событие явление процесс в истории
Событие и явление: почувствуйте разницу!
Слова эти, составляющие основу в том числе и исторической терминологии, известны всем, но далеко не все четко понимают разницу между ними. Из-за отсутствия такого понимания ученики и студенты нередко допускают в своих работах неточности и даже грубые ошибки.
Учителя в школах нередко «зарабатываются» настолько, что забывают о необходимости разъяснить детям разницу между этими двумя понятиями. Но репетитор имеет все возможности сделать это (и неважно, работает ли он с учеником непосредственно или через Скайп), и не должен забывать об этой необходимости.
Факты в пространстве и времени
И события, и явления представляют собой исторические факты, то есть нечто, что реально было. Разница между ними – в возможности локализации во времени и пространстве.
Для события всегда можно указать территорию, где оно имело место быть (площадь может быть различной, но границы всегда четки) и точные временные рамки (это могут быть минуты, дни или годы, но всегда однозначные). Например: «Начало Великой Отечественной войны – 3-23, 22.06.1941 (и можно точно указать, в каких местах началось немецкое наступление)»; «Вторая мировая война: 01.09.1939 – 02.09,1945 (и можно перечислить ее участников и на территории каких государств велись бои)».
С явлением так поступить не получится. Для него можно дать лишь очень приблизительную хронологию и географию: «Промышленная революция охватила период с конца XVIII по начало ХХ века (и при том были страны, где она завершилась в середине XIX века, а были и такие, в которых она и в ХХ-м не началась)»; «Глобализация начала проявлять себя уже в начале ХХ века (и когда она закончила делать это?)»
При этом и событие, и явление могут представлять собой цепь более мелких событий. Но в первом случае все-таки получится точно назвать первое и последнее звено этой цепочки, а во втором – нет.
Типичные ошибки
Исходя из вышеизложенного, нетрудно понять, что наиболее типичная ошибка – неправильная локализация события или явления во времени и пространстве. Например:
Что делать, чтобы этого избежать? Ничего особенного. Ученикам – обращать внимание на точность указания для факта пространственно-временных границ, учителям и репетиторам – привлекать к этому их внимание и объяснять различия между фактами, родителям – поощрять упорную работу детей и ответственно относиться к выбору преподавателя.
Факты, события, явления, процессы
Факты в обучении истории. Главный элемент содержания исторического образования — это знания. Они включают в себя сведения, познания в области истории, концентрируя социальный опыт человечества.
Структура исторических знаний включает в себя познание самой исторической науки: ее содержания, способов действия с
историческим материалом, теоретических и методологических основ (учение о принципах построения, формах и способах научного познания). В процессе обучения ученики овладевают элементами исторических знаний, оперируя такими категориями, как факт, явление, событие, процесс. Они, например, выявляют сущность событий, проводят их сравнение. Что же означают эти категории?
Само слово факт в переводе с латинского означает сделанное, совершившееся. Как писал М. Горький, «учат, воспитывают факты, всегда — факты, идеи сопутствуют фактам». В истории факт рассматривается как некоторый имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации. Например, фактом является присоединение Иваном III Новгорода к Московскому княжеству в 1478 г.
Факт неповторим, его нельзя воспроизвести, наблюдать. В этом его специфика. В процессе познания истории факты ценны не только сами по себе, они необходимы для определения и сопоставления исторических связей, для их обобщения и усвоения в системе. Обобщение и систематизация фактов — это инструмент познания истории.
Единичные факты неоднородны, их можно подразделить на факты первого и второго порядка. Более сложные факты (первого порядка) раскрываются через менее сложные (второго порядка). Например, к фактам первого порядка относится Великая Отечественная война, второго порядка — Курская битва. В фактах второго порядка могут быть выделены первичные эпизоды исторических знаний — танковое сражение в районе Прохоровки.
Из сочетания фактов разного порядка возникает образ исторического события. Поэтому при подготовке к урокам нужен отбор основных и опорных фактов, выявление тех из них, которые ученики должны надолго запомнить. Основные факты, значимые для познания истории и формирующие ведущие идеи курса, раскрываются более полно и подробно. Конспективно излагаются неосновные факты. Они нужны для связи, для прочного запомина- ни я важнейших событий. Таким образом, от значимости фактов зависит степень их освещения. Каждый приведенный на уроке факт должен раскрывать сущность вопроса, способствовать уяснению основных теоретических положений.
При отборе фактов для урока требуется учитывать также их научную достоверность; конкретность, образность и эмоциональность. Большей образности требуют факты для учащихся среднего звена, и большей документальности, доказательности — для учащихся старших классов. Надо правильно, с учетом возраста и познавательных возможностей соотносить фактический и теоретический материал. При изложении содержания урока у младших школьников вызывает подъем интеллектуальной и эмоциональной активности сам процесс протекания событий, но не их причины.
На этапе объяснения нового материала не следует вводить факты, которые усложняют анализ и отвлекают мысль ученика. Анализ материала должен быть направлен на выделение в нем существенных признаков понятий. Надо учитывать также соотношение фактов и обобщений. Преподавание истории превратится в фактологию, если будут преобладать конкретные исторические факты без связей и обобщений между ними.
События — это значительные единичные факты. К ним относятся, например, Ледовое побоище, восстание Степана Разина, гражданская война в России. Эти события происходили в конкретных условиях, с участием определенного круга лиц, они строго локализованы в пространстве и времени. Изучение единичных, неповторимых фактов или событий помогает понять и усвоить типичные явления.
Явлениями называются общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников. В данном случае имеется в виду, что революция — это качественные изменения в развитии общества, а восстание — массовое вооруженное выступление. Исторические явления часто отражают черты, характерные для определенного периода истории или эпохи, например для эпохи крепостничества характерны барщина и оброк.
Процесс — это последовательная смена состояний в развитии. В истории это цепи взаимосвязанных во времени фактов; связующим звеном в них бывают причины и следствия. Например, промышленный переворот — это процесс, характеризующийся переходом от мануфактуры к машинному производству.
К процессу относится и само познание истории. Оно начинается с усвоения фактов. Как писал К.Д. Ушинский, «сознание обогащается только: а) приумножением фактов и б) переработкою их. Чем более фактических знаний приобрел рассудок и чем лучше он переработал этот сырой материал, тем он развитее и сильнее» (90, с. 617).
Чтобы поддерживать на уроке интерес к новой теме, к менее интересному, но нужному материалу, можно подключить более интересный или тот, который ранее оставил у учеников глубокий след. Прежний положительный эмоциональный фон поможет поддержать интерес к изучаемым фактам. Интерес связан также с новизной, увлекательностью и занимательностью, неожиданными сравнениями, новыми аспектами подачи материала, со сменой приемов деятельности.
Представления как составляющая исторического знания.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Представления как составляющая исторического знания.
Историческое знание делится на три категории, такие как: понятия, представления, закономерности.
Исторические закономерности в младшей школе не рассматриваются. Имея более сложную структуру, нежели другие категории, исторические закономерности рассматриваются в средней школе.
Понятия являются продуктом рационального познания и отражают сущность вещей. Умение правильно формулировать понятия является значимым, поскольку оно требуется школьнику при изучении любых областей науки, в том числе и школьных предметов.
В процессе обучения ученики овладевают элементами исторических и обществоведческих знаний, оперируя такими категориями как: факт, явление, событие, процесс.
Событие – это значительные, единичные факты, происходившие в конкретных условиях, с участием определенного круга лиц, строго локализованные во времени и пространстве.
Изучение единичных, неповторимых фактов или событий помогает понять и усвоить типичные явления.
Явление – это общие понятия («война», «восстание») безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников.
Процесс – это последовательная смена состояний в развитии.
Все события в рамках процесса взаимосвязаны между собой причинно-следственными связями. На основе изучаемых фактов в сознании учащихся формируются конкретные представления, складывается определенная система исторических и обществоведческих понятий.
Создание образов, адекватных эпохе, особенно важно у младших школьников. Здесь должна быть максимальная степень детализации при формировании исторических представлений, возникающих в результате воображения, воссоздающего из элементов знаний исторические картины и образы. В противном случае исторические события и факты в сознании учащихся могут быть искажены.
Представление – это наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе ощущений и восприятий путем воспроизводства его в памяти или воображении.
Существуют различные способы классификации представлений.
По ведущим анализаторам (по модальностям)
В соответствии с разделением представлений по системам (по ведущего анализатора) выделяют следующие виды представлений:
ñ зрительные (образ человека, места, пейзажа);
ñ слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
ñ обонятельные (представление какого-то характерного запаха — например, огуречного или парфюмерного);
ñ вкусовые (представления о вкусе пище — сладком, горьком и пр.)
ñ тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
ñ температурные (представление о холоде и тепле).
Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зелёный цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах. Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигательный, у химика — обонятельный и т. д.
По степени обобщенности:
Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).
ñ Единичные представления — это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.
ñ Общие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.
ñ Схематизированные представления описывают предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.
По происхождению:
По степени волевых усилий
Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.
ñ Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.
Свойства
Для учителя, организующего процесс формирования представлений младших школьников в курсе обществознания, важно создать условия для дальнейшего формирования понятий на основе уже имеющихся представлений.
Все объекты и явления, доступные сознанию школьников, можно разделить на две группы.
Первая – объекты и явления, доступные непосредственному восприятию. К этой группе относятся окружающие нас социальные явления, например события, происходящие в школе, семье, в кругу друзей, в городе и т.п.
Вторая – объекты и явления, недоступные непосредственному восприятию. К этой группе относятся представления, которые школьники не могут наблюдать непосредственно в социальном окружении. К таковым в первую очередь относятся исторические представления.
Исторические представления создаются:
— о фактах прошлого, охватывающих все стороны жизни общества;
— о материальной жизни, об исторических деятелях, о событиях, об историко-культурной жизни народа;
— об историческом времени (т.е. соотнесение определённого исторического факта с определённым историческим временем);
— об историческом пространстве (соотнесение определённых исторических событий с конкретным местом действия), для чего широко используются историко-географические карты.
— Процесс познания в истории начинается с усвоения факта. Поэтому для формирования представления о каком-то историческом факте прошлого необходимы ассоциативные связи с имеющимися представлениями о современных предметах и явлениях.
В младшей школе учителя должны уделять особое внимание формированию хронологических и пространственных представлений школьников.
Хронологические представления позволяют школьнику понять последовательность исторического процесса.
Хронология – наука о счете времени, о способах летоисчисления, об определении точных дат исторических событий, их локализации в историческом процессе. Задача хронологии – установление временных отношений между изучаемыми фактами.
Младшие школьники не имеют достаточного жизненного опыта для того, чтобы воспринимать многовековую историю человечества. Поэтому процесс формирования хронологических представлений является достаточно сложным и требует повышенного внимания учителя.
Формирование пространственных представлений является процессом не менее сложным. В школьном обучении истории пространственная локализация исторических событий призвана: выявить географическую среду, в которой события происходили, и этим обеспечить условия для показа взаимодействия природы и общества, что особенно важно при интеграции двух областей курса «Окружающий мир»; соотнести исторические факты с определенными территориями, что позволяет устанавливать связь между отдельными событиями и раскрыть представление о целостности и взаимодействии мира.
Презентация по истории на тему «Исторический факт»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
В истории фактами называются, главным образом, отдельные события, но то же название распространяется и на все явления и процессы исторической жизни. О многих фактах мы знаем непосредственно из исторических источников. Что такое исторический источник?
ВИДЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ факт-событие – то, что произошло, факт общественной или личной жизни. (то, что произошло в истории однажды и больше не повторялось). Как правило факт-событие носит собственное название или имеет конкретную дату. Например: «Битва народов», сражение при Азенкуре в 1415 году, Александр Македонский родился в 356 году до н.э.
ВИДЫ ИСТОРИЧЕСКИХФАКТОВ 2. факт-явление – проявление чего-либо, повторяющиеся события, имеющие общие черты. Это одинаковые или схожие события, происходившие в разное время или в разных странах. Как правило факт-явление не имеет конкретных дат и собственных названий, а только общие понятия. Например: войны, ярмарки, реформы.
ВИДЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ 3. факт-процесс – последовательная смена явлений и событий в развитии чего-нибудь. Занимает длительный промежуток времени. Например: возникновение городов в Междуречье в конце IV тысячелетия до н.э.
Нарисуйте таблицу: ФАКТЫ-СОБЫТИЯ ФАКТЫ-ЯВЛЕНИЯ ФАКТЫ-ПРОЦЕССЫ
РАСПРЕДЕЛИТЕ В ТАБЛИЦЕ НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ФАКТЫ Коронация Генриха III, Марафонская битва, создание постоянной армии, создание постоянной армии в России в первой половине XVIII века, основание Санкт-Петербурга в 1703 году, русско-турецкая война, первый крестовый поход и взятие Иерусалима, реформы Ивана Грозного, возникновение английского парламента, эпидемии чумы в Европе, расширение границ русского государства, складывание древневосточных государств.
УРОВНИ ЗНАЧИМОСТИ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ ВСЕМИРНОЗНАЧИМЫЕ. (например: великие географические открытия) ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РЕГИОНА (например: арабские завоевания на востоке, образование европейских государств, Наполеоновские войны) ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ СТРАНЫ (например: реформы Петра I в России, революция в Англии) ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ОБЛАСТИ ИЛИ ГОРОДА ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ГРУППЫ ЛИЦ ИЛИ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА
СТРУКТУРА ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ Сложный исторический факт – факт, состоящий из нескольких простых, который можно разбить на составляющие элементы. Например: война состоит из битв и сражений, культура состоит из литературы, живописи, архитектуры, музыки и т.д. Простой исторический факт – элементарный факт, который уже нельзя разделить. Например: Марафонское сражение в греко-персидских войнах.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ПО ВИДАМ, ЗАНЕСИТЕ ИХ В ТАБЛИЦУ И ОБОЗНАЧЬТЕ ИХ НА ЛЕНТЕ ВРЕМЕНИ. ФАКТЫ-СОБЫТИЯ – ЧЕРНЫМ, ФАКТЫ-ЯВЛЕНИЯ – ЗЕЛЕНЫМ, ФАКТЫ-СОБЫТИЯ – СИНИМ. Первые Олимпийские игры в 776 году до н.э. убийство Цезаря в 45 году до н.э. Марафонское сражение в 490 году до н.э. Мессенские войны в 724 и 685 годах до н.э. Реформы Солона в Афинах в VI веке до н.э. Расселение греческих племен 1100-800 г. до н.э. Греко-персидские войны 500-449 г. до н.э. Создание империи Александра Македонского 336-323 г. до н.э.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Номер материала: ДБ-203197
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Исторические знания: исторические факты, события, явления и процессы
Исторические знания. Главный элемент содержания исторического образования – это знания. Они включают в себя сведения, познания в области истории, концентрируя социальный опыт человечества. Знания создают научную картину развития общества, дают представление об исторической действительности и предполагают постижение ее человеком. Элементами исторических знаний являются такими категориями, как факт, явление, событие, процесс.
Виды исторических фактов. Единичные факты неоднородны, их можно подразделить на факты первого и второго порядка. Более сложные факты (первого порядка) раскрываются через менее сложные (второго порядка). Например, к фактам первого порядка относится Великая Отечественная война, второго порядка — Курская битва. В фактах второго порядка могут быть выделены первичные эпизоды исторических знаний — танковое сражение в районе Прохоровки. Из сочетания фактов разного порядка возникает образ исторического события. Поэтому при подготовке к урокам нужен отбор основных и опорных фактов, выявление тех из них, которые ученики должны надолго запомнить. Основные факты, значимые для познания истории и формирующие ведущие идеи курса, раскрываются более полно и подробно. Конспективно излагаются неосновные факты. Они нужны для связи, для прочного запоминания важнейших событий.
Отбор исторических фактов. При отборе фактов для урока требуется учитывать также их научную достоверность; конкретность, образность и эмоциональность. Большей образности требуют факты для учащихся среднего звена, и большей документальности, доказательности — для учащихся старших классов. Надо правильно, с учетом возраста и познавательных возможностей соотносить фактический и теоретический материал. При изложении содержания урока у младших школьников вызывает подъем интеллектуальной и эмоциональной активности сам процесс протекания событий, но не их причины.
На этапе объяснения нового материала не следует вводить факты, которые усложняют анализ и отвлекают мысль ученика. Анализ материала должен быть направлен на выделение в нем существенных признаков понятий. Надо учитывать также соотношение фактов и обобщений. Преподавание истории превратится в фактологию, если будут преобладать конкретные исторические факты без связей и обобщений между ними. И напротив, если будут в основном выводы и обобщения без опоры на конкретные факты, преподавание станет излишне социологизированным.
Исторические события. События — это значительные единичные факты. К ним относятся, например, Ледовое побоище, восстание Степана Разина, гражданская война в России. Эти события происходили в конкретных условиях, с участием определенного круга лиц, они строго локализованы в пространстве и времени.
Исторические явления. Изучение единичных, неповторимых фактов или событий помогает понять и усвоить типичные явления. Явлениями называются общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников. В данном случае имеется в виду, что революция — это качественные изменения в развитии общества, а восстание — массовое вооруженное выступление. Исторические явления часто отражают черты, характерные для определенного периода истории или эпохи, например для эпохи крепостничества характерны барщина и оброк.
Исторические процессы. Процесс — это последовательная смена состояний в развитии. В истории это цепи взаимосвязанных во времени фактов; связующим звеном в них бывают причины и следствия. Например, промышленный переворот — это процесс, характеризующийся переходом от мануфактуры к машинному производству. К процессу относится и самопознание истории. Оно начинается с усвоения фактов. Как писал К.Д. Ушинский, «сознание обогащается только: а) приумножением фактов и б) переработкою их. Чем более фактических знаний приобрел рассудок и чем лучше он переработал этот сырой материал, тем он развитее и сильнее».
Источник: Студеникин М.Т. Преподавание истории в школе. М., 2000.
Для улучшения и ускорения работы сайта в Ваших интересах мы используем куки (сookies)
Используя наш веб-сайт, Вы подтверждаете свое согласие с условиями использования куки (сookies) Подробнее