смирнов что такое история и зачем она нужна
Труды исторического факультета МГУ
ISBN / ISSN: 978-5-901882-76-4
Подробная информация о публикации:
Масштабный издательский проект «Труды исторического факультета МГУ» создан в 1998 году по инициативе декана факультета академика РАН С.П. Карпова и утвержден Ученым советом факультета.
Решение о публикации издания под грифом «Труды исторического факультета МГУ» принимается на основании решения и рекомендации соответствующей кафедры на заседании Ученого совета исторического факультета.
Серия I. Исторические источники
Данная серия посвящена публикации исторических источников по всем аспектам всеобщей и отечественной истории, подготовленных к изданию сотрудниками и преподавателями факультета. Тематика изданий отражает педагогические, исследовательские и научные интересы авторов.
Серия II. Исторические исследования
Это наиболее масштабная и представительная серия «Трудов исторического факультета МГУ», в которой публикуются монографические исследования профессоров, преподавателей, сотрудников факультета, материалы памятных сборников, научных конференций, проводимых на историческом факультете, и т.д.
Серия III. Instrumenta Studiorum
В рамках данной серии в основном публикуются учебные программы и учебные пособия, что и определено ее структурой. Но в этой серии могут быть изданы книги, не связанные напрямую с жанром учебной литературы, но которые могут и должны быть использованы в учебном процессе (антологии, собрание учебных заданий, прочая дополнительная учебная литература).
Серия IV. Биобиблиографии
Название серии прямо отражает ее цели и задачи – публикация возможно более полной и научно выверенной библиографии ученого с биографическими сведениями об авторе и соответственно с указанием литературы, которая ему посвящена.
Серия V. Периодические издания
Регулярно и с определенной периодичностью выходящие издания, которые выпускают отдельные кафедры исторического факультета, публикуются именно в этой серии «Трудов Исторического факультета МГУ».
За время существования проекта во всех его сериях было издано более 170 научных монографий, учебных пособий, учебных программ, публикаций источников, материалов памятных сборников и научных конференций, библиографий, биобиблиографий и т.д., многие из которых получили заслуженное признание в отечественной и мировой историографии, были удостоены наград и премий.
© 1997-2021
Исторический факультет
МГУ имени М.В. Ломоносова
119192, г. Москва,
Ломоносовский проспект, д.27, корп.4,
исторический факультет
МГУ имени М.В. Ломоносова
ЛЮДИ, ТВОРЯЩИЕ ИСТОРИЮ. О КНИГЕ В.П СМИРНОВА «ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА?
History makers
Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ в рамках исследовательского проекта No 20-18-0286.
М. Ц. АРЗАКАНЯН ( MARINA ARZAKANYAN )
Рубрика: Читая книги
Арзаканян М. Ц. Люди, творящие историю. О книге В.П Смирнова «Что такое история и зачем она нужна? // Диалог со временем. 2020. Вып. 71. С. 359-366.
Короткая ссылка: https://roii.ru/r/1/71.41
Ключевые слова: история, историки, историческая память, «академическое дело», культ личности
Статья посвящена видению В.П. Смирновым главных проблем и вопросов исторической науки, представленных в рецензируемой книге. Автор статьи останавливается на структуре работы, ее основных идеях и особенно выделяет тему личности в истории.
Keywords: history, historians, historical memory, “academic case”, personality cult
The article discusses the interpretation of the main problems and questions of historical discipline by V.P. Smirnov. The author of the article dwells on the structure of work and its points. Particular attention is paid to the role of personality in history.
Итак, где и в чем искать истоки истории? Кем были ее первые твор-цы? Невероятно трудно ответить на этот вопрос. В.П. Смирнов пишет: «Потребность людей в истории привела к тому, что еще в древних цивилизациях (в Китае, Индии, Месопотамии, Египте, Древней Греции и Древнем Риме) находились люди, чаще всего священнослужители, которые собирали старинные мифы и легенды, записывали сведения о главных событиях прошлого и настоящего, составляли своеобразные исторические хроники. Их можно назвать первыми историками, хотя они часто занимались и многими другими делами: были политиками, администраторами, полководцами» (с. 11). На мой взгляд, истоки истории можно связать с возникновением письменности. Европейская цивилизация главным образом базируется на цивилизациях Древних Греции и Рима. Они же, в свою очередь, вобрали в себя знание, в том числе историческое, древних ближневосточных государств – прежде всего Месопотамии и Египта, где уже на рубеже IV–III тыс. до н. э. существовала письменность.
Древние египтяне изобрели иероглифическое (рисунчатое) письмо в самом начале III тыс. до н.э., с течением времени оно совершенствовалось. Сначала высекали иероглифы на каменных стелах, а затем стали использовать свитки папируса. Текст наносили кисточками из стеблей камыша специально приготовленными чернилами – черными из сажи с добавлением клея и красными из отвара корней травы марены. А в Междуречье еще раньше, в IV тыс. до н.э. древние шумеры изобрели клинописное письмо. Его наносили на влажную глиняную табличку с помощью острой прямоугольной палочки. Начало расшифровки клинописи было положено в XIX в. Георгом Гротефендом. В XX в. это дело продолжал советский историк Игорь Михайлович Дьяконов. На Древнем Востоке была создана первая библиотека – настоящий кладезь знаний. Ее основал ассирийский царь Ашшурбанипал в своем дворце в Ниневии в 7 в. до н.э. Собрание царя состояло из десятков тысяч глиняных табличек.
Отвлекусь ненадолго от своего хронологического повествования на дискуссионную тему, поднятую в начале книги В.П. Смирнова. Речь идет об исторической памяти, рассмотрению которой посвящен небольшой параграф. В нем автор подчеркивает: «Очень важную роль в формировании представлений о прошлом играет историческая память, то есть коллективные воспоминания племен, народов и наций о пережитых ими исторических событиях и деятельности исторических личностей. Историческая память имеет не индивидуальный, а коллективный характер. Это память общества, а не отдельных людей; составная часть общественного сознания и коллективной психологии». И далее: «Историческая память – неотъемлемый элемент национального самосознания, национальной культуры и самоидентификации нации. Это неисчерпаемый источник, питающий чувство гордости – а иногда и позора – за свою нацию и государство, за свою национальную историю» (с. 19). Думаю, что «модная» тема исторической памяти пока изучена лишь поверхностно. Слишком много вопросов она оставляет открытыми. Что такое «коллективный характер»? О каком конкретном коллективе идет речь? Одно и то же событие в одной стране воспринимается так, а в другой иначе. В одном государстве часть общества (класс, сословие, прослойка) может воспринимать определенное событие как гордость, а другая – как позор. Значит, коллективная историческая память все же может быть разложена на отдельные, порой противоположные, компоненты. Словом, пока вопросов больше, чем ответов. Тем лучше. Пусть молодые историки, взявшие в руки эту книгу, серьезно возьмутся за разработку данной тематики.
Как известно, «колыбелью европейской цивилизации» была Древняя Греция. В IX в. до н.э. греки изобрели алфавит, взяв за основу древние алфавиты финикийцев и арамейцев. Греки писали на покрытых воском дощечках остро отточенным грифелем из кости или благородных металлов. В VIII в. до н.э. полулегендарный Гомер сочинил гекзаметром эпические поэмы «Илиаду» и «Одиссею». А в V в. до н.э. появились первые греки-историки. Автор далее останавливается на работах древнеримских историков. Но я хочу немного задержать внимание читателя на Греции.
После распада в конце IV в. до н.э. огромной державы Александра Македонского и появления на ее территории в собственно Греции, Малой Азии и Египте самостоятельных государств, наступает эпоха эллинизма. Влияние греческого языка и греческой культуры в этих государствах было определяющим. Оно сохранялось даже после завоевания Греции во II в. до н.э. и Египта в I в. до н.э. Римом. Знаменитые историки той поры – Полибий II в. до н.э., Страбон рубежа старой и новой эры, Павсаний и Плутарх II в. – были греками и писали на древнегреческом языке. В эпоху эллинизма история прочно стала отдельной отраслью знания. А одну из девяти древнегреческих муз – Клио – стали теперь называть музой Истории и изображать со свитком и грифельной палочкой в руках.
Еще одно выдающееся событие для всех наук в эпоху эллинизма – создание в III в. до н.э. знаменитой библиотеки египетским царем Птолемеем I в городе Александрия. В общей сложности в ней было собрано по примерным оценкам около 100 тысяч единиц хранения, главным образом в папирусных свитках. Напомню, что во II в. до н.э. в городе Пергам в Малой Азии был изобретен новый писчий материал, пергамент, который делали из специально обработанной шкуры животных. Впоследствии он распространился по всей Европе. В Александрийской библиотеке были собраны «книги» по лирической поэзии, драматургии, философии, истории и другим наукам. Все они были каталогизированы и время от времени переписывались писцами и текстологами. В течение веков в библиотеку для работы съезжались ученые из разных регионов Европы и Азии. В первые века нашей эры знаменитая Александрийская библиотека постепенно была утрачена в периоды завоеваний и пожаров.
Еще во время расцвета древнегреческого гуманитарного знания в Древнем Риме появляются свои историки, пишущие на латинском языке. Автор книги упоминает самых известных из них Тита Ливия и Корнелия Тацита (с. 26-29). Первый жил и творил на рубеже старой и новой эры, второй – на рубеже I и II вв. Тит Ливий выступал за «воспитание патриотизма, чувство гордости за свое отечество», Тацит «призывал писать историю «без гнева и пристрастия» (с. 37). В Древнем Риме историки пользовались большим авторитетом. Недаром Гай Юлий Цезарь (он и сам автор исторических «Записок о галльской войне») сказал: «С самых ранних лет я понял, что истинные поэты и историки – лучшее украшение страны». Последним выдающимся историком Римской империи был Аммиан Марцеллин, живший в IV в. В период Средневековья, при неграмотности подавляющей массы населения, «главными очагами образованности, культуры и распространения исторических знаний стали монастыри, где монахи хранили уцелевшие от времен античности книги и документы, записывали сведения о важнейших событиях, составляли летописи. Писали гусиными перьями на пергаменте… чернилами, которые делалась из чернильных орехов, коры дуба и других деревьев с добавлением естественных красителей, разведенных на масле» (с. 44). Европейские народы воевали, государства создавались и распадались, а монахи-«историки» кропотливо переписывали и сверяли греческие и латинские тексты. Ситуация начала меняться во втором тысячелетии. В период Крестовых походов с Востока было завезено «производство» бумаги. Писать стало легче. В XV в. Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание, что произвело «революцию» в книжном деле.
В.П. Смирнов подчеркивает особый вклад в развитие истории эпохи Возрождения. В XIV в. вокруг Флорентийского университета «сложилась группа историков, филологов и общественных деятелей, называвших себя гуманистами. Они стремились возродить античную культуру, собирали и издавали произведения античных авторов, подражали им в своих работах. Большинство дошедших до нас произведений античной литературы (в т.ч. книги Геродота, Фукидида, Тита Ливия) были спасены от гибели и забвения учеными гуманистами» (с. 46). Автор книги обращает внимание читателей на малоизвестную широкой публике «школу мавристов»: «Очень большую роль в установлении подлинности, собирании и публикации старинных документов сыграли “мавристы” – ученые монахи из ордена св. Мавра (французского отделения ордена св. Бенедикта, центр которого находился в Париже в монастыре Сен-Жермен-де-Пре). Мавристы собрали, опубликовали и проверили подлинность множества исторических документов, на основе которых они написали многотомные сочинения по истории ордена св. Бенедикта, различных французских провинций и французской средневековой литературы» (с. 50). В XIX в. во многих европейских странах жили и творили известные историки, посвятившие себя изучению Древнего Востока, античности, средних веков, национальных историй. К концу XIX в. «история окончательно превратилась в науку» (с. 54).
Самая большая часть рецензируемой книги посвящена развитию исторической науки в России и СССР. Дореволюционной России автор отводит несколько страниц. Он говорит о том, что в нашей стране, как и в Европе, первыми историками были летописцы, и вспоминает слова Пимена из драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов»:
Найдет мой труд усердный безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду,
И пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет».
Далее автор называет имена самых известных русских историков – В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского. Но главное место в этой части книги В.П. Смирнов отдает исторической науке (можно даже сказать судьбе исторической науки) в СССР. Он представляет ее на фоне политической истории страны в эпоху социализма. Названия параграфов говорят сами за себя. Назову некоторые из них: «Октябрьская революция и историческая наука», «Академическое дело», «Перестройка исторического образования в СССР», «Большой террор» и судьбы историков», «Краткий курс» и культ личности», «ХХ съезд», «Оттепель», «Историческая наука в эпоху «застоя», «Перестройка и гласность», «Радикальный пересмотр». Конечно, отрецензировать все эти темы невозможно. Поэтому мне пришлось сделать выборку.
Так называемое «Академическое дело» имело место в конце 20-х годов, когда «Сталин разгромил внутрипартийную оппозицию во главе с Троцким и сосредоточил всю власть в своих руках». Непосредственным поводом для открытия дела стали выборы в Академию наук СССР в январе 1929 г. на которых не были избраны три историка-марксиста. После этого в Ленинград, где тогда располагалась Академия наук, отправилась правительственная комиссия, занявшаяся «чисткой» академии. По ее решению были уволены 600 сотрудников. В декабре 1929 г. органы ОГПУ (преемника ВЧК) обвинили ряд историков во главе с Сергеем Федоровичем Платоновым и Евгением Викторовичем Тарле в антисоветском заговоре. «В середине января 1930 г. арестовали Платонова. Следователи изображали его главой будущего антисоветского правительства, которое “заговорщики” будто бы хотели сформировать после свержения советской власти. Через две недели арестовали Тарле, по утверждению следователей, – будущего министра иностранных дел в «правительстве Платонова» (с. 64). К «Академическому делу» привлекли 115 человек. Их судьбу решила коллегия ОГПУ, которая в августе 1931 г. приговорила 29 человек к различным срокам заключения и ссылке. «Тем не менее, – замечает В.П. Смирнов, – приговор считался относительно мягким: никого не расстреляли, ссылали в крупные города, а не в тундру или тайгу… ссыльные жили в снимаемых ими квартирах, обычно вместе с родственниками, могли получать книги и газеты» (с. 65). Однако судьба опальных историков сложилась по-разному. Платонов умер в 1933 г. в ссылке в Самаре. Сосланный в Алма-Ату Тарле начал там работать над биографией Наполеона. Впоследствии Тарле был восстановлен в звании академика, стал известнейшим советским историком, трижды лауреатом Сталинской премии. По «Академическому делу» проходил и Н.П. Лихачев, о котором речь шла выше. В 1931–1933 гг. он отбывал ссылку в Астрахани. Его уникальная личная коллекция рукописей была конфискована и передана в различные музеи и библиотеки. Именно благодаря этому печальному событию и личной драме ученого ГМИИ им. А.С. Пушкина и имеет в сво-их фондах 1600 древних глиняных табличек, с которыми сегодня могут работать ученые-востоковеды. Лихачев умер в 1936 г. в Ленинграде.
Поэты, допущенные на празднование юбилея в Большом театре, изъяснялись стихами. Так «Якуб Колас, обращаясь к «вождю народов», воскликнул: «Учитель наш мудрый / Для счастья людского ты солнцем взошел над землей». А трижды лауреат Сталинской премии Александр Твардовский «от имени советских писателей благодарил Сталина в следующих словах: «Великий вождь, любимый наш отец… Спасибо Вам, что Вы нас привели из тьмы глухой туда, где свет и счастье» (с. 90).
В заключение мне остается лишь сказать, что книга В.П. Смирнова содержит множество сведений об истории и историках. И каждый, будь то уже состоявшийся историк, или лишь начинающий свой путь в науку, прославляемую музой Клио, студент сможет развивать идеи автора и поставленные им вопросы.
БИБЛИОГРАФИЯ / REFERENCES
Арзаканян М.Ц. Советские историки. Поколения и традиции. Размышления по поводу книги Л.А. Сидоровой «Советские историки: духовный и научный облик» // Диалог со временем. 2019. Вып. 68. С. 356-363. [Arzakanyan M.C. Sovetskie istoriki. Pokoleniya i tradicii. Razmyshleniya po povodu knigi L.A.Sidorovoj «Sovetskie istoriki: duhovnyj i nauchnyj oblik» // Dialog so vremenem. 2019. Vyp. 68. S. 356-363].
Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986 [Blok M. Apologiya istorii ili remeslo istorika. M., 1986].
Историческая наука на рубеже XX – XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М.: «Кругъ», 2011. 560 с. [Istoricheskaya nauka na rubezhe XX – XXI vv.: social’nye teorii i istoriograficheskaya praktika. M.: «Krug»», 2011. 560 s.]
Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2008. [Repina L.P., Zvereva V.V., Paramonova M.YU. Istoriya istoricheskogo znaniya. M., 2008.].
Сидорова Л.А. Советская историческая наука середины ХХ века: синтез трех поколений историков. М.: 2008. [Sidorova L.A. Sovetskaya istoricheskaya nauka serediny ХХ veka: sintez trekh pokolenij istorikov. M.: 2008.].
Сидорова Л.А. Советские историки: духовный и научный облик. М.: СПб., 2017. [Sidorova L.A. Sovetskie istoriki: duhovnyj i nauchnyj oblik. M.: Spb. 2017].
Словарь античности. М.: 1989. [Slovar’ antichnosti. M.: 1989.].
Смирнов В.П. От Сталина до Ельцина. Автопортрет на фоне эпохи. М.: Новый хронограф, 2011. 501 с. [Smirnov V.P. Ot Stalina do El’cina. Avtoportret na fone epohi. M., 2011.].
Смирнов В.П. Что такое история и зачем она нужна? (размышления историка). М.: 2019. [Smirnov V.P. CHto takoe istoriya i zachem ona nuzhna? (razmyshleniya istorika). M.: 2019].
Смирнов В.П. Франция во время Второй мировой войны. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961. 109 с. [Smirnov V.P. Franciya vo vremya Vtoroj mirovoj vojny. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1961. 109 s.]
Смирнов В.П. «Странная война» и поражение Франции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1963. 396 с. [Smirnov V.P. «Strannaya vojna» i porazhenie Francii. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1963. 396 s.]
Смирнов В.П. Движение Сопротивления во Франции, М.: Мысль, 1974. 327 с. [Smirnov V.P. Dvizhenie Soprotivleniya vo Francii, M.: Mysl’, 1974. 327 s.]
Смирнов В.П. Новейшая история Франции. 1918–1975. М.: Высшая школа, 1979. 376 с. [Smirnov V.P. Novejshaya istoriya Francii. 1918–1975. M.: Vysshaya shkola, 1979. 376 s.]
Смирнов В.П. Франция: страна, люди, традиции. М.: Мысль, 1988. 287 с. [Smirnov V.P. Franciya: strana, lyudi, tradicii. M.: Mysl’, 1988. 287 s.]
Смирнов В.П., Посконин В.С. Традиции Великой французской революции в идейно-политической жизни Франции. 1789–1989. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 219 с. [Smirnov V.P., Poskonin V.S. Tradicii Velikoj francuzskoj revolyucii v idejno-politicheskoj zhizni Francii. 1789–1989. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1991. 219 s.]
Смирнов В.П. Франция в ХХ веке. М.: Дрофа, 2001. 370 с. [Smirnov V.P. Franciya v XX veke. M.: Drofa, 2001. 370 s.]
Смирнов В.П. Образы Франции. История, люди, традиции. М.: Ломоносовъ, 2017. 248 с. [Smirnov V.P. Obrazy Francii. Istoriya, lyudi, tradicii. M.: Lomonosov», 2017. 248 s.]
Смирнов В.П. Краткая история Второй мировой войны. М.: Весь мир, 2005. 352 с. [Smirnov V.P. Kratkaya istoriya Vtoroj mirovoj vojny. M.: Ves’ mir, 2005. 352 s.]
Смирнов В.П. Две войны – одна победа. М.: Аст-Пресс. 2015. 416 с.[ Smirnov V.P. Dve vojny – odna pobeda. M.: Ast-Press. 2015. 416 s.]
Смирнов 1961; 1963; 1974; 1979; 1988; 1991; 2001; 2017. ↩
Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986: 17-18. ↩
Об истории собрания древневосточных коллекций мне рассказала молодой сотрудник музея, искусствовед А.В. Миронова. ↩
Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1950: 3. ↩
«Бессовестный народ из маменькиных сынков» Умер протоиерей Дмитрий Смирнов. Что он думал о мужчинах, женщинах, богатстве и атеистах?
В среду, 21 октября, в РПЦ сообщили о кончине одного из самых известных и точно самых скандальных священников России — протоиерея Дмитрия Смирнова. Ему было 69 лет, о причинах смерти священнослужителя не сообщается. В РПЦ Смирнов возглавлял патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Эти ценности он защищал со всей страстью — едва ли не каждое высказывание протоиерея вызывало скандал: он сравнивал гражданских жен с бесплатными проститутками, предлагал атеистам покончить с собой и выступал против обучения девочек в школах. Главные высказывания Смирнова — в материале «Ленты.ру».
«Женщины слабее умом. Конечно, бывают какие-нибудь Марии Кюри, но все-таки это редкость».
«Чего [девочкам] там в этой школе делать? Учиться зависти, обзыванию, скверным словам, хамству учителям? А так она будет уже готовая мама. Все будет уметь».
«Неохота сказать «я бесплатная проститутка», поэтому говорят: «у меня гражданский брак». Здрасьте! Да нет, ты просто бесплатно оказываешь услуги — и все, а так тебя никто за жену не считает».
«Когда мужчина покупает автомобиль, он почему-то его регистрирует. Ему даже дают два регистрационных номера — спереди и сзади. Когда получает квартиру, тоже быстро регистрирует. А брак считается чем-то третьестепенным».
«[Российские мужчины —] это вообще бессовестный народ из маменькиных сынков».
«Если взять юношу тридцатых годов и современного — у нас только в спецназе мужики остались».
«У нашего народа абортированное сознание. Это народ-убийца».
«Слышь, псина, куда ты идешь?»
«Когда придут к нам с юга мусульмане, а с востока — азиаты, и мы будем у них в подчинении, тогда узнаем, что такое варикоз».
«Современный мусульманин — он хочет умереть за свою веру. Он обматывает себя динамитом. (. ) А почему эти юноши умирают? Потому что они не хотят, чтобы у них было государство, которым правят педерасты».
«Следующий шаг от тяжелого рока — это трава, а следующий шаг — это уже кокаин».
«У меня тоже дети, мы аккуратно подбираем фильмы, которые хорошо посмотреть, а есть фильмы, которые не надо смотреть, а есть мультфильмы — их вообще не надо смотреть, кроме старых».
«Дайте мне 10 лет и полномочия — я вам увеличу рождаемость в стране на несколько миллионов человек в год».
«[Половое просвещение должно быть] только в рамках семьи. Как только это выходит за рамки, сразу начинается блуд, разврат и незнамо что».
«Зачем [детей] в детские дома? Я готов всех усыновить. И таких, как я, тысячи. Если детей, которые не нужны матерям, предложить женщинам, которые не могут иметь детей, этот вопрос решится в течение недели».
«Мегаполис сам по себе — это вообще существование не жизненное. Господь дал человеку землю, да еще в раю, а мегаполис — это противоположность этому раю, это просто ад!»
«Каждый нормальный христианин мужского пола должен желать стать священником».
«Последовательный атеист должен покончить самоубийством. Потому что нет смысла «жить, учиться и бороться», если после смерти только лопух вырастет. Уж лучше сразу в гроб. Но этого же нет? Значит, атеисты это не настоящие. Боятся чего-то».
«Когда я учился в семинарии, я изучал пособие для пастырей XIX века. И там написано, что священник должен жить скромно. Он «должен довольствоваться квартирой в семь-восемь комнат и комнатой для прислуги». Довольствоваться! А журналисты гоняются за жареными фактами — часы не те, ботинки не такие. Я за свою деятельность пастырскую пока еще не купил себе ни одной машины. Зачем мне покупать? Мне мой народ дарит. Какую подарят — на такой и езжу».
«Люди, у которых дети учатся за границей, у которых за границей много собственности, большая часть их капиталов за границей — они нам будут говорить о патриотизме? Но мы ж тоже не полные дураки! Взять и спросить: слышь, патриот, а где твои активы?»
«Люди, ничего не зная, посылают мне угрозы с матом, угрожают меня избить и прочее. Что я кому плохого сделал?»
In Memoriam
10.07.2020 Владислав Павлович Смирнов (3.12.1929 – 10.07.2020) 3053
Деканат исторического факультета МГУ и кафедра новой и новейшей истории с глубоким прискорбием сообщают, что 10 июля 2020 года ушел из жизни замечательный человек, ученый с мировым именем, великий педагог и любимый многими Учитель, доктор исторических наук, Заслуженный профессор Московского университета Владислав Павлович Смирнов.
Владислав Павлович 60 лет (с 1957 по 2017 гг.) проработал на кафедре новой и новейшей истории, где прошел путь от ассистента до профессора. Он принадлежал к тому поколению университетских историков, которое определяло лицо факультета и кафедры на протяжении нескольких десятилетий XX и начала XXI вв. Разносторонне эрудированный человек, по-настоящему влюбленный в свою профессию, блестящий оратор, крупный ученый, мудрый учитель и талантливый педагог, воспитавший десятки выпускников, 16 кандидатов и 5 докторов исторических наук, неизменно доброжелательный и чуткий, готовый поделиться своими знаниями, но строгий к любым про-явлениям научной небрежности – таким мы знали Владислава Павловича.
Он оставил после себя сотни научных работ, и даже те, которые были написаны им в 60-70-е гг., например, монографии ««Странная война» и поражение Франции» (1963 г.) или «Движение Сопротивления во Франции в годы Второй мировой войны» (1974 г.), не потеряли своих научной значимости и актуальности.
Владислав Павлович много лет читал общие и специальные курсы на историческом и филологическом факультетах, факультете журналистики, в ИСАА и Институте повышения квалификации МГУ. На основе своих лекционных материалов он подготовил несколько учебников и учебных пособий. В 1979 году вышла «Новейшая история Франции. 1918-1975«, в 2001 году – «Франция в XX веке«. В.П. Смирнов увлекательно излагает историю Третьей, Четвертой и Пятой республик, подробно останавливаясь на исторических традициях Франции, внутренней и внешней политике, парламентских и президентских выборах, политических партиях, профсоюзном движении, колониальном вопросе, двух мировых войнах, социальной истории, экономическом развитии, проблемах идеологии и культуры.
Владислав Павлович хорошо знал историю Франции и её современное состояние. В 1988 г. он издал обобщающую книгу «Франция: страна, люди, традиции«, в которой коснулся прошлого Франции, поведал о политических традициях и современной политической истории страны, описал многовековые связи России и Франции, а также выступил в роли историка-этнографа, охарактеризовал французский национальный характер. В 2017 году вышла в свет существенно обновленная редакция этой книги под названием Образы Франции. История, люди, традиции«.
Самый крупный отечественный специалист по истории Франции военной и послевоенной эпохи, В.П. Смирнов не переставал писать вплоть до самых последних лет и даже месяцев жизни, сохраняя удивительную разносторонность интересов. Так, в 2015 г. вышло его исследование об истории двух мировых войн («Две войны – одна победа«), а три года спустя – историко-философская книга «Что такое история и зачем она нужна (размышления историка)«. Он также оставил нам интереснейшие воспоминания.
Владислава Павловича всегда отличали научная и человеческая порядочность, интеллигентность, живой ум, жажда жизни и познаний. И вот его нет… Мы скорбим о нашем коллеге, учителе, друге.
В связи с кончиной Владислава Павловича Смирнова в адрес исторического факультета поступают соболезнования:
Свои соболезнования выразили подписчики страниц исторического факультета в социальных сетях «ВКонтакте» и «Facebook».