связь истории со смежными науками
« Межпредметные связи исторической науки с другими школьными предметами».
Просмотр содержимого документа
«« Межпредметные связи исторической науки с другими школьными предметами».»
Александрина Т.Н. – учитель истории, обществознания и географии. МБОУ Поклоновская ОШ. Х. Поклоновский, Алексеевский район, Волгоградской области. 2017 г.
Статья. (защита исследовательской работы)
Тема: « Межпредметные связи исторической науки с другими школьными предметами».
— проанализировать и обобщить изученный материал и сделать выводы.
1. Введение. Значимость данной темы. 2. Главы основной части доклада: 2.1.Роль истории как предмета в учебном процессе. 2.2. Сближение с социологией. 2.3 Гносеология и история. 2.4. Связь истории и географии. 2.5.Ведущая роль истории и социальной психологии. 3. Заключение. 4. Список источников и литературы.
Введение. История – мы уже знаем, в самом общем смысле означает всякий процесс развития природы и человечества; а также как наука (историческая наука) изучает во всей конкретности и многообразии существование отдельных индивидов в прошлом, а также социальных общностей людей и результатов их деятельности (равно как и взаимодействия) в хронологическом развитии. Центральное место в методологии истории на современном этапе заняли идеи междисциплинарного изучения прошлого за счёт интеграции исторической науки в единое исследовательское пространство с географией, экономической наукой, социологией, социальной психологией и иными науками. Уже из практики видно, что движение по этому пути позволило историкам увидеть новые горизонты исследований, способствовало возникновению новых дисциплин, лежащих на стыках с другими науками (историческая география, историческая демография, историческая социология, психоистория и т.д.). Параллельно осуществляется заимствование методического инструментария смежных наук. Так, например, с вовлечением в исследовательский оборот массовых источников в исторической науке получили распространение математические (количественные) методы. Из социологии в историю пришёл контент-анализ; использование подходов, выработанных психоанализом, часто применяется для объяснения мотивов поведения отдельных исторических персонажей.
При изучении материала я заметила, что в специальной литературе отмечается, в последние десятилетия гуманитарные науки с энтузиазмом обращаются к истории. В антропологии, литературе, философии, экономике, социологии, политической науке особенно удачно «работает»: проверка гипотез «данными из прошлого», изучение процессов во времени, подходы, основанные на различных исторических методах.
2.1.Роль истории как предмета в учебном процессе.
Если рассматривать основные теоретические проблемы истории как науки, то можно заметить, что история как единое целое многообразных проявлений прошлого, понятия исторической необходимости, динамики исторического развития, детерминизма в истории, проблему смысла и цели истории и пр. Для учащихся близка к образовательной также воспитательная функция, посредством которой осуществляется социализация отдельных личностей и подрастающих поколений. История является действенным средством в воспитании патриотических чувств. Историческая наука востребована обществом и властью в качестве одного из эффективных инструментов для разъяснения социальных и политических проблем, для поиска способов их разрешения.
2.2. Сближение с социологией.
2.3 Гносеология и история.
Из опыта можно сказать, что теория истории представляет собой область общих представлений об истории в целом или об отдельных исторических явлениях и процессах. Так как в теории рассматриваются общие проблемы изучения истории как реальности (онтология) и истории как познания (гносеология). Значит можно сделать вывод, что методология истории выступает как раздел исторической науки о методах познания. Она «является теоретическим выражением практики конкретно-исторического исследования в виде методов, принципов, научных исторических понятий и т.д. Обобщая практику исследовательской работы историка, методология даёт возможность осмысленно относиться к познанию, вырабатывать и сознательно применять приёмы, процедуры, способы, теоретические принципы анализа общих и частных конкретно-исторических проблем». Методология истории находится в тесной связи с развитием исследовательских методик. Они хотя и служат конкретным инструментарием специалиста, но и оказывают определённое воздействие на формирование методологической базы истории как науки.
2.4. Связь истории и географии.
На рубеже 20-21 вв. в исторической науке происходят сложные, неоднозначные и порой противоречивые процессы. С одной стороны, история сближается с другими гуманитарными, социальными и, отчасти, с естественными науками, в чём проявляется её интегральный характер. Осуществляется активное восприятие методов, разработанных иными науками. Вместе с тем продолжается дальнейшая дифференциация исследовательских направлений внутри самой исторической науки. По пространственно-географическому признаку историю принято разделять на отечественную (т.е. собственной страны) и всеобщую (т.е. зарубежных стран и народов). В свою очередь всеобщую историю подразделяют на национальную (иными словами, этническую) и региональную. Первая изучает историю отдельных стран и народов. Вторая объединяет истории связанных общими чертами культурно-исторического развития различных стран и народов. Сложность изучения региональной истории заключается в том, что понятие «исторический регион» достаточно условно, оно не совпадает по своим территориальным рамкам с устойчивым понятием «географический регион». К национальной истории примыкает краеведение (местная, локальная истории) – комплексная дисциплина, где ведущую роль наряду с историей играет география.
2.5.Ведущая роль истории и социальной психологии.
Можно теперь сделать вывод, о том, что центральное место в методологии истории на современном этапе заняли идеи междисциплинарного изучения прошлого за счёт интеграции исторической науки в единое исследовательское пространство с географией, экономической наукой, социологией, социальной психологией и иными науками. И наиболее сложной и трудно разрешаемой проблемой исторической науки, которую, наряду с частью историков, пытаются осмыслить философы и некоторые представители иных гуманитарных и социальных наук, является проблема наличия смысла в истории (философия история, историософия). Исследования показали, что поиск смысла истории осуществляется в рамках наиболее крупных мировоззренческих парадигм. Не смотря на то, что самым ранним по времени возникновения и имеющим немалое число адептов сегодня является понимание истории как воплощения Божественного промысла. Ведь Просветители 18 в. старались объяснить содержание и смысл исторического процесса как неуклонный прогресс развития разума и наук. Например, Г.В.Ф. Гегель и его последователи вернулись к телеологическому обоснованию сути истории на основе широкой абстракции и облекли сам процесс развития в диалектические формы. Что касается историков-позитивистов, то они фактически сняли проблему смысла истории, сосредоточившись на выяснении причинно-следственных связей между отдельными явлениями и событиями. Приверженцы марксистской идеологии прилагали усилия, чтобы рационалистически трактовать смысл истории, хотя создали фактически собственную телеологическую конструкцию на базе теории общественно-экономических формаций и классовой борьбы. Но как отмечается в специальной литературе, в последние десятилетия гуманитарные науки с энтузиазмом обращаются к истории. В антропологии, литературе, философии, экономике, социологии, политической науке, особенно удачно «работает» проверка гипотез «данными из прошлого», изучение процессов во времени, подходы, основанные на различных исторических методах. Прорабатывая источники информации и из опыта работы, я могу сказать, что некоторые специалисты усматривают угрозу расщепления исторической науки на отдельные подотрасли других наук. Во многом это обусловлено современными тенденциями развития общественного сознания, увлечённом доктринами постмодернизма с его безграничным релятивизмом, признанием совместного существования собственно научного и паранаучного знания, стиранием граней между подлинным исследованием и различными, как правило, «сенсационными» открытиями, которые обнародуются людьми, не обладающими профессиональной подготовкой и знаниями. Сегодня просто невозможно себе представить историю без исследовательское пространство с географией, экономической наукой, социологией, социальной психологией и иными науками.
4.Вестник РУДН, серия История России 2013г №3
5.О.С.Поршнева. Роль междисциплинарности в интеграции истории и социальных наук.
2.5. Связь методики обучения истории с другими науками
В связи с существенным обновлением и расширением методологической базы методических исследований принципиальному пересмотру подлежит вопрос о связи методики обучения истории с другими науками. В прежние годы круг сопредельных наук ограничивался историей, педагогикой и психологией.
Очевидно, что «органическая связь методики истории с сущностью самого преподаваемого предмета» (В.Г.Карцов) в любые времена будет осуществляться в содержании учебного материала, формирование которого происходит на основе данных исторической науки. Сначала методисты отрицали, что эта связь существует также в формах, способах и средствах изучения исторического процесса, используемых наукой и школой. Позднее под влиянием идеи «активизации учебного процесса» было признано, что «исследовательский метод, используемый в обучении истории в старших классах, позволяет в доступных формах и видах частично вводить учащихся в лабораторию учёного» (С.А.Ежова). Сегодня взаимодействие методики обучения истории с фундаментальной наукой рассматривается значительно шире, распространяясь на концептуальные основы и методы деятельности.
Безусловно, что и это далеко не полный перечень наук, имеющих отношение к методике обучения истории в современной школе. Например, появление в содержании курсов истории вопросов по истории и культуре народов России, быта, религии, экономики, социальных движений в разных странах мира и прочего предполагает установление связей с этнографией и этнологией, религиоведением, социологией, политологией, экономической теорией и другими науками. Регионализация школьного исторического образования актуализирует обращение к понятийному аппарату регионоведения и смежных с ним наук. Проектирование содержания исторического образования на профильном уровне ещё более расширяет круг наук, основы которых вливаются в его содержание.
1. Подумайте, какие науки могут быть дополнительно представлены на схеме 3. Перед заполнением пробелов выясните принцип расположения наук на схеме 3.
2. В каких случаях связь методики со смежными науками носит двухсторонний характер?
3. Как в вашей педагогической деятельности проявляется связь методики обучения истории с другими науками?
Связь методики обучения истории с другими науками
В связи с существенным обновлением и расширением методологической базы методических исследований принципиальному пересмотру подлежит вопрос о связи методики обучения истории с другими науками. В прежние годы круг сопредельных наук ограничивался историей, педагогикой и психологией.
Очевидно, что «органическая связь методики истории с сущностью самого преподаваемого предмета» (В.Г.Карцов) в любые времена будет осуществляться в содержании учебного материала, формирование которого происходит на основе данных исторической науки. Сначала методисты отрицали, что эта связь существует также в формах, способах и средствах изучения исторического процесса, используемых наукой и школой. Позднее под влиянием идеи «активизации учебного процесса» было признано, что «исследовательский метод, используемый в обучении истории в старших классах, позволяет в доступных формах и видах частично вводить учащихся в лабораторию учёного» (С.А.Ежова). Сегодня взаимодействие методики обучения истории с фундаментальной наукой рассматривается значительно шире, распространяясь на концептуальные основы и методы деятельности.
Безусловно, что и это далеко не полный перечень наук, имеющих отношение к методике обучения истории в современной школе. Например, появление в содержании курсов истории вопросов по истории и культуре народов России, быта, религии, экономики, социальных движений в разных странах мира и прочего предполагает установление связей с этнографией и этнологией, религиоведением, социологией, политологией, экономической теорией и другими науками. Регионализация школьного исторического образования актуализирует обращение к понятийному аппарату регионоведения и смежных с ним наук. Проектирование содержания исторического образования на профильном уровне ещё более расширяет круг наук, основы которых вливаются в его содержание.
Вопросы и задания
1. Подумайте, какие науки могут быть дополнительно представлены на схеме 3. Перед заполнением пробелов выясните принцип расположения наук на схеме 3.
2. В каких случаях связь методики со смежными науками носит двухсторонний характер?
3. Как в вашей педагогической деятельности проявляется связь методики обучения истории с другими науками?
3. Проблемы обновления учебно-методической литературы по истории в условиях кризиса классической («знаниевой») парадигмы образования и становления гуманистической парадигмы образования
3.1. Кризис классической («знаниевой») парадигмы
Образование в современном мире и в России как субъекте мирового сообщества не в полной мере отвечает потребностям и запросам человека и общества информационной эпохи. В мировой системе образования, а соответственно и в России, элементы кризиса проявляются в том, что человек в своём развитии отстаёт от динамично развивающегося мира, не воспринимает глобальные информационные потоки и не овладевает современной методикой работы с информацией. Выпускник школы за годы обучения не приобретает необходимый ему опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности.
Негативные моменты во многом вызваны тем, что выпускник общеобразовательной школы, как правило, получает формальное академическое образование, целью которого всё ещё остаётся приобретение знаний без должного опыта их применения. А сам процесс приобретения знаний не сопровождается накоплением опыта, связанного с самостоятельным поиском и обработкой информации, с овладением методологией её критического анализа и представления.
Таким образом, есть определённые основания говорить о современном кризисе традиционной («знаниевой») парадигмы образования, который во многом обусловлен изменением самого феномена знания и его соотношения с общественной практикой. Знания устаревают раньше, чем ученик успевает овладеть ими. Тем более устаревают знания, которые не имеют прямого применения на практике, в деятельности человека.
Сегодня в информационно насыщенном мире становится всё более заметной тенденция к снижению роли знаниевого компонента в системе образования и к постепенному возрастанию в ней значимости общих учебных (методологических) умений:
•адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему, основную и дополнительную, явную скрытую информацию);
•различать в социальной и историко-культурной информации факты и мнения, соответствующим образом анализировать и представлять эти данные;
•критически оценивать информацию;
•интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
•создавать разные информационные объекты, в том числе на основе использования информационно-компьютерных технологий;
•соотносить общие историко-культурные процессы и отдельные факты, выявлять в них существенные черты и группировать их по заданным признакам;
•выявлять общее и различное в сравниваемых объектах, объяснять причины различий;
•объяснять своё отношение к изучаемым объектам, самоопределяться в дискуссионных вопросах истории и современности, аргументировать свою точку зрения, проявляя уважение к иным взглядам и оценкам;
•использовать знания в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на принципах гуманизма, толерантности, диалога;
•экологически грамотно вести себя в окружающей среде и т.д.
Отметим, что в этом перечне, во-первых, выборочно представлены требования к уровню подготовки выпускников, включённые в федеральный компонент государственных стандартов школьного образования, т.е. приведены примеры методологических умений, предъявленных в качестве одного из компонентов целей и содержания образования российских школьников. Во-вторых, эти требования относятся к результатам общего образования не по одному, а по целому ряду на первый взгляд несопоставимых учебных предметов (русский язык, математика, информатика, география, иностранный язык, история, химия, обществознание и др.). Однако методологическое единство требований, определяющих результаты общего образования по разным учебным предметам, подтверждает тенденцию к изменению парадигмы общего образования, а не к частным новшествам в ней.
Связь истории Отечества с другими общественными науками
Авторская разработка на тему «Связь истории Отечества с другими общественными науками» по предмету «История Отечества» содержит 48 страниц, 2 рисунка, 12 таблиц и 36 источников.
Ключевые слова: История Отечества.
Объектом исследования является анализ условий «Связь истории Отечества с другими общественными науками». Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы «Связь истории Отечества с другими общественными науками» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.
В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы «Связь истории Отечества с другими общественными науками», в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления «Связь истории Отечества с другими общественными науками», изучалась природа темы «Связь истории Отечества с другими общественными науками».
Далее проводилось исследование актуальности «Связь истории Отечества с другими общественными науками» в современных условиях с привлечением статистических данных и научных публикаций последних лет.
В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы «Связь истории Отечества с другими общественными науками», в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы «Связь истории Отечества с другими общественными науками» и определены тенденции развития тематики «Связь истории Отечества с другими общественными науками».
Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий.
Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем «Связь истории Отечества с другими общественными науками».
В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 36 библиографических источников. Охарактеризуем некоторые из них:
Обозначенную проблему «Связь истории Отечества с другими общественными науками» рассматривает в книге «История Отечества в биографиях участников важнейших событий. Биографический словарь-справочник», изданной в 2002 году и содержащей 560 стр. Из описания книги можно сделать вывод, что
Также проблем регулирования современных вопросов по теме «Связь истории Отечества с другими общественными науками» касается В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков в монографии «История Отечества. С древнейших времен до наших дней». Данная книга была выпущена в издательстве «Академия» в 2012 году, содержит 360 стр.
В учебнике в доступной форме излагаются главные события истории России с древнейших времен до наших дней. Раскрываются важнейшие закономерности развития российской цивилизации. Большое место уделяется вопросам духовной жизни общества, культуре и быту, истории церкви. Даются портреты видных исторических деятелей. Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Книга будет полезна преподавателям, а также всем интересующимся историей.
Ряд актуальных проблем был затронут в книге «История России с древнейших времен. Книга 1». С. М. Соловьев определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2005 году в издательстве «Директмедиа Паблишинг». В описании книги сказано следующее.
Представленная работа посвящена теме «Связь истории Отечества с другими общественными науками».
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема «Связь истории Отечества с другими общественными науками» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Связь истории Отечества с другими общественными науками».
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Связь истории Отечества с другими общественными науками». Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Связь истории Отечества с другими общественными науками» определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Связь истории Отечества с другими общественными науками» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Связь истории Отечества с другими общественными науками» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа «Связь истории Отечества с другими общественными науками».
Теоретическое значение изучения проблемы «Связь истории Отечества с другими общественными науками» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Объектом данного исследования является анализ условий «Связь истории Отечества с другими общественными науками».
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы «Связь истории Отечества с другими общественными науками» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы «Связь истории Отечества с другими общественными науками». Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов «Связь истории Отечества с другими общественными науками».
В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы «Связь истории Отечества с другими общественными науками».
Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития «Связь истории Отечества с другими общественными науками».
По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.
Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы «Связь истории Отечества с другими общественными науками», круг вопросов и логическую схему ее построения.
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания работы по теме «Связь истории Отечества с другими общественными науками» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Связь истории Отечества с другими общественными науками», справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Свяжитесь со мной, если вам нужна консультация по этой теме или сопровождение.
Спасибо, ваше сообщение отправлено
В ближайшее время мы пришлем сообщение с ценой и возможными сроками консультации. Если Вас все устроит, то мы начнем работать.
Если никто из сотрудников не сможет вас проконсультировать, то мы сообщим об этом письмом в течение суток.