станица николаевская северная осетия история

Станица николаевская северная осетия история

Станица Николаевская была основана весной 1838 года как одно из военных поселений южной границы России. Нынешний год для нее – юбилейный, 180-й.

станица николаевская северная осетия история. Смотреть фото станица николаевская северная осетия история. Смотреть картинку станица николаевская северная осетия история. Картинка про станица николаевская северная осетия история. Фото станица николаевская северная осетия история

Жители по праву гордятся своей станицей, ее историей и вполне обоснованно рассчитывают на светлые перспективы. Только за последние годы здесь был построен храм Николая Чудотворца, проведена реконструкция здания, где сейчас функционирует современная амбулатория, отремонтированы здание школы, дороги. А в начале марта в Николаевской после капитального ремонта открыли Дом культуры. Своими впечатлениями об этом событии делится его директор Людмила Собиева.

– Здание было построено в 1970 году. Дом культуры был настоящим центром общественной и культурной жизни станичников, местом, где жители разных возрастов проводили свой досуг. Я сама с раннего детства занималась здесь танцами и затем, работая технологом гофрокартонной фабрики в г. Дигоре, на протяжении 15 лет была активной участницей кружка художественной самодеятельности. Более тридцати лет здание вообще не ремонтировалось. В начале 2000-х мое назначение на должность директора Дома культуры совпало со 165-летием станицы. Мероприятия хотелось провести в самом здании, но у него был очень удручающий вид. Стала ходить и просить деньги на ремонт, районное руководство выделило всего 50 тысяч рублей. Силами работников очага культуры навели относительный порядок и провели мероприятие на должном уровне. А потом опять начались хождения по всем инстанциям с просьбой отремонтировать здание, но дальше обещаний дело не продвигалось. Со временем здесь стало невозможно заниматься. Но работа кружков художественной самодеятельности не прерывалась. Мы обогревали один из кабинетов и там поочередно репетировали, участницы кружка современного танца и вокалисты занимались в актовом зале школы, еще один кружок – в детском садике.

В прошлом году по федеральной программе «Развитие культуры и туризма на 2013–2020 гг.» наш Дом культуры начали ремонтировать. Были проведены колоссальные работы за относительно короткий срок: заменены кровля, полы, сцена, электропроводка, проведены отделочные работы, отремонтировали помещения, оснастили зрительный зал новыми креслами. Словом, теперь у нас чисто, уютно, красиво и тепло. Участники всех 8 кружков художественной самодеятельности, которые функционируют в нашем Доме культуры, занимаются в цивилизованных условиях. У нас за этот месяц уже прошло несколько мероприятий, в том числе концерт ансамбля «Горец».

Через газету хотелось бы поблагодарить главу республики В. Битарова, председателя правительства Т. Тускаева, министра строительства и архитектуры Р. Икаева, руководство района и заверить, что Дом культуры станет центром содержательного и интересного досуга станичников. Забота ведь окрыляет.

Источник

Станица николаевская северная осетия история

Хроника военных действий в Южной Осетии и аналитические материалы

Публикации по истории Осетии и осетин

Перечень осетинских фамилий, некоторые сведения о них

Перечень населенных пунктов Осетии, краткая информация о них и фамилиях, в них проживавших

Сборник материалов по традициям и обычаям осетин

Наиболее полное на сегодняшний день собрание рецептов осетинской кухни

В данном разделе размещаются книги на разные темы

Коста Хетагуров «Осетинскя лира», по книге, изданной во Владикавказе (Орджоникидзе) в 1974 году.

станица николаевская северная осетия история. Смотреть фото станица николаевская северная осетия история. Смотреть картинку станица николаевская северная осетия история. Картинка про станица николаевская северная осетия история. Фото станица николаевская северная осетия история

СтатьиСловари
| Начало | Архив | Комментарии | Поиск | Регистрация | Вход |
Здравствуйте, Гость
Регистрация | Вход
станица николаевская северная осетия история. Смотреть фото станица николаевская северная осетия история. Смотреть картинку станица николаевская северная осетия история. Картинка про станица николаевская северная осетия история. Фото станица николаевская северная осетия историяСёла Осетииназад
Автор: Tabol станица николаевская северная осетия история. Смотреть фото станица николаевская северная осетия история. Смотреть картинку станица николаевская северная осетия история. Картинка про станица николаевская северная осетия история. Фото станица николаевская северная осетия история
Николаевская (cтаница)

Основание казачьих станиц на Северном Кавказе уходит в глубь веков. На Центральном Кавказе первые казачьи станицы возникли в начале XVI в., хотя славянское население здесь появилось еще раньше. Протопоп Иоанн Болгарский в донесении архиепископу астраханскому и ставропольскому Антонию (1780 г.) писал: «Что касается до самих сих народов, которых мы называем осетинцами. Сказывают многие из них, что весьма не малое число прежде в их места переселилось посторонних и разного рода людей, как то: грузин и славян, укрывающихся в то время от притеснений и гонений, чинимых им первым от персицкого Аббас-шаха, а последним от ординских татар, с которыми совместное имели жительство по разным местам, как то: некоторые на Можарах, а другие на Татартупе».

Совершенно очевидно, что И. Болгарский привел какой-то фольклорный сюжет; но это тем более показательно, ибо свидетельствует о степени отражения в фольклорной памяти осетин давних контактов со славянами. В этой связи обращают на себя внимание открытые археологами на городище Верхний Джулат (у Эльхотовских ворот в Северной Осетии рядом с Татартупом) каменных зданий и вещественного материала, тяготеющего к культуре Древней Руси XI-XIII вв., что подтверждает связь алан со славянами. Интересны находки русских крестов той поры на Северном Кавказе. По мнению некоторых специалистов, они маркируют проникновение в предгорье группы населения из русских земель. Об этом же свидетельствует фрагмент хроники «Письмовник» («Тарасол») из Тебризской библиотеки, в которой грузинский царь Георгий Лаша назван «царем царей Абхаза, Шака, Алана и Руса». Высказано предположение, что под названием Руса подразумевается часть населения Древней Руси, оторванной от родных мест и еще в XII в. населявшей Северный Кавказ в непосредственной близости от государства грузинских Багратидов.

Возникновение в начале XVI в. на Тереке казачьих станиц — Щадринской, Гладковской, Курдяковской — знаменовало новый этап в истории славянского населения на Северном Кавказе. Казаки быстро установили добрые отношения с горцами, в частности, с осетинами, поддерживая и закрепляя их через торговлю и взаимные браки. Взаимодействие с горцами привело к заимствованию казаками некоторых элементов культуры народов Кавказа. В свою очередь, казаки принимали в свои общины инородные элементы, о чем свидетельствуют документы разных эпох. Пример такого рода в 1881 г. привела газета «Терские ведомости», рассказав о том, что в станице Сунженской 14 июня 1881 года атаманом избран отставной майор Кавтарадзе (эта фамилия в Осетии имеет глубокие корни). Кавтарадзе имел в станице оседлое домохозяйство. «Общество, — отмечает автор заметки, — не пожалело определить новому атаману в жалованье 600 рублей в год, вместо 300 рублей, получаемых прежним атаманом Сумцовым. Г. Кавтарадзе давно уже пользуется в станице общим и вполне заслуженным уважением и ведет самую трудолюбивую жизнь в своем обширном, образцовом саду и на других хозяйственных работах, служа для всех примером трудолюбия. Все знают его прямоту, честность и энергию».

Согласно архивным документам, в 1837 г. принято решение об основании военных поселений на Кавказе. Для отвода земли под станицы и установления их границ из Тифлиса прислали офицера корпуса, топографа, прапорщика Горшкова. Под наблюдением коменданта Владикавказа полковника Широкова он произвел необходимые работы. Места под поселения предварительно осмотрел лекарь Кавказского отдельного батальона, титулярный советник Правдин. Выбранная под военное поселение Николаевское местность занимала особое стратегическое положение. Это отметил дореволюционный археолог Ф.С. Гребенец (Панкратов). В статье «На развалинах Татартупа» (Терские ведомости, 1914, № 138, 139) он писал: «Вся притеречная полоса от старой Николаевской станицы до «Минарета», где этот могучий немой страж, свидетель минувших времен, еще в глубокой древности сплошь и рядом переходил из рук в руки разным народам, полна глубокого смысла и достойна полного внимания со стороны археологов. Здесь побывали не одни только многочисленные азиатские и кавказские народы, но и древнейшие обитатели Крыма — киммерийцы и скифы — имели знакомство с этими местами, а их поочередно сменяли то греки-милетцы, то венецианцы, то генуэзцы и др.»

Ф.С. Гребенец 30 сентября и 1 октября 1914 г. произвел разведочные раскопки за так называемой «Глубокой балкой» на общественной земле станицы Николаевской на узкой береговой полоске, которая, начинаясь у Татартупа, растянулась по всему ущелью до самой Николаевской. На этом пространстве были разбросаны «в громадном количестве всевозможной величины курганы, то отдельные, то группами, сплошь и рядом, до 200-400 штук». Археолог не сомневался в древности всех этих курганов, т.к. «находимые в них предметы украшений», обычно сопровождавшие покойников, «свидетельствуют о той отдаленной эпохе, когда здесь одно время жили первобытные пастушеские обитатели древних загадочных мест».

Уже в советское время специалисты открыли и изучили на этой местности разнообразные сарматские и аланские памятники.

В 1842 г. в станице насчитывалась 141 семья, 318 мужских душ и 294 — женских, «для жительства которых выстроен 141 дом».

Приказом военного министра от 23 ноября 1842 г. военных поселян присоединили к Владикавказскому казачьему полку с переименованием их в казаки. Теперь на казаков возлагались военные повинности, на общих основаниях устанавливалось денежное и натуральное жалованье. Каждому казаку предписывалось также «быть исправным воином-земледельцем».

В Николаевской для исправления христианских служб выстроен молитвенный дом в честь чудотворца Николая. Выстроена общественная мельница в два постава с четырьмя толчеями, доход от которой поступал в сельскую общественную сумму, «кроме сего, отдан в селение на откуп питейный дом со взносом ежегодно по 600 рублей ассигнациями также в сельскую общественную сумму. «

Как отмечалось выше, в первые годы поселения казаки и их семьи из-за непривычного климата страдали от различных болезней и несли большие потери. С 1 мая 1838 г. по 1 июля 1842 г. «умерло мужеска пола 108, женска 104, а всего 212 душ; более же всего было умерших в 1839 году». После холеры 1847 г. во всех станицах Владикавказского полка едва ли осталась половина населения.

Место под Николаевскую было выбрано топографом поручиком Семеновым. Автор одной из дореволюционных заметок по истории данного поселения подчеркивал: «надо удивляться тому, кто посоветовал Семенову выбрать именно это место для поселения, которое имело лишь стратегическое значение, а что же касается климата, то он представлял пагубу для жителей. От разлива Терека и действующих родников вокруг поселения стояли болота, порождающие злокачественную лихорадку и другие болезни. Люди умирали, как мухи, и, несмотря на добавления жителей новыми поселенцами, население не увеличивалось, и по прошествии 40 лет было доказано статистическими данными, что вскоре может вымереть все население». Это послужило причиной перенесения Николаевской на юг, к р. Дур-Дур. Вплоть до Октябрьской революции Николаевская оставалась станицей, жители которой состояли в казачьем сословии.

На рубеже XIX-XX вв. станицу не обошли общие процессы, протекавшие в российской империи. Речь идет о появлении элементов капиталистического развития, в частности — о нарушении вековых казачьих традиций землевладения и землепользования, резкого размежевания станичников по размерам земельной собственности. Характеризуя это общее для Осетии явление, Г. Цаголов писал: «В настоящее время если не большая, то довольно значительная часть надельной земли сосредоточена в руках сельской буржуазии. Во-первых, к ней переходят те земли, которые не могут быть использованы сельчанами из-за отсутствия нужных хозяйственных сил. А во-вторых, с течением времени и с развитием таких земельных операций, к ней уже стали переходить и такие земли, которые могли бы быть использованы, но сделались жертвой разных неотложных нужд и потребностей». В Николаевской в конце 90-х гг. XIX в. насчитывалось 14 крепких хозяйств, середняцких — 54, бедняцких — 67 и беднейших (бездомных) — 32 семьи. В то же время в станице уже использовался наемный труд, и не только в сельском хозяйстве, но и на первых, еще небольших по размеру предприятиях. В годы первой русской революции только в сельском хозяйстве в станице ежегодно работало около 100 сезонных рабочих.

Среди других интересных фактов жизни Николаевской дореволюционного времени отметим особую заботу казаков о своих детях, стремление обучить их грамоте. В станицах Северной Осетии в то время было всего две двухклассные школы, одна из них — в Николаевской, и 5 одноклассных (в Николаевской, Змейской, Ардонской и две — в Архонской).

Века и люди (Из истории осетинских сел и фамилий)

Источник

станица николаевская северная осетия история. Смотреть фото станица николаевская северная осетия история. Смотреть картинку станица николаевская северная осетия история. Картинка про станица николаевская северная осетия история. Фото станица николаевская северная осетия историяterskiykazak

Терский казак

На территории нынешней Северной Осетии было одиннадцать станиц Терского казачьего войска. По году основания они расположились следующим образом: Луковская (1770), Павлодольская (1784), Черноярская (1805), Новоосетинская (1810), Ардонская (1837), Архонская (1838), Николаевская (1838), Змейская (1849), Сунженская (1859), Тарская (1859), Терская (1867). Первые четыре станицы относились к Моздокскому отделу, а остальные – к Сунженскому.

Каждая станица имеет свою историю, своих героев. Все они были разные: одни богатые, другие еле-еле выживали, одни дали десятки офицеров, в других и пара офицеров были редкостью. Каждая станица имела свой храм, по которому, в общем-то, и можно было судить о благосостоянии самой станицы.

Владикавказская епархия, куда входили станичные храмы, не занималась строительством церквей, это было прерогативой местных властей. Все храмы строились на пожертвования жителей станицы. Если она была богатой, то храм получался каменный, большой, просторный, с дорогим иконостасом и золотыми куполами. Некоторые особо состоятельные станичники могли построить еще и часовни, кладбищенские или хуторские. А в очень больших станицах бывало и по две церкви. Если с финансами было туго, храм строился деревянный, из подручных средств.

Какими же они были, станичные храмы Осетии?

Станица Луковская

Долгое время в станице не было своего храма; это объясняется тем, что недалеко от станицы, в пригороде Моздока, находилась Успенская церковь со знаменитой иконой Иверской Божией Матери. Лишь в 50-х годах XIX века станичники стали задумываться о строительстве своего храма. Начался сбор денег на строительство. Он собирался с пожертвований, подушного налога, процента с паромной переправы, аренды и др. Всего строительство храма стоило более 25 тыс. рублей. В 1868 году началась стройка. Шла она медленно и лишь к 1875 году закончилась, но еще на два года затянулось освящение храма.

8 ноября 1877 года состоялось торжественное освящение новой станичной Михаила-Архангела церкви. Деревянная, высокая, стройная, пятиглавая, она имела форму креста. Расположенная на возвышенности церковь красиво сияла своими золотыми куполами. Особенно эффектно это выглядело в лунную ночь. Внутри церкви находилась прекрасно выполненная стенная живопись с текстами из Священного Писания. В храме находилась икона – копия моздокской Иверской Божией Матери.

Станица Павлодольская

была основана в 1777 году во время обустройства Моздокской линии. Здесь находился один из самых древних станичных храмов – Николаевская церковь, построенный в 1803 году. Позднее, в 1912 году, в станице был построен новый храм Нерукотворного образа Иисуса Христа.

18 мая 1889 года на местном кладбище была освящена церковь Св. Николая, сооруженная в память чудесного спасения царской семьи. Ее освящение состоялось при большом скоплении народа в присутствии войскового начальства. Чин освящения совершил епископ Владикавказский Иосиф. Сооружена эта церковь была на средства генерал-майора Стефана Александровича Венеровского.

Станица Черноярская

Ее основали в 1805 году из осетин-дигорцев и переселенцев из других мест Осетии. Почти все они за исключением нескольких фамилий были православными. Первоначально это было обычное поселение, но в 1825 году по инициативе генерала Ермолова Черноярское поселение было преобразовано в станицу, а всех жителей зачислили в казачье сословие.

Первое время жители Черноярской относились к приходу Павлодольской церкви, а с 1835 года – к приходу Новоосетинской. Лишь в 1872 году была освящена станичная Николаевская церковь.

К станице Черноярской была приписана часовня на хуторе Муртазово, построенная в 1901 году.

29 января 1904 года состоялось освящение храма на Черноярском кладбище, построенном вдовой войскового старшины Дарьей Валаевой. С благословения епископа Владимира протоиерей Алексей Гатуев освятил храм с участием благочинного священника Павла Пшеницына и священника Вазиева. При этом пел хор учеников и учениц местной церковно-приходской школы под управлением приходского священника Александра Тускаева. Новый храм был во имя св. апостолов Петра и Павла.

Станица Новоосетиновская

Поселение было основано в 1810 году, как и Черноярская, из осетин-дигорцев. Также в 1825 году оно было преобразовано в казачью станицу.

Здесь находится храм Св. Николая.

К станице также относился Пантелеимоновский молитвенный дом на хуторе Елбаева, освященный в 1902 году.

Станица Ардонская (ныне город Ардон)

Станица была основана в 1838 году рядом с Ардонским поселением. Сюда была переведена часть Владикавказского казачьего полка. В первый год здесь построили 41 дом. Через два года уже было 69 дворов. Вскоре соорудили и церковь. Станица быстро росла, в 1910 году в ней было 343 двора, насчитывающих 2135 человек. Прежний храм не вмещал всех прихожан, и в начале XX века была сооружена новая церковь. 13 мая 1901 года Преосвященный епископ Владимир освятил Георгиевскую церковь.

Станица Архонская

В 1838 году на месте укрепления Архонского была основана станица с одноименным названием. Сразу же было образовано 46 дворов. В отличие от других станиц, основанных в эти годы, место, выбранное под станицу Архонскую, оказалось самым удачным. И земля, и климат были весьма благоприятными. К 1910 году здесь было уже 600 дворов и 4009 жителей.

Первоначально своего храма в станице не было. Владикавказ был рядом, где и посещали станичники церкви. Станичная церковь во имя св. Благоверного князя Александра Невского была освящена лишь в 1886 году.

Станица Николаевская

Находится на берегу реки Белой. Свое начало берет от 1838 года, когда было основано военное поселение прибывших из России 76 семейств. Затем к ним добавили еще различных военных поселян. В 1842 году военные поселяне были обращены в казачье сословие. В 1848 и 1849 годах сюда переселили семьи из Харьковской, Киевской губерний и Малороссийского полка. На 1912 год в станице Николаевской насчитывались 284 двора и 2003 жителя. Все жители были православные, никаких раскольников и сектантов не было.

Первоначальное место станицы было немного севернее. Но та местность оказалась на ветру, окруженная болотами, что вызывало большую смертность. Жители стали просить о переносе станицы, и в 1880 году ее перевели на реку Белую.

В 1848 году в станице Николаевской была построена Николаевская церковь, которую также перенесли на новое место. 23 сентября 1884 года она была освящена вновь. Причт церкви состоял из священника, диакона и причетника. В 80-х годах XIX века из станичных земель священнику были отведены 32 десятины, диакону – 24, причетнику – 16 десятин. Кроме того, церковной земли было 160 десятин. В дальнейшем (на 1903 год) причтовой земли было 48 десятин, а церковной земли не было.

Станица Змейская

была основана в весьма важном стратегическом месте, у так называемых Эльхотовских ворот. Свое название она получила от речки Змейки, которая извилистым руслом оправдывала данное имя. Заселенная уроженцами украинских губерний, она до сих пор отличается станичниками с украинскими фамилиями.

К 1912 году станица насчитывала 3400 жителей и состояла из 522 казачьих дворов и 78 иногородних. В центре Змейской, на площади, находились церковь Сошествия Святого Духа и станичное училище. Станичный храм был сооружен в 1855 году.

Станица Сунженская (ныне селение Сунжа)

Была основана на левом берегу реки Сунжа в 1859 году, когда здесь поселили 258 семей. Затем к ним добавили семьи из упраздненных станиц Дадыховской и Камбилеевской. На 1912 год в станице насчитывалось дворов 742 и 5302 жителя. В конце XIX века в станице было 7 семей католиков (из бывших уроженцев Польши), а все остальные – православные.

В 1876 году в станице была построена и освящена большая каменная церковь во имя св. Николая, а прежний молитвенный дом переделали под школу. Сооружение церкви обошлось в 30 тыс. рублей, из которых 9 тыс. было выдано из войсковых сумм, а остальные получены сбором пожертвований и окладом жителей станицы, доходившим до 7 рублей с человека.

Как и во всех станицах, местный причт имел собственную землю. Священнику были отведены 32 десятины удобной земли и 3 десятины неудобной. Диакону – 24 удобной и 2 неудобной, причетнику – удобной 16, неудобной 1. Кроме того, церковной земли удобной и неудобной 160 десятин. Всего же при церкви было 238 десятин.

Станица Тарская (ныне селение Тарское)

Эта станица, самая крайняя на Сунженской линии, была основана в 1859 году. К 1917 году в станице проживали 2600 жителей, большинство казаки: из 400 дворов лишь 11 были населены иногородними.

Станичная церковь первоначально была деревянная. Затем общими усилиями станичников, которые жертвовали на строительство деньги, продукты, стройматериалы, была сооружена новая каменная церковь во имя иконы Казанской Божией Матери. Ее освящение состоялось при большом скоплении народа и в присутствии областного начальства 11 ноября 1890 года. Здание этой церкви сохранилось и до наших дней, ныне в ней действует сельский Дом культуры.

Станица Терская

расположена на правом берегу реки Терек, отчего и получила свое название. Ранее здесь были хутора от станицы Вознесенской, которые в 1867 году переименовали в станицу Терскую. В 1869 году в новую станицу переселили жителей упраздненной Камбилеевской станицы, затем часть Галашевской и некоторые семьи из Сунженской станицы. В 1893 году в Терской проживали 2147 человек. Из них православных 1943, старообрядцев 109, молокан и баптистов 97. На 1912 год здесь было 4417 жителей.

В станице находилась церковь Иоанна Предтечи. Она была выстроена в 1861 году еще в станице Камбилеевской, после упразднения которой, в 1870 году, церковь перенесли в станицу Терскую. Церковь представляла собой большое здание, похожее на казарму, сверху купол с крестом, и только этим храм отличался от других зданий. Храм был очень низким, так что, подъезжая к станице, его невозможно было рассмотреть. Как писал в 1893 году очевидец: «Внутренность церкви очень бедна, нет ни одной станицы, где бы была церковь так бедна, как в станице Терской, и хотя о ее улучшении много говорилось, но до сего времени ничего не сделано».

Итак, в одиннадцати казачьих станицах было 14 храмов, 6 из них носили имя св. Николая Чудотворца. В 3 станицах (все Моздокского отдела) было по 2 храма. Это связано с тем, что это были старые станицы, имевшие довольно много состоятельных жителей, некоторые из которых могли даже в одиночку построить храм.

Из прежних 14 станичных храмов ныне сохранились лишь 6. Из них действующих 2, в стадии восстановления – 3. В селении Тарском здание храма используется под клуб. Меньше всего пострадали церкви Моздокского района. Здесь из 7 храмов утрачены 3.

Ныне вновь идет утверждение Православия на земле Осетии. Вновь строятся станичные храмы. Будем надеяться, что в скором будущем с Божией помощью в каждой станице засияют купола величественных храмов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *