свиридов ладога история создания
Георгий Свиридов
Георгий Свиридов родился 3 (16 по новому стилю) декабря 1915 года в Фатеже Курской губернии.
Мать работала учителем.
Предки композитора были выходцами из Воронежской губернии, переселившимися в село Нижневыгорное Тимского уезда Курской губернии.
В 1924 году семья переехала в Курск, где Георгий продолжал учиться в начальной школе и где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка.
С 1929 по 1932 год учился в музыкальной школе (ныне Детская школа искусств № 1 им. Г. В. Свиридова) у В. Уфимцевой и М. Крутянского. По совету последнего в 1932 году переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у И. Браудо и по классу композиции у М. Юдина в Центральном музыкальном техникуме (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского), который окончил в 1936 году.
С 1936 по 1941 годы учился в Ленинградской консерватории в классе композиции П. Рязанова и Д. Шостаковича.
В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР.
Пока учился в Ленинградской консерватории, экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Написал Концерт для фортепиано № 1 (1936-1939), Симфонию № 1 (1937) и камерную симфонию для струнных инструментов (1940).
Стиль Георгия Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения писались под влиянием его учителя Д. Шостаковича, но также, например, в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку П. Хиндемита.
С началом войны был мобилизован спустя несколько дней после окончания консерватории. Его отправили в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) (ныне филиал Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского, перебазированное в августе 1941 в Бирске Башкирской АССР, но в конце года был комиссован по состоянию здоровья.
До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, писал военные песни, из которых самой известной стала «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров, в том числе к музыкальной комедии «Раскинулось море широко» (1943), поставленной в находившемся в Барнауле московском Камерном театре.
Георгий Свиридов в молодости
В 1944 году возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве.
Писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы.
В 1964 году написал музыку к фильму «Метель» по прозе А. Пушкина, которая полюбилась слушателям, часто исполнялась в радио- и телепрограммах. В 1974 году по совету жены Эльзы Густавовны, знатока и ценителя его творчества, сделал основательную редакцию партитуры. Произведение получило статус как самостоятельное и стало называться «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»».
Мировую известность получило в исполнении симфонического оркестра под управлением В. Федосеева. Критики обращали внимание, что в первой части иллюстраций свиридовская «Тройка» бежит зимой, что ощущается в музыке «непостижимым образом». В том же 1964 году первым из композиторов написал кантату на стихи Б. Пастернака «Снег идёт», в которой всего на двух нотах нарисовал завораживающую музыкальную картину тихого снегопада за окном. Картины ушедшей в историю России, лирический образ её старины воссозданы композитором во фрагменте «Поёт зима» из Поэмы памяти С. Есенина. Для «Гимна Родине» выбрал стихотворение Ф. Сологуба «Где грустят леса дремливые, изнурённые морозами. », посвящённое русскому Северу.
Музыка композитора долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный национальный характер.
Автор статей по актуальным вопросам музыкального творчества.
Депутат Верховного Совета РСФСР VII, VIII, IX, X, XI созывов.
За его подписью 17 сентября 1958 года в газете «Правда» была опубликована статья «Искоренять пошлость в музыке», в которой Марк Бернес обвинялся в пошлости и пренебрежительном отношении к вокальной технике.
В июне 1974 года на Фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила композитора своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов».
В 1991 году явился одним из инициаторов создания Петровской академии наук и искусств.
В последние годы композитор много болел. Скончался 6 января 1998 года в Москве от обширного инфаркта. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя был похоронен на Новодевичьем кладбище.
23 сентября 2005 года в Курске был открыт первый памятник композитору, на котором высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».
В родном городе композитора Фатеже 16 декабря 2005 года был открыт мемориальный дом-музей композитора.
Общественное движение «Россия Православная» учредило памятную медаль «Наше наследие» имени Георгия Васильевича Свиридова для награждения за достижения в области музыкального искусства, творческую деятельность, направленную на поддержку и развитие отечественной культуры.
C 2001 года в Курске один раз в три года проводится Всероссийский конкурс вокальной музыки имени Г. В. Свиридова.
C 2005 года раз в два года проводится Международный конкурс юношеского исполнительского искусства имени Г. В. Свиридова. В конкурсе участвуют представители возрастных категорий от 10 лет до 21 года. Номинации конкурса для солистов и ансамблей: фортепиано, скрипка, виолончель, фортепианный дуэт, камерный ансамбль с участием фортепиано (дуэты, трио, квартеты, квинтеты).
В 2005 году, в Санкт-Петербурге, на территории Гуманитарного университете профсоюзов, на аллее Почётных докторов открыт бронзовый бюст композитора. Скульптор А. Чаркин.
На домах, где жил композитор, в Москве и Курске открыты мемориальные доски.
Астроном Крымской астрофизической обсерватории Л. Г. Карачкина назвала открытый 14 октября 1982 года астероид N 4075 в честь Г. В. Свиридова 4075 Sviridov. Астероид N 5093, открытый в ту же ночь, был назван ею 5093 Svirelia в честь жены композитора Эльзы Густавовны Свиридовой-Клазер.
Личная жизнь Георгия Свиридова:
Георгий Свиридов с женой и сыном
Фильмография Георгия Свиридова:
Работы Георгия Свиридова в кино как композитора:
Сочинения Георгия Свиридова:
Вокальные произведения (оратории, кантаты, хоры)
6 романсов на слова А. С. Пушкина («Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры») (1935);
7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938);
Музыкальная комедия «Настоящий жених» (1939);
3 романса на стихи А. А. Блока (1941);
«Песни странника», вокальный цикл для баритона и фортепиано на стихи Ван Вэя, Бо Цзюйи и Хэ Чжичжана (1941-1942);
Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943);
Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. С. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950);
Музыкальная комедия «Огоньки» (1951);
Оратория «Декабристы» на слова А. С. Пушкина и поэтов-декабристов (1954-1955, не окончена);
Романсы для голоса и фортепиано на стихи Р. Бёрнса в переводах С. Я. Маршака (1955);
Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956);
Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи С. А. Есенина (1957);
5 хоров для смешанного хора без сопровождения (1958);
«Слободская лирика». Семь песен на слова А. Прокофьева и М. Исаковского (1958);
«Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959);
«Мы не верим!» для голоса, хора и оркестра на слова В. В. Маяковского (1960);
Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырёх певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи А. А. Блока (1961-1963, исп. 1969);
«Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964);
Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи С. А. Есенина (1964);
Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идёт» на стихи Б. Л. Пастернака (1965);
Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи А. А. Блока (1965);
Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Ф. И. Тютчева (1965);
«Весенняя кантата» для хора и оркестра на слова Н. А. Некрасова (1972);
Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973);
Кантата «Ода Ленину» на слова Р. И. Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976);
Отчалившая Русь. Поэма на слова С. А. Есенина, для баритона и фортепиано (1977);
Гимны Родины для хора (1978);
25 хоралов для баса и фортепиано (1939-1979);
«Пушкинский венок» для хора (1979);
«Ночные облака», кантата на слова А. А. Блока для смешанного хора a cappella (1979);
10 романсов на слова А. А. Блока (1972-1980);
«Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980);
«Песни безвременья», концерт для хора a cappella на слова А. А. Блока (1980-1981);
«Петербург» на слова А. А. Блока, вокальная поэма (1995);
«Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения) (1994);
Вокальный цикл «Смоленский рожок» (слова разных советских поэтов, разные годы);
Музыка к драматическим спектаклям: «Русские люди» К. М. Симонова (1942, Ленинградский театр драмы им. А. Пушкина, Новосибирск), «Отелло» У. Шекспира (1944, там же).
Библиография Георгия Свиридова:
Награды и звания Георгия Свиридова:
последнее обновление информации: 24.12.2020
Георгий Васильевич Свиридов
Фото Все
Видео Все
Георгий Свиридов, «Метель», 1990г.
Георгий Свиридов. Краткая биография.
Георгий Свиридов — биография
Георгий Свиридов — композитор, пианист и общественный деятель. Основоположник музыкального направления «Новая фольклорная волна».
Музыку Георгия Свиридова знают, любят жители России и зарубежья. Его композиции отличаются оригинальностью, профессионалы считают — в них мало нот и много музыки. Творчество выходца из Центральной России всегда отличалось неразрывной связью с местными традициями.
Детство и юность
Композитор Свиридов родился 16 декабря 1915 года в Фатеже (Курская область) в семье местных интеллигентов. Отец служил на почте, мать была преподавательницей. Маленького Георгия родители по старинной традиции называли Юрой. Взгляды на жизнь у Василия Григорьевича и Елизаветы Ивановны были крайне противоположными.
Георгий Свиридов в детстве
Революционно настроенный отец целиком и полностью поддерживал большевиков. Мама будущего композитора, выросшая в богобоязненной семье, была убежденной монархисткой. С юности она стала петь в церковном хоре, и это не могло не отразится на музыкальных пристрастиях маленького Юрия.
Родственники Елизаветы Чаплыгиной (девичья фамилия Свиридовой) были видными людьми в Курской губернии. Ее отец и дед занимали должности попечителей местных школ, входили в совет прихода Богоявленского храма. К вере к Богу мальчика приобщала бабушка, вместе с которой он регулярно бывал в церкви Фрола и Лавра.
Любовь к вокальному творчеству возникла у Георгия под влиянием детских впечатлений. В конце жизни, когда настала пора переосмысления всех ее событий, он вернулся к своим истокам, стал писать музыку на религиозные темы.
Георгий Свиридов в юности
Его отец, Василий Григорьевич, ушел из жизни очень рано. Он погиб в схватке с деникинцами. Юре в то время было только четыре года, его сестренке Тамаре – едва исполнился год. Овдовевшая женщина, остро нуждавшаяся в заработке, вместе с детьми уехала в Киров, где жили ее дальние родственники.
Композитору навсегда запомнился один случай из того далекого времени. Елизавета Свиридова трудилась не покладая рук, ей надо было кормить двоих детей. Часто за свою работу она получала не деньги, а натуральную плату. Как-то раз женщину поставили перед дилеммой – выбрать корову или немецкий рояль. Свиридова остановила свой выбор на инструменте, поскольку уже успела заметить необычайную музыкальную одаренность Юры.
Мальчик высоко оценил поступок матери. Однако его привлекала не только музыка, но и литература. Особое внимание он уделял стихам, много времени тратил на чтение произведений русских, иностранных поэтов. Он был необычайно талантлив. Однажды для участия в концерте Юрий стал самостоятельно осваивать игру на балалайке, и быстро преуспел в этом. На концерте его назвали одним из лучших подростков, выступавших на музыкальном торжестве.
В четырнадцать лет юноша стал учеником курской музыкальной школы. Он попал в класс Веры Уфимцевой. История поступления в учебное заведение тоже напоминает легенду. У юного Свиридова не было нот, он не мог сыграть музыкальное произведение. Подросток блестяще вышел из положения, покорив строгую комиссию маршем собственного сочинения. Так началась музыкальная биография великого русского композитора.
Еще одним преподавателем будущего композитора был Мирон Крутянский. Именно он порекомендовал юноше продолжить обучение в северной столице. В 1932 году Георгий стал студентом Ленинградского музыкального техникума, где учился на курсе пианиста Браудо.
Георгий Свиридов в молодости
Преподаватели восхищались своим подопечным. Он стремительно осваивал технику игры на фортепиано, вечерами выступал в театре в качестве тапера. Этот студент успевал везде, однако его дальновидный преподаватель готовил для Свиридова иное будущее. Браудо обратился к руководству техникума с целью перевода своего подопечного на композиторский курс.
Так Юрий оказался в классе Михаила Юдина. Выпускник музыкального техникума в 1936 году вновь стал студентом, поступил в консерваторию на курс Д. Шостаковича и П. Рязанова. Со временем Георгий и Дмитрий Дмитриевич стали большими приятелями. Шостакович оказал большой влияние на мировоззрение молодого коллеги, на всю жизнь привил ему любовь к русской музыке.
Музыка
Уже в 1937 года Георгий Васильевич становится членом Союза композиторов. В качестве выпускной работы юноша подготовил три прекрасные композиции – симфонию для камерного оркестра, первую симфонию, концерт для фортепиано.
Музыкальная карьера
Композитор Георгий Свиридов играет на рояле
После окончания консерватории музыканта пригласили на работу в Ленинградскую филармонию. В это время он много занимается инструментальной музыкой. В начале войны филармонию эвакуируют в Новосибирск. В Сибири молодой композитор создает целый ряд вокальных произведений.
Большую помощь в работе музыканту оказало трепетное отношение к поэзии, глубокое знание творчества русских и зарубежных поэтов. Он вдохновлялся стихами Шекспира, Аветика Исаакяна, Роберта Бернса. Георгия Васильевича привлекало и творчество поэтов из Поднебесной – Хэ Чжичжана, Ван Вэя, Бо Цзюйи.
Русские, советские поэты тоже не остались без внимания композитора. Особенное значение для него имело творчество Есенина. Этому поэту Свиридов посвятил свое произведение «Памяти Сергея Есенина». Творчество Маяковского вдохновило его на создание «Патетической оратории». После Свиридов написал кантату на стихи Пастернака. Вокальные произведения на стихи Лермонтова, Прокофьева, Некрасова также стали очень популярными в Советском союзе и за его пределами.
Композитор Георгий Свиридов
Песенное творчество всегда привлекало композитора. Он всегда придавал огромное значение голосу, считая его инструментом, данным Богом. Что касается инструментальной музыки, то ее первыми сочинителями в нашей стране были скоморохи, и она долгое время считалась видом искусства, предназначенным для низших слоев общества.
Долгое время Свиридов занимался работой над собранным фольклорным наследием родного края. Это позволило композитору открыть особую страницу в музыкальной академической традиции. Так был создан цикл «Курские песни», предназначенный для хора, симфонического оркестра.
Его работа произвела неизгладимое впечатление на коллег, многие из которых пошли по проторенному им пути, обратились к народному песенному творчеству. Последователями Свиридова стали С. Слонимский, Р. Щедрин, В. Гаврилин, Н. Сидельников. Услышав «Курские песни», Шостакович произнес историческую фразу об особенностях творчества своего коллеги. Он сказал, что при малом количестве нот этот композитор умеет создавать много музыки.
Самым плодотворным периодом творчества периода критики считают 70-е годы. В это время он переосмысливает творчество Пушкина, по мотивам произведений гениального автора создает знаменитую «Метель». Самыми прекрасными «музыкальными иллюстрациями» стала его композиции «Зимняя дорога», «Тройка», «Вальс».
Большой популярностью пользуется и другое произведение Свиридова, названное «Время, вперед!». История создания этой сюиты весьма интересна. Композитор писал его для кинофильма Михаила Швейцера, затем решил оформить в сюиту. Музыкант всегда долго работал над своими композициями, но на это произведение он потратил не более часа. У Георгия Васильевича просто не было времени, он торопился на рыбалку, которую любил так же страстно, как музыку и стихи.
Настоящей же вершиной творчества Свиридова музыкальные критики и благодарные слушатели считают «Отчалившую Русь», поэму, написанную на стихи Есенина.
Личная жизнь
Творческие люди часто нуждаются в новых впечатлениях, они дают им вдохновение. Свиридов не стал исключением, у него было три жены, два сына, Сергей и Юрий. Жизненные обстоятельства сложились так, что композитор пережил обоих сыновей.
Георгий Свиридов с женой и сыном
Вторую жену, которая была младше Свиридова на 12 лет, музыкант боготворил, называл Аглаюшкой. В этом браке у супругов родился сын Юрий. Он был тяжелобольным ребенком, долгое время жил за границей, лечился у японских врачей. Когда Юрий скончался, его отец был еще жив. Композитор был так слаб, что ему не сообщили о смерти сына. Через неделю не стало и самого Свиридова.
Георгий Свиридов с женой Эльзой Клазер
Знакомство с Эльзой Густавовной Клазер стало для композитора судьбоносным. Женщина была моложе музыканта на 10 лет. После музыкального вечера в филармонии Эльза подошла к Георгию Васильевичу, чтобы выразить ему свою благодарность и восхищение. После этой встречи они уже не расставались. Эльза стала для композитора всем – Музой, строгим критиком, любящей женой.
Причина смерти
Последние годы жизни композитор провел на даче, писал музыку, ходил на рыбалку. Он скончался в канун Рождества, в 1998 году. Причиной его смерти стала тяжелая болезнь.
Памятник Георгию Свиридову
Свой первый инфаркт музыкант получил после известия о самоубийстве сына Сергея. Незадолго до кончины последовал второй инфаркт, после которого он уже не оправился.
Ссылки
Клин православный
Храм | Благочиние | Статьи | Вопросы священнику |
|
Поддержите создание крестильного храма!
Творчество композитора Г.В. Свиридова. Часть 2Автор: Священник Анатолий Трушин Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал «музыкальной иллюстрацией». Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. И это, прежде всего, спустя несколько лет ставшая циклом музыка к фильму «Метель», по произведению Александра Пушкина. Даже не глядя на экран, только слушая музыку, можно «увидеть» и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который разворачивался на фоне вальса, в легких «полетных» интонациях которого ощущались какие-тотрагические предчувствия. Сумрачная настороженность чувствовалась в музыке к сцене «Венчания». А сразу ставший популярным и часто исполняемым «Романс» внешне напоминал романсы пушкинской поры, но наполненность какими-то роковыми предчувствиями приближала его к развернутой симфонической поэме. В июне 1979 г., когда отмечалось 180-летие со дня рождения Александра Пушкина, быловпервые исполнено новое сочинение Свиридова — концерт для хора «Пушкинский венок».В нем были десять номеров, составляющих единое целое — «Греческий пир», «Зарю бьют», «Амфора и мускус», «Колечушко, сердечушко», «Мери», «Мороз и солнце», «Наташа», «Подражание Корану», «Стрекотунья-белобока» и «Эхо».Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не были связаны между собой, но единым целым их делала музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности. В последние годы своей жизни Георгий Васильевич много болел. Он практически не выходил из дома, но его дневниковые записи, которые он начал вести с 1950-х гг., стали переосмыслением исторической действительности. Яркие, короткие мысли блистали точностью формулировок и глубиной. «Песнопения и молитвы»Последний труд Георгия Васильевича — один из выдающихся памятников хоровой литературы ХХ столетия. Цикл «Песнопения и молитвы» — это подлинный шедевр, вершина свиридовского искусства, над которым он работал на протяжении почти десяти лет (с 1988 по 1997 гг.). Этот произведение стало не только завершением творческого пути композитора, но и логическим итогом вызревавшего в течение последних трех десятилетий духовно-музыкального направления в его композиторской деятельности. Сам композитор, говоря о влиянии церковного пения на его музыкальный язык, часто вспоминал свои детские впечатления от посещения храма. Он писал: «В церковь маленьким я ходил вместе с бабушкой, которая была очень религиозна. Помню, что особенно любил службу Чистого Четверга. А ходили мы в церковь Флора и Лавра — в маленькую, уютную, с хорошим хором. Почему-то вспоминается множество детей с фонариками. При помощи этого фонарика бабушка делала копотью от свечи кресты на всех дверях (на притолоках сверху), чтобы в дом не проникла нечистая сила». Друзьям композитор признавался, что отголоски всех своих будущих сочинений впервые услышал в раннем детстве в церкви. В страшные1930-е гг. он продолжал, не снимая, носить крест. Для Георгия Васильевича идеалы духовности в их музыкальном воплощении были очень высоки. Это видно по размышлениям о «Всенощной» Сергея Васильевича Рахманинова. В то же время он говорит и о том, что в ней ему не нравится: «Все это напоминает Владимирский собор в Киеве, который я безумно люблю, как люблю и эту музыку Рахманинова. Однако в музыке его нет загадочности, нет Непостижимого, того, что составляет главное, Божественное во Христе. Нет Таинства, мистичности его Страшных Тайн, нет и чувства Запредельного Восторга, космического Вселенского пространства. Нет чуда, нет расступающегося моря, нет сгорающих в печи отроков, нет Восставшего из Гроба, нет таинства Воскресения, нет потрясения жен, увидевших отваленный камень и пустой гроб (этого вообще нет ни в какой музыке). „Христос воскресе из мертвых“ — это лишь возглас ликования, но нет изумления, потрясения внезапной тишины…» Правда, тут же Свиридов признает всю недостижимость идеала, которая вовсе не относится только к Рахманинову: «Этого вообще нет ни в какой музыке». Но все же Свиридов, словно вслушавшись мысленно или припомнив, замечает: «Зато одна песнь — «Ныне отпущаеши», песнь СимеонаБогоприимца, — представляет собой шедевр наивысшего достоинства, по красоте, глубине, по Христианству, по выразительности самого напева и гениальному претворению его в хоровом звучании, в форме и плетении голосов. Одна из лучших страниц музыкального искусства». 2 февраля 1992 г. на IV Фестивале духовной музыки в Москве в исполнении Певческой капеллы Санкт-Петербурга под управлением Владислава Чернушенко состоялась премьера нового сочинения. Были исполнены пять хоров. В программе они значились как «Духовные произведения для хора». К этому времени относится и появление первой рукописи под названием «Неизреченное чудо» и подзаголовком «Песнопения и молитвы. Слова из православного обихода». В рукописи значились даты 1988–1992. В том же 1992 г. 18 июня в Большом зале Филармонии в Санкт-Петербурге Певческая капелла исполнила хоровой цикл Свиридова, теперь уже названный «Духовные произведения для хора». Именно в исполнительской практике Капеллы с 1992 по 1997 гг. «Песнопения и молитвы» обрели свою нынешнюю форму. В 1993 г. у цикла, наконец, появилось устоявшееся имя — «Песнопения и молитвы». Впервые оно было обнародовано на концерте V Фестиваля духовной музыки в Москве, где вновь выступала Певческая капелла Санкт-Петербурга. Методом проб в концертной практике Капеллы сложилась еще одна, третья по счету редакция «Песнопений и молитв». Окончательно она сформировалась между 1995 и 1997 гг. Свиридов, при использовании богослужебных текстов, практически не заимствует церковных напевов. Исключение составляет «Рождественская песнь», в основу которой положен обиходный напев 4-го гласа Киевского роспева. Однако он получает авторское решение и перегармонизован, звучит в миноре. В остальных случаях композитор создает свои напевы, близкие по стилистике к знаменным. Это выражается в опоре на попевочную структуру. Обращение композитора к знаменной традиции проявляется не только в тематизме мелодии и сопряжении голосов. Воплощая характерные черты древней мелодии, Свиридов придерживается канона, провозглашенного в первой половине XIX в. В.Виноградовым и В.Одоевским — «древняя мелодия церкви должна сопровождаться древнею гармонией». Композитор, следуя традиции, идущей от М.Глинки, избирает натурально-ладовый способ гармонизации. Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» — произведение, в котором суммируются и гармонично сочетаются традиции разных эпох — от древнерусского пения до так называемого «тонального направления» музыки XX в., в котором работал Свиридов на протяжении всей творческой деятельности. Эта область еще остается открытой для современного музыкального исследователя, так как является обширной и тесно связанной с традициями древности. Список использованной литературы Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
|