стеклянная посуда и утварь на руси
Как на Руси называли стеклянную посуду и утварь?
Хочется отметить, что именно сегодня, 3 июля тематической изюминкой программы будет посуда.
В игре принимают участие 9 человек, по три в каждом раунде, затем победители каждого раунда встречаются в финале, и там уже определяется главный победитель сегодняшней игры! Ему традиционно предлагают сыграть в суперигру, но он вправе отказаться от этого предложения, ведь если он проиграет суперигру, то лишиться всех призов, а если угадает хотя бы главное слово в суперигре – то заберет все. А угадав все три слова – уедет на новеньком автомобиле!
Вот задание на первый тур. Как на Руси называли стеклянную посуду и утварь? (Слово из 8 букв)
Как самостоятельная область древнерусского прикладного искусства стеклоделие начинает формироваться в первой половине XI века, Монументальные мозаики киевских храмов – Десятинной церкви и Софии Киевской, поражали воображение своей светоносно-стью и яркой и чистой полихромией.
В стенах Измайловского завода, построенного «про обиход великого государя», произошло рождение русского художественного стекла. Алексей Михайлович, проявляв-ший большой интерес к европейской культуре, в своем дворцовом селе Измайлове заводил всевозможные новинки. Мысль о строительстве стекольного завода пришла ему в 1650-х годах. В 1656 году он велел своему агенту Гебдону «вывезти к Москве из Виницеи золы лутчей в чом скляничные всякие суды делать на хрустальный цвет, а также мастеров склянишных самых добрых».
Ответ: Скляница (8 букв).
Слово стькляница известно с XII в., но употреблялось редко, так как стеклянные сосуды были исключительно привозными. Популярность скляниц растет с XII в., когда в Измайлове был построен стекольный завод. В отписке 1653 г. сообщается на этот счет: «А каким завод завесть, делать скляницы. Месяцем де, государь», они зделают всяких скляничных судов всяки ми образцами и розных цветов». Старорусское скляница обозначало любой сосуд из стекла, служивший для подачи напитков к столу, а иногда и для питья. Память о скляницах хранят и пословицы, поговорки древней Руси: «Цел(ь)ба пьянице на столе в склянице».
История посуды на Руси
С древних времён люди использовали в быту посуду. Она использовалась не только как ёмкость для приготовления и хранения пищи, но и была отражением богатой и многообразной культуры нашего народа.
Сначала в Древней Руси посуду изготавливали из дерева – берёзы, липы и рябины. Наши предки считали, что их древесина обладает полезными свойствами. Ещё причинами использования данного материала для изготовления посуды также является лёгкость его обработки.
Как считают историки, точёная на специальных станках деревянная посуда появилась на Руси примерно в 10 веке. Из дерева делали ложки, миски, солонки, кувшины и другую посуду.
Рис.1. Деревянная солонка
Рис. 2. Деревянный ковш
Рис. 3. Деревянная ложка (12 век)
Рис. 5. Солонка утица
Затем на Руси появилась глиняная посуда. Она тесно перекликается с развитием гончарного ремесла.
В глину добавляли кварцевый песок и обжигали. Керамика получалась необычайно прочной. Посуду из глины делали из отдельных частей.
Еду варили в горшках различной формы. В опарницах наши предки готовили тесто, а в кашнике – каши и супы. В самом большом горшке «корчага» варили квас, брагу и пиво, а также кипятили воду. Жарили и пекли на глиняных сковородах и противнях. В них же и подавали пищу на стол.
Рис. 8.Глиняный горшок
Рис. 9. Керамическая ендова
Расцвет посуды из глины приходится на средние века. Керамическая посуда Древней Руси стала прародительницей современной посуды.
В 10-11 вв. на Руси стала появляться посуда из стекла. Сначала её покупали только князья и богатые купцы, так как она дорого стоила. Наши стеклодувы делали чаши и кубки, которые имели маленькое и неустойчивое дно и тонкую ножку. Поэтому стеклянная посуда часто билась. Но к концу 12 в. мастера на Руси начали изготавливать кувшины, стаканы и бутыли, используя стеклодувные трубки и стекловаренные печи. Так в нашем языке появилось слово «скляница». Оно стало обозначать любые стеклянные изделия. Из-за того, что в таких ёмкостях чаще всего хранили и подавали алкоголь, это слово приобрело ещё одно значение – «пьянство».
Рис. 11. Стеклянная посуда
Также на Руси изготавливали металлическую посуду. Её использовали зажиточные люди. Ещё до нашествия монголо-татарского ига в котлах варили супы и напитки. Из бронзы делали фляжки и черпаки, украшенные различными орнаментами.
Рис. 12. Металлическая посуда
Рис. 13. Посуда из металла
Самой дорогой считалась посуда, изготовленная из серебра и золота. Из них производили кубки, чаши и рога.
Рис. 14. Серебряная посуда
Рис. 15. Медная посуда
Во времена Петра I в России появились много новой утвари, среди которых были формы для пудингов и венчики для взбивания яиц. Начали появляться привезённые из-за границы фаянсовые и фарфоровые изделия. Их покрывали ручной росписью и покрывали позолотой.
Из-за высокого спроса на такую посуда в 1744 году в Петербурге построили Императорский фарфоровый завод, на котором изготавливали сервизы и предметы интерьера для царской семьи.
Рис. 16. Императорский фарфоровый сервиз (18 век)
Рис. 17. Фарфоровый императорский сервиз (18 век)
Рис. 18. Императорский сервиз
Рис. 19. Царскосельский сервиз, ИФЗ
Благодаря шотландскому купцу Францу Гарднеру в 1763 году в селе Вербилки Московской губернии открылся завод, где производили не только изделия из фарфора, но и из фаянса. А в начале 19 века открылись и другие фарфоро-фаянсовые фабрики.
Рис. 20.Фарфоровая сахарница «Барбарис», Вербилки
Рис. 21. Чайная пара, Вербилки
С тех пор посуда из фарфора и фаянса стала самой популярной в Российской Империи и практически полностью вытеснила глиняные и деревянные изделия.
Посуда в быту: что использовали наши предки
Первые индивидуальные тарелки стали появляться в конце XIV. Ели из них далеко не все, а лишь самые знатные и богатые люди. Поэтому, если перед гостями ставили угощение на тарелке, это считалось знаком особого уважения.
Люди не столь богатые ели из общих блюд. По посуде можно было судить о статусе хозяина дома, его богатстве и сословии.
Помимо индивидуальной посуды в доме особо богатых людей в XVIII веке появляются сначала столовые, а потом и чайные фарфоровые сервизы. Российские дворяне с удовольствием пользовались фарфором из Германии, Англии и Франции. А позже в России появился и собственный, Отечественный фарфор. Стоили такие сервизы больших денег.
Была и не такая дорогая посуда, например:
Ендова (также яндова) — низкая и широкая медная или деревянная посуда с отливом в виде желобка, используемая для подачи алкогольных напитков (пива, браги, мёда, вина) на праздничный стол (во время пира) и их розлива по чаркам или стаканам.
Сосуды под названием «яндова» были разной вместимости от больших (вмещали в себя несколько ведер жидкости) до маленьких.
Сосуд делали в виде ладьи, утки, гуся, петуха. В XVI веке ендовы были заимствованы у русских народами Поволжья, особенно мордвой, чувашами, марийцами, а также карелами, и сохранились у них до настоящего времени в качестве национальной утвари, изготавливаемой из липы, берёзы, дуба, клёна и других лиственных пород деревьев.
Корчага — глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения — кипячения белья со щелоком. Его обычно затыкали пробкой. Корчага не имела, как правило, крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом.
Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л).
Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.
Гусятница — керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, картофеля, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира.
Латка — древняя глиняная продолговатая сковорода для жарки овощей. Латки обычно закрывались глиняной крышкой, под которой мясо не столько жарится, сколько парится в собственном соку.
Латки были широко распространены как в городах, так и в деревнях уже в XV-XVII вв., использовались в крестьянском хозяйстве вплоть до середины XX в.
Миски — небольшие глиняные или деревянные мисочки для индивидуального пользования. Существовали специальные «постные» миски, которые вместе с подобными горшками ложками употреблялись только в постные дни.
С помощью миски гадали: миску с водой, на которой складывался «мост» из соломы, перед сном девушка ставила в изголовье кровати или под нее, прося своего будущего мужа провести ее через мост.
Термин «миска» известен с глубокой древности. В XII в. в большую общую миску, из которой ели несколько человек, Даниил Заточник называл «солилом». В XVIII-XIX вв. термин миска был распространен по всей России. В это время миской иногда стали называть и другие предметы утвари — блюдо, тарелку, чашу.
А эту посуду мы используем и сейчас! Некоторые предметы за более чем два века практически не изменились. Убедитесь сами:
Горшочек для запекания керамический «Красный», 0.55 л
Стеклянная посуда Древней Руси
Стекло – это материал не природного происхождения. Он образуется в процессе расплавления кремнезёма с различными веществами, например, щелочами. При добавлении других дополнительных материалов стекло может быть разноцветным, непрозрачным, матовым или прозрачным.
Период появления стеклянной посуды
Как выяснили археологи, первая посуда из стекла вошла в употребление в Древней Руси на рубеже 10-11 веков. В основном, среди находок встречаются лишь обломки таких артефактов, целые же образцы, которые теоретически могли бы сохраниться в церквях или среди имущества зажиточных представителей населения, не сохранились в целости до нашего времени.
Раскопки курганов и могильников также не принесли результата: так как традиционно славянские народы не клали в погребальные сооружения вещи умерших. Обнаружен лишь один целый предмет – в захоронении женщины рядом с местом погребения Ярослава Осмомысла в Галиче, но и он представлял собой лишь осколки.
Самые ранние археологические раскопки, в которых были обнаружены осколки древней стеклянной посуды, происходили в Киеве в конце 19 – начале 20 века. Результаты этих раскопок описаны рядом учёных, такими как Хойновский И.А., Ханенко Б.Н. и Хвойка В.В. Их исследования содержать информацию о посуде Древней Руси, которая не потеряла актуальности до сих пор. Многие предметы: чашки, кружки, сосуды с элементами из разноцветного стекла, чаще зеленых оттенков, – были отнесены в их работах к «великокняжеской поре», хотя в действительности являлись изделиями украинских стеклоплавильных фабрик 17 века. Вместе с этими предметами попадались и осколки бутылок, относящихся к домонгольской эпохе. Главным образом, эти осколки – толстые донышки стеклянных сосудов, фрагменты же стенок в основном утрачены.
В исследованиях по археологии, а также в музейных собраниях эти сосуды традиционно называют «слезницами». Однако в памятниках древнерусской литературы встречаются и другие названия: «стекляница», «стъкляница масти», «скляница благовонна масла», «скляница с вином», «кандило скляное» и «скляное блюдо».
Довольно сложно сопоставить эти термины с конкретными предметами, которые они обозначали. Все виды посуды, которыми пользовались в Древней Руси, реконструированы. Некоторые варианты реконструкции более достоверны, другие же носят, скорее, форму предположений. Многие слова, обозначающие эти предметы, практически вышли из употребления. Вместе с современными названиями стеклянной посуды (стакан, рюмка) употребляются и некоторые архаичные варианты (чаша, кубок).
Формы и пропорции древнерусской стеклянной посуды
В первые годы исследований бытовало мнение, что тяжелые донышки, достигающие в диаметре 100-130 мм, – это часть слезниц, по форме похожих на рог для питья. Но в ходе дальнейшего изучения выяснилось, что эти сосуды по своей сути ближе к раннесредневековым византийским лампам, к частям которых можно отнести и ножки-бусины, обнаруженные в 70-80гг. 20 века.
Элементы стеклянных слезниц находят на огромных территориях Древней Руси. Предметы этого вида, имеющие рифленые или гладкие стенки, обнаруживаются в культурных слоях 11-12 вв.
Другому типу предметов, чьи настоящие формы достоверно не установлены, соответствуют вогнутые донышки диаметром 50-70 мм. Успешно реконструирован лишь один вид такого стеклянного сосуда. Предположительно, форма стенок сосуда, прилегающих к донышку, может иметь два варианта – цилиндр или бочонок.
Некоторые стеклянные сосуды носили форму глубоких чаш, а несколько маленьких ручек делают из такой чаши «кандило стъкляное». Кандило стъкляное – очень редкий для Древней Руси предмет. В Новгороде найдены два таких сосуда византийского происхождения, относящиеся к середине 11-12 вв. и к периоду перед началом монголо-татарского нашествия.
Другие известные «кандила» происходят из Византии. Византийские чаши выдувались из прозрачного разноцветного стекла: от чуть голубоватого до сине-фиолетового. Еще одним отличием византийских работ от древнерусских является полихромная роспись. Такую роспись наносили разными способами: и вгорячую, и вхолодную. Один такой богато декорированный предмет, выполнявший функцию стакана, принадлежал княгине Ядвиге, жене Генриха I Бородатого Пяста. По легенде в этом стакане вода превращалась в вино, следовательно, ему вполне могло соответствовать название «стекляница с вином».
Географическая расположенность находок византийских чаш на территории Древней Руси сложно поддается объяснению. Достаточно много предметов находят в Новгороде, Старой Рязани, Новогрудке. В Смоленске, Киеве, Москве же попадаются только единичные экземпляры. В хронологическом плане такие чаши встречаются в основном в культурных слоях с середины по конец 12 в. Гораздо реже случаются находки фрагментов стеклянных артефактов 11 в. и первой половины 13 в.
Существовали и другие типы стеклянных сосудов, самый характерный элемент которых – донышки диаметром около 30 мм с высоким вогнутым конусом. Достоверно реконструирован всего один образец такого сосуда. Остальные реконструкции – лишь результат моделирования. Восстановление основывается на выстраивании фрагментов, но их сочетание в каждом случае носит лишь вероятностный характер. Донышки этого вида находят реже, чем донышки такого же диаметра в форме «наперстков», но географический разброс этих находок носит тот же характер, при этом в хронологии такие предметы появляются на пол столетия позже – во второй половине 11 в.
Эволюция формы стеклянной посуды на Руси
С помощью обнаруженных в Новгороде предметов можно детально восстановить их хронологию. Плоские широкие донышки становятся известны с середины 11 в. и до начала 13 в., при этом наибольшая их концентрация в слоях бытования конца 11 – середина 12 вв. Остальные культурные слои чрезвычайно редко содержат осколки описываемых артефактов.
Новая форма древнерусской посуды появляется во второй половине 12 в. Её характерная особенность – донышко с высоким вогнутым конусом, с полым поддоном диаметром 30-40 мм. Исходными образцами этой формы могли быть выбраны византийские сосуды, известные с более раннего времени. В новой форме сосудов сохранялись все отличительные особенности предметов более ранних периодов: и размер донышка, и высокий конус, и тонкие стенки, и декор в виде накладных нитей. Вполне вероятно, что при изготовлении этой новой формы мастера-ремесленники могли опираться и на более ранний древнерусский образец.
Археологами был обнаружен лишь один целый сосуд в форме усеченного конуса, с таким донышком, с одинаковыми высотой и диаметром горлышка (78 мм). Этот артефакт был обретён в женском погребении в церкви в Старом Галиче. Это погребение находилось близко к гробнице Ярослава Осмомысла (1130-1187). Стоит отметить строгое соблюдение равенства высоты и диаметра горлышка стеклянного сосуда.
Во второй половине 12 в. и в первой трети 13 в. появляются предметы довольно разнообразных форм. Некоторые из них похожи на византийские образцы, другие напоминают как византийскую посуду из стекла, так и древнерусскую глиняную посуду. Среди находок начинают встречаться тарелки («скляное блюдо»), миски, чуть позже – бутылки, рюмки. Венчики носят постоянный характер на всем периоде истории древнерусской посуды – они могут быть вертикально наклонными или согнутыми, оплавленными по краю, изогнутыми наружу или внутрь, некоторые декорированы нитью по краю. Начиная с середины 12 в. у древнерусских предметов появляются новые элементы конструкции – ножки, ручки, горла, а также новые формы донышек и поддонов.
Несмотря на довольно продолжительные и очень интенсивные археологические раскопки древнерусских городов, посуду из стекла обнаруживают достаточно редко, за исключением Новгорода, Старой Рязани и Новогрудка. В последних двух городах найденные предметы относятся к более позднему периоду – рубежу 12-13 вв.
Среди найденных новгородских образцов превалируют лампы и сосуды специального назначения: их количество около половины от всех находок. В оставшуюся половину входят все остальные разнообразные предметы, но и среди них есть доминирующие – стаканы и, позднее, стаканы на подставке. Однако стаканы на подставке (поддоне) встречаются в Новгороде реже, чем на юге или близ Киева. Количество найденных осколков чаш во всех средневековых слоях Новгороде постоянно. Примерно такой же объём фрагментов присутствует в соответствующих культурных слоях в Новогрудке, а вот бутылки с коротким горлом редки и имеют византийское происхождение, и, возможно, соответствуют старославянскому термину «склянице благовонна масла».
Состав и формы стеклянных фрагментов предметов в Старой Рязани и Новогрудке приблизительно одинаковы: ламп немного, не больше, чем бутылок, более 2/3 всех найденных предметов – сосуды для питья, среди которых встречаются и привозные, но половину занимают упомянутые ранее стаканы на поддоне.
Оба этих набора посуды из стекла не только отражают «веяние времени», но и показывают влияние Киевом, задававшего моду на аристократический быт. Стоит заметить, что владелец усадьбы в Новгороде, где проводились археологические исследования, имел в быту предметы византийской работы, бутылки и «кандиле», что точно соответствовало бытовым стандартам бояр в других городах Древней Руси.
Лампы (лампады, кадила), произведённые в Киеве это, безусловно, предметы роскоши – атрибуты новгородского феодально-сословного общества, их фрагменты обнаруживаются при раскопках городских районов древнего Новгорода (Славенского конца, Неревского конца, Людина конца) достаточно равномерно. А вот в других русских городах раннего Средневековья осколков стеклянной посуды попадается немного, как в домонгольском культурном слое, так и в слоях бытования периода XIV-XV вв.
Почти все поздние предметы (XIV-XV вв.) – это импорт из Западной Европы и с Ближнего Востока. Если говорить об изделиях, привезённых из Западной Европы, то это прежде всего стеклянные сосуды северно-немецких мастеров и мастеров Подунавья, с Ближнего Востока – высококлассные работы сирийских мастеров из городов Ракка и Алеппо, а также из египетского Фустата.
Древнерусская посуда
Опарница – керамическая посудина, горшок, в котором готовится опара под кислое тесто. Посуда для подготовки опары и выхаживания теста на пироги, белые булки, блины, представляла собой глиняный сосуд, круглый, с широким горлом и слегка зауживающимися к поддону стенками. С внутренней стороны опарник был покрыт глазурью. Высота опарника колебалась от 25 до 50 см, диаметр горла от 20 до 60 см. Форма была удобна для замешивания опары и теста как рукой, так и мутовкой. Для приготовления опары в теплую воду закладывали закваску (как правило, тесто, оставшееся от предыдущей выпечки), перемешивали с половиной муки, необходимой для изготовления хлеба или пирогов, и оставляли в теплом месте на несколько часов. После закисания опару, если она была предназначена для выпечки ржаного хлеба, перекладывали в дежу, квашню, добавляли муку, месили и, закрыв плотно крышкой, ставили в теплое место. Если опара ставилась для пирогов, то ее оставляли в опарнике, добавляли муку, яйца, сметану, месили и оставляли подходить. В народном сознании слово «опара» осмыслялось как незаконченное, не доведенное до конца дело. При неудачном сватовстве обычно говорили: «С опарой воротились», а если сваты заранее знали, что в сватовстве им откажут, то говорили: «За опарой поехали». Термин бытовал на всей территории России.
Плошка – (плоский) низкий, широкий, развалистый сосуд, б. ч. глиняный, черепяный; латка, глиняная сковородка, круглая или долгая.
ПОДОЙНИК (ДОЁНКА, ДОИЛЬНИК)
Подойник – утварь для дойки, представляет собой деревянный, глиняный, медный сосуд с открытым широким горлом, носиком, расположенным в верхней части, и дужкой. Глиняные и медные сосуды имели форму горшка, деревянные повторяли форму ведра с расширенными кверху стенками. Подойник обычно изготавливался без крышки. Свеженадоенное молоко предохранялось от пыли тонкой холщовой тканью, завязывавшейся вокруг горловины сосуда. Молоко, закрытое сразу после дойки крышкой, могло скиснуть. Подойник покупался всегда вместе с коровой. При этом его нельзя было брать голой рукой. Он передавался из полы в полу, из рукавицы в рукавицу, его поднимали с земли, благословясь. Если на новом месте корова не доилась, колдун подойником с водой крестил животному рога, копыта, соски, шептал заговор и опрыскивал водой из подойника. С той же целью наполняли водою до краев все прочие подойники. Подойники были распространены по всей России под разными названиями, образованными от слова «доить».
Полевик горшок – полевик, поленик, польник, полюх, полюшек, кувшинчик – керамический сосуд для носки питья в поле.
Рыльник – сосуд для пахтанья и перетапливания коровьего масла, представлял собой глиняный сосуд с широким горлом, круглым в сечении туловом, слегка суживающимся к донцу. В верхней части тулова имелся короткий носик – «рыльце» или маленькое отверстие для сливания пахты и растопленного масла. На противоположной носику стороне тулова – длинная глиняная прямая ручка. При пахтании масла в топник наливалась сметана (сливки, прокисшее слегка молоко), которая сбивалась мутовкой. Сбившееся в комок масло вытаскивалось, промывалось, складывалось в глиняный таз. Пахта сливалась в ушат на пойло скоту. При перетапливании топник, наполненный маслом, ставился в хорошо протопленную печь. Растопленное масло сливалось в деревянную кадку. Оставшаяся на дне топника маслянистая творожная масса шла на приготовление пирогов, блинов.
Умывальник – керамическая посуда для умывания. Подвешивалась на кожанный ремешок. Изготавливалось в двух вариантах: с одним горлышком и с двумя.
Черепушка – керамическая миска малого размера. Предназначалась для второстепенных блюд – салатов, соленьев и приправ в древней Руси.
Горшок – («горнец») и «гончар» («горънчар») происходят от древнерусского «грънъ» («горн» – плавильная печь), по В. Далю: (так же и для цветов) – округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Также – низкий устойчивый сосуд с широким горлом, может иметь разнообразное предназначение. Корчага, южн. макитра, самый большой горшок, репкой, с узким дном; горшки или корчаги плавильные, стекловарные, более или менее таковы же; горшок щаной, тамб. естальник, ряз. егольник, того же вида, равно кашник, но только поменьше. Горшочки называются: махотка, горшенятко, малыш. Высокие горшки, узкогорлые, для молока: глек, балакирь, кринка, горнушка, горлач. На протяжении многих столетий был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. Горшок, поставленный на под печи, обкладывался вокруг нижней части дровами или углями и тем самым оказывался охваченным жаром со всех сторон. Форму горшка удачно нашли гончары. Если бы он был более плоским или имел более широкое отверстие, то закипевшая вода могла выплеснуться на под печи. Если бы горшок имел узкое длинное горло, процесс закипания воды проходил бы очень медленно. Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига. Горшки редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями – придать сосуду прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.
Горшок Братина – посуда, в которой подавалась еда к столу, отличается от обыкновенного горшка ручками. Ручки к горшку приклеиваются так, чтобы за них было удобно браться, но они не должны очень сильно выходить за габариты горшка.
ГОРШОК ДЛЯ ТОПЛЕНИЯ МАСЛА
Горшок для топления масла – специализированная форма керамической посуды, имела волнистую каёмку и непосредственно ручку для снятия с печи.
Гусятница – керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. Латка могла быть с ручкой и без нее. Ручка была прямой, короткой, полой. В нее обычно вставлялась деревянная рукоятка, которая вынималась, когда латку устанавливали в печь.
Ендова – низкая, большая керамическая, луженая братина, с рыльцем, для пива, браги, меду; в ендове подают питья на пирах; она же есть в распивочных и кабаках, на кораблях и пр. Крестьяне зовут ендовой и деревянную, высокую посудину, жбан, коновку.
Жаровня – печка в виде сосуда, наполненного горячими углями. Жаровни представляют собой одну из примитивных кухонных принадлежностей, и употребление их у нас сокращается день ото дня. У турок и в Малой Азии существуют разнообразные формы и виды жаровен, и употребление их тоже имеет разные назначения, например для варки кофе, для раскуривания трубок и проч..
Кондюшка, кондея – то же, что ендова. Вятская, Нижегородская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская губернии. Это чаша, небольшого размера, из дерева или глины, иногда с ручкой, использовалась для питья кваса, перетапливания масла и подачи его на стол.
Канопка – глиняный сосуд, выполняющий функции кружки. Псковская губерния.
Кацея – в старину жаровня, по объяснению азбуковников, «судина до каждения». Кацеи в старину делались с ручками, глиняные, каменные, железные, медные и серебряные. Архиепископ Филарет (Гумилевский) видит в Кацее кропильные чаши, указывая на чешское «кацати» – брызгать водою.
Кашник – маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш.
Кисельница – большая миска с носиком. Кисельница – кувшин для подачи киселя на стол. Удобный предмет и для ковша и для половника и для кружки, а также с носиком для слива остатка киселя.
Корчага – глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения – кипячения белья со щелоком. Корчага могла иметь форму горшка, кувшина с вытянутым, почти цилиндрическим туловом. Корчаги-кувшины имели ручку, укрепленную на горловине, и неглубокий желобок – слив на венчике. В корчагах-горшках пиво, квас, вода сливались через отверстие в тулове, расположенное около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага не имела, как правило, крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. При кипячении воды, бучении белья сосуд закрывали доской после того, как огонь в печи прогорал. Пиво, квас, воду сливали из корчаги через отверстие в нижней части тулова. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л). 2. То же, что таган. В Киевской Руси 10-12 вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющийся кверху, с двумя вертикальными ручками у узкого горла. По форме похожа на античную амфору и так же, как амфора, предназначалась для хранения и перевозки зерна и жидкости. Изображения корчаги имеются в древнерусских миниатюрах. Обломки их часто встречаются при археологических раскопках древнерусских городов. На корчаге найденной в Гнездовском кургане, выцарапано слово «гороушна» или «гороухща», т. е. горчичные зерна, горчица. Это слово – древнейшая русская надпись (начало 10 в.). Встречаются и другие надписи. Так, на сосуде 11 в., найденном в Киеве, написано «Благодатнеша плона корчага сия» (т. е. «Благодатна полная эта корчага»). В современном русском языке словом «корчага» обозначается большой, обычно глиняный горшок с очень широким устьем. В украинском языке сохранилось представление о корчаге, как о сосуде с узким горлом.
Крынка – линяный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.
Кувшин – кувшинчик умалительно, кукшин,кука – глиняный, стеклянный или металличесюй сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою, урна, ваза.
Кувшин крупник (или пудовик) – ёмкость для хранения сыпучих продуктов (15-16 кг.).
Кубышка – то же, что и ковш, солонка, круглой формы, с крышкой. Глиняный сосуд с широким туловом, иногда с ручкой. Владимирская, Костромская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Ярославская губернии.
Латка – древняя глиняная продолговатая сковорода для жарки овощей. Латки обычно закрывались глиняной крышкой, под которой мясо не столько жарится, сколько парится – «пряжится» в собственном соку. Овощи «пряжатся» под крышкой в сметане или масле. Латки были широко распространены как в городах, так и в деревнях уже в XV-XVII вв., использовались в крестьянском хозяйстве вплоть до середины XX в.
Миски – небольшие глиняные или деревянные мисочки для индивидуального пользования. Существовали специальные «постные» миски, которые вместе с подобными горшками и ложками употреблялись только в постные дни. В свадебной обрядности северных губерний миску заодно со свадебным хлебом и другими предметами утвари зашивали в скатерть, которую молодые должны были расшить после посещения бани. С помощью миски гадали: миску с водой, на которой складывался «мост» из соломы, перед сном девушка ставила в изголовье кровати или под нее, прося своего будущего мужа провести ее через мост. В день Андрея Первозванного, 30 ноября (13 декабря), миску с кашей девушки устанавливали на воротах и шептали: «Сужене и гужене, ходи со мною кашу ести!» – после чего им должен был привидеться образ жениха. Известно использование миски в народной медицине. Во время особого вида лечения – «обрызгивания» – в пустой избе ставилась миска с водой, по углам раскладывались соль, зола, уголь. Человек, пришедший к знахарю для лечения, должен был лизать разложенные по углам предметы и запивать их водой из миски. В это время знахарь читал наговоры. На третий день человеку давалась громовая стрела и словесно передавались наговоры. При лечении соняшницы (брюшная болезнь) знахарь просил миску, в которую «вошло бы три штофа воды», пеньку и кружку. Миску с водой ставил больному на живот, пеньку зажигал и обматывал ею больного. После чего опускал пеньку в кружку, а кружку ставил в миску и читал наговоры. Крики больного во время совершения лечения приписывались «удалению нечистой силы». После окончания лечения знахарь давал больному выпить воды. Термин миска известен с глубокой древности. В XII в. большую общую миску, из которой ели несколько человек, Даниил Заточник называл «солилом». В XVIII-XIX вв. термин миска был распространен по всей России. В это время миской иногда стали называть и другие предметы утвари – блюдо, тарелку, чашу.