старо нарвское шоссе история

Почты Нарвского тракта

Нарвский тракт – одна из старейших “окультуренных” дорог России. Именно она вела из Петербурга в Европу, куда в XVIII-XIX вв. значительно увеличился поток путешественников из России, как по государственным делам, так и по личной надобности. Ездить предпочитали именно этим путем, так как дороги Лифляндии и Эстляндии были устроены лучше, а также лучше была развита инфраструктура для проезжающих – трактиры, постоялые дворы, гостиницы.
В 1805 году за подписью Александра I было отправлено письмо с распоряжением построить первые 5 станций по Нарвскому тракту. В 1806-1808 годах они были построены, причем старые деревянные станции были проданы (возможно, “на своз”), на их месте начались стройки, а временно для работы почты казна арендовала частные дома.
Строили их по типовому проекту архитектора Луиджи Руска, в стиле классицизм. Кроме главного здания почты в комплекс входило еще несколько служебных построек – флигели, конюшни, каретные сараи и даже баня.
До почтовой станции в Нарве или Иваногороде (если она сохранилась) сейчас добраться несколько проблематично, зато остальные станции вполне доступны. Расстояние между ними – примерно 25 км.

Первая станция после Стрельны – Кипень. Здание стоит в центре деревни, на перекрестке Нарвского шоссе и дороги из Гатчины. Состояние – так себе, здание никак толком не используется, хотя рядом автобусная остановка, кафе, еще какие-то заведения.

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе история

Следующая остановка – село Каськово. Станция там стоит чуть в стороне от нынешнего шоссе – старая дорога и старый мост на ней были расположены немного иначе. Но с трассы ее хорошо видно. Состояние тоже печальное.

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе история

А вот следующая почтовая станция в селе Чирковицы не только хорошо сохранилась – ее поддерживают и содержат в полном порядке, так как занята она племенным хозяйством, кажется, зерновым. Видимо, положительно влияет дух родившегося здесь Н.Н.Демидова.

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе история

Последняя станция перед Кингисеппом (бывшим Ямбургом) – Ополье. Тоже в отличном состоянии, тоже занята каким-то сельскохозяйственным племенным учреждением.

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе история

В Кингисеппе-Ямбурге новую станцию Александр строить не велел. Судя по всему, здание ямбургской почты до наших дней не сохранилось. Последняя же станция, числившаяся в Нарве, сейчас без специальных разрешений недоступна, так как стоит в пограничном Ивангороде.

Об этих станциях подробнее, а также о других трактах и объектах дорожной инфраструктуры Российской империина сайте “Дороги России”

Источник

Нарвская застава в Петербурге — история знаменитой местности

История о Нарвской заставе в Петербурге — это рассказ про удивительный район, который за свою историю успел побывать и аристократическим, купеческим и рабочим.

Непосредственно на территории Нарвской заставы проходила Петергофская дорога, по которой ездили цари. Здесь же располагался усадебный дом княгини Екатерины Романовны Дашковой

Нарвская застава — территория на юге Санкт-Петербурга (часть Кировского района города), охватывающая площадь Стачек, начало проспекта Стачек и окрестности.

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяНарвская застава. Тентелевка 1910–1920 г. Фото: «Яндекс»

Архитектурный центр района — Нарвские триумфальные ворота и ансамбль площади Стачек (в том числе наземный павильон станции метро «Нарвская»).

Название происходит от заставы (контрольно-пропускного пункта) XVIII века, которая находилась на въезде в город по Нарвской дороге и служила, как и другие три заставы Санкт-Петербурга (Невская, Московская, Выборгская), пограничным пунктом столичного города.

От Нарвской заставы начиналась Петергофская дорога, которая вела в пригороды столицы: Стрельну, Петергоф, Ораниенбаум. В 11—12 вёрстах от заставы от Петергофской ответвлялась дорога на Нарву и Ревель (Таллин).

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяПетергофский тракт. 18 век.

Территория, на которой раскинулся Кировский район Санкт-Петербурга, имеет тысячелетнюю историю. В древности здесь начинались на русских землях знаменитые международные торговые водные пути, в том числе «Путь из варяг в греки».

В XVII веке в районе заставы находились деревни Волынкина, Тентелевка, Емельяновка, Автово, которые существовали ещё до основания города. Однако уже при Петре I у заставы была заложена резиденция Екатерингоф, а вдоль Петергофской дороги участки были отданы знати под строительство дач.

Это уникальное предместье стало составляющей частью блестящего ансамбля Санкт-Петербурга.

Несколько из старинных усадеб этого ансамбля сохранились до наших дней и являются настоящими жемчужинами Кировского района. Так, сохранился усадебный дом княгини Екатерины Романовны Дашковой, главы двух академий, человека с мировой известностью. Ее усадьба была настоящим загородным научным и культурным центром, в XVIII веке там писали первый в России толковый словарь русского языка, а в первой четверти XIX века там собирались Иван Андреевич Крылов, Василий Андреевич Жуковский и другие известные писатели.

Необычное название усадьбы — Кирьяново — происходит от имен древних святых врачевателей Кира и Иоанна. В начале XX века в усадьбе находился семейный клуб рабочих Путиловского завода, а после Великой Отечественной — детский сад. В 1970-1975 годах здание усадьбы было взято под охрану государства, отреставрировано и приспособлено под Дворец бракосочетания Кировского района.

От Нарвской площади, где с 1796 по 1917 г. по реке Таракановке проходила граница города, и начиналась трасса Петергофской дороги.

Если от Обводного канала до Нарвской площади усадьбы располагались достаточно случайно, перемежаясь обширными садами и огородами, то далее они примыкали одна к другой, создавая образ гирлянды дворцов и парков, парадного преддверия Петербурга.

Собственно Нарвской площади до конца 1820-х гг. не существовало, первоначальная площадь в виде неправильного овала была устроена по проекту В.П. Стасова в 1827 г. в преддверии закладки новых Нарвских ворот, которая состоялась 26 августа.

Участки территории, необходимой для ее устройства, были выделены из соседних дач. К 1833 г., когда проложили Нарвский проспект, площадь была распланирована заново. Ее сделали прямоугольной с полуциркульной северо-западной, противолежащей воротам стороной. По периметру ее обсадили деревьями.

Ранее существовавший Таракановский мост (или Чечерин, как он первоначально назывался) был построен ещё в 1770-х годах. К этому времени на Петергофском шоссе вблизи города началось массовое строительство мостов, в том числе и каменных.

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяНа этой гравюре мост ещё старый, но вскоре после возведения ворот его реконструировали: были полностью сохранены своды, но верхнюю его часть сделали не «горбатой» а более ровной, с небольшим плавным подъемом в сторону арки. Фото: «Яндекс»

Среди первых из них – однопролетный мост через речку Красную и трехпролетный — через Таракановку. Он был сложен из известняка, имел характерный «горбатый» профиль, что отвечало размерам его арок: средняя была шире и выше боковых.

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяВместо каменных парапетов были установлены чугунные перильные решётки художественного литья. В их рисунке использованы воинские атрибуты: изображения античных мечей, шлемов, щитов, дротиков, которые создавали с декором ворот единый ансамбль. Хотя они и не являются оригинальными – в их основу положен типовой «образцовый проект» решеток для мостов на Московском шоссе. Точную копию решётки Таракановского моста можно и сейчас увидеть на 2-м Садовом мосту через Мойку. Фото: «Яндекс» старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяБарельеф с композицией из воинских атрибутов — часть художественного литья перильной решетки 2-го Садового моста. Фото: «Яндекс»

Ведущими в ансамбле площади стали Нарвские ворота, созданные В.П. Стасовым на основе предыдущего проекта Дж. Кваренги. Главные изменения состояли в увеличении размеров сооружения, применении новых материалов — кирпичной основы с облицовкой медью. Статуи римских воинов были заменены фигурами русских витязей.

К воротам был перенесена городская Нарвская застава. Для помещения караула рядом с воротами возвели кордегардию — каменный одноэтажный павильон с лоджией, поддерживаемой двумя тосканскими колоннами. Она была разобрана при реконструкции площади в 1930-х гг.

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяНарвские ворота, которыми когда-то открывалась одноименная старая площадь, стали центром новой. Фото: «Яндекс»

В XIX веке юго-западные предместья города постепенно превращаются в бурно развивающуюся промышленную окраину столицы. В начале XIX века с переводом из Кронштадта чугунолитейного завода (будущего Путиловского) район заставы стал формироваться как промышленная зона.

Участки беднеющего дворянства приобретались купцами и промышленниками под строительство заводов и мануфактур. Поблизости формировались и рабочие посёлки.

К началу XX века Нарвская застава представляла собой типичную рабочую окраину, с бараками, большой скученностью населения.

9 января 1905 года у Нарвской заставы была расстреляна мирная демонстрация, которую возглавлял священник Георгий Гапон. Эти события вошли в историю под названием «Кровавого воскресенья». Лишь после Февральской революции в 1917 году Нарвская застава вошла в черту города.

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе история1 — Старо-Калинкин мост, 2 — Лифляндские ворота и мост через Обводный канал. 3 — Триумфальные ворота Кваренги построенные в 1814 г. 4 — новое место Нарвских ворот, выбранное Стасовым. 5- Чечерин (Таракановский) мост. Фото: «Яндекс» старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяУ Нарвских ворот 1916–1928 г. Фото: «Яндекс» старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяПлощадь Стачек до реконструкции 1928 г. Фото: «Яндекс»

После разрухи Гражданской войны возрождение города началось именно с Морского порта и Путиловского завода. В годы советской власти район был интересен не только бурно развивающейся промышленностью, но и с архитектурной точки зрения. Он стал тем местом, где началось строительство жилых домов и общественных зданий нового типа, в новом архитектурном стиле — конструктивизм.

В начале ХХ века к площади стала подступать многоэтажная застройка Нарвского и Старо-Петергофского проспектов.

В целом, после революции Нарвская застава становится полигоном архитектурных новаций в духе конструктивизма: жилой массив на Тракторной улице (1925—1927 годах, архитекторы А. И. Гегелло, А. С. Никольский, Г. А. Симонов), Дворец культуры имени А. М. Горького, фабрика-кухня, здание Кировского райсовета, Школа имени 10-летия Октября, Ушаковские бани.

В 1920-1990-х гг. площадь несколько раз благоустраивалась. В 1999 году, к 55-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда, на площади позади Нарвских ворот был установлен памятник маршалу Говорову, под командованием которого были проведены прорыв (1943 г.) и полное снятие блокады Ленинграда (1944 г.). Для памятника была использована скульптура, выполненная еще в 1945 г. скульптором В. Я. Боголюбовым.

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяПамятник маршалу Говорову. Фото: «Яндекс»

Проспект Стачек до революции был частью Петергофской дороги, проходившей от города вдоль южного берега Финского залива. Он идет ломаной линией через череду площадей, и первый прямой участок длиной всего около полукилометра заканчивается площадью Кирова с памятником и зданием райсовета, хорошо видимых от Нарвских ворот.

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяПлощадь Стачек, панорама. Фото: «Яндекс»

Глухая стена уцелевшего доходника дореволюционной постройки украшена панно на революционную тему, которое выполнили студенты Мухинского училища в 1965 г.

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяПроспект Стачек. Фото: «Яндекс»

Дворец искусств, первоначально Дом культуры Московско-Нарвского района, затем — Дворец культуры имени А. М. Горького — сформировал восточную сторону площади Стачек, продолжившей Нарвскую.

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяДом культуры Московско-Нарвского района 1929 г. Фото: «Яндекс»

В 1928—1930 годах были построены Бани «Гигант» (Ушаковские) — одно из выдающихся произведений ленинградского конструктивизма, проект А. С. Никольского из числа его супрематических композиций, в частности, круглых бань со стеклянным куполом в Лесном. Расположены по адресу: улица Зои Космодемьянской, д. 7, лит. А.

Свое официальное название «Гигант» бани получили за огромную площадь — это была крупнейшая помывочная в Ленинграде, рассчитанная на 4000 посещений в день.

«Ушаковскими» в народе их начали называть в виду того, что до 1952 г. ул. Зои Космодемьянской имела название Ушаковская (её название происходило от фамилии купца А. М. Ушакова, который владел несколькими домами на улице). Сейчас бани не функционируют.

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяНовая баня-гигант на Ушаковской улице за Нарвской заставой 1930 г. Фото: «Яндекс»

Сад Памяти Жертв расстрела 1905 года был разбит по проекту Р.Ф. Катцера в 1925-1928 годах. Его композиционным центром стала круглая площадка, от которой во все стороны расходились извилистые дорожки, вливающиеся в такую же живописную периметральную.

Вдоль дрожек были посажены куртины из кустарника. Важным элементом сада стал старинный пруд.

Тогда же вдоль проспекта Стачек была установлена узорчатая решетка, изготовленная по проекту Р.Ф. Мельцера в 1899-1901 гг. для ограды сада Зимнего дворца, разобранной в 1920 году. Вкомпонованные в неё двуглавые орлы и вензели Николая II были сняты.

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяФото: «Яндекс» Сад памяти жертв расстрела 1905 года (Детский парк им. 9 января) старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяФото: «Яндекс» Сад памяти жертв расстрела 1905 года (Детский парк им. 9 января) старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяФото: «Яндекс» Сад памяти жертв расстрела 1905 года (Детский парк им. 9 января)

Южнее сада практически вся застройка проспекта — послевоенная, 50-х годов.

Из нее выделяются два дома в стиле модерн — дом Овсянниковой и здание общества потребителей Путиловского завода, построенные в 1900-е годы.

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяДом Овсянниковой Фото: «Яндекс» старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяФото: «Яндекс»

Жив знаменитый Серафимовский городок (Серафимовский участок) — жилмассив эпохи авангарда в Кировском районе Санкт-Петербурга, он включает в себя застройку проспекта Стачек (дома 29-35), улицы Белоусова и Турбинной улицы.

Был построен в 1925—1928 годах, по проекту архитекторов А. И. Гегелло, А. С. Никольского и Г. А. Симонова — авторов возведённого в то же время к северо-западу от Серафимовского городка жилмассива на Тракторной улице.

Здания обоих жилмассивов имеют много общих черт, участвуя в организации данного участка важнейшей магистрали района — проспекта Стачек.

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяСерафимовский городок 1937–1941 г. Фото: «Яндекс»

Это один один из первых опытов квартальной застройки. Трёхэтажные дома расположены по линиям трёх улиц, между ними — большой зелёный двор. Название связано с улицей Серафимовской (с 1923 вошла в улицу Трефолева) и храмом преподобного Серафима Саровского, стоявшего во дворе дома №15 по ул. Белоусова.

К слову, вышеуказанная, не менее знаменитая Тракторная улица, названа в 1926 году в память о выпуске первых тракторов на заводе «Красный путиловец» («Кировский завод»).

В 1934 году району было присвоено имя советского партийного деятеля Сергея Мироновича Кирова.

Через полгода после его убийства, в мае 1935 года по всей стране был объявлен конкурс на создание памятника Сергею Мироновичу. В конкурсе победили скульптор Николай Томский и архитектор Ной Троцкий. Торжественное открытие памятника состоялось 6 декабря 1938 года.

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяКировская площадь с памятником С. М. Кирову 1938–1939 г. Фото: «Яндекс» старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяВид на площадь Стачек от площади Кирова. Фото: «Яндекс» старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяКировский завод.12 февраля 2003 г. Фото: «Яндекс»

Во время Великой Отечественной войны Кировский район называли районом-фронтом, он находился в непосредственной близости к вражеским позициям. В районе были сосредоточены крупные оборонные предприятия, с началом войны на его улицах строились оборонительные сооружения, которые сохранились до наших дней.

В послевоенное время были выстроены здания в стиле «сталинского ампира». Хорошим его образцом является возведенный в начале 1950-х гг. между Новоовсянниковской и бывшей Новопроложенной улицами дом № 41, увенчанный башенкой-бельведером (архитекторы В.А. Каменский и В.И. Мочалов).

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяПроспект Стачек, д. 41

Неоклассический павильон станции метро «Нарвская» (арх. А. В. Васильев, Д. С. Гольдгор, С. Б. Сперанский) был открыт в 1955 году в составе первой очереди метрополитена «Автово — пл. Восстания».

По первоначальному проекту станция должна была называться «Сталинской» и иметь соответствующие оформление: бюст, панно, барельефы с изображением вождя.

Но после смерти Сталина проекты были подкорректированы, из запланированного было установлено только мозаичное панно «Сталин на трибуне» в торцевой стене подземного зала, да и оно в 1961 году было закрыто фальш-стеной.

Зеленый цвет ажурного медного декора наземного павильона замечательно перекликается с Нарвскими воротами.

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяСтанция метро «Нарвская» 1956 г. старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяСтанция метро «Нарвская» В проекте имела название «Сталинская». Фото: «Яндекс» старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе историяСтанция метро «Нарвская» 2020 г. Фото: «Яндекс»

Источник

В поисках старинной Ивангородской дороги

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе история

Но для начала сборная информация про этот интересный исторический момент, про который знают далеко не все.

На схеме локализации магистральных дорог XVI—XVII в.в. в наших краях дорога выделена розовым цветом:

С возникновением Московско-Петербургской дороги Ивангородская дорога прекращает свое существование и остается только в народной памяти.

Ниже свежее видео из экспедиции и далее, кому интересно, гораздо более подробная информация.

В 1540 г. на дороге уже существует Лусский ям8. Вероятно, тогда же возникают и упомянутые в 1568 г. Чащинский и Тесовский ямы9. В 1559/60 г. правительство увеличивает земельные владения новгородских ямов10. Между 1500 и 1568 гг. близ дороги появляется Ильинский Череменский монастырь11. В первой половине XVI в. строится каменная церковь в архиепископском селе Высокие Поляны, основывается Троице-Сергиев Зверинский монастырь. Все эти пункты лежат близ магистрального пути.

Видимо, именно по этой дороге в 1558 г. московские войска шли осаждать Нарву. В рукописном житии св. епископа Никиты Новгородского есть сюжет о чудесном появлении святого в рядах осаждающих12. Через десять лет после взятия Нарвы, в 1568 г. в Спасском Чащинском монастыре, стоявшем на Ивангородской дороге писцовые книги впервые фиксируют церковь во имя св. Никиты Новгородского.

Таким образом, в первой половине XVI в. Ивангородская дорога представляет собой стабильно функционирующий и важный для страны путь. Сооружение новых храмов вдоль дороги также может считаться свидетельством ее особого значения: новые церкви, кроме всего прочего, выполняли функции пространственных ориентиров и делили дорогу на отрезки, часто соответствовавшие ямским прогонам.

Третий этап совпадает с заключительным периодом Ливонской войны и первыми годами после нее. Дорога временно прекращает функционировать. В Водской пятине велись военные действия. В писцовой книге 1582 г. описана лишь южная ее часть; северные и северо-западные погосты были заняты шведами16. По этой причине после войны в ходе реконструкции государственной дорожной сети 1586 г., когда по Большой Московской, Ореховской и другим дорогам активно велось «устройство» ямских станций, Ивангородская дорога не восстанавливалась далее ближайшего к Новгороду Лусского яма «для немецких людей»17. На север страны в это время вела лишь Ореховская дорога.

Четвертый этап приходится на годы русско-шведской войны 1591-1593 гг. В ходе ее Ивангородская дорога вновь обретает государственное значение. В течение 1590 г. русские отряды неоднократно движутся по дороге в сторону занятых шведами крепостей. 6 января 1590 г. царь Федор Иванович послал по «Ругодивской» (т.е. Ивангородской) дороге воевод В.К.Черкасского и Дм.И.Вельяминова, «а велел им государь стоять до своего государева указу в селе в Тесове, отшот от Новагорода шестьдесят верст»18. В январе того же 1590 г. сам царь Федор Иванович с царевичем Рослунеем «из Ямские Веси к Яме городу»19 могли подойти только по Ивангородской дороге (см.: карта 2). При этом, известно и о вылазках шведов в отвоеванные уезды в 1591-1593 гг., производившихся по трассе Ивангородской дороги. Во время одной такой вылазки по Ивангородской дороге шведы полностью разорили Пятницкий монастырь, лежавший в 2 верстах к западу от Яма (Глава 2, № 1.47). В 1591/92 г. был издан указ царя Федора Ивановича об устройстве Тесовского и Зарецкого ямов. Эти новые станции были больше, чем в середине столетия. «Государевы устройщики» должны были «сажать» на них по 20 человек ямских охотников, с пятью лошадьми каждого20. Позднее между этими ямами возобновился третий, Чащинский, близ Чащинского монастыря.

В правление Бориса Годунова функционирование Ивангородской дороги резко активизируется. Уже в последние годы XVI в. правительство принуждает вотчинников поставлять крестьян на дорожные работы21. До нас дошел обширный комплекс документов 1602-1603 гг., связанных с визитом в Россию датского принца Ганса, жениха царевны Ксении Борисовны, умершего в Москве. Русские власти стремились создать на время визита датского герцога благоприятную картину. На Ивангородскую дорогу, по которой он должен был проехать, по царской грамоте посылаются досмотрщики для проверки сохранности мостов. На дорожные работы с погостов, приписанных к ямам, созываются крестьяне22. Однако, не всегда мероприятия правительства шли гладко. Подчас помещики и монастырские настоятели противились участию своих людей в обустройстве дороги, ямские охотники разбегались. Так, один из ямщиков Зарецкого яма бежал в расположенный на той же дороге Чащинский монастырь, где постригся в монахи. Позднее был издан указ о его насильственном возвращении на ям23. В 1602 г. правительство направляет в Ивангород часть служилых людей и новокрещеных татар для встречи датского королевича, собирает в Новгороде еще большее число дворян24.

Мероприятия правительства по благоустройству дороги продолжались, вероятно, вплоть до подписания в 1609 г. Выборгского договора (так, в апреле 1606 г. известен посланный на дорогу ямской стройщик Иван Линев25), вслед за которым началось постепенное проникновение шведских войск на Северо-Запад России, завершившееся в 1611 г. занятием Новгорода. На плане Новгорода, изображающем осаду его Делагарди изображена Via Coporiam ducens (Большая Копорская дорога), со стороны которой наступает на Софийскую сторону шведское войско26. По всей видимости, это была Ивангородская дорога, а два храмовых комплекса на ней, скорее всего, Богоявленский и Трехсвятский монастыри на Вотской дороге ( Глава 2, № 1.1, 1.2). Интересно, что по сообщению шведского историка XVII в. Ю.Видекинда еще в 1609 г., когда войско Делагарди впервые двигалось к Новгороду, оно остановилось в Тесове, «в 10 милях от города»27.

После присоединения Ингерманландии к Швеции на ее территории дорожная система развивалась довольно активно. В частности, Ивангородская дорога получила несколько ответвлений и уже не являлась важнейшей для Ингерманландии магистралью (как это было в XVI в.). Уже в 1617 г. использовалась дорога из Ивангорода к Копорью, причем в Копорье существовал особый Копорский ям44.

Возможно, сохранение Ивангородской дороги в плохом состоянии было и умышленной акцией русского правительства в целях таким дешевым способом отчасти обезопасить границу со Швецией. 11 пункт из перечня жалоб шведских купцов, составленного уже после Кардисского мира гласил: «чтобы все пути в стране, особенно Тезовский мост и дорога от Медведя в Онасиц были исправлены, и чрез то товарам было бы легче и удобнее отправляться на восток и из-за этих местностей не отдавалось бы предпочтение Архангельскому пути» 53.

Такая ситуация сохраняется до начала Северной войны. Интересно, что поход Петра I на Нарву в 1700 г. шел не по этой дороге, а по другой, сухопутной же, проходившей через Шелонскую пятину54. В 1704 г., однако, по отвоеванной у шведов Ингерманландии Петр проезжал в Новгород трассой Ивангородской дороги. В описании его пути упоминаются расположенные на дороге села Каложицы и Заречье. В Орлинском озере (близ Орлинского яма начала XVII в.) у царя утонул «мортир»55. Некоторая активизация дороги в начале XVIII в. со строительством Петербурга прекращается. Более важной становится строящаяся в 1711-1746 Московско-Петербургская дорога56. Но еще в 1718 г., близ лежащего у дороги Зверинского монастыря, мы застаем «двор постоялой для зимнего пути», где «живут служебники»57. Со временем дорога полностью прекращает функционировать.. Примечательно, что на планах Генерального межевания дорога отмечена лишь на территории Рождественского уезда, т.е. в бывшей Шведской Ингерманландии. Планы же Лужского уезда, земли которого в XVII в. являлись частью Новгородского уезда, такой дороги не знают58.

1 До 1478, частично с 1552, полностью в 1648-1764.

4 Клейненберг И. Мероприятия Русского государства по укреплению Нарвской границы в конце XV века // Военно-исторический журнал. 1960. № 6. С. 125-127; Мильчик М.И. Итальянские мастера. С. 193.

5 Подорожная грамота Селе толмачу от Москвы до Ивангорода. 1504. 18.05 // ПДСДР. Т. 1. Спб., 1851. С. 124-125.

6 Акты Юридические или собрание форм старинного делопроизводства. СПб., 1838. С. 174.

7 Писцовая книга Водской пятины 1540 г. / Под ред. А.М.Гневушева. Новгород, 1917. Вып.1. С. 28; Писцовая книга Водской пятины И.В.Булгакова и подьячего П.Шепелева.1568 // РГАДА, ф.137, оп.1, Новгород. д. 7, л. 104 и др.

8 Писцовая книга Водской пятины 1540 г. С. 28.

9 Отрывок писцовой книги Водской пятины письма кн. П.Оболенского и И.Зюзина с товарищи. 1568 // РГАДА, ф.137, оп.1, Боярские и городовые книги, № 1-а, л. 84-84об., 151.

12 Толстой М.В. Святыни и древности Великого Новагорода. М., 1862. С.24-25.

13 Самоквасов Д.Я. Архивный материал. Новооткрытые документы поместно-вотчинных учреждений Московского государства XV-XVII столетий. М., 1908. Т.2. С. 326-327.

15 Абрамович Г.В. Бежецкая пятина // Аграрная история Северо-Запада России XVI века. Новгородские пятины / Под ред. А.Л. Шапиро. Л., 1974. С. 189.

16 Подлинная писцовая книга Воцкой пятины письма и дозора С.Дмитриева, Е.Старого и подьячего С.Киселева. 1582 // РГАДА, ф.1209, д. 958, л. 496.

17 Книги ямские Новгородского уезда И. Г. Вельяминова да дьяка С. Собаки Васильева. 1586 // ОР РНБ, ОСРК, Q IV, 261, л. 129об.

18 Разрядная книга 1475-1605 гг. М., 1987. Т. 3. Ч. 2. С. 151.

19 Там же, с. 155; Разрядная книга 1559-1605 гг. М., 1974. С. 257.

20 Книги Новгородских ямов 1586-1588 гг. // ОР РНБ,ОСРК, Q IV, 264, л. 63, 70.

21 Порядная 7 крестьян Никольского Вяжицкого монастыря с казначеем Никодимом на подвоз леса и постройку мостов на Ивангородцкой дороге. 1597. 21.10 // Архив П.М.Строева. Т. 1 // РИБ. Т. 32. СПб., 1915. Ст. 724-725; Порядная 4 крестьян Никольского Вяжицкого монастыря с казначеем Никодимом на подвоз леса и постройку мостов на Ивангородцкой дороге. 1597. 21.10 // Там же, Ст. 726; Порядная 5 крестьян с казначеем Вяжицкого монастыря Никодимом на мостовое дело. 1598. 11.01 // Архив П.М. Строева. Т. 2 // РИБ. Т. 35. Пг., 1917. Ст. 2-3.

22 Отписка досмотрщиков Ивкова и Семенова и роспись мостов на их участке. 1602. 21.06 // Дела Тайного приказа. Т. 2 // РИБ. Т. 22. СПб., 1908. Ст. 528-534 и др.

23 Челобитная охотников Зарецкого яма на укрывшегося в монастыре охотника-третника и указ по ней. 1602. 22-26.06. // Дела Тайного приказа. Т. 2 // РИБ. Т. 22. СПб., 1908. Ст. 497-501.

24 Грамота царя Бориса Федоровича в Новгород воеводе кн. В.И.Буйносову-Ростовскому и дьяку Поздееву с наказом сейчас же послать в Новгородские пятины для вызова в Новгород детей боярских и новокрещенов из татар и для сбора казаков, а по ямам подвод для встречи датского королевича.12.08.1602. // СПбФИРИ. Кол.183, карт.1, №20; Отписка Новгородскому воеводе кн. В.И.Буйносову-Ростовскому и дьяку В,Поздееву с распоряжением выслать на государеву службу в Ивангород 50 детей боярских Водской и Шелонской пятин и выявить нетчиков. 26.07.1602.// СПбФИРИ. Кол.183, карт.1, №7.

25 Память стройщику Линеву об отчинах Вяжицкого монастыря в Луском погосте. 1606, апрель // ААЭ. Т. 2. 1836. № 42. С. 98-99.

26 Коваленко Г.М. Швеция и Россия в XVII в.: Из истории политических и культурных связей // Rapportserie utg. Av Forskningarkivet vid Ume Universitet. Scriptum № 40. 1995. С. 28.

27 Видекинд Ю. История шведско-московской войны / Пер. с лат. С.А.Аннинского // СПбФИРИ, ф.276, оп. 1, д. 140, часть 1, с. 49-51.

29 Книга записная сбора хлеба и денег для шведских войск по Тесовскому острожку. 1615. // ГАШ // СПбФИРИ, м/ф. 403 (без пагинации); Якубов К.И. Русские рукописи Стокгольмского архива // ЧОИДР. В.2,4. С. 33-34; Донесения Нидерландских посланников о их посольстве в Швецию и Россию в 1615-1616 г. Сообщения из Нидерландского Государственного Архива // Сборник РИО. Т.24. 1878. С. 37, 406.

30 Лист Джона Мерика графу Эвердту Горну от 28 февраля 1615 г. // Сб НОЛД. Новгород, 1912. В.6. С. 13; Лист Джона Мерика графу Эвердту Горну от 10 апреля 1616 г.// Сб НОЛД. Новгород, 1912. В.6. С. 18.

31 Письмо графа Делагарди кн. Ивану Одоевскому, во время путешествия его из Новгорода в Ревель к королю Густаву Адольфу. 1614. 10.08 // ДАИ. Т. 2. СПб., 1846. С. 41.

32 Приходно-расходные книги государева дворца. 1612/13 // NOA, Riksarkivet, Stockholm, Serie I: 34, л. 63-65.

33 Приходно-расходные книги государева дворца. 1612/13 // NOA, Riksarkivet, Stockholm, Serie I: 34, л. 459.

34 Отрывок из судного дела у дьяка Пятого Григорьева по поводу некоего Якуша (зачеркнуто, сл. до сент 1614) // Ockupationsarckivet fr?n Novgorod, Riksarchivet, serie 2: 122, л. 22 об., 24 об.

36 Донесения Нидерландских посланников. С. 37.

37 Легенды и предания о Тесовском крае. Материалы, собранные кружком по изучению Тесовского края. 29.04.1923. // ОПИ НГОМЗ, ф.6, оп.1, д. 177, л. 3.

38 Межевая запись о размежевании по Столбовскому договору Новгородского, Ладожского и Гдовского уездов от Шведских владений. Лета 7126 марта 29 дня // ПСЗ. Собр. 1. Т. 1. СПб., 1838. С. 203.

39 Жербин А.С. Переселение карел в Россию в XVII веке. Петрозаводск, 1956. С. 49; Отписка А.Мелницкого и С.Свербеева в Новгород о пути их на Осиновую Горку для перебежчицкой размены. 29.03.1636. // СПбФИРИ, ф. 109, д. 595 и др.

40 Память из Новгородского дворцового приказа сотнику стрелецкому Л. Аристову об отдаче на оброк строителю Троицкого Зверинского монастыря старцу Феодосию с братьей сроком на 10 лет, без перекупки пустошей Чащиц, Озерешны, Часовенки и Ольховца. 18. 11. 1663 // СПбФИРИ, кол. 172, перепл. 3, д. 240.

41 «Деревня Чаща, по досмотру явилось вся пуста, а по скаске того погосту старосты Изота Сидорова и выборных волостных людей крестьяне тое деревни жили в 11 дворех, и в прошлом 1703 году неприятельские люди Свейские тою деревню Чащу разорили, пожгли всю без остатку, и крестьян побили, а иных многих в полон взяли з женами и з детми» (Переписная книга помещичьих, вотчинных, монастырских и дворцовых крестьян, церковнослужителей Воцкой пятины Новгородского уезда А.Н.Селиванова. 1709 // РГАДА, ф. 1209, оп.1, д. 8576, л. 67).

42 Русско-шведские экономические отношения в XVII в. Сборник документов. М.;Л., 1960. № 53. С. 84.

43 Челобитная выборжца торгового человека Ф.Геслинга в новгородскую приказную палату о выдаче ему товаров, задержанных в Новгороде и об отпуске за шведский рубеж. 1668. до 1.05 // Русско-шведские экономические отношения в XVII в. Сборник документов. М.;Л., 1960. № 189. С. 309-310.

45 Олеарий А.. Описание путешествия в Московию. С. 7-12.

46 Олеарий А.. Описание путешествия в Московию. С. 58;123-124.

47 Условия, утвержденные государем царем и великим князем Михаилом Федоровичем, на коих подполковник Генрих фан Дам изъявил желание вступить в Российскую службу и обязался нанять в иностранных государствах для Российской же службы целый полк вольных немцев. 1631. 18.01 // СГГД. Ч. 3. 1822. № 82. С. 310-316.

48 Отписка Тесовского заставного головы Воронина новгородскому воеводе кн. И.М.Катыреву-Ростовскому о латах, перебежчиках и пр. июнь 1633 // СПбФИРИ, ф. 109, д. 766.

49 Жалоба на притеснение русскими шведских купцов (после Кардисского мира) // ЧОИДР. 1901. Кн. 4. Смесь. С. 18-24.

50 Пальмквист Э. Некоторые заметки о России. С. 15.

51 Карта бывших губерний Иваньгорода, Яма, Копорья и Ноэтеборга.

52 Биргегорд У. Новгородские страницы дневника Ю.С.Спарвенфельда // НИС. Вып. 6 (16). Спб., 1997. С. 280-281.

53 Жалоба на притеснение русскими шведских купцов (после Кардисского мира) // ЧОИДР. 1901. Кн. 4. Смесь. С. 18-24.

54 Юрналы и камер-фурьерские журналы. Походные и путевые журналы императора Петра I. 1700 г. СПб.,1853.

55 Юрналы и камер-фурьерские журналы. Походные и путевые журналы императора Петра I. 1704 г. СПб.,1854. С. 12.

56 Николаев А. С., Житков С. М. Краткий исторический очерк развития водных и сухопутных сообщений и торговых портов. СПб., 1900. С. 331.

57 Книга переписная церковнослужителей, помещичьих, монастырских, архиерейских, дворцовых крестьян, монастырских слуг и работников, ямщиков и другого населения Корельской и Полуцкой половин Воцкой пятины Новгородского уезда. 1718 // РГАДА, ф.350, оп.1, д. 283, л. 1966об.

58 Атлас Санкт-Петербургской губернии. 1791 // РГИА, ф 1350, оп.312, д. 25.

Вот еще интересный поход

Торсансальский пограничный камень (Torsansalon rajakivi)

Пишет Александра Смолич:

В понедельник 23 мая, в пятом часу мы медленно катили по дороге Torsansalontie вдоль озера Торса (Торжеярви, Torsa), чтобы случайно не проехать мимо пограничного камня. Здесь проходила граница между Новгородом и Швецией в 1323 году, затем по договору 1595 года между Московским государством и Швецией, и, наконец, в 1721 году по договору между Россией и Швецией. Жаль, что камни не умеют говорить. Этот камень мог бы многое нам рассказать.

К 1293 году Торгильс Кнутсон захватил три новгородских карельских погоста – Саволакс (сейчас Южное Саво и Северное Саво), Яскис (Лесогорский) и Аурепе (Барышево), а также заложил Выборгский замок. В 1295 году Сигурд Локке захватил Корелу (Приозерск). Эти походы имели для шведов огромное значение, они подробно описаны в «Хронике Эрика».
В 1300 году шведы заложили Ландскрону в том месте, где Охта впадает в Неву. Но на следующий год новгородцы захватили крепость, разрушили её и уничтожили весь шведский гарнизон:
Русские пленных распределили
между собой и добро разделили,
крепость сожгли и поехали к дому,
пленных ведя по дороге знакомой.
Долго пожары внутри догорали.
Так вот ту крепость русские взяли
.

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе история

Мир 1323 года не был «вечным», боевые столкновения и грабежи происходили регулярно, разоряли приграничную землю. В 1470 году шведы поставили на своей восточной границе в Саволаксе новую крепость Олафсборг (Нейшлот, Олавилинна).
В 1478 году карельские земли вместе с другими новгородскими владениями вошли в состав Московского государства. На бывшей новгородской территории были созданы новые административные единицы – пятины. Корельский уезд входил в Водскую пятину. Тогда же была проведена первая перепись в целях правильного налогообложения. Однако она не сохранилась. До нас дошла вторая перепись, которая состоялась в 1499-1500 годах.
Корельский уезд делился на Переднюю Корелу (три погоста) и Заднюю Корелу (пять погостов). Административным центром стала Корела (Приозерск). Согласно переписной книге Корельский уезд был заселен по берегам рек и озер. Деревни, как правило, были небольшими, состояли из трех-четырех дворов. Расстояние между деревнями составляло 20-30 км. В Задней Кореле земли в основном принадлежали своеземцам и чернокунным крестьянам, то есть людям свободным. Происхождение название связано с тем периодом, когда оброк платили мехами – кунами (куницами).

А всего по переварам Кольской и Островской Кирьяжского погоста Корельского уезда Водской пятины значится:
«… деревень двадцать и одна и с вопчею деревнею, а дворов в них восимдесят и два, а людей в них сто и двадцать и три человеки, а луков сто и двадцать и три и со лготными семью луки, в них сорок и одна соха, а в сохе по три луки, а лук писан за обжу».

Всего в 1500 году в Кирьяжском погосте находилось 814 дворов и 143 деревни. Население состояло из 1053 налогоплательщиков, в то время это были главы семей. Считается, что на каждого налогоплательщика приходилось по шесть иждивенцев.

С введением опричнины стали практиковаться нападения с целью выколачивания налогов. В 1570 году в Кирьяжском погосте опричники сожгли 14 домов, убили 30 человек, 13 человек подвергли пыткам и разграбили 21 дом. В Обыскной книге 1571 года перечислены разоренные хозяйства. По сравнению с 1500 годом 90% земли было заброшено. Среди причин разорения на первом месте – непосильные подати («одолжав от государевых податей, сам умер, дети по дворам волочатца», «бежал безвестно от царевых податей, двор сожгли опришные»); на втором месте – разорение от шведов («немцы убили, хоромишки сожгли, дети сошли безвестно»); на третьем месте – бытовые («хозяина громом убило, детишки с голоду померли, дворишко распалось», «утонул на ловле в Ладожском озере»).

Наконец, шведам удалось захватить Корелу, переименовали крепость в Кексгольм. В 1583 году по Плюсскому мирному соглашению весь Корельский уезд отошел Швеции.
Тявзинский мир был подписан 18 мая 1595 года в Тявзино (под Нарвой). По договору Россия вернула часть Финского залива, а также Корелу (Кексгольм, Приозерск), Орешек (Шлиссельбург), Ниеншанц, Копорье, Ивангород, Ям (Кингисепп). Заход в русские воды и в Нарву иностранным купцам был запрещен, но проезд ученых, лекарей, мастеров и т.д. был разрешен. Таким образом, русская торговля на Балтике была под контролем Швеции.
Первая официальная граница просуществовала 272 года. Граница 1595 года практически полностью совпадала с границей 1323 года.
Ниже копия шведской карты 1650 года, на которой обозначена северная часть границы 1595 года. В легенде подробно описаны четырнадцать пограничных знаков. Копия карты была выполнена в 1822 году:
старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе история

Торсансальский пограничный камень находится в двухстах метрах от озера Авенламби (Ahvenlampi):
старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе история

Возвращенные земли представляли ужасную картину. Населения осталось не более 10%, большая часть домов была сожжена, уничтожены все православные церкви и монастыри. На освобожденные земли стали возвращаться карелы. Годунов освободил жителей Корельского уезда от уплаты налогов на десять лет, дал право беспошлинной торговли и другие льготы. Интересно, что после ухода шведов, большая часть финских поселенцев осталось. На них также распространялись все льготы. Однако к лютеранству русские были также нетерпимы, как и шведы к православию. Оставшиеся финны стали принимать православие.
Но мир длился недолго. Граница просуществовала 22 года до 1617 года. По Столбовскому договору (25 февраля 1617 года) Швеция получила всю Карелию и Ижору. Россия потеряла выход на Балтику. Карелы и русские бежали в Россию.
В 1700 году началась Северная война. 30 августа 1721 года был заключен Ништадский мир, завершивший Северную войну 1700-1721. По договору Швеция признала присоединение к России Ижорской земли, части Карелии, всей Эстляндии и Лифляндии с городами Ригой, Ревелем, Дерптом, Нарвой, Выборгом, Кексгольмом, островов Эзель, Даго, Моон и всех других земель от Выборга до курляндской границы. Россия возвращала Швеции занятую русскими войсками Финляндию, выплатили шведам два миллиона ефимков (талеров). По договору восстанавливалась торговля, Швеция получила право ежегодно беспошлинно закупать в Лифляндии хлеб на 50 тысяч рублей. За прибалтийскими помещиками оставались права на землю; сохранялись прежние привилегии и самоуправление городов в присоединенных провинциях; признавались права протестантской церкви. Предусматривалось взаимное освобождение всех военнопленных.

После перечисления регалий благородных офицеров следуют семь пунктов:
Первый пункт – на границе надо прорубить аллею в три-четыре сажени шириной. Во втором пункт сказано, где аллею рубить не надо (там где старая граница совпадает с новой). Третий пункт – обслуживание аллеи: вырубка подросших деревьев, обновление пограничных знаков. Четвертый пункт описывает как должны выглядеть погранзнаки – от шведской стороны «F» (король Фридрих) и корона, с русской стороны крест и грань (круг или полукруг). От обеих сторон 1722 год. Кстати, точно такие же знаки наносились по Тявзинскому договору 1595 года.

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе история
старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе история

Далее, в седьмом пункте идет подробное описание всех пограничных пунктов. О степени детализации можно судить по приведенному ниже отрывку, где дается описание границы в Виролоахти (Виролакс). От Гурпу (Hurppu) до Илля-Урполы (Ylä-Urpala, Торфяновка). В прошлом году мы ездили в эти места ( Арктические птицы в Виролахти). От Торфяновки до Гурпу всего 25 км, мы проехали Виройки, Питерлаксский лес, кирку Виролакса до Гурпу.

старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе история

Первый пограничный знак на этой границе в Гурпу сохранился, мы были от него в пятистах метрах. Отметила на прошлогодней карте вышку для наблюдения за птицами, лесную Лаврентьевскую кирку и место большого камня на Гурпуниеми (сейчас называется Пограничный мыс – Rajaniemi):
старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе история

К сожалению к первому камню нам было подойти невозможно, так как он расположен на частной земле в нескольких метрах от дома и в нескольких метрах от погранзаставы в Гурпу. В Питерлаксе за нами ездил какой-то бдительный гражданин, дышал в затылок. Поэтому близко подъезжать к погранзаставе мы не стали. А вообще в Виролахти сохранилось десять пограничных камней.

А вот описание того места, где находились мы в тот день (двести метров от Ахвенламби): «… чрез Илмеисярви и Ахвенламби Пекиви, граничной признак на камне восемь тысяч триста восемьдесят две сажени, оттуду норден-вестен до Торсавуoри и Гасукавуори граничнаго признаку на горе пять тысяч шесть сот четырнадцать сажен …».
Ильме (фин. Ilmee, швед. Ilmes — посёлок в Лахденпохском районе Республики Карелия, административно относится к Хийтольскому сельскому поселению).
Гасукавуори это Соколиная гора (Haukkavuori).

Ниже фрагменты шведской и русской карт с обозначением границы 1721 года. Интересно, что на картах нарисованы валуны, на которые нанесены пограничные знаки.

Нужный нам фрагмент шведской пограничной карты 1721 года :
старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе история

Точно такая же карта, но для русских офицеров (всю карту можно посмотреть здесь ):
старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе история

Наконец, восьмой заключительный пункт:
старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе история

Вряд ли мы самостоятельно увидели бы на этом валуне корону, два креста, грань и год, потому что камень покрыт лишайником:
старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе история

Рядом с камнем есть информация о Северной войне, указаны границы 1323, 1595, 1721 годов, а также рисунок пограничных знаков на этом камне:
старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе история

Карпуня по моей просьбе перстом указывает корону, справа от которой есть два креста:
старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе история

Ниже под короной и крестами выбит год «1722»:
старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе история

Граница 1721 года продержалась всего 22 года. В 1741 году Швеция напала на Россию, в результате чего в 1743 году шведская территория несколько уменьшилась. Через 66 лет в 1809 шведско-российская снова изменилась. Сейчас это шведско-финляндская граница.
По мирному соглашению, подписанному 13 марта 1940 года советско-финская граница почти полностью повторила границу 1721 года. По мирному соглашению между Финляндией и Советским Союзом, подписанным 19 сентября 1944 года, в основном были установлены границы 1940 года.

Рядом с пограничными знаками лишайник на валуне немного расчищен, но всё равно видно плохо:
старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе история

Надо было взять мел, чтобы обвести знаки. Тогда бы вреда не нанесли памятнику истории, и на фотографии было бы лучше видно. А так я просто на предыдущем фотоснимке с помощью редактора обвела контур короны, крестов и год:
старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе история

Мы изучаем историю Выборгской губернии на месте:
старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе история

Координаты пограничного камня: 61.396758, 29.251826; адрес Torsansalontie 119.

На этом наше двухдневное путешествие подошло к концу. Нам пора было двигаться в сторону нынешней государственной границы. Кроме того, мы собирались ненадолго заехать в хостел, чтобы забрать оставленные там вещи, а также выпить чаю.

На сайте, где я обнаружила информацию об этом камне, написано, что в этом месте на дороге можно останавливаться машинам и автобусам:
старо нарвское шоссе история. Смотреть фото старо нарвское шоссе история. Смотреть картинку старо нарвское шоссе история. Картинка про старо нарвское шоссе история. Фото старо нарвское шоссе история

На границу, установленную в соответствии с Парижским мирным договором в 1947 году, мы приехали в 17:50. Прошли границу за полчаса, в семь часов остановились на заправке, чтобы выпить чаю, половина одиннадцатого я была дома.

Проехали в этот день по Финляндии 255 км за четыре часа сорок минут, после границы – 140 км за полтора часа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *