
Возвращаясь к Рюдзи. Все эти сложности со специальным подразделением, направленным на поиск Агарты, все эти автоматы, они выглядят неуместно, что ли. Но здесь нужно сделать отступ, ведь Ловцы — не сказка, к сожалению, дело тут ближе к фэнтези, переходящем в фантастику. Но на протяжении всего фильма автомат, мелькающий среди прекрасных видов и ожидания богов, режет глаз.
И к концу внимание снова возвращается Асуне. Если судить грубо, плюя на всё, то из одного фильма вышли бы две прекрасные короткие драмы: одна о девочке, идущей за тем, чтобы сказать «прощай», а вторая — о мужчине, желающим всеми доступными ему способами вернуть утраченное.
Итогом получается, что судить о сюжете сложно. Он есть, он хорош, но то, как его нам преподнесли…
В любом случае Ловцы останутся одним из любимейших аниме, это железно.
P.S.
А ещё они катастрофически много едят. На шестом приёме пищи считать перехотелось, совсем. Что это за растяжка метража — непонятно.
Графика О! Это отдушина всего фильма. Она потрясающая…
Прорисовка персонажей в старом стиле, что может быть лучше?
Обитатели местного
Ловцы забытых голосов
Ловцы забытых голосов | |
---|---|
星を追う子ども (Children who Chase Lost Voices from Deep Below) | |
Жанр | приключения, драма |
Анимационный фильм | |
Режиссёр | Макото Синкай |
Сценарист | Макото Синкай |
Композитор | Тэммон |
Студия | |
Лицензиат | |
Премьера | 7 мая 2011 года |
Продолжительность | 116 минут |
28 сентября 2011 года компания Reanimedia официально объявила о приобретении эксклюзивной лицензии (кинотеатральные, DVD и телевизионные права) на выпуск в России, Украине, Белоруссии, Казахстане и странах Балтии полнометражного анимационного фильма под названием «Ловцы забытых голосов». [4]
Дата выхода российского лимитированного издания 25 марта 2012 года. [5]
Сюжет
Асуна — школьница, которая очень рано потеряла отца и теперь живёт с мамой. Дома большую часть времени она проводит одна, так как мама работает в госпитале на ночных сменах. В школе у неё очень хорошая успеваемость, но друзей не так уж и много. Вечера она проводит на склоне холма, слушая старое радио с помощью кристалла, который достался ей в память о папе. Однажды по дороге на холм на неё нападает огромное создание, от которого её спасает юноша по имени Сюн. Через несколько дней Асуна узнает, что Сюн погиб, и отправляется в его мир, Агарту, чтобы вновь встретиться со своим другом. [2]
История создания
После окончания работы над фильмом «Пять сантиметров в секунду» Синкай заявил, что большинство его предыдущих работ рассказывали о людях, вынужденных расстаться с теми, кто им дорог, и он захотел развить эту тему дальше и создать работу о том, как преодолеть эту потерю. [1]
В ноябре 2010 года стали известны название, некоторые детали сюжета и дата выхода фильма, кроме того был выпущен трейлер. Дизайнером персонажей является Такаё Нисимура, а автором музыки — Тэммон. [2]
Достижения и награды
Вместе с ещё четырьмя картинами в октябре 2011 года фильм был номинирован на премию Asia Pacific Screen Awards в категории «лучший анимационный фильм». [6]
Также, если все же переводить на русский именно с этого варианта, то «lost» здесь, конечно, следует понимать как «ушедшие голоса» (умерших), а вовсе не «забытые».
Конечно же, фильм безумно красивый. Конечно же, музыка берёт за душу и не отпускает еще очень долго. Последняя песня в финале – именно такая, под которую хочется умереть. Не в том смысле, что послушать ее и распрощаться с жизнью, а в том, что именно она должна играть на твоих похоронах. Прекрасны пейзажи, звёзды, облака. Вообщем, весь Синкай в нашем распоряжении аж на два часа.
Естественно, глупо говорить, что Синкай что-то крал или копировал. Учитывая его трепетное отношение к Миядзаки-сенсею, можно быть уверенным, что он сделал это намеренно, посылая привет своему учителю и отдавая дань его заслугам. Понравилось одно из мнений на WorldArt: «А мне кажется, всё просто. Это послание. Что-то вроде послания о том, что, даже когда Мастер уйдёт, всё равно можно будет снимать большие хорошие фильмы».
Очень хорошая мысль. Особенно учитывая идею фильма. Но о ней чуть ниже.
Люблю я его за то, что он как никто другой может показать сентиментальность, которая не покажется отталкивающей. Чувства его героев – это те самые чувства, что испытываю я и другие люди (некоторые зрители в зале плакали почти всю картину), в них нет преувеличения, недостоверности, истерических криков с ненатуральными рыданиями. И эти чувства охватывают с головой. После просмотра «Ловцов ушедших голосов» было очень, очень грустно, хотя фильм и о том, как преодолеть грусть.
Кодзики, свиток первый, глава восьмая
Тут бог Идзанаги-но микото при виде этого испугался и обратился в бегство».
«Ловцы ушедших голосов» учат жить, не пытаясь вернуть того, что вернуть нельзя и не давая надежды на возвращение того, что было. (Кстати, именно потому буддизм завоевал популярность в Японии – у него был более приятный и понятный взгляд на бытие после смерти, чем у синто)
Все же, фильме есть и оттенок света. Он заключен в той мысли, что живые создания не исчезают без следа. Существа оставляют память, всю информацию о себе в этом мире, она становится его частью. При определенной доле упрямства и наличии физического носителя информацию, составляющую личность дорого тебе человека даже можно восстановить. Правда, для этого придется пожертвовать чьим-то живым телом, и значит, чудо воскрешения, в моральном смысле, оказывается не чудом, а убийством и грехом. Попытка воскресить то, что ушло из этого мира, то, что умерло, по Синкаю, принесет только боль и вред, будет ошибкой, как это произошло с Идзанаги или Морисаки. Воскресить прошлое нельзя, но информация, казалась бы, исчезнувшая, а на самом деле, сохраненная в мире, может неожиданно вернуться – это показано через Мими, ставшего частью Кельцакоатля.
Ловцы забытых голосов
В центре сюжета — девочка по имени Асуна, которая живет вместе с матерью и помогает ей по дому, ходит в школу, где так и не смогла завести друзей. Каждый день с помощью кристалла, что достался девочке от ее покойного отца, она слушает странную музыку. Однажды на героиню нападает удивительное и ужасающее существо, прибывшее будто бы из другого мира, но, к счастью, в этой передряге Асуну спасает не менее загадочный незнакомец.
После нескольких успешных полнометражных работ, разрабатывающих тему одиночества и расставания, Макото Синкай решил сосредоточиться именно на последней. Его режиссерский и сценарный проект Ловцы забытых голосов, чье название с японского языка дословно переводится Дети, охотящиеся за звездами, рассказывает, как вовремя отпустить человека и смириться с его смертью.
Кстати, помимо всех перечисленных должностей, в авторском составе этого фильма Макото выступил еще и как продюсер, оператор, а также монтажер. В приключенческой драме, вышедшей на родине в мае 2011 года, отчетливо ощущается влияние другого маэстро японской анимации — Хаяо Миядзаки. В некоторых отзывах это произведение сравнивали с картинами Небесный замок Лапута (футуристические летательные аппараты), Мой сосед Тоторо (таинственные существа) и Унесенные призраками (другие миры, в которые попадают дети).
Интересно, что для режиссера на момент выхода аниме Ловцы забытых голосов было самым длинным по хронометражу — сто шестнадцать минут. В создании мультфильма постановщику помогал его друг и композитор Тэнмон, который, как и к большинству предыдущих анимационных лент Синкая, сочинил к этой картине музыкальное сопровождение.