сравнительная характеристика царицы мачехи и царевны таблица
Сравнительная характеристика царевны и царицы — героинь сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Портрет: описание внешности, характеристика речи
Царевна сразу после рождения лишилась матери, а когда подросла, стала настоящей красавицей, белолицей и чернобровой. Говорила она так кротко, вежливо, ласково, тихо, выразительно, что богатыри сразу по её речи «спознали, что царевну принимали».
Царица, на которой царь женился через год после смерти матери царевны, тоже была красива: «высока, стройна, бела». Ласково она говорила только с зеркальцем, которое ей досталось в приданое. Оно было волшебное: умело говорить и всегда хвалило красоту своей хозяйки. Но когда зеркальце однажды сказало, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», царица закричала: «Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою».
Характер, поступки
Царевна была робкой и догадливой. Догадавшись, что Чернавка завела её в лес, чтобы погубить, она сильно испугалась, попросила не губить её и пообещала пожаловать Чернавку, когда станет царицей.
Молодая царевна скромна, вежлива. Когда в лесной терем вернулись богатыри, она, низко поклонившись им и закрасневшись, извинилась, что зашла к ним в гости, «хоть звана и не была».
Царевна трудолюбива. Живя в лесном тереме у семи богатырей, она не сидела сложа руки: прибирала комнаты в тереме, топила печь, готовила еду, пряла.
Царевна — спокойная, вежливая, миролюбивая девушка. Она, живя у семи богатырей, вела себя скромно, им не перечила. Царевна верна своему жениху королевичу Елисею. Когда богатыри предложили ей выбрать среди них себе жениха, девушка тактично им отказала и сообщила, что она невеста королевича Елисея. И ещё сказала богатырям, что для неё они «все равны, все удалы, все умны», что она любит их сердечно, как родных братцев. Тактичный и вежливый отказ милой девицы не повлиял на отношение богатырей к ней, и все они вновь стали согласно, мирно «жить да поживать».
Царица — настоящий антагонист царевны (то есть её характер прямо противоположен характеру падчерицы). Царица злая, грубая, эгоистичная, любит только себя, считает себя самой красивой на свете, завидует красоте царквны. Ради того, чтобы избавиться от падчерицы, которую зеркало признало более красивой, чем она, царица 2 раза покушалась на её жизнь. Она велела Чернавке оставить царевну в лесу на съеденье волкам. Узнав от зеркала, что падчерица жива, она разозлилась на Чернавку, что та её не связала в лесу. Жестокая царица снова велела ей погубить царевну, иначе хотела надеть Чернавке на шею рогатку (железный ошейник с длинными шипами). Девушка в этом ошейнике погибла бы, так как не смогла бы спать. Чернавка не готова была пожертвовать собой. Поэтому она переоделась в монашеское одеяние, взяла клюку и под видом нищей старой черницы (то есть монахини) пришла к лесному терему и угостила царевну отравленным яблоком.
Читатель, видя как ревность царицы к красоте падчерицы и желание первенствовать привели её к преступлению, уже не считает её красивой, ведь её злобность как бы перечёркивает её внешнюю красоту.
Отношение других персонажей к героиням
Овдовевший царь выбрал себе новую жену по красоте, а когда узнал её характер, вряд ли он ему понравился.
Дочь свою царь любит. Когда ей сыскался жених королевич Елисей, царь обещал дать дочери богатое приданое: 7 торговых городов и 140 теремов. А когда дочка пропала, бедный царь сильно по ней тужил.
Сенная девушка Чернавка боится царицы, так как видит её злость и жестокость.
Отношение автора к героиням
В тексте сказки ясно видна оценка автора главных героинь.
О его отрицательном отношении к царице говорят такие слова, относящиеся к ней: «…горда, ломлива, своенравна и ревнива»; «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» Пушкин дважды называет её «царицей злой» и «злой мачехой».
О том, что автору нравится царевна молодая, свидетельствуют такие слова: «Братья милую девицу полюбили»; «Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша».
Сравнительная характеристика царевны и царицы (таблица)
Параметры сравнения | Царевна | Царица |
Портрет | Красива, «белолица, черноброва». | Красива, «высока, стройна, бела». |
Речь | Говорит с людьми тихо, ласково, доброжелательно. Речь её выразительная, красивая. Богатыри по её речи сразу поняли, что она царевна. | Её речь грубая, высокомерная. Ласково царица разговаривала только с зеркальцем, которое хвалило её красоту. Но когда оно объявило, что «царевна всех милее», царица закричала на него, называя его мерзким стеклом. |
Черты характера, поведение | Доброта, отзывчивость, вежливость, тактичность, наивность, доверчивость, верность жениху, трудолюбие. Робкий, кроткий нрав. Она всегда ведёт себя просто, скромно, смирно, не гордится своей красотой. | Злобный нрав. Гордость, своенравие, грубость, жестокость, коварство, бессердечие, ревность, завистливость. Ведёт себя надменно, ломливо (то есть манерно). |
Отношение к другим людям | Помогает людям (вела хозяйство у семи богатырей, подала хлеб нищей чернице). Любит отца и жениха, верна королевичу Елисею. Богатырей любит как братьев, почитает их. | К людям относится высокомерно, недоброжелательно, жестоко. Никого не любит, кроме себя. |
Отношение других людей к героиням | Все, кроме мачехи, её любят, всем она мила. Даже Чернавка, которая по приказу царицы пыталась погубить царевну, в душе её любила. | Царица очень злая, поэтому другие люди, конечно, её не любят. Чернавка боится своей жестокой владычицы. |
Отношение автора к героиням | Любит эту героиню, называет её милой девицей, сочувствует ей, когда она отравилась яблоком, наполненным ядом. | Автор относится к ней отрицательно, называет её «бабой гневной», «царицей злой». |
Вывод | Общее между царевной и царицей состоит в том, что они обе внешне очень красивы. Различие их в том, что царевна обладает положительными качествами характера, а её мачеха — отрицательными. |
Вывод
Сравнительная характеристика царевны и царицы показывает превосходство душевной красоты над внешней красотой. Молодая царевна добра, скромна, со всеми любезна и совсем не гордится своей красотой. А царица зла, коварна, груба, ревнива, завистлива, она считает себя первой красавицей. Увидев, что ей не удалось погубить свою прекрасную падчерицу, царица умирает от злобной тоски. Сказка учит тому, что нужно относиться к людям по-доброму, не ревновать и не завидовать, потому что злоба, ревность, чёрная зависть губят самого завистника.
Описание разработки
Цель: сопоставить образы Царицы и Царевны;
показать сходство и различие образов через описание внешности и поступков, а также отношение к героиням других персонажей;
показать, что внутренняя красота важнее внешней;
дать понятие такому изобразительному средству, как «сравнение».
Цель воспитательная: Показать, что добро сильнее зла.
Царица: высока, стройна, бела, и умом, и всем взяла
Царевна: белолица, черноброва
Содержимое разработки
Сравнительная характеристика литературных героев
Царевна: белолица, черноброва
Царица Царевна Сравнение- образное определение предмета при помощи сопоставления его с другим
Характер: Царица Царевна
своенравна и ревнива
Нрава кроткого такого
Положила иль не жить,
иль царевну погубить…
Позвала к себе чернавку
И приказывает ей, сенной
Девушке своей весть
Царевну в глушь лесную
Под сосной оставить там
На съедение волкам…
Всё порядком убрала,
засветила богу свечку,
затопила жарко печку…
Да кусочек откусила…
Отношение царицы к другим героям
Ей в приданое дано
было зеркальце одно.
Свойство зеркальце имело:
С ним одним она была
С ним приветливо шутила …»
Отношение царевны к другим героям
«Братцы вы мои родные»
«Всех я вас люблю сердечно»
«Мне всех милей королевич Елисей»
Отношения героев к царице
Отношение героев к царевне
«Помолясь усердно богу
отправляется в дорогу
за невестой молодой»
Отношение автора к царице царевне
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемРуслан Недоглядов
Похожие презентации
Презентация на тему: » Сравнительная характеристика героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Подготовил учитель русского языка и литературы в 5 классах.» — Транскрипт:
1 Сравнительная характеристика героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Подготовил учитель русского языка и литературы в 5 классах Семагина М.С. ГБОУ СОШ 2034 к учебнику В.Я.Коровиной.
2 Как выполнить задание: Распечатайте или выполните задание в электронном виде. Заполните таблицы примерами из текста. Определите общие черты и различия.
3 Царица-мачеха и царевна ХарактеристикаЦарица-мачехаЦаревна Внешние черты: Красота Молодость Богатство Черты характера: Нрав Ум и сообразительность Поведение, поступки Речь Авторское отношение
4 Королевич Елисей и семь богатырей ХарактеристикаКоролевич ЕлисейСемь богатырей Черты характера: Смелость Честность Эмоциональность Поступки Любовь к царевне
5 Пример: Царевна и королевич Елисей ХарактеристикаЦаревнаКоролевич Елисей Внешность: Молодость «Царевна молодая…», «За красавицей душой, за невестой молодой…» «Невеста молодая…» «И жених сыскался ей…» (описания почти нет) Черты характера: Любовь друг к дружке Верность Робость, застенчивость: «…До смерти испугалась и взмолилась…» «Мне всех милей королевич Елисей…», «И зарыдали оба…» «Но другому я навечно отдана…» Смелость, настойчивость: «Помолясь усердно Богу отправляется в дорогу…», «За ним с мольбой погнался…», «Не унывая к ветру кинулся, взывая…» «Он горько плачет…», «Королевич зарыдал…», «На прекрасную невесту посмотреть ещё хоть раз», «В руки он её берёт и на свет из тьмы несет…» «И о гроб невесты милой он ударился всей силой…» Речь (красивая, выразительная) «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…», «Что, Соколко, что с тобою. » «Свет, мой солнышко!», «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!» «Аль откажешь мне в ответе. », «Беседуя приятно, в путь пускаются обратно…»
Краткое содержание
Повествование начинается со сцены прощания царя, отправляющегося в дальний путь, со своей супругой. Царица долгое время сидит у окна, смотрит вдаль и ждёт своего мужа.
План основных событий сказки:
Сказка завершается счастливым концом. Молодые люди венчаются, играют свадьбу, а все люди, включая рассказчика, гуляют на пышном пиру.
Царевна и её мачеха
Прочитав сказку Пушкина о мёртвой царевне, можно выделить двух главных героев, определяющих композиционную целостность произведения. Этими сказочными персонажами является молодая царевна, олицетворяющая добро, и её мачеха — антагонист, стоящий на стороне зла.
О новой жене царя сказано, что она была самой красивой женщиной в мире. Скорее всего, именно это качество послужило главным критерием выбора монарха. Однако психологический портрет царицы не столь впечатляет. В нём преобладают следующие черты:
В сказке нет описания отношений мачехи с падчерицей или царём, лишь с чернавкой. Больше всего она любит разговаривать с волшебным зеркальцем, упиваясь своей красотой и превосходством: в этом заключается её смысл жизни. Неудивительно, что известие о перещеголявшей её молодой царевне приводит мачеху в неописуемый гнев.
Требуется принимать решительные меры, иначе жизнь царицы будет разрушена. Единственным выходом становится убийство юной девушки. Проявив коварство, злая мачеха всё-таки добивается поставленной цели и радуется. Отрицательный характер персонажа проявляется во всей красе. Но торжество зла длится недолго. Чудесным образом царевна воскресает из мёртвых и встречается со своей убийцей. Мачеха не может вынести столь сильного потрясения и умирает от тоски.
Читатель не имеет представления о детстве царевны. Она росла тихомолком и вдруг расцвела. Сразу же после этого девушка становится жертвой своей завистливой мачехи. Тут читатель проникается к бедной девушке хорошими чувствами. Чернавка любит свою жертву и не может причинить ей зла. Дальнейшее описание поступков героини раскрывает всё больше положительных качеств.
Царевна является идеальным положительным персонажем. Её внешний облик прекрасен, а поведение — выше всех похвал. Это завораживает и заставляет окружающих персонажей хорошо к ней относится. Семеро богатырей называют себя братьями девушки и защищают её от всех опасностей.
Казалось бы, ей ничего не угрожает. Но коварная мачеха нашла хитрый способ устранить конкурентку. Она играет на добрых чувствах и отравляет девушку. Такой поворот событий накаляет страсти и усиливает эффект от последующего хеппи-энда.
Другие персонажи
Композиция сказки построена таким образом, что в ней крайне мало отрицательных героев. Единственным островком зла в сказочном мире является завистливая царица, принуждающая служанку совершать чёрные дела. Нет ничего удивительного в том, что мачеха в итоге терпит поражение и погибает.
Таблица персонажей.
Королевич | Будущий жених, а также храбрый и настойчивый молодец. Несмотря ни на что, он ищет свою невесту. Характеристика Елисея из сказки о мёртвой царевне крайне положительна. Герой находит свою невесту и буквально воскрешает её из мёртвых, побеждая все злые происки мачехи. |
Царь | Упоминается эпизодически и нужен лишь для логического построения сюжета. |
Первая царица | Хорошая женщина, которая терпеливо дожидалась своего мужа и умерла в самом начале повествования. |
Чернавка | Второстепенный отрицательный персонаж. Именно через свою сенную девушку злая царица осуществила свой коварный план. Однако сама по себе служанка является добрым человеком и вынуждена служить злу под страхом смерти. |
Семь богатырей | Суровые мужчины, живущие в лесу и, возможно, занимающиеся разбоем. В сказке они играют роль своеобразных защитников царевны. Однако даже такая бригада телохранителей бессильна против козней хитрой царицы. |
Яблоко | Является своего рода неодушевлённым персонажем. Очень мощный и древний символ искушения в сказке выступает как материализованное предательство. |
Солнце и Месяц | Одушевлённые небесные стихии, к которым обращается королевич в попытке разыскать невесту. К сожалению, даже они ничего не знают. |
Ветер | Олицетворение всемогущей стихии, которая сообщает Елисею, что его невеста находится в гробу. |
Детям сказка нравится прежде всего и-за обилия положительных героев и счастливого конца. Взрослый читатель также найдёт массу интересного в сюжете и сравнительной характеристике героев.
Анализ произведения
Сказка о мёртвой царевне, написанная Пушкиным по мотивам народного русского творчества, имеет древние истоки. Сюжетная линия, основанная на конфликте мачехи с падчерицей, стара как мир и встречается в произведениях многих стран мира.
Семь богатырей, живущие в лесу — отголосок древних традиций многомужества и обряда инициации. Именно поэтому подобный сюжет можно найти в легендах и сказках.
Девушка, лежащая в гробу и разбуженная женихом — это та же спящая красавица из сказок Шарля Перро и братьев Гримм.
Главная мысль сказки заключается в сопоставительном анализе внешней и внутренней красоты. Царица выглядела безукоризненно, но со временем ситуация изменилась: падчерица стала более привлекательной. В отличие от мачехи, царевна обладала хорошим душевными качествами. Именно за это её полюбили окружающие.
Царицу погубил собственный нарциссизм. Женщина не могла представить себе жизнь, где она уже не будет всех прекраснее и милее. Осознав, что уже ничего не изменить, мачеха умирает от тоски. А добро празднует свою победу.
Ещё одна черта сказки — верность и преданность. Попав к семи богатырям, девушка отказывается стать женой одного из достойных молодцев. Она остаётся верна своему жениху — Елисею, несмотря на то, что, возможно, уже никогда его не увидит.
Конспект урока по литературе на тему «А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Основные образы сказки.» (5 класс ФГОС)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Основные образы сказки.
Цель урока: ознакомить с текстом литературной сказки, с историей сюжета, центральными образами сказки; развивать навыки выразительного чтения поэтического текста; отметить художественные особенности произведения.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся..
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Предметные: знать: сюжет и содержание « Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»; уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки.
Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
I. Актуализация знаний и умений. Поверка д/з.
1) В каком году родился А.С. Пушкин? (1799 год)
2) Расскажите о его родителях. (Отец – отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать – Надежа Осиповна – внучка любимца Петра Первого арапа Ганнибала.)
3) Благодаря кому из-под пера Александра Сергеевича вышло огромное количество сказок? (Благодаря няне Арине Родионовне Яковлевой.)
4) Что такое сказка? Дайте определение жанру. (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.)
5) Какие вы знаете виды сказок? (Сказки о животных, бытовые, волшебные.)
6)Чем отличается литературная сказка от народной? (Литературная сказка – это обработанная автором народная сказка.)
2. Проверка план развития сюжета сказки.
2. «Царь женился на другой».
3. «Но царевна молодая … между тем росла…»
4. «А царевна всё ж милее…»
5. «… вот чернавка в лес пошла…»
6. «Будь нам милая сестрица».
7. «Царица злая … положила иль не жить, иль царевну погубить».
8. «… нищая черница ходит по двору с клюкой…»
9. «В руки яблочко взяла».
10. «Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…»
11. «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет».
12. «Гроб разбился. Дева вдруг ожила».
13. «Лишь её похоронили, свадьбу тотчас учинили».
II. Объявление темы и целей урока.
III. Работа над темой урока.
— Мы продолжим знакомство со сказкой, особое внимание обратим на основные образы в произведении, выделим в них общие черты и различные.
2. Работа по усвоению содержания сказки и характеристике центральных образов.
А) Работа с текстом сказки
— Есть ли в сказке традиционная присказка? ( «Это не сказка, не присказка, сказка будет впереди», «Начинается, начинается добрая повесть от Сивка, от Бурка, от вещего Каурка»)
— О каких событиях мы узнаём в завязке к сказочной истории? (Пересказ текста)
— Какой предстаёт перед нами родная мать царевны? Какие слова помогают составить её характеристику? (Находим слова, подчёркивающие верность царицы, её любовь к мужу)
… Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи (инда – даже)
С белой зори до ночи;
… Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
… Рано утром гость желанный,
(Царица – мать царевны – верная жена, любит мужа, с нетерпением ожидает его возвращения).
-А можем мы то же самое сказать о муже?
Б) Собираем материал о царице-мачехе.
— Кто такая мачеха? В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы, которую хотела бы извести мачеха? («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка»и др.)
В толковом словаре читаем: « Мачеха – жена отца по отношению к его детям от первого брака».
— Как царица-мачеха описана Пушкиным? (с.92) Что в описании царицы вызывает восхищение, но почему эта красота не радует окружающих? (Внешняя красота скрывает злой, упрямый, сварливый характер. У неё нет настоящих друзей, даже зеркалу, с которым одним была «добродушна и мила», не прощает истины.)
— Найдите глаголы, с помощью которых А.С. Пушкин характеризует царицу, рассказывая об общении её с зеркальцем. ( Ученики читают по ролям диалог, в котором зеркало хвалит царицу. Отмечают глаголы: «красуясь, говорила»; «хохотать», «пожимать», «подмигивать», «прищёлкивать», «вертеться», «подбочась», «гордо глядясь».
— А теперь посмотрим, какая царица, когда зеркало говорит правду. (Ученики отмечают глаголы: «отпрыгнет», «замахнет», «хлопнет», «притопнет»).
— Какой предстаёт мачеха? ( Мачеха злая, завистливая, гордая, своенравная, ленивая, грубая, надменная. У неё нет настоящих друзей, и даже зеркалу, с которым «одним была добродушна и мила», не прощает истины).
— Чем закончится история злобной мачехи? За что она была наказана? («Тут тоска её взяла и царица умерла». Наказана она за жестокое сердце).
В) Охарактеризуем царевну молодую. Используем план рассказа о царевне.
План описания царевны
1. Описание внешности царевны и её внутренних качеств.
2. Отношение к ней других персонажей сказки:
Г) Черницы (послушаем отрывок из фонохрестоматии)
д) королевича Елисея.
3. Поведение царевны:
А) в тереме богатырей,
Б) по отношению к окружающим её людям.
4. Отношение автора к героине.
Для того чтобы дать характеристику образа царевны, мы выполним поиск материала по группам. Каждая группа отбирает материал по одному пункту плана, который распечатан на отдельных листах.
1 группа Описание внешности царевны и её внутренних качеств.
… Но царевна молодая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Нраву кроткого такого…
… Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала… (трудолюбивая)
… От зелёного вина отрекалася она;
Пирожок лишь разломила
Да кусочек откусила… (благовоспитанная, сдержанная)
«…Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей». (верна жениху)
2 группа Отношение к царевне других персонажей сказки:
… Та (Чернавка), в душе её любя,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, Бог с тобой».
А сама пошла домой.
Вдруг сердито под крыльцом
… Но с крылечка лишь сошла,
И к старухе не пускает,
Лишь пойдёт старуха к ней,
Он, лесного зверя злей,
… Прямо яблочко летит…
Пёс как прыгнет, завизжит…
… И с царевной на крыльцо
Пёс бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце пёсье ноет,
Словно хочет ей сказать:
… Братья милую девицу
… Перед мёртвою царевной
Братья в горести душевной
Все поникли головой…
4) Королевича Елисея:
Помолясь усердно Богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой…
… Нет как нет! Он горько плачет.
… Тёмной ночки Елисей
Дождался в тоске своей…
К ветру кинулся, взывая.
… И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой…
3 группа Поведение царевны: 1)в тереме богатырей;
2)по отношению к окружающим её людям.
1) В тереме богатырей:
… Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку…
… Им она не прекословит,
Так идут за днями дни.
В терему меж тем одна
Приберёт и приготовит.
2) Отношение царевны к Чернавке:
В чем, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Отношение царевны к семи богатырям:
… И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Отношение к нище чернице (монахине):
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу».
4 группа Отношение автора к героине.
С любовью присматриваясь к героине, Пушкин показывает как её внешнюю («белолица, черноброва»), так и внутреннюю красоту («нраву кроткого такого», «красавица душа»), подчёркивает трудолюбие, внутренне достоинство, деликатность, терпение, покладистость, искренность, верность, внутреннюю бесхитростность, доброту. Не случайно для поэта он «царевна молодая», «моя душа».
Запишем в тетрадь термин: «Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении содержится то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнить – найти черты сходства и различия».
— Проведем сравнительную характеристику героинь и отразим ее в таблице.
Итогом сравнительной характеристики станет таблица, которую мы будем заполнять в процессе работы над образами.
Царского происхождения, красивы внешне, умны
— Каких черт больше, сходства или различия? Какой приём помогает раскрыть эти образы?
Мы с вами увидели, что черты характера героинь противопоставляются. Такой приём в литературе называется антитезой
Запишем в тетрадь ещё один термин из литературоведческого словаря.
Антитеза – противопоставление слов, образов, понятий.
— Дайте устную характеристику одного из образов, используя записи в таблице и примеры из текста.
Д) Анализ образа Королевича Енисея.
— Расскажите, куда же отправляется Елисей? С кем встречается? Что значит «мудрел»? Почему ему приходится обратиться к Солнцу, Месяцу, Ветру?
Учащиеся зачитывают обращение королевича ко всем трем героям.
Обратите внимание на интонацию и чувства героя при обращении: к Солнцу — с отчаянием, затем возникает надежда, и он мчится к Месяцу; к Месяцу «с мольбой», и вновь надежда и совет; к Ветру — «кинулся, взывая», очень огорчен, разочарован. Понравился вам Елисей? Какими качествами характера он обладает? (Терпеливый, смелый, настойчивый, умеет добиваться цели.)
1. О СКАЗКАХ ПУШКИНА
Несомненно, А. С. Пушкин при написании своих сказок опирался на народное творчество, на рассказы Арины Родионовны, на произведения немецких сказочников братьев Гримм («Белоснежка и семь гномов») и, конечно, не забыл о шутливом соревновании с В. А. Жуковским на лучшую литературную обработку народной сказки.
Чем сходны литературные и народные сказки?
Есть концовка и зачин, как в народной сказке, в тексте много так называемых фольклорных слов и выражений. Добро торжествует над Злом; отношения между главными героями такие же, как в народной сказке. («Морозко», «Сказка о мертвой царевне. ».)
Так какова она, сказка Пушкина? Можно ответить словами С. Я. Маршака: «Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ. А между тем, за этой веселой свободой сказочного повествования, ничуть не отяжеляя его, кроется серьезная мысль, глубокая мораль. ».
2. Чтение и обсуждение статьи «О сказках Пушкина», с. 117—118.
3. Заключительное слово учителя.
— За все страдания царевна и королевич вознаграждены судьбою. Мертвый волшебный сон оказывается ложным, девушка жива. Можно ли сказать, что добро в сказке победило и торжествует? Справедливо ли наказана судьбою царица-мачеха? Почему Пушкин на протяжении сказки называет коварную женщину «царицей», «гневной бабой», «злой царицей», «злой мачехой»? Какова главная мысль сказки? Чему сказка вас научила?
4. Выставление оценок за урок.