баннеры на футбольном поле
Один и тот же билборд показывает несколько реклам сразу, а зрители не замечают. Как это работает
На фоне всеобщего интереса к чемпионату Европы по футболу ЕВРО-2020 тематические сайты в очередной раз вспомнили про применение таргетированной рекламы, которая используется в спортивных трансляциях. На поверхности, задействованные для продвижения конкретных брендов, можно вывести индивидуальные объявления по заданным критериям — к примеру, по регионам. Так, условно, при просмотре трансляции одного и того же матча россияне и американцы будут видеть разную рекламу на одном и том же билборде. Технология далеко не новая, но достаточно интересная. Именно поэтому предлагаю обсудить её работу с разных точек зрения, а также плюсы и минусы подхода.
Содержание
Как работает таргетированная реклама в спортивных трансляциях
На каждой спортивной трансляции предостаточно разноплановых рекламных плоскостей, которые используются для продвижения конкретных брендов. Есть статические партнёрские щиты, представляющие собой баннеры или билборды, — как понятно из названия, информация на них остаётся одной и той же на протяжении конкретного матча. В противовес им используются динамические светодиодные панели, на которых отдельное объявление задерживается на прописанное рекламным контрактом время, а потом сменяется каким-либо другим. В футбольных трансляциях такие устанавливают вокруг поля.
Информацию, которую показывают болельщикам, вживую находящимся на спортивном соревновании, таргетировать нельзя. Тем не менее, когда заходит речь про телевизионные и другие трансляции, ситуация несколько меняется. С помощью современных технологий, связанных с дополненной реальностью, одни рекламные щиты можно заменять другими в режиме реального времени. Поэтому даже в прямых трансляциях того же футбола зрители в разных странах мира могут видеть индивидуальные рекламные предложения. Главное, сделать так, чтобы подмена не была заметна и оставалась максимально нативной.
Есть несколько компаний, которые занимаются таргетированной рекламой для спортивных трансляций, — особенно выделяются европейские AGS и Supponor. Они не раскрывают технологии, которые используются для этого, — по крайней мере, официально. Тем не менее есть фотографии специальных камер компании Supponor. Судя по всему, особенные датчики в них считывают данные о позиционировании и юстировке, чтобы создать специальную 3D-модель, в которую необходимое изображение можно вписать с заданным отклонением. Информацию вместе с исходной трансляцией на лету обрабатывает фирменный софт.
В Supponor отмечают, что заменить один объект другим — далеко не самая сложная задача. Но и проблемы есть: во-первых, нужно сделать это максимально натурально с точки зрения цветокоррекции, баланса белого, теней и прочего; во-вторых, для обработки людей и других движущихся реальных объектов, перекрывающих виртуальный, нужны особенные алгоритмы. Впрочем, как видно по примерам, всё это вполне реализуемо. Единственное, во время повторов голевых и других ключевых моментов система замены обычно не работает, поэтому в кадр влезает оригинальная реклама на поле. Вполне вероятно, что и это исправят.
💡 Интересно: на российском зрителе подобную технологию тестировали ещё во время игры России и Бразилии на лондонском стадионе «Стэмфорд Бридж» в 2013-м. На щиты попали отечественные алкогольные и другие специфические товары. Некоторые долго удивлялись, как такое вообще получилось.
Что интересно, с помощью аналогичных технологий можно не только заменять физические рекламные плоскости, но и добавлять новые виртуальные. К примеру, в режиме дополненной реальности трёхмерные логотипы брендов могут находиться с левой и правой сторон футбольных ворот. Но это уже бросается в глаза.
Преимущества и недостатки спортивной таргетированной рекламы
Конечно, основным преимуществом замены реальных рекламных щитов виртуальными прямо во время трансляции является именно возможность таргетировать рекламные предложения. Наиболее очевидным сценарием является разделение рекламы местных брендов по конкретных странам. Впрочем, могут быть и другие критерии — к примеру, таргетирование по гаджетам. На смартфонах теоретически можно показывать рекламу мобильных приложений, а на телевизорах напомнить про покупку каких-то новых гаджетов. Жаль, недостатков, пусть и менее масштабных, у данного подхода также хватает.
Какие перспективы у развития таргетированной рекламы в спорте
Первые тестовые трансляции с подменой реальной рекламы в ходе спортивных трансляций Supponor проводила ещё в 2008 году. В 2014-м через «Манчестер Сити» она вышла на английский рынок и продолжает активно развиваться сегодня. Российский спорт в тему таргетированной рекламы пока активно не влился, но европейские клубы всё чаще к ней прибегают. Очевидно, что любая технология, которая позволит максимизировать прибыль, будет использоваться снова и снова. Футболом дело не ограничивается: хоккей, большой теннис — вариантов масса. Дело за увеличением реализма и новыми возможностями дополненной реальности.
Логотип на майке или баннер на стадионе: что такое футбольное спонсорство
Что значит, спонсировать?
Блог «Футбольная арифметика» предпринимает попытку развеять некоторые стереотипы, связанные с феноменом футбольного спонсорство в России, и наглядно рассмотреть некоторые аспекты оценки спонсорских контрактов. Итак, во-первых, спонсорство является средством PR. Это не способ полного финансирования деятельности какой-либо организации на безвозмездной основе. Компания-спонсор использует рекламные площади спонсируемого объекта (за деньги, разумеется) с целью продвижения собственного бренда. Следовательно, чем потенциально больше возможность для продвижения, тем и дороже стоит право быть спонсором.
Феномен спонсорства
Разница между спонсорством и классической рекламой заключается в степени эксклюзивности. Легче разобрать на примере:
1. Спонсорство: Papa John’s Pizza является официальной пиццерией Национальной Футбольной Лиги (американский футбол). Компания проводит с лигой совместные акции (так называемые активации): выпускает специальную серию блюд и напитков, разыгрывает билеты на игры, снимает ролики с игроками и все в этом ключе.
2. Реклама: Domino’s Pizzaне имеет лицензионного права реализовать рекламные акции с Национальной Футбольной Лигой, как делает Papa John’s, но может купить право показать свой собственный 30-секундный рекламный ролик во время финальной игры сезона – Superbowl. При этом содержание рекламного ролика не должно никак указываться на прямую ассоциацию бренда Domino’s Pizza с лигой по американскому футболу.
Вот как еще можно охарактеризовать спонсорство:
Спонсорство в футболе
Футбол, пожалуй, является одним из наиболее прогрессивных спортивных видов, умело интегрировавших спонсорство в свою повседневную жизнь. Команды уже не знают, как жить без компаний, желающих разместить свой логотип на последней свободной части игровой форме. Ниже показан стандартный спонсорский портфель для футбольных команд:
Нарочно не изображены букмекерские и алкогольные партнеры команды. Во всей Европе они имеются почти у каждого клуба, тогда как в России участие компаний из данных отраслей в спонсировании спортивных команд запрещается законодательством.
Спонсорство в цифрах
В ежегодном отчете консалтинговой компании Deloitte о самых доходных клубах мира спонсорские контракты отображаются в пункте «коммерческие права». Как мы видим, именно они занимают львиную долю совокупной выручки клубов.
С 2009 по 2015 доход клубов от спонсорских контрактов увеличился более чем в 2 раза.
Сколько нужно платить?
Действительно, как определить реальную (справедливую) стоимость спонсорского соглашения? Научная литература, различные гуру спортивного маркетинга указывают на 6 ключевых показателей:
Утверждения авторитетных исследователей были проверены Центром Стратегических исследований и благополучно подтверждены актуальными данными за сезон 2014-2015 (именно об этом и говорят 2 графика выше).
Что может пойти не так?
При заключении спонсорской сделки оговоренная сумма не всегда будет отражена в аудиторском заключении для… УЕФА. Да, опять появляется бич российского футбола – финансовый фэйр-плэй. Согласно положению УЕФА о лицензировании команд, релевантные доходы учитываются по их справедливой стоимости. Обязательной проверке на справедливую стоимость подвергаются спонсорские соглашения, если они:
Что-то напоминает? Да, абсолютно верно. Это именно те преграды, которые встали на пути новоиспеченного участника ФНЛ, московского Динамо, при прохождении процедуры лицензировании УЕФА год назад. Провальную попытку бело-голубых соответствовать требованию самоокупаемости УЕФА безупречно описали в данном материале. Я лишь проиллюстрирую этот рисунок.
То есть 4 млрд рублей были переведены Динамо основным акционером клуба, банком ВТБ, под предлогом сделки о титульном спонсорстве. Размер сделки превысил совокупный доход всех клуб итальянской Серии А от аналогичных сделок, и при этом не сильно уступил французским и испанским командам.
Причем в российском футбол есть аналогичные случаи, когда между акционером и титульным спонсором можно ставить знак равенства: Зенит и Газпром, Локомотив и РЖД и пр. Именно поэтому в России сложился стереотип, что спонсировать и финансировать это равнозначные понятия.
Проблемы спонсорства в России
Адекватным рыночным отношениям в сфере футбольного спонсорства в России мешают развиваться сразу несколько факторов. Во-первых, у большинства команд львиная доля расходов покрывается за счет государственных средств (региональные бюджеты, государственные компании). Во-вторых, слабый зрительский интерес: посещаемость катастрофично низка, телевизионные рейтинги хуже, чем у фильмов Стивена Сигала.
Итог
Спонсорство в современном футболе серьезно эволюционировало и, тем не менее, продолжает бурное развитие. Остается лишь вновь надеяться, что какие-либо внешние факторы, или столь ожидаемый ЧМ 2018 станут катализаторами развития данного направления спортивного бизнеса в отечественном футболе.
Материал подготовил сотрудник Центра Стратегических Исследований в Спорте при РЭУ им. Плеханова
Осокин Никита Андреевич
Мы в Facebook
Баннеры на футбольном поле
2. Правила
Как было сказано ранее: баннеры – это лицо всего движения, каждый из них олицетворяет какое-то объединение наших болельщиков. Не стоит делать персональные баннеры, или же много баннеров на разные темы сразу. Приступайте к изготовлению баннера только тогда, когда у вас есть группа людей, с которыми вы гоняете на футбол какое-то время, если вы уверены, что сумеете постоять за свой баннер, и не опозорите родные цвета. Первым делом нужно как-нибудь проявит себя, а не бежать делать тряпку.
3. Визуализация.
Если говорить откровенно, то 88% наших баннеров не соответствуют уровню движения.
Основная проблема в создании полотна это желание прыгнуть выше головы, при этом, зачастую не имея ни опыта, ни вкуса, ни желания создать действительно что-то красивое, стоящее. Как правило, на баннеры лепят, что попало и по максимуму, не думая о суммарной картинке, которые в большинстве своем, как мы видим удручают.
Мы рекомендуем использовать удобные размеры 1.5×1.5 или 1.3×1.8
Соблюдая такие стандарты, вы с уверенностью можете рассчитывать, что вам хватит места при развесе. Так же такой баннер легче носить/проносить, не привлекая лишнего внимания, в ситуациях которые описаны в пункте “безопасность”
2) Цвета.
Наши цвета красно-белые, поэтому они должны быть в приоритете, но это не означает, что баннеры должны быть выдержанны строго в этих двух цветах. В качестве дополнительных цветов можно и нужно использовать такие цвета как: темно-красный, черный, серый, золотой. Самое главное грамотно использовать предложенные цвета. Например, в качестве фона, теней или обводки.
4) Стиль.
Если обратить внимание на выложенные примеры зарубежных развесов, можно разглядеть определенный стиль, которого придерживаются движения. Кресты, полоски, контрастность цветов, шрифты их подобие и строгость. Все это очень красиво и авторитетно.
Такие варианты хорошо конфигурируются с предложенными выше размерами, а так же выгодно сочетаются с эмблемами групп, гербами городов, символами. Главные козыри это минимализм и простота, исходите из происхождения, дислокации и идеологии вашего объединения и нашего клуба, используйте сопутствующие объекты.
Пару примеров наших работ
В сочетании с правильно выбранным шрифтом, вы добьетесь максимального результата.
Теперь подробнее по шрифтам и языку.
Другая сторона этой темы, это проблема малого количества, красивых кириллических шрифтов. Поэтому мы постарались собрать небольшую подборку, оптимальных на наш взгляд шрифтов
Скачать шрифты можно только по запросу, на нашу почту ultra@fratria.ru
Строгий, агрессивный и стильный, именно в таком виде мы хотим задать вектор развития нашей визуализации.
Согласитесь разница очевидна, ребята довольны.
Мы понимаем, что у многих нет возможности, следовать указанным пунктам, в виду отсутствия художника, или отсутствия конторы, способной напечатать вашу задумку. Поэтому мы предлагаем свою помощь, будь то разработка эскиза, или печать уже готового макета, в любом случае наши условия будут, намного выгоднее (500-550р за квадратный метр), чем у сторонних организаций. Свои вопросы связанные, с баннерами, флагами, шарфами присылайте нам на почту ultra@fratria.ru
Так же хотим обратить ваше внимание, что не стоит обращаться за помощью в стан оппонентов, помимо значительной денежной накрутки, вы рискуете что ваш баннер потеряет в качестве, так как будет сделан «на отъебись», для них выгоднее поднасрать на нашу трибуну, чем приукрасить ее.
4. Безопасность
Может быть, эта глава покажется кому-то странной, но на самом деле здесь ничего странного и забавного нет, всё очень серьёзно. Любой потерянный баннер – позор всего движа. Такого быть не должно! Будь то потеря в бою, кража или банальная утрата из-за невнимательности. За свой баннер вы отвечаете не только перед собой, но и перед движением и потеря своего баннера бросает тень на всех. Поэтому бдительность нельзя терять ни дома, ни на выездах – едете ли вы на какой-либо турнир болельщиков, или же просто на наш выезд заранее, отнять ваш баннер могут в любое время. Об этом писалось в этом очерке
Сейчас лишь напомним, что делаете и возите вы его на свой страх и риск. И если вы не уверены в себе или же не задумывались над этим вопросом, то подумайте 10 раз прежде чем изготовить себе свой собственный баннер, нужна ли вам такая ответственность. Далее выложим несколько фотографий, того что уже потеряно:
Большая часть этих баннеров была сожжена.
Поэтому давайте запомним несколько простых правил обращения с баннером:
1) Не нужно лишний раз светить его, поход с флагом на плечах, фото с тряпкой на фоне городских достопримечательностей, повешенный баннер в кафе или окне гостиницы, выложенные кадры с открытыми лицами в интернет – всё это рано или поздно может привести к потере тряпки. По возможности не давайте оппонентам информацию о том, кто возит тот или иной баннер. Закрывайте свои фотографии вконтакте и других соц. сетях.
2) Всегда будьте бдительны, даже на секторе (особенно если вы повесили тряпку сбоку/сзади сектора), лучше стоять возле своего баннера – его могут попытаться вынести с сектора или же сорвать забегом со стороны поля. Желательно провожать людей, несущих баннер, и никогда не носите его в руках или в пакете! Рюкзаки тоже привлекают внимание, лучший способ – обмотать его на теле, спрятать в рукав или небольшую нагрудную сумочку/по возможности внутренние карманы.
3) Перед посещением матча задумайтесь, а сможете ли вы постоять за баннер? Речь не идёт о футболе, но матчи дубля и других видов спорта являются потенциально опасными, ситуация с «20 тряпками на пять человек» недопустима.
4)В последние пару сезонов в России развернулась настоящая охота на баннеры, будьте осторожны, особенно на некоторых выездах, (питер, кавказ, еврокубки) после дерби, и малопосещаемых видов спорта. Вас могут выследить в метро и провести до дома.
В заключение можно только настоятельно посоветовать быть осторожными и придерживаться этих несложных правил, помните – баннер это лицо объединения, его сделавшего, при потере баннера оно должно объявить о самороспуске. Люди, потерявшие свой баннер, не могут изготовить новый, пока не исправят свой косяк (пробуйте договориться с оппонентами о встрече, или же ответьте им той же монетой).
Самые крутые фанатские перфомансы и баннеры 2018-го
Футбол — это не только эффектные комбинации и классные голы. Футбол — это болельщики и фанаты.
Рейтинг лучших баннеров Sport24 попросил составить известного эксперта мировой ультрас-сцены Амира и ведущего специалиста отдела по безопасности и работе с болельщиками РПЛ Антона Захарова.
«2018-й, на мой взгляд, оказался скудным на что-то оригинальное, запоминающееся. Хотя как обычно радовали клубы из Москвы и Санкт-Петербурга, особенно в «междусобойчиках», — мнение Захарова. — Конечно, были и совсем пограничные для согласования полотна. Всегда очень непросто, когда есть отличная задумка, но вдруг возникают «подводные камушки» типа ППЗ (правила поведения зрителей), вкусовщины или отношения правоохранительных органов».
5 место. Ростовский ковер
Заслуживает место в топе хотя бы потому, что о нем было столько разговоров на протяжении нескольких недель. Оригинально и весело.
4 место. «Дядя Степа» и «Не так сладок ваш мед»
Тут сразу два номинанта. Первый, «Дядя Степа» от фанатов «Динамо». Понравилась задумка. Исполнение надо подтянуть. Кстати, не все тогда поняли, что герой Михалкова на полотне отчитывает Кокорина и Мамаева.
«Не так сладок ваш мед» — «Арсенал». Весело, оригинально. Хорошо нарисовано. Болельщики «Арсенала» прибавляют, все чаще радуют различными полотнами. Думаю, баннер достоин места в топе по совокупности. Туляки через матч готовят что-то интересное.
vk.com/pfcarsenaltula
3 место. «Be strong»
Спартаковский баннер в матче с «Динамо». Очередное масштабное полотно от болельщиков красно-белых на дерби. Не самый простой по исполнению рисунок, однотонный и достаточно оригинальный.
2 место. «Кони, погнали»
Простая и хорошая задумка на дерби против «Спартака», отличное исполнение. ЦСКА приятно удивил. А об отличном перфомансе говорили и многие соперники.
1 место. «Сезон охоты»
«Зенит» опять же в матче со «Спартаком». Питерцы заслуженно занимают первое место в нашем рейтинге. Классное исполнение, задумка. Вообще у фанатов «Зенита» много добротного материала в 2018 году.
Теперь о Европе. Там перфомансы по-прежнему круче наших. Слово Амиру: «2018 год для европейской ультрас-сцены получился очень ярким и насыщенным, даже несмотря на пресс со стороны полиции. Германия крутая, начиная от Бундеслиги и заканчивая четвертым дивизионом. На привычном топ-уровне Польша.
Как обычно хороша Скандинавия. На подъеме Франция и Италия. По-хорошему удивляет даже Румыния. Хорошим в плане перфомансов получился год для венского «Рапида», остравского «Баника», «Лиона» и того же «Селтика», удивлявшего идеями».
5 место. «Базель»
После восьми чемпионств подряд «Базель» в прошлом сезоне уступил золото «Янг Бойз». Шансов на возвращение титула нет и в этом чемпионате: к зимнему перерыву красно-синие уступают «пчелам» 19 очков.
Поэтому на домашней игре против «Цюриха» ультрас «Базеля» напомнили, что у любого клуба бывают хорошие и плохие времена. Они сделали перфоманс Sunneschyn & Räge, что с базелевского диалекта можно перевести как «Солнце и дождь”/”Радость и разочарование». Притом это цитата из песни про «Базель». Подпись Sunneschiin была сделана в красном, «хорошем» цвете, а плохие времена Rääge в синем исполнении.
Но главная фишка хорео в том, что на него нужно смотреть через 3D-очки — такие же, какие выдают в любом кинотеатре. «Хорошие» времена можно было увидеть в красной линзе 3D-очков, а плохие — в синей.
4 место. «Црвена Звезда»
В 2018 году «Црвена Звезда», спустя 27 лет, вернулась в основной раунд Лиги чемпионов. И сербам сразу же досталась группа смерти с «ПСЖ», «Ливерпулем» и «Наполи». Зато фанаты команды на все три домашних матча подготовили три перфоманса на весь стадион! 4-ю строчку рейтинга по праву делят два из этих трех хорео.
«Црвена Звезда» — «Наполи»
«Црвена Звезда» — «ПСЖ»
3 место. «Шальке»
«Бронзовые медали» — за уникальный перфоманс в честь последней закрытой шахты в регионе. Для ультрас «Шальке» это важнейшее событие: в 1904-м клуб основали люди из рабочего класса, прошедшие обучение на местной шахте, и почти все болельщики были шахтерами. Плюс первое футбольное поле гельзенкирхенцев на Гренцштрассе построили благодаря местной шахте «Консоль». Именно отсюда и прозвище клуба — Die Knappen («Горняки»). Поэтому на недавнем матче против леверкузенского «Байера» фанаты «Шальке» подготовили перфоманс на шахтерскую тематику.
А на игре против «Нюрнберга» был красочный перф в честь дружбы между фанатами команд, которая берет начало с сезона 1980/1981.
2 место. «Айнтрахт»
Парни из франкфуртского «Айнтрахта» тоже в полном порядке. Фэны немецкого клуба сделали за год кучу разных и ярких перфомансов. Но я выделю три — все они были на домашних матчах группового этапа Лиги Европы. Я не смог выбрать из них лучший — думаю, вы меня поймете.
«Айнтрахт» — «Лацио»
«Айнтрахт» — «Марсель»
«Айнтрахт» — «Аполлон» (Лимассол)
1 место. «Легия»
Фанаты польского клуба за 365 дней сделали больше десятка невероятных шоу. Самое крутое из них показали на последнем домашнем матче против «Пяста» из Гливице. Перфоманс All Cops Are Balwans («Все менты — снеговики») — прямая отсылка к всемирно известной фразе All Cops Are Bastards. Только польское слово Balwans переводится не только как снеговик, но и как… «осел».
Этот антиполицейский перфоманс — ответ польских ультрас на массовые аресты фанатов по делу о незаконном обороте пиротехники. Тогда в Польше задержали 35 человек, провели 150 обысков, заблокировали 4 онлайн-магазина и изъяли 80 тонн пиро! Аналогичные операции были в Голландии и Германии. «Руки» «снеговика» на композиции представлены двумя файерами, а фоном хорео служили стробоскопы, которые символизировали снег. В общем, чума.