слезкин у истоков американской истории
Слезкин у истоков американской истории
КНИГИ ПО ИСТОРИИ США
Название: У истоков американской истории: Виргиния. Новый Плимут, 1606-1642.\ Легенда, утопия, быль в ранней американской истории.
Автор: Слёзкин Л. Ю.
Жанр: монография
Описание: В книге повествуется о том, как на территории современных США возникли первые английские колонии, почему их поселенцы покинули родину, кем были, как начинали жизнь в незнакомой стране, об их встрече с индейцами.
Это книга о людях, принесших с собой из Англии и взрастивших на американской земле семена буржуазных отношений. Рассказ ведется на основе изучения максимального числа доступных первоисточников.
Оглавление
ОТ АВТОРА
ВВЕДЕНИЕ
ВИРГИНИЯ
Глава первая ВИРГИНСКАЯ КОМПАНИЯ
Глава вторая КАПИТАН ДЖОН СМИТ
Глава третья ТРУДНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ
Глава четвертая «ВЗЛЕТ» И БАНКРОТСТВО
Глава пятая «РАССКАЗ О НАСИЛИИ И МОШЕННИЧЕСТВЕ»
Глава шестая КОРОЛЕВСКАЯ КОЛОНИЯ: «АРИСТОКРАТЫ» И РАБЫ
Глава седьмая ИЗГНАНИЕ ГУБЕРНАТОРА ДЖОНА ХАРВИНОВЫЙ ПЛИМУТ
Глава восьмая ПИЛИГРИМЫ
Глава девятая СОГЛАШЕНИЕ НА «МЭЙФЛАУЭР»
Глава десятая «НОВЫЙ ХАНААН»
Глава одиннадцатая «ХАНААН» МЕНЯЕТ ОБЛИК
Глава двенадцатая «ИДОЛОПОКЛОННИК». «БИЗНЕСМЕН» «ИСКАТЕЛЬ»
Глава тринадцатая «ВЕЛИКИЕ ОСНОВЫ» — «СТАТЬИ СОГЛАШЕНИЯ»
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Издательство: Москва: Наука
год 1978
Слезкин Л.Ю. Легенда, утопия, быль в ранней американской истории.
В книге рассказывается о появлении англичан в Северной Америке, о том, что они хотели там найти, что пытались создать, о легендах, связанных с этим периодом, об утопических мечтах первых поселенцев и, конечно, о том, каковы были в действительности мотивы их поступков и что создали те, от кого ведут свою историю современные американцы.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
От редактора (3).
От автора (9).
Глава первая. Матрос Дэвид Ингрэм попадает в историю (в буквальном и переносном смысле) (11).
Глава вторая. Фаворит королевы сэр Уолтер Рэли основывает и теряет колонию Виргиния (37).
Глава третья. Невероятные приключения и несомненные достоинства капитана Джона Смита (55).
Глава четвертая. Среди неотложных забот губернатор Уильям Брэдфорд берется за составление летописи управляемой им колонии (78).
Глава пятая. «Город на холме» пуританина Джона Уинтропа, эсквайра (116).
Заключение (155).
Примечания (156).
Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории. Массачусетс. Мэриленд. 1630-1642
Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории. Массачусетс. Мэриленд. 1630-1642
Монография. — Москва: Наука, 1980. — 349 с.
Информация о файле: pdf, 28 mb
В 30-х годах XVII в. попытка утвердить «истинное» вероучение, создать соответствующее образцовое общество и проложить путь в «лучший мир» была предпринята в английской колонии Массачусетс на континенте Северной Америки. Тогда же в другой английской колонии — Мэриленд попытались искусственно сохранить старый мир, разрушавшийся в метрополии под натиском новых материальных и духовных сил. О том, чем вызывались эти попытки, как осуществлялись и куда привели, рассказывает данная книга, подводя тем читателя к важнейшим истокам американской истории.
Книга является законченным самостоятельным исследованием и одновременно продолжением первой книги под тем же названием с подзаголовком «Виргиния. Новый Плимут. 1606—1642». Вместе они посвящены изучению самого раннего этапа американской истории — истории английских колоний в Северной Америке от их основания до Английской революции 40-х годов XVII в.
Рассказ ведется на основе изучения максимального числа доступных первоисточников. Описываемые события и приводимые документы почти или совсем неизвестны нашему читателю.
Содержание
Массачусетс
Компания Массачусетской бухты
Основание «города на холме»
Утопия «пуританской утопии»
Тревожные симптомы
Антиномийский кризис
Пекотская война. Конец «пуританской утопии»
Режим олигархии
Свод свобод
Мэриленд
Лорд Балтимор, католик
Первые годы провинции
Генеральная Ассамблея
Колонисты. Индейцы. Иезуиты
Заключение
Указатель имен
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!
Слезкин у истоков американской истории
Название: Царство сынов Солнца.
Автор: Кузьмищев В.А.
Жанр: исследование
Описание: О происхождении государства инков, об истории, организации и культуре царства сынов Солнца и его гибели под пятой испанских конкистадоров рассказывается в этой книге.
Название: Сообщение о делах в Юкатане.
Автор: Диего де Ланда
Жанр: исследование
Описание: «Сообщение о делах в Юкатане» Диэго де Ланда – основной источник по истории и этнографии индейцев майя во времена испанского завоевания. Ланда недаром называли «первоначальным историком» (historiador primordial) Юкатана» В его работе нашли отражение все стороны жизни древних майя. Приводимые им сведения подтверждаются другими испанскими источниками, текстами на языке майя и археологическими исследованиями.
Никакой другой источник XVI в. нельзя сравнить с работой Ланда по богатству и разносторонности материала. Им постоянно пользовались последующие испанские историки Центральной Америки.
Со времени открытия сокращённой копии рукописи Ланда французским американистом Брассёр де Бурбуром в 1863 г. работы европейских и американских учёных о древних майя, как общие обзорные, так и посвящённые отдельным проблемам, неизменно основываются на этом незаменимом источнике.
История публикуемого текста довольно сложна. Есть предположение, что в основу его легли не дошедшие до нас труды Гаспара Антонио Чи, индейца с европейским образованием.
Франсисканский монах Диэго де Ланда составил компиляцию из материалов индейского знатока, добавив сведения из других источников и собственные рассуждения.
Оригинал компиляции Ланда не сохранился, но уцелела сильно сокращённая копия, которая и публикуется
У истоков американской истории. V. Квакерство, Уильям Пенн и основание колонии Пенсильвания. 1681-1701
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Введение
Событие 1776 г., годовщину которого американцы отмечают 4 июля, состояло в том, что 13 британских колоний Северной Америки провозгласили себя независимыми штатами и для отстаивания независимости и общей обороны образовали конфедеративное объединение под названием Соединённые Штаты Америки. Первоначально это название не воспринималось как собственное имя единого государства: в некоторых документах того периода слово united писалось со строчной буквы. Наиболее крупные и многонаселённые колонии – Виргиния, Массачусетс, Нью-Йорк, Пенсильвания – возникли за век или даже за полтора до Американской революции.
Ко времени отделения от Британской империи эти колонии значительно отличались одна от другой: по социальной структуре, политическим, культурным, религиозным традициям. Не зная истории хотя бы главных колоний в подробностях, невозможно понять, как из них смогла составиться жизнеспособная и динамичная федеративная республика.
Лев Юрьевич Слёзкин (17 июня 1920 – 7 апреля 2012), выдающийся российский историк-американист, издал первую из монографий, посвящённых колониальному прошлому отдельных штатов США, в 1978 г. и продолжал над ними трудиться, пока слепота не прервала его работу над пятой книгой из задуманной серии «У истоков американской истории». Автор этих строк дерзает продолжить эту работу, следуя замыслу Л. Ю. Слёзкина в той мере, в какой это возможно для историка, принадлежащего к другому поколению.
Чтобы читатель имел ясное представление, «с какого места он читает», – какое место занимает колония, о которой пойдёт в книге речь, в истории колониального периода будущих США, – позволю себе экскурс об этом.
Колониальный период истории будущих США – это история примерно 16 колоний и двух объединений колоний.
Перечислю колонии в том порядке, в каком они были «основаны», то есть фактически стали отдельными политико-территориальными единицами:
2) Новый Плимут (1620); в 1692 включён в Массачусетс. Эта колония так и не получила статус штата.
3) Нью-Йорк. Этот будущий штат США был основан в 1624 г. голландцами как колония Новые Нидерланды. С 1664 г. под властью Англии и под названием колония Нью-Йорк.
4) Массачусетс (1628).
6) Коннектикут (1637).
7) Делавэр. Этот будущий штат США был основан в 1638 г. шведами как колония Новая Швеция. В 1655 г. завоёван голландцами и несколько лет существовал как часть Новых Нидерландов. С 1664 г. под властью Англии в составе владений герцога Йоркского, с 1682 г. в составе Пенсильвании, в 1701 по Хартии стал отдельной колонией с отдельной легислатурой, но под властью губернатора Пенсильвании. Хотя Делавэр считается одним из 13 первоначальных штатов, окончательно обособился от Пенсильвании он не как колония, а уже как штат США, приняв в сентябре 1776 г. отдельную конституцию.
8) Нью-Гэмпшир (1638), с 1679 г. «королевская заморская провинция», с 1692 г. отдельная колония.
9) Нью-Хэйвен (1638), с 1662 г. в составе Коннектикута.
10) Мэн (1639). Этот будущий штат США был основан как «палатинат Мэн» – собственническая колония, принадлежавшая сэру Фернандо Горджесу, «лорду-собственнику», вассалу короля Карла I. События Английской революции привели к резкому изменению статуса Мэна. В 1652 г. пуританский Массачусетс самовольно включил англиканский Мэн в свой состав. После Реставрации Карл II признал эту аннексию незаконной и в 1664 г. включил Мэн в состав владений герцога Йоркского. Однако с1680 г. Мэн – «провинция», т. е. автономия вновь в составе Массачусетса, а в 1692–1820 гг. – «округ Мэн» – территориальная, но не административная единица в составе Массачусетса, сначала колонии, затем штата. Таким образом, хотя территория Мэна входит в состав первоначальной территории США в границах 1776 г., Мэна нет в числе первоначальных штатов: Мэн стал отдельным штатом США только в 1820 г.
12) Каролина (1663) – до 1670 г. включала только нынешнюю Северную Каролину; территория будущей Южной Каролины была заселена позже.
13) Нью-Джерси (1664), в 1677–1702 гг. колония была разделена на Западную [Нью-]Джерси и Восточную [Нью-]Джерси.
14) Пенсильвания (1682).
15) В 1711 г. колония Каролина была окончательно разделена на Северную и Южную Каролину.
Два объединения колоний – это Конфедерация Новая Англия, 1643–1686, и Доминион Новая Англия, 1686–1689.
Л. Ю. Слёзкин успел написать четыре монографии:
Слёзкин Л. Ю. У истоков американской истории. Виргиния, Новый Плимут. 1606–1642. М.: Наука, 1978.
Слёзкин Л. Ю. У истоков американской истории. Массачусетс, Мэриленд. 1630–1642. М.: Наука, 1980.
Слёзкин Л. Ю. У истоков американской истории. Виргиния и Мэриленд в годы английской революции 1642–1660. М.: Наука, 1989.
Слёзкин Л. Ю. У истоков американской истории. Роджер Уильямс. 1603–1683. М.: Наука, 1993.
Историю колоний в хронологических рамках, указанных в подзаголовках этих монографий, Л. Ю. Слёзкин описывает наиболее обстоятельно. Он подробно проанализировал социально-экономические основы существования колоний, обстоятельно охарактеризовал все важнейшие, а упомянул и все мало-мальски значимые события данного периода, рассмотрел важнейшие юридические и вероучительные документы, охарактеризовал собственников колоний, всех губернаторов и сколько-нибудь влиятельных религиозных и политических лидеров. Прочим колониям, уже существовавшим в указанные годы, Л. Ю. Слёзкин посвящает либо небольшие очерки – где описывает лишь наиболее значимые события данного периода – либо краткие справки.
Однако в подзаголовке 4-й книги фигурирует не колония, а личность: Роджер Уильямс, основатель американского баптизма 1 и колонии Род-Айленд. Как пояснил сам Л. Ю. Слёзкин, замысел этой монографии претерпел изменения в процессе работы над ней:
«Автор намеревался озаглавить её “Новая Англия в годы Английской революции (1642–1660 гг.)”… В ходе работы стало очевидно, что в изучаемый период наиболее примечательным феноменом, а на его фоне наиболее яркой фигурой в истории Новой Англии предстают колония Род-Айленд и её основатель. Тем более что главные направления развития других колоний и почти все главные действующие там лица те же, что уже обозначены в первой и второй книгах, где речь шла о колониях Новый Плимут и Массачусетс в 1620–1642 гг. Поэтому было естественно сосредоточить главное внимание именно на Род-Айленде, а обратившись к нему – неизбежно на Роджере Уильямсе. Так зародилась мысль написать его биографию. Это позволило, сохранив самое важное из относившегося к истории Новой Англии 1642–1660 гг., одновременно расширить хронологические рамки исследуемого периода, уделить больше внимания событиям в Англии, отношениям колонистов и индейцев…» 2
Колония Род-Айленд – действительно примечательный феномен, а Роджер Уильямс – действительно яркая фигура. То внимание, которое Л. Ю. Слёзкин им уделил, они, бесспорно, заслужили.
Другой вопрос: могут ли биография Роджера Уильямса и история возникновения колонии Род-Айленд служить полноценной заменой истории колоний Новой Англии в 1642–1660 и в последующие годы?
Общий взгляд на историю описанных Л. Ю. Слёзкиным колоний/ штатов в колониальное время и в последующие времена позволит дать ответ на этот вопрос.
Колония Виргиния была основана по инициативе английского государства ради поисков золота. Когда выяснилось, что золота в досягаемых в те годы американских пределах нет, колонию попытались использовать как источник важного сырья: строевого леса, необходимого при строительстве кораблей. Сельское хозяйство там создавалось сначала ради снабжения продовольствием золотоискателей и лесорубов, но постепенно переориентировалось на более обширный рынок. Поселенцы в подавляющем большинстве принадлежали к той же Церкви Англии (другие названия – Англиканская, Епископальная), что господствовала и в метрополии. Эта церковь сохранила статус государственной до самой революции, так что приходское самоуправление в Виргинии причудливо переплеталось с самоуправлением «обычным». Религиозная свобода в Виргинии сводилась к тому, что не-англикан терпели и обычно не преследовали, но не признавали ни их равноправия, ни права занимать должности в структурах колониального самоуправления. Таким образом, свои религиозные и политические традиции Виргиния самым прямым, «механическим» образом заимствовала из старой Англии. Накануне 1776 г. Виргиния превратилась в один из важных очагов движения за независимость от Англии, но объяснение этому следует искать в тех переменах, что произошли в виргинском обществе и в положении колонии в последние десятилетия перед революцией, но никак не в «стартовых» условиях развития. Роль Виргинии в формировании федерального американского государства в 1787–1789 гг. была огромна. Четыре президента США из первых пяти происходили из этого штата, так что их принято объединять в «виргинскую династию». Первый – Джордж Вашингтон – был главнокомандующим армией колоний в Войне за независимость, третий – Томас Джефферсон – основным автором Декларации Независимости, четвёртый – Джеймс Мэдисон – основным автором Конституции США, а с именем пятого – Джеймса Монро – обычно (хотя не совсем справедливо) связывают важнейшую внешнеполитическую доктрину США. Но в дальнейшем значимость Виргинии стала плавно падать: процесс этот начался ещё до Гражданской войны и продолжился после неё. К мятежу рабовладельческого Юга Виргиния примкнула в числе последних, предложила сделать свою столицу – Ричмонд – столицей Конфедеративных Штатов Америки, и стала одним из главных театров военных действий в ходе Гражданской войны. После 1865 г. разорённая Виргиния пять лет – дольше, чем большинство других южных штатов, – находилась под оккупацией победителей.
Поэтому история колоний Новой Англии 1642–1660 и последующих лет – помимо Род-Айленда – заслуживает отдельного рассмотрения. Я надеюсь вернуться к ней после того, как читатель получит представление о колонии не менее своеобразной, но для США в целом гораздо более значимой: о Пенсильвании.
Английская колонизация в начале XVII в. в пределах будущих США развивалась таким образом, что один её очаг возник на юге (Виргиния, 1606 г.), другой – на севере (Новый Плимут, 1621 г.). С формированием новых колоний (Мэриленда, Массачусетса и других) очаги эти постепенно расширялись. Однако ни по характеру колонизации эти очаги не уподобились, ни географически до 1664 г. не сомкнулись. Северный очаг в целом оставался оплотом радикального кальвинизма, куда переселялись из Англии и Шотландии приверженцы именно этого мировоззрения. Южный очаг заселялся переселенцами скорее «экономической», чем религиозной мотивации: теми, кто искал за океаном лучшей доли. Они придерживались либо англиканства открыто, либо католичества тайно.
Но как «южане», так и «северяне» этнически были те же англичане и шотландцы, что и в Старой Англии и в Шотландии. Порядки в южных колониях, особенно Виргинии, были очень близки английским. Пуританские порядки в колониях Новой Англии отличались сильно, но для властей Старой Англии они были лихом знакомым: ведь в соседней Шотландии церковно-политическое господство кальвинистов в 1560–1712 гг. было почти непрерывным и безраздельным.
На протяжении нескольких десятилетий XVII в. среднее (географически) положение между северными и южными английскими колониями – долины рек Гудзон и Делавэр – занимали колонии Нидерландов и Швеции: Новые Нидерланды и Новая Швеция.
Таким образом, в составе населения будущих США появился не-английский этнический компонент. Он был гораздо менее чужероден для Америки, чем уже ввозившиеся в Виргинию из Африки и Вест-Индии негры-рабы. Он был европейским и даже протестантским. Однако его появление потребовало от колониальных властей всё-таки более гибкого и квалифицированного управления, чем прежде.
После английского завоевания (1664) основная часть Новых Нидерландов превратилась в английскую колонию Нью-Йорк, основная часть Новой Швеции (не сразу) – в Делавэр. Оставшиеся части образовали колонию Нью-Джерси, которая ещё долго делилась на так называемую Западную Джерси (географически скорее южную) – бывшую шведскую часть – и на так называемую Восточную Джерси (географически скорее северную) – бывшую голландскую часть.
А через несколько лет после британского завоевания среднеатлантическое пространство Америки начали заселять переселявшиеся из Англии и Шотландии приверженцы квакерства – своеобразного религиозного течения, которое тогда подвергалось в Старом Свете серьёзным преследованиям. Изгоняемые из Массачусетса и Коннектикута, они пользовались убежищем в Род-Айленде и попытались заселить Западную Джерси. В 1681 г. королевское правительство выделило – преимущественно (но не исключительно) для заселения ими – территорию в долине реки Делавэр, которую мы теперь знаем как Пенсильванию.
Таким образом, к этническому разнообразию в среднеатлантическом ареале прибавилось и религиозное.
На первый взгляд, не произошло ничего качественно нового: просто ещё одна секта получила в Америке убежище на территории, для неё зарезервированной. Но современники событий, наблюдавшие квакеров близко, смотрели на это иначе.
Англо-шотландцы – конгрегационалисты, сепаратисты, пресвитериане – и голландцы-реформаты – то есть кальвинистские церкви, придерживавшиеся различного канонического устройства, – к тому времени уже имели опыт управления политическими единицами, населёнными их приверженцами: в Женеве, Нидерландах, Массачусетсе, Шотландии и других странах. Во всех этих странах относительная политическая стабильность базировалась на жёсткой дисциплине, характерной для соответствующих кальвинистских церквей.
Но у квакеров не было такой организации и дисциплины. И квакерское вероучение было по характеру своему и содержанию таково, что исключало то и другое напрочь.
Кальвинистов объединяла искренняя приверженность авторитету Библии, а также вероисповедных документов, содержавших толкование Библии: Вестминстерскому исповеданию, Дортским канонам, Сейбрукской платформе 1708 г. и другим.
Квакеры же настаивали на том, что каждому из них доступен «внутренний свет», то есть дополняющее Библию прямое откровение от Бога. Никаких средств проверки достоверности таких «откровений», естественно, не было и не могло быть. Шансы сохранения организационного единства квакерства выглядели нулевыми.
К тому же Библию квакеры толковали в некоторых аспектах совсем не так, как это принято у более традиционных христиан.
Это относилось прежде всего к Нагорной проповеди Иисуса Христа.
В этой проповеди Христос, как известно, заменил скромные и реалистичные требования Закона Моисеева – Десять заповедей – на требования практически невыполнимые для грешных людей.
Нагорная проповедь не смущала ранних христиан, пока они были сектой, которую языческая Римская империя преследовала. Когда же император Константин сделал христианство государственной религией, возникли вопросы: как христианин может совмещать государственную (и в частности военную) службу с соблюдением таких жёстких запретов.
Общепризнанного окончательного решения вопросы эти для христиан не имеют и до сих пор.
Католики и православные решили, что в полной мере Заповеди блаженства обязаны соблюдать только те христиане, что дали специальный обет в этом смысле: а именно монахи.
Лютеране и кальвинисты – у которых монашества нет – считают, что Заповеди блаженства должны были бы выполнять, ради своего спасения, все люди, если бы Христос не выполнил их все Один за всех в Своей земной жизни и в Голгофском служении. После Голгофы простые христиане – люди, которые отнюдь не боги, – уже не обязаны брать на себя такое бремя – неисполнимое и неудобоносимое. Лютер в своих Катехизисах излагает как Закон Божий только Десять заповедей Моисеевых, но никак не Заповеди блаженства. Подобным же образом обычно поступают и кальвинисты.
Квакеры же объявили Заповеди блаженства нормой и законом, по которым должны жить все христиане. Для начала по этим заповедям решили жить они – квакеры – как в Старом свете, так и в Америке, – с тем чтобы показать всем пример. Из этого следовало, между прочим, что они не намерены создавать в своих колониях никаких вооружённых сил. Но как они могли, получив в своё распоряжение колонию, удержать её, когда по соседству жили индейцы и весьма активно действовали французы? Этого не могло представить себе и самое смелое воображение.
Даты в этой книге приводятся по календарному стилю, который в России известен как старый (юлианский) и до сих пор используется Русской Православной Церковью. Новый стиль в американских колониях тогда не употреблялся. Дело в том, что введён он был в 1582 г. буллой папы Римского Григория XIII (по его имени стиль этот и называется григорианским). Этому решению тогда подчинились только католики. Протестанты продолжали жить по старому стилю до XVIII в., когда наконец признали удобства григорианского стиля.
Слёзкин Л.Ю. У истоков американской истории: Виргиния. Новый Плимут, 1606-1642
Слёзкин Л.Ю. У истоков американской истории: Виргиния. Новый Плимут, 1606-1642
М.: Наука, 1978. — 336 с.
Информация о файле: djvu, 28 mb
В книге повествуется о том, как на территории современных США возникли первые английские колонии, почему их поселенцы покинули родину, кем были, как начинали жизнь в незнакомой стране, об их встрече с индейцами. Это книга о людях, принесших с собой из Англии и взрастивших на американской земле семена буржуазных отношений. Рассказ ведется на основе изучения максимального числа доступных первоисточников.
Изучить все материалы, документальные и историографические, скопившиеся по избранной теме почти за четыре века, было невозможным делом. Ограничить исследуемый период или число привлекаемых источников? Как говорил Кузьма Прутков: «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь». Действительно, в начальный период истории американского народа стали появляться его специфические черты и традиции, контуры будущих общественных институтов. Знание того, как зародились эти черты, традиции и институты, кто стал символом добра или зла,— ключ к пониманию страны и народа при всех изменениях за истекшее время. Не единственный, разумеется, не главный, но необходимый ключ к «тайникам души» наших «антиподов», в каком смысле ни расшифровывать это слово.
Так определилось решение ограничить хронологические рамки исследования периодом от основания первых английских колоний в Северной Америке до Английской революции середины XVII в.— рубежа, за которым начинался новый этап развития метрополии и ее колоний. Задача исследования, кроме показа и анализа происходивших событий (с привлечением максимального числа доступных источников),—определить место изучаемого периода в общей «связи времен» американской истории.
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!