станция метро площадь революции история
Станция метро площадь революции история
Загрузить бесплатное
приложение и отправиться
на прогулку по Москве
Get a free app and enjoy your walk around Moscow
Узнай Москву
Чтобы успешно сдать экзамен, нужно потереть нос собаки пограничника, а вот петуха птичницы трогать ни в коем случае нельзя — будет несчастье. Наган матроса-революционера приносит удачу в делах, поэтому его постоянно воруют. А для фигуры сигнальщика позировал курсант, который позже танцевал вальс с королевой Великобритании Елизаветой II.
Об этом и многом другом любителям прогулок рассказывают портал и мобильное приложение «Узнай Москву» с помощью сотен табличек с QR-кодами, расположенных по всему городу, и десятков тематических маршрутов, составленных известными москвоведами. А еще приложение позволяет отметить на карте интересные здания и совершить неповторимую прогулку по собственному плану.
Discover Moscow
Urban legend has it that in order to pass an exam, a student has to rub the border patrol dog’s nose, while the henwife’s rooster should on no account be touched — it will bring bad luck. The sailor’s revolver supposedly brings good fortune in business, so it is often stolen. The military student who posed for the sculpture of a signalman went on to waltz with Queen Elizabeth II later in his career.
More information on Moscow’s landmarks can be found on the Get to Know Moscow website and app, which walking tour enthusiasts can use to interact with hundreds of QR codes placed around the city, and choose from dozens of themed itineraries hand-picked by our Moscow experts. The app also can also be used to mark places of interest on a map, enabling you to embark on an unforgettable journey following your own route.
Бронзовая летопись Страны Советов
История станции метрополитена «Площадь Революции»
Одна из наиболее впечатляющих станций московского метрополитена была открыта 13 марта 1938 года. Свое название она получила в честь площади, на которую выходила. По многочисленным версиям, самой площади имя досталось в память о Февральской революции 1917 года.
Как создавалась «Площадь Революции»
В 1934 году на конкурсе проектов будущей станции победил архитектор и градостроитель Алексей Душкин, чье имя прочно связано со строительством метро, а работы признавались одними из лучших в стране. Первоначально облик станции был иным — не предполагалось никаких статуй, вместо них планировалось сделать барельефы на революционную тематику. Однако ни один из представленных вариантов Душкину не понравился. Именно тогда было решено обратиться к скульптору Матвею Манизеру, который и предложил украсить станцию композицией из бронзовых фигур, объединенных темой революции, Гражданской войны и мирного довоенного времени. Однако архитектор идею не поддержал. По его мнению, предложенный дизайн был больше характерен для зала Пушкинского музея, чем для станции метрополитена. Душкин писал: «Средства художественной выразительности должны отвечать требованиям архитектурной логики. В этом плане установленные на станции «Площадь Революции» скульптуры трудно оправдать композиционно». Однако начальству идея Манизера понравилась, и он незамедлительно приступил к работе.
Вместе со своим коллективом художник разработал серию эскизов скульптур, из которых были утверждены 24 темы для фигур, а реализованы только 20 — на станции 40 арок, в каждую из них предполагалось установить по две бронзовые фигуры. Всего скульптур 76: восемнадцать образов повторены в четырех одинаковых статуях, две — только дважды. Скульптуры в хронологическом порядке показывают события с октября 1917-го до момента установки композиции в декабре 1937 года.
Чтобы разместить в арках фигуры, Манизеру пришлось сделать их сидящими, согнувшимися или стоящими на коленях. Это вызвало возмущение у чиновников и множество саркастических шуток у простых граждан, говоривших, что композиция в точности изображает советский народ, который или «сидит», или стоит на коленях. Однако работу Манизера одобрил лично Сталин, после чего вопросов больше не возникало.
Начиная от западного эскалатора станции, две арки посвящены теме Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны — в них располагаются скульптуры красногвардейца с гранатой и солдата с винтовкой. Три следующие ниши раскрывают тему обороны страны после Гражданской войны. Здесь мы видим бронзовые фигуры крестьянина, матроса с наганом, парашютистки, матроса-сигнальщика с линкора «Марат», девушки с винтовкой и пограничника с собакой. Тема следующих арок — труд и образование: проходчик метрополитена, изобретатель, птичница с курицей и петухом, механизатор, студент и девушка с книгой. Еще три арки раскрывают тему семьи и отдыха: девушка-дискобол, футболист, мать с ребенком и отец с ребенком. В последней нише — фигуры пионеров-авиамоделистов и пионеров-географов.
Когда в конце 1938 года Сталин осматривал новые станции метро, он довольно высоко оценил работу Манизера. Вот как об этом вспоминал инженер-метростроевец В.Жуков: «…Смотрю на товарища Сталина, и кажется мне, что наша станция ему понравилась… Иосиф Виссарионович отходит на несколько шагов, вглядывается в образы борцов за советскую власть и говорит: “Замечательно! Как живые…”».
С началом Великой Отечественной войны скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию, откуда вернулись в столицу только в 1944 году. Во время транспортировки бронзовые фигуры сильно пострадали, восстановить их удалось лишь благодаря тому, что каждая имела несколько копий.
Прообразы бронзовых скульптур
Вероятно, у каждой скульптуры был реальный прототип, однако на сегодняшний день известны имена только шестерых из них. Остальные, скорее всего, навсегда останутся загадкой.
Так, прообразами пионерок с глобусом стали две ученицы 91-й школы вблизи современного Нового Арбата — Аня Лещинская и Нина Павлова. Любопытно, что Манизер с ними никогда не встречался, а для создания скульптур использовал фотографии девочек из газеты «Пионерская правда». Аня и Нина узнали об этом, только когда после окончания войны увидели в метро свои бронзовые копии.
Для создания скульптуры студента в качестве модели был приглашен преподаватель Института физкультуры Аркадий Гидрат — чемпион СССР по прыжкам в высоту, достижениям которого было посвящено множество публикаций в СМИ. В июне 1941 года Гидрат ушел на фронт, а уже осенью был объявлен пропавшим без вести. До того как в 2001 году были найдены останки спортсмена, его родные приносили цветы к бронзовой скульптуре, как к могиле.
Для создания скульптуры девушки-дискобола Манизер пригласил натурщицу из своей же мастерской Тамару Курбатову.
Прототипом матроса с наганом выступил курсант военно-морского училища Алексей Никитенко, который приказом был отправлен в Академию художеств для позирования Манизеру. Впоследствии Никитенко сделал блестящую карьеру на флоте, дослужившись до капитана 1-го ранга.
Прообразом матроса с линкора «Марат» стал выпускник военно-морского училища Олимпий Рудаков, чья удивительная жизнь достойна отдельной книги. Так, после окончания училища он был распределен на героический корабль «Марат», вместе с командой которого участвовал в параде морских судов у британских берегов в честь коронации короля Георга VI. Вернувшись на родину, был отобран Манизером для создания скульптуры матроса-сигнальщика. Пережив много невзгод, Рудаков закончил военную карьеру в звании вице-адмирала.
Больше всего вопросов вызывает прообраз, пожалуй, самой знаменитой скульптуры станции — «Пограничник с собакой». Считается, что моделями для создания композиции выступили Герой Советского Союза Никита Карацупа и его верный пес Индус. Насколько достоверна эта версия, неясно. Известно только, что прототипом собаки стала немецкая овчарка Ирма, принадлежавшая А.Душкину. Об этом в одном из интервью рассказал внук самого архитектора.
Легенды и приметы
Пожалуй, в московском метрополитене нет другой станции, с которой было бы связано столько легенд и поверий, как «Площадь Революции». Многие годы народная молва приписывает скульптурам Манизера разнообразные магические свойства.
Тому, кто идет на свидание, рекомендуется коснуться туфельки бронзовой девушки с книгой. Какая именно туфелька приносит удачу, правая или левая, никто не знает, видимо, поэтому каждая из них натерта до блеска.
Магические свойства петуха из композиции «Птичница» противоречивы. С одной стороны, считается, что, если потереть его гребешок, можно ожидать прибавку к зарплате. С другой, есть поверье, что петух приносит несчастье и трогать его ни в коем случае не нужно. Не обходят вниманием пассажиры метро и саму птичницу — в подол ее бронзового одеяния нередко бросают записки с пожеланиями.
Еще один талисман «Площади Революции» — ножка ребенка, сидящего на руках у мужчины. До нее дотрагиваются те, чьи мысли и желания так или иначе связаны с детьми. Люди, ищущие вдохновения и мечтающие добиться успеха в научной деятельности, прикасаются к бронзовой фигуре изобретателя.
Но главный хит станции — скульптура «Пограничник с собакой». Считается, что если псу потереть нос, то сдача экзаменов и зачетов пройдет отлично. Есть и альтернативная примета. Тереть нос псу рекомендуется влюбленным: собака — верный друг человека, а значит, если прикоснуться к ее носу, то измен со стороны любимого человека не будет. Нередко люди выходят из поезда метро, чтобы на пару секунд дотронуться до носа бронзового пса, а затем запрыгивают обратно в тот же вагон. В итоге эта практика достигла таких масштабов, что бронзовое покрытие морды скульптуры практически стерлось и вместо овчарки она стала похожа на добермана. Все это заставило местного краеведа Александра Можаева написать обращение к руководству Московского метрополитена и в Департамент культурного наследия с просьбой взять скульптурную композицию под охрану или хотя бы разместить рядом с ней предупреждающую табличку. Можаеву ответили, что в скором времени поверхность бронзовых фигур будет покрыта специальным составом, предотвращающим стирание их рельефа.
Станция метро «Площадь революции» : невероятные истории реальных людей, послуживших прообразами скульптурных героев
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В конце 30-х годов, когда отливались эти фигуры, страна уже достаточно крепко «встала на ноги». И молодые люди 25-30 лет, послужившие прообразами скульптур, жили верой и надеждой на счастливую жизнь, в стремительно развивающейся стране. Никто еще тогда не знал, что ждет их, и еще миллионов таких же, как они, через несколько лет. И сколько из них останется в живых после войны, и как сложатся их судьбы.
Алексей Диомидович Никитенко
Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»
Молодой офицер служил на многих военных кораблях в качестве командующего боевыми частями. А после гибели эсминца «Сокрушительный» в 1942 году, почти весь командный состав был отправлен под трибунал и приговорен к смерти. А Рудакова лишили звания и отправили на фронт в штрафную роту, кровью искупать свою вину.
Олимпий Иванович после тяжких ранений и геройских подвигов был реабилитирован и восстановлен в звании офицера. И с 1944 года служил на флоте в командном составе.
Впоследствии легендарный морской офицер продолжал служить на флоте и обучать курсантов военной академии.
Пограничник с собакой
Арочный проем, где затаился в дозоре пограничник с собакой, знаком многим. Мало кто пройдет мимо, не потерев нос псу. Достоверно не известно, но историки считают, что Манизер этих двух героев лепил по фотографиям Никиты Федоровича Карацупы и его собаки Индуса. В те годы в газетах было много фоторепортажей о знаменитом пограничнике и его верном помощнике и друге.
Вся жизнь бойца связана с собаками, их воспитанием. И в Казахстане, где беспризорничал, и на Дальнем Востоке, где служил с 1932 года в погранвойсках. За длительное время службы на счету Карацупы и Индуса около пятисот задержанных и уничтоженных нарушителей. У Никиты Федоровича было пять собак, каждую из которых он называл Индусом, как и первого своего пса. Все его четвероногие друзья-напарники, так или иначе гибли при задержании нарушителей границ. Книги по служебному собаководству, впоследствии написанные пограничником, по праву считаются одними из лучших.
Студент с книгой
Бронзовые фигуры шахтера с отбойником и студента застыли в соседней арке.
Прототипом образа молодого человека с книгой был Аркадий Антонович Гидрат – преподаватель Института Физкультуры, спортсмен-легкоатлет, многократный чемпион Москвы и рекордсмен СССР по прыжкам в высоту с результатом 191.5 см.
Добровольцем ушел на Финскую войну, а вернувшись, написал кандидатскую по педагогике, но так и не успел ее защитить. Отечественная война внесла свои коррективы. На Синявинских высотах под Ленинградом в сентябре 1941 года рота Аркадия Гидрата стояла насмерть, не давая врагу сомкнуть кольцо блокады вокруг города. Бой был жестоким, а после него лейтенант Аркадий Гидрат около шестидесяти лет числился пропавшим без вести.
Благодаря волонтерам, которые ведут и по сей день поисковые работы на полях боевых действий, останки Аркадия Гидрата были обнаружены и опознаны в начале 2000-х годов. Участник поисковой экспедиции Вячеслав Прохоренко нашел в гимнастерке неизвестного офицера солдатский медальон.
И вот стало еще на одного без вести пропавшего солдата меньше. А ведь их еще до нескольких миллионов, пропавших без вести, осталось лежать в земле.
Узнать еще больше о малоизвестных фактах отечественной войны вы можете в обзоре: Врукопашную против фашистов: подвиг 500 пограничников и 150 боевых псов
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Площадь Революции
Площадь Революции — станция-музей со множеством скульптур и богатой отделкой, была открыта 13 марта 1938 года на Покровском радиусе в рамках Второй очереди строительства. Автор этой красивой станции архитектор А.Н.Душкин. Название дано по имени площади, на которую выходит станция. Данная площадь до 1918 года называлась Воскресенской. Удивительно, но по многочисленным версиям имя площади досталось в честь Февральской революции 1917 года, но при проектировке станции, естественно, данный факт не упоминался.
Конструкция станции трехсводчатая пилонная глубокого заложения. Архитектор не применил декораций для оформления пилонов, а оставил их кривизну, в соответствии с конструкцией тюбингов. Проходы между пилонов решены в виде выступающих арок из бордового мрамора, опирающихся на цоколь, облицованный черным мрамором. Вследствие того, что диаметр арки шире чем проход, то в углах пилонов получились свободные пространства. Эти ниши Душкин собирался заполнить бетонными уголками с барельефами на революционную тему. Для работы был приглашен известный скульптор М.Г.Манизер, который настоял на том, что необходимо вместо барельефов разместить в углах объемные скульптуры. Душкин был против этой затеи, но руководство приняло сторону Манизера, и проект поменяли. В итоге к тяжелым монументальным цветам цоколя и арки (черный и красный) добавились темные бронзовые скульптуры, согнутые под тяжестью конструкции.
Манизером и его коллективом была выполнена серия эскизов скульптур, из которых (Главпромстроем) были утверждены 24 темы для фигур:
14. Девочка с теленком.
18. Девушка с книгой.
21. Мать с ребенком.
22. Девушка с диском.
23. Отец с ребенком.
Из этих 24 тем было реализовано только 20. На станции при открытии имелось 40 арок, значит, следовало в них установить 80 скульптур, по две в каждой арке. Каждую тему пришлось повторить по 4 раза. Фигуры расставляли в шахматном порядке, если смотреть по оси любого прохода. При таком расположении, двигаясь по продольной оси станции, можно было увидеть все темы скульптур без повторов. Начиная от западного эскалатора (который был сооружен изначально) две арки отводились под тему Октябрьской революции 1917 года и гражданской войны. Там были установлены скульптуры рабочего-красногвардейца с ручной гранатой, солдата с винтовкой, ушедшего на гражданскую войну, на его шинели прикреплен красный революционный бант. Затем пассажир видит крестьянина в лаптях, отстаивающего свое право на землю и революционного матроса с наганом. Следующие две арки раскрывают тему становления обороны СССР после гражданской войны: парашютистка, краснофлотец, пограничник с собакой для строгой охраны границ, девушка с винтовкой. Следующие арки представляют собой труд и образование в СССР: проходчик Метростроя с отбойным молотком в руках и молодой изобретатель, думающий над поставленной задачей держа в руках шестеренку и циркуль (ныне циркулей нет), птичница с курицей и петухом, механизатор, студент и студентка с книгой. Последние три арки раскрывают тему отдыха и семьи в СССР: девушка-дискоболка и юноша футболист, женщина с ребенком, мужчина с ребенком. Последняя арка — пионеры-авиамоделисты, пионерки-географы. Фигуры этой арки можно увидеть только со стороны платформ, так как в 1947 году проход был замурован с открытием восточного вестибюля и фигуры со стороны центрального зала были утрачены. На другой стороне центрального зала те же фигуры перевернуты наоборот относительно каждой арки. Таким образом, пассажир, пройдя вдоль всей станции Площадь Революции, может представить, как менялась жизнь в СССР от октября 1917 года до 1938 года.
Любопытно, что изначально все модели фигур были сделаны скульпторами из гипса и постепенно заменялись на бронзовые. В ходе этой замены некоторые темы фигур были изменены. Также можно заметить, что все фигуры, чтобы поместиться в маленькую нишу, были сделаны сидящими или присевшими на колено. Люди, смотря на сгорбившиеся скульптуры, мрачно шутили: мол, при коммунистах весь народ или «сидит», или стоит на коленях.
Торцевая стена центрального зала была украшена барельефом «Сталин и Ленин» работы М.Г.Манизера. Конституция в 1938 году была одной из главнейших тем прославления Сталина, что и было закреплено в работе скульптора. При открытии второго выхода барельеф был перенесен на станцию Павелецкая-Кольцевая.
Освещение станции производится подвешенными люстрами с молочным хрустальным стеклом. В центральном зале два ряда таких люстр, а в боковых залах по одному. Они расположены так, чтобы освещать каждую фигуру.
Интересно оформлены межарочные стены пилонов: на них закреплены вентиляционные решетки с узором, а перед ними расположены картуши. Полы среднего зала при открытии были облицованы мрамором из квадратов светлого и темно-серого цветов, проходы мраморными плитками серого цвета. Боковые залы были попросту заасфальтированы. В торцах боковых залов установлены длинные деревянные диваны. Путевые стены облицованы плитками серого мрамора.
Любопытна судьба западного наземного вестибюля, который был открыт в 1938 году по проекту архитектора А.Н.Душкина. Он стал общим сразу для двух станций: Площадь Свердлова и Площадь Революции. Душкин изначально строил павильон овальным, в сокращенном варианте, так как планировалось, что скоро эскалаторный зал будет обстроен новым зданием огромного Академического кинотеатра (также по проекту Душкина), и люди, поднявшись по эскалатору со станций, окажутся в здании кинотеатра. Но проект реконструкции площади почему-то решили временно приостановить, а архитектору была поставлена задача: сделать павильон самостоятельным зданием. Пришлось достраивать монументальный портик с колоннами, облицованным черным мрамором. Дверные проходы разделены такими же черными пилястрами. На фасаде размещена надпись с названием станций: «Пл. Революции» и «Театральная». Освещается вход с помощью шарообразных молочных светильников. Кинотеатр, как известно, так и не был построен.
Ст. Площадь Революции. Мраморное панно в наземном вестибюле, открытом в 1947 году
Ст. Площадь Революции. Скульптуры на станции: пионерки с глобусом, изобретатель
Внутри наземный вестибюль решен достаточно лаконично. Он состоит из эскалаторного зала, стены которого облицованы темно-серым и желтым мрамором, и кассового зала. Решетки, скрывающие элементы отопления, оформлены разнообразными рисунками. Стены вестибюля освещаются латунными светильниками.
Когда началась Отечественная Война, скульптуры со станции были эвакуированы и возвратились на свои места только в 1944 году.
В 1946 году в центре станции был сооружен отдельный переход на станцию Площадь Свердлова, а в 1974 году сооружен переход из центра зала Площадь Свердлова в торец станции Площадь Революции. Так что при переходе между этими станциями пассажиропотоки полностью разделены.
21 декабря 1947 года, как уже упоминалось, у станции Площадь Революции появился второй выход через восточный вестибюль. Его архитекторами стали Ю.П.Зенкевич, Н.И.Демчинский. Стены вестибюля украшены большими золотыми строчками гимна (две строфы), а между ними расположены окна касс. Над кассами, в честь 30-летия революции, помещено красивое мозаичное нанно с изображением победных знамен, слева на знамени начертано «1917», а справа «1947».
1. Барельеф с изображением И.В.Сталина со свитком и В.И.Ленина из торца центрального зала. Снят в 1947 году при постройке второго выхода.
2. 4 скульптуры, которые находились в центральном зале у крайних проходов в торцевой части. Пострадали при сооружении второго выхода и замуровывании этих проходов.
3. Циркули из рук скульптур изобретателя.
4. Мраморный пол станции. Заменен гранитными плитами.
Читайте также
Нехорошие места. Площадь революции 16.02.2013
Нехорошие места. Площадь революции 16.02.2013 Так называлась современная Площадь Согласия в 1792–1795 гг. Всего три года — но такие, после которых, казалось бы, мостовую никогда уже не отмыть.Ничего, французы отмыли. Как-то у них, непостижимым для меня образом, это получается. Вот
Нехорошие места. Площадь Революции
Нехорошие места. Площадь Революции 16 февраля, 15:31Так называлась современная Площадь Согласия в 1792–1795 г. г… Всего три года — но такие, после которых, казалось бы, мостовую никогда уже не отмыть.Ничего, французы отмыли. Как-то у них, непостижимым для меня образом, это
4. Теория Перманентной революции и Мировой революции. Ленин против Маркса, Троцкий за Ленина
4. Теория Перманентной революции и Мировой революции. Ленин против Маркса, Троцкий за Ленина Ленин пошел, казалось, на немыслимое: в силу особой специфики России движущей силой и руководителем революции, которая по всем признакам должна была быть буржуазной, он объявил
21. Эпоха Голгофы и Великой французской революции. Термидор как человеческая попытка остановить себя средствами революции
21. Эпоха Голгофы и Великой французской революции. Термидор как человеческая попытка остановить себя средствами революции — Человек исторический, в общем, всегда готов себя переначать. Цепь событий, в которую он встроен, и наследований, которым подчинен, стимулирует
Вместо послесловия «Можешь выйти на площадь, смеешь выйти на площадь»
Вместо послесловия «Можешь выйти на площадь, смеешь выйти на площадь» («Русская мысль» №3479, 25 августа 1983)Пятнадцать лет спустя – что нового могла бы я рассказать о демонстрации? Даже для того, чтобы сейчас восстановить ее точную картину, мне пришлось бы обратиться к мною
Воскресенская (Революции) площадь
Воскресенская (Революции) площадь Неподалеку от Охотного ряда расположена и другая интересующая нас площадь — площадь Революции. Естественно, в книгах о Фандорине мы такого названия не встретим. До 1 мая 1918 г. площадь Революции называлась Воскресенской. Здесь
Площадь Революции
Площадь Революции Площадь Революции — станция-музей со множеством скульптур и богатой отделкой, была открыта 13 марта 1938 года на Покровском радиусе в рамках Второй очереди строительства. Автор этой красивой станции архитектор А.Н.Душкин. Название дано по имени площади,
От буржуазно-демократической революции 4 сентября 1870 года к пролетарской революции 18 марта 1871 года
От буржуазно-демократической революции 4 сентября 1870 года к пролетарской революции 18 марта 1871 года В результате революции 4 сентября из-за недостаточной зрелости и слабой организованности пролетариата государственная власть досталась представителям буржуазных кругов.
1. Обстановка в стране после февральской революции. Выход партии из подполья и переход к открытой политической работе. Приезд Ленина в Петроград. Апрельские тезисы Ленина. Установка партии на переход к социалистической революции.
1. Обстановка в стране после февральской революции. Выход партии из подполья и переход к открытой политической работе. Приезд Ленина в Петроград. Апрельские тезисы Ленина. Установка партии на переход к социалистической революции. События и поведение Временного
6. Октябрьское восстание в Петрограде и арест Временного правительства. II съезд Советов и образование Советского правительства. Декреты II съезда Советов о мире, о земле. Победа социалистической революции. Причины победы социалистической революции.
6. Октябрьское восстание в Петрограде и арест Временного правительства. II съезд Советов и образование Советского правительства. Декреты II съезда Советов о мире, о земле. Победа социалистической революции. Причины победы социалистической революции. Большевики стали
1. Обстановка в стране после февральской революции. Выход партии из подполья и переход к открытой политической работе. Приезд Ленина в Петроград. Апрельские тезисы Ленина. Установка партии на переход к социалистической революции.
1. Обстановка в стране после февральской революции. Выход партии из подполья и переход к открытой политической работе. Приезд Ленина в Петроград. Апрельские тезисы Ленина. Установка партии на переход к социалистической революции. События и поведение Временного
6. Октябрьское восстание в Петрограде и арест Временного правительства. II съезд Советов и образование Советского правительства. Декреты II съезда Советов о мире, о земле. Победа социалистической революции. Причины победы социалистической революции.
6. Октябрьское восстание в Петрограде и арест Временного правительства. II съезд Советов и образование Советского правительства. Декреты II съезда Советов о мире, о земле. Победа социалистической революции. Причины победы социалистической революции. Большевики стали
4. Социологические теории революции и русские революции
4. Социологические теории революции и русские революции На основе обобщения мирового опыта в политической социологии предлагается несколько объяснений происхождения революций в зависимости от того, какой фактор считается относительно более важным, — психосоциальное,