стачек 226 история здания
Стачек 226 история здания
На высокой террасе бывшей Петергофской дороги, в окружении зелени, широко раскинуло крылья-флигели старинное здание желтого цвета – это загородная усадьба «Александрино».
Известно, что в 1721 году по воле Петра I, участки вдоль Петергофской дороги (ныне Старо-Петергофский проспект, проспект Стачек и Петергофское шоссе) были розданы знатным особам. Так, вдоль Петергофской дороги появились причудливые загородные усадьбы с роскошными парками, садами, оранжереями.
Первоначально участок земли, на котором находится усадьба «Александрино», принадлежал любимой сестре Петра I Наталье Алексеевне.
С течением времени участок переходил от одного знатного владельца к другому и не имел сколь значительных построек на своей территории.
Начальное образование он получил в доме родителей. В 1741 г. был отправлен с посольством в Данию вместе с родным братом Петром Григорьевичем, назначенным чрезвычайным посланником. Продолжая дипломатическую службу, младший Чернышев под присмотром брата Петра участвовал в дипломатических миссиях в Пруссии и Англии, получив звание камер-юнкера. После четырнадцатилетнего отсутствия Чернышев вернулся в Россию.
С восшествием на престол Екатерины II, Ивану Григорьевичу Чернышеву был присвоен чин генерал-поручика и он был переведен с дипломатической службы на военно-морскую службу.
В 1763 г. Чернышев назначается членом Адмиралтейств-коллегий и присутствующим в учрежденной Морской комиссии по рассмотрению вопроса о преобразовании российского флота.
Местом лагерных сборов сухопутных войск было выбрано Красное Село.
По западной границе усадьбы Чернышева проходила дорога, соединяющая Красное Село с Петергофской дорогой и Петербургом. В летнее время в Красное Село, кроме высочайших особ, на манёвры съезжались приближенные ко двору и войсковым штабам, военные представители иностранных держав.
В 1761 году И.Г. Чернышев принимает решение о строительстве собственного дома в Петербурге и загородной дачи, которые соответствовали бы занимаемому им положения при царском дворе.
Разработка проектов дачи и дома было поручено французскому архитектору на русской службе Ж.-Б. Валлен-Деламоту.
В 1762 г. в южной части Исаакиевской площади Петербурга, на набережной реки Мойки у Синего моста начинаются работы по строительству дворца для президента Адмиралтейств-коллегии И. Г. Чернышева. Строительство длилось 6 лет. Судя по воспоминаниям современников, это был один из наиболее великолепных домов Петербурга. После смерти Чернышева дом был выкуплен в казну. В конце XVIII века по приказу Павла I дом был украшен бурбонской лилией (эмблемой свергнутой династии Бурбонов) и подарен принцу Конде, бежавшему в Россию в дни Французской революции. Правда, принц недолго задержался в России и после него бывший дом Чернышева занимали другие лица и учреждения. В 1813 году дворец приобрело правительство, и с середины 1820-х годов здесь размещалась Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В этой школе, в эскадроне юнкеров гвардейской кавалерии, с 1832 по 1834 год проходил обучение поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.
В 1839 году школу гвардейских подпрапорщиков перевели на Большую Мастерскую улицу (Лермонтовский проспект). В 1839-1844 гг. здание дворца было капитально перестроено по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера, для дочери императора Николая I – Марии Николаевны. В настоящее время во дворце (Исаакиевская площадь, дом 9) расположено Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.
Вернемся к мызе Чернышева на Петергофской дороге.
Здание усадьбы было возведено в 1762 году, как отмечено ранее, по проекту архитектора Валлен-Деламота. Двухъярусный, центральный корпус усадьбы, украшенный четырехколонным портиком, переходит в восьмигранную башню, увенчанную куполом. Два боковых крыла завершаются двухэтажными павильонами, соединенными с главным корпусом одноэтажными галереями. При усадьбе был разбит парк в английском стиле, простиравшийся на 100 гектарах, примерно до нынешнего проспекта Народного Ополчения.
В начале 1790-х годов дача была частично перестроена, и приобрела знакомый нам облик. Автор перестройки документально не установлен, но предполагается, что проект был выполнен архитектором Д. Кваренги.
Несколько раз усадьба меняла владельцев. В 1900 году, усадьбу приобрел Александр Дмитриевич Шереметьев. По имени нового владельца, усадьба получила название «Александрино».
С первых месяцев Великой Отечественной войны усадьба оказалась в районе боевых действий. Воины 42-й армии в сентябре 1941 года остановили здесь наступление врага. В течение всех 900 дней героической обороны Ленинграда на этом рубеже шли беспрерывные бои с гитлеровцами.
В подвале усадьбы «Александрино» стояли артиллеристы, батарея которых находилась рядом с особняком. Массированным огнем немцев здание было превращен в руины. Погибших героев хоронили здесь же. Когда окрестности были освобождены от немецких захватчиков, все погибшие герои были перезахоронены в братские могилы на воинском мемориальном кладбище «Дачное», которое находится между домами 143 и 145 по проспекту Народного ополчения. О жестоких боях с фашистами, проходившими у стен «Александрино», напоминает только небольшая стела с надписью «Слава защитникам города Ленина, 1941 – 1944», стоящая на несуществующем повороте дороги в направлении Красного Села.
В 1960-х годах по проекту архитектора М.М. Плотникова здание усадьбы «Александрино» было восстановлено.
Сейчас в здании усадьбы располагается Санкт-Петербургская детская художественная школа «Александрино».
Усадьба «Александрино»
Проспект Стачек, 226. Фото 2015 г.
Усадьба И.Г. Чернышева на Петергофской дороге.
Рисунок арх. Д. Кваренги, кон. XVIII в.
Усадьба «Александрино» и пруд.
Северный фасад. Фото 2015 г.
Усадьба «Александрино».
Южный фасад. Фото 2016 г.
Усадьба Александрино
Усадьба Александрино классицизм
— одна из сохранившихся старинных усадеб.
Дорога у подножия естественной террасы вдоль южного берега Финского залива существовала, как поведали нам старинные карты, уже при шведах. Но после победы России над Швецией в Северной войне и основания Санкт-Петербурга эта дорога по замыслу Петра I должна была стать парадным въездом в столицу, украшенным непрерывной цепью великолепных загородных резиденций. И потому царь повелел построить «забавные дома каменные изрядной архитектурною работою и украшать огороды» фонтанами и каскадами, прудами и водопадами. Именно тогда появилось слово «дача», означавшее участок земли недалеко от Петербурга, который царь жаловал своим приближенным. На 12-й версте Петергофской дороги на небольшой возвышенности и поныне находится старинный загородный дом с колоннами и куполом. Загородная усадьба была выстроена в середине 70-х гг. XVIII в. для президента Адмиралтейств-коллегий Ивана Григорьевича Чернышева. Участок, где возведен дворец, является западной частью бывшей дачи царевны Натальи Алексеевны. Ранее здесь находился первый Путевой дворец Петра I на Петергофском тракте. В 1718 г. это место было пожаловано сенатору и дипломату Петру Андреевичу Толстому за успешно проведенную операцию по возвращению из-за границы царевича Алексея. В 1721 г. на участке возвели господский дом. За довольно короткий промежуток времени дача сменила нескольких владельцев. В 1762 г. владельцем усадьбы стал действительный камергер граф Иван Григорьевич Чернышев. Генерал-адмирал, президент Адмиралтейств-коллегий и член Академии наук, Чернышев пользовался неограниченным доверием императрицы Елизаветы Петровны и покровительством Екатерины. Он много лет провел за границей и привез оттуда любовь роскоши и европейский вкус. Загородная усадьба графа И. Г. Чернышева «Александрино» на Петергофской дороге – один из интереснейших памятников русского усадебного зодчества второй половины XVIII столетия. Монументальность и выразительность дворца определяет его историко-художественное значение. Автором проекта усадебного дома является архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот. Усадьба построена по распространенной в русском зодчестве XVIII века «усадебной схеме». Центральный двухэтажный корпус усадьбы, квадратный в плане, имеет восемь выступов, обрамленных портиками из четырех колонн композитного ордера. Этот корпус соединялся двумя одноэтажными галереями-переходами с симметричными двухэтажными боковыми флигелями. В центре главного корпуса располагался великолепно отделанный восьмиугольный зал, освещавшийся верхним светом через широкие полуциркульные окна, прорезавшие стены восьмигранного барабана, перекрытого невысоким куполом. Все парковые строения сосредоточены архитектором на трех островах большого пруда, расположенного у слияния двух пересекавших территорию усадьбы ручьев. В конце 1770-х–нач.1780-х гг. к усадьбе была присоединена дача, принадлежавшая полковнику Г. М. Любестову. В начале 1790-х гг. дом перестроили: бельведер перекрыли сферическим куполом, круглые окна его барабана превратили в большие полуциркульные. Треугольный фронтон увенчал портик вместо ликвидированного балкона. Тогда же заново отделали интерьеры центрального зала, овальной гостиной и парадной лестницы. В результате перестройки, автором которой эксперты считают архитектора Дж. Кваренги, здание стало образцом русского классицизма. Главный вестибюль был украшен росписью в стиле классицизма. Стены восьмиугольного центрального зала декорированы в нижнем этаже коринфскими колоннами, поставленными в неглубоких нишах. Антаблемент над колоннами, опоясывающий стены зала, увенчивала балюстрада обходной галереи второго этажа. Стены первого и второго ярусов зала украшали декоративные панно на мифологические сюжеты, внутреннюю поверхность купола – квадратные кессоны с розеттами. Автором росписи вестибюля и центрального зала, по-видимому, является один из лучших живописцев-декораторов первой трети XIX в. Д. Скотти. Фрагменты росписи сохранились до 1941 г. Значительный интерес представляла также отделка двухсветной галереи с полуциркульными завершениями по концам. Она располагалась позади восьмиугольного зала, вдоль дворового фасада центрального корпуса. Поверхность стен галереи была декорирована в первом ярусе ионическими пилястрами и во втором – лепными кариатидами. Загородный дом И. Г. Чернышева своим архитектурным обликом напоминает Таврический дворец. Купол особняка в усадьбе близок по силуэту к куполу дворца, построенного архитектором И. Е. Старовым для князя Г. А. Потемкина на левом берегу Невы. Подобно Таврическому дворцу, здесь выделен центральный объем и искусно подчеркнуто его доминирующее значение в ансамбле. Путники, проезжавшие по Петергофской дороге, всегда с восхищением рассматривали загородный дом графа. Многочисленные гости оставляли в своих дневниках восторженные записи после увиденного в усадьбе. В 1797 г. граф И. Г. Чернышев умер, оставив в наследство сыну Григорию Ивановичу не только имение, но и массу долгов. Молодой граф унаследовал от отца привычку к расточительности. В 1809 г. он был вынужден продать усадьбу «с публичного торга по вексельным искам» купцу 1-й гильдии Федору Ильину. В 1898 г. от наследников купца Ильина загородная дача перешла к владельцу имения «Ульянка» графу А. Д. Шереметеву. Именно тогда загородная усадьба стала впервые называться «Александрино». При нем велись большие строительные работы и планировка пейзажного парка (архитекторы Н. Л. Бенуа, К. Ф. Мюллер и др.). После революции 1917 г. уникальная усадьба превратилась в обычный жилой дом с коммунальными квартирами. Роскошные комнаты и залы бывшего дворца местные жители разделили перегородками из досок, а в парадном восьмиугольном зале жильцы «коммунального особняка» содержали свиней и другой домашний скот. Во время Великой Отечественной войны дача «Александрино» была постоянной мишенью для немецких артиллеристов и летчиков. Дворец превратился в руины, почти полностью погибла вековая реликтовая дубовая роща в парке этой старинной усадьбы. В 1960-х гг. главное здание «Александрино» восстановили и отреставрировали по проекту архитектора М. Н. Плотникова, однако без воссоздания уникальных внутренних интерьеров и служебных флигелей. По сей день ведутся работы по реконструкции парка. Замечательная российская традиция приобщать детей с раннего возраста к изобразительному искусству зародилась в Петербурге. При Екатерине II в 1764 г. в Академию Художеств стали принимать учеников 5-6 лет. С 1980 г. в бывшем дворце графа Шереметева располагается Детская художественная школа «Александрино», основанная в 1968 г.
(исторической справкой, размещенной на фасаде усадьбы, добавил rose-apple )
В 1898 г. дачу купил А. Д. Шереметев, она стала называться «Александрино». При новом владельце были сохранены интерьеры.
Двухэтажный главный корпус украшен портиками с колоннами и балконом. Симметричные двухэтажные боковые флигели соединены застекленными галереями с главным корпусом.
Сейчас здесь детская художественная школа.
В начале XVIII в., когда участки вдоль дороги раздавались под застройку, на месте нынешнего парка «Александрино» находилась обширная усадьба младшей сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, принадлежавшая ей с 1714 г. В конце XVII в. здесь располагались земли двух хуторов с общим названием Пяткелле. В 1716 г. царевна скончалась и участок был разделен на два.
Усадьба на восточном участке сохранялась ещё в 1930-х гг., но была впоследствии разрушена. Западная часть бывшей дачи царевны Натальи Алексеевны была передана сенатору, крупному дипломату, бывшему посланнику в Константинополе, действительному тайному советнику Петру Андреевичу Толстому.
В 1760-х гг. владельцем стал Иван Григорьевич Чернышев, искусный дипломат, пользовавшийся неограниченным доверием императрицы Елизаветы Петровны и покровительством Екатерины II. Возведение своего загородного дома он поручил французскому архитектору Ж.-Б. Валлен-Деламоту, представителю и нового для России классицизма. Это здание сохранилось до наших дней.
После революции дворец дачи «Александрино» стал обыкновенным жилым домом, причём большие комнаты были разделены перегородками на «клетушки», а в зале держали свиней. Вдоль восточной границы парка в 1930-х гг. был построен «Стандартный посёлок № 3».
Во время войны усадьба находилась на переднем крае обороны и пострадала от обстрелов. В 1960-х гг. главное здание было отреставрировано по проекту М.М. Плотникова, но без воссоздания интерьеров и служебных флигелей.
Усадьба Александрино
Усадьба Александрино классицизм
— одна из сохранившихся старинных усадеб.
Дорога у подножия естественной террасы вдоль южного берега Финского залива существовала, как поведали нам старинные карты, уже при шведах. Но после победы России над Швецией в Северной войне и основания Санкт-Петербурга эта дорога по замыслу Петра I должна была стать парадным въездом в столицу, украшенным непрерывной цепью великолепных загородных резиденций. И потому царь повелел построить «забавные дома каменные изрядной архитектурною работою и украшать огороды» фонтанами и каскадами, прудами и водопадами. Именно тогда появилось слово «дача», означавшее участок земли недалеко от Петербурга, который царь жаловал своим приближенным. На 12-й версте Петергофской дороги на небольшой возвышенности и поныне находится старинный загородный дом с колоннами и куполом. Загородная усадьба была выстроена в середине 70-х гг. XVIII в. для президента Адмиралтейств-коллегий Ивана Григорьевича Чернышева. Участок, где возведен дворец, является западной частью бывшей дачи царевны Натальи Алексеевны. Ранее здесь находился первый Путевой дворец Петра I на Петергофском тракте. В 1718 г. это место было пожаловано сенатору и дипломату Петру Андреевичу Толстому за успешно проведенную операцию по возвращению из-за границы царевича Алексея. В 1721 г. на участке возвели господский дом. За довольно короткий промежуток времени дача сменила нескольких владельцев. В 1762 г. владельцем усадьбы стал действительный камергер граф Иван Григорьевич Чернышев. Генерал-адмирал, президент Адмиралтейств-коллегий и член Академии наук, Чернышев пользовался неограниченным доверием императрицы Елизаветы Петровны и покровительством Екатерины. Он много лет провел за границей и привез оттуда любовь роскоши и европейский вкус. Загородная усадьба графа И. Г. Чернышева «Александрино» на Петергофской дороге – один из интереснейших памятников русского усадебного зодчества второй половины XVIII столетия. Монументальность и выразительность дворца определяет его историко-художественное значение. Автором проекта усадебного дома является архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот. Усадьба построена по распространенной в русском зодчестве XVIII века «усадебной схеме». Центральный двухэтажный корпус усадьбы, квадратный в плане, имеет восемь выступов, обрамленных портиками из четырех колонн композитного ордера. Этот корпус соединялся двумя одноэтажными галереями-переходами с симметричными двухэтажными боковыми флигелями. В центре главного корпуса располагался великолепно отделанный восьмиугольный зал, освещавшийся верхним светом через широкие полуциркульные окна, прорезавшие стены восьмигранного барабана, перекрытого невысоким куполом. Все парковые строения сосредоточены архитектором на трех островах большого пруда, расположенного у слияния двух пересекавших территорию усадьбы ручьев. В конце 1770-х–нач.1780-х гг. к усадьбе была присоединена дача, принадлежавшая полковнику Г. М. Любестову. В начале 1790-х гг. дом перестроили: бельведер перекрыли сферическим куполом, круглые окна его барабана превратили в большие полуциркульные. Треугольный фронтон увенчал портик вместо ликвидированного балкона. Тогда же заново отделали интерьеры центрального зала, овальной гостиной и парадной лестницы. В результате перестройки, автором которой эксперты считают архитектора Дж. Кваренги, здание стало образцом русского классицизма. Главный вестибюль был украшен росписью в стиле классицизма. Стены восьмиугольного центрального зала декорированы в нижнем этаже коринфскими колоннами, поставленными в неглубоких нишах. Антаблемент над колоннами, опоясывающий стены зала, увенчивала балюстрада обходной галереи второго этажа. Стены первого и второго ярусов зала украшали декоративные панно на мифологические сюжеты, внутреннюю поверхность купола – квадратные кессоны с розеттами. Автором росписи вестибюля и центрального зала, по-видимому, является один из лучших живописцев-декораторов первой трети XIX в. Д. Скотти. Фрагменты росписи сохранились до 1941 г. Значительный интерес представляла также отделка двухсветной галереи с полуциркульными завершениями по концам. Она располагалась позади восьмиугольного зала, вдоль дворового фасада центрального корпуса. Поверхность стен галереи была декорирована в первом ярусе ионическими пилястрами и во втором – лепными кариатидами. Загородный дом И. Г. Чернышева своим архитектурным обликом напоминает Таврический дворец. Купол особняка в усадьбе близок по силуэту к куполу дворца, построенного архитектором И. Е. Старовым для князя Г. А. Потемкина на левом берегу Невы. Подобно Таврическому дворцу, здесь выделен центральный объем и искусно подчеркнуто его доминирующее значение в ансамбле. Путники, проезжавшие по Петергофской дороге, всегда с восхищением рассматривали загородный дом графа. Многочисленные гости оставляли в своих дневниках восторженные записи после увиденного в усадьбе. В 1797 г. граф И. Г. Чернышев умер, оставив в наследство сыну Григорию Ивановичу не только имение, но и массу долгов. Молодой граф унаследовал от отца привычку к расточительности. В 1809 г. он был вынужден продать усадьбу «с публичного торга по вексельным искам» купцу 1-й гильдии Федору Ильину. В 1898 г. от наследников купца Ильина загородная дача перешла к владельцу имения «Ульянка» графу А. Д. Шереметеву. Именно тогда загородная усадьба стала впервые называться «Александрино». При нем велись большие строительные работы и планировка пейзажного парка (архитекторы Н. Л. Бенуа, К. Ф. Мюллер и др.). После революции 1917 г. уникальная усадьба превратилась в обычный жилой дом с коммунальными квартирами. Роскошные комнаты и залы бывшего дворца местные жители разделили перегородками из досок, а в парадном восьмиугольном зале жильцы «коммунального особняка» содержали свиней и другой домашний скот. Во время Великой Отечественной войны дача «Александрино» была постоянной мишенью для немецких артиллеристов и летчиков. Дворец превратился в руины, почти полностью погибла вековая реликтовая дубовая роща в парке этой старинной усадьбы. В 1960-х гг. главное здание «Александрино» восстановили и отреставрировали по проекту архитектора М. Н. Плотникова, однако без воссоздания уникальных внутренних интерьеров и служебных флигелей. По сей день ведутся работы по реконструкции парка. Замечательная российская традиция приобщать детей с раннего возраста к изобразительному искусству зародилась в Петербурге. При Екатерине II в 1764 г. в Академию Художеств стали принимать учеников 5-6 лет. С 1980 г. в бывшем дворце графа Шереметева располагается Детская художественная школа «Александрино», основанная в 1968 г.
(исторической справкой, размещенной на фасаде усадьбы, добавил rose-apple )
В 1898 г. дачу купил А. Д. Шереметев, она стала называться «Александрино». При новом владельце были сохранены интерьеры.
Двухэтажный главный корпус украшен портиками с колоннами и балконом. Симметричные двухэтажные боковые флигели соединены застекленными галереями с главным корпусом.
Сейчас здесь детская художественная школа.
В начале XVIII в., когда участки вдоль дороги раздавались под застройку, на месте нынешнего парка «Александрино» находилась обширная усадьба младшей сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, принадлежавшая ей с 1714 г. В конце XVII в. здесь располагались земли двух хуторов с общим названием Пяткелле. В 1716 г. царевна скончалась и участок был разделен на два.
Усадьба на восточном участке сохранялась ещё в 1930-х гг., но была впоследствии разрушена. Западная часть бывшей дачи царевны Натальи Алексеевны была передана сенатору, крупному дипломату, бывшему посланнику в Константинополе, действительному тайному советнику Петру Андреевичу Толстому.
В 1760-х гг. владельцем стал Иван Григорьевич Чернышев, искусный дипломат, пользовавшийся неограниченным доверием императрицы Елизаветы Петровны и покровительством Екатерины II. Возведение своего загородного дома он поручил французскому архитектору Ж.-Б. Валлен-Деламоту, представителю и нового для России классицизма. Это здание сохранилось до наших дней.
После революции дворец дачи «Александрино» стал обыкновенным жилым домом, причём большие комнаты были разделены перегородками на «клетушки», а в зале держали свиней. Вдоль восточной границы парка в 1930-х гг. был построен «Стандартный посёлок № 3».
Во время войны усадьба находилась на переднем крае обороны и пострадала от обстрелов. В 1960-х гг. главное здание было отреставрировано по проекту М.М. Плотникова, но без воссоздания интерьеров и служебных флигелей.
Усадьба Александрино. Петергофская дорога, г. Санкт-Петербург, проспект Стачек, 226. Часть 1
Мы продолжаем путешествовать по усадьбам Петергофской дороги – уникального историко-культурного феномена Санкт-Петербурга. Сегодня хочу представить вам прекрасный дворцово-парковый комплекс, который, пережив революцию и Великую Отечественную войну, удивительным образом дошел до наших дней. И это – усадьба Александрино.
В первом материале об этой усадьбе я расскажу вам, почему искусствоведы и архитекторы Петербурга считают главный дом Александрино одним из самых значимых сооружений города и области. По какой причине усадебный комплекс, достигший расцвета при Иване Чернышеве, носит название «Александрино»? Кто спроектировал и возвел прекрасный дом-дворец в Александрино? Кто спас эту усадьбу от послевоенной разрухи? Почему парк Александрино называют «легкими Кировского района»? Что сейчас находится в здании особняка? Какой градостроительный проект мог навсегда разрушить красоту и первозданный вид этого удивительного места? Мы снова отправляемся в Петербург, чтобы найти ответы на все эти вопросы!
Усадьба Александрино входит в число наиболее крупных, известных и сохранившихся усадеб Петергофской дороги. Земли, на которых сегодня возвышается роскошный дворец-особняк, были известны много веков назад, в XVII веке они принадлежали шведам, но с началом петровской эпохи их участь переменилась. На рассвете обустройства Петергофской дороги этот участок принадлежал родной сестре Петра Великого, царевне Наталье Алексеевне.
После смерти Ивана Григорьевича усадьба у знаменитой Петергофской дороги досталась его старшему сыну, Григорию Ивановичу. Представители рода Чернышевых владели Александрино еще несколько лет. А затем, в начале XIX столетия, начался стремительный процесс смены владельцев престижных поместий и земель у дороги из Петербурга в Петергоф. Вскоре новым хозяином Александрино стал купец 1 гильдии Федор Иванович Ильин. Он приобрел усадьбу параллельно с масштабным строительством особняка на Фонтанке. Решив вплотную заняться благоустройством своей недвижимости, Ильин, по некоторым сведениям, затеял перестройку творения. Однако, специалисты ставят этот факт под сомнение.
Другой значительной страницей в истории усадьбы стало время, когда ее владельцем стал Александр Дмитриевич Шереметев (1859-1931). Александр Дмитриевич был одним из богатейших людей тогдашней России, владевший поместьями в различных губерниях страны. Граф, приобретая дачу, понимал ценность усадебного здания и старался сохранить его для потомков. Именно в это время усадьба была названа «Александрино» по имени ее нового хозяина.
В 1904 году произведен ремонт главного корпуса дачи «Александрино» с сохранением интерьеров и общего облика дома. Новый хозяин усадьбы был увлечен пожарным делом, руководил созданной им пожарной дружиной им. Петра Великого. Он являлся также хозяином соседней дачи «Ульянка». Музыкальные традиции передавались в роду Шереметевых из поколения в поколение. Александр Дмитриевич также увлекался музыкой. В 1882 г. на свои средства он создал симфонический оркестр, чуть позже, в 1889 году – хор.
Однако, размеренных ход жизни усадьбы Александрино прервала революция 1917 года. Усадьба была национализирована и стала использоваться в качестве коммунальной квартиры. Планировку дворца исказили многочисленные деревянные перегородки и пристройки. В большом восьмиугольном зале, расписанном известным художником-декоратором Скотти, содержали свиней. В парке разбили огороды. Во второй части нашего материала об усадьбе Александрино мы узнаем, каковой была история усадьбы Александрино в советское время и каково нынешнее положение дел в бывшей «Чернышевой даче».
Вдоль одной из аллей парка в 1930-х годах построили деревянный поселок, дав ему имя «Стандартный поселок № 3». Аллея стала называться Речной улицей. Это название до сих пор можно встретить в топонимических справочниках города.
В наши дни усадьба Александрино широко востребована петербуржцами. В главном усадебном доме бывшего дома-дворца находится художественная школа, учащиеся которой тренируются в написании своих первых полотен прямо в живописном парке. Жители Кировского района Петербурга часто называют Александрино «легкими района». Парк, примыкающий к проспекту Стачек и уходящий вглубь района, является любимым местом отдыха для взрослых и детей. Однако, эта заповедная территория подверглась стремительному натиску новостроек. В наше время на фоне дворца, возвышающегося на Литориновом уступе, виднеются многоэтажки, а само строительство рядом с исторической территорией неоднократно становилось предметом для жарких дискуссий между властью, гражданами, краеведами и застройщиками.
В недалеком прошлом в петербургской прессе появились сообщения о том, что парк планируется пересечь надземной трамвайной магистралью. Из-за отсутствия инвесторов, этот проект отложен на неопределенное время. Этот проект вызвал широчайший общественный резонанс и объединил жителей Кировского района и всех небезразличных перетбуржцев в стремлении сохранить в нынешнем виде уникальную усадьбу Петергофской дороги.