свободные люди в древней руси

Категории населения. «Русская Правда»

О социальной структуре древнерусского общества нам известно из древнейшего юридического памятника — «Русской Правды» (юридический памятник, основанный на нормах обычного права и прежнем княжеском законодательстве). «Русская Правда» состоит из «Правды Ярослава» (первые 17 статей) и «Правды Ярославичей», сыновей Ярослава Мудрого, «Устава Владимира Мономаха». «Правда Ярослава» регламентирует отношения между свободными людьми прежде всего в среде княжеской дружины. «Правда Ярославичей» же уделяет большее внимание отношениям внутри княжеской или боярской вотчины с зависимым населением.

«Русская Правда» дает сведения о развитии феодальных отношений, образовании классов и классовой борьбе, категориях феодально‑зависимого населения, землевладении и земельной собственности, политическом строе, о быте, нравах человека Древней Руси.

Имеется более 100 списков «Русской Правды» и три редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная. По Краткой «Правде» можно проследить становление феодальных отношений, в Пространной «Правде» отразилось уже развитое древнерусское феодальное право, третья редакция «Русской Правды», Сокращенная, самая поздняя.

Феодальное землевладение начинает складываться во второй половине XI в. (как церковное и монастырское землевладения). В XII в. образуется вотчина (наследственное земельное держание), княжеская и боярская. Верховным собственником боярской вотчины был князь, который имел право ее отнять.

До середины XII в. господствующей формой собственности была государственная собственность, а господствующим видом эксплуатации — взимание дани. При этом полюдье выполняло две функции — взимание дани и кормление дружины.

Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов. Княжеские дружинники, осевшие на земле, получали земли в управление и собирали в них дань от имени князя, оставляя часть себе. Родоплеменная знать, разбогатевшие общинники, давая в долг в голодные годы, могли обращать в зависимых своих общинников. Мужи вольные — это сельское и городское население (купцы, ремесленники, общинники — свободные смерды). Княжеская и местная аристократии стали известны как боярство, а сила и социальный престиж боярства как класса опирались на обширные земельные владения.

«Русская Правда» дает широкий перечень лиц княжеской администрации, выполнявших государственные функции управления и сбора налогов: княжий тиун (правитель‑наместник князя в городе, занимавшийся делами текущего управления и творивший суд от имени князя); мытник (человек, собиравший торговые пошлины); вирник (человек, собиравший «виру» — деньги, выплачиваемые преступником в пользу князя за совершение преступления); емец (собирал «продажи» — плату в пользу князя, вносимую преступником за кражу).

Функции управления личным хозяйством князя исполняли: ключник; княжий тиун огнищный, или огнищанин (от слова «огнище» — дом, управитель личным хозяйством князя); княжий конюх, конюший, повар, сельский слуга и другие лица в хозяйстве князя.

С развитием городской жизни и торговой деятельности в составе свободных людей, или «мужей», стали различать горожан от сельского населения. Горожане назывались «градскими людьми» и делились на «лучших», или «вятших», то есть зажиточных, и «молодших», или «черных», то есть бедных. По занятиям своим они назывались «купцами» и «ремесленниками».

Все свободное население Руси называлось людьми, отсюда пошел термин «полюдье». Значительная часть населения была лично свободна, но платила дань в пользу государства. Сельское население называлось смердами. Смерды могли жить как в свободных сельских общинах, так и в вотчинах феодалов и князей, являясь при этом лично зависимыми.

«Русская Правда» знает уже несколько категорий лично зависимых крестьян — закупов, холопов, рядовичей. Феодально‑зависимое население пополнялось из рядов свободного, т. е. происходил процесс закрепощения. Другим источником его пополнения были немногочисленные рабы (часто пленники‑иноземцы), лично зависимые от князя или бояр‑дружинников и посаженные на землю в вотчинах.

Смерды — феодально‑зависимое население в княжеской или боярской вотчине. Смерды лично были свободны, но их правовой статус ограничивался, поскольку они подчинялись специальной юрисдикции князя. В Новгороде и Пскове высшая власть над смердами принадлежала не князю, а городу. Смерды должны были платить государственные налоги, в особенности так называемую дань. Другой обязанностью смердов была поставка лошадей для городского ополчения в случае большой войны.

Полусвободные. Связь между полусвободными и их господами была чисто экономической, поскольку это было отношение между кредитором и должником. Как только долг выплачивался с процентом, должник вновь становился полностью свободным. Особенность отношения состояла в том, что долг должен был выплачиваться не деньгами, а работой, хотя не было возражений на его выплату деньгами, если должник неожиданно обретал достаточную для этого сумму. Такой должник (закуп) был фактически контрактным работником. Рядовичи заключали «ряд» (договор) и отрабатывали деньги или услугу за определенный срок по этому договору. Вдачи, мужчины или женщины, «отдавались» на временную службу господину. Это делалось в основном во времена отчаяния — в период голода или после опустошительной войны. Еще одна категория полусвободных — изгои. Источники в качестве феодально‑зависимого населения называют также отпущенников, задушных людей, пращенников и вотчинных ремесленников.

В Киевской Руси несвободной частью населения были рабы. В X-XII вв. рабов‑пленников называли «челядь». Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам, назывались холопами. Источниками холопства являлись самопродажа, женитьба на рабе «без ряду», вступление «без ряду» в должность тиуна или ключника. В холопа автоматически превращался сбежавший или провинившийся закуп. За долги в рабство могли продать обанкротившегося должника. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг.

Рабство в Киевской Руси было двух типов: временное и постоянное. Последнее было известно как «полное рабство» (холопство обельное). Основным источником временного рабства было пленение на войне. Временное рабство могло закончиться после совершения достаточного объема работ.

Церковные люди. Русское духовенство может быть разделено на две группы: «черное духовенство» (монахи) и «белое духовенство» (священники и дьяконы). Епископы стояли выше обычного духовенства по власти, престижу и богатству.

Характерные особенности «Русской Правды»:

— была распространена во всех землях Древней Руси как основной источник права;

— являлась основной юридической нормой до конца XV в.;

— являлась кодексом частного права;

— объектами преступлений были личность и имущество;

Источник

История государства и права России. Ответы на экзаменационные билеты

свободные люди в древней руси. Смотреть фото свободные люди в древней руси. Смотреть картинку свободные люди в древней руси. Картинка про свободные люди в древней руси. Фото свободные люди в древней руси

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по истории государства и права России. Пособие составлено в соответствии с программой курса «История государства и права России». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении истории государства и права, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

7. Правовое положение населения Киевской Руси

В IX в. в Древнерусском государстве установилось феодальное общество и сложились классы господствующих феодалов-землевладельцев и зависимого населения. К господствующему классу относились:

2) местные князья и общинная знать (бояре) — крупные феодалы-землевладельцы, бояре — вотчинники, обладающие значительной властью в пределах собственной вотчины, которая впоследствии послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси. Бояре в XI–XII вв. участвовали в боевых походах князя, управлении и судопроизводстве;

3) верхушка служилых людей (составляли удельные князья, служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата);

4) дружины князей, непосредственно подчиняющиеся либо великому князю, либо удельному князю.

К зависимому населению относятся:

1) смерды (крестьяне) — это лично свободные крестьяне, имевшие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании, а также право участвовать в военных походах в качестве ополченцев. Смерд мог передавать свое имущество по наследству. Зависимость смердов от князей выражалась в обязанности платить князьям дань, подати. Личность и имущество смерда защищались законом. Смерд нес имущественную ответственность за совершенные им проступки и преступления, по обязательствам и договорам. В судебном процессе смерд мог выступать полноправным участником;

2) закупы — смерды, которые взяли у хозяина в долг какое-либо имущество под проценты, гарантировав его возвращение своим самозакладом. Закуп отрабатывал свой долг у хозяина и не мог его покинуть, пока не рассчитается, иначе его обращали в холопство. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. За правонарушение закупа хозяин уплачивал штраф потерпевшему, но закупа могли обратить в холопство. В судебном процессе закуп мог выступать в качестве свидетеля только в особых случаях;

3) рядовичи — это крестьяне, работающие у землевладельцев по договору (ряду);

4) изгои — это люди, которые вышли из общины и находятся вне социальных групп;

5) прощенники — это лица, попавшие под покровительство церкви, монастырей или светских феодалов и обязанные за это отработать в их хозяйствах;

6) холопы (челядины) — это лица, попавшие в рабство в результате самопродажи, рождения от рабыни, купли-продажи, брака с рабом (рабыней), поступления в ключничество, совершения преступления, а также плена. Холоп не защищался законом. За его убийство хозяину выплачивался штраф, как за уничтожение имущества. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны;

7) докладные холопы — это княжеские или боярские слуги, которые ведали отдельными отраслями хозяйства (ключники, тиуны, огнищане, конюшие, старосты, пашенные). Со временем такие холопы могли получить свободу;

Помимо господствующего класса и зависимого населения, существовали также промежуточные и переходные категории, такие как городское население, которое делилось на:

4) «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и др.)

Особую категорию населения составляли церковные служители, которые в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, т. к. церковь была одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.

Источник

I. Свободные люди древней Руси.

Данную группу можно разделить на две подгруппы:

А) Свободные привилегированные люди– представители правящего класса:

За убийство бояр и высших чиновников выплачивается двойной штраф – двойная «вира», 80 гривен (ст. ст. 19, 22, 23 КП; ст. ст. 1, 3, 12 ПП).

Представители правящего класса обладают привилегиями и в области наследственного права: после смерти боярина недвижимое имущество («задницу») наследуют сыновья, а если сыновей нет – могут наследовать дочери (ст. 91 ПП).

Кроме того, ст. 66 ПП не устанавливает никаких ограничений для боярства в судебном процессе.

Б) Просто свободные люди, без привилегий:

низшие чины княжеской администрации, слуги бояр;

«посадские» люди (горожане) – купцы, ремесленники.

иногда РП использует более общие термины для обозначения свободного населения – «русин», «словенин».

Штраф за убийство свободного человека – одинарная «вира», 40 гривен (ст. ст. 1, 11 ПП).

В группе свободных людей можно также указать земледельцев древней Руси – «смердов», хотя вопрос об их правовом положении является достаточно спорным в историко-правовой науке.

Исследователи Ключевский В.О., Исаев И.А. называют смердов государственными крестьянами, живущими на княжеской земле. То есть, смерды – это лично свободные люди, уплачивающие налог в пользу князя.

Историки права Латкин В.Н., Сергеевич В.И., Владимирский-Буданов М.Ф., Дьяконов М.А. также считают смердов свободными сельскими жителями, обладавшими личными, вещными и наследственными правами.

Советские историки Рыбаков Б.А., Греков Б.Д., Юшков С.В. указывали, что смерды не являются однородной группой населения. В период развития феодализма, формирования боярского землевладения, часть смердов оставалась свободными людьми, а часть – превращались в феодально-зависимое, крепостное население (особенно, начиная с XII в.).

На практике, возможно дело обстояло именно так: смерды – общинники древней Руси по мере развития частого землевладения превращались в феодально-зависимое население

Но каковым был статус смерда-общинника юридически? Как в нормах Русской Правды представлены права и обязанности смерда? Свободный это человек или крепостной?

Большая часть норм Русской Правды указывает на то, что смерд, юридически, являлся свободным человеком.

Прежде всего, это ст. 90 ПП, по которой после смерти смерда недвижимое имущество наследуют его сыновья. Если не было сыновей, дочери не имели права наследовать недвижимость. Данная норма указывает на смерда – собственника, свободного человека, хотя и не обладавшего теми привилегиями в наследовании недвижимости, какие были у бояр по ст. 91 ПП (наследование дочерей при отсутствии сыновей).

Кроме того, закон защищает личность и имущество смерда от преступных посягательств. Например, ст. 78 ПП устанавливает штраф в 3 гривны за «муку» смерда, то есть за причинения вреда здоровью, чести смерда.

Указанным выше имущественному и процессуальному критериям, свидетельствующим о свободе смерда-общинника, противоречит уголовный критерий: по ст. 26 Краткой Правды за убийство смерда установлен такой же штраф, как и за убийство холопа (раба) – 5 гривен. Значит смерд – это холоп? Данная норма КП является одним из основных доводов для тех исследователей, которые отстаивают мнение о несвободном, феодально-зависимом состоянии смерда.

Однако многие историки права не доверяют ст. 26 КП, указывая на ошибку в ее тексте. Основанием служит ст. 16 Пространной Правды, по которой штраф в 5 гривен установлен не за убийство «смерда и холопа», а за убийство «смердии холопа», то есть смердьего холопа, холопа смерда. Достаточно логично, что земледелец – собственник, имевший свое хозяйство, мог иметь работников – холопов.

Мы видим, что нормы Русской Правды прямо или косвенно позволяют считать смердов свободными людьми – «низшим классом свободного населения» (Латкин В.Н.).

свободные люди в древней руси. Смотреть фото свободные люди в древней руси. Смотреть картинку свободные люди в древней руси. Картинка про свободные люди в древней руси. Фото свободные люди в древней руси

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

свободные люди в древней руси. Смотреть фото свободные люди в древней руси. Смотреть картинку свободные люди в древней руси. Картинка про свободные люди в древней руси. Фото свободные люди в древней руси

свободные люди в древней руси. Смотреть фото свободные люди в древней руси. Смотреть картинку свободные люди в древней руси. Картинка про свободные люди в древней руси. Фото свободные люди в древней руси

свободные люди в древней руси. Смотреть фото свободные люди в древней руси. Смотреть картинку свободные люди в древней руси. Картинка про свободные люди в древней руси. Фото свободные люди в древней руси

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Кто такие смерды в Древней Руси?

Древняя Русь – название государственного образования славян с IX по XII вв. Это период от начала объединения племён до масштабного монголо-татарского набега, завершившегося длительным игом.

Условное деление древнерусского общества

Социальная структура Древней Руси была достаточно пёстрой. Население подразделялось на три основных группы.

Знать

Знать представляла собой небольшую прослойку, состоящую из князя и княжат, бояр, дружинников, а позже к ним присоединилось духовенство.

Свободное население

Свободное население обозначалось общим понятием «люди». Сюда входили и горожане, и жители селений. В городах это были ремесленники и те, кто занимался торговлей. В сельской местности первые столетия (IX – X вв.) большую часть этой категории составляли смерды – лично-свободные земледельцы. Кроме того, к свободным относились изгои – люди, по разным причинам отвергнутые своим сословием.

Зависимое население

В эту многочисленную прослойку входили закупы, рядовичи (все, кто отрабатывал свой долг или вынужден был арендовать землю), а также холопы, челядь – абсолютно бесправная часть населения, чья жизнь и имущество целиком зависели от воли господина. Позже в категорию зависимого населения попали и смерды.

История происхождения термина

Смерд – несколько неоднозначное понятие. За время существования домонгольской Руси оно эволюционировало, и значение его коренным образом изменилось.

Согласно общепринятой версии, слово «смерд» имеет индоевропейское происхождение. Первоначально оно обозначало «человек», «человек свободный».

На Руси, возможно, этот термин прижился вследствие особенностей крестьянского быта: бедные люди топили печи «по-чёрному», и дым шёл в избу. Поэтому от селянина исходил специфический запах. Слово «смерд» от «смердеть» постепенно закрепилось в обращении и прочно вошло в русский язык.

Кто же такие смерды?

Согласно сведениям, почёрпнутым из сохранившихся письменных источников, смерд изначально был человеком, владеющим собственным небольшим участком земли и сельскохозяйственными орудиями. Такой участок назывался «усадьбой».

Смерды жили в неукреплённых сёлах или деревнях, объединявшихся в более крупное образование – погост. В принципе, первое время, приблизительно до конца XI в., смердами называли всех свободных крестьян (термина «крестьянин» тогда не существовало).

Смерд имел собственность:

Он владел этим имуществом и мог передавать его по наследству.

Смерд и холоп: сходства и различия

Со временем смерд превращается в зависимого человека, обрабатывающего уже не свою землю, а участок господина. «Русская Правда» в различных редакциях иллюстрирует этот процесс, указывая права и обязанности смерда. В «Пространной редакции» можно встретить упоминание рядом категорий «смерд» и «холоп». По мнению ряда исследователей, в некотором смысле смердов и холопов могли ставить на одну ступень социальной лестницы как людей зависимых. В «Русской Правде» (Краткая редакция) есть статья 26, которая оценивает жизнь смерда и холопа одинаково: в 5 гривен. В сравнении со штрафами, накладываемыми за убийство свободного человека, это в 8 раз меньше.

Смерды имели личную свободу. Они сами за себя отвечали, то есть выплачивали штрафы в казну при каких-либо нарушениях закона. Относительно права наследования известно следующее: если смерд умирал, не оставив наследников (а наследовать могли дочери, ещё не вышедшие замуж; о сыновьях же ничего не известно), то всё, чем он владел, отходило князю. Частично правом наследования смерд обладал.

Холопы не имели практически никаких прав. У них не было личного имущества, они обрабатывали надел не собственный, а принадлежавший господину. За преступление холопа отвечал господин. Последнему же принадлежало право распоряжаться жизнью холопа, как ему заблагорассудится, и никакой ответственности за убийство своего холопа феодал не нёс. Холопом можно было стать по различным причинам: попав в плен, накопив много долгов, а также «по праву рождения», то есть от рабы, холопки. Свободный смерд мог превратиться в холопа при неблагоприятном стечении обстоятельств.

Различия в разных регионах Древней Руси

В Киеве и близких к нему землях смерды составляли большой пласт сельского населения, нёсшего воинскую повинность и платившего налоги князю. Здесь смерды быстрее попали в зависимость от феодалов-бояр и стали занимать уже не свои, а господские участки. Процесс превращения их в зависимых крестьян здесь шёл более интенсивно.

Если говорить о новгородских землях, то здесь многие смерды «сидели» на государственных землях, принадлежавших не боярам, а князю. Новгородские смерды были людьми более независимыми, нередко поднимали восстания, «смуты». Личная свобода у смердов сохранялась здесь вплоть до XIV в.

Смерды: эволюция понятия и превращение в крестьян

Смерды в домонгольской Руси постепенно теряли личную свободу, попадая в зависимость от феодалов, чьи земли обрабатывали. Отчасти это было обусловлено накоплением долговых обязательств, отчасти усилением боярства, которое становилось главной силой и опорой государства и получало всё больше прав и привилегий.

К XV в. смерды наряду с прочими подгруппами сельского населения окончательно влились в общую категорию крестьянства (термин встречается в источниках начиная с XIV столетия). Само слово «смерд» со временем стало употребляться в уничижительном значении, с оттенком презрения, утратив первоначальный смысл.

В 1592 г. после отмены Юрьева дня, крестьяне потеряли последние остатки свободы: отныне они стали крепостными, и такое положение сохранялось до 1861 года.

Источник

Население Древней Руси

Одним из сложных вопросов истории Древней Руси является вопрос о ее социальной структуре. Он до сих пор остается предметом научных дискуссий. Попытаемся разобраться, чем было особенно население Древней Руси периода IX-XI вв.

Население Древней Руси: особенности структуры

Заметим сразу, что социальная структура Древней Руси весьма сложна. Человеку с современным мировоззрением некоторые вещи будут вообще непонятны. Так, тиун – должностное лицо, занимающее верхние позиции в общественной иерархии, а холоп – представитель социальных низов, по сути, раб. Однако в ряде случаев тиун одновременно был княжеским или боярским…холопом! Так что попытаемся разобраться, какие же категории населения выделялись в Древней Руси, и какое положение они занимали в социуме.

Кстати, в более позднее время социальная структура значительно упростится, так как сложится феодальное общество с его четким сословным строем. Одни категории населения исчезнут, положение других значительно изменится, например, боярин IX в. и боярин XIV в. – это во многом разные понятия. А пока феодальный строй лишь формируется, идет переходная эпоха, и в обществе переплетаются элементы и патриархального, уходящего в прошлое уклада, представленного остатками родоплеменных отношений, и рабовладельческого, и складывающегося феодального.

Например, Русская Правда Ярослава Мудрого разрешает кровную месть брату за брата, сыну за отца или двоюродному брату, или племяннику со стороны сестры, если же таких родственников нет, виновный платит государству штраф – виру в 40 гривен. Подобная норма, между прочим, содержалась и в Салической Правде франков.

свободные люди в древней руси. Смотреть фото свободные люди в древней руси. Смотреть картинку свободные люди в древней руси. Картинка про свободные люди в древней руси. Фото свободные люди в древней русиРис. 1. Страницы из Русской Правды

Налицо явный прогресс, так как ранее кровная месть имела всеобъемлющий характер – любой родственник мог мстить за любого из родни – и часто она служила поводом для развязывания крупных межродовых конфликтов. Данная же норма упорядочивала правила мести в формирующемся раннефеодальном государстве, способствуя стабильности общества.

Население Древней Руси и особенности его социальных групп

Если для сложившегося феодального общества характерен сословный строй, то в Древнерусском государстве сословия еще не сложились. Напомним, что сословия – это замкнутые социальные группы с передающимися по наследству правами, привилегиями и обязанностями. Сословий в данном понимании в Древней Руси нет. Источники, и прежде всего Русская Правда, позволяют выявить наличие лишь слоев общества. Население Древней Руси различалось по профессиональному, имущественному или функциональному признаку.

Эти группы можно классифицировать по нескольким признакам. Прежде всего это деление на свободных и зависимых людей, однако необходимо заметить наличие совершенно особой группы населения – изгоев. Значение этого понятия принципиально отличается от современного, когда имеется в виду человек (или общественная единица, вплоть до государства-изгоя), лишенный каких-то прав, преследуемый или игнорируемый.

Изгой в Древней Руси – это человек, «выпавший» по тем или иным причинам из своего социального круга. Церковный устав новгородского князя Всеволода (1125-1136) называет четыре вида изгойства: попов сын, не знающий грамоты; выкупившийся холоп; одолжавший купец; осиротевший князь (то есть князь, которому отец или старшие родственники по какой-то причине не передали удел).

Население Древней Руси: от привилегированной части общества до социальных низов

1. Князь и дружина

Во главе древнерусского общества стояли князья. Происхождение они вели от общего предка – Рюрика. И положение представителей привилегированной части общества прямо зависело от их близости к князю. Князь мог по своему желанию возвысить любого человека из самых социальных низов, если считал его достойным. С другой стороны, верхушка общества формировалась и из старой, догосударственной родовой аристократии, но ее представители сохраняли свое высокое положение в обществе только при условии расположения князя. А его власть опиралась на военную силу в лице дружины.

В условиях формирования государства и практически постоянных войн с соседями именно от дружины зависела и стабильность власти, и собственно жизнь князя. Поэтому в эпоху Древней Руси князь и дружина были крайне близки, князь по сути был «первым среди равных» в дружине, старался проявить щедрость к своим воинам. Вспомним знаменитых эпизод, описанный в летописях, когда дружинники пожаловались, что князь Владимир не дал им серебряных ложек, и он приказал «исковать» их, сказав: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиной добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиной доискались серебра и золота» (ПВЛ, перевод Д. С. Лихачева). Грандиозные пиры также символизировали единство князя с дружиной.

свободные люди в древней руси. Смотреть фото свободные люди в древней руси. Смотреть картинку свободные люди в древней руси. Картинка про свободные люди в древней руси. Фото свободные люди в древней русиРис. 2. Княжеский пир. РЯБУШКИН Андрей Петрович «Пир богатырей у ласкового князя Владимира»

Дружина всегда была готова к походу и бою, находилась на полном содержании князя, была связана с князем отношениями личной преданности и не входила в состав городской общины, дружинники жили при дворе или отдельным поселением.

2. Бояре, кмети, отроки

Дружина делилась на две части. Старшая дружина была кругом ближних людей, с которыми держал совет князь. Именно старших дружинников стали называть боярами. Первоначально они не были землевладельцами, а выполняли поручения князя, были наместниками, командовали ополчением. Со второй половины XI-начала XII в. они стали получать «в кормление» волости, которые постепенно становились их владениями – вотчинами. По наследству боярское звание еще не передавалось, его надо было заслужить.

свободные люди в древней руси. Смотреть фото свободные люди в древней руси. Смотреть картинку свободные люди в древней руси. Картинка про свободные люди в древней руси. Фото свободные люди в древней русиРис. 3. Дружинник

Дружина киевского князя насчитывала 500-800 человек. Вооруженные мечами, копьями, в кольчугах, островерхих шлемах, дружинники до последнего защищали князя на поле боя. Население Древней Руси постепенно складывается.

3. Население Древней Руси: управленцы

К привилегированной части общества относились также люди, управлявшие хозяйством князя.

свободные люди в древней руси. Смотреть фото свободные люди в древней руси. Смотреть картинку свободные люди в древней руси. Картинка про свободные люди в древней руси. Фото свободные люди в древней русиРис. 4. Собирают дань. Н. Рерих

Это тиуны и огнищане (тиуны огнищные). Слово огнище означало совокупность домочадцев, от слова очаг – символ дома (вспомним современное выражение «домашний очаг»). Огнищане – управляющие княжеским хозяйством, как правило, бояре. Упоминаются в Русской Правде в первоначальной, краткой редакции, в пространных списках используется понятие «княж муж».

Согласно той же Русской Правде, вира за убийство огнищанина составляла 80 гривен, что вдвое выше, чем за убийство свободного человека, не состоящего на княжеской службе. Тиуны также находились на службе князя, причем, поступая на службу без заключения специального договора – ряда – становились обельными (полными) холопами, что было закреплено в Русской Правде. Одновременно с этим они занимали весьма высокое положение при княжеском дворе.

Население Древней Руси содержало и другую категорию – рядовичей. Положение их было весьма различным. Рядович – это человек, заключивший ряд – договор, некий контракт о поступлении на службу. Так, рядовичем мог быть тиун, иной представитель княжеской или боярской администрации, Русская Правда указывает, что если тиун или ключник приступит к работе без заключения ряда, он становится холопом. С другой стороны, закуп (см. ниже) тоже мог быть рядовичем, если подписал договор с заимодавцем.

4. Купцы

Большой вес в древнерусском обществе имели торговцы. Они разделялись на гостей и купцов. Гостями называли либо иностранных торговцев, либо тех, кто торговал на международных рынках.

свободные люди в древней руси. Смотреть фото свободные люди в древней руси. Смотреть картинку свободные люди в древней руси. Картинка про свободные люди в древней руси. Фото свободные люди в древней русиЗаморские гости. Н. Рерих

Так называемые «старейшие» купцы могли принимать участие в советах при князе наряду с боярами, участвовать в дипломатических поездках. Однако юридически они относились не к княжим мужам, а к основной массе свободного населения Древней Руси, так как в соответствии с Русской Правдой вира за купца составляла 40 гривен – это вира за свободного человека, не служившего князю.

5. Зависимое население Древней Руси: люди, смерды, закупы

Людином называли простого, лично свободного жителя Древней Руси. Людины, или люди, платили дань и участвовали в ополчении в случае крупных военных конфликтов. Русская Правда защищала жизнь людинов высокой вирой – 40 гривен (половина от виры за княжих мужей). Люди разделялись на смердов и закупов.

Источники упоминают, что население Древней Руси включало также мужей – зажиточных людинов, воев – участников военных походов. Но основная часть людинов – это смерды, жившие общиной, имевшие дом и хозяйство, участок земли, за который они платили подати и отбывали повинности. Они не были прикреплены к земле или личности землевладельца – князя или боярина, находясь лишь в экономической и юридической зависимости, т.к. подлежали суду князя.

Но если смерд, попадая в тяжелое экономическое положение, брал у господина в долг какое-то имущество, он гарантировал его возврат, отвечая собственной свободой. Взяв ссуду – «купу» – смерд становился закупом, должен был работать в хозяйстве кредитора, отрабатывая проценты, пока не возвращал долг. Если закуп пытался убежать, в соответствии с Русской Правдой он становился холопом. Однако та же Русская Правда защищала личность закупа: его нельзя было продать, отнять имущество, побить без вины. Его жизнь, как и жизнь свободного человека, была защищена вирой в 40 гривен. Отработав проценты и вернув долг, закуп становился свободным человеком.

6. Социальные низы

В самом низу социальной иерархии Древней Руси находились холопы и челядины (челядь – слуги). По сути это такая же категория зависимого населения Древней Руси как рабы в других государствах. Они не вступали в договоры, считались собственностью господина, за убийство холопа полагалась вира в 5 гривен (6 гривен за холопку), плюс возмещение ущерба хозяину, как за испорченную вещь.

Хозяину за убийство холопа грозило в худшем случае лишь церковное покаяние. Лишь к XII веку отношение к холопам смягчается, за ними признается право на имущество, занятие торговлей с разрешения хозяина. Однако холопы-тиуны играли важную роль в управлении, и их убийство каралось вирой в 40 гривен. Боярский тиун-холоп мог выступать в суде в качестве свидетеля, обычный холоп был лишен права как обращаться в суд, так и быть свидетелем.

За преступления холопа отвечал его хозяин, он же от своего имени мог наказывать холопа, как считал нужным. Стать холопом можно было:

Заключение

Таким образом, в Древней Руси шло формирование феодального общества, и при этом разрушалась старая, родоплеменная социальная структура и строилась новая. При всем разнообразии категорий населения можно выделить три большие социальные группы:

Как видим, общество (население) Древней Руси характеризовалось правовым, социальным неравенством. Как вы заметили, за одно и то же преступление – убийство – Русская Правда назначала различные наказания, штраф от 80 до 5 гривен. Так формировалось раннефеодальное общество.

Вам будет интересно

свободные люди в древней руси. Смотреть фото свободные люди в древней руси. Смотреть картинку свободные люди в древней руси. Картинка про свободные люди в древней руси. Фото свободные люди в древней руси

Архитектура Древней Руси развивалась под влиянием христианства. Изначально Русь была страной деревянного зодчества. От изб…

свободные люди в древней руси. Смотреть фото свободные люди в древней руси. Смотреть картинку свободные люди в древней руси. Картинка про свободные люди в древней руси. Фото свободные люди в древней руси

Деньги были уже в Древней Руси. В начале XI в (1016 г.) князь Ярослав Мудрый…

свободные люди в древней руси. Смотреть фото свободные люди в древней руси. Смотреть картинку свободные люди в древней руси. Картинка про свободные люди в древней руси. Фото свободные люди в древней руси

Древнерусская культура формировалась и развивалась под влиянием ряда факторов, оказавших на неё огромное влияние. Главными…

свободные люди в древней руси. Смотреть фото свободные люди в древней руси. Смотреть картинку свободные люди в древней руси. Картинка про свободные люди в древней руси. Фото свободные люди в древней руси

Древнерусское государство периода IX-XII вв. было одним из крупнейших в Европе. Внешняя политика и международные…

свободные люди в древней руси. Смотреть фото свободные люди в древней руси. Смотреть картинку свободные люди в древней руси. Картинка про свободные люди в древней руси. Фото свободные люди в древней руси

Кодификатор ЕГЭ по истории п.1.2.1 предусматривает знать, какими были занятия, общественный строй и верования восточных…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *