святица ляховичский район история
ЛЯХОВИЧИ (ЛЯХОВИЧСКИЙ РАЙОН)
В письменных источниках Ляховичи впервые упоминаются в 1492 году как центр Ляховичской волости. В это время Ляховичи были не только аграрно-торговым поселением, но и административно-хозяйственным центром крупного феодального имения. Свое название они получили, вероятно, от первых поселенцев – ляхов (поляков), которые нашли себе отчизну на гостиной западно-русской земле.
В первой половине XVI века принадлежали Гаштольдам. С 1551 года Ляховичи принадлежали великому князю Сигизмунду Августу, который являлся не только владельцем так называемых «господарских» владений, но и одним из крупнейших феодальных землевладельцев Великого княжества Литовского.
В 1572 году Ляховичи и некоторые другие частновладельческие имения Сигизмунда Августа были обменены на имение Свислоч пана Яна Еранима Ходкевича. Последний был представителем украинских магнатов, по своему вероисповеданию был кальвинистом и имел титул «графа на Мыши и Шклове».
В 1579 году, после смерти Я.Е. Ходкевича, Ляховичи перешли к его старшему сыну гетману Великого княжества Литовского Яну Каролю Ходкевичу, который вместо деревянного построил в Ляховичах бастионный замок, преобразив его в неприступную крепость «Ляховичская фортеция». Построенный на левом берегу речки Ведьма, замок занимал островное положение. Его окружала река, перегороженная плотиной. Попасть в крепость можно было только по разводному мосту через наполненный водой ров и ворота башни. В центре укрепления стоял двухэтажный дворец. Я.К. Ходкевич, известный полководец, с этого времени начал писать свой титул «граф на Ляховичах».
В ходе антифеодального восстания зимой 1595-1596 годов Казацкие загоны С. Наливайко и М. Шавулы безуспешно штурмовали стены Ляховичского замка.
В 1635 году город переходит дочери Анне, которая была замужем за сыном Льва Сапеги, Яном Станиславом. Ляховичская крепость в XVII веке считалась одной из самых значительных в Беларуси.
В середине XVII века во время войны России с Речью Посполитой русские войска воеводы А.М. Трубецкого (1655 год) и воеводы И.А. Хованского (1660 год) пытались занять Ляховичи, однако, осада закончилась безрезультатно во многом потому, что гарнизон замка не пошел ни на какие уступки неприятеля.
Во время Северной Войны Ляховичский замок испытал на себе осаду войск шведского короля Карла XII. Затянувшаяся осада Ляховичского замка закончилась только тогда, когда у гарнизона закончились боеприпасы и провизия. Около полуторатысяч казаков, составлявших гарнизон замка, после продолжительного штурма были вынуждены его сдать. Шведы разрушили укрепления замка.
По второму разделу Речи Посполитой в 1793 году Ляховичи вошли в состав России. С 1795 года – центр волости Слуцкого уезда Минской губерни.
После завершения строительства участка Полесской железной дороги Барановичи–Лунинец в 1885 году население Ляхович начало увеличиваться, местечко приобрело торговое значение.
С 1915 по 1918 год Ляховичи находились в русской прифронтовой полосе Первой мировой войны.
18 февраля 1918 года местечко оккупировали войска кайзеровской Германии, что не позволило закрепиться здесь Советской власти, которая восстановилась здесь в декабре 1918 года после наступления Красной Армии.
В годы буржуазной Польши Ляховичи – центр гмины (волости) в Барановичском повете Новогрудского воеводства.
18 сентября 1939 года в Ляховичах вновь восстановлена Советская власть.
С 24 июня 1941 года по 6 июля 1944 года Ляховичи были оккупированы немецко-фашистскими войсками. Память о жертвах фашизма сохраняется в 43 братских могилах, памятниках, обелисках и мемориальных досках. На левом берегу Щары близ деревни Мазурки сооружен курган Славы на месте боев Советской Армии против наступающих немецких войск в первые дни войны.
С 1954 года Ляховичский район включен в состав Брестской области.
В городе, на левом берегу реки Ведьма, на месте, где находился замок «Ляховичские фортеции», в 1999 году установлен памятный камень-валун с изображением герба города Ляховичи и охранным знаком, а в центре города возведен мемориальный знак в знак памяти всех предков ляховичан.
В настоящее время основная жилая зона города расположена на левом берегу реки.
Статистика
Религия
С середины XIX века здесь действовал Крестовоздвиженский храм, взорванный в 1960-х годах. С этого времени богослужения проводились в молитвенном доме на городском кладбище.
В 1992 году был построен новый Крестовоздвиженский храм.
С 12 марта 1997 года город является центром Ляховичского благочиния Пинской епархии.
Храмы города
Храмы благочиния
Известные уроженцы
Ляховичские старшеклассники исследовали уникальные страницы спасения и гибели своих предков
Иваново воскрешение
Ляховичские старшеклассники исследовали уникальные страницы спасения и гибели своих предков
В ВОЕННОЙ истории Ляховичей есть удивительный факт. Во времена ВКЛ этот населенный пункт считался неприступной крепостью, причем в ней даже спрятали знаменитую Белыничскую икону Божией Матери, о которой упоминалось в одном из выпусков нашего проекта. Спустя три столетия неподалеку от деревни Ольховцы в день святого Иоанна разыгралась драма с более трагическим финалом.
Подробностями этой и других историй, случившихся во время Великой Отечественной войны с их прадедами, поделились ученики Малогородищенского детского сада — средней школы.
Искали одного — убили всех
Местная жительница Софья Пилипчик вспоминала:
— Ни с того ни с сего убили Ажаля. Когда он зашевелился, фриц подбежал и выстрелил ему в ухо. И не стало Ивана…
Всех жителей деревни согнали на улицу. Офицер скомандовал выйти вперед всем Иванам. Таких оказалось шестеро. А ведь был как раз их праздник… Однако немцам показалось, что этого мало, и их командир вывел из толпы еще несколько молодых крепких парней. Всех жителей погнали к лесу с поднятыми руками. Там сельчан заставили выкопать яму. На мосту уже стоял пулемет. Кто-то из парней крикнул:
— Братцы! Так это же нас будут расстреливать! Бежим…
Пулеметная очередь оборвала этот крик, ни одному не удалось спастись. Жительница Ольховцев Анна Пилипчик называла тот день самым страшным в своей жизни. Убили ее мужа и брата — оба были Иванами. С супругом они одногодки, прожили вместе шесть лет.
Почему так внезапно фрицы нагрянули в деревню? Вспоминал об этом старожил Юлиан Попченя:
— На территории Ольховцев во время войны почти не велось военных действий, поэтому в нее съезжались беженцы из других городов и деревень. Один из них, раненный на территории деревни Святица, прошел немалый путь в надежде на приют. Звали его Иваном… Немцы пытались найти именно его, обошли дома, но у них ничего не вышло. Тогда решили наказать всех его тезок.
На следующий день погибших похоронили на кладбище в Петуховщине — проводить Иванов в последний путь пришла вся деревня. Сейчас на месте расстрела стоит памятник. Иван Ажаль, 1920 г.р., Иван Бортник, 1916 г.р., Иван Масловский, 1910 г.р., Иван Пилипчик, 1914 г.р., Иван Страмоус, 1921 г.р., Иван Сморщок, 1915 г.р… А еще Иосиф, Василь, Алексей — их родные и односельчане.
Не любил, чтобы жалели
Одиннадцатиклассница Мирослава Карпович занялась исследованием прошлого своих прадедушек несколько лет назад. Оба умерли молодыми вскоре после войны. Вышло так, что подробности об их наградах и подвигах правнучка нашла благодаря современным технологиям — информации на сайте «Подвиг народа».
Дед ее отца Анатолий Карпович родился в 1907 году. Ко времени освобождения нашей страны от коричневой чумы у него было уже четверо детей, ждали пятого. И хотя отец был единственным кормильцем, в 1944 году решил уйти на фронт добровольцем. Анатолий Викентьевич стал разведчиком, командовал взводом. В наступательных боях в районе бухты Штетинец в марте 1945 года во время ночной засады Карпович первым заметил группы немцев и огнем своего пулемета «рассеял их и обратил в бегство, истребив при этом четверых солдат», как позже написал его командир в наградном листе к ордену Красной Звезды. Спустя неделю после этого боец заслужил еще и орден Отечественной войны II степени.
Но рассказать хочется о другой детали, еще одной своеобразной шутке судьбы, которую она сыграла с Анатолием. Мирослава узнала о ней из рассказа бабушки, Нины Анатольевны Карпович. Уже после победы над Германией при построении бойцам объявили, что нужны добровольцы для отправки на Дальний Восток — противостояние с Японией продолжалось. Карпович собирался сделать шаг вперед, но неожиданно с чердака соседнего дома началась стрельба, пуля попала ему в руку. После госпиталя правая кисть была недееспособна, и Анатолий вернулся домой. Работал бухгалтером и прожил недолго — до 1956 года.
Еще один прадедушка Мирославы, на этот раз по линии матери, Александр Столяр во время войны был сапером. В бою под Кишингером получил тяжелое ранение правой руки, и в итоге ее лишился. Вот так — оба прадеда без рук. При этом Александр Александрович, как вспоминали родственники, не терпел людской жалости. Несмотря на увечье, работал в хозяйстве, поднял с женой четырех дочерей.
Мать упала в обморок
Девятиклассник Сергей Лешик изучал не только историю своей семьи — он записывал также воспоминания одной из односельчанок, узницы фашистских лагерей Евгении Кудин. На момент начала войны ей было всего десять лет, семья Жени жила неподалеку от города Почеп Брянской области. Однажды в их дом пришли фашисты, как и в белорусские Ольховцы, пятерых малышей выгнали на улицу, мать арестовали, а дом сожгли. Детям соседи посоветовали податься в город. Там чудом они встретились с матерью. Но радость была недолгой — всю семью отправили в концлагерь в Слуцке. Три барака были забиты людьми, в четвертом умирали тифозные больные… Однажды, когда было особенно холодно, девочка забралась именно в это сооружение в поисках топлива для обогрева. Когда вернулась, ее одежда кишела вшами. Пришлось выжигать их над костром. Под разрезанной проволокой Женя несколько раз выбиралась из концлагеря, чтобы принести с соседних огородов моркови и капусты больной матери и маленьким братьям и сестрам.
Осенью их погнали в другой концлагерь, под Лесной. Оттуда мало кто возвращался живым… Семью Кудин везли на старом больном коне. У деревни Подсоколье он упал прямо на дорогу. Полицаи оставили семью на попечении местного старосты Юрия Волка, наказав найти нового коня и догнать обоз. Однако он вместо этого спрятал их на щербовском хуторе. Так и выжили. Отец нашел их после войны, и семья осела в Малом Городище. Евгения Петровна жива, но встретиться с ней не удалось, тяжело ей вспоминать о пережитом. Но детям старается не отказывать.
Прадед Сергея Андрей Карпович как минимум дважды был в шаге от смерти, пережил ужасы Майданека (лагеря смерти Третьего рейха на окраине польского Люблина). Служил вторым номером при танковом пулемете. Был случай, когда при обстреле Андрея Степановича засыпало песком в окопе так, что он не мог выбраться в течение двух суток, хотя все еще дышал. Нашла его немецкая овчарка. Военнопленного отправили в концлагерь под Люблин. На двадцать пять квадратных километров раскинулась эта фабрика смерти с полями заключения, межпольями, газовыми камерами, крематориями, рвами, где расстреливали, виселицами. И все же донельзя истощенный белорусский «Иван» из ляховичской деревни Малое Городище, весивший 38 килограммов и уже запертый в газовой камере, выжил! Узники, приготовившиеся к смерти, услышали стрельбу — их освободили буквально в последний момент перед гибелью. После этого Андрей попал в госпиталь, а его родные в это время считали его пропавшим без вести, практически потеряв надежду. Но тот решил сделать им сюрприз. Едва встав на ноги, добрался до Барановичей, а дальше пошел пешком. Возле деревни Гуково кончились силы, но выручил односельчанин — подвез на велосипеде. Соседи крикнули матери и сестре, что к ним в дом зашел незнакомец. Сам Андрей в это время специально спрятался. Когда он показался родным, мать потеряла сознание. После войны ее практически воскресший сын работал в школе, вырастил пятерых детей и дожил до 1998 года.
Что можно к этому добавить? Бесчисленное множество наших Иванов полегло там, на полях войны, в ее воронках, расстрельных рвах и газовых камерах. Но многие выжили и вернулись. И родили детей, внуков и правнуков, которые и сегодня помнят об их стойкости и любви к жизни.
Фото Владимира ШЛАПАКА, из личных архивов, с сайта «Военный альбом»
Те же фамилии, те же традиции, те же дела. Репортаж о белорусской деревне, хранящей тайны четырехсот лет
Когда-то по белорусским деревням вальяжно разъезжала дробная шляхта с воткнутыми в возы сена шпагами, по выходным гудели колоритные вечеринки, а на праздники устраивались настоящие карнавалы. Теперь тут можно встретить только изглодавшую по общению старушку да сосредоточенного, но уже веселого деда, одной рукой держащего руль велосипеда «Аист», а второй — укрытую в удобном кармане серого пиджака бутыль вина с пластмассовой пробкой. Сегодня здесь нет работы, нет детей, нет развлечений. С виду здесь вообще ничего нет. Но это только на первый взгляд. Сами того не зная, белорусские деревни веками хранят традиции, которых, однако, не станет с последним стариком. Вместе с историком Игорем Угликом, который больше десяти лет провел в экспедициях по Беларуси, отправляемся в ничем вроде бы не примечательное село, чтобы разгадать все его неочевидные загадки.
Доцент, кандидат исторических наук Игорь Углик объездил каждый уголок Беларуси и везде находил что-то новое: традиции, слова, обряды, архитектуру, людей. Говорит, встречал даже ведьм (во всяком случае, так считали они сами и все деревенские). Недавно на глаза историку попалось старое академическое издание с описанием деревень XVII века. В некоторых местечках историк бывал уже не раз, а потому подметил любопытную вещь: в двух селах Клецкого района фамилии жителей сохраняются уже как минимум четыреста лет.
Первым делом отправляемся в деревню Блевчицы. Не считая приехавшей автолавки и юбилея бабы Ларисы, из событий недели здесь только вчерашний дождь. Такой выпуск афиши не спасла бы даже Джессика Альба (на самом деле, спасла бы). Подобные деревни рассыпаны по всей стране и мало чем отличаются друг от друга: деревянные дома, пластиковые пальмы, плохие дороги и простые люди.
Историк открывает тетрадь с записями, зачитывает фамилии семей, которые жили здесь четыреста с лишним лет назад, и предлагает начать экскурсию со старого кладбища. Чуть поодаль от новых захоронений находим довольно старые с бетонными надгробиями. Прочесть надписи на большинстве памятников конца XIX века не удается, но несколько фамилий разглядеть все же возможно. Из совпадающих — Кобрин, Тупица, Варвашеня, Варченя и Лапотко (Лопатко).
Одиннадцатикратный чемпион: история шахматиста Вячеслава Дыдышко из Ляховичского района
В шахматной периодике почти не встречается биографических сведений об 11-кратном чемпионе Беларуси по шахматам Вячеславе Дыдышко. Правда, в интернете есть указание на место рождения шахматиста – вблизи Гомеля. Хотелось бы несколько восполнить этот пробел.
Наш земляк родился 10 марта 1949 года в д. Святица Ляховичского района в многодетной семье. В которой каждый был приучен с полной самоотдачей относиться к порученному делу, своим обязанностям. Пять детей из этой крестьянской семьи получили дипломы о высшем образовании. Вячеслав, как и два брата и сестра, окончил школу с золотой медалью. Он активно участвовал в художественной самодеятельности, писал стихи и сатирические басни (кстати, школьную тетрадь с ними сохранила сестра Вера). Еще дошкольником внимательно следил за игрой в шахматы старших братьев и их друзей. И так постигал шахматные правила. Во время одной из партий маленький Славик подсказал удачный ход. Старших это задело, и они предложили мальчику попробовать свои силы. И мальчик успешно переиграл соперников.
После этого он неоднократно выступал в местных, районных и областных соревнованиях; часто выигрывал шахматные поединки. Так постепенно к Славе пришла шахматная слава. Даже до сих пор в родительском доме сохранилось несколько шахматных досок, на которых играл будущий гроссмейстер. Об игре святитского школьника положительно высказался известный брестский тренер Владимир Шапиро во время областных соревнований в 1962 году: «Приятной неожиданностью на командном областном первенстве среди районов и городов был успех юных шахматистов Ляховичского района, которые заняли 2-е место. Они сумели опередить такие сильные команды, как Пинск и Барановичи. 9 очков из 16 набранных ляховичской командой принесли ей братья Вячеслав и Владимир Дыдышко. Они заняли первые места на 1 и 2 досках. Зрелую и вдумчивую игру продемонстрировал шестиклассник Вячеслав Дыдышко, который за 18 ходов сумел разгромить позицию опытного брестского перворазрядника А. Жешко».
После шестого класса Вячеслав принял серьезное решение в жизни: переехал в минский спортинтернат для шахматного совершенствования. Там жил в общежитии, совмещал школьную учебу и напряженные занятия шахматами. Мальчику пришлось нелегко морально и материально. Тем не менее он проявил характер, настойчивость, целеустремленность, недюжинные способности. Блестящая учеба в школе отмечена золотой медалью, как и у двух братьев и сестры. Затем Вячеслав получил диплом на «отлично» о заочном окончании серьезного математического факультета БГУ.
Следует припомнить интересный случай из студенческой жизни. На экзамене всей группе было предложено решить трудную задачу. Никому из однокурсников не удалось справиться с ней. Только Вячеслав доказал, что в условии задачи была допущена ошибка и она не решается.
В столице В. Дыдышко долгое время трудился инженером-конструктором на государственном подшипниковом заводе, в конструкторско-технологическом бюро ИСиА Госстроя БССР, заведующим отделом вычислительного центра УСУ республики. И всё это время он занимался самообразованием, расширял свой кругозор. И одновременно выступал в шахматных соревнованиях, обучал детишек азам этой древней игры. Долгими вечерами настойчиво и самостоятельно анализировал шахматные партии, искал лучшие продолжения в дебютных вариантах. И по-хорошему завидовал Виктору Купрейчику, который это выполнял с помощью компьютера. Талант и большая работоспособность, настойчивость и высокий интеллект привели Вячеслава на вершину шахматного мастерства – стал мастером спорта (1967), международным мастером (1982), 11-кратным чемпионом Беларуси (1965, 1971, 1973, 1979, 1980, 1982, 1988, 1992, 1998, 1999, 2006), серебряным призером чемпионатов республики 1977, 1986, 1994, 2001, 2003 і 2004 годов и бронзовым – 1976, 1978, 1983, 2002 гг. В активе шахматного маэстро немало побед: всесоюзные турниры мастеров с участием шахматистов Прибалтики и Беларуси (Baltic Chess Championship 1973 і 1974), Мемориал Рубинштейна (Поляница-Здруй,1983), международный фестиваль «Берлинское лето-1995», 31-я Всемирная шахматная олимпиада в Москве (2004, малая золотая медаль за 1-е место на 5-й доске (9 очков из 11, 81,8% очка), Мемориал Болеславского (Минск, 2005)…
Из высказываний маститых шахматных маэстро следовало «по мастерству, уровню и пониманию игры В. Дыдышко находится на уровне с элитными шахматистами». Любители древней игры хорошо помнят виктории минчанина над Анатолием Карповым (чемпионат СССР до 18 лет), Петром Свидлером (Олимпиада-1994 в Москве), Евгением Бареевым (в 2006 году), Львом Псахисом и Андреем Соколовым (когда они были в пике славы), даже огорчил самого Гарри Каспарова (Мемориал Сокольского в Минске, 1978)… Вячеслав был одним из сильнейших мастеров Советского Союза. Он достойно защищал честь нашей республики на спартакиадах и командных чемпионатах СССР, на Всемирных шахматных олимпиадах, участвовал в полуфиналах Союза. На протяжении долгих лет В. Дыдышко усердно трудился тренером по шахматам (с 1992 года по сей день). Учил детей не только шахматам, на занятиях использовал многочисленные знания по истории, географии, математике… Из его воспитанниц – наиболее успешная Анастасия Зезюлькина. Она – двукратная чемпионка мира среди девушек до 16 лет, 6 раз завоевывала «золото» в женских чемпионатах РБ… За успешный тренерский труд В. Дыдышко присвоено звание заслуженного тренера нашей страны. По результатам опроса, проведенного шахматным порталом openchess.by вместе с Белорусской федерацией шахмат среди тренеров, игроков и журналистов, лучшим тренером 2010 года признан Вячеслав Дыдышко, приняв эстафету у лауреата 2009 года брестчанина Владислава Каташука. Указом Президента Республики Беларусь от 27 мая 2013 года №238 за плодотворную работу, примерное исполнение служебных обязанностей и высокое профессиональное мастерство ему, тренеру-преподавателю по шахматам СДЮШОР-11, присвоено почетное звание «Заслуженный тренер Республики Беларусь».
Среди любителей этой древней игры хорошо известна книга В. Дыдышко «Логика современных шахмат» (Минск, 1984). Международный мастер уроженец Кобринщины тренер юношеской сборной Чехии Сергей Березюк считает это издание одним из лучших как для тренеров, так и шахматистов. Березюк с удовольствием использует эту книгу в ежедневном тренерском труде.
Вячеслав Иосифович успешно выступал в ветеранских чемпионатах мира. Так, в 2010 году в Италии на чемпионате мира среди сеньоров (224 участника) наш гроссмейстер поделил 1 – 3 места. По дополнительным показателям – бронзовая медаль. Во время проведения турнира «Буг-2000» в Бресте шахматисты и гости с неослабевающим вниманием, интересом наблюдали за партиями Дыдышко. Во время партий гроссмейстер изредка прогуливался по коридору, и мне удалось побеседовать с ним. Следует добавить, что минчанин интересен как собеседник, пользуется заслуженным уважением среди шахматистов. Интернет сообщает: с 1966 по 2018 годы Дыдышко сыграл 973 партии. Добыл 390 (40,08 %) побед при 415 (42,65 %) ничьих и 168 (17,27 %) поражениях. Многие шахматисты и друзья минчанина отмечают у В. Дыдышко скромность, большую начитанность, уместный юмор, ответственность, обязательность. Не зря вся его квартира обставлена многочисленными полками с книгами и журналами. В большой домашней библиотеке можно найти издания различной тематики. Кроме того, квартиру украшают оригинальные изделия супруги, большой рукодельницы (вышиванки, пледы, картины…). Они, как замечают гости добродушных хозяев, могли найти почетное место на выставках и в музеях республики. И теперь, находясь на заслуженном отдыхе, ветеран достойно трудится шахматным тренером-преподавателем в Республиканском центре олимпийской подготовки по шахматам и шашкам. Пожелаем Вячеславу Иосифовичу крепкого здоровья и творческих успехов!
Виктор ЖУК,
г. Брест
Фото из открытых интернет-источников
Путешествие одного дня: Ведьма, миниатюры, храмы и уют – что посмотреть и чему удивиться в Ляховичах
День города праздновали 18 сентября Ляховичи, самый близкий к Барановичам райцентр, можно сказать, город-спутник Барановичей. Но этот город значительно старше нашего – известен с XV столетия и имеет большую и славную историю.
Костел Сердца Иисуса в Ляховичах. Фото: planetabelarus.by
Как добраться
Расстояние между городами Ляховичи и Барановичи всего 18 км, почти каждые полчаса-час ходят автобусы. Потому доехать в Ляховичи вообще не проблема.
Фото: Никита Пастухов
Что посмотреть
Через Ляховичи протекает река со страшным названием Ведьма, которая является притоком Щары.
Фото: Никита Пастухов
Фото: Никита Пастухов
На набережной Ведьмы размещены миниатюрные макеты различных архитектурных памятников региона. Получается, что можно, не выезжая из города, осмотреть все основные достопримечательности района.
Здесь, на реке Ведьме, когда-то находился знаменитый в Речи Посполитой ляховичский замок. Построен он был в конце XVI века Яном Ходкевичем. Это оборонительное укрепление, которое располагалось на возвышенном левом берегу реки, было со всех сторон окружено рвом. Внутри замка находился двухэтажный каменный дворец, одноэтажный каменный арсенал и потайной ход. На протяжении XVI века замок не раз переживал осады то московских войск, то казаков. Во время 13-летней войны с Московским княжеством (1654–1667) замок выдержал полугодовую осаду. По легенде, в Ляховичах остановилась повозка, в которой монахи увозили от наступающих московских войск икону Белыничской Божьей матери. Кони отказывались дальше ехать. Это посчитали Божьим знаком, и икону разместили в замке, где также остались и монахи.
Кстати, в ходе войны, к 1661 году, Ляховичи оставались единственным замком на территории современной Беларуси, не занятым Московским княжеством. Победа войск ВКЛ и Короны в битве под Полонкой над воеводой Хованским позволила снять осаду замка. После этого началось освобождение ВКЛ от войск Московского княжества.
Однако в 1706 году, во время Северной войны, ляховичский замок был полностью разрушен. В этой чужой для нашей страны войне российские войска месяц обороняли замок от шведов, а после его сдачи те разрушили стены. До наших дней от замка практически ничего не сохранилось, правда, местные краеведы указывают на дома, ближайшие от замчища, фундамент которых, возможно, сделан из старинного кирпича и кладки.
Теперь на месте замка установлен памятный камень. Советую всем посетить это место, тем более что расположено оно рядом с автовокзалом.
Фото: Никита Пастухов
Центр Ляховичей мне очень понравился. В городе есть две большие досмотренные площади и атмосферная застройка. Как сказали местные, вся эта красота появилась здесь после «Дажынок». Возле исторических зданий или мест, где они когда-то располагались в Ляховичах, есть табличка с краткой историей. Так, можно легко узнать, где находилась синагога, а где «крама гаспадарчых тавараў» 1880 года постройки.
Фото: Никита Пастухов
Фото: Никита Пастухов
Отлично смотрится в центре города и памятник в виде часовни, возведенный в честь основания Ляховичей, и новые лавочки, которые в день моего визита как раз устанавливали. Как мне кажется, главное в центре этого городка – уют. И каждый, гуляя здесь, может насладиться им и найти для себя интересные места.
Фото: Никита Пастухов
Фото: Никита Пастухов
Фото: Никита Пастухов
Также я рекомендую при посещении Ляховичей посмотреть местные храмы. Красиво смотрится неоготический костел Сердца Исуса, построенный в 1990-х годах. Территория возле костела ухоженная и красивая – как за границей!
Фото: Никита Пастухов
Фото: Никита Пастухов
Фото: Никита Пастухов
Фото: Никита Пастухов
Второй, костел святого Юзафа, был построен еще в 1907 году. Он был возведен в стиле неоготики, но в послевоенное время в костеле разместили поликлинику. Храм вернули верующим лишь в 2010-х годах. В здании требовался ремонт, и освятили костел только был в 2019 году. Его восстановление продолжается и сейчас.
Фото: Никита Пастухов
На старом ляховичском кладбище можно посмотреть православный Крестовоздвиженский храм. Раньше церковь (бывший костел бернандинцев, переделанный в 1867 году российскими властями православным) располагалась в центре города. Во время войны она была частично разрушена, а в 1960-х годах по решению советских властей взорвана.
Крестовоздвиженская церковь в Ляховичах. Фото: planetabelarus.by
Богослужения стали проводиться в деревянной церкви на кладбище, которую в 1989 году начали расширять и обложили кирпичом.
Здесь же, на кладбище возле храма, сохранились, правда, в руинах, католические каплицы XIX столетия. В одной из них сохранился металлический памятник с крестом Доминику Рейтану.
Где перекусить
Ляховичи однозначно можно назвать городком фастфуда, ведь на примерно 10 тысяч жителей можно найти несколько ларьков с шаурмой (которая в Ляховичах достаточно вкусная) и другой быстрой едой. Также в центре города есть и другие точки общепита, значит, голодными вы здесь точно не останетесь!
Фото: Никита Пастухов
Где зачекиниться в «Инстаграм»
В первую очередь возле памятного знака в честь ляховичского замка. Пусть древней крепости сейчас и нет – но память о её величии должна жить еще долгие века. Ну и как мы упоминали, центр Ляховичей отлично реконструирован и здесь можно найти много мест для фото.
Ляховичи – самобытное местечко бывшего Великого Княжества Литовского со своим шармом и историей. Даже в выходной осенний или зимний день можно смело туда ехать перекусить фастфудом с горячим кофе, полюбоваться на неоготические башни костёлов и узнать информацию по табличкам об истории зданий в центре города.
Присоединяйтесь к нам в Viber или Telegram, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или иметь возможность обсудить тему, которая вас взволновала.