сумеречная история россии гюстава доре
Знаменитая картина «Черный квадрат»
Знаменитая картина «Черный квадрат» не единственная. Малевич написал несколько черных квадратов. Были и белые и красные.
Нам более известна картина 1915 года.
Она не была первой в истории культуры и искусства, ей предшествовали рисунки других художников.
Эксперименты с черной краской были за долго до рождения Малевича. Многие художники изображали этот геометрический предмет, как шутку. У каждого мастера был свой мотив.
Похожие картины
Одна из первых картин черного квадрата, дошедшая до нас, вышла из под пера Роберта Фладда в 1617 году. Называется она «Великая тьма».
«Великая тьма» Роберт Фладд 1617
По прошествии двухсот лет, еще один художник обратился к этой теме. Картину Берталя «Вид на La Hougue (под покровом ночи)» можете посмотреть ниже.
«Вид на Ла-Хог (ночной эффект), Жан-Луи Пети» Берталь 1843
Гюстава Доре в 1854 году создал еще один шедевр. Назвал его «Сумеречная история России» и предоставил на суд зрителей.
«Сумеречная история России» Гюстав Доре 1854
Французский поэт Пол Билход, в 1882 году, создал картину «Ночная драка негров в подвале». Как раз это произведение и выглядит, как шутка, что собственно и хотел продемонстрировать Билход.
«Ночная драка негров в подвале» Пол Билход 1882
Шуточный подход понравился художнику из Франции Альфонсу Алле. Он продолжил эту линию и создал рисунок «Битва негров в пещере глубокой ночью» 1893 года.
«Битва негров в пещере глубокой ночью» Альфонса Алле 1893
Картины Малевича
Малевич подводил под эти изображения философский смысл. Рисуя черные квадраты, белые и красные квадраты художник много времени и сил тратил на теоретическое описание, на рецензии картин.
Так картина черного квадрата не имеет четких углов, и это со слов художника не случайно. Таким образом, Малевич пытался показать динамику, нестабильность. Так же нужно заметить, что в выставочном каталоге картина была обозначена как «Четырехугольник», а не как квадрат.
«Чёрный супрематический квадрат» Малевич 1915
«Чёрный квадрат» Малевич 1923
«Красный супрематический квадрат» Малевич 1915
«Белый квадрат на белом фоне» Малевич 1917
Все эти произведения необходимо рассматривать с точки зрения времени, в которое они писались. Это время революций и в живописи в том числе. Малевич жил в эту эпоху и не мог быть вне событий. Поэтому, как чистое искусство картины сложно назвать, как например более классические пейзажи или портреты, но сколько людей столько и мнений. 🙂
Как Гюстав Доре изобрел черный квадрат и написал «Историю Святой Руси»
Черный квадрат – тупик и одновременно бесконечность, могильная плита культуры и одновременно начало новой ее жизни (пусть и не самой прелестной), распиаренное ничто(жество) и одновременно повод к глубоким размышлениям, оказывается, еще более связан с нашей родиной, чем принято полагать. И в этом – показательная метафора. Еще за шестьдесят лет до Казимира Севериновича именно с черного квадрата начал свой «графический роман» один из величайших художников XIX века Поль Гюстав Доре. Спустя более чем полтора века альбом-шедевр издали и в России, он называется «Чрезвычайно образная, увлекательная и причудливая история Святой Руси по старинным источникам и историкам: Нестору, Никону, Сильвестру, Карамзину, Сегюру и др.».
Гюстав Доре (1832-1883) был художником-вундеркиндом: не получив никакого серьезного художественного образования (у него даже не было диплома Суриковского училища!), он с детства рисовал много и сразу гениально. Возможно, благодаря отсутствию академического образования (его Гюстав с лихвой заменил собственным гением и самообразованием в музеях), он стал величайшим новатором, мастером нового уровня, свободным от профессиональных штампов и суеверий. Сегодня мы привыкли вспоминать лишь его виртуозные, полные бесконечных деталей иллюстрации к Рабле, Данте и Шарлю Перро, однако, главным его «изобретением», новаторством был, я бы его так назвал, высокохудожественный комикс: карикатура, переполненная самодостаточными пластическими смыслами, карикатура, понятная и вне конъюнктуры.
Надо подчеркнуть, что Доре бал так же и автором текста «Истории Святой Руси». Как историк я должен признать, что имею все основания всерьез и надолго рассматривать книгу Доре как лучшее (наряду с монографией Ричарда Пайпса «Россия при старом режиме») сочинение по истории нашего феноменального отечества.
Пересказывать художественный шедевр дело занимательное, но не слишком репрезентативное, поэтому, я остановлюсь лишь на нескольких иллюстрациях, а далее – горячо посоветую всем читателям потщиться и обзавестись сим выдающимся произведением.
Как я уже упоминал, Доре, походя, изобрел черный квадрат, причем, при этом он не стал на нем зарабатывать деньги и регалии: мастер был слишком занят – фантазия подгоняла его творить новые рисунки. Под незамеченным недальновидными современниками супрематическим открытием Гюстав пророчески подписал, как отрезал: «В непроглядной тьме затеряно начало истории России».
Затем Доре обратился к палеоантропологии и генетике (т.е. к «продажной девке империализма»), и предложил свой вариант происхождения русского человека. Во избежание истерики и макабрических судорог у националистов, я здесь размещу лишь картинку Доре без пояснительного текста Доре (кстати, а кто мне объяснит, почему нам в роли «русских националистов» на всех митингах и ток-шоу показывают рыхлых и пухлых ребят с рыжими волосиками, окрест лысины, причем, картавых и в лапсердаках с октоуберфестовой «йа»спродажи – это и есть тот самый «великорусский тип»?).
Гюстав был мастером женского портрета: ему, как возможно, ни одному из художников (от Рафаэля до Кустодиева), не удавалось выразить всю потаенную суть тонкой душевной структуры, которая умеет даровать жизнь и любовь, быть отголоском космической музыки и вселенской гармонии. В этом понимании Доре родственен идеям философа Соловьева о «вечной женственности». Тому доказательство – созданный мастером образ княгини Ольги, которая известна нам как один из самых показательных образцов исконной русской духовности.
Высочайший уровень интеллекта и компетентности, недостижимый уровень духовности и творческого поиска, во все века отличавший российских властителей, их чиновников и генералов, так же попал в поле зрения проницательного мастера линии и формы.
Тем, кто хочет проникнуться атмосферой эпохи ксилографии, я, конечно, посоветую, отправиться в библиотеку или в антикварный магазин, чтобы прикоснуться к оригинальному изданию позапрошлого века (в свое время я был очарован этим фолиантом), но, надо признать, что и альбом, вышедший из печати на русском языке – издан вполне прилично. Кстати, советую не откладывать возможные намерения в «долгий ящик»: некоторые шибко умные книги имеют свойства быть изымаемы из продажи. Та же «История Святой Руси», опубликованная в 1937 году в Германии, во избежание ссоры с СССР, была запрещена немецким правительством, изъята и уничтожена.
u_boot_man
Горизонт, плавно уходящий вниз
Доре нарисовал ее в 22 года, в 1854 году, во время Крымской войны. Книга представляет собой графический роман, иллюстрации снабжены подписями и комментариями. Особенно пристальное внимание Доре привлекают ключевые фигуры российской истории — Иван Грозный, методично уничтожающий собственных подданных, и Петр Великий, прокладывающий дорогу реформам по горам трупов своих сограждан. Однако больше всего достается, естественно, Николаю I.
Рисунков ОЧЕНЬ много, поэтому я отсканировал лишь небольшую часть, но то, что отсканировал, достаточно показательно, чтобы понять, что это за произведение. В России книга была запрещена сразу после выхода, во Франции ее тоже довольно-таки быстро изъяли из продажи.
Взгляд европейца на нашу историю. Смотрите сами и делайте выводы )
«Если верить древнейшим источникам, между 2-м и 3-м годами могучий белый медведь Полнор пленился многообещающей улыбкой красотки-моржихи. В результате этой порочной связи явился на свет первый русский«.
«Будучи высокого мнения о своих женах, древние русские позволяли им крутить собой как угодно«
«Для начала Иван пустил кровь своим министрам, обеспечив целой державе зрелище, которое изрядно ее потешило«
Иван Грозный
«В два счета 2750 сибиряков, не считая женщин, стариков и детей, были гроздьями нанизаны на пики«
Петр I, видящий сон о том, как он пожирает Европу
Граница России и Европы
«Ежегодный курс лечения, назначенный России главным врачом Шамилем. Начинается он каждую осень с 50-ти кавказских пиявок»
«Ну что, старый друг, ты, наконец, переварил свой 1812-ый, в котором так жадно нас заглатывал?»
В общем, несмотря на 150 лет со дня выхода, книга очень актуальная, и я думаю, что нечто подобное мы увидим осенью, когда выйдет в свет колоссальный труд господина Акунина ) ему, кстати, от Доре отдельный привет, по поводу мифа о русофобии.
Несколько смыслов «Черного квадрата»
10 смыслов «Черного квадрата»
Знаменитое полотно Казимира Малевича — это шарлатанство или зашифрованное философское послание?
Знаменитая картина поделила на два периода не только жизнь художника, но и историю художественного искусства.
С одной стороны, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Черный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. Уже 100 лет прошло с момента ее написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются.
Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича? AdMe.ru попытался разобраться.
1. «Черный квадрат» — это темный прямоугольник
Начнем с того, что «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
2. «Черный квадрат» — это неудавшаяся картина
Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и сгоряча замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал: «Гениально!» После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Черному квадрату».
Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.
Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искусствоведы считают, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб, и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.
3. «Черный квадрат» — это разноцветный куб
Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины вы выйдете за рамки традиционного восприятия, за пределы видимого, то поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.
Тайный смысл, вложенный в «Черный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых, по их словам, инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».
Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложнее многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.
4. «Черный квадрат» — это бунт в искусстве
На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Черный супрематический квадрат» как его яркое воплощение. Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает «доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи». Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».
Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.
Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «Квадрат» Малевича.
5. «Черный квадрат» — это пример гениального пиара
Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное — как подать и продать.
Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь» начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под названием «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем 200 лет. А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854-м, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882-м, совсем уж плагиат — «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусства. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.
Впоследствии Малевич нарисовал как минимум 4 версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и приумножить успех картины.
6. «Черный квадрат» — это политический ход
Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстраивался под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные «черные квадраты», нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году «Квадрат» Малевича приобрел совершенно новый, актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.
«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО Наркомпроса.
7. «Черный квадрат» — это отказ от содержания
Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение». То, что признал Малевич и не признали его современники, является фактическим для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.
8. «Черный квадрат» — это вызов православию
Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915 года вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом красном углу, где в русских домах, согласно православным традициям, вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняли картину как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны».
9. «Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве
Малевича называют чуть ли не гуру современного искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.
Искусство изжило себя, и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.
10. «Черный квадрат» — это шарлатанство
Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.
А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многие люди оказываются перед необходимостью его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.
Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный квадрат» — это прямоугольная трапеция, а для кого-то — это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник. Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о своем. А о чем подумалось вам?
Знаменитое полотно Казимира Малевича — это шарлатанство или зашифрованное философское послание?
«Черный квадрат» — это темный прямоугольник
Начнем с того, что «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат», 1915
«Черный квадрат» — это неудавшаяся картина
Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и, сгоряча, замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал «Гениально!». После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Черному квадрату».
Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.
Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искуствоведы посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.
«Черный квадрат» — это разноцветный куб
Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого, то вы поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.
Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых по их словам инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».
Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.
«Черный квадрат» — это бунт в искусстве
На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Черный супрематический квадрат» как его яркое воплощение. Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».
Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.
«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест»
Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «квадрат Малевича».
«Черный квадрат» — это пример гениального пиара
Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное как подать и продать.
Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь», начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под название «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем двести лет. А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.
.
«Черный квадрат» — это отказ от содержания
Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение». То, что признал Малевич и не признали его современники, является де-факто для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.
«Черный квадрат» — это вызов православию
Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915г. вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах согласно правосланым традициям вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняла картину, как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны».
«Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве
Малевича называют чуть ли не гуру современно искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.
Искусство изжило себя и многие критики сходятся во мнении, что после
«Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.
«Черный квадрат» — это шарлатанство
Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.
А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии просто безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многим людям нужно его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.