структура церкви в древней руси
§ 12. Устройство церкви в древней Руси. Последствия принятия Русью христианства
§ 12. Устройство церкви в древней Руси. Последствия принятия Русью христианства
Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. Христианство, став господствующею религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставляемый Константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (на первых порах их было пять, потом число их дошло до пятнадцати). В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри; причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а через него митрополиту. Таким образом, власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. Как ни слабо оно было на первых порах, оно все же оказывало могучее влияние на познавших его людей. Богослужебные и священные книги принесены были на Русь на доступном для всех языке славянском, том самом, на котором изложили их славянские первоучители св. Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики. Язык этих книг был вполне понятен русским, и «книжное учение» было поэтому незатруднено. Тотчас по крещении на Руси возникают школы с учителями-священниками и появляются книжники-любители просвещения, собиравшие и переписывавшие книги. Митрополит и вообще духовенство управляли и судили подчиненных им людей так, как это делалось в греческой церкви, на основании особого сборника законов, Номоканона, получившего на Руси в болгарском переводе название Кормчей книги. В этом сборнике заключались церковные правила Апостольские и вселенских соборов, также гражданские законы православных Византийских императоров. Церкви принадлежали земли, на которых духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему, руководясь византийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридические отношения к земледельцам, какие были приняты в Греции.
Таким образом, на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти, новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы и новые землевладельческие обычаи. Так как Русь приняла веру из Византии, то все новое, что пришло вместе с верою, имело византийский характер и служило проводником византийского влияния на Русь. Для того, чтобы понять, как именно сказывалось это влияние, необходимо несколько ознакомиться с теми чертами общественного быта Руси в дохристианское время, которые наиболее характеризуют патриархальность тогдашних общественных отношений.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 8 (XVIII–XX) Характер Константина. — Его преемники. — Мотивы и последствия обращения Константина в христианство. — Устройство христианской или Католической Церкви. (306–408 гг.)
Глава 8 (XVIII–XX) Характер Константина. — Его преемники. — Мотивы и последствия обращения Константина в христианство. — Устройство христианской или Католической Церкви. (306–408 гг.) Характер государя, переместившего столицу империи и внесшего столь важные изменения в
Последствия принятия Русью христианства
Последствия принятия Русью христианства Внешнее устройство церкви в древней Руси.Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом
Последствия принятия Русью христианства
Последствия принятия Русью христианства § 12. Внешнее устройство церкви в древней Руси. Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. С принятием христианства возникло на Руси много новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на
Глава 3 Язычество. Проникновение христианства на Русь. Религиозная война Святослава. Язычник Владимир и христианин Ярополк. Пантеон языческих богов. Крещение Руси. Последствия крещения
Глава 3 Язычество. Проникновение христианства на Русь. Религиозная война Святослава. Язычник Владимир и христианин Ярополк. Пантеон языческих богов. Крещение Руси. Последствия крещения Ничего нет странного в том, что приход Рюрика на Русь и его борьба за власть и добычу
3. Древняя Русь в период X – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Роль Церкви в жизни Древней Руси
3. Древняя Русь в период X – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Роль Церкви в жизни Древней Руси Внук Ольги Владимир Святославович первоначально был ревностным язычником. Он даже поставил близ княжеского двора кумиров языческих богов, которым киевляне приносили
Глава 2 ДАТИРОВКА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В ВЕЛИКОЙ = МОНГОЛЬСКОЙ» ИМПЕРИИ
Глава 2 ДАТИРОВКА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В ВЕЛИКОЙ = МОНГОЛЬСКОЙ» ИМПЕРИИ 1. ДАТИРОВКА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА Здесь мы вкратце напомним полученную нами в 2003 году датировку Рождества Христова 1152 годом н. э. Распятие Христа датируется 1185 годом, на 33 года позже. Подробный анализ
5. ДАТИРОВКА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ПО ЮБИЛЕЯМ
5. ДАТИРОВКА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ПО ЮБИЛЕЯМ Обратимся к истории празднования в католической церкви так называемых Юбилеев. Они отмечались в Ватикане в XV–XVI веках. Сведения о праздновании Юбилеев сохранились, например, в Лютеранском Хронографе, откуда мы их и
8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте –
Глава 1. Восточные славяне до принятия христианства. До 979
Глава 1. Восточные славяне до принятия христианства. До 979 Индоевропейские по своему происхождению племена славян, двигаясь, по всей вероятности, с северной части Восточных Карпат, постепенно расселились по Центральной и Восточной Европе на широком пространстве от
9.1. Особенности принятия христианства на Руси
9.1. Особенности принятия христианства на Руси Первые известия о проникновении христианства на территорию расселения славянских племен связаны с именем апостола Андрея Первозванного. Согласно преданию, сохраненному «Деяниями апостолов», он проповедовал на северном
3 РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ ДРЕВНЕЙ РУСИ
3 РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ ДРЕВНЕЙ РУСИ Русская церковь с момента своего создания стала рассматриваться как часть Вселенской константинопольской. Митрополит назначался патриархом. Отчасти это обстоятельство имело место из-за желания Византии контролировать политику
1. Причины принятия христианства
1. Причины принятия христианства Крещение Руси, положившее начало становлению русской цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов:1.1. Политические предпосылки. Владимир стремился укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с
5. Значение принятия христианства
5. Значение принятия христианства Переход Руси к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.5.1. Христианство помогло объединить восточных славян в единое древнерусское общество, создало духовную основу
Общественный строй и церковная организация на Руси
Урок 13. История России 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Общественный строй и церковная организация на Руси»
Согласно древнерусским былинам, тело богатыря Ильи Муромца покоится в Киево-Печерской лавре. Здесь были обнаружены останки человека ростом 177 сантиметров, на тот момент это был очень высокий человек. Также на останках были обнаружены многочисленные боевые раны. Учёные выявили и долгую болезнь позвоночника, что сочетается с былинным рассказом о неподвижности Ильи Муромца на протяжении 33 лет.
В ходе урока вы узнаете о формировании древнерусской народности, основных слоях населения Древней Руси, земельных отношениях, церковной организации, монастырях и духовных ценностях.
В конце 10 века восточные славяне создали государство Русь. Каждое племя платило киевскому князю дань и принимало участие в государственных делах. На время военных походов собиралось народное ополчение, самые отважные воины которого могли стать княжескими дружинниками.
Население Руси объединяли многочисленные хозяйственные дела. В городах и поселениях строились корабли для флота князя и торговых караванов. Жители русских земель встречались на киевском торге. Это общение способствовало развитию единого древнерусского языка.
Ещё большее сплочение началось после принятия христианства. Со временем люди перестали отождествлять себя с каким-либо племенем, они становились единым народом. Так формировалась древнерусская народность.
Люди больше не делились по родо-племенному признаку. Все жители Древнерусского государства составляли единое общество. Общество – это люди, объединённые общей жизнью и деятельностью в одном государстве.
Общество состояло из слоёв, или категорий, населения. То, к какому общественному слою относился человек, определял его род занятий.
Князья относились к правящей верхушке. В своём управлении они опирались на дружину, которая делилась на старшую и младшую. Старшей дружиной считались бояре, выполнявшие важные княжеские поручения. Бояре – это высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.
После принятия на Руси христианства сформировался ещё один слой населения – духовенство. Это служители культа в религиях, исповедующих веру в единого Бога.
Основную массу населения Древней Руси составляли свободные земледельцы, которые объединялись в общины.
По мере роста городов увеличивалось количество их жителей. В городах жили не только представители высших слоёв общества, но также ремесленники и купцы.
Основным занятием населения было сельское хозяйство. Земля находилась в совместном пользовании общины. Между семьями делили участки, пригодные для пашни. Также в общинном пользовании были леса и луга. За использование земли общинники платили государству дань. Так формировалось государственное право собственности на землю.
Существовали и личные земельные владения. Часто свободные земли князь забирал себе, отправляя туда пленников и делая их своими работниками.
Своим дружинникам князь мог жаловать земельный участок. Так появилось понятие «вотчина». Это крупная земельная собственность, которая принадлежала знатному человеку на правах наследования. Но главным собственником земли оставался князь. Он мог как пожаловать вотчину, так и передать её кому-то другому.
С формированием личных земельных владений появилось зависимое население. Самыми бесправными из них были рабы. На Русь их называли холопы либо челядь. Они работали на княжеской или вотчинной земле. К холопам относились и слуги.
Пополнялась эта категория населения за счёт пленников. Случалось, что в ситуации крайней нужды люди сами передавали себя в холопы.
Были и другие категории зависимого населения. Смерды – свободные крестьяне, которые исполняли повинности в пользу князя.
Закупы – люди, получившие купу (заём) и обязанные за это отработать на господина, который этот заём предоставил. Закуп вёл своё личное хозяйство, а когда долг был возвращён, снова становился свободным.
Зависимыми были рядовичи – люди, которые заключали договор на выполнение определённой работы.
Рассмотрим церковную организацию на Руси. Главой Русской православной церкви был митрополит. Так называли глав крупных церковных округов. До середины 15 века русский митрополит находился в подчинении у константинопольского патриарха. В Константинополе происходило и назначение всех митрополитов, которые в большинстве своём были греками. Первым русским по происхождению митрополитом стал Иларион, современник Ярослава Мудрого.
Резиденция русских митрополитов находилась в Киеве. Резиденция – это место постоянного пребывания должностного лица.
В подчинении митрополита находились епископы – главы крупных церковных областей. Как правило, епископские области совпадали с территориальным делением Руси. Епископу подчинялось местное духовенство, разделённое на чёрное и белое.
К чёрному духовенству относились монахи, которые жили в монастырях. А к белому – священники и дьяконы, служившие в церквях и соборах. Собор – это центральный городской храм. Большинство храмов строилось силами горожан и сельских жителей. Они объединялись в приходы – общины, которые посещают службы в своём храме.
Обеспеченные люди могли позволить себе строительство церкви в собственной усадьбе. Такой тип церкви получил название домовая.
Церковная организация была учреждена при князе Владимире. Князь выделял одну десятую часть своих доходов в пользу церкви. От этой традиции получила название Десятинная церковь, первая крупная княжеская церковь в Киеве.
Митрополитов и епископов всем необходимым обеспечивало государство. Остальное духовенство жило за счёт средств, которые выделяли основатели храмов и прихожане. Важным источником доходов были земли, пожертвованные верующими.
На начальном этапе большое влияние на русскую церковь оказывала Византия. Это проявлялось в сохранении традиций пения текстов на богослужениях и в особом почитании икон. Но при этом все богослужения велись не на греческом, а на церковнославянском языке. Перевод византийской христианской литературы на славянский язык способствовал скорейшему распространению христианства.
Особая роль в религиозной жизни Руси принадлежала монастырям – общинам монахов, живших по единым церковным правилам. Также это было и место, где люди, отрешившиеся от обычной жизни, моги посвятить всё своё время служению Богу. Руководство монастырём осуществлял игумен.
В монастырях у монахов всё было общим. Время они проводили за молитвой, работой или чтением.
Одним из первых монастырей на Руси стал Киево-Печерский. Его основателем был монах Антоний, который поселился в пещере на берегу Днепра. Этот монах хотел уединения, но со временем он стал известен, и к Антонию стали приходить люди. Они также жили в пещерах, или, как их тогда называли, «печерах». Это и дало название монастырю. Уже позднее пещеры стали использоваться в качестве гробниц.
Феодосий – наиболее известный последователь Антония. Он был игуменом монастыря и смог превратить Киево-Печерский монастырь в своеобразный духовный центр всей Руси.
Монахами становились как простые люди, так и бояре, и даже князья. Они занимались написанием икон, созданием летописей. Часто монахи просвещали население, незнакомое с христианством. Таких людей называли миссионерами.
Уже к началу 13 века практически во всех крупных городах Руси существовали монастыри. В Новгороде это были Варлаамо-Хутынский, Юрьев, Антониев монастыри. В Чернигове – Елецкий.
Суть христианства заключается в вере в Христа, Спасителя человечества. Описание его земной жизни вы можете найти в Евангелие. А идеалы, которые должны быть основой поведения человека, заключаются в евангельских заповедях. Главной ценностью христианство провозглашает любовь к ближнему и Богу.
Давайте определим, чем отличаются христианские ценности от языческих. Основой язычества был культ силы. Вне коллектива человек не имел никакого значения, а отношения с многочисленными богами строились на принципе «ты – мне, я – тебе».
После принятия христианства, на Руси появились люди, чьи деяния и посмертные чудеса воспринимались как проявление Божественной воли. Таких людей причисляли к лику святых.
Одними из первых святых церковь признала князей Бориса и Глеба, которые были убиты своим братом Святополком во время борьбы за киевское княжение. Их судьба стала символом мученического подвига ради братской любви.
Идеалами отрешения от мирской жизни стали Антоний и Феодосий Печерские, Евфросиния Полоцкая, Антоний Смоленский.
Нормой поведения для простых людей было благочестие. Под ним подразумевалось регулярное посещение церкви, уважение к старшим, честность, скромность, помощь обездоленным. Таким образом складывалась мораль, которая проповедовалась в поучениях, самым известным из которых стало «Поучение Владимира Мономаха».
Давайте подведём итоги.
Общество Руси состояло из слоёв, или категорий, населения, принадлежность к которым определялась занятиями людей.
К высшим слоям населения относились князь, бояре и духовенство.
Самой бесправной категорией населения были холопы.
Главой Русской православной церкви был митрополит.
Особая роль в религиозной жизни Руси принадлежала монастырям, главным из которых был Киево-Печерский.
Как устроен древнерусский храм
Как возникла крестово-купольная система, у кого учились древнерусские зодчие, из каких материалов строились храмы, как они устроены внутри и снаружи и, наконец, где можно увидеть хорошо сохранившиеся образцы древнерусской храмовой архитектуры
1. Как храм устроен внутри
Христианские храмы — наследники ветхозаветных построек. Сакральные сооружения авраамических религий, в том числе православные, до сих пор создаются в соответствии с трехчастной схемой, начало которой положили скиния — походное хранилище ковчега Завета, созданное Моисеем по прямому указанию Господа, — и храм Соломона (подробнее о скинии и храме Соломона можно прочитать в материале «Инструкция от Господа по устройству храма»).
Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символизирует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе. Во время службы здесь стоят верующие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также оглашенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обретают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.
2. Как храм выглядит снаружи
Обычно храм составлен из нескольких хорошо различимых элементов. С востока к основному объему примыкает алтарная часть. Снаружи это полукруглые пристройки — апсиды. Таких пристроек может быть одна, три или пять. Сверху, над основным объемом храма, можно видеть один или несколько барабанов — это круглые или многогранные башни с окнами, через которые храм освещается изнутри. Барабаны завершаются полусферическим куполом — но снаружи мы видим не его, а главы Главы православного храма — это покрытие завершающих барабаны куполов. Иногда термин «глава» или «главка» подразумевает также несущий ее барабан. В разговорной речи главы часто называют куполами. различных форм — шлемовидные или луковичные. В отличие от купола, который является важнейшей частью строительной конструкции, главы конструктивную нагрузку не несут: это декоративное покрытие, защищающее перекрытия от дождя или снега. Главы венчаются крестами.
3. Как устроен иконостас
4. Что находится за иконостасом
5. О чем рассказывают мозаики и росписи
Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство мира. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержителя (по-гречески — Пантократора), то есть Владыки мира. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконография — «Отечество»: с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. Ниже изображаются пророки и апостолы. Если конструкция храма крестово-купольная (см. ниже), на четырех парусах Паруса, или пандантивы, — архитектурные детали в виде вогнутых с двух сторон треугольников. Паруса переносят вес купола и барабана с подкупольного кольца на точечные опоры. помещают четырех евангелистов, а на опорах Опоры — в архитектурной терминологии любые свободностоящие столбы и колонны. — столпов Церкви: мучеников, святителей и преподобных. На южной, восточной и северной стенах изображены главные события священной истории. На западной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, — пугающие картины Страшного суда (получается, они служат напоминанием для тех, кто покидает храм). Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторонам христианского вероучения — таинству евхаристии (благодарения, причащения), в котором участвуют апостолы, и Богоматери.
6. Как возникла крестово-купольная система
Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя. В Восточно-Римской империи (то есть в Византии) к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в восточнославянских землях, — с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией. Такие храмы восходили к еще более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам. Именно базилику — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных сакральных сооружений.
7. Как строились древнерусские храмы
Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды. Практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отличаться от византийских образцов. Он стал более целостным: элементы византийских церквей жили собственной жизнью, тогда как части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции.
К XII веку в каждом княжестве появились собственные строительные бригады, а сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия. Одновременно на Руси (по крайней мере, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели. В этих случаях конструкция и композиция зданий оставались восточнохристианскими, а вот в декоративном оформлении фасадов легко заметить черты доминировавшего тогда на Западе романского стиля.
Константинопольские мастера научили древнерусских строителей использовать особый кирпич — плинфу, известную еще со времен Древнего Рима. Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать. В XII веке с Запада пришла другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отесанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом. Так, например, построены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.
Основным же строительным материалом на Руси всегда было дерево, и деревянная архитектура оказала большое влияние на каменную. Некоторые композиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI–XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества. Среди таких приемов — шатровые перекрытия, а также восьмерик на четверике — эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы.
8. Что изменилось после Орды
В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас. Однако в небольших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в которых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше. Одно из таких конструктивных решений — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассоциирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византийским традициям. Еще один способ обойтись без внутренних опор — завершение квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.
Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохранилось.
9. Видим ли мы древнерусские храмы в их первоначальном виде
К сожалению, нет. Практически ни один из древних храмов не дошел до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, большинство перестраивались. Менялась кровля, растесывались узкие окна-бойницы, появлялась штукатурка и чужеродный декор. Реставраторы стремятся вернуть этим постройкам первоначальный облик, однако многое приходится додумывать, исходя из известных аналогов и собственных представлений о том, что казалось красивым много веков назад.
На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045–1052) и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119–1130) в самом Новгороде. Сюда же можно отнести Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) — сегодня это село Ленинградской области. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1136–1156). Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске — лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191–1194).
Наконец, белокаменное зодчество Древней Руси можно увидеть на территориях, принадлежавших Владимиро-Суздальскому княжеству. Из самых ранних — это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152–1157), Успенский собор во Владимире (1158–1160, обстроен новыми стенами с дополнением угловых барабанов в 1185–1189 годах), дворцовый комплекс с собором Рождества Пресвятой Богородицы в Боголюбово близ Владимира (1158–1165) и построенная неподалеку церковь Покрова на Нерли (1165), а также Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197).