сунженские казаки история происхождения
Терское казачество. Катастрофа и Сунжеский округ
Кроме вышеперечисленных двух лиц, из Ингушетии на Кругах и иных мероприятиях в последние полтора десятилетия казаков не было. Никаких, даже в виде отдельных, единичных гостей. Лишь в 2013 году на региональном фольклорно-казачьем фестивале из Ингушетии приехал песенный ансамбль «Истоки» в составе старика, трех старушек и молодой ингушки-руководительницы.
По всем признакам в Ингушетии организованное «казачество православного вероисповедания» ограничивается лишь Светличным и Кузнецовым. При этом Василий Иванович Светличный большую часть жизни проживал на Ставрополье, а в Ингушетию его не так давно пригласили на работу в качестве чиновника. «Второе лицо» так же не уроженец Сунжи, живет в Моздокском районе Северной Осетии. Для выполнения атаманской работы Александр Кузнецов ездит в Ингушетию на автомобиле.
Василий Светличный и Александр Кузнецов были избраны на атаманские должности на «первом учредительном круге казаков Ингушетии» прошедшем 30 ноября 2013 в «сельском поселении Орджоникидзевском» и «собравшем 249 делегатов».
Что это были за «делегаты», кто их «делегировал» абсолютно непонятно. Но фотографиях из интернета были видны какие-то славянского вида старушки, кавказского вида мужчины в дорогих костюмах. Мужчин в казачьей традиционной одежде были единицы, да и те, похоже, были не местными, а реестровыми функционерами высшего звена, приехавшими из Ставрополья, Дагестана и других регионов. Правда особую солидность вроде бы казачьему мероприятию добавляли 8 священнослужителей, в том числе митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл и епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам.
С 1992 года по 2013 славянское казачество Ингушетии, в отличии от соседней Чечни, никак, себя не проявляло. Даже отдельные люди, не говоря уже о делегациях, на съездах-кругах не появлялись. Многочисленное и активное терско-казачье движение в соседней Северной Осетии связей с собратьями проживающими (?) в каких-то 20-40 километрах от Владикавказе не имело более 20 лет. Активисты движения из РСО-А с которыми довелось общаться, в течении десятков лет никак не контактировали с казаками из соседней республики. Не имели ни адресов, ни телефонов. Ингушетия была далека как Антарктида.
Сунженское казачество на территории нынешней Ингушетии и частично Чечни в последние годы существования Советского Союза было многочисленной и хорошо организованной силой. Существовала сплоченная организация, весной 1991 году только зарегистрированных членов Сунженского отдела ТКВ на территории Ингушетии было порядка 6 000. В сунженских терских станицах проживали в основном казаки. В Троицкой, к примеру, из 10 000 жителей почти все жители были казаками, функционировал богатый колхоз.
Но весной 1991 года сунженско-казачье население стало подвергаться систематическим притеснениям и истязаниям. Жизнь очень быстро, буквально в течении нескольких недель, превратилась в ад. 27 марта в Троицкой был зарезан школьник Виктор Типайлов, 7 апреля, в праздник Пасхи на выходе из кладбища был зарезан недавно избранный атаман Сунженского отдела ТКВ Александр Подколзин. В ночь с 28 на 29 апреля 1991 года в Троицкой, после нападения на казачью свадьбу группы ингушей произошла резня.
После событий весны 1991 года из ЧИАССР, а потом отделившейся от Ичкерии Ингушетии славяне выезжали сначала сотнями, а потом и тысячами. Выезжали улицами и кварталами. Бывший реестровый атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов на научной конференции в Москве рассказывал о посещении в 1991 году станицы Троцкой: «Некий Магомед Ганичаев ворота поперек целой улицы поставил. Он улицу «купил», и вся улица стала его».
В 1991 – начале 1992 года еще функционировавшая казачья организация пыталась как-то помочь людям, в частности снабжала беженцев «рекомендательными письмами», на собственных бланках, заверенных гербовой печатью: «Руководство Сунженского отдела ТКВ просит помочь казаку…. в обустройстве по месту нового жительства». Эти письма автору довелось видеть лично в мае 1992 года, показывал их помогавший казакам-выселенцам пенсионер-военврач, чеченец по национальности. Он рассказывал, что при продаже казачьих домов за них не давали выше 30 000 рублей, что составляло примерно седьмую часть от стоимости аналогичного жилья на Ставрополье.
В конце 1992 года произошел осетино-ингушский конфликт, после которого славянское население в Ингушетии почти перестало существовать. В той же Троицкой количество славян с десятков тысяч уменьшилось до пары сотен. В основном это были старики, которым было просто некуда ехать.
Катастрофа начала девяностых славянского населения Ингушетии полностью замалчивалась тогда «правящими бал» в российском информационном пространстве либеральными СМИ. Трагедия казаков никого не интересовала. Мизерная помощь была оказана ельцинско-гайдаровским правительством малой части казаков-беженцев, построившим в безводных восточно-ставропольских степях станицу Новосунженскую, а вблизи Владикавказа хутор Попов. Но возникновение и проблемы современной жизни новых поселений сунженских казаков до сих пор находятся под негласным информационным запретом.
В 2006-2007 годах на территории Ингушетии прошла серия убийств последних «реликтовых» славян, была убита и руководительница программы возвращения русского населения в правительстве Ингушетии Галина Губина. Сама программа, несмотря на выделенные значительные финансовые средства, провалилась. Русские в Ингушетию не вернулись. С 1991 года число славян на территории Ингушетии сократилось примерно с 23% до 1-2%.
Но с исчезновением в 1992 году терско-сунженской казачьей организации история казачества на территории Ингушетии не прекратилась. В 1994 году появился уже не имеющий ничего общего с уничтоженным славяно-христианским казачеством, «Союз казачьих формирований Республики Ингушетия», возглавляемый Магометом Батыровым. По сути это была мусульмано-ингушская военная организация, существовавшая вплоть до настоящего времени, но юридически не легализованная.
Хотя у соседей ингушей военные структуры существовали и существуют сейчас абсолютно легально. В Чечне это кадыровская гвардия, в РСО-А имеющее свои вооруженные подразделения Аланское республиканское казачье общество (АРКО).
У Рамзана Кадырова практически все мужское население прошло военную подготовку, недавно объявлено о создании в Чечне «международного учебного центра для подготовки сил спецназа», в Северной Осетии есть военизированные структуры АРКО, рядом армия республики Южная Осетия. Чем же ингуши хуже соседей? Создание «сунженского казачества» явно призвано ликвидировать подобную несправедливость.
Ставропольский журналист Антон Чаблин в недавней статье с красивым названием «Коллапс казачества на Северном Кавказе» относительно принятия «казачества Ингушетии» в состав в ТВКО пишет:
«Кстати, первоначально в состав округа там помимо русских включили и ингушей. И когда эта информация была озвучена на круге в Ессентуках, она вызвала бурный протест среди собравшихся казаков: многие настолько распалились, что вскакивали и кричали со своих мест. Однако за включение Ингушетии в Терское войско все же проголосовали, хотя и со строгим условием: если в рядах казаков обнаружат хоть одного мусульманина, то немедленно исключат весь округ. Не будет ли это чревато конфликтами в правовом поле»?
В рамках российского правового поля «недопущение мусульман» абсолютно невозможно, конфессиональная принадлежность не может быть ограничивающим фактором для вступления в госструкутру, которой реестровые казачьи организации по факту являются.
Терско-реестровые атаманы могут сколько угодно надувать щеки и шевелить усами, но их громкие обещания «не допускать» в принципе не могут быть выполнены. Финансово и организационно поддерживать новый «сунженский округ» будет руководство почти моноэтнической и дехристианизированной Ингушетии, и при этом «ни одного мусульманина в рядах казаков не будет»? Возможно ли такое? Неужели кто-то из реестровых казаков, включая атамана Журавского, серьезно верит, что новый «Сунженский округ» создан лишь для того чтобы «300 членов общества вместе с женщинами» «вздохнули бы полной грудью и поняли бы, что они не одни»?
terskiykazak
Терский казак
(данные возможно не совсем полные. Можно их подправить за что заранее большое спасибо)
К 1917 году территория Терских казаков состояла из полковых отделов: Пятигорского, Кизлярского, Сунженского, Моздокского, а горная часть делилась на округа: Нальчинский, Владикавказский, Веденский, Грозненский, Назрановский и Хасав-Юртовский.
Областной центр во Владикавказе, центры отделов в Пятигорске, Моздоке, Кизляре и станице Старосунженской.
По данным Владикавказского и Ставропольского архивов, казачье население проживало в станицах: Александрийской, Александроневской, Андрюковской (ККВ), Ардонской, Архонской, Ассинской, Барсуковской (ККВ), Баховской (?), Бороздинской, Боргузстанской, Владикавказской, Воздвиженской, Вознесенской, Воронцово-Дашковской, Георгиевской, Государственной, Гребенской, Галюгаевской, Даховской (ККВ), Дубовской, Екатериноградской, Ермоловской, Ессентукской, Железноводской, Змейской, Зольской, Ищерской, Калиновской, Карабулакской, Каргалинской, Кизлярской, Кисловодской, Котляревской, Кохановской, Курдюковской, Курской, Луковской, Лысогорской, Марьинской, Мекенской, Михайловской, Моздокской, Наурской, Незлобной, Нестеровской, Николаевской, Новопавловской, Новоосетинской, Ольгинской, Павлодольской, Петропавловской, Подгорной, Приближенской, Пришибской, Прохладненской, Пятигорской, Романовской, Самошкинской, Слепцовской, Солдатской, Старосунженской, Стодеревской, Тарской, Терской, Троицкой, Урухской, Фельдмаршальской, Червленой, Черноярской, Шелковской, Щедринской.
Во владении станиц находилось 1.745.000 десятин земли. Коренному неказачьему населению оставлено 150 тысяч десятин, в войсковом фонде числилось 117 тысяч десятин.
К 1920 году в станицах жило 275 тысяч казаков обоего пола, между которыми проживало 130 тысяч мусульман и 200 тысяч иногородних. Все прекрасно уживались и никто не претендовал на казачью землю, которая испокон веков была нашей.
Итак, учитывая сведения участника Старого:
1. Аки-Юртовская (она же Воронцово-Дашковская. село Комгарон Пр.р. С.Осетии)
2. Тарская (село Тарское Пр.р. С.Осетии)
3. Сунженская (село Сунжа Пр.р. С.Осетии)
5. Ермоловская (она же Алхан-Юртовская, на Сунже, теперь село Алхан-Кала или Алхан-Юрт на правом берегу)
6. Закан-Юртовская (она же Романовская, село Закан-Юрт на Сунже)
7. Ассиновская (на Ассе, Сунженский район Ч.)
8. Самашкинская (село Самашки на Сунже)
9. Фельдмаршальская (аул Алхасте (Алхаст, Алхасты) на Ассе в Сунженском рай. И.)
10. Михайловская (аул Асланбек, это где? )
11. Кохановская (разрушена полностью, где находилась?)
12.Тарский хутор (аул Шолхи, современное село Октябрьское Пр.р. С.Осетии)
Добавления:
1. Упраздненные или переселенные станицы:
Галашевская
Алкунская
Промежуточная
Датыхская
2. Русские крепости и укрепления в горной Чечне:
Воздвиженская (при входе в Аргунское ущелье)
Внезапная (на границе с Дагестаном)
Ведено
Шатой
Евдокимовское (на верхнем Аргуне)
При этих крепостях были казачьи слободы. Укрепления были уничтожены чеченцами в конце 1917 г., а жители слобод полностью вырезаны или забраны в рабство.
Крепость Воздвиженская была основана генералом от инф. Гурко В.И. в июле 1844 г. на передовой чеченской линии. Линия шла от Сунжи: ст. Сунженская (с 1851 Слепцовская) – ст. Ассинская – укр. Ачхой на Фортанге (заложено ген-м Лабинцевым 21 июля 1846) – укр. у села Урус-Мартан (заложено г-ад. Воронцовым 3 августа 1848 г.) – крепость Воздвиженская – Шалинское укр. на реке Бассе. Затем линию продлили по Аргунскому ущелью – кр. Шатоевская (заложена г-лейт. Евдокимовым 9 авг. 1858 г.) – укр. Евдокимовское (ныне Итум-Кале), в апреле 1856 г. — заложено укрепления Бердыкель на р. Аргуне, укр. Аргунское при слиянии реки Шаро и Чанты-Аргуна (1858), укр. Башин-Кале и др.
О Воздвиженской информации не много; вот что удалось найти:
Крепость находилась в стратегически важном месте у входа в Аргунское ущелье и служила базой для походов русских войск в горную Чечню.
26 октября 1850 г. — наследник престола Александр Николаевич участвовал в стычке с чеченцами при следовании отряда из крепости Воздвиженской в укрепл. Ачхой, за что пожаловали ему орден Святого Георгия 4-го класса за боевые заслуги.
23 ноября 1851 г.— Хаджи-Мурат перешел к русским в крепость Воздвиженскую.
Во время восстаний 1860 и 77 гг. чеченские отряды подходили к Воздвиженской, но взять ее не смогли.
При крепостях возникли русские слободы, население которых хорошо знало местность и оказывало всемерную помощь гарнизонам, а в случае опасности укрывалось за стенами.
Опираясь на передовую чеченскую и Аргунскую линии власти оперативно подавляли чеченские восстания и боролись с бандитизмом. Сунжа была надежно прикрыта.
1893 г. май — Введение правительством правила, запрещающего горцам, не состоящим на государственной службе или находящимся в отставке не в офицерских чинах, селиться и владеть недвижимым имуществом в Грозном, слободах Ведено, Шатоя, Воздвиженском. Начало выселения горцев из указанного города и слобод.
16 февраля 1906 г. ограничения для проживания горцев в Воздвиженской слободе отменены.
С началом 1 мир. войны основная масса казаков была мобилизована, гарнизоны крепостей сокращены.
В августе 1916 г. — произошло восстание осетинской пехотной бригады в Воздвиженской слободе. 26 августа — восстания было подавлено. Убито 16, ранено 30 солдат. Некоторым удалось укрыться в чеченских аулах.
Обстановка начала резко меняться после февраля 17 года, а с началом осени чеченцы и ингуши перешли к активным действиям. Крупными отрядами, до 6000 человек, горцы нападали и разоружали русские гарнизоны, грабили и жгли села, фактории и хутора. Города Владикавказ, Грозный, Петровск неоднократно подвергались налетам вооруженных горцев, жителей грабили и уводили в плен, убивали всех кто оказывал сопротивление. Укреплениям в горной Чечне помощи никто не оказал, все они были сметены, а жители слобод разбежались или были уничтожены. В конце осени Аргунская и другие укрепленные линии перестали существовать.
Гарнизон Воздвиженской в составе четырех рот 111-го запасного пехотного полка был обезоружен обманом: чеченцы заверили солдат, что грозненский гарнизон также разоружен, и подтвердили это при помощи подставных «делегатов» из Грозного. 10 декабря обезоруженные солдаты гарнизона Воздвиженской прибыли в г. Грозный, и тут только выяснили, что их обманули. Гарнизон крепости Ведено был отрезан и выдерживал осаду чеченцев в течение нескольких месяцев.
После занятия Терека добровольческой армией Воздвиженскую восстановили.
Крепости Шатой и Ведено были восстановлены большевиками в середине 20-х годов (только без русских слобод возле них), а о Воздвиженской уже больше никто не вспоминал.
www.shaman40.narod.ru/map/49.11.jpg
В горных округах станиц практически не было. Были только крепости и укрепления; при некоторых создавались слободы с русско-казачьем населением. В середине 18 века были попытки строительства станиц в горных районах Кавказа (напр.: Алагирская – в сев. Осетии, Галашкинская, Промежуточная, Алкунская, Датыхская – в горной Ингушетии. Но казакам там не понравилось (почва была не особо плодородной), и они через 20 лет переселились на равнину.
В начале 20 века оставались казачьи поселения при выходе из Дарьяльского ущелья на Военно-Грузинской дороге, в районе верхнего Ларса. (см. карту центра Терской области)
В 1777 г. была образована Георгиевская крепость ( нынешний г. Георгиевск) на р. Подкумок
Моздокский отдел(центр отдела г. Моздок):
12 Николаевская (совр. захвачена и колонизирована чеченцами)
13 Калиновская(совр. захвачена и колонизирована чеченцами)
14 Савельевская (совр. госхоз им Кирова, захвачена и колонизирована чеченцами)
14 Мекенская (совр. захвачена и колонизирована чеченцами)
15 Наурская (совр. захвачена и колонизирована чеченцами)
16 Ищерская (совр. захвачена и колонизирована чеченцами)
Где жили сунженские казаки и куда они делись?
Когда речь заходит о репрессиях и депортации, то вспоминают чеченцев, ингушей, балкарцев и карачаевцев. А куда делись сунженские казаки?
В семидесятых годах мой отец служил в Орджоникидзевском высшем военном командном Краснознаменном училище внутренних войск имени С.М.Кирова. Он был начальником связи и преподавателем. Зимой обучение курсантов проходило в Орджоникидзе, а летом в учебном лагере у села Комгарон. Тогда, в период школьных каникул я часто здесь жил с отцом. Утром он уходил на службу, а мы с детьми других офицеров целыми днями были на улице. Лагерь был разделен двумя дорогами.
Мы с отцом часто были у него в гостях. Сидели на улице, пили чай с медом, разговаривали и смотрели на звезды. Он рассказывал что саманные дома и одичавшие сады, это остатки казачьего поселения.
Они сражались за Родину.
Осетинское село Комгарон расположено в 17 км от Владикавказа. Оно было основано в 1874 году и до 1920 года было казачьей станицей Воронцово-Дашковская. Здесь пересеченная местность примыкающая к Сунженскому горному хребту.
Дальше граница с Ингушетией. Станица входила в Сунженскую оборонительную линию. Линия станиц формировалась с 1845 года и предназначалась для защиты от набегов горцев.
У горцев, хищение детей и женщин всегда считалось героизмом. Их потом продавали в рабство или возвращали за выкуп.
Переселенные сюда донские и кубанские казаки обустраивали свои дома, разбивали сады, охотились в здешних местах. Они жили, охраняли свои станицы и границы оборонительной линии.
На примере дедов и отцов станичная молодежь подрастала занимаясь джигитовкой и стрельбой. У этих людей с малых лет прививались чувства смелости, удали и мужества. Они гордились тем, что принадлежат к казачьему сословию.
Каждый молодой казак знал, что достигнув совершеннолетия его ждала военная служба. Они участвовали в русско-турецкой войне, в русско-японской и первой мировой. Как правило казаки женились и сразу уходили на фронт. Рождались дети, ждали своих отцов и готовились им на смену. То были военные династии.
Семьи были большие и если отец не возвращался то воспитанием детишек занимались деды, братья и родственники.
Выселение казаков из этих мест началось в июле 1920 года на основании решения съезда народов Терека в Грозном. В работе съезда участвовали Иосиф Сталин, Яков Свердлов и Серго Орджоникидзе. Они же и стали идеологами репрессий казачьих семей.
В честь Серго город Владикавказ переименовали в Орджоникидзе. Ингуши с большим воодушевлением восприняли это решение Советов.
В сторону казачьих станиц двинулись отряды для исполнения решения съезда. При поддержке красноармейцев ингуши выгоняли из домов стариков, женщин и детей. Они мстили за вековое противостояние. Семьи были беззащитны ибо мужья и отцы были на фронте.
Они были безжалостны.
Аэропорт Беслан Северная Осетия.
После изгнания казаков, станица Воронцово-Дашковская была переименована в Таузен-Юрт. И до 1944 года здесь жили ингуши. После их депортации сюда пришли осетины.
Сейчас это территория Пригородного района Республики Северная Осетия «Алания». Административный центр Комгаронского сельского поселения. После окончания в 1981 году военного училища я служил командиром взвода в Ростовском гарнизоне. Помню наш спецназ подняли по тревоге и отправили в Орджоникидзе. Там на улицах города шли митинги и здание нашего училища закидали камнями. В обком КПСС ворвались митингующие. Причиной конфликта было столкновение осетин с ингушами из за убийства таксиста.
г. Орджоникидзе ОВВККУ ВВ МВД СССР им. С.М.Кирова. На этой площади проходил митинг. Правее стоял памятник Серго Орджоникидзе. Его снесли.
г. Орджоникидзе 1981 г.
В лагере у Комгарона всегда находился караул. В нем я был десятки раз пока учился. Караул охранял территорию, летние казармы и склады.
Курсанты ОВВККУ МВД СССР им. С.М.Кирова на учебном центре в Комгароне.
owkorr79
Самый лёгкий день был вчера. Не забывай!
Роль чеченских национал-сепаратистов в депортации сунженского казачества (1920 г.) и ее последствия.
С началом освобождения территории Чеченской республики от власти местных нацистов, международных и религиозных экстремистов осенью 1999 г. стали вскрываться все новые трагические факты этнических чисток, производившихся в «Ичкерии» по отношению к славянскому населению края. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что опыт подобных действий у сепаратистов достаточно серьезный, его необходимо проанализировать, поскольку методы, цели и средства нацистов начала и конца XX века во многом совпадают. Такой анализ, выводы из него, несомненно, помогут ответственным представителям властных структур, особенно правоохранительных органов, более эффективно предотвращать и пресекать подобные нарушения российских законов и норм международного права, в том числе прав человека.
• в Самашкинской было к началу 1911 г. 507 казачьих и 54 иногородних двора;
Чеченского или ингушского населения не было вообще.
Таштемир Эльдерханов был широко известен чеченскому народу. До революции 1917 г. он являлся депутатом Государственной думы II и IV созывов, стоял на платформе кадетов и неизменно старался защитить горские интересы, действуя, однако, с позиций сохранения Чечни в составе России. Во время гражданской войны Эльдерханов не показывал своей четкой политической ориентации вплоть до весны 1920 г., когда Северный Кавказ заняла Красная Армия. После этого Эльдерханов развил кипучую деятельность по организации Чеченского ревкома и стал его руководителем. Однако русские (по национальности) коммунисты отмечали явную линию Эльдерханова на сохранение классового мира среди чеченцев «при лидерстве богачей» и его «узко шовинистическую политику»12. Стремясь привлечь Эльдерханова на свою сторону, комитет РКП(б) Терской области даже принял его в партию, что вызвало «непонимание» такого шага руководства со стороны грозненских большевиков, реально представлявших степень «просоветских» взглядов председателя Чечревкома13. Однако в момент октябрьского казачьего восстания 1920 г. «узко шовинистические» взгляды Эльдерханова оказали коммунистам серьезную помощь. Заместитель председателя Чеченского окрисполкома Шерипов сообщал советскому руководству во Владикавказ, что «действительно, во время восстания казачьих станиц председатель окружного Чеченского исполкома Эльдерханов призывал доровольцев-чеченцев на помощь красноармейцам для подавления этого восстания, причем он обещал добровольцам оставить в их пользу в виде военного трофея все то, что они сумеют отбить». Характерно, что представители Грозненского окрисполкома в том же рапорте просили вышестоящего распоряжения «прекратить преследование в отношении добровольцев, отбивших то или другое во время самого восстания, оставив в силе преследование только в отношении лиц, допустивших грабеж после подавления восстания»14. Понятно, что при крайне слабом знании обстановки в чеченском обществе русским большевикам было практически невозможно выяснить степень «виновности» «неучастников» подавления восстания. На деле подобное прошение являлось требованием прекращения поисков грабителей среди соседствовавшего с казачьими станицами чеченского населения.
Ответ: Безусловно. Грабили чеченцы безбожным образом. Не говоря уже о разграблении трех четвертей Ермоловской и половины Закан-Юрта, чеченцы организованными группами грабили и Самашкинскую, Михайловскую, доходя до нахального грабежа и до открытых стычек с войсками. Как, например, во время стычки при отбитии грабежа почти среди белого дня между станицами Самашкинской и Закан-Юрт убито войсками 7 чеченцев. В Ермоловской чеченцами убито несколько женщин и стариков и даже детей (последнее не проверено).
14. Кто их совершил.
15. Роль Чеченского населения при выселении и его участие в грабежах.
Ответ: Алды, Алхан-Юрт и другие аулы почти все участвовали в разорении выселяемых станиц.
16. Роль Чеченского Окружн. Исполкома при выселении и меры, принимавшиеся им для предотвращения и прекращения грабежей.
Ответ. Санкционирование и молчок. «16
Очевидно, что в Москве представляли степень «преданности» Эльдерханова и ему подобных Советской России, но в силу общей слабости государственной системы не могли в то время решительно нейтрализовать таких людей. Более того, пользуясь этой очевидной тогда слабостью новой власти, Эльдерханов не особенно маскировался в революционные одежды. Так, Зампредгорчека Лебедев в декабре 1920 г. сообщал из Владикавказа в Ростов и лично Дзержинскому в Москву: «Горреспублика после учредительного съезда приняла характер меньшевистского царства. Прошел Эльдерханов и сейчас не скрывает свои контрреволюционые убеждения»20. Даже через значительный отрезок времени, в 1922 году, по данным северо-кавказских чекистов, Эльдерханов оставался на враждебных новому строю позициях; на заседании Грозненского Комитета РКП(б) Эльдерханов «определенно заявил, что не будет считаться с парткомом; по всем политическим и иным вопросам он оставляет за собой свободу действий, якобы на основании постановления Области. Для сведения добавил, что каким он был 15 лет тому назад, таким и остался, никто взглядов его не поколеблет (до 1918 г. он был членом партии Народной Свободы)»21. Невозможно представить, что во главе местного советского органа в Рязанской или Саратовской области и вообще в живых мог бы оставаться тогда человек после подобных заявлений; но на Северном Кавказе, особенно в Чечне, такие парадоксы были нередким явлением. Все это только лишний раз указывает на поверхностный характер, который имела новая российская власть в указаном регионе.
Вполне логичным было отмеченное грозненскими коммунистами фальшивое бессребреничество Эльдерханова и его подчиненных. Так, в чекистском сообщении еще 26 мая 1921 года указывалось: «На заседании Горского комитета РКП было секретарем комитета заявлено, что Эльдерханов, будучи председетелем Чеченского Исполкома, выписывал по сметам деньги на просвещение чеченского народа, деньги в ЧечУНО не шли, а шли в карман Эльдерханова и указывались в документах на непредвиденные расходы.
В то же время события конца XX века, к сожалению, демонстрируют всему миру чрезвычайную живучесть в чеченском обществе тех негативных тенденций в поведении по отношению к иноязычному населению, которые рассмотрены в данной работе. Представляется, что особо важным моментом является позиция «легального» руководства чеченского народа, который состоит из самих чеченцев. Сопоставление действий «формальных» лидеров чеченцев начала и конца XX века способно сейчас дать ответственным общероссийским руководителям понимание степени последовательности тех или иных лиц в укреплении реальной, а не фиктивной российской государственности на многострадальной земле этого уголка Северного Кавказа.
3. Там же. Ф.1. Оп.4. Д.168. Л.29.
5. Караулов М.А. Терское казачество в прошлом и настоящем. Владикавказ, 1912. С.368.
7. Бугай Н.Ф. 20-40-е годы: депортация населения с территории Европейской России//Отечественная история. 1992. N4. С.38.
9. Там же. Ф.1. Оп.4. Д.168. Л.37а.
10. Караулов М.А. Терское казачество в прошлом и настящем. Владикавказ, 1912. С.368, 372.
12. Там же. Ф.1. Оп.6. Д.437. Л.664.
14. Там же. Ф.1. Оп.6. Д.437. Л.149.
14. Там же. Ф.1. Оп.6. Д.437. Л.105.
17. Там же. Ф.1. Оп.6. Д.437. Л.104.
18. Там же. Ф.1. Оп.6. Д.437. Л.152.
19. Там же. Ф.1. Оп.6. Д.437. Л.152-152об.
20. Там же. Ф.1. Оп.5. Д.438. Л.54.
21. Там же. Ф.1. Оп.6. Д.437. Л.640.
22. Там же. Ф.1. Оп.6. Д.437. Л.246.
23. Там же. Ф.1. Оп.6. Д.437. Л.262.