современные технологии обучения истории

Новые технологии обучения истории

Перед учителями истории стоит задача – дать ученикам качественное образование, соответствующее современным стандартам. Это требует разработки и внедрения в учебный процесс новых технологий в обучении истории, которые позволяют более эффективно использовать учебное время, развивать толерантность и позитивное мышление и делать впоследствии оптимальный профессиональный выбор. Предлагаем познакомиться с педагогическими технологиями, которые способствуют развитию инициативности учеников и повышению интереса к изучаемому историческому материалу.

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение подразумевает моделирование под руководством педагога проблемных ситуаций, которые предстоит разрешить учащимся. Это требует активной познавательной деятельности, анализа информации, умения видеть закономерности в отдельных исторических фактах. Проблемные ситуации можно моделировать на любом этапе обучения истории: для объяснения и закрепления нового материала или итогового контроля знаний.

современные технологии обучения истории. Смотреть фото современные технологии обучения истории. Смотреть картинку современные технологии обучения истории. Картинка про современные технологии обучения истории. Фото современные технологии обучения истории

С этой целью используются следующие методические приемы:

Модульно-редуктивное обучение

Редукция представляет процесс сведения информации от сложной к более простой и доступной для понимания и анализа. Для применения технологии модульно-редуктивного обучения в преподавании истории используются следующие приемы:

современные технологии обучения истории. Смотреть фото современные технологии обучения истории. Смотреть картинку современные технологии обучения истории. Картинка про современные технологии обучения истории. Фото современные технологии обучения истории

Технологии развития критического мышления

Главная роль в этой технологии обучения отводится тексту: его чтению, анализу, трансформации, пересказу, обсуждению. А главная задача – освоить указанный текст, сформировать собственное мнение и уметь его уверенно и доказательно донести другим.

Игровые технологии

Игра – одна из образовательных технологий в преподавании истории, по которой моделируются разные явления прошлого и «оживают» действующие лица истории. Главная цель в этом случае – создать специфическое эмоциональное отношение учащихся к историческим явлениям, что требует максимальной мобилизации знаний и умений, а также побуждает углублять знания.

современные технологии обучения истории. Смотреть фото современные технологии обучения истории. Смотреть картинку современные технологии обучения истории. Картинка про современные технологии обучения истории. Фото современные технологии обучения истории

Игровая форма преподавания позволяет ярче воспринимать исторические события, находить и использовать разные источники информации. Она должна вызывать положительные эмоции и устойчивый интерес, который будет нарастать по ходу действия. Играя, ученики незаметно для себя стремятся найти нужные ответы и начинают размышлять, поскольку мало кому хочется быть в положении «отстающего». Победителями часто становятся не те, кто обладает большими знаниями, а те, кто умеет наблюдать, быстрее реагировать и пользоваться воображением.

Проектная деятельность

Проект предполагает детальную проработку проблемы с последующим практическим результатом, в ходе чего происходит овладение необходимыми знаниями и умениями. Эта технология обучения истории позволяет развивать способности к исследовательской и созидательной деятельности и умение решать конкретные проблемы.

современные технологии обучения истории. Смотреть фото современные технологии обучения истории. Смотреть картинку современные технологии обучения истории. Картинка про современные технологии обучения истории. Фото современные технологии обучения истории

По времени проект может быть:

По форме это может быть индивидуальная или групповая работа, а в зависимости от преобладающего вида деятельности проекты могут быть исследовательские, творческие, информационные или прикладные. Конкретный тип проекта подбирается в зависимости от возраста и уровня подготовки учеников.

Источник

Современные технологии обучения на уроках истории и обществознания

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года-2020»

«Современные технологии обучения на уроках истории и обществознания»

Выполнил учитель МБОУ «СОШ с. Калинин» Юсупов К.И.

Одна из основных задач современной школы состоит в использовании таких методов обучения, которые способствуют развитию творческого характера мыслительной деятельности. Современные методы обучения должны совершенствоваться. Необходимо не просто совершенствовать содержание, формы, методы и средства обучения, а требуется коренное изменение самой технологии.

Педагогические образовательные технологии, применяемые мной в своей работе:

 Игровая педагогическая технология;

 Технология проблемного обучения;

 Технологии, ориентированные на самостоятельную работу учащегося.

 Технология коллективного (группового) обучения;

 Технология опорных схем;

 Технология проектного обучения;

 Технология обучения диалогу. Интервью с исторической личностью.

Игра позволяет учащимся в непринужденной форме усвоить необходимый материал. Игровая технология дает положительные результаты, так как:

1. Вовлечение всех учащихся класса в процесс обучения;

2. Возможность учащимся быть непосредственными участниками игры;

3. Создание образного восприятие учащимися исторических событий;

4. Возможность учащимся раскрепоститься психологически;

5. Возможность учащимся лучше запомнить учебный материал. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. О неудачах в игре речь не идет, так как каждый ее участник работает в силу своих возможностей, подчас благодаря коллективной работе достигается максимальный результат. Особенно эффективна для проведения обобщающих или итоговых уроков. (Например, при изучении развития феодализма в Европе в 6 кл, я применяю игру «Надели себя феодальным титулом»)

Технология проблемного обучения. На уроках истории и обществознания распространенным методом активизации учащихся, развитию их логического мышления является постановка проблем на уроках различного типа. Апробированы и используются проблемные методы обучения на уроках лекционного типа при изучении нового материала. Данный метод (озадачивание), сводится к тому, что перед учащимися ставится проблема: вопрос или систему вопросов, возможна организация наглядности с помощью графиков, чертежей, рисунков, сравнительных таблиц. Работа над проблемой проходит успешно лишь в том случае, когда возникает проблемная ситуация, т.е. когда учащиеся испытывают интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы. (видео урока)

Технологии, ориентированные на самостоятельную работу учащегося. (видео Юсупова Алина)

Технология коллективного (группового) способа обучения. Групповые технологии. Данная педагогическая технология позволяет использовать такие виды обучения как практические работы, практикумы, лабораторные работы, работу по анализу исторических документов. Положительным элементом применения данной технологии обучения является тот факт, что здесь в работу включены одновременно все учащиеся класса. Этот способ обучения используется при работе с учащимися с 5 по 11 класс при работе: анализ документов; составление синхронистических таблиц; составление сравнительных таблиц; составление исторических портретов; работа с памятками-алгоритмами; работа с учебником; работа в группах, парах. Групповые технологии требуют временного разделения класса на несколько групп для совместного решения определенных задач. Эта технология имеет существенный минус – для нее важно иметь много учащихся в классе. Поэтому такую технологию я применяю в 5 классе, где у нас десять учеников. (ОРИГАМИ)

Информационные технологии. Использование компьютерных технологий в обучении истории и обществознания может осуществляться в нескольких направлениях. Первое из них – это информационная поддержка предмета, выражающаяся в использовании программного обеспечения по истории: стандартного и ресурса электронных учебников. Второе – самостоятельная работа самих учащихся по поиску, анализу, классификации информации с помощью электронных носителей и ресурсов интернета, а также создание информационного поля по теме самостоятельно. Часто приходим на уроке к тому, что ищем информацию непосредственно в момент изучения темы, ведь гаджеты есть практически у каждого ученика. В настоящее время необходимостью является то, что учащиеся, особенно выпускники, должны быть подготовлены к жизни в обществе современных информационных технологий. Можно создавать свои кроссворды, схемы, карты, визуальные и аудио-ряды, сохранять и архивировать эти наработки.

Технология проектного обучения. Смысл использования данной технологии в организации исследовательской деятельности и, особенно актуально, на местном, краеведческом материале. Деятельность учащихся направлена на решение проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести. Цель применения данного вида деятельности: развитие инициативности учащихся; развитие способностей учащихся заниматься исследовательской деятельностью; построение учащимися теоретических моделей; созидательная деятельность учащихся от постановки целей и задач до их реализации и получение определенного результата; умение решать конкретные проблемы. В своей практике это наиболее часто используемая мной технология. (проекты на стенах кабинета)

Интервью с историческими личностями.

Интервью с исторической личностью Учащимся предлагается инсценировать интервью с исторической личностью, это могут быть Иван Грозный, Петр I, А. Суворов, Степан Разин и др. Задание выполняют два человека, из которых один – исторический герой, а другой – журналист. Очень универсально использовать такую технологию как рефлексию в конце урока.

Современный образовательный процесс выражается в признании двустороннего характера образовательного процесса, внимание к субъективности ученика и начавшихся работах по проектированию личностно-ориентированных образовательных технологий. Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить образовательно-воспитательный процесс.

Источник

Из опыта работы: «Современные технологии преподавания истории и обществознания»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Современные технологии преподавания истории и обществознания»

Мною применяются следующие виды учебной деятельности:

традиционный урок, сочетающий рассказ учителя с самостоятельной групповой работой учащихся в компьютерном классе;

«диагональная схема» урока, предполагающая дифференцированное обучение;

лабораторно-практические занятия с использованием материалов и документов на основе самостоятельной работы учеников;

использование материалов мультимедийного учебника для творческой работы учащихся над рефератом или групповым проектом;

проведение различных видов опроса и контроля знаний учащихся;

коррекционная работа по совершенствованию знаний;

дидактические ролевые игры;

олимпиада по предмету.

Свою воспитательную и обучающую деятельность осуществляю в кабинете истории сельской школы. Школа имеет необходимую материальную базу: компьютер, мультимедийные учебники.

В условиях становления современного информационного общества, когда школа уже не является для многих учащихся главным и единственным источником знаний, традиционная система накопления знаний, умений и навыков не удовлетворяет полностью те запросы, которые представляет к личности современное общество.

Современные подходы в преподавании требуют отхода от односторонней активности учителя на уроке и переноса центра тяжести в процессе обучения на самостоятельность, активность, ответственность учащихся за результаты их деятельности. Предпочтение отдаю обучению по принципу: «Всё, что могут делать ученики, не должен делать педагог».

При изучении обществоведческих и исторических дисциплин использую следующие инновационные технологии:

технология разноуровневой дифференциации;

технология проблемного обучения;

технология «коллективного взаимообучения»;

В своей педагогической практике использую технологию модульного обучения, определяющую изменение структуры изучаемо­го материала по форме и способу проведения урока.

В учебной практике работы чаще всего осуществляю модуль­ное деление курса и темы следующим образом:

первые уроки по изучению нового материала имеют форму лекций;

третьи направле­ны на закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных на предыдущих уроках, проходят в форме практикумов;

Результативность: технология модульного обучения позволяет ученику, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. Благодаря модулю учащийся дозирует содержание. Понимает, какая информация обсуждается и с какой целью. Осознает что он «принимает» и зачем ему это нужно. Главное предназначение модуля – он развивает мышление и сознание человека.

Технология разноуровневой дифференциации

В процессе обучения используется индивидуально – личностный подход. Учитываю возрастные и индивидуально-психологические особенности. Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

В своей практике преследую следующие цели: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.

Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой.

За годы работы создан раздаточный материал (индивидуальные карточки, тесты по темам, задания репродуктивного характера, перфокарты, кроссворды, исторические задачи), позволяющий эффективно усваивать темы курса. Большое внимание уделяется работе с историческими источниками и документами. Разработана эффективная методика работы со словарными терминами, в результате которой развивается речь учащихся, повышаются осмысленность и оперативность знаний.

В процессе дифференцированного обучения уделяется большое внимание работе с одарёнными детьми, как на уроках, так и во внеурочное время.

Результативность: разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; уроки закрепления.

Технология проблемного обучения

При работе с технологией проблемного обучения я выделяю четыре взаимосвязанных этапа:

1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.

2) Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.

3) Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источниковой базы, осмысление проблемы, обобщение материала.

4) Дискуссия. Аргументация, синтез, обобщение, выводы.

Организуя учебную деятельность учащихся, использую следующие формы: коллективную, групповую, индивидуальную. Мною используются разнообразные приемы мыслительной деятельности по разрешению проблемной ситуации:

проблемный фронтальный эксперимент;

проблемное решение задач;

игровая проблемная ситуация.

При планировании урока я выдерживаю основные этапы технологии

3) подтверждение гипотез фактами, документами, определением содер­жания терминов, примерами из всемирной и отечественной истории;

5) выводы по решению проблемы.

Игровые технологии в организации учебного процесса на уроках истории

Учебная игра продолжает оставаться одним из наиболее широкоиспользуемых мной в практике преподавания средств обучения.

В проведении урока-игры придерживаюсь всех основных структурных ком­понентов урока:

постановка учебной задачи;

решение поставленной задачи;

По способу существования и выражения содержания в своей учебной деятельности использую игровые тренинги и упражнения, игровые анкеты, вопросники, тесты, соревнования, конкурсы , эстафеты, интерактивные игры.

Результативность : В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, использование игровых технологий на уроках истории и обществознания отражает отношение между людьми, формирует у учащихся правила общественного поведения, повышает интерес к историческому прошлому, активизирует познавательную деятельность школьников, повышает эффективность урока и качество знаний.

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии становятся необхо­димым компонентом профессиональной культуры учителя.

Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Информационно-коммуникационные технологии позволяют по-новому «зазвучать» уроку, позволяют мне и учащимся использовать самые различные источники информации, использовать текстовую, звуковую, графическую и видео информацию. Результативность: использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории и обществознания позволяет развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, уметь видеть, формулировать и решить проблему. Результат очевиден – учащиеся овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора информации. Именно это и формирует «компетенцию».

Формы и методы обучения

В своей практике я использую следующие методы обучения:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности.

Средства обучения: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, наглядные пособия.

Формы и методы контроля:

Использую следующие виды контроля:

Для осуществления контроля за результатами учащихся в 9-11 классах использую рейтинговую систему оценки достижений.

Для оценки достижений учащихся мною взята за основу рейтинговая система контроля и оценки качества И.Р.Павловой, в основе которой лежат следующие

— гибкость и мобильность;

— создание условий для сотрудничества учителя и ученика;

— выбор учеником стратегии собственной деятельности.

Результаты, полученные в ходе работы, заносятся в диагностическую карту учащихся. Данная работа позволяет контролировать траекторию движения в процессе учёбы учащихся, повышая мотивацию учащихся и интерес к предмету.

результативность – использование элементов современных технологий на уроках истории и обществознания способствует повышению познавательной активности, усилению внутренней мотивации к учению.

Источник

Современные технологии обучения истории

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»

Факультет дополнительного профессионального образования

и подготовки аспирантов

Кафедра истории и архивоведения

Программа профессиональной подготовки «Образовательный

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по программе профессиональной переподготовки

на тему «Современные технологии обучения истории»

Выполнил (а): слушатель (ца) программы

Мастерских Наталья Михайловна

ГЛАВА 1 Педагогические технологии в современном

1.1. Педагогические технологии: понятие, структура 7

1.2. Классификация педагогических технологий 9

ГЛАВА 2 Исследовательская деятельность как образовательная

технология: понятие, структура, классификация 18

2.1. Виды научно-практических работ, которые можно отнести к

2.2. Специфика исследовательской работы

в гуманитарных науках 32

Список литературы 41

На сегодняшний день, главное внимание, в процессе школьной реформы, уделено развитию гуманитарных наук и, в частности, образованию историческому, как важнейшей составной части современного образования. При этом приоритетной задачей должен стать поиск эффективных и вместе с тем наименее болезненных путей интеграции российского образования в общемировое образовательное пространство.

Национальная доктрина развития образования в России в XXI веке предусматривает коренное обновление исторического образования с целью обеспечения становления демократического общества. Поэтому изучение истории в школе должно обеспечить сотворчество ученика и учителя, возбуждать интеллектуальную активность школьника, готовя его к активному участию в общественной жизни. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения методы, необходимы новшества.

В связи с этим необходим пересмотр требований к организации учебного процесса в школе. Важнейшим заданием системы образования сегодня является создание самых благоприятных условий для развития высокообразованной, творческой и активной личности. Следовательно, школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. В сегодняшних условиях, образованность начинает осознаваться, как умение владеть различными техниками работы с информацией,

совершенствования навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности.

Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принятые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, например – исследовательской деятельности.

Таким образом, современная школа, на мой взгляд, должна помогать обучающимся в развитии задатков, реализации интересов и склонностей, выработке нравственных убеждений; создавать условия для развития независимого творческого мышления, для обучения разно способных учеников; научить приемам деятельности в коллективе, поощрять самовыражение и уверенность обучающихся в себе. Создание для каждого обучающегося более разносторонней школьной среды со своими предметно-пространственными и нравственно-социальными качествами дает ему возможность проявить себя, удовлетворить свою потребность в самореализации.

Одной из главных задач исторического образования должно стать воспитание школьников в качестве граждан своей родины, воспитания уважения к национальным и универсальным ценностям, способности понимать и принимать свою и чужую культуру. Главными чертами новой образовательной системы оказываются фундаментализация, гумани-таризация, информатизация, индивидуализация обучения. Их реализация требует изменения подходов не только к содержанию образования, но и к формам образовательной деятельности.

Актуальность темы состоит в том, что различные инновации в педагогических технологиях обучения очень перспективны и намного превосходят возможности традиционных способов реализации учебного процесса. Так как процесс обучения требует введения новых эффективных методов обучения, то это значительно повысит, как успеваемость, так и сам процесс преподавания.

Цель работы: Проанализировать современные педагогические технологии обучения истории.

Рассмотреть понятие, структуру педагогической технологии.

Охарактеризовать исследовательскую деятельность как педагогическую технологию.

Показать специфику применение исследовательской деятельности на уроках цикла гуманитарных наук.

В работе дан обзор основных педагогических технологий, и более подробно остановиться на проектно-исследовательской технологии, апробированная и применяемая на уроках истории.

Анализ методической, педагогической, научно-методической литературы показывает, что в области образовательной технологии имеется широкий спектр инновационных технологий. Тему о современных педагогических технологиях в обучении рассматривали многие авторы. Например, Кларин М.В. в своем труде представил психолого-педагогические разработки, направленные на преобразование традиционного обучения, технологий работы учителя. Материал охватывает инновационные поиски современной педагогики на разных уровнях обучения, от начальной до высшей школы. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. обобщили опыт преподавания и изучения истории в школе. Предметом специального рассмотрения Савенкова А.И. является развитие

познавательных возможностей учащихся в обучении истории, анализ приемов и форм организации учебного процесса и т.д.

ГЛАВА 1 Педагогические технологии в современном образовании

1.1 Педагогические технологии: определение, структура.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Существуют несколько определений педагогической технологии. [16]

Определения термина «педагогическая технология»

Технология- это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [11]

• содержательная часть обучения:

• содержание учебного материала;

• организация учебного процесса;

• методы и формы учебной деятельности школьников;

• методы и формы работы учителя;

• деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

• диагностика учебного процесса.

1.2 Классификация педагогических технологий.

В работе современных школ на сегодняшний день существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, адаптированное под себя и своих учеников. С этим мнением можно согласиться. В свое время, было предложено множество классификаций педагогических технологий. [5]

Выдающийся педагог Г.К. Селевко провел анализ педагогических технологий, описал более 50 из них и сгруппировал их следующим образом: [19]

1. Технологии, основанные на гуманизации учебного процесса

— гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили;

— система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н. Ильина и др.

2. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

— технология обучения на основе опорных конспектов В.Ф. Шаталова,

— коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.

3. Технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения

— технологии дифференцированного обучения,

— индивидуализации учебного процесса,

— компьютерные (информационные) технологии.

4. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала:

— укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева (блочная система планирования),

— технология «Диалог культур» В.Е. Библера и С.Ю. Куртанова,

— технология теории поэтапного формирования умственных действий М.Б.Воловича.

Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп. Ниже представлены следующие группы технологий: [16]

1) По уровню применения:

— локальные (модульные) технологии.

2) По философской основе:

— материалистические и идеалистические,

— диалектические и метафизические,

— научные (сциентистские) и религиозные,

— гуманистические и антигуманные,

— антропософские и теософские,

— прагматические и экзистенциалистские,

— свободного воспитания и принуждения и др.

3) По ведущему фактору психического развития:

4) По научной концепции усвоения опыта выделяются:

5) По ориентации на личностные структуры:

6) По характеру содержания и структуры выделяют технологии:

— обучающие и воспитывающие,

— светские и религиозные,

— общеобразовательные и профессионально-ориентированные,

— гуманитарные и технократические,

В.П. Беспалько предложил следующую классификация педагогических технологий (по типу организации и управления познавательной деятельностью): [2]

1) классическое лекционное обучение

2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств

3) система «консультант»

4) обучение с помощью учебной книги

6) компьютерное обучение

8) «программное обучение, для которого имеется заранее составленная программа.

Важной особенностью в педагогической технологии является то, какая позиция отводится ребенку в образовательном процессе, а также, отношение к ребенку со стороны взрослых. В связи с эти, выделяется несколько типов технологий: [1 9 ]

1) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

2) Дидактоцентрические технологии отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.

3) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Такие технологии называют еще антропоцентрическими. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

По способу, методу, средству обучения можно выделить следующие технологии: [19]

По категории обучающихся можно выделить такие технологии как:

— массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;

— технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);

— технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

— технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

Таким образом, нами рассмотрели основные современные педагогические технологии, их отличительные качества, классификации, способы применения. На уроках истории наиболее приемлемы в обучении, следующие современные педагогические технологии:

2. Технология «Портфолио». На уроках истории портфолио – это папка творческих работ ученика или группы учащихся, одна из форм проведения письменной рефлексии. Приучить учащихся к составлению портфолио представляется достаточно трудной задачей. Составление портфолио является добровольной деятельностью среди учащихся. Внешне

портфолио выглядит как набор творческих работ учащихся. Из всего многообразия приемов, используемых на уроках истории, учащимся предлагается выбрать самые любимые и оформить в папку творческих работ. Приемами, методами данной технологии можно считать следующие – толстые и тонкие вопросы, синквейны, кроссворды, творческие задачи, А знаете ли Вы, что…, незаконченные предложения, кластеры, схемы, исторические сказки, сообщения, рефераты и т.д. Оценивание работ проводится на уроках, выставках, конкурсах. [19]

3. Технология «Дебаты». Представляет собой одну из форм спора как словесного состязания. Это обмен мнениями в отношении какого-либо предмета с целью достижения единства взглядов на этот предмет. Обязательным условием дискуссии является наличие какого-либо спорного вопроса. Окончательное решение этого вопроса и вырабатывается в ходе дискуссии. Для успешного ее ведения участники должны обладать знаниями о предмете обсуждения, иметь собственное мнение по данному вопросу. [ 12 ]

4. Технология «Круглые столы». Представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме, интересующей участников общения. Участвуя в круглом столе, обучаемый высказывается от первого лица. Проблемы, обсуждаемые за «круглым столом», могут быть весьма разнообразными: социальными, страноведческими, морально-этическими. Участие в круглом столе требует от учащихся достаточно высокого уровня владения языком и наличия определенных знаний по проблеме. [ 10 ]

практических заданий с обязательным представлением результатов. Применение проективной методики на уроках истории и в процессе внеклассной работы очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.[20]

а) Интерактивные технологии организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися знаниями и умениями.

б) Интерактивные технологии позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника.

в) Интерактивные технологии используют социальное моделирование.

г) Интерактивные технологии основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого.

д) Интерактивные технологии свободного выбора личных решений.[8]

8. Игровые технологии. Предполагает наличие определенного количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Итогом игры должно стать разрешение конфликта. Примерами игр может служить – деловые игры, игра «Точка зрения», игры-тренинги, театрализация и др. [ 19 ]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *