Вещий ли сон маши в повести метель

Литературные заимствования в повести А.С.Пушкина «Метель». Роль сна в произведении.

Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть фото Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть картинку Вещий ли сон маши в повести метель. Картинка про Вещий ли сон маши в повести метель. Фото Вещий ли сон маши в повести метель Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть фото Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть картинку Вещий ли сон маши в повести метель. Картинка про Вещий ли сон маши в повести метель. Фото Вещий ли сон маши в повести метель Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть фото Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть картинку Вещий ли сон маши в повести метель. Картинка про Вещий ли сон маши в повести метель. Фото Вещий ли сон маши в повести метель Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть фото Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть картинку Вещий ли сон маши в повести метель. Картинка про Вещий ли сон маши в повести метель. Фото Вещий ли сон маши в повести метель

Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть фото Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть картинку Вещий ли сон маши в повести метель. Картинка про Вещий ли сон маши в повести метель. Фото Вещий ли сон маши в повести метель

Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть фото Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть картинку Вещий ли сон маши в повести метель. Картинка про Вещий ли сон маши в повести метель. Фото Вещий ли сон маши в повести метель

В 1811 г. в Ненарадове жил помещик, богатый и радушный, у которого была 17-летняя дочь Марья Гавриловна, привлекательная невеста.

Повествователь рассказывает о Марье Гавриловне откровенно иронически, например: «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик Само по себе разумеется, что молодой человек пылал равною страстию и что родители его любезной запретили дочери о нем и думать Наши любовники были в переписке. И всякий день видались наедине в сосновой роще или у старой часовни. Там они клялися друг другу в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения. Переписываясь и разговаривая таким образом, они (что весьма естественно) дошли до следующего рассуждения: если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее? Разумеется, что эта счастливая мысль пришла сперва в голову молодому человеку и что она весьма понравилась романтическому воображению Марьи Гавриловны…» (VI, 70-71). Видимо, эта ирония содержалась уже в рассказе девице К.И.Т., поэтому читатель может легко представить себе К.И.Т. — старая дева, в свое время также начитавшаяся романов и прошедшая через подобное (тайное венчание, романтические письма, запечатанные «тульской печаткою, на которой изображены были два пылающие сердца с приличной надписью», VI, 71). Марья Гавриловна и Владимир Николаевич договорились тайно обвенчаться в соседней деревне Жадрино.

Накануне бегства из дома Марья Гавриловна видит страшный сон: «То казалось ей, что в самую минуту, когда она садилась в сани, чтобы ехать венчаться, отец ее останавливал ее, с мучительной быстротою тащил по снегу и бросал в тёмное, бездонное подземелие… и она летела стремглав с неизъяснимым замиранием сердца; то видела он Владимира, лежащего на траве, бледного, окровавленного. Он, умирая, молил ее пронзительным голосом поспешить с ним обвенчаться…» (VI, 71-72). Сон Марьи напоминает сразу два известных в литературе сна: сон Софьи в «Горе от ума» и сон Светланы из одноименной баллады Жуковского. Светлана во сне увидела странное и страшное венчание с умершим женихом, Марья в повести Белкина попадет в не менее интересную, но совершенно не страшную ситуацию. Марья уехала ночью в Жадрино, а Владимир из-за метели заблудился и не попал на собственную свадьбу. Марья вернулась домой и тяжело заболела. Владимир с горя ушел в армию, был тяжело ранен в 1812 г. (сон сбылся) и умер в Москве (осуществился балладный мотив мертвого жениха). Марья Гавриловна свято хранит его память.

Бурмин, раненый гусарский полковник 26-ти лет (см. его характеристику на С.77), привлекает ее внимание, Бурмин тоже, но ведет себя странно. В итоге оказалось, что Бурмин женат на Марье Гавриловне — выяснилось, что тогда в церкви в Жадрино Марья упала в обморок, а как раз в это время через Жадрино случайно (из-за метели!) проезжал Бурмин, в церкви его приняли за жениха и обвенчали. Страшная трагическая история, приснившаяся Светлане в балладе Жуковского в повести Белкина обернулась забавной историей.

Однако содержание этой истории больше, чем ее понимают герои. Как и во всех других повестях Белкина, в «Метели» события оцениваются разными героями по разным шкалам ценностей. Марья Гавриловна воспринимает свое поведение совершенно всерьез, не видя никакой литературности; Владимир тоже видит себя и Марью литературно; соседи воспринимают Марью Гавриловну прозаически, даже цинично — они «дивились ее постоянству и с любопытством ожидали героя, долженствовавшего наконец восторжествовать над печальной верностию этой девственной Артемизы» (VI, 76); Бурмин воспринимает случившееся как недоумение, как счастливый случай, не более того; девица К.И.Т., когда-то рассказавшая эту историю Белкину, как мы видели, иронически относится к героям, но она совершенно серьезно рассказывает окончание истории и тем самым выдает себя, она тоже верит в красивые романтические совпадения.

Точка зрения Белкина сложнее. Всё в жизни происходит, конечно, не по литературным образцам (70) (эпиграф из «Светланы» сразу же обнажает литературные модели в поведении героев), но и не случайно. Конечно, метель вмешалась в жизнь героев и поменяла женихов. Эпиграф из «Светланы» подключает к этой истории представления Жуковского (и других романтиков) о существовании таинственной, неявленной человеку закономерности нашей жизни, судьбы. Так суждено было — встретиться Марье и Бурмину. Но если Белкин так думает, то тогда с ним явно не согласен Пушкин: нет в этом совпадении никакого смысла, слепая случайность

Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть фото Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть картинку Вещий ли сон маши в повести метель. Картинка про Вещий ли сон маши в повести метель. Фото Вещий ли сон маши в повести метель

В жизни нет скрытой логики, «оттуда» никто и ничто не правит «здесь». Метель развела одних и свела других — но какой у этого смысл? Разве стало лучше? Хорошо ли, что метель сломала жизнь Владимиру? Жизнь как метель, когда небо сливается с землею, слепая и бессмысленная стихия

Источник

Сопоставление снов Марьи Гавриловны ( повесть «Метель») и Татьяны Лариной

Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть фото Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть картинку Вещий ли сон маши в повести метель. Картинка про Вещий ли сон маши в повести метель. Фото Вещий ли сон маши в повести метель Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть фото Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть картинку Вещий ли сон маши в повести метель. Картинка про Вещий ли сон маши в повести метель. Фото Вещий ли сон маши в повести метель Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть фото Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть картинку Вещий ли сон маши в повести метель. Картинка про Вещий ли сон маши в повести метель. Фото Вещий ли сон маши в повести метель Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть фото Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть картинку Вещий ли сон маши в повести метель. Картинка про Вещий ли сон маши в повести метель. Фото Вещий ли сон маши в повести метель

Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть фото Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть картинку Вещий ли сон маши в повести метель. Картинка про Вещий ли сон маши в повести метель. Фото Вещий ли сон маши в повести метель

М.Гершензон, автор трех книг о Пушки­не — «Мудрость Пушкина» (1919), «Гольф-стрем» (1922) и «Статьи о Пушкине» (1926), — первый в русской критике откры­вает в его творчестве «философию снови­дения», Ин­терпретатор приходит к выводу о том, что Пушкин в своих снах дал картину иррацио­нального, подсознательного восприятия действительности: «душа» видит то, чего не замечают герои.

Вновь обращаемся к вещему сновидению Татьяны. В творчестве Пушкина не раз встречались такие сны: например, сон Петра Гринёва в повести «Капитанская дочка». Этот сон как бы связывает воедино судьбы Гринёва и Емельяна Пугачёва, заставляет их жизненные пути пересечься. Во сне Петру видится будущее восстание крестьян и его кровавое подавление.

Героине повести А.С. Пушкина «Метель», Марье Гавриловне, приснилось два сна, один из которых оказался вещим. Она «. то видела Владимира, лежащего на траве, бледного, окровавленного. Он, умирая, молил ее пронзительным голосом поспешить с ним обвенчаться. другие безо­бразные, бессмысленные видения неслись перед нею одно за другим».

М.Гершензон видит в этом сне отражение предчувствия Марьи Гавриловны «роковой обреченности», близкой смерти Владимира: «Психологическими мотивами этого сна нель­зя объяснить. Положим, Марья Гавриловна втайне знает ненадежность своего возлюб­ленного. Владимир, конечно, не герой, он — бледная личность; Марья Гавриловна могла давно, не давая себе отчета, почувствовать в его фигуре, в глазах, в звуках его голоса — роковую обреченность, судьбу неудачника из дальнейшего мы узнаем, что вскоре после той роковой ночи Владимир был смертельно ранен под Бородиным, 26 августа, то есть, ве­роятно, в самом деле «лежал на траве, блед­ный и окровавленный», как заранее присни­лось Марье Гавриловне»[16].

Это очевидно, это лежит на поверхно­сти, но есть и другой, скрытый смысл. Именно во сне Марье Гаврилов­не открывается то, что, видимо, она чувство­вала на подсознательном уровне (и что, мо­жет быть, понимали ее мудрые родители), — эгоистическийхарактер Владимира, который, даже «умирая, молил ее пронзительным го­лосом поспешить с ним обвенчаться», то есть стремился даже перед смертью как мо­жно крепче привязать ее к себе, чтобы она не досталась никому другому.

Существует мнение, что первый сон Марьи Гавриловны также содержал элементы пророчества. В.Шмид говорит о том, что жестокость отца, бросающего дочь в “тёмное, бездонное подземелье”, предвосхищает жестокость гусара, который, “подшутив” над Машей в бурную ночь, бросает её в безотрадную жизнь. Таким образом, оба сновидения, жестокий отец и умирающий же­них связаны с сюжетами как Владимира, так и Бурмина. Сны предвосхищают «судьбы своих героев, в жизнь которых метель вмешивается равным образом».

Итак, сон Марьи Гавриловны, как и сон Татьяны Лариной, носит пророческий характер. Оба сна предвещают трагические события, которые произойдут позднее. Но обратим внимание и на следующую черту, присущую этим снам. И Татьяна, и Марья Гавриловна проникают во сне вглубь души своих возлюбленных, видят то, что чувствовали на подсознательном уровне. Здесь ещё раз подтверждается мысль Гершензона о том, что души в произведениях Пушкина видят то, чего не замечают герои.

III. Заключение

В ходе работы над рефератом мне удалось, на мой взгляд, решить поставленные во введении задачи.

Во время работы над вопросом «Двойной смысл сна Татьяны Лариной» я тщательно изучила эпизод романа, в котором описывается сон героини Пушкина, а также различную литературу на эту тему, показала толкование сна Татьяны, опираясь на комментарии критиков, и рассмотрела, какие художественные приемы использует Александр Сергеевич для создания образа героини в данном эпизоде. В результате я пришла к выводу, что сон Татьяны имеет двойной смысл. С одной стороны, он характеризует её «русскую душу», пушкинский «милый идеал»; с другой – является средством композиционной связи с остальными главами произведения.

Далее я рассмотрела сон Евгения Онегина и сравнила его со сном Татьяны, узнала, какова же его роль в романе. Я выяснила, что сны героев имеют разную природу: сон Онегина является сном-воспоминанием и служит элементом «зеркальной» композиции романа, раскрывает смысл всего произведения.

Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть фото Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть картинку Вещий ли сон маши в повести метель. Картинка про Вещий ли сон маши в повести метель. Фото Вещий ли сон маши в повести метель

В последней главе я вспомнила некоторые произведения А.С. Пушкина, где имеет место пророческий сон, сравнила сны Татьяны Лариной и Марьи Гавриловны в повести «Метель», нашла общие черты этих снов. Таким образом, они являются вещими, каждый из них явно открывает читателю то, что скрыто в глубине души каждого героя, то, что не лежит на поверхности. Сны раскрывают характеры героев, выполняют определённую композиционную функцию, помогают более правдиво показать атмосферу времени.

В ходе написания реферата я узнала очень много нового и интересного. Раньше я несколько раз перечитывала роман «Евгений Онегин», но никогда не замечала в нём того, что открыла в ходе своей работы. Оказывается, каждая деталь произведения несет определённый смысл! Эти детали позволяют читать роман «между строк», разгадывать тайны, сокрытые в глубине произведения.

Я поняла, что, читая какое-либо произведение, необходимо обращать внимание на каждую мелочь, чтобы не упустить главное, чтобы понять логику автора.

IV. Список литературы

1. Афанасьев А.А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. – М., 1994. – Т.3.

2. Гершензон М.О. Статьи о Пушкине (Сны Пушкина): М., 1926.

3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Эксмо, 2002.

4. Коновалов В.Ф. Знак вопроса. – М.: Знание, 1994.

5. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1980.

6. Надеждина В. Самый полный современный сонник: 100 000 толкований. – Минск: Харвест, 2008.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азь, 1995.

8. Л. А. Потебня. Переправа через воду как представления о браке

9. В. Шмид. Проза Пушкина в поэтическом прочтении: «Повести Белкина»СПб., 1996

10.В. Набоков «Комментарии к «Евгению Онегину» (фрагменты)

V. Приложение

Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть фото Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть картинку Вещий ли сон маши в повести метель. Картинка про Вещий ли сон маши в повести метель. Фото Вещий ли сон маши в повести метель

Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть фото Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть картинку Вещий ли сон маши в повести метель. Картинка про Вещий ли сон маши в повести метель. Фото Вещий ли сон маши в повести метель

[1] В. Надеждина. Самый полный современный сонник: 100 000 толкований. – Минск: Харвест, 2008. С. 811.

[2] В.Ф. Коновалов. Знак вопроса. – М.: Знание, 1994. С.9.

[3] Гершензон М.О.Сны Пушкина.

[4] Ю.М. Лотман. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1980. С.258.

[5] С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. – М.: Азь, 1995.

[6] Ю.М. Лотман. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1980. С.266.

[7] А.А.Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. – М., 1994. – Т.3. С. 197.

[8] Гершензон М.О.Сны Пушкина.

[9] Гершензон М.О.Сны Пушкина.

[10] Гершензон М.О.Сны Пушкина.

[11] Ю.М. Лотман. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1980. С.267.

[12] Ю.М. Лотман. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1980. С.270.

[13] Ю.М. Лотман. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1980. С.303.

[14] Ю.М. Лотман. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1980. С.366.

[15] Ю.М. Лотман. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1980. С.366.

Источник

Урок «Роль стихии в повести А.С. Пушкина «Метель»

Разделы: Литература

Слово учителя. Февраль в биографии Александра Сергеевича Пушкина занимает не последнее место. Так, 18 февраля 1831 года поэт обвенчался с Натальей Гончаровой, что имеет непосредственное отношение к теме публикуемой статьи. Наконец, 10 февраля — день смерти Пушкина. Не исключено, что и действие «Метели» также происходит в этом месяце.

Откройте тетради и напишите слово «метель». К нему подберите слова-ассоциации. Можно рисовать метель. Какой вы видите метель?

(Пока идет работа, тихо звучит вальс Свиридова). Слайд

А теперь мы из вашей метели перенесёмся в пушкинскую.

1 страница Эпиграф (чтение) Работа с эпиграфом.

Повесть предваряет эпиграф. Прочитайте его и назовите произведение, из которого взяты строки, ставшие эпиграфом с повести «Метель» (Баллада Жуковского «Светлана»).

— Вспомните, что называется эпиграфом и какова его задача?

(Эпиграф — небольшой текст, предваряющий произведение. В нем может быть сформулирована тема, сжато выражена основная идея или сформулирована проблема).

— Выделить главные, несущие основную нагрузку слова. (Божий храм, вдруг метелица, черный ворон, вещий стон).

— Какую основную мысль, по-вашему, выражает эпиграф? (Печальное предзнаменование).

— Вдруг случается метель, которая несет что-то печальное, предвещает трагические события: черный ворон — символ потустороннего, непонятного, вещий стон, темная даль — все это предвестники трагических событий, которые каким-то образом связаны с метелью.

Вдруг — в этом слове заключается большое значение: многое в жизни начинается внезапно, случайно. А случай сродни судьбе, року, провидению. На это нас нацеливает эпиграф.

2 страница Постановка проблемного вопроса.
Почему повесть называется «Метель»? Каково значение этого образа? (В метель попадают все 3 героя: Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин. Метель — та сила, которая меняет жизнь героев).
То есть мы можем предположить, что метель играет роль случая, от которого, по мысли Пушкина, зависит судьба человека.

— Верил ли сам А.С.Пушкин в судьбу? А что значит – верить в судьбу?

Вспомнить биографические и литературные материалы, доказывающие, что А.С.Пушкин верил в судьбу:

3 страница Марья Гавриловна.

Обратимся теперь к образу главной героини повести – Марьи Гавриловны.

Перенеситесь мысленно в дом, где живёт Марья Гавриловна со своими родителями. Какой он? Большой или маленький? Каменный или деревянный? Тепло ли в нём или прохладно? Мысленно походите по первому этажу. Что вы там видите? Какие окна, мебель? А теперь поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдите в комнату Марьи Гавриловны. Давайте понаблюдаем, что происходит в ней. Здесь стоит стройная бледная семнадцатилетняя девица. Узнали её? Это Марья Гавриловна.

Её лицо напряжено. Она кусает губы, теребит волосы, ходит по комнате из угла в угол. Весь день не может найти себе места, потому что ей больше нет места в этом доме, в её родном доме. Сегодня ночью она убежит отсюда, покинет своих родителей. Она не может сказать им о своих замыслах и поэтому садится писать письмо отцу и матери…

Оставим её. Главная героиня ещё не знает, что ждёт впереди. А впереди у неё метель…

— Нам смогли вжиться в роль Марьи Гавриловны или, по крайней мере, разобраться в её чувствах и мыслях. Надеюсь, это помогло вам понять пушкинскую героиню. Поэтому я хочу, чтобы вы ответили на несколько вопросов:

— Как можно охарактеризовать состояние Марьи Гавриловны?

— Почему возникла метель в душе Марьи Гавриловны?

— Какие два «фронта» столкнулись в её душе?

Страница А сейчас попробуйте всё-таки ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока: почему возникает метель, какова её роль в произведении?

Работа с текстом. –Пока наши герои отправились в путь, давайте поразмышляем.

— Может стихия повлиять на судьбу человека? Как?

Анализ эпизодов текста

— Обратимся к тексту. Найдите строки, в которых говорится о чувствах молодых людей. Как, по-вашему, рассказчик относится к влюбленным? (Иронически). Укажите авторскую позицию. Найдите слова – настроения. Язык пушкинской прозы заслуживает особого внимания. Пушкин ироничен в «Метели», этой самой поэтичной повести цикла. Его ирония особого рода. Он серьезен и насмешлив одновременно! Чтение первых страниц «Метели» вызывает искреннее удовольствие и улыбку. Пушкин пародирует сентиментальные романы.

— Найдите иронию в тексте

(“Наши любовники были в переписке и всякий день видались наедине в сосной роще или у старой часовни. Там они клялись в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения…если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее?

Наступила зима и прекратила их свидания; но переписка сделалась тем живее. Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей, которые, конечно, будут тронуты наконец героическим постоянством и несчастием любовников и скажут им непременно: “Дети! придите в наши объятия”.)

— Как, по-вашему, рассказчик относится к влюбленным? (Иронически).

— Что такое ирония? (Это троп, скрытая насмешка).

— А почему автор над ними насмехается? (Они слишком молоды, чтобы строить такие планы, им негде будет жить, они еще не приспособлены к жизни и не смогут самостоятельно продержаться в этой жизни, даже некоторое время).

— Всегда этот иронический тон будет сохраняться? Когда нам становится страшно за героев? (Когда они попадают в метель).

— Дома вы должны были найти описание метели в восприятии героев повести и ответить на вопрос: Как описание метели связано с душевным состоянием и характером героев.

Метель в восприятии Маши и Владимира

— Какие чувства, ощущения возникли у Вас сейчас? (Кружение, повторение чего-то).

— Заметили ли вы что-то общее в вальсе «Метель» и действиях Владимира?

Таким образом, и через музыку, и через слова метель показана как реальная сила, мешающая осуществлению планов Владимира.

Очень важное место в повести занимают СНЫ героини. Вспомните, в каких произведениях мы уже встречались с этим несюжетным элементом (Жуковский «Светлана»).
— Каковы функциональные особенности снов? (Их роль) (Играют роль пророчества, предвещают). Итак, все предвещает беду. Но, не смотря на вещие сны, на жалость к родителям и чувство вины перед ними, Маша отправляется в церковь — божий храм.

Пушкин искренне верил, что брак на небесах по божеским законам нравственно выше, чем гражданский. И неспроста интрига повести заключается в том, что никто не знал о браке главных героев. Пушкину важен путь осознания справедливости решения метели через страдания главных героев

Страница Преступление и наказание (Приложение 2)

— Почему Маша в повести названа «молодой преступницей»? Какой закон она преступила? (Нравственный, православный, христианский, повелевающий чтить волю родителей).

— Как судьба наказывает Владимира? (Умирает)

Посмотрите, герои оступились, но они раскаиваются, а за раскаяние получают прощение у судьбы = мотив прощения. (По линии Маша — Бурмин).

Таким образом, посмотрите мотив наказания и прощения сводится к идее произведения. Сделайте вывод об идее произведения. (Наказание и прощение — справедливое возмездие).

Какова сила, роль стихии в судьбе человека?

Выходит, что метель распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила пройти через страдание, но все-таки вознаградила за все переживания, которые пришлись на их долю. Природные стихии – это стихии, способные помочь людям разрушить их судьбу. Далее вслух зачитываем описание метели и делаем вывод, что метель сыграла главную роль в судьбе героев. На первый взгляд, она словно разметала героев в разные стороны, заставила их страдать, но на самом деле метель-судьба вернула их к настоящей, реальной жизни. Марья Гавриловна стала наследницей всего имения и сохранила нежное сердце: «. она разделяла искренно горесть бедной Прасковьи Петровны, клялась никогда с ней не разлучаться. Мать иногда уговаривала ее выбрать себе друга, Марья Гавриловна качала головой и задумывалась». А лихой повеса Бурмин? Не раздумывая ни секунды, он встал под венец с незнакомой барышней лишь потому, что она «показалась ему недурна», а затем столь же стремительно уехал. Полюбив теперь по-настоящему, он не может забыть венчание в «одиноком» храме. Это событие стало препятствием, через которое он не может переступить. Только Владимир был ранен под Бородином и умер. Но память о нем, герое, стала «священна».

Мы понимаем, что совсем не случайно встретились и полюбили друг друга обвенчанные когда-то Марья Гавриловна и Бурмин. Господь помиловал их.

— А что же наша Марья Гавриловна? Как она встречает перемены в жизни общества? Какие перемены произошли в ее душе?

«… В ее замке появился раненый гусарский полковник Бурмин». Бурмин – рыцарь. Именно такого героя и ждала героиня. Его бледность очень гармонирует с ее бледностью, его полковничий чин, награды, рана и молодые лета (26 лет) – с ее юностью, богатством. За ним вился шлейф шумных историй, которые льстили романтическому воображению М.Г. Он был в меру умен, опытен, прост и свободен в обращении. Герои тянутся друг к другу. И более всего – их связывает тайна. В Бурмине спрятана неожиданность, он вызывает любопытство. И женское сердце М.Г. подсказывает ей, что они созданы друг для друга.

Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

— Закончилась ли метель в произведении и в душе героев?

— Возможно ли их счастье?

Обратимся к финалу повести, когда метель улеглась, и Бурмин и Марья Гавриловна встретились. Всё уже пережито, супруги нашли друг друга, их ждёт счастье… а может, всё не так?

Страница «Сомнения современников Пушкина»

Пушкин оставил своих героев в саду, дальнейшая их судьба нам неизвестна. А что же случилось после объяснения? Побудьте немного автором и опишите, что произошло после объяснений. Теперь мы приоткроем второй пласт повести. Почему после выхода повести все стали говорить о кончине музы Пушкина. Одно из домашних ваших заданий было найти несоответствия в повести реальной жизни того времени.

Важны ли для Пушкина эти сомнения? (Нет. Если люди по-настоящему любят друг друга, то они переживут все испытания)

Когда мы проходили древнеславянскую мифологию, я говорила, что у главного славянского бога Рода была книга, где отмечена была судьба каждого живущего на земле (как на роду написано) и изменить её нельзя. Верите ли вы в свою судьбу? Я вас попрошу написать на листочках о своей судьбе, какой вы видите свою жизнь через 5 лет. В конце 11 класса мы проверим – верит ли вам судьба или нет.

Cочинение «Роль судьбы в повести «Метель» А.С.Пушкина

Презентация к уроку – Приложение 3.

Звуковые приложения к уроку – Приложение 4.

Источник

«Метель» Пушкина: краткое содержание произведения из «Повестей Белкина»

Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть фото Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть картинку Вещий ли сон маши в повести метель. Картинка про Вещий ли сон маши в повести метель. Фото Вещий ли сон маши в повести метель

«Метель» — повесть Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повести Белкина». Как и другие произведения цикла, написана осенью 1830 года в Болдине и впервые издана в 1831 году. «Метель» Пушкин написал последней из «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина».

Кратчайшее изложение

Дочь богатого помещика Марья Гавриловна соглашается тайно выйти замуж за бедного прапорщика Владимира Николаевича. Невеста добирается до церкви, где они должны обвенчаться, но жениха там не оказывается: позже выясняется, что Владимир сбился с пути, попав в метель.

Ехавший мимо полковник-гусар Бурмин для забавы выдает себя за жениха, его венчают с Марьей Гавриловной. Сыграв злую шутку, гусар скрывается. Невеста возвращается домой, ничего не сказав родителям, и заболевает.

Родители узнают о любви Маши к Владимиру и дают согласие на брак. Но сам Владимир, словно безумный, разрывает с ней отношения. В 1812 году он уезжает в армию и получает смертельную рану в Бородинском сражении.

Бурмин возвращается с войны героем и влюбляется в Марью Гавриловну, хотя и не догадывается, что она и есть та девушка из церкви. Он признается возлюбленной, что совершил грех, четыре года назад в шутку обвенчавшись с другой, а потому новый брак для него невозможен.

Марья дает понять, что она и была той самой невестой. Бурмин бросается к ее ногам.

Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть фото Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть картинку Вещий ли сон маши в повести метель. Картинка про Вещий ли сон маши в повести метель. Фото Вещий ли сон маши в повести метельИллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Метель»

Читать полный текст, слушать аудиокнигу

В формате аудиокниги произведение можно послушать на YouTube.

Краткое содержание повести Пушкина «Метель»

Сообщается, что эту историю Ивану Белкину поведала девица К. И. Т., как и рассказ о барышне-крестьянке.

Повествование начинается в 1811 году, незадолго до войны с Наполеоном. Дочь богатого помещика Р., 17-летняя Марья Гавриловна, воспитана на французских романах и влюблена в бедного армейского прапорщика Владимира. Влюбленные переписываются, тайно встречаются и наконец решают бежать и обвенчаться без благословения родителей, чтобы потом вымолить их прощение.

Дело происходит зимой. По плану, вечером девушка должна сесть в сани и ехать в церковь соседнего села Жадрина, где ее будет ждать Владимир. Весь день она мысленно прощается с домом и родными, пишет родителям письма с объяснением.

На дворе сильная метель. Вместе со служанкой они садятся в сани, и кучер везет их в храм.

Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть фото Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть картинку Вещий ли сон маши в повести метель. Картинка про Вещий ли сон маши в повести метель. Фото Вещий ли сон маши в повести метельИллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Метель»

Владимир в тот же день успел договориться о венчании со священником, нашел свидетелей, а к вечеру сел в маленькие сани и один без кучера отправился в Жадрино. Путь был недалек, но из-за метели дорогу занесло, Владимир заблудился. Всю ночь он проплутал, пока крестьянин из соседней деревни уже утром не вывел сани к Жадрину. Церковь была заперта.

Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть фото Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть картинку Вещий ли сон маши в повести метель. Картинка про Вещий ли сон маши в повести метель. Фото Вещий ли сон маши в повести метельИллюстрация А. Ванециана к повести «Метель»

Марья Гавриловна тем временем снова дома. Она спускается к завтраку, ничего не сказав родителям и уничтожив написанные накануне прощальные письма. К вечеру ей становится плохо, две недели она проводит в горячке. В бреду она признается в любви Владимиру, родители слышат это и решают позволить ей замужество.

Через несколько дней оказывается, что Владимир уехал в армию. Сказать Маше об этом не решаются. После битвы при Бородине она видит его имя в числе отличившихся и тяжело раненных, падает в обморок.

Вскоре умирает отец Марьи, Гаврила Гаврилович. Дочь с матерью уезжают в другое поместье. Там вокруг милой и богатой девушки «кружатся» женихи, но она никому не отвечает взаимностью. Она уже знает, что Владимир умер от раны после Бородинского сражения, и бережет память о нем: хранит его книги, ноты и стихи.

Война с Наполеоном заканчивается. Солдаты и офицеры возвращаются с победой. За Марьей Гавриловной начинает ухаживать 26-летний гусарской полковник Бурмин, раненый и увенчанный орденом. Бурмин становится первым, на кого девушка обращает внимание. Он умный и скромный человек, хотя говорят, что в юности был «ужасным повесой».

Маша понимает, что Бурмин в нее влюблен, соседи уже толкуют о скорой свадьбе, но гусар почему-то все не решается признаться в чувствах. Наконец, встретив Марью Гавриловну в саду, полковник открывает ей сердце.

«Я вас люблю, я вас люблю страстно… — говорит он. — Но я несчастнейшее создание… я женат. Я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь!»

Бурмин рассказывает, как в начале 1812 года ехал в полк, попал в метель и решил переждать непогоду в церкви. В полутемном храме его встретил священник, принявший незнакомца за жениха, и спросил: «Прикажете начинать?» Невеста, молодая девушка, в это время была в обмороке. Священник спешно провел обряд венчания, и тут только девушка посмотрела на Бурмина: «Ай, не он! не он!» Она снова упала без памяти, а гусар сел в сани и уехал прочь.

Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть фото Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть картинку Вещий ли сон маши в повести метель. Картинка про Вещий ли сон маши в повести метель. Фото Вещий ли сон маши в повести метельИллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Метель»

Тогда он не придал значения этой «преступной проказе», а после осознал весь ужас ситуации, но исправить уже ничего было нельзя. Он не помнил даже, в какой деревне это случилось.

«Боже мой, боже мой!» сказала Марья Гавриловна, схватив его руку; «так это были вы! И вы не узнаете меня?»

Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…

Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть фото Вещий ли сон маши в повести метель. Смотреть картинку Вещий ли сон маши в повести метель. Картинка про Вещий ли сон маши в повести метель. Фото Вещий ли сон маши в повести метельКадр из фильма «Метель» 1964 года

Смотреть фильм «Метель» 1964 года

В 1964 году Владимир Басов на киностудии «Мосфильм» экранизировал повесть Пушкина. Роль Марьи Гавриловны исполнила молодая актриса Валентина Титова, которая в дальнейшем стала женой Басова. Прапорщика Владимира сыграл Олег Видов, гусара Бурмина — Георгий Мартынюк.

Фильм можно бесплатно целиком посмотреть на YouTube.

Слушать вальс Свиридова «Метель»

Музыку для фильма Басова написал композитор Георгий Свиридов.

Спустя десять лет, в 1974 году, композитор переработал музыку к фильму, превратив ее в самостоятельное произведение — «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *