сплин оркестр история песни
Сплин оркестр история песни
«Я буду краток. Если что. «
«Оркестр» – песня группы «Сплин» из второй части альбома «Резонанс». Композиция стала первым синглом с этой пластинки и была опубликована издателем – компанией Navigator records – в сентябре 2014 года. Пластинка была представлена публике спустя две недели после премьеры сингла – 25 сентября.
«Оркестр» — трактовка песни
Автор песни, Александр Васильев, постарался избежать привязки произведения к какому-либо событию. В предшествующем публикации «Оркестра» пресс-релизе лидер группы «Сплин» поведал, что композиция – это история маленького человека, проживающего в большом городе. В песне же отражено переплетение их судеб. Однако, очевидно, что песня «Оркестр» посвящена родному городу Васильева – Санкт-Петербургу. Если говорить точнее, то самому трагическому периоду в его истории – блокаде во время Великой Отечественной войны. В 2014 году торжественно отмечали 70-летие снятие блокады Ленинграда, в этом же году была написана известная песня группы «Сплин».
СПЛИН – «Оркестр»
Оркестр, о котором идёт речь в песне группы «Сплин» – это оркестр Радиокомитета, единственный оставшийся на момент блокады в городе. 9 августа 1942 года для жителей Ленинграда он сыграл Седьмую симфонию Шостаковича (Ленинградскую), на премьеру которой пришли измученные, исстрадавшиеся горожане. К лету 1942 года из 105 музыкантов оркестра к репетициям смогли приступить лишь 15 и по всему городу производился набор музыкантов, чтобы сыграть этот концерт – своего рода подвиг. Учитывая данную автором характеристику и принимая во внимание некоторые строчки песни, можно сделать вывод, что «Оркестр» – это во многом автобиографическое произведение. В частности, на это указывают строки: «Тебе так много предстоит, но вот, смотри – прекрасный вид: и новый дом, и сад, и сын». В 2014 году у лидера группы «Сплин» родился второй сын – Роман.
Несколько фактов из истории
«Враги несли ему урон и окружив со всех сторон морили город голодом»: блокада Ленинграда длилась 872 дня. Немецко-фашистские захватчики блокировали подступ к городу, из-за чего в нём начался продовольственный кризис. Доставить продукты сюда было возможно только по Ладожскому озеру, что было связано с определёнными сложностями. В ходе блокады от голода погибли сотни тысяч горожан. «И город пальцы сжал перстом, перекрестил себя крестом, чтоб на себе не дать поставить крест»: единственное, на что оставалось уповать оставшимся в окружённом врагом городе жителям – это Божья помощь. Православная церковь и священнослужители самоотверженно помогали нуждающимся, часто жертвуя собой. Заслуги церкви в спасении Ленинграда были оценены и государством, которое в те годы религию не жаловало. Многие священнослужители получили высокие награды за вклад в победу над фашизмом. «Мой город сохранил лицо, прорвал блокадное кольцо»: несмотря на все усилия, Ленинград так и не был взят врагом.
Цитаты и самоцитаты
В песне «Оркестр» Александр Васильев цитирует Владимира Высоцкого («Песня о фатальных датах и цифрах», второе название этого же произведения – «О поэтах и кликушах»), немного его перефразируя (у Васильева: «Слетает хмель на цифре 37», у Высоцкого: «С меня на цифре 37 в момент слетает хмель»). Кроме того, автор вспоминает и свою раннюю песню, вошедшую в альбом «25-й кадр», «Остаёмся зимовать» («Теперь я знаю, что сказать, вы остаётесь зимовать»).
Группа «Сплин» не стала снимать официальный клип на песню «Оркестр». Однако, это сделали добровольцы. Ролик, смонтированный из документальных кадров, в интернете опубликовал Александр Маков. Видео довольно быстро стало популярным и набрало большое количество просмотров.
Желаем процветания, благополучия и удачи.
Оркестр
Продолжительность
«Оркестр» – песня группы «Сплин» из второй части альбома «Резонанс». Композиция стала первым синглом с этой пластинки и была опубликована издателем – компанией Navigator records – в сентябре 2014 года. Пластинка была представлена публике спустя две недели после премьеры сингла – 25 сентября.
Трактовка песни
Автор песни, Александр Васильев, постарался избежать привязки произведения к какому-либо событию. В предшествующем публикации «Оркестра» пресс-релизе лидер группы «Сплин» поведал, что композиция – это история маленького человека, проживающего в большом городе. В песне же отражено переплетение их судеб. Однако, очевидно, что песня «Оркестр» посвящена родному городу Васильева – Санкт-Петербургу. Если говорить точнее, то самому трагическому периоду в его истории – блокаде во время Великой Отечественной войны. В 2014 году торжественно отмечали 70-летие снятие блокады Ленинграда, в этом же году была написана известная песня группы «Сплин». Оркестр, о котором идёт речь в песне группы «Сплин» – это оркестр Радиокомитета, единственный оставшийся на момент блокады в городе. 9 августа 1942 года для жителей Ленинграда он сыграл Седьмую симфонию Шостаковича (Ленинградскую), на премьеру которой пришли измученные, исстрадавшиеся горожане. К лету 1942 года из 105 музыкантов оркестра к репетициям смогли приступить лишь 15 и по всему городу производился набор музыкантов, чтобы сыграть этот концерт – своего рода подвиг. Учитывая данную автором характеристику и принимая во внимание некоторые строчки песни, можно сделать вывод, что «Оркестр» – это во многом автобиографическое произведение. В частности, на это указывают строки: «Тебе так много предстоит, но вот, смотри – прекрасный вид: и новый дом, и сад, и сын». В 2014 году у лидера группы «Сплин» родился второй сын – Роман.
Несколько фактов из истории
«Враги несли ему урон и окружив со всех сторон морили город голодом»: блокада Ленинграда длилась 872 дня. Немецко-фашистские захватчики блокировали подступ к городу, из-за чего в нём начался продовольственный кризис. Доставить продукты сюда было возможно только по Ладожскому озеру, что было связано с определёнными сложностями. В ходе блокады от голода погибли сотни тысяч горожан. «И город пальцы сжал перстом, перекрестил себя крестом, чтоб на себе не дать поставить крест»: единственное, на что оставалось уповать оставшимся в окружённом врагом городе жителям – это Божья помощь. Православная церковь и священнослужители самоотверженно помогали нуждающимся, часто жертвуя собой. Заслуги церкви в спасении Ленинграда были оценены и государством, которое в те годы религию не жаловало. Многие священнослужители получили высокие награды за вклад в победу над фашизмом. «Мой город сохранил лицо, прорвал блокадное кольцо»: несмотря на все усилия, Ленинград так и не был взят врагом.
Цитаты и самоцитаты
В песне «Оркестр» Александр Васильев цитирует Владимира Высоцкого («Песня о фатальных датах и цифрах», второе название этого же произведения – «О поэтах и кликушах»), немного его перефразируя (у Васильева: «Слетает хмель на цифре 37», у Высоцкого: «С меня на цифре 37 в момент слетает хмель»). Кроме того, автор вспоминает и свою раннюю песню, вошедшую в альбом «25-й кадр», «Остаёмся зимовать» («Теперь я знаю, что сказать, вы остаётесь зимовать»).
Клип
Группа «Сплин» не стала снимать официальный клип на песню «Оркестр». Однако, это сделали добровольцы. Ролик, смонтированный из документальных кадров, в интернете опубликовал Александр Маков. Видео довольно быстро стало популярным и набрало большое количество просмотров.
Оркестр – Сплин
«Оркестр» – песня группы «Сплин» из второй части альбома «Резонанс». Композиция стала первым синглом с этой пластинки и была опубликована издателем – компанией Navigator records – в сентябре 2014 года. Пластинка была представлена публике спустя две недели после премьеры сингла – 25 сентября.
Сплин – Оркестр – слушать
Интересные факты
Автор песни, Александр Васильев, постарался избежать привязки произведения к какому-либо событию. В предшествующем публикации «Оркестра» пресс-релизе лидер группы «Сплин» поведал, что композиция – это история маленького человека, проживающего в большом городе. В песне же отражено переплетение их судеб.
Однако, очевидно, что песня «Оркестр» посвящена родному городу Васильева – Санкт-Петербургу. Если говорить точнее, то самому трагическому периоду в его истории – блокаде во время Великой Отечественной войны. В 2014 году торжественно отмечали 70-летие снятие блокады Ленинграда, в этом же году была написана известная песня группы «Сплин».
Оркестр, о котором идёт речь в песне группы «Сплин» – это оркестр Радиокомитета, единственный оставшийся на момент блокады в городе. 9 августа 1942 года для жителей Ленинграда он сыграл Седьмую симфонию Шостаковича (Ленинградскую), на премьеру которой пришли измученные, исстрадавшиеся горожане. К лету 1942 года из 105 музыкантов оркестра к репетициям смогли приступить лишь 15 и по всему городу производился набор музыкантов, чтобы сыграть этот концерт – своего рода подвиг.
Учитывая данную автором характеристику и принимая во внимание некоторые строчки песни, можно сделать вывод, что «Оркестр» – это во многом автобиографическое произведение. В частности, на это указывают строки: «Тебе так много предстоит, но вот, смотри – прекрасный вид: и новый дом, и сад, и сын». В 2014 году у лидера группы «Сплин» родился второй сын – Роман.
Несколько фактов из истории
«Враги несли ему урон и окружив со всех сторон морили город голодом»: блокада Ленинграда длилась 872 дня. Немецко-фашистские захватчики блокировали подступ к городу, из-за чего в нём начался продовольственный кризис. Доставить продукты сюда было возможно только по Ладожскому озеру, что было связано с определёнными сложностями. В ходе блокады от голода погибли сотни тысяч горожан.
«И город пальцы сжал перстом, перекрестил себя крестом, чтоб на себе не дать поставить крест»: единственное, на что оставалось уповать оставшимся в окружённом врагом городе жителям – это Божья помощь. Православная церковь и священнослужители самоотверженно помогали нуждающимся, часто жертвуя собой. Заслуги церкви в спасении Ленинграда были оценены и государством, которое в те годы религию не жаловало. Многие священнослужители получили высокие награды за вклад в победу над фашизмом.
«Мой город сохранил лицо, прорвал блокадное кольцо»: несмотря на все усилия, Ленинград так и не был взят врагом.
Цитаты и самоцитаты
В песне «Оркестр» Александр Васильев цитирует Владимира Высоцкого («Песня о фатальных датах и цифрах», второе название этого же произведения – «О поэтах и кликушах»), немного его перефразируя (у Васильева: «Слетает хмель на цифре 37», у Высоцкого: «С меня на цифре 37 в момент слетает хмель»). Кроме того, автор вспоминает и свою раннюю песню, вошедшую в альбом «25-й кадр», «Остаёмся зимовать» («Теперь я знаю, что сказать, вы остаётесь зимовать»).
Неофициальный клип
Группа «Сплин» не стала снимать официальный клип на песню «Оркестр». Однако, это сделали добровольцы. Ролик, смонтированный из документальных кадров, в интернете опубликовал Александр Маков. Видео довольно быстро стало популярным и набрало большое количество просмотров.
Сплин – Оркестр – текст
Я буду краток, если что
Землетрясение или шторм,
Или цунами и весь мир вверх дном,
Или смятение в головах –
Я буду краток, в двух словах,
Или вообще всего в одном.
Или вообще не надо слов,
И ветер дул поверх голов,
И люди все склонили головы.
Как-будто слов никто не знал,
Оркестр музыку играл
И разлетались голуби.
Вот так, вот так,
Вот так – оркестр играет в такт
Вот так, вот так
Вот так.
Над домом развевался флаг,
И в небе появился враг
И ну – давай кружить над городом.
Враги несли ему урон
И, окружив, со всех сторон
Морили город голодом.
И город пальцы сжал перстом
Перекрестил себя крестом,
Чтоб на себе не дать поставить крест.
Мой город сохранил лицо,
Прорвал блокадное кольцо
И вновь зовёт к себе оркестр.
Пока ты мокнешь под дождём
Сверкают молнии и гром,
Пока ты сердцем не совсем остыл –
Тебе так много предстоит,
Но вот, смотри – прекрасный вид
И новый дом, и сад, и сын.
Среди совсем чужих земель
С меня в момент слетает хмель,
Слетает хмель на цифре тридцать семь.
Теперь я знаю, что сказать:
Вы остаётесь зимовать,
Мы остаёмся насовсем
Оркестр играет сразу всем.
9 фактов о песнях группы «Сплин»
Рассказываем интересности о любимых песнях.
Песня «Англо-русский словарь» написана под влиянием фильмов Тарантино: в те годы Васильев смотрел много голливудского кино, а сквозь голос переводчика была отлично слышна ругань героев на английском языке: «fuck! motherfucker!» переводимое как благообразное «чёрт! чёрт подери». Это несоответствие долго не давало покоя Васильеву, поэтому он решил сделать из этого песню.
Некоторые считали, что под «ламой» подразумевался солист «Аквариума» Борис Гребенщиков, который как раз в середине 90-х годов начал ездить в Тибет. Оказалось, что «Лама» — это насмешка над совсем другим персонажем, коим являлась певица Линда, чей дебютный альбом назывался «Песни тибетских лам».
В финале песни «Бонни и Клайд» звучат голоса из фильма. Для записи они были взяты с первой попавшейся кассеты. На сцене гитарист группы Стас Березовский зажимал нос и имитировал голос переводчика на пиратских фильмах.
Слушайте Бонни и Клайд — Сплин на Яндекс.Музыке
В песне «Гандбол» в первом куплете между строк смеется тогдашний флейтист группы Ян Николенко. Подпевал, где-то сбился, засмеялся. И группе смех понравился. Они его вырезали и расставили по песне.
Слушайте Гандбол — Сплин на Яндекс.Музыке
В песне «Джим» строки «Дай, Джим, на счастье лапу мне…» отсылка к стихотворению Сергея Есенина «Собаке Качалова». Далее по тексту, очевидно, имеется в виду Джим Моррисон: «…а ты опять спешишь на Пер-Лашез». На этом известном парижском кладбище похоронен Джим Моррисон.
Слушайте Джим — Сплин на Яндекс.Музыке
На обложке альбома «Фонарь под глазом» указано, что партию флейты на песне «Моя любовь» исполняет некто Атари Брахмапутра. Это не псевдоним кого-то из группы, звук флейты издаёт компьютер Atari. Так как звук напоминал «индийские флейточки», то его решили назвать Брахмапутрой.
Слушайте Моя любовь — Сплин на Яндекс.Музыке
По словам Васильева в «Альтависте» был эксперимент – он хотел сделать альбом, чтоб ни одна песня не попала в радио- и телеэфир. Но «Пил-курил» все же попала.
Слушайте Пил-курил — Сплин на Яндекс.Музыке
Песня «Феллини» была написана Васильевым в армии на основе старой композиции «Мы чужие здесь»: именно оттуда строчки «письмо в пустом конверте». В финале композиции на фоне инструментала и электронных шумов слышны диалоги из начала фильма Федерико Феллини «Восемь с половиной» в русском дубляже.
Слушайте Феллини — Сплин на Яндекс.Музыке
Александр Васильев сказал, что песня «Частушки» написана под впечатлением прослушивания песни «Хочу чаю» группы «Чиж». Да и про себя он называет ее «Хочу чаю — 2». На одном из радиоэфиров он посвятил эту песню группе «Чиж».
Какой эффект произвела Седьмая симфония Шостаковича на блокадников и немцев в августе 1942 года.
Дмитрий Шостакович
«Я начал работать над Седьмой симфонией в самые первые дни войны. В это время, я выполнял две обязанности: композитора и пожарного — дежурил на крыше консерватории и тушил зажигательные бомбы. При этом таскал туда партитуру, не мог от нее оторваться. Не люблю такие говорить про себя слова, но это была самая вдохновлённая моя работа».
Первые три части симфонии были закончены в сентябре 1941 года в блокадном Ленинграде.
1 октября Шостакович вместе с семьей был все-таки эвакуирован — военным самолетом сначала в Москву, а затем в Куйбышев, где 27 декабря была и закончена симфония. Там же с огромным успехом премьера прошла 5 марта 1942 года. Оркестром дирижировал Самуил Самосуд.
29 марта симфония прозвучала в Москве, через несколько месяцев микрофильмы улетели в Нью-Йорк и Лондон.
В мае 1942 года четыре объемные нотные тетради были доставлены в Ленинград. Руководство города считало, что для поднятия духа ленинградцев очень важно исполнить симфонию в блокадном городе. Этот факт так же должен был показать врагу, что город не сломлен и сдаваться не собирается.
Театральные афиши, октябрь 1941 г.
Для того, чтобы грандиозная музыка зазвучала в стенах филармонии, необходимо было собрать 80 музыкантов. За месяцы блокады многие из них умерли от голода, сотни воевали на фронтах, некоторые после ранения лечились в госпиталях. По просьбе дирижёра Оркестра Ленинградского радиокомитета Карла Ильича Элиасберга (именно ему поручили исполнение седьмой симфонии Шостаковича) по радио объявили о регистрации оставшихся в живых музыкантов. По фронтам прошел приказ командования об отзыве оркестрантов.
Шатаясь от слабости, бледный и изможденный Элиасберг обходил военные госпитали в поисках музыкантов.
Виртуоза ударных инструментов Жаудата Айдарова он отыскал в морге, где вдруг заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись.
Это мгновение стало вторым рождением Жаудата. С огромным трудом медики выходили его.
На первую репетицию оркестра явились люди, обожженные войной, но не сломленные, не отчаявшиеся. Двух альтистов доставили из госпиталя. Тромбонист прибыл с передовой, где служил в пулеметной роте. Валторниста направил в оркестр родной зенитный полк. Раненый осколком контрабасист явился с забинтованной головой.
Огрубевшими непослушными руками музыканты касались струн. Истощенные духовики дрожащими губами пытались извлечь звуки труб, тромбонов и валторн.
Первая репетиция длилась всего полчаса. Ценой огромных усилий музыканты сумели сыграть первую часть симфонии.. Исполнение было далеко от совершенства, не хватало силы, мощи, слаженности. Но Элиасберг, стремившийся всеми силами удержаться с пультом, каким-то шестым чувством понял: симфония будет непременно исполнена.
Ленинград в блокаде
В течении 2-х месяцев шли репетиции. За это время дирижёру и музыкантам был увеличен паек. Все они находились под наблюдением медиков и постепенно набирали силу, к ним возвращались прежнее мастерство и уверенность.
С каждым разом оркестр звучал все слаженнее. Ударник Айдаров набрал форму и, держал железный ритм, своей вдохновенной игрой словно придавал коллегам дополнительной силы.
В начале августа 1942 года на улицах города появились афиши:
Первое исполнение в Москве симфонии №7 в Колонном зале Дома Союзов.
Фашисты знали о готовящемся концерте и намеривались мощным артиллерийским огнем сорвать исполнение, «расстрелять музыку».
Однако за час до концерта наши артиллерийские полки обрушили на позиции гитлеровцев лавину огня. Пушечной прелюдией дирижировал генерал-майор Михаил Михалкин.
Победа света и Добра.
Мирно и лирично звучали скрипки, рассказывающие о беззаботном и счастливом бытии.
Но в какой-то момент возникла тема войны — сухая, четкая, жёсткая и страшная. Тревога нарастала. Но в тревожном ритме уже возникала линия сопротивления, линия борьбы добра с вселенным злом. Скрипки и альты запели слаженнее и громче. Они оказались сильнее хаоса разрушения, ужаса войны. Тема нашествия зла сменилась мощной темой ренессанса, символизирующей возрождение красоты из праха и пепла. В заключительной части симфонии музыка звала в будущее, утверждая победу света, добра, гармонии.
Едва стихла последняя нота, на оркестрантов обрушился шквал аплодисментов. На глазах зрителей блестели слезы.
Музыка Шостаковича сумела выразить то, что объединяло людей в невыносимо трудное время: стойкость, жертвенность, любовь к своему городу и вера в победу.
Исполнение Седьмой симфонии транслировалось по радио, изнеможенные ленинградцы приникли к черным кругляшам радиоточек. Улицы и проспекты так же заполнила музыка. Ее передавали громкоговорители городской радиосети.
Музыку слышали не только жители города, но и осадившие Ленинград немцы.
Много лет спустя турист из ГДР Фриц Херман, попавший в плен в ходе прорыва блокады, прошедший сибирский лагерь и вернувшийся в родной Дрезден, разыскал Карла Элиасберга и в откровенной беседе признался ему:
«Тогда, 9 августа 1942 года, мы, немцы, поняли, что проиграем войну. Мы думали, что Ленинград после наших обстрелов и бомбежек мертв. Но когда зазвучала симфония, мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть»
Исполнение Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде имело огромный международный резонанс. Мировая пресса посветила этому событию сотни публикаций. В период 1942-43 годах она разлетелась по многим странам мира США, Нью-Йорк, Лондон, Латинская Америка.
Гениальная музыка Шостаковича стала символом стойкости жителей и защитников осажденного города на Неве.