сорочинская ярмарка мусоргский история
Мусоргский
Жизнь и творчество русского композитора
Опера «Сорочинская ярмарка»
Комическая опера в трех действиях (четырех картинах).
Либретто написано М. П. Мусоргским по одноименной повести Н. В. Гоголя.
Действующие лица и исполнители: Солопий Черевик (бас), Хивря, жена Черевика (меццо-сопрано), Парася, дочь Черевика, падчерица Хиври (сопрано), Кум (баритон), Грицько, парубок (тенор), Афанасий Иванович, попович (тенор), Цыган (баритон), Чернобог (баритон).
А также торговки, торговцы, цыгане, евреи, парубки, девчата, гости, бесы, ведьмы, карлики.
Время действия: XIX век.
Место действия: местечко Сорочинцы близ Полтавы.
Действие первое. Ярмарка. Сияет солнце, весел гомон торговцев и толпы. Слышна песня загулявших казаков и парубков. Появляются Черевик и его дочь Парася. Черевик озабочен: ему надо продать пшеницу и кобылу. Парася радостно приглядывается к окружающему. Вниманием толпы овладевает старый цыган. Он рассказывает таинственную историю красной свитки, разыскиваемой якобы самим чертом. А тем временем молодой парубок Грицько любезничает с юной дочерью Черевика, понравившейся ему с первого взгляда. Очень некстати перед ними вырастает Черевик. Он уже готов начать браниться, но парубок оказывается сыном старинного приятеля Черевика, Охрима Голопупенка. Какие теперь могут быть возражения против сватовства Грицько! Приятели отправляются в шинок отпраздновать удачу.
Вечер. Ярмарочная площадь опустела. Из шинка выходят Черевик и кум. Чтобы подбодрить себя,— с Хиврей шутки плохи,— Черевик затягивает песню. Покончив с первой песней и расхрабрившись, Черевик, а с ним и кум, запевают другую. Появляется Хивря; свадьба падчерицы ее совсем не устраивает. Ну как с ней спорить! Грустен Грицько: так гладко все шло — и на тебе, свадьбе не бывать. Цыган берется уладить все, если парубок дешево продаст ему своих волов.
Действие второе. Хата кума, где остановился приехавший на ярмарку Черевик. Хивря хлопочет у печи, изредка поругивая спящего мужа. Она ожидает в гости Афанасия Ивановича, поповича, а присутствие мужа ей может помешать. С проснувшимся Черевиком хитрая Хивря затевает ссору и выгоняет его стеречь кобылу и пшеницу. И как ни лень казаку, как ни боязно красной свитки, а надо идти из дому. Долго приходится ждать Хивре, но вот со двора слышится голос поповича. Куда девалась сварливость! Хивря — просто ангел во плоти — заботливо потчует гостя. Отведав лакомства, приготовленные Хиврей, Афанасий Иванович начинает за ней ухаживать. Раздается громкий стук в ворота. Попович и Хивря в растерянности мечутся по хате. Наконец Хивря прячет гостя на полатях и открывает ворота. Входят кум и Черевик с гостями. Они взволнованы слухами — между товарами объявилась красная свитка, и кое-кто видел черта со свиным рылом, искавшего ее на возах. Баклажка с вином восстанавливает уверенность кума и Черевика. Они распевают песни, а Черевик, расхрабрившись, приглашает красную свитку в хату. Гости в испуге заставляют его “чураться”. Но никто толком не знает жуткой истории, и кум, когда паника утихла, начинает подробно рассказывать про черта и его красную свитку. Только окончен рассказ, как окно распахивается, сыплются стекла и показывается страшная свиная рожа. Поднимается переполох. Попович валится с полатей. Черевик, схватив вместо шапки горшок, бросается вон из избы, а за ним и все остальные.
Картина вторая. Из хаты кума выходит Парася. Она тоскует о милом парубке. Но ласковые лучи солнца прогоняют грусть,— Парася запевает веселую песню и, увлекшись, начинает танцевать. Приближающийся Черевик уже издали любуется красавицей дочкой, а затем и сам начинает приплясывать. Появляются кум и Грицько. Влюбленных окружают дивчата и парубки. Все веселы. Черевик, воспользовавшись отсутствием Хиври, благословляет молодых. А когда разъяренная Хивря возвращается, цыган с парубками хватают и уносят ее под общий смех. Цыган предлагает проплясать гопака. Под общее пение и пляс толпа удаляется, звуки замирают вдали.
Параллельно с «Хованщиной», Мусоргский работал еще над одной оперой. Это была «Сорочинская ярмарка» по Гоголю. Если «Хованщина» отразила мрачные стороны русской действительности и в ней нашли выражение скорбные мысли Мусоргского о судьбе своего народа, то «Сорочинская ярмарка» свидетельствует о неиссякаемой, несмотря ни на какие страдания, любви Мусоргского к жизни, о его влечении к простой человеческой радости. Она полна юмора, света и задушевной, приветливой ласки.
Второй раз в своей жизни обратился Мусоргский к Гоголю. Но как изменилось его отношение к тексту оригинала по сравнению с временем создания «Женитьбы»! Насколько глубже стало его отношение к сюжету и изображаемым человеческим характерам!
Задумав сочинить комическую оперу, Мусоргский не увлекся внешним, поверхностным комикованием. Ему важно было и здесь создать прежде всего жизненно-правдивые характеры. При необходимости он умел быть злым, беспощадным сатириком, но к скромным, бесхитростным героям «Сорочинской ярмарки», простым людям из народа, он отнесся с большим душевным теплом. С мягким юмором обрисовал он добродушного, но недалекого Черевика и его предприимчивую супругу Хиврю. «В том-то гоголевский юмор и заключается, что ничтожные для нас интересы чумаков да деревенских торговцев воплощены во всей искренней правде», — писал он Голенищеву-Кутузову. Разве только в партии возлюбленного Хиври, незадачливого поповича, Мусоргский допустил шарж и пародию, пронизав его отнюдь не «божественные» речи во время свидания с Хиврей интонациями православных песнопений. Что же касается молодой пары — Параси и парубка, то ее музыка проникнута искренним лиризмом.
Мусоргский не был бы самим собой, если бы не ввел в оперу развернутые народно-массовые сцены. Конечно, в данном случае массе отведена не столь значительная, активная роль, как в «Борисе» или «Хованщине»; но уже одна только сцена ярмарки с ее разноголосым шумом, бойкими выкриками торговцев и веселой суетой покупателей сразу заставляет почувствовать руку мастера, двумя-тремя яркими штрихами воссоздающего жизненную сценку во всей ее естественности и колоритности.
На музыке «Сорочинской ярмарки» как бы лежит отблеск горячего южного солнца. Оркестровое вступление называется «Жаркий день в Малороссии». Здесь нет изобразительных штрихов, как во вступлении к «Хованщине», но тонко передано ощущение знойной атмосферы. Как видно, к этому времени особенно обострилось у Мусоргского чувство природы, которая ранее никогда не получала в его музыке столь яркого воплощения, как в произведениях 70-х годов.
Вся музыка «Сорочинской ярмарки» соткана из мелодий украинских песен. Мусоргский, такой требовательный к правде интонаций, видимо, чувствовал себя по отношению к украинской речи менее уверенным, чем обычно. Может быть, поэтому он и стремился держаться ближе к подлинным народным мелодиям, чтобы как-нибудь не погрешить против национального характера. Но, тщательно собирая и записывая украинские песни от знакомых, разыскивая их в сборниках, он затем очень вольно их перерабатывал. Любопытно, что в некоторых речитативах, например в сцене ссоры Хиври с Черевиком, можно обнаружить очень тонкое сцепление и взаимопроникновение измененных оборотов из нескольких песен. Народно-песенная основа придала музыке оперы необычайно поэтичный и мягкий колорит.
Последняя опера Мусоргского, как я ряд других его сочинений, осталась неоконченной. Существуют несколько редакций оперы, среди которых в России наибольшую известность приобрела версия Шебалина. В опере превосходно передан комический колорит повести Гоголя, использованы интонации украинского фольклора.
Иллюстрация:
А. Петрицкий «Кума». Эскиз к опере «Сорочинская ярмарка»
Модест Петрович Мусоргский. Опера «Сорочинская ярмарка»
«Сорочинская ярмарка» – произведение с непростой судьбой. К созданию ее Модест Петрович Мусоргский шел достаточно долго. Еще в начале 1860-х гг. у композитора возникла мысль создать оперу «на малороссийский сюжет», в которой мог бы выступить его друг Осип Афанасьевич Петров – певец-бас, украинец по происхождению. Выбор пал на повесть Николая Васильевича Гоголя «Сорочинская ярмарка», но в то время композитор так и не осуществил этот замысел, признав трудность овладения «малороссийским речитативом» для «великоросса». Однако полностью Мусоргский от этого намерения не отказался и вернулся к отложенному замыслу в 1874 г. В то время композитор работал над «Хованщиной» – «народной драмой», раскрывающей трагические противоречия русской истории. В противовес мрачному колориту «Хованщины» «Сорочинская ярмарка», хронологически сопутствовавшая ей, исполнена света и жизнелюбия.
Либретто оперы воспроизводит сюжет гоголевской повести без изменений: на Сорочинской ярмарке встретились и полюбили друг друга молодой парубок Грицко и девушка Парася. Солопий Черевик – отец Параси – крестьянин, приехавший на ярмарку продать пшеницу и лошадь – готов выдать дочь за Грицько, но его жена Хивря (мачеха Параси) против свадьбы, и за спиной мужа она любезничает с пригожим поповичем, а Черевик не может ей возразить. Цыган, которому Грицько пообещал дешево продать волов, берется устроить дело. В тот же день в гостях у кума Черевик выслушивает рассказ о красной свитке, которую черт заложил хозяину шинка. После этого красная свитка много раз переходила из рук в руки, принося несчастье все владельцам, пока не была изрублена на куски, и теперь черт ищет куски своей свитки. Внезапно появившееся в окне свиное рыло вызывает переполох в хате, Черевик, надев горшок на голову вместо шапки, выбегает из хаты. Местные жители с цыганом во главе хватают его и обвиняют в краже, не слушая никаких оправданий. Грицько обещает помочь ему в обмен на брак с Парасей, и Черевик соглашается. Пользуясь отсутствием жены, он благословляет Грицько и дочь. Толпа, сопровождающая счастливых влюбленных, удаляется под пение и пляс.
Музыкальная драматургия оперы исходит из двух противоположных принципов, находящихся в диалектическом единстве. Первый из них – речевое интонирование, которому Мусоргский всегда придавал особое значение. Более того, композитор считал, что в бытовой опере к речитативу предъявляются даже более высокие требования, чем в опере исторической, где значительные события прошлого, представляемые на сцене, могут сыграть роль «ширмы», прикрывающей недостатки речитатива. В «Сорочинской ярмарке», как всегда у Мусоргского, речитативы очень убедительны с интонационно-психологической точки зрения, но речитатив здесь является носителем не столько бытового, сколько комедийного начала. Важная роль в речитативных фрагментах принадлежит оркестру, объединяющему реплики в единую музыкальную ткань.
Второй музыкально-драматургический принцип «Сорочинской ярмарки» – народная песенность, проявляемая на разных уровнях. Фольклорных цитат в опере довольно много (это вообще типично для оперного творчества композитов «Могучей кучки»). Мусоргский использовал тринадцать песен, их интонации звучат в речитативных репликах, но в некоторых случаях песня становится основой того или иного номера – например, дуэт Черевика и Кума основывается на народной украинской песне «Я за Ганку рубля дам». Связь с фольклором не ограничивается цитатами – она отражена в авторском музыкальном материале и на уровне интонаций, и в приемах музыкального развития. В опере широко используется такой характерный для фольклора принцип, как вариантный повтор – например, рассказ Кума о красной свитке построен на нескольких разнохарактерных проведениях одной темы.
Работа над оперой длилась несколько лет и близилась к завершению. Летом 1880 г. в газетах уже появились сообщения о подготовке премьеры «Сорочинской ярмарки», однако работа над нею была прервана композитором из-за серьезной болезни, а в 1881 г. Модест Петрович ушел из жизни, не успев завершить ряд сочинений, включая и «Сорочинскую ярмарку». Неоконченными сочинениями Мусоргского занялись друзья-кучкисты, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Цезарь Антонович Кюи дорабатывали эту оперу, участвовал в этом и Анатолий Константинович Лядов. Премьера оперы (в концертном исполнении) состоялась в 1911 г. в Санкт-Петербурге – она была посвящена тридцатилетию со дня смерти композитора, а двумя годами позже опера была поставлена в Москве. В 1930 г. композитор Виссарион Яковлевич Шебалин на основе черновиков Мусоргского создал новую редакцию, которая была впервые представлена в Ленинграде в Малом театре в 1931 г. В настоящее время «Сорочинская ярмарка» ставится в редакции Шебалина.
Сорочинская ярмарка (опера)
Сорочинская ярмарка — опера М. П. Мусоргского в 3-х действиях, 4-х картинах. Сюжет либретто заимствован из одноименной повести Н. В. Гоголя. Мусоргский писал эту оперу в 1874—1880 годах, но не закончил.
Содержание
История создания [ | ]
Опера впервые закончена Ц. А. Кюи и в этом варианте была исполнена 13 (25) октября 1917. Из предисловия к этой редакции оперы (октябрь 1916 г.):
Комическая опера «Сорочинская ярмарка» начата была Мусоргским в 1875 г., сочинялась медленно и отрывочно и за смертью композитора в 1881 г., осталась неоконченной. Первоначально изданы были лишь пять отрывков из неё: Вступление к опере (обработано по черновым наброскам А. К. Лядовым), Думка Паробка (ред. Лядова), Гопак, Сцена Хиври в ожидании Афанасия Ивановича и Думка Параси (оркестровая редакция всех пяти нумеров принадлежит Лядову). Рукописи Мусоргского давали, однако, еще значительное количество музыкального материала, а именно «Ярмарочную сцену», которой начинается опера, и первую половину 2-го действия. Этот материал был обработан В. А. Каратыгиным, дополнен и инструментован Ц. А. Кюи. Всё же остальное, а именно сцена Черевика с Хиврей и сцена Паробка с Цыганом в 1-м действии, 2-я половина 2-го и все 3-е, за исключением Думки Параси и Гопака, дописаны и инструментованы Ц. А. Кюи и, таким образом, посмертный труд Мусоргского закончен.
Помимо Кюи, над завершением оперы Мусоргского работали (в разное время) А. К. Лядов, В. А. Каратыгин, Н. Н. Черепнин (редакция 1922), П. А. Ламм и В. Я. Шебалин (редакция 1931). Редакция Ламма-Шебалина стала стандартной для исполнителей в России.
Действующие лица [ | ]
Краткое содержание [ | ]
Действие происходит в селе Великие Сорочинцы близ Полтавы в начале XIX века. Жаркий солнечный день. Бурлит шумная ярмарка. Сюда приехал Черевик, чтобы продать пшеницу и кобылу. С ним его дочка, красавица Парася. Желая запугать торговцев и выманить у них товары подешевле, Цыган рассказывает толпе, будто неподалёку, в старом сарае, поселилась Красная свитка; она принадлежит чёрту и наводит на людей порчу. Тем временем парубок Грицько нежно беседует с Парасей, красота которой покорила его сердце. Черевик вначале недоволен смелыми ухаживаниями парубка, но узнав, что Грицько — сын его старинного приятеля, не возражает против сватовства. Теперь необходимо зайти в шинок…
Оттуда Черевик возвращается домой поздно вечером вместе с Кумом. Неласково встречает муженька Хивря. Но нет предела её гневу, когда выясняется, что жених — тот самый парубок, который недавно насмехался над нею. Слышавший этот разговор Грицько сильно опечален. Однако Цыган вызывается помочь при условии, что парубок дёшево продаст ему своих волов.
Второе действие. Хивря, выдворив под благовидным предлогом из дому супруга на всю ночь, с нетерпением ждёт своего возлюбленного Афанасия Ивановича. Наконец попович появляется, щедро рассыпая высокопарные комплименты. Хивря потчует гостя. Но ухаживания поповича прерывает стук в ворота — это Черевик и Кум с гостями. Трясущегося от страха возлюбленного Хивря прячет на полатях. Нежданные пришельцы до смерти напуганы Красной свиткой, по слухам, появившейся на ярмарке. Лишь выпив хмельного, они понемногу успокаиваются. Кум заводит рассказ про чёрта, который заложил шинкарю свою красную свитку и теперь в обличье свиньи ищет её по всей ярмарке. Внезапно показавшееся в окне свиное рыло приводит всех в неописуемый ужас. Гости и хозяева спасаются бегством.
Третье действие, первая картина. Парубки во главе с Цыганом хватают и вяжут Черевика с Кумом якобы за то, что они украли кобылу. По хитро задуманному плану Цыгана в роли избавителя выступает Грицько. В награду парубок требует немедленно сыграть свадьбу, на что Черевик с радостью соглашается. В мечтах о Парасе счастливый жених засыпает. Ему снится, что Чернобог со свитой справляет шабаш, который прекращается лишь с ударами церковного колокола.
Третье действие, вторая картина. Парася тоскует по своему милому. Тем радостней встреча влюблённых. Воспользовавшись отсутствием Хиври, Черевик благословляет молодых. Подоспевшая некстати Хивря тщетно пытается помешать им. Цыган с парубками под общий смех уносят Хиврю. Толпа пляшет гопак.
Краткое содержание: Модест Петрович Мусоргский. Сорочинская ярмарка
Опера в трех актах (четырех картинах)
Либретто М. П. Мусоргского при участии А. А. Голенищева-Кутузова
Хивря, жена Черевика
Парася, дочь Черевика, падчерица Хиври
Афанасий Иванович, попович
Торговки, торговцы, цыгане, евреи, парубки, казаки, дивчата, гости, бесы, ведьмы, карлики.
Место действия: село Великие Сорочинцы близ Полтавы.
Время действия: начало XIX века.
Жаркий солнечный день. Бурлит шумная ярмарка. Сюда приехал Черевик, чтобы продать пшеницу и кобылу. С ним его дочка, красавица Парася. Желая запугать торговцев и выманить у них товары подешевле, цыган рассказывает толпе, будто неподалеку, в старом сарае поселилась Красная свитка; она принадлежит черту и наводит на людей порчу. Тем временем парубок Грицько нежно беседует с Парасей, красота которой покорила его сердце. Черевик вначале недоволен смелыми ухаживаниями парубка, но узнав, что Грицько — сын его старинного приятеля, не возражает против сватовства. Теперь необходимо зайти в шинок. Оттуда Черевик возвращается домой поздно вечером вместе с Кумом. Неласково встречает муженька Хивря. Но нет предела ее гневу, когда выясняется, что жених — тот самый парубок, который недавно насмехался над нею. Слышавший этот разговор Грицько крепко опечален. Однако Цыган вызывается помочь при условии, что парубок дешево продаст ему своих волов.
Хивря, выдворив под благовидным предлогом супруга из дому на всю ночь, с нетерпением ждет своего возлюбленного Афанасия Ивановича. Наконец попович появляется, щедро рассыпая высокопарные комплименты. Хивря без устали потчует гостя. Но ухаживания поповича прерывает стук в ворота — это Черевик и Кум с гостями. Трясущегося от страха возлюбленного Хивря прячет на полатях. Нежданные пришельцы до смерти напуганы Красной свиткой, по слухам, появившейся на ярмарке. Лишь выпив хмельного, они понемногу успокаиваются. Кум заводит рассказ про черта, который заложил шинкарю свою красную свитку и теперь в обличье свиньи ищет ее по всей ярмарке. Внезапно показавшееся в окне свиное рыло приводит всех в неописуемый ужас. Гости и хозяева спасаются бегством.
Парубки во главе с Цыганом хватают и вяжут Черевика с Кумом якобы за то, что они украли кобылу. По хитро задуманному плану Цыгана в роли избавителя выступает Грицько. В награду парубок требует немедленно сыграть свадьбу, на что Черевик с радостью соглашается. В мечтах о Парасе счастливый жених засыпает. Ему снится, что Чернобог со своей свитой справляет шабаш, который прекращается лишь с ударами церковного колокола.
Парася тоскует по своему милому. Тем радостней встреча влюбленных. Воспользовавшись отсутствием Хиври, Черевик благословляет молодых. Подоспевшая некстати Хивря тщетно пытается помешать им. Цыган с парубками под общий смех уносят Хиврю.
Краткое изложение Модест Петрович Мусоргский. Сорочинская ярмарка
Опера в трех актах (четырех картинах)
Либретто М. П. Мусоргского при участии А. А. Голенищева-Кутузова
Хивря, жена Черевика
Парася, дочь Черевика, падчерица Хиври
Афанасий Иванович, попович
Торговки, торговцы, цыгане, евреи, парубки,
Место действия: село Великие Сорочинцы близ Полтавы.
Время действия: начало XIX века.
Жаркий солнечный день. Бурлит шумная ярмарка. Сюда приехал Черевик, чтобы продать пшеницу и кобылу.
С ним его дочка, красавица Парася. Желая запугать торговцев и выманить у них товары подешевле, цыган рассказывает толпе, будто неподалеку, в старом сарае поселилась Красная свитка; она принадлежит черту и наводит на людей порчу. Тем временем парубок Грицько нежно беседует с Парасей, красота которой покорила его сердце.
Черевик вначале недоволен смелыми ухаживаниями
Но нет предела ее гневу, когда выясняется, что жених – тот самый парубок, который недавно насмехался над нею. Слышавший этот разговор Грицько крепко опечален. Однако Цыган вызывается помочь при условии, что парубок дешево продаст ему своих волов.
Хивря, выдворив под благовидным предлогом супруга из дому на всю ночь, с нетерпением ждет своего возлюбленного Афанасия Ивановича. Наконец попович появляется, щедро рассыпая высокопарные комплименты. Хивря без устали потчует гостя. Но ухаживания поповича прерывает стук в ворота – это Черевик и Кум с гостями.
Трясущегося от страха возлюбленного Хивря прячет на полатях. Нежданные пришельцы до смерти напуганы Красной свиткой, по слухам, появившейся на ярмарке. Лишь выпив хмельного, они понемногу успокаиваются. Кум заводит рассказ про черта, который заложил шинкарю свою красную свитку и теперь в обличье свиньи ищет ее по всей ярмарке.
Внезапно показавшееся в окне свиное рыло приводит всех в неописуемый ужас. Гости и хозяева спасаются бегством.
Парубки во главе с Цыганом хватают и вяжут Черевика с Кумом якобы за то, что они украли кобылу. По хитро задуманному плану Цыгана в роли избавителя выступает Грицько. В награду парубок требует немедленно сыграть свадьбу, на что Черевик с радостью соглашается.
В мечтах о Парасе счастливый жених засыпает. Ему снится, что Чернобог со своей свитой справляет шабаш, который прекращается лишь с ударами церковного колокола.
Парася тоскует по своему милому. Тем радостней встреча влюбленных. Воспользовавшись отсутствием Хиври, Черевик благословляет молодых.
Подоспевшая некстати Хивря тщетно пытается помешать им. Цыган с парубками под общий смех уносят Хиврю.