видовая крыша голутвинской слободы
Виртуальный тур по крышам исторических зданий появился на портале «Узнай Москву»
Фото: портал мэра и правительства Москвы/Юлия Иванко
Новый виртуальный тур появился на портале «Узнай Москву». Теперь пользователи могут прогуляться по крышам исторических зданий города. Об этом говорится на портале мэра и правительства Москвы.
Для всех желающих стали доступны виды, открывающиеся с 17 известных смотровых площадок в разных частях города.
«Большинство из них расположены в зданиях, которые являются объектами культурного наследия. Всего в онлайн-туре «Крыши Москвы» собрано 30 уникальных фотопанорам. Для их просмотра необходимо пользоваться стрелкой-указателем внизу экрана», – говорится в сообщении.
По словам руководителя столичного департамента культурного наследия Алексея Емельянова, в новом виртуальном туре город представлен с необычных ракурсов. Все желающие смогут «подняться» как на известные смотровые площадки, так и на менее доступные, например, на крышу Политехнического музея, который сейчас находится на реставрации, на жилой дом на Котельнической набережной и крышу Голутвинской слободы.
Также Емельянов подчеркнул, что некоторые панорамы заслуживают отдельного внимания. Так, на снимках с павильонов ВДНХ «Центральный», «Космос» и «Земледелие» открываются виды на главную выставку страны, реконструкция которой завершилась в прошлом году.
Ранее стало известно, что самым просматриваемым маршрутом за шесть лет работы проекта «Узнай Москву» стал маршрут «Покажи Москву». Он разработан для тех, кто впервые посетил столицу, и представляет прогулку по 10 достопримечательностям исторического центра.
«Романтический маршрут» стал вторым по количеству просмотров. На третьем месте расположился маршрут «Путешествие в Рождество».
Проект «Узнай Москву» включает в себя интерактивный гид с описанием более двух тысяч зданий и сооружений, 636 памятников, 326 музеев, 195 территорий, а также сведения о 207 исторических личностях и 106 тематических прогулочных маршрутах.
Телеканал Москва 24 стал лауреатом всероссийской премии «Лучшие в России/Best.ru»
Фото: портал Москва 24/Александр Авилов
Телеканал Москва 24 стал лауреатом всероссийской премии «Лучшие в России/Best.ru». В номинации «Проект года 2017» победу одержал один из проектов телеканала – «Крыша 24».
Цикл летних музыкальных концертов под общим названием «Крыша 24» объединил на своей площадке многих известных российских исполнителей. История проекта началась с еженедельных концертов в рамках программы «Живой Звук». Выступления проходили в студии телеканала Москва 24.
В 2015 году концертный проект телеканала вышел на новый уровень: он превратился в серию летних концертов под открытым небом. Их «визитной карточкой» стали не только качественный музыкальный контент и возможность понаблюдать за выступлением артистов на расстоянии вытянутой руки, но и великолепные виды вечернего города.
Для концертов «Крыши 24» выбирают самые оригинальные столичные площадки. В их числе – видовая крыша бизнес-центра «Голутвинская слобода», которая становится местом проведения концертов уже в третий раз подряд.
В разные годы в проекте телеканала Москва 24 принимали участие Therr Maitz, BrainStorm, A’Studio, Guru Groove Foundaton, а также Uma2rman, Noize MC и оркестр Большого театра. Гости «Крыши 24» также могли послушать выступления Billy’s band, Елки и Би-2.
Первый летний концерт под открытым небом цикла «Крыша 24»
Телеканал Москва 24 открыл серию традиционных летних концертов под открытым небом «Крыша 24». Проект стартовал под композиции легендарной группы «Несчастный случай». Новые песни и давно ставшие хитами песни прозвучали для гостей проекта на одной из самых красивых крыш Москвы.
На крыше уже вступили Therr Maitz, BrainStorm, A’Studio, Guru Groove Foundation, Uma2rman, Noize MC, оркестр Большого театра, Billy’s band, Елка, «Би-2», а зрителями – тысячи жителей нашего мегаполиса.
Цикл летних музыкальных концертов под общим названием «Крыша 24» объединил на своей площадке многих известных российских исполнителей. История проекта началась с еженедельных концертов в рамках программы «Живой Звук».
Официальный партнер мероприятия Московский банк ПАО Сбербанк.
Фото: портал Москва 24/Никита Симонов
Группа «Несчастный случай» дала старт летнему музыкальному проекту «Крыша 24»
Гости могли послушать не только полюбившиеся хиты, но и новые композиции коллектива
Для концертов «Крыши 24» выбирают самые оригинальные столичные площадки
В их числе – видовая крыша бизнес-центра «Голутвинская слобода», которая становится местом проведения концертов уже третий раз подряд
Лидер группы «Несчастный случай» Алексей Кортнев
Одной из визитных карточек проекта «Крыша 24» стали великолепные виды вечернего города
Группа «Несчастный случай»
Цикл летних музыкальных концертов «Крыша 24» объединил на своей площадке многих известных российских исполнителей
Группа «Несчастный случай» исполняет хиты на открытии цикла летних музыкальных концертов «Крыша 24»
Музыкантам удалось создать невероятную по энергетике атмосферу во время своего выступления на крыше
Солит группы «Несчастный случай» Алексей Кортнев
Выступление группы «Несчастный случай» в рамках музыкального проекта «Крыша 24»
Во время концерта зрители могли не только послушать композиции легендарной группы, но и потанцевать
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
Лофт-квартал «Голутвинская слобода»
Район Голутвинской слободы долгое время оставался фабричным и не привлекал внимания горожан. Однако сегодня Голутвинская слобода стала стремительно меняться…
Топоним этой местности произошел от подворья Богоявленского Голутвина монастыря. Очень часто многие историки ссылаются на завещание Ивана III, в котором путают именно то Голутвино, которое находится в Коломне. Отсюда часто возникали версии с нахождением в московской местности монастыря. Но, к сожалению, никаких упоминаний об этом районе до XVII века не встречается. В XVII веке это место называлось Голутвинской слободой. Здесь было 77 дворов и каменная пятиглавая церковь святителя Николая, выстроенная в 1687-1692 годах и сохранившаяся до нашего времени.
Место это было низменным и часто подтоплялось, поэтому территории у реки долгое время не застраивались. На рубеже XVIII-XIX веков, после прокладки Водоотводного канала, берег стал активно застраиваться. А после пожара 1812 года здесь стали строиться каменные и деревянные усадьбы.
На углу 1-го и 3-го Голутвинских переулков сохранился большой кирпичный двухэтажный усадебный дом с мезонином. В 1828 году его нанимал, как записано в исповедной ведомости Никольской церкви в Голутвине, «вольноотпущенный Михаил Семенов сын Щепкин», знаменитый артист Малого театра, а в 1829 году этот дом был приобретен Рябушинскими.
А чуть поодаль от Никольской церкви, под номером 16, сохранился двухэтажный дом с деревянным вторым этажом. Дом был приобретен в конце 1790-х годов купцом 3-й гильдии Захаром Третьяковым – сыном основателя известной династии Третьяковых. В доме деда родились братья Павел и Сергей Третьяковы – будущие известные коллекционеры русской и иностранной живописи.
Жизнь Голутвинской слободы переменилась в 1846 году с основанием и постройкой Михаилом Рябушинским вокруг своего особняка в 1-м Голутвинском переулке небольшой текстильной фабрики. В конце 1860-х годов фабрику получил в аренду купец Григорий Истомин. С братом Алексеем он возобновил выпуск «бумажно-шерстяных, бумажно-льняных и прочих тканей без применения механизмов и паровой силы». Они основали в 1874 году Товарищество Московской Голутвинской мануфактуры. Рядом вдоль набережной с начала XIX века работал солодовенный завод. В этот период продолжилось активное строительство ткацких промышленных корпусов.
В 1899-1912 годах вдоль Якиманской набережной и современных 1-го и 4-го Голутвинских переулков появился крупный краснокирпичный ансамбль фабричных корпусов, выстроенных по проекту архитектора Александра Калмыкова. Здесь же возводятся и казармы для рабочих. А вдоль набережной в 1903 году Александр Пантелеев построил по проекту архитектора Петра Щекотова доходный дом в модном тогда стиле «модерн».
Именно в предреволюционное время и формируется архитектурный ансамбль Голутвинской слободы с появлением в 1912 году последнего крупного корпуса Голутвинской мануфактуры.
В 1920-х годах после периода разрухи производство на мануфактуре было возобновлено, а сама мануфактура была переименована в фабрику «Красные текстильщики». На углу Якиманской набережной и 4-го Голутвинского переулка в 1928 году по проекту архитекторов В.Владимирова и А.Розанова было построено здание фабричного клуба в авангардной стилистике.
Судьба этого района должна была коренным образом измениться в 1930-х годах, когда был принят генеральный план реконструкции Москвы 1935 года. Согласно этому проекту через район должно было пройти продолжение бульварного кольца, а улица Большая Якиманка «срезала» бы часть старых кварталов и начиналась от Полянки. Последнее было позже реализовано, а продолжение бульварного кольца так и не было проложено.
Также в конце 1930-х годов на месте современного здания ЦДХ и Третьяковской галереи на Крымском Валу началось строительство нового здания президиума Академии наук, но это строительство было заморожено в связи с началом Великой Отечественной войны.
Масштабная реконструкция кварталов началась уже только в 1960-1980-х годах в рамках реконструкции улицы Димитрова – так в те годы называлась Большая Якиманка. В результате этой реконструкции были снесены часть зданий между 1-м Голутвинским переулком и современной Большой Якиманкой. Под руководством архитектора Дмитрия Бурдина была выстроена гостиница «Октябрьская» (ныне «Президент-Отель»). Тогда же был разработан проект реконструкции квартала бывшей Голутвинской слободы со строительством жилых домов с желтой и краснокирпичной обработкой и с встроенно-пристроенными торговыми зонами. Но этот проект был реализован частично со строительством магазинов «Гименей», «Дом игрушки» и большого жилого девятиподъездного дома.
Основные перемены в Голутвинских переулках начались уже во второй половине 1990-х годов. Это был первый в Москве опыт по выводу производства из центра Москвы и редевелопменту промышленной архитектуры – проект комплексной реконструкции и воссоздания историко-архитектурного ансамбля «Голутвинская слобода». В 1999 году на месте здания фабричного клуба «Красных текстильщиков» появилось новое здание делового центра, а старые фабричные корпуса после реконструкции превратились в современные деловые пространства класса «А». Сейчас вся бывшая территория текстильной мануфактуры – это бизнес-парк «Голутвинская слобода». В 1997-м году на изломе Большой Якиманки по проекту Дмитрия Бархина появилось банковское здание, оформившее пустырь возле торгового здания 1980-х годов.
Последней новой доминантой района Голутвино стал жилой комплекс «Коперник» выстроенный в 2007 году по проекту архитектора Сергея Ткаченко. Еще одним крупным событием стало благоустройство Крымской набережной и парка Музеон, превратившее эти пространство в излюбленное место отдыха горожан. А построенный в 2004 году Патриарший мост связал Якиманскую набережную с кварталом «Красного Октября» и с храмом Христа Спасителя.
Денис Ромодин, специально для «Лофты и Апартаменты»
Глава XI Голутвино Между Большой Якиманкой и набережными Москвы-реки
Между Большой Якиманкой и набережными Москвы-реки
Низменная местность вдоль правого берега Москвы-реки заселена была издавна. Тут проходила важная дорога на Калугу (по направлению современной Большой Якиманки) и почти параллельно ей — Голутвинская, соединяющая город с древними селами на берегу реки. С XIV–XV вв. здесь известны село Колычево, что «противу Семчинского селца», то есть примерно напротив Остоженки на противоположном берегу, а также местность Бабий городок — возможно, небольшое укрепление на путях к броду у стен Кремля, и Рождественский монастырь «в Голутвине», в районе теперешних 1, 2, 3 и 4-го Голутвинских переулков. Тут, вероятно, находилось небольшое село и около него монастырь, упомянутый в завещании Ивана III 1504 г.: «А сыну своему Андрею даю на Москве за рекою слободку Колычевскую, да монастырь Рожество пречистые на Голутвине…» Вероятно, само название — Голутвино — произошло от «голутвы», что означает по Далю «росчисть, вырубку, просеку». Здесь, за низменными, болотистыми местами, прилегавшими к старице Москвы-реки, находились лесистые места (вспомним хотя бы церковь Иоанна Предтечи, «что под Бором» невдалеке), в которых были расчищены площади под жилье — голутвы. В XVII в. тут располагалась Голутвинская черная слобода, в которой числилось в 1631 г. 77 дворов.
Родовой дом Рябушинских — памятник архитектуры XIX в. — сохранился: он находится на углу 1-го и 3-го Голутвинских переулков (№ 10/8). Как выяснилось из архивных документов, дом был приобретен Рябушинскими в декабре 1829 г., а раньше его нанимал, как записано в исповедной ведомости церкви Св. Николая в Голутвине, «вольноотпущенный Михаил Семенов сын Щепкин», знаменитый артист Малого театра, бывший в молодости, как известно, крепостным крестьянином. Со времени своего переезда в Москву он жил в Замоскворечье, снимая квартиры на Большой Якиманке. В 1-м Голутвинском переулке Щепкин поселился в 1828 г. Переход дома к Рябушинским, очевидно, послужил непосредственной причиной того, что он переселился уже в собственный дом, купленный в 1830 г. в Большом Спасском переулке.
В 1846 г. М.Я. Рябушинский основывает в Голутвине небольшую текстильную фабрику, которая в 1865 г. переходит к другим владельцам. В связи с продажей фабрики Рябушинские переезжают отсюда, а в старом доме они открывают в 1891 г. народную столовую, где ежедневно получали бесплатные обеды около 300 человек. В 1895 г. они передали свой дом Императорскому человеколюбивому обществу, которое открыло в нем убежище для вдов и сирот купеческого и мещанского сословий, а позднее учредило кружок попечения о трудящихся женщинах, ведший различную культурно-просветительскую работу — устраивавший музыкальные вечера, организовывавший читальни и библиотеки.
В конце XIX — начале ХХ в. Товарищество Московской Голутвинской мануфактуры среднеазиатских и внутренних изделий, как стала называться бывшая фабрика Рябушинских, значительно расширяет производство и строит в Голутвинских переулках большие фабричные здания. В 1911–1912 гг. возводится главное здание на углу с Якиманской набережной по проекту архитектора А.М. Калмыкова. Выразительный силуэт его краснокирпичной башни — она была предназначена для водонапорных баков системы пожаротушения — виден издалека. Ныне в переделанных помещениях бывшей текстильной фабрики — множество офисов.
В Голутвинских переулках проведена большая реконструкция, выразившаяся в том, что переулки, по сути дела, исчезли — как ураганом сметена вся застройка, и на большей части воздвиглась огромная, ни с чем не сомасштабная, вылезающая отовсюду, и особенно с дальних планов, гостиница «Октябрьская» (1983 г., архитекторы Д.И. Бурдин, В.Г. Тальковский, И.А. Дьяченко), предназначавшаяся для партийной бюрократии и ставшая теперь «Президент-отелем».
Сергей Михайлович Третьяков
В бывших переулках осталось несколько значительных исторических и архитектурных памятников. Так, в 3-м Голутвинском переулке стоит небольшой скромный деревянный домик начала XIX в. (№ 4), а в 1-м Голутвинском отреставрировано здание церкви Николая Чудотворца, «что в Голутвине» (№ 14). Возможно, она была когда-то основной церковью того самого Голутвинского монастыря, упоминаемого в завещании царя Ивана III. Ее здание построено в 1688–1692 гг. на месте старого деревянного. В церкви находились иконы, написанные знаменитым изографом Тихоном Филатьевым. В 1769 г. сооружена отдельно стоявшая изящная трехъярусная колокольня, завершенная шестигранным шатром со скошенными углами и небольшой главкой. Через три года церковь перестраивалась, а в 1823 г. был сооружен придел с северной стороны и расширена трапезная. С правой стороны церкви восстановили ампирный деревянный домик священника, а с левой находится уникальный историко-культурный памятник, связанный с основателем Третьяковской галереи. Этот дом когда-то был более или менее приведен в порядок, и в нем предполагалось поместить музей, посвященный Павлу Михайловичу Третьякову.
Это двухэтажный дом (№ 12/16), у которого верхний этаж деревянный, переложенный заново, а каменный, возможно, сохранился еще с того времени, когда в 1791 г. полковница М.М. Павлова выстроила себе хоромы на изломе 1-го Голутвинского переулка. Через четыре года участок приобрел купец третьей гильдии Захар Елисеевич Третьяков, сын основателя известной династии малоярославского купца, обосновавшегося в Москве в 1774 г., Елисея Третьякова. В доме деда родились братья Павел (1832 г.) и Сергей (1834 г.) Третьяковы, будущие известные коллекционеры русской и иностранной живописи.
Сияет восстановленная Никольская церковь, стоит аккуратный дом причта, а тут совсем рядом разрушается даже не просто московская, а национальная святыня — дом Третьяковых, для которого не нашлось и сотой доли тех денег, которые были потрачены на домик для священника и на церковь!
Вся четная сторона 1-го Голутвинского переулка — от дома Третьяковых до берега Москвы-реки — была занята строениями, принадлежавшими им. На обширных участках находились склады леса, сплавляемого весной, а на углу переулка и набережной в течение всего XIX в. стояли бани купцов Третьяковых.
Южнее Голутвинской слободы за 1-м Бабьегородским переулком когда-то были поселены иноземцы в так называемой Панской слободе, а слободская церковь Марона Чудотворца называлась «что в Старых Панех» или же «что в Бабьем городке», как называлась местность в районе 1-го и 2-го Бабьегородских переулков. Не выяснено точное происхождение этого названия: одна версия говорит о том, что здесь якобы было укрепление, в котором оборонялись женщины от вражеского нападения, другая — о том, что на берегу Москвы-реки татары выбирали себе полонянок. Историк Москвы И.М. Снегирев предложил свое объяснение, но справедливо отметил, что обосновать его довольно трудно: «Кто знает, не имеет ли какого отношения к прозвищу набережнаго этого урочища казнь лихих баб, которыя, по повелению Иоанна III, утоплены 1498 г. в Москве реке за то, что приходили к жене его Софии с зелием? Так с этим урочищем соединены предания, одни с другими несогласныя; хотя оне не открывают нам подлинной причины сего названия, по крайней мере, представляют усилие народа догадками и придумками объяснить то, о чем умалчивают летописи и грамоты».
Не вызывает доверия объяснение, выдвинутое топонимическим словарем «Улицы Москвы», заключающееся в том, что название произошло от слова «баба», которое в некоем диалекте обозначает старицу реки, но не объясняет вторую часть названия «город», что обозначает обычно что-то огороженное. Также неясно и объяснение, заключающееся в том, что в этих местах речной берег укрепляли — «городили» — при помощи свай, вбиваемых молотами, «бабами».
Здание церкви — памятник архитектуры — находится в Мароновском переулке (нынешний ее адрес Большая Якиманка, 32, строение 2). Первое упоминание о ней относится к 1642 г., когда она называлась Благовещенской «в Иноземской слободе», «за Москвой-рекой у Крымского двора» и была написана «прибыла вновь», что могло означать и «вновь построена» или «вновь освящена после ремонта». В 1727 г. был дан указ о строении деревянной придельной церкви во имя Марона, а в 1730 г. подали прошение о постройке каменного здания, ибо старая «…церковь деревянна, которая стенами и кровлею вельми ветха» и сообщили властям, что «дождевное время сквозь крышки идет теча великая…». Уже 12 июня 1730 г. получили позволение и рядом с деревянным зданием стали строить каменное, оконченное в 1744 г., которое с тех пор известно в Москве по имени придела. Неизвестно, чем можно объяснить это странное посвящение, — монах Марон никак не был связан с русской землей, не был популярным, он подвизался в Сирии и был основателем так называемой маронитской церкви, близкой к римско-католической. Несмотря на то что марониты подвергались жестоким преследованиям, немалое их число живет в современном Ливане, и некоторые из них были президентами этой страны.
Возможно, что посвящение придела было обязано так называемой чудотворной иконе с изображением Марона, которой приписывались излечения больных.
В пожар 1812 г. церковь сильно пострадала, была восстановлена и в продолжение почти всего XIX в. пользовалась заботой купцов Лепешкиных. В 1831 г. строилась новая трапезная на средства купца Василия Логгиновича Лепешкина с приделом во имя Рождества Иоанна Предтечи. Церковь приобрела новые декоративные черты при переделках в 1840-х и 1880-х гг. За советские годы здание потеряло завершение четверика и колокольни, внутри долгие годы находился гараж, и все внутреннее убранство бесследно исчезло. Теперь церковь возвращена верующим и тщательно восстановлена, а 5 апреля 2008 г. совершено освящение храма.
Почти все пространство между переулками и Крымской набережной Москвы-реки очищено от построек для парка Искусств с экспонированием скульптурных произведений под открытым небом. После развала коммунистического государства сюда свезли памятники его наиболее одиозным деятелям.
В панораму показа произведений искусства включается и один из прекрасных архитектурных памятников Москвы XVIII в. — здание церкви Иоанна Воина в Якиманском переулке, которое как бы парит над низменным москворецким берегом. Как и многие старинные русские церкви, она была поставлена на выгодном для обозрения месте, выбранном, по преданию, самим Петром I.
Первоначально церковь стояла не на этом месте, а ближе к реке, на низменной части. Во время сильного наводнения Петр, проезжая на лодке, увидел затопленную деревянную церковь. Узнав, что она посвящена Иоанну Воину, он сказал: «Это наш патрон; скажите священнику, что желал бы видеть храм каменный и на возвышении у самой улицы; дам вкладу, пришлю план». Вероятно, именно об этом наводнении писал в 1709 г. современник петровского царствования И.А. Желябужский: «Вода была великая на Москве… и многих людей потопила, также и церкви многие потопила, и у Ивана Воинственника за Москвою рекою церковь Божию потопила, вновь святили».
В 1709 г. на новом, более возвышенном месте (старая церковь, которая называлась «под горою», «в Малых Лужниках» или «что у Крымского двора», была расположена внизу, западнее Мароновского переулка) было начато строительство каменного великолепного храма и через четыре года закончено вчерне, а внутренняя отделка продолжалась до 1717 г.
Этот храм — один из тех архитектурных памятников, которые, по выражению И.Э. Грабаря, сотворены «мощной архитектурной волей». Он выделял в Москве целую группу почти идентичных памятников: Меншикову башню, собор Заиконоспасского монастыря, церковь Иоанна Воина и некоторые другие, построенные в начале XVIII в., предполагая, что в их проектировании принимал участие один и тот же архитектор — И.П. Зарудный. Все они характеризуются использованием новых декоративных форм — волют, полукруглых завершений карнизов, при сохранении основных объемных построений, свойственных русской архитектуре предшествовавшего периода.
В церкви был величественный иконостас, сооруженный в 1791 г. по проекту самого В.И. Баженова. Это выдающееся произведение искусства не пожалели и разобрали еще в середине XIX в. Теперь там находится иконостас из снесенной церкви Трех Святителей, что у Красных Ворот.
В 1754 г. церковь Иоанна Воина была окружена изящной оградой — кованый растительный орнамент как бы оплетает металлические стержни между каменными столбами. В доме священника в 1848 г. жил художник А.К. Саврасов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.