смоленский авиационный завод история
Смоленск 2.0
История «Смоленский авиационный завод» (СмАЗ).
Идея организации в г. Смоленске авиазавода принадлежит М. Н. Тухачевскому. Будучи командующим войсками Западного фронта, он в письме от 12.04.23г. просил Смоленский Губисполком оказать помощь в скорейшем оборудовании Смоленского аэродрома, а также отвести помещения Ремвоздухмастерским N 2, которые будут развернуты в авиационный завод. В 1924-25 г.г. управлением Промвоздуха был разработан проект постройки в Смоленске ремонтно-авиационного завода, а в конце 1925г. началось строительство, которое велось под руководством А. Д. Муратова. В течение 1925-26 г.г. были выстроены цеха первой очереди: слесарно-механический, деревообделочный, обойный, малярный, моторный, сборочный, электростанция и сушилка. Первым управляющим завода был назначен М. В. Бавтуто.
8 ноября 1926 г. состоялось торжественное открытие Смоленского ремонтно-авиационного завода N 3. В том же году была отремонтирована и сдана в эксплуатацию первая партия самолетов и двигателей. Начальник Промвоздуха на заседании бюро ячейки ВКП(б) завода в июле 1927г. говорил: «Ремонтирует самолеты и моторы завод удовлетворительно, даже лучше старых авиазаводов». Постепенно завод переходит от единичного ремонта самолетов к серийному. Вводятся в эксплуатацию новые цеха, в которых ремонтируются самолеты Р-1, И-2, И-3, Р-5, Р-6, ТБ-1, моторы М-5, М-11, М-17 и М-34.
28 мая 1934г. приказом по Главному авиационному управлению Наркомтяжпрома N 28/182 с завода N 39 им. Менжинского на завод N 35 было переведено Бюро особых конструкций (БОК), основным направлением работ которого было создание летательных аппаратов для стратосферных и сверхдальних полетов. Главным конструктором завода N 35 был утвержден В. А. Чижевский.
Первой работой Бюро Особых Конструкций завода N 35 стала модернизация гондолы от стратостата СССР-1 с целью ее использования на стратостате СССР-1бис, совершившем полет 26.06.35г. В дальнейшем в Смоленске были разработаны и построены первый в СССР стратоплан БОК-1 с гермокабиной, самолет схемы «летающее крыло» БОК-5, экспериментальный высотный самолет БОК-7, рекордный самолет БОК-15 для кругосветного перелета, гондолы стратостатов СССР-2 и СССР-3.
Для ознакомления с экспериментальными самолетами и их испытаний на завод приезжают прославленные летчики : В. П. Чкалов, М. М. Громов, А. Б. Юмашев, П. Д. Осипенко, Г. Ф. Байдуков, П. М. Стефановский, С. А. Данилин, И. Т. Спирин, А. В. Беляков.
В феврале 1938г. БОК переводится из Смоленска в Подлипки Московской обл. и вводится в состав КБ-29.
Зимой 1937/38г.г. заводу было поручено изготовить несколько экземпляров облегченного варианта серийного самолета Р-5 для снятия с дрейфующих льдов группы И. Д. Папанина. В составе экспедиции на ледоколе «Таймыр» находился обеспечивавший эксплуатацию приспособленных для арктических полетов Р-5 сборщик-механик М. А. Елисеев. В связи с этим в апреле 1938г. он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, став первым орденоносцем среди смоленских авиастроителей.
В 1938-39г.г. завод освоил ремонт самолетов СБ, И-15, И-16, моторов М-100, М-25. В 1939-41г.г. на заводе велась подготовка производства к крупносерийному выпуску новейших для того времени самолетов Ил-2, но начавшаяся война сорвала эти планы. Фронт быстро приближался к Смоленску и завод был эвакуирован. Уже 7 июля 1941г. первая часть эвакуированных работников была зачислена в штат строившегося в г. Куйбышеве завода N 122. Смоляне составили 90% квалифицированной рабочей силы нового предприятия. Полностью вывезенные с завода N 35 оборудование и оснастка по Ил-2 позволили практически в чистом поле приступить к выпуску боевых самолетов. В октябре 1941г. коллективы заводов N 35 и N 122 вошли в состав завода N 1, эвакуированного из Москвы (ныне самарский завод «Прогресс»).
Более 500 работников завода ушли на фронт, многие работали в авиаремонтных полевых бригадах, некоторые выполняли задания в тылу врага.
25.09.43г. советские войска освободили Смоленск. Завод был разрушен до основания: из 23-х крупных производственных зданий не осталось ни одного, общий ущерб составил 46 млн. руб. Благодаря инициативе директора завода М. А. Филатова 3.02.44г. вышло постановление ГКО, а 10.03.44г. издан Приказ N 181 НКАП об организации на базе бывшего самолетостроительного завода N 35 в г. Смоленске завода по ремонту самолетов и моторов. Уже весной 1944г. под открытым небом был налажен ремонт самолетов Ил-2, Ла-5, Як-7, Ла-7. Восстановленные машины улетали прямо на фронт.
В 1946-47 г.г. освоен ремонт самолетов Як-3, Як-9, Як-11 (за 3 послевоенных года отремонтировано около 400 машин), проводятся работы по переоборудованию в сельскохозяйственный вариант самолетов По-2.
После окончания войны ремонт самолетов и моторов сокращается и полностью прекращается в 1949г. Завод приступает к выпуску аэродромного оборудования : лестниц-стремянок, самолетных колодок, подъемников, бензообогревателей, привязных ремней пилота, уголковых отражателей, лыж и запчастей к самолету По-2. Выпускаются большими партиями стартовые тележки для запуска реактивных двигателей (в 1950-65 г.г. поставлено более 6000 комплектов), специальные кузова на базе ЗИС-150 для прожекторных установок ЛУЧ-1 (в 1950г. выпущено 60 комплектов), установки для проверки гидросистем самолетов, бомбовые тележки. Возвращение из эвакуации квалифицированных рабочих и специалистов, восстановление цехов и оснащение завода позволили выполнить задание по выпуску планеров А-2 (в 1949-51 г.г. выпущено более 200 шт.) и ВА-3/48, планеров-мишеней ПМ конструкции Г. И. Бакшаева.
Приказом МАП N 352 от 3.06.54г. заводу было дано новое ответственное задание, которое в дальнейшем определило его профиль. В последующие годы коллектив завода освоил выпуск изделий, разработанных в ОКБ А. И. Микояна, В. Н. Челомея, С. В. Ильюшина, А. С. Яковлева, А. Я. Березняка, С. А. Лавочкина.
В 1954г. создаются новые цеха: плазово-шаблонный, стапельный, агрегатно-сборочный, заготовительно-штамповочный.
В 1956г. завод достиг довоенного уровня выпуска продукции.
В дальнейшем оно выделилось в самостоятельное предприятие (завод «Измеритель»).
Завод участвовал в подготовке производства и изготовлении агрегатов самолета Ил-62. В Смоленске была выпущена опытная партия крыльев и оперения для Як-36.
С 1965г. завод осваивает серийный выпуск комплектов крыла для пассажирского самолета Як-40. Готовые крылья отправлялись на Саратовский авиационный завод, где производилась окончательная сборка самолетов.
В 1966-68г.г. для северных районов СССР были выпущены аэросани-амфибии разработки ОКБ А. Н. Туполева, поставлявшиеся и на экспорт (в Финляндию).
С 1967г. на заводе налажено массовое производство сувенирной продукции (нагрудных знаков, юбилейных медалей и т.п.). В отдельные годы объем выпуска превышал 1 млн. шт.
За освоение выпуска новой техники и перевыполнение заданий восьмой пятилетки Смоленский авиационный завод в 1971г. награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1972г. завод в сжатые сроки произвел подготовку и запуск в производство самолета Як-18Т, совершившего первый полет в мае 1973г. До 1983г. было выпущено более 500 машин, эксплуатировавшихся всеми летными училищами Гражданской авиации СССР.
В 1973-74г.г. изготовлена опытная партия крыльев для спортивно-пилотажного самолета Як-50.
В 1975г. в честь XXV съезда КПСС коллектив завода досрочно изготовил комплект стреловидного крыла, оперения и мотогондол для самолета Як-42. Первый предсерийный самолет взлетел с аэродрома Смоленского авиазавода 26.10.76г.
До 1982г. завод выпускал как готовые Як-42, так и комплекты консолей крыла, поставлявшиеся в рамках сложившейся кооперации на Саратовский авиационный завод. Затем в Смоленске было сосредоточено только производство консолей крыльев и воздушных каналов среднего двигателя для Як-42.
Начиная с 1980г. на заводе разворачивается изготовление крыла, хвостового оперения и сборочныхэлементов фюзеляжа многоразового воздушно-космического самолета «Буран».
В 1984г. начинается подготовка производства к выпуску высотного самолета М-55 «Геофизика», разработанного ЭМЗ им. Мясищева. Первый полет М-55 состоялся в 16.08.88г.
В 1992г. на заводе организована доработка самолетов Як-40 в вариант Як-40Д с увеличенным объемом топливных баков под заправку 6 т топлива.
В рамках конверсии налажено производство автоматизированных настилочных комплексов «Комета» и мерильно-браковочных машин МК-001РС для легкой и текстильной промышленности.
В 1993г. для поставки на экспорт возобновлено производство самолетов Як-18Т, а также выпущена опытная партия легкомоторных самолетов Як-112 разработки ОКБ им. А. С. Яковлева.
28.12.93г. в Смоленске совершил первый полет легкий многоцелевой самолет СМ-92 «Финист», разработанный под руководством В. П. Кондратьева. На заводе развернуто его серийное производство. В 1995г. изготовлен патрульный вариант СМ-92П для ФПС РФ.
В 1995г. был выпущен опытный самолет СМ-94-1, представляющий собой модификацию Як-18Т.
Завод принял участие в изготовлении первого опытного самолета Як-130, взлетевшего 26.04.96г.
С 1996г. производится комплексная доработка самолетов Як-40 в административный вариант, включающая в себя установку радиооборудования для полетов по международным линиям, оборудование салона бизнес-класса и наружную окраску полиуретановыми эмалями.
Смоленский авиационный: знакомый и малоизвестный
8 ноября исполняется 94 года одному из старейших и ведущих авиастроительных предприятий нашей страны. Может показаться, что про Смоленский авиационный завод уже давно все сказано и написано. Но это не совсем так. Сотрудники нашей редакции, соблюдая требования секретности и антиковидные меры предосторожности, посетили музей предприятия, где узнали немало нового и интересного, наверняка, неизвестного широкому кругу даже весьма продвинутых наших читателей…
Та самая дата
В 1924–1925 годах управлением Промвоздуха был разработан проект постройки в Смоленске ремонтно-авиационного завода. В конце 1925 года под руководством А. Д. Муратова началось строительство. В течение двух лет были выстроены слесарно-механический, деревообделочный, обойный, малярный, моторный, сборочный цеха, электростанция и сушилка. Первым управляющим завода стал М. В. Бавтуто.
Торжественное открытие Смоленского ремонтно-авиационного завода № 3 состоялось 8 ноября 1926 года. И в том же году была отремонтирована и сдана в эксплуатацию первая партия самолетов и двигателей.
Со временем смоленский завод перешел от единичного ремонта самолетов к серийному. Стали вводится в эксплуатацию новые цеха по ремонту самолетов Р-1, И-2, И-3, Р-5, Р-6, ТБ-1 и моторов М-5, М-11, М-17 и М-34.
1 июня 1928 года Ремонтно-авиационный завод № 3 переименовали в Завод № 35.
Первый орденоносец завода М. А. Елисеев, награжденный орденом Трудового Красного Знамени за участие в спасении папанинцев
Все выше, и выше, и выше…
28 мая 1934 года приказом по Главному авиационному управлению Наркомтяжпрома № 28/182 с завода № 39 им. Менжинского на Смоленский завод было переведено Бюро особых конструкций (БОК). Основным направлением его работ было создание летательных аппаратов для стратосферных и сверхдальних полетов. Главным конструктором завода был утвержден В. А. Чижевский.
Первой работой Бюро особых конструкций в Смоленске стала модернизация гондолы от стратостата СССР-1 с целью ее использования на стратостате СССР-1бис, совершившем полет 26 июня 1935 года. В дальнейшем здесь здесь разработаны и построены первый в СССР стратоплан БОК-1 с гермокабиной, на котором летчик П. М. Стефановский в 1936 году достиг рекордной высоты в 14100 метров. Затем были самолет схемы «летающее крыло» БОК-5, на котором впервые в СССР для самолетов подобного типа были выполнены фигуры высшего пилотажа; экспериментальный высотный самолет БОК-7; рекордный самолет БОК-15 для кругосветного перелета; гондолы стратостатов СССР-2 и СССР-3…
Для ознакомления с экспериментальными самолетами и их испытаний на завод приезжали прославленные летчики: В. П. Чкалов, М. М. Громов, А. Б. Юмашев, П. Д. Осипенко, Г. Ф. Байдуков, П. М. Стефановский, С. А. Данилин, И. Т. Спирин, А. В. Беляков.
Завод продолжал осваивать ремонт и выпуск новых видов самолетов и моторов.
Приказ о создании Авиационно-ремонтного завода от 8 ноября 1926 года
Первый орденоносец
С моленский авиационный завод и его сотрудники за свою историю получили немало высоких заслуженных наград, многие из которых по соображениям секретности не оглашаются. Наверняка их немало впереди.
Тем бережнее здесь хранят историю первого заводского орденоносца.
Зимой 1937–1938 годов заводу было поручено изготовить несколько экземпляров облегченного варианта серийного самолета Р-5 для снятия с дрейфующих льдов группы И. Д. Папанина. За той будоражащей героической историей следил весь мир. В составе спасательной экспедиции на ледоколе «Таймыр» находился обеспечивавший эксплуатацию приспособленных для арктических полетов Р-5 сборщик-механик М. А. Елисеев. В связи с успехом проведенной спасательной операции в апреле 1938 года он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, став первым орденоносцем среди смоленских авиастроителей.
Та самая телеграмма
П еред 1941 годом на заводе велась подготовка производства к крупносерийному выпуску новейших для того времени самолетов Ил-2, но начавшаяся Великая Отечественная война изменила все планы.
Предприятие, которое подверглось бомбежкам уже в первые дни войны, в условиях стремительного наступления немцев пришлось срочно эвакуировать. Уже 7 июля 1941 года первая часть эвакуированных работников была зачислена в штат строившегося в городе Куйбышеве завода № 122. Смоляне составили 90 % квалифицированной рабочей силы нового предприятия. Полностью вывезенные из Смоленска оборудование и оснастка по Ил-2 позволили практически в чистом поле приступить к выпуску боевых самолетов.
В октябре 1941 года коллективы заводов № 35 и № 122 вошли в состав завода № 1, эвакуированного из Москвы.
А 29 декабря того же года на предприятие пришла грозная телеграмма товарища Сталина, который требовал нарастить выпуск самолетов Ил-2, «нужных Красной армии, как воздух, как хлеб». Это именно их наши летчики называли «летающими танками» а враги с ужасом — «черной смертью». Сама телеграмма бережно хранится в музее. В совокупности с трудовым подъемом и патриотическим порывом она возымела действие. В это сложно поверить, но в годы войны завод выпускал Ил-2 — 16 машин в день!
«Бойцы в рабочих телогрейках»
Н азвание раздела подсмотрено в заводской газете от декабря 1943 года, хранящейся в музее СмАЗа. Да, более 500 работников завода ушли на фронт. Многие работали в авиаремонтных полевых бригадах, некоторые выполняли задания в тылу врага.
Но большая часть коллектива стояла у станков, выпуская жизненно важную для Красной армии продукцию. А когда 25 сентября 1943 года советские войска освободили Смоленск, оказалось, что завод разрушен до основания. Из 23-х крупных производственных зданий не осталось ни одного.
Благодаря инициативе директора предприятия М. А. Филатова, 3 февраля 1944 года вышло постановление ГКО, а 10 марта 1944 года издан Приказ № 181 НКАП об организации на базе бывшего самолетостроительного завода № 35 завода по ремонту самолетов и моторов. И уже весной 1944 года в Смоленске под открытым небом наладили ремонт боевых самолетов. Восстановленные, они улетали прямиком на фронт.
Масштабу и разнообразию экспозиции позавидуют многие музеи
Возрождение и новые высоты
П осле войны в 1946–1947 годах на Смоленском авиационном заводе был освоен ремонт самолетов Як-3, Як-9, Як-11. Военную технику стали переоборудовать в сельскохозяйственный вариант самолетов По-2.
Ремонт самолетов и моторов в послевоенные годы значительно сократился. А в 1949 г. прекратился полностью. Завод приступил к выпуску аэродромного оборудования: лестниц-стремянок, самолетных колодок, подъемников, бензообогревателей, привязных ремней пилота, уголковых отражателей, лыж и запчастей к самолету По-2.
Большими партиями стали производить стартовые тележки для запуска реактивных двигателей, специальные кузова на базе ЗИС-150 для прожекторных установок ЛУЧ-1, установки для проверки гидросистем самолетов, бомбовые тележки.
Возвращение из эвакуации квалифицированных рабочих и специалистов, восстановление цехов и оснащение завода позволили выполнить задание по выпуску планеров А-2 и ВА-3/48, планеров-мишеней ПМ конструкции Г. И. Бакшаева.
Приказом МАП № 352 от 3 июня 1954 года заводу было дано новое серьезное задание, которое в дальнейшем определило его профиль. В 1954 году здесь были созданы новые цеха: плазово-шаблонный, стапельный, агрегатно-сборочный, заготовительно-штамповочный. Через два года предприятие достигло довоенного уровня выпуска продукции.
В 1960 году на заводе было организовано специализированное электротехническое производство — по выпуску автоматических установок и наземных комплексов, систем электропитания и автоматического контроля, счетно-решающих устройств. В дальнейшем из этого образовалось новое предприятие — завод «Измеритель».
В 1960-е годы Смоленский авиационный завод участвовал в подготовке производства и изготовлении агрегатов самолета Ил-62. В Смоленске была выпущена опытная партия крыльев и оперения для Як-36. Завод освоил серийный выпуск комплектов крыла для пассажирского самолета Як-40.
В 1966–68 годах для северных районов СССР были выпущены аэросани-амфибии разработки ОКБ А. Н. Туполева, поставлявшиеся и на экспорт в Финляндию.
В 1967 году на заводе налажено массовое производство сувенирной продукции (нагрудных знаков, юбилейных медалей).
За освоение выпуска новой техники и перевыполнение заданий восьмой пятилетки Смоленский авиационный завод в 1971 году награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1972 году предприятие в сжатые сроки произвело подготовку и запуск в производство самолета Як-18Т, совершившего первый полет в мае 1973 года. До 1983 года было выпущено более 500 таких машин, эксплуатировавшихся всеми летными училищами Гражданской авиации СССР.
Также здесь стали изготавливать опытные партии крыльев для спортивно-пилотажного самолета Як-50.
До 1982 года завод выпускал как готовые Як-42, так и комплекты консолей крыла, поставлявшиеся в рамках сложившейся кооперации на Саратовский авиационный завод. Затем в Смоленске было сосредоточено только производство консолей крыльев и воздушных каналов среднего двигателя для Як-42.
С 1980 года на заводе развернулось изготовление крыла, хвостового оперения и сборочных элементов фюзеляжа многоразового воздушно-космического самолета «Буран», что стало особой страницей в истории Смоленского авиационного завода. «Буран» совершил свой единственный полет 15 ноября 1988 года на излете Советского Союза…
В 1984 году началась подготовка производства к выпуску высотного самолета М-55 «Геофизика», разработанного ЭМЗ им. Мясищева. Первый полет М-55 состоялся 16 августа в 1988 году.
В Бюро особых конструкций рождались очень смелые идеи и передовые решения
День нынешний
С ейчас АО «Смоленский авиационный завод» продолжает свое успешное развитие. Здесь обладают огромным опытом, мощной современной материально-технической базой и бесценными кадрами, способными решать задачи мирового уровня… Руководство и сотрудники СмАЗа встречают очередной день рождения предприятия с твердой верой в будущее, которое откроет новую славную страницу в грандиозной истории смоленских авиастроителей…
А это блок управления одной из первых ЭВМ
Краткая история Смоленского авиационного завода
Идея организации в Смоленске авиазавода принадлежит М. Н. Тухачевскому. Будучи командующим войсками Западного фронта, он в письме от 12 апреля 1923 года просит Смоленский Губисполком оказать помощь в скорейшем оборудовании Смоленского аэродрома, а также отвести помещения Ремвоздухмастерским № 2, которые будут развернуты в авиационный завод. В 1924-1925 годах управлением Промвоздуха был разработан проект постройки в Смоленске ремонтно-авиационного завода, а в конце 1925 года началось строительство, которое велось под руководством А. Д. Муратова. В течение 1925-1926 годов были выстроены цеха первой очереди: слесарно-механический, деревообделочный, обойный, малярный, моторный, сборочный, электростанция и сушилка. Первым управляющим завода был назначен М. В. Бавтуто.
8 ноября 1926 года состоялось торжественное открытие Смоленского ремонтно-авиационного завода № 3. В том же году была отремонтирована и сдана в эксплуатацию первая партия самолетов и двигателей. Начальник Промвоздуха на заседании бюро ячейки ВКП(б) завода в июле 1927 года говорил: «Ремонтирует самолеты и моторы завод удовлетворительно, даже лучше старых авиазаводов». Постепенно завод переходит от единичного ремонта самолетов к серийному. Вводятся в эксплуатацию новые цеха, в которых ремонтируются самолеты Р-1, И-2, И-3, Р-5, Р-6, ТБ-1, моторы М-5, М-11, М-17 и М-34.
1 июня 1928 года Ремонтно-авиационный завод № 3 был переименован в Завод № 35.
28 мая 1934 года приказом по Главному авиационному управлению Наркомтяжпрома № 28/182 с завода № 39 им. Менжинского на завод № 35 было переведено Бюро особых конструкций (БОК), основным направлением работ которого, было создание летательных аппаратов для стратосферных и сверхдальних полетов. Главным конструктором завода № 35 был утвержден В. А. Чижевский.
Первой работой Бюро Особых Конструкций завода № 35 стала модернизация гондолы от стратостата СССР-1 с целью ее использования на стратостате СССР-1бис, совершившем полет 26 июня 1935 года. В дальнейшем, в Смоленске были разработаны и построены первый в СССР стратоплан БОК-1 с гермокабиной, самолет схемы «летающее крыло» БОК-5, экспериментальный высотный самолет БОК-7, рекордный самолет БОК-15 для кругосветного перелета, гондолы стратостатов СССР-2 и СССР-3.
Для ознакомления с экспериментальными самолетами и их испытаний на завод приезжают прославленные летчики: В. П. Чкалов, М. М. Громов, А. Б. Юмашев, П. Д. Осипенко, Г. Ф. Байдуков, П. М. Стефановский, С. А. Данилин, И. Т. Спирин, А. В. Беляков.
В феврале 1938 года БОК переводится из Смоленска в Подлипки Московской обл. и вводится в состав КБ-29.
Зимой 1937-1938 годов заводу было поручено изготовить несколько экземпляров облегченного варианта серийного самолета Р-5 для снятия с дрейфующих льдов группы И. Д. Папанина. В составе экспедиции на ледоколе «Таймыр» находился обеспечивавший эксплуатацию приспособленных для арктических полетов Р-5 сборщик-механик М. А. Елисеев. В связи с этим в апреле 1938 года он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, став первым орденоносцем среди смоленских авиастроителей.
В 1938-1939 годах завод освоил ремонт самолетов СБ, И-15, И-16, моторов М-100, М-25. В 1939-1941 годах на заводе велась подготовка производства к крупносерийному выпуску новейших для того времени самолетов Ил-2, но начавшаяся война сорвала эти планы. Фронт быстро приближался к Смоленску, и завод был эвакуирован. Уже 7 июля 1941 года первая часть эвакуированных работников была зачислена в штат строившегося в г. Куйбышеве завода № 122. Смоляне составили 90% квалифицированной рабочей силы нового предприятия. Полностью вывезенные с завода № 35, оборудование и оснастка по Ил-2 позволили практически в чистом поле приступить к выпуску боевых самолетов. В октябре 1941 года коллективы заводов № 35 и № 122 вошли в состав завода № 1, эвакуированного из Москвы (ныне самарский завод «Прогресс»).
Более 500 работников завода ушли на фронт, многие работали в авиаремонтных полевых бригадах, некоторые выполняли задания в тылу врага.
25 сентября 1943 года советские войска освободили Смоленск. Завод был разрушен до основания: из 23-х крупных производственных зданий не осталось ни одного, общий ущерб составил 46 млн. руб. Благодаря инициативе директора завода М. А. Филатова, 03 февраля 1944 года вышло постановление ГКО, а 10 марта 1944 года издан Приказ № 181 НКАП об организации на базе бывшего самолетостроительного завода № 35 в Смоленске завода по ремонту самолетов и моторов. Уже весной 1944 года под открытым небом был налажен ремонт самолетов Ил-2, Ла-5, Як-7, Ла-7. Восстановленные машины улетали прямо на фронт
В 1946-1947 годах освоен ремонт самолетов Як-3, Як-9, Як-11 (за 3 послевоенных года отремонтировано около 400 машин), проводятся работы по переоборудованию в сельскохозяйственный вариант самолетов По-2.
После окончания войны ремонт самолетов и моторов сокращается и полностью прекращается в 1949г. Завод приступает к выпуску аэродромного оборудования : лестниц-стремянок, самолетных колодок, подъемников, бензообогревателей, привязных ремней пилота, уголковых отражателей, лыж и запчастей к самолету По-2. Выпускаются большими партиями стартовые тележки для запуска реактивных двигателей (в 1950-65 г.г. поставлено более 6000 комплектов), специальные кузова на базе ЗИС-150 для прожекторных установок ЛУЧ-1 (в 1950г. выпущено 60 комплектов), установки для проверки гидросистем самолетов, бомбовые тележки. Возвращение из эвакуации квалифицированных рабочих и специалистов, восстановление цехов и оснащение завода позволили выполнить задание по выпуску планеров А-2 (в 1949-51 г.г. выпущено более 200 шт.) и ВА-3/48, планеров-мишеней ПМ конструкции Г. И. Бакшаева.
Приказом МАП № 352 от 03 июня 1954 года заводу было дано новое ответственное задание, которое в дальнейшем определило его профиль.
В 1954 году создаются новые цеха: плазово-шаблонный, стапельный, агрегатно-сборочный, заготовительно-штамповочный.
В 1956 году завод достиг довоенного уровня выпуска продукции.
Завод участвовал в подготовке производства и изготовлении агрегатов самолета Ил-62. В Смоленске была выпущена опытная партия крыльев и оперения для Як-36.
С 1965 года завод осваивает серийный выпуск комплектов крыла для пассажирского самолета Як-40.
В 1966-1968 годах для северных районов СССР были выпущены аэросани-амфибии разработки ОКБ А. Н. Туполева, поставлявшиеся и на экспорт (в Финляндию).
С 1967 года на заводе налажено массовое производство сувенирной продукции (нагрудных знаков, юбилейных медалей и т.п.). В отдельные годы объем выпуска превышал 1 млн. шт. За освоение выпуска новой техники и перевыполнение заданий восьмой пятилетки Смоленский авиационный завод в 1971 году награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1972 году завод в сжатые сроки произвел подготовку и запуск в производство самолета Як-18Т, совершившего первый полет в мае 1973 года. До 1983 года было выпущено более 500 машин, эксплуатировавшихся всеми летными училищами Гражданской авиации СССР.
В 1973-1974 годах изготовлена опытная партия крыльев для спортивно-пилотажного самолета Як-50.
В 1975 году в честь XXV съезда КПСС коллектив завода досрочно изготовил комплект стреловидного крыла, оперения и мотогондол для самолета Як-42. Первый предсерийный самолет взлетел с аэродрома Смоленского авиазавода 26 октября 1976 года.
До 1982 года завод выпускал как готовые Як-42, так и комплекты консолей крыла, поставлявшиеся в рамках сложившейся кооперации на Саратовский авиационный завод. Затем в Смоленске было сосредоточено только производство консолей крыльев и воздушных каналов среднего двигателя для Як-42.
Начиная с 1980 года, на заводе разворачивается изготовление крыла, хвостового оперения и сборочных элементов фюзеляжа многоразового воздушно-космического самолета «Буран».
В 1984 году начинается подготовка производства к выпуску высотного самолета М-55 «Геофизика», разработанного ЭМЗ им. Мясищева. Первый полет М-55 состоялся в 16 августа 1988 году.
В 1992 году на заводе организована доработка самолетов Як-40 в вариант Як-40Д с увеличенным объемом топливных баков под заправку 6 т. топлива. В рамках конверсии налажено производство автоматизированных настилочных комплексов «Комета» и мерильно-браковочных машин МК-001РС для легкой и текстильной промышленности.
В 1993 году для поставки на экспорт возобновлено производство самолетов Як-18Т, а также выпущена опытная партия легкомоторных самолетов Як-112 разработки ОКБ им. А. С. Яковлева.
28 декабря 1993 года в Смоленске совершил первый полет легкий многоцелевой самолет СМ-92 «Финист», разработанный под руководством В. П. Кондратьева. На заводе развернуто его серийное производство. В 1995 году изготовлен патрульный вариант СМ-92П для ФПС РФ.
В 1995 году был выпущен опытный самолет СМ-94-1, представляющий собой модификацию Як-18Т. Завод принял участие в изготовлении первого опытного самолета Як-130, взлетевшего 26 апреля 1996 года.
С 1996 года производится комплексная доработка самолетов Як-40 в административный вариант, включающая в себя установку радиооборудования для полетов по международным линиям, оборудование салона бизнес-класса и наружную окраску полиуретановыми эмалями.
В 2000 году создан совместно с ОКБ «Сухого» сельскохозяйственный самолет СУ-38.
В мае 2000 года возобновлено изготовление товаров народного потребления. Производится оборудование для легкой промышленности, широкий ассортимент складной металлической мебели и товаров для рыбалки.
В 2002 году завод принимает участие в программах «Як-130» и «ТУ-154М» по изготовлению законцовок крыла.
В 2003 году ОАО «СмАЗ» представил на авиасалоне МАКС-2003 семейство новых самолетов, изготовленных по разработке ООО «НКФ «Техноавиа» (главный конструктор – В.П. Кондратьев): СМ-2000, СМ-2000П, СП-55М, СМ-92, СМ-92Т «Турбо-Финист».
В мае 2004 года Указом Президента РФ предприятие включено в состав ОАО «Корпорация «Тактическое вооружение».
Летом 2004 года проведены испытания шестиместного гидросамолета СМ-92 на поплавковом шасси, обеспечивающем посадку на воду, и СМ-92 – амфибийный вариант, обеспечивающем посадку на грунтовые аэродромы и неподготовленные площадки.
Сентябрь 2004 года – завод принимает участие в Гидроавиасалоне- 2004.
В декабре 2004 года Смоленский авиационный завод участвует в III Международном Сибирском авиационно-космическом салоне «САКС-2004», где представляет направление легкой авиации.
В 2006 году ОАО «СмАЗ» выиграло конкурс на производство самолетов первоначального обучения, были заключены контракты на поставку самолетов Як-18Т 36 серии летным училищам гражданской авиации (изготовлено 60 и модернизировано 11 самолетов).
18 декабря 2008 года самолет СМ-92Т сертифицирован для пассажирских перевозок, получен сертификат типа Авиационного Регистра Межгосударственного Авиационного Комитета (АР МАК) № СТ294-СМ-92Т).
26 мая 2009 года создано совместное российско-чешское предприятие «CONSUL GROUP OF COMPANIES S.R.O» с участием фирмы «Orbis Avia», Чехия.
За постоянное участие в Международном авиационно-космическом салоне «МАКС» в 2013 году ОАО «СмАЗ» награждено дипломом и юбилейной медалью «МАКС 20 лет».
В настоящее время предприятие продолжает работу по развитию малой авиации и обеспечению государственного оборонного заказа.
С 23.07.2015 года переименовано в Акционерное общество «Смоленский авиационный завод».