старые девы в истории
Самые известные старые девы в истории
Вспоминаем незамужних дам, которые добились успеха и признания в обществе.
Старыми девами на Руси называли девушек, которые в силу обстоятельств оставались незамужними «до скончания века». Живя в родительском доме, девы занимались хозяйством. А после смерти родителей переходили приживалками в дома родственников.
Старых дев можно было узнать по одежде: им не полагалось носить платки, в отличие от замужних, да и украшения были предназначены не для них, а для молодых невест. Старым девам приходилось облачаться в невзрачные наряды, скрывающие фигуру, чтобы не привлекать внимания. Неудивительно, что пренебрежительное отношение вызывало озлобление у старых дев. Отсюда и стереотипы, характеризующие старых дев как мрачных, завистливых и ненавидящих всех вокруг женщин.
Героини нашей подборки разрушают эти стереотипы.
Елизавета I, Английская
Царевна Наталья Алексеевна
Царевна Наталья Алексеевна (1673−1716) – младшая и любимая сестра Петра I, которая, как и он, с почтением относилась к европейской культуре. Как и другие царевны, она взрослела в теремах, откуда была только одна дорога – в монастырь: замуж царевен не отдавали.
Правда, в отличие от старших сестер, Наталья выросла уже в царствование своего брата, когда отношение к женщинам царского рода в обществе изменилось. Но, как и они, осталась незамужней. Нет данных о каких-либо матримониальных планах царя относительно любимой сестры. Почему-то Петр I не стал устраивать брак сестры с каким-нибудь европейским государем, как сделал это для своих племянниц. Не исключено, что этому могла противиться сама Наталья Алексеевна.
Как и ее отец, «тишайший» государь, она питала большую любовь к театру. В ее Преображенском дворце шли спектакли, позже она устроила «комедийную хоромину» и в новорожденном Петербурге. Царевна – первый русский драматург-женщина. Она сочинила несколько пьес на христианские сюжеты. Скончалась Наталья Алексеевна в возрасте 42 лет от неизвестного тогда заболевания желудка.
Джейн Остин
Британская писательница, автор романа «Гордость и предубеждение» Джейн Остин (1775–1817) писала о любви, но никогда не выходила замуж. Что довольно странно. Джейн была общительна, обожала наряды, балы, веселье. Ее личные письма полны описаний фасонов шляпок, рассказов о новых платьях и кавалерах. Веселье сочеталось в ней с природным умом и хорошим образованием. «У женщин очень развито воображение. Мы быстро переходим от восхищения к любви и от любви к браку», — говорила Джейн Остин.
Предположительно однажды она была помолвлена со своим давним другом, Харрисом Биггом Уитером, но помолвка продлилась всего 24 часа.
Свои последние годы писательница провела в одиночестве в семейном особняке. Она умерла в 41 год.
Анна Бунина
Анна Бунина (1774–1829) была первой русской поэтессой, которая получала деньги за свои труды. Женщины издавались и до нее, но они не трудились так много и не были признаны мужским литературным кругом. Именно как поэтесса Бунина получала пенсию от императрицы. Ее ценили так высоко, что в честь античных писательниц ее называли «русской Сапфо», «северной Коринной», а также «десятой музой». Родством с этой поэтессой хвасталась сама Анна Ахматова, она писала, что «первая русская поэтесса Анна Бунина была теткой моего деда».
В наши дни эта современница Джейн Остин почти полностью забыта. Кстати, Бунина переписывалась с Вальтером Скоттом и несколько лет жила в Англии. Увы, ее письма оттуда не сохранились.
Анна Голубкина
Самая знаменитая женщина-скульптор Российской империи Анна Голубкина (1864–1927) с легкостью во всем себе отказывала и очень много работала. Почему-то считала себя некрасивой и наотрез отказывалась фотографироваться. Ее портрет времен студенчества можно увидеть разве что на картине «Вечеринка» известного художника Владимира Маковского, который преподавал в МУЖВЗе: одухотворенная девушка в черном платье с горящими глазами стоит в углу комнаты. Впрочем, те, кто отказывал ей в красоте, признавали, что лицо ее было незабываемым и «гениальным». Известно, что в юности Анна была влюблена и даже пыталась покончить с собой от несчастной любви — бросалась в Сену.
Но позже, став признанным мэтром, она давала девушкам, которые хотели посвятить свою жизнь искусству, советы не создавать семью: «Если хочешь, чтобы из твоего писательства что-нибудь вышло, не ходи замуж, не заводи семьи. Искусство связанных рук не любит. К искусству надо приходить со свободными руками. Искусство — это подвиг, и тут нужно все забыть, а женщина в семье — пленница».
От «вековухи» до «большухи»: как жили старые девы на Руси
К 20 не вышла замуж — пиши пропало!
Если к 20 не нашлось жениха — ты «браковка» или «прокисшая невеста», если все твои подружки и ровесницы вышли замуж, а ты нет, носи прозвище вековуха. Ну могли еще непетым волосьем называть. Дело в том, что на свадьбе девушке по традиции надевали платок на голову, который она теперь обязана была носить как замужняя. Во время церемонии женщины пели песни о том, что ее девичество закончено и теперь надо готовится к семейной жизни со всеми ее радостями и печалями. Ну а поскольку старые девы оставались без песен и без платка, то называли их непетым волосьем.
Постепенно все старые девы переходили в разряд седых макушек, потому что головные уборы им не были положены по статусу, а волосы со временем начинали седеть.
Брак считался делом богоугодным, по сути обязательным. Родилась женщиной? Выходи замуж, рожай детей, занимайся хозяйством. Вариантов у тебя в принципе не было. И если кому-то не удавалось выполнить свою основную функцию, то они выпадали из привычной картины мира и становились в какой мере отщепенками. То есть все эти обидные прозвища не существовали сами по себе, они нужны были, чтобы отделить непутевых старых дев от нормальных замужних женщин — вербально и физически.
Замуж не напасть? Главное, чтобы не оболгали!
Кстати, старых дев было не так уж и мало, по материалам переписи 1897 года по Владимирской губернии 20 процентов девушек в возрасте 20–29 были одиноки, а в Ярославской — и вовсе 36 процентов! Старой девой редко кто становился по своему желанию, хотя случалось, что девушка решала остаться в доме отца после смерти матери и вести хозяйство, например. В этом случае к ней относились с уважением, ее выбор был оправдан: она помогала растить братьев и сестер. В основном в старых девах засиживались из-за физических недостатков — слепота, глухота, хромота, болезненность. Никто не хотел брать «уродку» в дом, женщина должна была рожать и работать, рожать и работать.
Вторым важным «аргументом» после здоровья было приданое. Никто не желал бедную невесту, которая в дом ничего не принесет.
Но причина могла быть и не в уродстве или бедности, на девушку просто-напросто могли наговорить. По традиции во время сватовства соседские женщины собирались вместе и начинали отговаривать жениха — это была своеобразная проверка, тест на прочность. Тут перечислялись все возможные недостатки невесты — как настоящие, как и выдуманные: слухи, домыслы, фантазии и даже обычные наговоры. Могли сказать, что она уже не девственница, ну или, наоборот, слишком разборчива, уже стольких женихов отвадила. Могли рассказать о другом женихе или о каких-то проблемах в семье.
Как жили старые девы?
Статус старой девы накладывал определенные ограничения. Существовал целый список того, чего не должны или не могли делать старые девы. Это касалось и общего уклада жизни, и поведения, и даже внешнего вида. Например, головные уборы, положенные замужним, были категорически запрещены, если плели косу, то строго одну. Исчезали из их гардероба яркие вещи: никаких ярких платьев, они только для девушек на выданье, как и украшения — ленты для кос, браслеты, бусы, серьги. Старые девы должны были одеваться скромно, неброско, в темную одежду, полностью скрывающую фигуру.
Ограничения эти отражались и на правилах поведения. Засиделась в девках? Значит, веди себя кротко и смирно, ни с кем не спорь, никому не перечь, глаза опустила и пошла мимо. Жили вековухи либо в родительской семье, либо в семье старшего брата. Как и все, они работали — дома и в поле, растили детей родственников. Ну и должны были забыть о любого рода развлечениях — веселье только для девок на выданье и для замужних.
По сути старые девы оказывались в социальной изоляции. Девушки были заняты поиском женихов и не хотели общаться с вековухами из-за того, что верили в проклятья и сглазы, которые могли передаться и им. Замужние тоже игнорировали их, потому что у них был совершенно другой круг интересов: дети, мужья, и старые девы не допускались к обсуждению этих тем, так как ничего в них не понимали. Старых дев не звали на посиделки, не приглашали водить хороводы на праздники или участвовать в застольях.
Сжечь ведьму!
Ну и, конечно, вера в приметы, сглаз и нечистую силу тут тоже играла свою роль. Старым девам не разрешалось заниматься «настоящими женскими» делами — они не могли замешивать тесто, печь хлеб, готовить еду для свадебного стола. Ни в коем случае не могли присутствовать при родах — это касалось и людей, и животных. Беременные тоже старались их избегать. Ну а в день первой жатвы старые девы не могли выходить в поле — считалось, что весь собранный урожай мог испортиться.
Если кого-то и обвиняли в колдовстве, то именно старых дев: а что им еще делать, только колдовать, сидя на печи. Говорили, что они насылают сглаз и порчу, а в некоторых регионах незамужних и вовсе называли невестами сатаны и с ними старались не ссориться, а еще и всячески очищать — могли окурить избу ладаном или насыпать маковых зерен в постель. Были даже случаи, когда на вековуху надевали специальный пояс, сшитый из рясы попа, который вроде как должен был защитить окружающих от ее дурного влияния.
Был ли шанс на нормальную жизнь?
Если коротко, то да, всё же у старых дев был вариант не попасть в изоляцию, а прожить более или менее нормальную жизнь.
Вариант первый — это уехать из деревни. Многие старые девы в XIX–XX веках подавались в город, шли работать и таким образом избегали незавидной судьбы вековухи. К сожалению, в городе их жизнь тоже не всегда складывалась удачно.
У вековухи все же был шанс выйти замуж — для этого надо было найти мужчину себе по статусу. Он мог быть или очень бедным или иметь какой-то явный физический недостаток — в конце концов, не все молодцы были идеальными и далеко не все могли легко найти себе жену. Правда, можно было напороться на совсем нищего или гулящего — гулящие мужики никогда не были в чести. Был еще один вариант — она могла выйти замуж за вдовца, но вдовцам было еще сложнее, чем старым девам, столько с ними было связано предубеждений. Считалось, что они прокляты, раз одна жена умерла, то и другая тоже помрет.
Ну и для самых сильных духом был вариант большухи — хозяйки дома. Звание это вполне могла заслужить старая дева, которая заправляла хозяйством брата или отца, но тут требовались стойкость и сила, ну и хорошее здоровье. Большухам полагалось уважение — и семьи, и односельчан. Их не избегали, напротив, к ним шли за советом и благословением.
Ну и кем бы ты ни была при жизни — ведьмой, вековухой или большухой, замуж тебя всё равно выдадут, правда после смерти. И это не шутка, похороны старых дев оформляли как свадьбы и выбирали им женихов на том свете, чтобы хотя бы там она могли выполнить свое женское предназначение.
Незавидная участь старых дев на Руси: Почему их все сторонились, и каково было жить вековухой
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Откуда пошло некрасивое прозвище «непетое волосьё»
По русской традиции молодой невесте перед самой свадьбой надевали платок, который принадлежал замужней бабе. Одновременно с этим подружки невесты пели жалобные песни об окончании девичьего века, о семейных горестях, которые теперь ждут девушку. Для старых дев такие песни не исполнялись никогда, и платком в такой ситуации их волосы не покрывали. Вот откуда пошло прозвище.
Старой деве нельзя было надевать платок и любой головной убор, который носили замужние бабы. Они ходили с непокрытой головой. Чем старше становилась старая дева, тем больше было у неё седых волос, поэтому еще одно уничижительное прозвище «седая макушка» гуляло по Руси.
Как же всё-таки относилось общество к старым девам? Всё было очень грустно. Юные девушки сторонились вековух, веря в примету, что от них можно заразиться одиночеством и не выйти замуж никогда. Но ведь и возраст старых дев или перестарок тоже был не особо подходящим для молодежных вечеринок. О чём ей было разговаривать с молодыми, какой смысл участвовать в весёлых игрищах?
Называясь «непетым волосьём», носить головные уборы, предназначенные для замужних, вековуха не имела права. Ей нужно было одеваться в соответствии со своим незавидным положением. И если веселые молодые девчонки могли позволить себе яркие цвета и фасоны, то старая дева надевала на себя вещи темного, неброского цвета, полностью скрывающие фигуру.
Почти ведьма или любовница черта
Мало того, что общество и так не особо любило старых дев, так ещё и различные приметы и обряды делали тяжелее их жизнь, и без того не сладкую. Боясь дурного влияния вековух, перестаркам не разрешали заниматься элементарными вещами, например, выпекать хлеб, жарить и парить для свадебного обеда, принимать участие в гуляниях, плясать и петь. Им запрещалось появляться в поле первый день жатвы, чтобы не навести порчу на будущий урожай. Вековухе нельзя было присутствовать при родах. Не допускались они и к рожающим животным – нельзя было принимать телят или овец.
Особенно унизительным был обычай надевать на несчастную женщину специальный амулет, защищающую от колдовских сил. Это был пояс, сшитый из поповской ризы.
Хочешь уважения – стань большухой
Куда же было деваться старой деве? Построить свой дом и жить в нём было нереально – и сил не хватило бы сделать это в одиночку, да и пошли бы бесконечные сплетни про то, кого одинокая дева в этом доме принимает. Чаще всего вековуха оставалась с родителями, которые кормили, поили и терпели дочь. Но они не вечные, и после их ухода старая дева поступала в распоряжение к старшему брату, становилась приживалкой и использовалась как бесплатная рабочая сила. Стирка, ухаживание за племянниками, работа в хлеву, в поле и так далее. О развлечениях и веселье приходилось забыть навсегда.
Были, конечно, девы, которым удавалось исправить создавшееся положение. Но для этого нужно было иметь железный характер, смекалку, отменное здоровье и недюжинные хозяйственные способности. Если так происходило, то вековуха могла добиться уважения в семье. Она брала бразды правления хозяйством в свои руки, ухаживала за старыми родителями, и таким образом повышала свой социальный статус. Этих женщин звали «большухами», над ними не издевались, они не терпели унижения, их не попрекали куском хлеба. Однако это редкие случаи. Чаще всего старая дева была забитым и молчаливым существом, поскольку не выходили замуж в основном девушки некрасивые и с плохим здоровьем. Таким пробиться в «большухи» было практически невозможно.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
—Ссылки
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Самые знаменитые старые девы
За каждым успешным мужчиной стоит сильная женщина, но за большинством успешных женщин не стоит никого, кроме их таланта и воли. И при этом едва ли кому-то приходит на ум, что женщина может сознательно предпочесть жизнь одиночки. Восемь опровержений этому стереотипу в нашей подборке.
1. Коко Шанель
«Я никогда не хотела давить на мужчину больше, чем птичка».
Габриэль Бонёр (Коко) Шанель научилась шить у монахинь в приюте, где прошло ее детство. Впоследствии именно это бесценный навык позволил ей создать одну из самых знаменитых модных империй в истории. И все это без малейшей помощи со стороны представителей сильного пола.
Хотя Коко и встречалась с самыми влиятельными мужчинами своего времени, включая герцога Вестминстерского, и создала тот самый аромат Chanel No. 5, перед которым не устоит даже самый капризный избранник, замуж она так и не вышла.
2. Дайан Китон
В 2001 году она публично заявила, что романтическим отношениям в ее жизни больше нет места, и до сих пор продолжает счастливую одинокую жизнь, оставаясь одной из самых успешных актрис за всю историю кинематографа.
3. Опра Уинфри
«Благодари Бога за то, что у тебя есть, тогда получишь еще больше. Если постоянно думать о том, чего у тебя нет, тебе всегда будет чего-то да не хватать».
Несмотря на тяжелое детство и буйную молодость, Опра и без кольца на пальце сумела взлететь до небес, преодолев унижения, бедность и даже предательство. Благодаря своим стараниям она заслужила звание одной из самых влиятельных и богатых женщин ХХ века.
Хотя она давно счастлива в отношениях со своим парнем, Стэдменом Граэмом, едва ли найдется более яркий пример и образец для подражания, чем сильная и успешная, хотя и официально одинокая, Опра Уинфри.
4. Тайра Бэнкс
«Мама никогда не учила меня ждать принца на белом коне, который бы сразил меня наповал».
В начале карьеры Тайра Бэнкс была угловатой и простоватой моделью. Но свернув с подиума в сторону бизнеса стала медиа-магнатом. Ей удалось запустить популярное ток-шоу, стать успешным автором и даже получить степень магистра делового администрирования в Гарвардском университете. Чем не повод для восхищения?
5. Куин Латифа
«С детства меня учили тому, что многие будут относиться ко мне как к человеку второго сорта, ведь я афроамериканка и женщина».
Куин Латифа (урожденная Дана Элейн Оуэнс) получила награду «Золотой глобус», две премии Гильдии киноактеров США, два раза награждалась Национальной ассоциацией содействия прогрессу цветного населения (Image Award). Она не раз становилась обладательницей специальных премий «Грэмми», кроме того, ей вручали специальные награды «Оскар» и «Эмми».
6. Мать Тереза
«Несите любовь везде, куда вы идете. Не позволяйте, чтобы люди приносили вам горе, только любовь».
Мать Тереза была проповедником силы безграничной и безусловной любви, хотя никогда и не любила мужчину. Основав в Индии фонд «Сёстры миссионерки любви», она возглавляла международное движение по помощи больным, сиротам, умирающим и бедным.
Да, она была монахиней и ей запрещено было выходить замуж, но это не помешало ей показать миру, что женщине вовсе не нужен мужчина, что бороться и побеждать.
7. Джейн Остин
«У женщин очень развито воображение. Мы быстро переходим от восхищения к любви и от любви к браку».
Британская писательница Джейн Остин создала такие шедевры мировой литературы, как «Гордость и предубеждение» и «Чувство и чувствительность». Хотя Остин и была гениальным автором романтической художественной прозы, сама она никогда замуж не выходила.
Предположительно, однажды она была помолвлена со своим давним другом, Харрисом Биггом Уитером, но помолвка продлилась всего 24 часа, и последние годы писательница провела в одиночестве в своем семейном особняке.
8. Сьюзан Бойл
«Я живу одна со своим котом Пэбблом, но меня поддерживают все мои братья и сестры, соседи и друзья».
Невзрачная и неряшливо одетая Сьюзан Бойл покорила мировую аудиторию исполнением песни «I Dreamed a Dream» на британском шоу талантов Britain’s Got Talent в 2009 году.
Сьюзан 50 лет, и она никогда не была замужем и. никогда не целовалась. Однако отсутствие рядом мужчины не помешало Бойл стать одной из самых продаваемых артисток по всему миру.
Куда пропали старые девы?
Невеста в 13 лет? И где — не в Индии, а в России?! Прошла всего пара столетий, и мы такого даже представить не можем. Между тем, в XIX веке замуж выходили в 13−16 лет. Незамужняя девушка уже к девятнадцати годам считалась «перестарком», а 20-летних девиц начинали браковать.
Девушек, которые не вписывались в общепринятые возрастные рамки вступления в брак, называли старыми девами. Социальная роль в обществе у старых дев была незавидной. Они становились монахинями или участвовали в обрядах погребения в своей общине в качестве плакальщиц. Старым девам запрещалось принимать роды, а также участвовать в воспитании детей.
Отношение к старым девам у разных народов было схожим: от недоверия и жалости — до презрения. Считалось, что женщины, не вышедшие замуж, имеют серьезные физические или умственные недостатки или же обладают скверным характером.
На Руси издавна существовала традиция ранних браков. В XVIII веке нормой были семейные союзы 13−14-летних девушек и 15−16-летних юношей. Императорский указ 1830 года повысил минимальный возраст для вступления в брак: до 16 лет — для невесты и 18 лет — для жениха. Однако на практике большая часть девушек выходила замуж уже к 13−17 годам. Лишь на российском Севере и в Сибири узами брака связывали себя позже — примерно к 24−25 годам.
На рубеже XIX и XX веков средний брачный возраст колебался уже в пределах 20−23 лет — для женщин и 23−25 — для мужчин. В последующие 100 лет возраст заключения брачного союза не изменился, несмотря на огромные трансформации российского общества и семьи, произошедшие в XX веке. В начале 1990-х годов, как и сто лет назад, средний возраст для вступления в брак составлял 18−22 года.
А вот за последнее десятилетие произошло беспрецедентное увеличение брачного возраста. Тому есть множество причин: от развития контрацепции и повышения уровня жизни — до распространения так называемых гражданских браков и усиления женской эмансипации. Соответственно, серьезно трансформировалось содержание концепта стародевичества.
Остались ли сегодня старые девы?
Само понятие «дева» подразумевает девственность. Конечно, в стародавние времена практически всех особ женского пола можно было смело поделить на «дев» и «замужних», ведь принято было «беречь честь смолоду».
В современном мире отказ от сексуальных отношений до брака — скорее исключение. Именно поэтому критерием определения статуса старой девы часто является не отсутствие штампа в паспорте, а девственность.
В наше время незамужнюю даму на пороге бальзаковского возраста уже никто автоматически не записывает в разряд неполноценных, чаще все наоборот. Она образованна, успешна и вполне самостоятельна, но, по мнению общества, либо слишком высокого мнения о себе, либо с чрезвычайно завышенными требованиями к окружающим.
Может, поэтому во время последней переписи населения замужних женщин оказалось намного больше, чем женатых мужчин. Дело в том, что женщины, живущие в неоформленном союзе, считают себя замужем, а мужчины в такой же ситуации чувствуют себя свободными от брачных уз.
К сожалению, сегодня все чаще современные девушки кладут на алтарь карьерных успехов женское счастье и семейное благополучие. Появилась даже новая идеология — чайлдфри (childfree). Так называют себя люди, которые по разным причинам отказались от возможности иметь детей.
Таким образом, явление стародевичества с течением времени не исчезло, но серьезно трансформировалось. Во-первых, изменился статус самих старых дев: сегодня они полноценные члены общества, часто вполне успешные. Кстати, само выражение «старая дева» постепенно выходит из употребления. Во-вторых, расширились возрастные рамки, определяющие принадлежность к данной категории. В-третьих, теперь не обязательно выходить замуж, чтобы не остаться старой девой..