В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу

Слово о полку Игореве — перевод Николая Заболоцкого

А Борису, сыну Вячеслава,
Зелен саван у Канина брега
При­су­дила воин­ская слава
За обиду храб­рого Олега.
На такой же горест­ной Каяле,
Укре­пив носилки между вьюков,
Свя­то­полк отца увез в печали,
На конях угор­ских убаюкав.
Про­зван Гори­сла­ви­чем в народе,
Князь Олег при­шел на Русь как ворог.
Внук Дажь­бога бед­ство­вал в походе,
Век люд­ской в кра­мо­лах стал недолог.
И не стало жизни нам богатой,
Редко в поле выхо­дил оратай,
Вороны над паш­нями кружились,
На уби­тых с кри­ками садились,
Да сле­та­лись галки на беседу,
Соби­ра­ясь ста­ями к обеду…
Много битв в те годы отзвучало.
Но такой, как эта, не бывало.

Уж с утра до вечера и снова
С вечера до самого утра
Бьется вой­ско князя удалого,
И рас­тет кро­ва­вых тел гора.
День и ночь над полем незнакомым
Стрелы поло­вец­кие свистят,
Сабли уда­ряют по шеломам,
Копья хара­луж­ные трещат.
Мерт­выми усе­яно костями,
Далеко от крови почернев,
Зады­ми­лось поле под ногами,
И взо­шел вели­кими скорбями
На Руси кро­ва­вый тот посев.

Что там шумит,
Что там звенит
Далеко во мгле, перед зарею?
Игорь, весь изра­нен­ный, спешит
Бег­ле­цов вер­нуть обратно к бою.
Не удер­жишь вра­же­скую рать!
Жалко брата Игорю терять.
Бились день. Руби­лись день-другой,
В тре­тий день к полу­дню стяги пали,
И рас­стался с бра­том брат родной
На реке кро­ва­вой, на Каяле.
Недо­стало руси­чам вина.
Слав­ный пир дру­жины завершили —
Напо­или сва­тов допьяна,
Да и сами головы сложили.
Степь поникла, жало­сти полна,
И дере­вья ветви приклонили.

И настала тяж­кая година,
Погло­тила руси­чей чужбина,
Под­ня­лась Обида от курганов
И всту­пила девой в край Троянов.
Кры­льями лебя­жьими всплеснула,
Дон и море огла­шая криком,
Вре­мена доволь­ства пошатнула,
Воз­ве­стив о бед­ствии великом.
А кня­зья дру­жин не собирают.
Не идут вой­ной на супостата,
Малое вели­ким называют
И куют кра­молу брат на брата.
А враги на Русь несутся тучей,
И повсюду бед­ствие и горе.
Далеко ты, сокол наш могучий,
Птиц бия, ушел на сине море!

Не вос­крес­нуть Игоря дружине,
Не под­няться после гроз­ной сечи!
И яви­лась Карна и в кручине
Смерт­ный вопль исторгла, и далече
Заме­та­лась Желя по дорогам,
Потря­сая искро­мет­ным рогом.
И от края, бра­тья, и до края
Пали жены рус­ские, рыдая:
“Уж не видеть милых лад нам боле!
Кто раз­бу­дит их на рат­ном поле?
Их теперь нам мыс­лию не смыслить,
Их теперь нам думою не сдумать,
И не жить нам в тереме богатом,
Не зве­неть нам сереб­ром да златом!”

Сто­нет, бра­тья, Киев над горою,
Тяжела Чер­ни­гову напасть,
И печаль обиль­ною рекою
По селе­ньям рус­ским разлилась.
И нависли половцы над нами,
Дань берут по белке со двора,
И рас­тет кра­мола меж князьями,
И не видно от кня­зей добра.

Игорь-князь и Все­во­лод отважный
Свя­то­слава храб­рые сыны —
Вот ведь кто с дру­жи­ною бесстрашной
Раз­бу­дил пога­ных для войны!
А давно ли, мощ­ною рукою
За обиды наших покарав,
Это зло вели­кое грозою
Усы­пил отец их, Святослав!
Был он гро­зен в Киеве с врагами
И пога­ных ратей не щадил —
Устра­шил их силь­ными полками,
Пору­бил булат­ными мечами
И на Степь ногою наступил.
Потоп­тал холмы он и яруги,
Воз­му­тил тече­нье быст­рых рек,
Иссу­шил болот­ные округи,
Степь до луко­мо­рья пересек.
А того пога­ного Кобяка
Из желез­ных вра­же­ских рядов
Вих­рем вырвал — и упал, собака,
В Киеве, у кня­жьих теремов.

Вене­цейцы, греки и морава
Что ни день о руси­чах поют,
Вели­чают князя Святослава.
Игоря отваж­ного клянут.
И сме­ется гость земли немецкой,
Что, когда не стало больше сил.
Игорь-князь в Каяле половецкой
Рус­ские богат­ства утопил.
И бежит молва про удалого,
Будто он, на Русь накли­кав зло.
Из седла, несчаст­ный, золотого
Пере­сел в коще­ево седло…
При­умолкли города, и снова
На Руси весе­лье полегло.

Часть вторая

В Киеве дале­ком, на горах,
Смут­ный сон при­снился Святославу,
И объял его вели­кий страх,
И собрал бояр он по уставу.
“С вечера до нынеш­него дня, —
Мол­вил князь, поник­нув головою, —
На кро­вати тисо­вой меня
Покры­вали чер­ной пеленою.
Чер­пали мне синее вино,
Горь­кое отрав­лен­ное зелье,
Сыпали жем­чуг на полотно
Из кол­ча­нов вра­жьего изделья.
Зла­то­вер­хий терем мой стоял
Без конька, и, пред­ве­щая горе,
Вра­жий ворон в Пле­сен­ске кричал
И летел, шумя, на сине море”.

И бояре князю отвечали:
“Сму­тен ум твой, княже, от печали.
Не твои ль два сокола, два чада
Под­ня­лись над полем незнакомым
Поис­кать Тмуторокани-града
Либо Дону зачерп­нуть шеломом?
Да напрасны были их усилья.
Посме­яв­шись на твои седины,
Под­ру­били половцы им крылья,
А самих опу­тали в путины”.

В тре­тий день окон­чи­лась борьба
На реке кро­ва­вой, на Каяле,
И погасли в небе два столба,
Два све­тила в сумраке пропали.
Вме­сте с ними, за море упав,
Два пре­крас­ных месяца затмились
Моло­дой Олег и Святослав
В тем­ноту ноч­ную погрузились.
И закры­лось небо, и погас
Белый свет над Рус­скою землею,
И, как барсы лютые, на нас
Кину­лись пога­ные с войною.
И воз­двиглась на Хвалу Хула,
И на волю вырва­лось Насилье,
Пря­нул Див на землю, и была
Ночь кру­гом и горя изобилье:

Девы гот­ские у края
Моря синего живут.
Рус­ским золо­том играя,
Время Бусово поют.
Месть лелеют Шаруканью,
Нет конца их ликованью…
Нас же, братия-дружина,
Только беды стерегут.

Князь вели­кий Все­во­лод! Доколе
Муки нам вели­кие терпеть?
Не тебе ль на суз­даль­ском престоле
О пре­столе отчем порадеть?
Ты и Волгу вес­лами расплещешь,
Ты шело­мом вычер­па­ешь Дон,
Из живых ты луков стрелы мечешь,
Сыно­вьями Глеба окружен.
Если б ты при­вел на помощь рати,
Чтоб врага не выпу­стить из рук, —
Про­да­вали б девок по ногате,
А рабов — по резани на круг.

Источник

Евангелие от Христа. Сон Святослава в Слове о полку Игореве

Какой вещий сон приснился Святославу («Слово о полку Игореве»)?

Почему сон Святослава назван вещим?
Сон Святослава описан так (в переводе Жуковского):

В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Смотреть фото В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Смотреть картинку В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Картинка про В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Фото В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу

В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Смотреть фото В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Смотреть картинку В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Картинка про В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Фото В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу

Символические образы, увиденные Святославом, предрекают трагические события.

В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Смотреть фото В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Смотреть картинку В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Картинка про В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Фото В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу

Вещий сон Святослава можно прочитать прямо здесь, привожу отрывок из произведения:

В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Смотреть фото В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Смотреть картинку В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Картинка про В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Фото В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу

Конечно, сон не стоит понимать буквально, он символичен. Давайте попробуем объяснить сон Святослава.

Вещим сон назван потому, что он нашел свое исполнение. Князь Игорь потерпел поражение, которое обернулось поражением всей Руси.

А теперь подробности.

Вот такой мрачный сон приснился Святославу.

В «Слове о полку Игореве» автор описывает вещий сон Святослава.

Горевал князь о том, что не дождавшись подмоги, пошли за счастьем Игорь с Всеволодом одни.

Понимал князь, что не одолеть врага в одиночку, вот и кручинилась его головушка. Потому и сны приходили горестные.

Душой болел он за землю свою.

А сон действительно оказался вещим. Князь Игорь не только потерпел поражение, но и сам в плен попал.

Пали знамена Игоревы!

Обильна печаль потекла по земле Русской.

Сон делится на две части.

Одна часть относится к самому Святославу.

А вторая подчеркивает, что даже силы природы усиливают зловещее впечатление ото сна.

В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Смотреть фото В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Смотреть картинку В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Картинка про В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Фото В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу

В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Смотреть фото В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Смотреть картинку В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Картинка про В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Фото В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу

На кровати тесовой – эти слова предсказывают поражение.

Самым трудным для исследователей оказалось расшифровать смысл, заложенный в строку про кровлю без князька.

Князек в древнерусском варианте – «кнес».

«Кнеса» нет на тереме, и это окончательно разъясняет все предыдущие приметы сна – Святославу грозит гибель.

Слово о полку Игореве.

В этом произведении неизвестного автора рассказывается о неудачном походе русских князей на половцев, который организовал новгород-северский князь Игорь Святославович в 1185 году.

Видимо, сон Святослава назван вещим потому, что в этом сне происходит то, что в дальнейшем произошло наяву с Игорем и другими участниками этого бесславного похода.

В этом сне, грозный и великий князь Святослав, сидящий «в Киеве на горах», видит себя не в столице Киевской Руси, а на самой окраине, у небольшого пограничного городка Плесньска.

Одним из ключевых моментов «Слова о полку Игореве» является сон Святослава.

Не случайно Святослав делится своим сном, рассказывает его, ведь сон предсказывает плохое, тревожное будущее его сыновей Игоря и Всеволода ( в реальной истории Игорь и Всеволод были не сыновьями, а двоюродными братьями Святославу, который был старше ).

Читаем описание сна Святослава ниже:

В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Смотреть фото В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Смотреть картинку В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Картинка про В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Фото В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу

Кстати, только в этом произведении, нашел свидетельство подтверждающее сакральный смысл такого элемента архитектуры как «конек» (верхние доски кровли избы) Об этом же слышал и от стариков. Свернутый или сломанный конек, сулил горе живущим в этом доме.

Сон Святослава позволяет многое понять, если внимательно присмотреться к деталям, верно интерпретировать сказанное. Сон мутный, тяжелый, непонятный, чтобы понять, надо верно уметь истолковать.

В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Смотреть фото В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Смотреть картинку В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Картинка про В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Фото В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Смотреть фото В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Смотреть картинку В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Картинка про В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Фото В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Смотреть фото В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Смотреть картинку В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Картинка про В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу. Фото В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу

Объяснение смутного сна святослава

«Мутный сон» Святослава

Екатеринбургский писатель и филолог А.П. Комлев, исследователь «Слова о полку Игореве», с которым читатели «НУ» уже встречались, предложил редакции свой вариант комментария одного из центральных фрагментов великого литературного памятника. Надо сказать, что по поводу «Сна Святослава» создана огромная литература, в том числе статья академика М.П. Алексеева. В то же время традиционный комментарий настаивает на нескольких вторжениях в текст, не мотивированных палеографически, содержит внутренние противоречия. Например, утверждается, что Святослав видит во сне собственные похороны. Но тогда знамения сна оказываются ложными, ибо ни по дальнейшему контексту «Слова», ни по летописным сведениям кончина Святослава отнюдь за этим не последовала… Предлагаемый комментирующий материал содержит прочтение текста, естественным образом снимающее указанные противоречия.

Оборот «одевах темя черною паполомою» перекликается и взаимодействует с последующими: «в тереме златоверсем»; «Темно бо бе в третей день»; «На реце, на Каяле тьма свет покрыла». Соотносится и с предыдущим — «черные туче с моря идут, хотят прикрыти четыре солнца». Комментаторами общепринято, что под «четырьмя солнцами» разумеются в своих «златых шеломах» четверо князей, участников похода на Каялу. Отчетливо обыгрывание по тексту имени «Святослав» и корня «свет-» («…свет светлый… Святославлича…»). Значит, «светлый» великий князь Святослав Киевский, укрывая свое темя черною паполомою, символически уподоблялся солнцу, закрытому тучей.

Исследователи повторяют, будто Святославу снятся собственные похороны, будто образы сновидений предвещают его гибель. Но в таком случае следует признать, что знамения оказались ложными. Ибо Святослав Всеволодич не умер вскоре ни по тексту «Слова», ни по историческим данным. Он мирно почил почти через десять лет в 1194 г., до самой кончины своей уже оставаясь киевским князем и, если доверять летописным построениям, практически оставшись последним сколько-то авторитетным киевским князем, умевшим еще сдерживать удельные вожделения окружных «великих» князей… Впрочем, по «Слову» сон Святослава называется «мутным» (подходящие словарные древнерусские значения: «смутный, неясный, тревожный»), а не «вещим», – хотя прописаны «вещий Боян, веща душа». Однако в насыщенных сновиденческих образах отражается страшный исход уже свершившихся событий, о которых великий Святослав получит первые вести только после своего пробуждения. Явлен во сне и наглядный печальный пример из давно минувшего, указующий на вероятие подобных последствий в будущем.

Сон Святослава и его толкование боярами

Модератор: Лемурий

Сон Святослава и его толкование боярами

Предлагаю сюда перенести все идеи по поводу сна в.к. Святослава. Напоминаю содержание отрывка с краткими комментариями, отражающими мою скромную т.з.

Святослав мутен сон видит в Киеве на горах.

Не те ли это горы, куда после полей ведет тропа Трояна (=Бояна=Смолятича=Даниила)?

Бояре толкуют это место так:

И сказали бояре князю: «Уже, княже, тоска полонила твою душу. Се бо два сокола слетело с отня стола злата поискати града Тьмутороканя, а любо им было испить шеломом Дону

. Сыплют мне из пустых тул поганых «тльковин» великий женчуг на лоно и негуют меня.

Уже доски без князька в тереме моем златоверхом

Всю ночь с вечера бусое (пьяное?) воронье граяло

Темно ибо было в 3-й день: два солца померкло, оба багряные столпа погасли и с ними молодые месяцы, Олег и Святослав, тьмою поволоклись. На реке на Каяле тьма свет покрыла. По русской земле простерлась.

У Плесеньска на болони была дебрьски сани и понесли ее к синему морю

В этом отрывке имеется, как отметил Сулейменов, тюркская синтагма: «дебрь кисаню», означающая железные путы. Это согласуется с толкованием бояр:

Уже соколам крылья «припешали» (то есть сделали пешими) поганых сабли, а самих опутали в путы железные.

Во сне Святослава половецкие слова «дебрь кисаню» превратились (о, Фрейд. ) в сани в дебрях! Дальнейшее толкование:

Половцы как гнездо пардуса и в море погрузили ста (сотни воинов?)

В море погрузили не сани, а воинов.

Re: Сон Святослава и его толкование боярами

Также копирую сюда материалы Лемурия:

«Сон Святослава». Палех. Оформление издания «Слова о Полку Игореве», 1934 (автор Голиков И.И.)

93 А Святъславь мутенъ сонъ видѣ: «Въ Кіевѣ на горахъ 94 си ночь съ вечера одѣвахуть мя, – рече, – чръною паполомою на кроваты тисовѣ, 95 чръпахуть ми синее вино съ трудомь смѣшено, 96 сыпахуть ми тъщими тулы поганыхъ тльковинъ великий женчюгь на лоно, 97 и нѣгуютъ мя. Уже дьскы безъ кнѣса в моемъ теремѣ златовръсѣмъ. 98 Всю нощь съ вечера б с ви врани възграяху 99 у Плѣсньска: «На болони бѣша дебрь ки Саню и несошлю къ синему морю».

93 А Святослав мутен* сон видел: « В Киеве на горах*

95 черпали мне синее вино* с трудом смешанное,

96 сыпали мне пустыми колчанами поганых союзников* великий жемчуг на лоно*,

97 и нежили меня. Уже доски без кнеса* на моем тереме златоверхом*.

98 Всю ночь с вечера серые* вороны граяли

99 у Плесньска*: «На пойме были лесистой р. Сан и понеслися* к синему морю».

Здесь и далее Автор СПИ представляет Святослава как «невесту», покидающую свой родной дом:

— «Уже доски без крепежа в моем тереме «: » Мне не много ночесь спалося, Мне во снях грозно казалося: Будто ночесь во темной ноченьке, Что у вас, мои родители, Что у вас, мои сердечные, Все тыночки раскатилися, Все столбы да пошатилися, С теремов верхи повынесло. (Предсвадебный плач невесты из книги Роберт Манн. «Песнь о полку Игореве. Новые открытия» М., 2009, с. 18.)

Но вся СЛОЖНОСТЬ правильного толкования сна в наложении обрядового плача невесты на библейские сюжеты, о которых речь будет ниже.

«Не въливають бо, по словеси Господню, вина новааго учениа благодѣтьна въ мѣхы вѣтхы, обетшавъши въ иудеиствѣ, «аще ли, то просядутся мѣси и вино пролѣется». (СЗБ)

Словарь смоленских говоров / Под ред. А. И. Ивановой. Вып. 1-6. Смоленск, 1974-1993. Вып. 1. (А-Б):

БуСЫЙ ая, ое. 1. Дымчатый. (Валька кошку бусыю завёс. )ПОЧ. 2. Пьяный (Бусый што ль, на стину кидаисся!)ГАГ.

«. Серые вороны собираются в местах их массовых ночевок, издавая неприятное карканье, тогда как черные вороны не собираются на ночевках в стаи, и ночного „граяния“ их не бывает. И черные и «бусые» вороны охотно питаются трупами, поэтому собираются во множестве на местах сражений. » (Шарлемань Н. В. Из реального комментария к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1948. Т. 6. С. 114)

В «мутен сне» великий князь опасается выхода угров, которым «Галичкы Осмомыслѣ Ярославе. подперъ горы Угорскыи свои желѣзными плъки, заступивъ королеви путь», к пограничной реке Санъ (правый приток р. Висла): «врани възграяху у Плѣсньска: «На болони бѣша дебрь(с)ки Саню и несошлю къ синему морю»

Карта Галицких городов из книги М.Н. Тихомирова «Древнерусские города», М.,1956, с.296

Возможна и такая разбивка «на болони бѣша деб(?) р(ѣ)ки Саню»: Если допустить, что Мусин-Пушкин принял букву «и» за «б» (в Екатерининской копии это видно)

Автор СПИ просто употребил синоним глаголу: рече = деи

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Добрый день Евгений!

Давненько вас что-то не было слышно. Даже скучно стало. Как яблоки в Крыму? Вы же туда поехали, когда они только цвести начали. Сколько времени прошло? Почти полгода. Стихотворений, наверное, написали с дюжину. Не стесняйтесь, выкладывайте. Покритикуем. А вот за разгадку сна Святослава вы зря взялись. Впрочем, не удивительно, это же ваша привычка тратить свободное время на то, что не умеете делать.

Объяснение смутного сна святослава

Сон князя Святослава является одним из интереснейших эпизодов Слова о полку Игореве. Во-первых, он отражает ярчайшую палитру русского бытия древней Руси – элементов национальных традиций и духовно-религиозной культуры русского общества 12-13 веков. Во- вторых, содержание сна, подборка образов сновидений, является очередным доказательством литературного гения автора, которому удалось две исторические битвы с половцами, во времени разделенные столетием, оживить в нескольких часах смутного ночного сна. От битвы хана-оборотня Боняка с венгерским королем Коломаном на реке Сан в 1097 году, до битвы князя Игоря с половцами на реке «каяле» в 1185 году, которая стала возможной благодаря действиям другого хана-оборотня – Кончака. Две битвы две эпохи, которые едва ли не в деталях повторяют друг друга.
Многие исследователи пытались разгадать этот смутный сон, но до настоящего времени он так и остается смутным и не разгаданным. Сделаем попытку восполнить этот пробел. Будем по возможности опираться на точность перевода церковнославянского текста.

Смутный сон князя Святослава состоит как бы из двух частей. Одна – это сон первой половины ночи, когда еще не улеглись тревога и суета прошедшего дня. События этого дня, расторможенные действием сна как бесовское наваждение, неуправляемо пробегают по извилинам переутомленного мозга и рождают самые невероятно страшные и фантастические видения. Например, ритуал собственного погребения.

Но бывает и так, когда оба действия совмещаются друг с другом. Тогда по-настоящему образуется смутный и страшный сон, пронизывающий все существо человека. По всей вероятности, такой сон и приснился князю Свтославу. Так что же увидел первопрестольный Киевский князь Святослав, «отец всех князей», в своем смутном сне? Для начала прочтем первую часть сна, самого известного и популярного перевода Д.С.Лихачева:

«Святослав смутный сон видел в Киеве на горах. «Этой ночью с вечера одевали меня,- говорит,- черным покрывалом на кровати тисовой; черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали из пустых колчанов поганых иноземцев крупный жемчуг на грудь и нежили меня. Уже доски без князька в моем тереме златоверхом.

(Д.С. Лихачев, М., Детская литература, 1972 г.)

Что тут скажешь, настоящий смутный сон, только в таком сне можно увидеть, как из пустых колчанов сыплется крупный жемчуг и это могут сделать только поганые иноземцы. Все просто и понятно. Для полного усвоения сути сна приведем текст, яко бы древнерусский Мусин-Пушкинского издания, с которого сделан этот перевод:

Теперь читаем оригинал церковнославянского текста с той лишь разницей, что в русском варианте текста мы не можем отобразить титло:

«Святъславъ мутен сонъ виде въ Киеве на горах: сыновщъ съ вечера одевахуть мя рече, чрною паполомою на колаты тесове. чрпахуть ми синевино съ трудомъ смешено. пыхахуть ми тщани тулаи поганых тлковинъ велика женчужа ми въ лоно и неговавшу мя. уже дъскы безъ Кнеза въ моем тереме златоврсемъ.»

На первый взгляд, читателю непосвященному в тонкостях церковно славянского языка кажется, что никакой собственно разницы между первым и вторым текстом нет. Но это только на первый взгляд и только кажется. На самом деле разница есть и разница эта принципиально огромная. Особенно она будет ощутима, когда мы перейдем к переводу церковнославянского текста.

в церковнославянском языке имеет несколько форм написания, но значение его от этого не изменяется: колата – колать – колода – домовина. Другими словами речь идет об одном и том же, более понятном для нас – домовине, гробе, вытесанном в стволе огромного дерева, либо в камне для более знатных персон. (Древлеправославный обычай хоронить усопших в тесаной деревянной колоде сохранился и доныне в древлеправославных (старообрядческих) общинах Сибири и Алтая). Итак, князь Святослав увидел свое тело, лежащее на помосте поверху открытой тесаной колоды (гроба, саркофага) с тем, чтобы драгоценные благовония которыми его умащали стекали непосредственно в лоно гроба.

Для умащения тела усопшего, особенно знатного, как например первопрестольный князь, готовились особые дорогие благовония – масть на основе вина, масла, смирны и других драгоценных пахучих смол. Все это в достаточном количестве возливается на тело покойного и растирается (негуется)

. В Русской Древлеправославной церкви и до настоящего времени сохранен обычай, при чине погребения возливать на тело усопшего елей (масло).

В церковнославянском языке словосочетание «синевино»

не требует особого пояснения. Однозначно, это вино, привезенное из-за синего моря, то есть, вино заморское (надо полагать было редкое и дорогое). Другое же слово «труд» (с трудом смешено) понятие более объемное и требует отдельного разъяснения.

Таким образом, автор «Слова» выражением: «пыхахуть ми тщани тулаи поганых тлковин»

, показывает нам не процесс высыпания из пустых колчанов «крупного жемчуга» на грудь князя Свтослава, а толпу, скопище «поганых тлковин», которые усердно напихивают в лоно (недра) князя
«велика (много) женчужа»
.

, «поганого», «поганые» многократно встречаются в тексте «Слова», все эти слова относятся к половцам в смысле «нехристей», «басурманей», внуков агарянских (потомков Агари – служанки, которая родила от Авраама сына Измаила, родоначальника арабов).

Именно эпизод сна, когда «тулаи»

, (скопище, толпа) «поганых тлковинъ», усердно напихивает в недра (полость живота) князя Святослава «велика женчужа» и «негует» (растирает) его тело благовонным мирром, больше всего возмущают князя, ибо мы должны помнить, что князь был достойный, благочестивый и убеленный сединой правоверный христианин.

Источник

В киеве далеком на горах смутный сон приснился святославу

Сон князя Святослава является одним из интереснейших эпизодов Слова о полку Игореве. Во-первых, он отражает ярчайшую палитру русского бытия древней Руси – элементов национальных традиций и духовно-религиозной культуры русского общества 12-13 веков. Во- вторых, содержание сна, подборка образов сновидений, является очередным доказательством литературного гения автора, которому удалось две исторические битвы с половцами, во времени разделенные столетием, оживить в нескольких часах смутного ночного сна. От битвы хана-оборотня Боняка с венгерским королем Коломаном на реке Сан в 1097 году, до битвы князя Игоря с половцами на реке «каяле» в 1185 году, которая стала возможной благодаря действиям другого хана-оборотня – Кончака. Две битвы две эпохи, которые едва ли не в деталях повторяют друг друга.

Многие исследователи пытались разгадать этот смутный сон, но до настоящего времени он так и остается смутным и не разгаданным. Сделаем попытку восполнить этот пробел. Будем по возможности опираться на точность перевода церковнославянского текста.

Смутный сон князя Святослава состоит как бы из двух частей. Одна – это сон первой половины ночи, когда еще не улеглись тревога и суета прошедшего дня. События этого дня, расторможенные действием сна как бесовское наваждение, неуправляемо пробегают по извилинам переутомленного мозга и рождают самые невероятно страшные и фантастические видения. Например, ритуал собственного погребения.

Но бывает и так, когда оба действия совмещаются друг с другом. Тогда по-настоящему образуется смутный и страшный сон, пронизывающий все существо человека. По всей вероятности, такой сон и приснился князю Свтославу. Так что же увидел первопрестольный Киевский князь Святослав, «отец всех князей», в своем смутном сне? Для начала прочтем первую часть сна, самого известного и популярного перевода Д.С.Лихачева:

«Святослав смутный сон видел в Киеве на горах. «Этой ночью с вечера одевали меня,- говорит,- черным покрывалом на кровати тисовой; черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали из пустых колчанов поганых иноземцев крупный жемчуг на грудь и нежили меня. Уже доски без князька в моем тереме златоверхом. (Д.С. Лихачев, М., Детская литература, 1972 г.)

Что тут скажешь, настоящий смутный сон, только в таком сне можно увидеть, как из пустых колчанов сыплется крупный жемчуг и это могут сделать только поганые иноземцы. Все просто и понятно. Для полного усвоения сути сна приведем текст, яко бы древнерусский Мусин-Пушкинского издания, с которого сделан этот перевод:

Теперь читаем оригинал церковнославянского текста с той лишь разницей, что в русском варианте текста мы не можем отобразить титло:

«Святъславъ мутен сонъ виде въ Киеве на горах: сыновщъ съ вечера одевахуть мя рече, чрною паполомою на колаты тесове. чрпахуть ми синевино съ трудомъ смешено. пыхахуть ми тщани тулаи поганых тлковинъ велика женчужа ми въ лоно и неговавшу мя. уже дъскы безъ Кнеза въ моем тереме златоврсемъ.»

На первый взгляд, читателю непосвященному в тонкостях церковно славянского языка кажется, что никакой собственно разницы между первым и вторым текстом нет. Но это только на первый взгляд и только кажется. На самом деле разница есть и разница эта принципиально огромная. Особенно она будет ощутима, когда мы перейдем к переводу церковнославянского текста.

Слово «колата» в церковнославянском языке имеет несколько форм написания, но значение его от этого не изменяется: колата – колать – колода – домовина. Другими словами речь идет об одном и том же, более понятном для нас – домовине, гробе, вытесанном в стволе огромного дерева, либо в камне для более знатных персон. (Древлеправославный обычай хоронить усопших в тесаной деревянной колоде сохранился и доныне в древлеправославных (старообрядческих) общинах Сибири и Алтая). Итак, князь Святослав увидел свое тело, лежащее на помосте поверху открытой тесаной колоды (гроба, саркофага) с тем, чтобы драгоценные благовония которыми его умащали стекали непосредственно в лоно гроба.

Для умащения тела усопшего, особенно знатного, как например первопрестольный князь, готовились особые дорогие благовония – масть на основе вина, масла, смирны и других драгоценных пахучих смол. Все это в достаточном количестве возливается на тело покойного и растирается (негуется). В Русской Древлеправославной церкви и до настоящего времени сохранен обычай, при чине погребения возливать на тело усопшего елей (масло).

В церковнославянском языке словосочетание «синевино» не требует особого пояснения. Однозначно, это вино, привезенное из-за синего моря, то есть, вино заморское (надо полагать было редкое и дорогое). Другое же слово «труд» (с трудом смешено) понятие более объемное и требует отдельного разъяснения.

Таким образом, автор «Слова» выражением: «пыхахуть ми тщани тулаи поганых тлковин», показывает нам не процесс высыпания из пустых колчанов «крупного жемчуга» на грудь князя Свтослава, а толпу, скопище «поганых тлковин», которые усердно напихивают в лоно (недра) князя «велика (много) женчужа».

Слова «поганый», «поганого», «поганые» многократно встречаются в тексте «Слова», все эти слова относятся к половцам в смысле «нехристей», «басурманей», внуков агарянских (потомков Агари – служанки, которая родила от Авраама сына Измаила, родоначальника арабов).

Именно эпизод сна, когда «тулаи», (скопище, толпа) «поганых тлковинъ», усердно напихивает в недра (полость живота) князя Святослава «велика женчужа» и «негует» (растирает) его тело благовонным мирром, больше всего возмущают князя, ибо мы должны помнить, что князь был достойный, благочестивый и убеленный сединой правоверный христианин.

Кто же эти «тлковины»? В церковнославянских текстах слово «тлковин»(тлковина, с титлой над буквой «л») редко, но встречается, однако прямого толкования этого слова нами найдено не было. Нет разъяснения этого слова и в «Словаре Симеона». Многие склонны считать, что «тлковин» это толмач, переводчик одного языка на другой, от слова «толковать», разъяснять. Похоже, но не убеждает.

Скорее всего, слово «тлковин» характеризует человека знающего, толкового, профессионала своего дела, будь то воин, наемник или знаток языков, погребальная свита или жрицы любви, наложницы. А если они половецкие, «поганые», «нехристи» да еще втирают в пах почтенному старцу благовония, ну кто сможет удержать себя от великого возмущения.

Что делать, в смутном, страшном сне сплетаются в клубок самые противоречивые и невероятные события. Мы подробно разобрали значение каждого слова оригинала церковнославянского текста, остается только одно – прочитать его в целом на современном русском языке.

Г.М.Горьков г. Оренбург декабрь 2014 г.

Внимание авторов!
В своих трудах при толковании «непонятных», «темных слов», приведенных в нашей статье «Слово о полку Игореве в свете новых открытий», ссылки на статью и автора обязательны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *