средства выразительности царь рыба

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

средства выразительности царь рыба. Смотреть фото средства выразительности царь рыба. Смотреть картинку средства выразительности царь рыба. Картинка про средства выразительности царь рыба. Фото средства выразительности царь рыба

Таня Масян

Лучший ответ:

средства выразительности царь рыба. Смотреть фото средства выразительности царь рыба. Смотреть картинку средства выразительности царь рыба. Картинка про средства выразительности царь рыба. Фото средства выразительности царь рыба

Васян Коваль

Жанр «Царь-рыбы» — «повествование в рассказах». Одним из ведущих художественных средств передачи своего отношения к миру природы является использование ассоциаций между человеком и природой. Автор во всех рассказах цикла видит человека через природу, а природу через человека. Для этого используются самые разнообразные метафоры и сравнения. Вот одно из таких сравнений: «И рыба и человек слабели, истекали кровью. Человечья кровь плохо свертывается в холодной воде. Какая же кровь у рыбы? Тоже красная. Рыбья. Холодная. Да и мало ее в рыбе. Зачем ей кровь? Она живет в воде. Ей греться ни к чему. Это ему, человеку, в тепло надо, он на земле обитает. Так зачем же перекрестились их пути? Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке, в холодной осенней воде».

Отношения человека и природы Астафьев рассматривает как родственные, отношения матери и дитя, и тем самым достигает идеи единства, понимания, что человек — это часть, это дитя природы. Природа в критические моменты помогает человеку осознать его грехи, даже очень давние. Даже когда самый осторожный и порядочный из браконьеров — Игнатьич был стянут в воду гигантской рыбой и превратился в пленника собственной добычи, он вспоминает свои былые преступления и воспринимает случившееся с ним как кару: «Пробил крестный час, пора отчитаться за грехи. »

Источник

Анализ произведения «Царь-рыба» (В.П. Астафьев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.04.2020 · Обновлено 20.04.2020

Астафьев относится к писателям-деревенщикам, которые в своих произведениях пытались донести до читателя необходимость сохранения русской культуры, затрагивали темы экологии и сохранения окружающей среды, нравственности жителей деревни и города. Повесть Царь-рыба входит в одноименный цикл рассказов, объединенных местом и временем действия, темами браконьерства и отношений между человеком и природой. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ произведения «Царь-рыба» по плану.

История создания

Рассказ «Царь-рыба» является ключевым в сборнике, что отражено в его названии. Сборник был написан в 1976 году и сначала публиковался в журнале «Наш современник» по мере написания новых рассказов. «Царь-рыба» был пятым.

Затем автор выстроил повести в отдельном сборнике, следуя композиционной логике. В сборнике он повествует о жизни людей у реки, частыми сюжетными ходами рассказов являются: преступление против природы и последующее наказание. Чаще всего это браконьерство в рыбной ловле. Все произведения в сборнике автобиографичны. Сам писатель долгое время жил в глубинке и наблюдал за нравами местных жителей.

История написания рассказа «Царь-рыба» была не менее драматична, чем история публикации. Автор имел напряженные отношения с цензурой. Но именно эта работа по счастливой случайности начала выходить в свет по частям и без правок! Писатель был удивлен, как и его друзья, но на втором выпуске уже получил предупреждение сверху: «Островата вещь-то, Виктор Петрович, почистил бы». Естественно, Виктор Петрович не почистил, и третий номер с рассказом не выпустили в печать. Однако к тому моменту книга стала резонансной, и не дать ей хода было уже невозможно. Рассказ просочился в зарубежную печать и вызвал полемику. Поэтому произведения Астафьева из этого цикла продолжили печатать, и «Царь-рыба» имел наибольший успех. Власти же сменили гнев на милость и наградили талантливого автора государственной премией СССР.

Жанр, направление

Рассказ «Царь-рыба» написан в реалистическом направлении и относится к деревенской прозе. Сам сборник автор определил, как «повествование в рассказах».

Доказать это нетрудно: в центре повествования один главный герой, других персонажей минимум, объем краткий, сюжетная линия — одна. Особенностью можно назвать рекурсию главного героя. Основной конфликт происходит в нем самом, внешняя борьба с осетром перенеслась во внутрь и вскрыла давний нарыв. Герой вспоминает свое прошлое, действие переносится туда же.

Смысл названия

Царь-рыбой в давние времена называли осетра, одну из самых ценных рыб. В рассказе и всем цикле этот мифический образ-символ гигантской рыбы олицетворяет собой всю природу, силу стихийную и властную над человеком. Это природа-мать, несущая в себе новую жизнь – множество икринок. Также в рассказе она олицетворяет судьбу и нравственное начало, способное судить и наказывать человека за его проступки.

Так вспоминает слова дедушки Игнатий, когда встречает царь-рыбу:

«А ешли у вас, робяты, за душой што есь, тяжкий грех, срам какой, варначество – не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды — отпушшайте сразу. Отпушшайте, отпушшайте. Ненадежно дело варначье…»

Композиция

Композиция рассказа «Царь-рыба» – классическая: завязка, развитие действия и развязка.

Суть: о чем рассказ?

Рассказ раскрывает взаимоотношения человека с природой и другими людьми. Отношение человека к природе становится показателем духовного состояния личности, его моральных качеств.

Главный герой, Зиновий Игнатьич, занимается браконьерством и незаконно ловит рыбу, хотя в ней не особо нуждается, им движет жадность. Он считает себя царем природы, думает, что она ему подвластна. Хочет поймать царь-рыбу, чтобы похвалиться перед односельчанами, и не зовет на помощь, потому что из-за жадности жалеет, что нужно делить добычу. За такое отношение к природе и жизни его и наказывает мифический осетр, ставя его в пограничную ситуацию между жизнью и смертью, чтобы герой осознал свои грехи и покаялся, испытал катарсис и духовно очистился.

По мере борьбы с осетром, который опрокидывает лодку и рыбака, герой вспоминает прошлое и думает, за что его могла так покарать судьба. Оказывается, давным-давно он любил одну девушку из деревни, но она предпочла ему приезжего офицера. Он уехал, Глаша осталась, и мужики подговорили Игнатьича проучить гулящую девку. Он завел ее в чащу, получил то, что хотел, и пнул ногой в реку — неглубоко, для наказания. Потом он просил прощения, но понял теперь, что этого мало. Бог вступился за женщину. Осознав это, он освободился от рыбы и выжил.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон перечислил образы в рассказе «Царь-рыба» в формате таблицы:

Зиновий ИгнатьичСамый богатый рыбак на селе, человек замкнутый, хитрый и алчный. У него сложные отношения с семьей, они с братом враждуют. Из его воспоминаний известно, что он поступил жестоко по отношению к женщине и поднял на нее руку. Им движет одна цель — нажива. Поймать рыбу он хочет в качестве трофея, чтобы получить деньги и похвастаться перед односельчанами. В какой-то момент эти мотивы становятся для него важнее жизни, но он раскаивается в своих прегрешениях и освобождается от рыбы.
ГлашаВедомая и легкомысленная девушка, которая, впрочем, была обманута так же, как и Зиновий. Офицер уехал, а она осталась наедине с суровыми деревенскими нравами. Глаша отличается кротостью и покорностью судьбе. Она не стала жаловаться на обидчика и снесла оскорбление без ропота.
Царь-рыбаЭто символ природного божества, которое наделено некоей судебной властью. В фольклоре местных жителей такая рыба — сама судьба. Ее удается встретить единожды, но необходимо отпустить, иначе удача обернется проклятием. Эту рыбу нельзя трогать, она священна для рыбаков, ведь они сильно зависимы от речной стихии и могут пострадать от ее гнева за чрезмерную жадность и неуважение к хозяину вод.

(жизненный путь, природа и человек, быт и нравы деревни, любовь)
Тематика рассказа «Царь-рыба» может быть описана подробнее, но растягивать разбор ею Многомудрый Литрекон не хочет (и так много информации). Поэтому если Вам необходимы дополнения, напишите в комментариях, и они появятся:

Проблемы

Проблематика рассказа «Царь-рыба» тоже может быть расширена по Вашему указанию:

Основная идея

Смысл рассказа «Царь-рыба» заключается в том, что человек — не царь природы, она сильнее его. Человек своими поступками вредит экологии, хотя должен жить в гармонии с окружающим миром и не злоупотреблять его ресурсами. За плохое обращение с матерью-природой, попытки покорить и подчинить ее себе, главный герой наказывается «свыше».

Главная мысль рассказа «Царь-рыба» состоит в нравственном очищении Игнатьича, которому была необходима эта встреча. В его воспоминаниях о Глаше мы видим негативные стороны его личности, трусость, жажду мести. Но в итоге герой кается и просит прощения, он понимает, что поступал плохо, и это его очень мучает. Мы видим, что он неплохой человек, чтобы встать на путь нравственности ему нужно озарение, что с ним и происходит в итоге борьбы с царь-рыбой.

Чему учит?

Рассказ «Царь-рыба» учит человечности, разумному пользованию природными ресурсами. Главное и ценное в жизни не нажива и богатство, не статус, а сама жизненная энергия, духовная гармония, жизнь в соответствии с законами природы и законами духовной чистоты.

«…и ему сделалось легче… от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения».

О чем заставляет задуматься Астафьев? Каковы нравственные уроки в рассказе «Царь-рыба»? Они состоят в том, что человеку нельзя зазнаваться и думать, что окружающий мир создан исключительно для его наживы. Нужно ответственно использовать то, что дано, и давать взамен. Жители деревни только берут рыбу и живность, но не заботятся о природе. Не менее бездумно они распоряжаются друг другом. Женщина в деревне становится такой же рыбой, которую берут, не спрашивая, и даже наказывают за сопротивление. В семьях мы видим соперничество и борьбу за материальные ценности. Вот к чему ведет хищнический менталитет рыбаков, которые грабят не только окружающий мир, но и своих домочадцев. Мы может сделать для себя такой вывод: в основе человеческих отношений должен быть обмен, а грабеж. Мы должны поддерживать нормальное состояние экосистемы и нашей семьи, а не драться за кусок, убивая всех на своем пути.

Критика

Художественные средства в рассказе «Царь-рыба» весьма изобильны и интересны. В качестве одного из главных изобразительных средств в рассказе автор использует ассоциации между человеком и природой. Астафьев раскрывает человека через природу и наоборот, используя метафоры и сравнения:

«И рыба и человек слабели, истекали кровью. Человечья кровь плохо свертывается в холодной воде. Какая же кровь у рыбы? Тоже красная. Рыбья. Холодная… Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке, в холодной осенней воде».

Человек — это дитя природы, он должен быть един с нею, поэтому она помогает ему обличить и осознать его грехи. В повествовании о борьбе Игнатьича с рыбой его образ обобщается, и автор называет иногда его “человек”, а не по имени. Тем самым показывая масштаб взаимоотношений человека и природы.

О мастерстве автора писали многие критики:

«Огромный и неспокойный талант Виктора Астафьева — это талант действия и убеждения, нескончаемых хлопот по обретению человеком своей лучшей сути. Он не может мириться с заржавевшей правдой бытия, говорящей, что всегда и во все времена были добро и зло, поровну того и другого. Он против зла в любых долях», — писал В.Г.Распутин о писателе В.П. Астафьеве.

Источник

Анализ произведения В.П.Астафьева «Царь-рыба»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Повесть «Царь-рыба» В. П. Астафьева (1924-2001)

Человек и природа, их единство и противоборство — это стрежневая тема повествования в рассказах Виктора Астафьева. Человек ответственен за то, что творится на земле, за то, что он оставит будущему поколению. Осознав все это, люди поймут, что если они потеряют природу — то потеряют себя. Астафьев не судит даже самых закоренелых браконьеров: он заботится об их душевном исцелении. Он пытается показать то, как необходимо, безотлагательно присоединиться к природе, жить в гармонии и понимании с ней.

3. Астафьев выступает в «Царь-рыбе» против любых прагматических концепций, ставящих перед личностью выше всего принцип полезности. Нельзя делать человеку добро, ожидая от него каких-то взаимных услуг и примитивной выгоды. Ведь спасение Эли, стоившее огромных усилий Акиму, ничем не окупается. Может быть, только психологическим перерождением столичной девчонки, начинающей осмыслять происходящее.Проблема «преступления и наказания» рассматривается Астафьевым в «Царь-рыбе» с точки зрения народного идеала, выраженного в фольклоре: зло наказывается незамедлительно. В какой-то мере это решение условно и принадлежит не тому, что есть, а тому что должно быть.

5. Когда рассказчик «Царь-рыбы» переключается на социально-публицистический регистр, он оценивает рассматриваемые явления в духе воспитательного морализма. В частности, подчеркивается, что каждое совершенное человеком преступление влечет за собой неотвратимое возмездие. Любое нравственное прегрешение не останется неотомщенным. В сугубо морализаторском духе воспроизводятся и трактуются истории браконьеров – жителей таежного поселка Чуш. Лейтмотивом публицистических компонентов «Царь-рыбы» оказывается мысль о наличии в мире неких высших сил – однако их роль сводится здесь главным образом к возмездию, которое обрушивается как на отдельных аморальных индивидов, так и на нравственно несовершенное человечество в целом.
Между тем при переключении на лирико-философский регистр рассказчик как бы забывает об идее неотвратимого возмездия, он тоскует по царству доброты и любви – соответственно и высшие силы, по его убеждению, существуют не для того, чтобы вершить суд над грешниками, а для целей светлых, хотя и загадочных.
Сопоставление публицистических компонентов книги с лирико-философскими показывает, как при переходе с одного жанрово-стилевого регистра на другой резко меняется самый ракурс восприятия рассказчиком окружающей действительности, а соответственно трансформируется и вся тональность повествования. В первом случае рассказчик испытывает гнев, направленный против носителей социально-экологического зла, он жаждет справедливого возмездия. Во втором же – рассказчика переполняет элегическая грусть, беспричинная тоска, мир видится ему таинственным и непостижимым.
Публицистическое начало ряда глав первой части «Царь-рыбы» настолько велико, что эту часть произведения (за исключе нием главы-рассказа «Царь-рыба» можно квалифицировать как лирико- публицистический полюс повествования Публицистический компонент «Царь-рыбы» связан с актуализировавшимся в повествовании журнали стским опытом писателя Повесть написана на публицистически-острую, злободненевную для 1950-1980-х гг «экологическую» тему, обострив шуюся в связи с активной индустриализацией Сибири Публицистичность «Царь-рыбы» выразилась и в активности жанро вых и поэтических элементов и приемов «журналистских» жанров.

Источник

«Царь-рыба» анализ произведения Астафьева – проблемы, жанр, история создания, проблематика рассказа

средства выразительности царь рыба. Смотреть фото средства выразительности царь рыба. Смотреть картинку средства выразительности царь рыба. Картинка про средства выразительности царь рыба. Фото средства выразительности царь рыба

С произведением Астафьева “Царь-рыба” учащиеся знакомятся на уроках литературы в 11 классе. Его проблематика особенно актуальна своей экологической направленностью. В рассказе “Царь-рыба” анализ художественного и смыслового содержания целесообразно начинать с истории создания и знакомства с мировоззрениями автора. Только после знакомства с личностью писателя и его литературными принципами можно проводить полный анализ произведения, с которым вы можете познакомиться в нашей статье.

средства выразительности царь рыба. Смотреть фото средства выразительности царь рыба. Смотреть картинку средства выразительности царь рыба. Картинка про средства выразительности царь рыба. Фото средства выразительности царь рыба

Краткий анализ

История создания – тяжёлая кропотливая работа по реализации замысла автора о варварском отношении человека к природе и его нравственной ответственности перед ней.

Тема – ответственность человека перед природой, потребительское отношение к окружающему живому миру и нравственное опустошение человека.

Композиция – кольцевая композиция, классическая трёхчастная структура.

Жанр – повествование в рассказах.

Направление – реализм.

История создания

Смысл названия рассказа, который является ключевым в одноимённом цикле, раскрывается в сюжете произведения постепенно. Главный герой попадает в ситуацию, когда сам становится жертвой своего промысла. Это заслуженная участь для того, кто много лет расхищал матушку-природу, но стать кормом для рыб обессиленный человек не желает и обращается к Богу. В памяти Игнатьича всплывают слова деда, который предупреждал, что встреча с царь-рыбой может обернуться бедой, если совесть рыбака нечиста. Именно огромное безмолвное, но, определённо, обладающее разумом существо заставляет человека пересмотреть свою жизнь и раскаяться.

В старину осетра называли не иначе, как “царь-рыбой”, так же, как орла – царём птиц. Именно это слово воскресил в своём произведении Виктор Астафьев. Царь-рыба – символ величия и разума природы, которая гораздо сильнее человека. Образ “доисторического” существа напоминает читателю о том, что он лишь малая часть огромной необъятной вечной силы природы.

Работа над циклом рассказов, поиск нужной формы давались писателю нелегко. Огромная ответственность перед собой, большое количество материала, важные моменты, которые нельзя было упустить из виду – всё это делало творческий процесс титанически сложным.

В 1976 году была опубликована книга новелл “Царь-рыба”, она получила высокую оценку критики и признание читателей. В 1978 году Астафьев получает государственную премию СССР за своё произведение.

Астафьев раскрывает тему отношений человека с природой, человека и общества. Потребительское отношение людей к окружающему миру стало основной проблемой двадцатого века. Человек берёт у природы больше, чем ему нужно. Это может обернуться страшной трагедией.

Главный герой рассказа Зиновий Игнатьич чувствует себя в родном селе хозяином и полноправным владельцем всех богатств природы. Браконьерство давно перестало быть для жителей села чем-то постыдным – это их обыкновенный промысел, в котором они соревнуются, не щадя ничего на своём пути.

У Игнатьича – лучший дом в деревне, у него есть всё, что только душа пожелает, он имеет огромную сумму на своём счету в банке, но жажда и привычка брать от природы по-максимуму приводит его к опасной ситуации.

Композиция

У рассказа классическая трёхчастная композиция с экспозицией, но без эпилога. Развязка наступает неожиданно, когда Игнатьич чувствует, что рыба вырвалась и уплыла, что означает – у него есть шанс на жизнь. Последние слова рассказа звучат мудро и торжественно, главный герой преклоняется перед могущественной силой, которая дала ему возможность исправить ошибки и продолжить свой земной путь. Рассказ имеет кольцевую композицию, связанную с темой воды, как могущественной стихии: он “попадает” в воду в начале произведения и вновь “возрождается” из воды, после того, как река даёт ему второй шанс.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Царь-рыбы».

По объёму и содержанию цикл новелл Астафьева претендовали на жанр романа. Но писатель не хотел брать такую масштабную ответственность в художественном плане, его больше интересовала смысловая часть будущего произведения. Автор назвал свою книгу “повествованием в рассказах”, многие литературоведы называют их новеллами из-за яркого сюжета.

Таким образом, жанр повествования в рассказах подчёркивает их обособленность, но общность героев и идеи делает книгу цельной и легкой для восприятия. Единое художественное пространство в цикле рассказов служит одной важной цели – обличить браконьерство и варварское отношение к природе, остановить масштабную экологическую катастрофу, которая грозит человечеству.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Послание молодому поколению

(по повести-притче Э. Хемингуэя «Старик и море»

и рассказу В.П. Астафьева «Царь – рыба»)»

Выполнила: Носова Людмила

Тема урока: послание молодому поколению (по повести-притчеЭ. Хемингуэя «Старик и море» и рассказу В.П. Астафьева «Царь – рыба»).

Профиль – филологический. Одиннадцатиклассники владеют достаточной базой теоретической и историко-литературной подготовки для углубленного сравнительного анализа произведений писателей ХХ века.

Урок является продолжением знакомства с произведениями писателей 50-80 годов ХХ века.

Тип урока –урок-исследование (по форме – диалогический, по содержанию поисково-исследовательский).

Решаемые учебные проблемы.

Познакомить с творчеством американского писателя Э.Хемингуэя, обобщить изученное о творчестве В.П.Астафьева, произвести сравнительный анализ повести Хемингуэя « Старик и море» и рассказа В.П.Астафьева « Царь-рыба».Используя теоретические понятия анализа художественного текста, определить авторский замысел, какие образы и картины преобладают в них, что сближает данные произведения и в чем их отличие; развивать умение анализировать художественное произведение, сравнивать, обобщать. Подвести учащихся к пониманию гуманистических принципов по отношению к природе.

Аналитическая работа с художественными текстами, выборочное чтение, анализ произведений, самостоятельный и групповой, сопоставительный анализ, работа с таблицами, моделирование кластера, создание синквейна.

Организовать поисково-исследовательскую деятельность:подвести учащихся к пониманию конфликта между человеком и природой, раскрыть основные проблемы повести-притчи Э. Хемингуэя «Старик и море» и рассказа В.П. Астафьева «Царь-рыба» (экологические, нравственные, преемственности поколений); определить авторский замысел произведений (о месте человека в мироздании); выделить основные приемы создания и раскрытия образов главных героев, подвести учащихся к пониманию авторской позиции, созданию сочинения-рассуждения о взаимоотношениях человека и природы.

Выяснить особенность конфликта в данных произведениях, назвать способы создания и характеристики образов главных героев, определить основную проблему произведений, авторскую позицию в ее раскрытии; определить свою позицию в оценке выбора нравственных жизненных основ героев, а также в определении собственных принципов, опираясь на тексты рассказа и повести.Определить, что общего и в чем отличие повести Э. Хемингуэя «Старик и море» и рассказа В.П. Астафьева «Царь-рыба».

Совершенствовать духовно-нравственные качества личности.

Уметь определять нравственную ценность произведений. Формировать правильную систему взглядов, воспитывать негативное отношение к хищническому, потребительскому отношению к природе.

Формировать умение критически мыслить, анализировать, обобщать.

Уметь понимать проблему и конфликт внутри нее, сопоставлять разные источники информации, анализировать их с целью нахождения нужного.

Уметь вести диалог, подбирать аргументы для обоснования собственной позиции, уважая чужую, выделять причинно-следственные связи и делать выводы.

Понимать и выявлять в произведении вневременные нравственные ценности и их актуальность.

Находить изобразительно- выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии замысла произведения, анализировать, оценивать прочитанное.

Урок-практикум на основе исследовательской технологии.

МХК, музыка, изобразительное искусство.

Предтекстовой структурный элемент урока.

1-й этап. Вхождение в тему урока.

Ориентация учеников на тему урока, сообщение об учебном материале урока, об использовании на уроках ИКТ, о различных видах работы школьников на уроке( выборочное чтение, сравнение двух произведений, групповая работа, составление таблиц сравнительного характера, создание кластера сходства и сравнения двух произведений, синквейна), выводы и обобщения в соответствии с темой и целями урока.

2-й этап. Подготовка к вхождению в текст. Актуализация знаний.

Учитель. Два месяца отделяют вас от итоговой аттестации. Выполняя задания ЕГЭ, каждому из вас предстоит размышлять над актуальными проблемами современности. И помочь выбрать правильный ответ помогут книги. Именно поэтому я выбрала для урока два произведения выдающихся писателей ХХ века.

(Звучит тревожная музыка).

Цивилизация на Земле достигла пика своего развития. Опыт человечества, заключенный в научных трудах, трактатах, художественных произведениях, мемуарах, письмах, сконцентрирован в компьютерных программах и дайджестах, библиотеки превращаются в книжные заповедники. Читая дайджесты, обращаясь с машинами больше, чем с себе подобными, человек перестает думать, он лишь потребляет информацию и выбрасывает ее тут же, как только она становится ненужной- зачем загружать и напрягать мозг? Становясь исключительно потребителем, превращаясь в придаток машин, человек из их господина делается рабом, обманывая себя иллюзией всемогущества. Переставая думать, перелагая эту функцию на машины, мы можем оказаться у последней черты: мир уже на грани катастрофы. Исчезают животные и птицы, пересыхают реки, труднее становится дышать, потому что Земля из живого организма превращается скорее в прибор для получения материальных благ или в объект для нескончаемых экспериментов. Человек больше занят потреблением и развлечением. Еще немного и …мир окажется на пороге гибели.

Может быть, надо вернуться к тем первоисточникам, в которых заключена жизненная мудрость. Обратимся к произведениям, которые в свое время были отмечены всеобщим признанием – это повесть Э.Хемингуэя «Старик и море» и рассказ В.П. Астафьева «Царь-рыба».

Однако чтобы лучше понять смысл произведения, нужно знать о писателе, который это произведение написал.

Два заранее подготовленных ученика показывают презентации по творчеству Э.Хемингуэя и В.П.Астафьева.

3-й этап. Вхождение в текст нового произведения.

Учитель. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы прочитали произведения Э. Хемингуэя «Старик и море» и В.П. Астафьева « Царь-рыба».

— А «Царь- рыба» В.П.Астафьева? Каковы характерные особенности рассказа?

На интерактивной доске дается определение жанров эпических произведений.

Повесть – прозаический жанр неустойчивого объёма (среднего между романом и рассказом). Сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в эпизодах.

Притча – иносказательный рассказ с нравоучением.

Участники сообщают информацию, обсуждают её, лидер обобщает и предъявляет классу. Он же оценивает членов группы, используя оценочный лист.

4-й этап. Исследование.

1-я группа получает задание сопоставить характеры героев – старика и Игнатьича по плану: портреты героев, занятие, социальное положение, взаимоотношения с окружающими, качества личности. Составить сравнительную таблицу, взяв цитаты из текстов произведений.

2-я группа – выбрать описания природы из предложенных произведений, рассказать о средствах выразительности, использованных авторами при описании природы, составить эссе «Человек и природа».

3-я группа – сопоставить эпизоды поединков рыбы и человека (старик и марлин,Игнатьич и Царь-рыба). Рассказать о «типологии» рыбной ловли, описанной в повести и рассказе. Ответить на вопросы: «Побеждёнными или победителями выходят рыбаки из поединка? Есть ли будущее у Сантьяго и Игнатьевича?»

На выполнение работы дается 20 минут.

Выступление представителей групп.

В селе Игнатьич – герой В.Астафьева – известен как самый удачливый человек. Он лучший рыбак в деревне, нет ему равных в этом ремесле. Обладает небывалым рыбацким чутьем, опытом, который передался ему от предков, и знаниями, полученными за долгие годы практики. Его уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь и словом и делом. Это самый зажиточный человек в селе. Все Игнатьич делает ладно, разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у него отношения и с братом. Свои навыки Игнатьич использует во вред природе. Он браконьер,несмотря на то, что боится сраму и наказания. Постоянно живет в страхе. Это страх грешника, страх человека, сознательно совершающего преступление.

Средства художественной выразительности при описании природы.

Эпитеты: неуклюжие и глупые бисы, золотая макрель, причудливый отсвет

Метафора: одетыев желтую броню.

Перифраз: самые коварные жители моря ( физалии).

Олицетворение: луна волнует море.

Сравнение: они нам как родня совсем как летучие рыбы

Эпитеты: долгожданная миротворность, младенчески-чистая душа, боязная радость, низкие, брюхатые тучи, мозглый воздух, льдистый блеск, глазом недрёманным.

Олицетворения и метафоры: застелил берег, ломала и скрадывала расстояние; на берегу реки, до дна пробитой золотыми каплями звёзд; река жестяно и рвано отблёскивала в ночи; небо, лужённое изнутри луной и звёздами; ворохами туч, плащи осетра.

Сравнения: похожих на торопливо скребённое сено, словно лохмотья горелого тряпья.

Эрнест Хемингуэй в повести «Старик и море» сознательно избегает описаний природы, применяя художественный прием «потока сознания», внутренние монологи старого рыбака, которые придают произведению «эффект присутствия» читателя.

Ночью он услышал, как возле лодки барахтаются в воде и громко спят две морские свиньи, «хорошо различал хриплый вздох самца и тоскливые вздохи самки» и подумал о том, что эти славные животные похожи на людей: «Играются себе, шалят, любят друг друга». Потом он вспомнил, как когда-то давно поймал самку марлина. И пока она неистово боролась на крючке, самец был рядом с ней. Он ни на миг не отплывал, а когда люди затащили забитое животное в лодку, самец «высоко выпрыгнул из воды у самого борта, чтобы увидеть, где его подруга, и только тогда ушел в бездну, распластавши бледно-лиловые крылья грудных плавников и в последний раз, показав широкие фиолетовые смуты на спине и боках». То была самая грустная история из всех приключений старого рыбака.

Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю. Не по руке она мне!

Он был накрепко привязан к большой рыбе…его левая рука по-прежнему была сведена судорогой, как сжатыкогти орла. Старик не так уж хорошо себя чувствовал, потому что боль, которую причиняла его спине веревка, почти перестала быть болью и превратилась в глухую ломоту, а это его беспокоило.

« Послушай, рыба,- сказал ей старик,- ведь тебе все равно умирать. Зачем тебе надо, чтобы я тоже умер?»

Рыба одавит его вглубь, затреплет, истычет удами, поможет ему… Поможет сдохнуть? Не дамся, не даа-амся!

Он ни на что не обращал больше внимания, кроме своей лодки. Он только ощущал, как легко и свободно она идет теперь, когда ее больше не тормозит огромная тяжесть рыбы.

Если гигантский осетр пойман на крючок, то рыба Игнатьевича попалась на самоловы, которыми пользуются браконьеры В поселке, где живет Игнатьич, много хороших рыбаков, и между ними идет необъявленное соревнование. Если твои сети принесли много рыбы, то ты лучший. Из-за эгоистического желания люди безжалостно истребляют редкие породы рыб. Человек так далеко зашел в своем хищническом потреблении даров природы, что нагло потревожил даже донные глубины реки.

Посттекстовой структурный элемент урока.

5-й этап. Заключение. Выводы.

Учащиеся совместно с учителем, подводя итоги групповой работы, отмечают, работа какой группы была наиболее продуктивной, носила исследовательский характер. Учитель обобщает результаты поисков.

После составления кластеров руководители групп делают выводы.

В рассказе «Царь-рыба» В.П.Астафьевподнимает нравственные проблемы. Природа оборачивается грозной стороной к людям, нарушающим общепринятые нормы морали, становится отчужденной и враждебной. Кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку. Писатель не судит своего героя, он заботится о его душевном исцелении.

Оба произведения звучат как послание молодому поколению, наказ и предупреждение потомкам.

— Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока?

— Что получилось и что не получилось?

— Какие новые вопросы возникли в конце урока?

Домашнее задание: дать письменный ответ на вопрос «О чем предупреждают насЭ.ХемингуэйиВ.П.Астафьев». Составить синквейн, используя запомнившиеся образы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *