славянские мультики про древнюю русь
Древняя Русь в мультфильмах
Недавно я писал про советские кинофильмы по мотивам русского эпоса и древнерусской истории. Сейчас хотелось бы охватить также и советскую мультипликацию на эту тему
Детство Ратибора
По мотивам романа В. Иванова «Русь Изначальная». Неплохо показаны быт и верования славян 6 века, ихи войны с кочевниками-хазарами. По-моему, лучший из подборки, надо будет особую рецензию наваять.
Мальчик с уздечкой
Период крещения пока тоже не охвачен (чудо-юдо-князь-владимера не предлагать)
О послехристианских временах есть
«НИКИТА КОЖЕМЯКА»
рисованный
КИЕВНАУЧФИЛЬМ, 1965 г.
режиссер Нина Василенко
сценарист В. Куповых
художники-постановщики Александр Лавров, Юрий Скирда
аниматоры В. Басов, Адольф Педан, Ефрем Пружанский, В. Демкин, Алла Грачева, А. Вадов, Евгений Сивоконь, Борис Храневич
оператор Анатолий Гаврилов
композитор А. Штогаренко
звукооператор Ирина Чефранова
редактор Тадеуш Павленко
Сказание про Игорев поход
Экранизация «Слова о полку Игореве». ПМСМ, перебор с христианской эмблематикой, а языческая сущность поэмы затерта, но тема осуждения усобиц и расового противостояния раскрыта.
Сказ о Евпатии Коловрате
«Сказ о Евпатии Коловрате», уже рецензировался мною. Ордынское нашествие.
Лебеди Непрядвы
Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение «Сканер QR кода».
Никита Кожемяка (Нина Василенко) [1965, Рисованный мультфильм] |
Наконец-то, с помощью Бессмертных Богов (и юзера vanamingo78 ))) долго и безуспешно раазыскивавшийся мною мультфильм «Никита Кожемяка» (режиссер Н. Василенко, Киев, 1965) обретен! Моя коллекция мультфильмов про древнюю Русь счастливо завершена.
Как я уже говорил, история изучения русского эпоса в целом — тема чересчур объемная. Да и подводить итоги, «закрывать темы» на манер Путилова, в любой науке, особенно в гуманитарной, — дело крайне неблагодарное. Стоит хотя бы вспомнить, как лет тридцать-сорок назад советские историки объявляли
Дохристианскую Русь окружает немало мифов – крещение было переломным этапом, чёрными страницами русской истории. Новая вера прошла долгий и кровавый путь. Восемь веков продолжалась борьба христиан и союзных им двоеверцев против русского язычества, против тех, кто сознательно и последовательно
Прозоров Лев Рудольфович Родился в 1972 году х.л. в городе Ижевске, где и проживает. Закончил истфак и аспирантуру Удмуртского Государственного Университета.
val20101
val20101
НА ЛАДЬЯХ В ТРИДЕВЯТОЕ ЦАРСТВО
КОГДА ПЕСОК ВЗОЙДЕТ
Союзмультфильм, 1986 г. Режиссёр: Галина Баринова сценарий Анатолий Петров
Озвучание: Ю. Моисеев В. Попов
Мультипликационный фильм приоткрывает завесу над миром древнеславянской мифологии. Это традиционная история борьбы добра и зла, воплощенных в образах семьи и ее разрушителя — Волкодлака.
Очень лиричный и очень языческий мульт по мотивам русской баллады. Русалки и волколаки, небесный всадник Дажьбог и четырехликий Перун с луком-радугой.
По мотивам исторического романа В.Иванова «Русь изначальная
Е д и н с т в е н н ы й мультфильм о языческой Руси за все десятилетия «Союзмультфильма». Красивые, сильные и свободные люди, поклоняющиеся могучим Богам и берегущие волю своего края от злобных смуглых чудовищ с кудлатыми черными бородами. Волшба доброй ведуньи, отгоняющая от больного мальчика обступивших его злых духов и скорбная красота прощания у погребального костра.
МАЛЬЧИК С УЗДЕЧКОЙ
КИЕВНАУЧФИЛЬМ, 1974 г.
Режиссёр: Нина Василенко
Период крещения пока тоже не охвачен.
(с)КИЕВНАУЧФИЛЬМ, 1965 г.
Режиссёр: Нина Василенко
СКАЗАНИЕ ПРО ИГОРЕВ ПОХОД
Киевнаучфильм, 1972г. Режиссёр: Василенко Нина
Экранизация «Слова о полку Игореве».
СКАЗ О ЕВПАТИИ КОЛОВРАТЕ
Союзмультфильм, 1985 г. Режиссёр: Роман Давыдов
По мотивам «Повести о разорении Рязанской земли Батыем». Отличный мультфильм на столь скудно освещавшуюся советским кино, в особенности детским, тему монгольского нашествия. Не без ляпов (в частности, ну откуда у Батыя в войске западноевропейские рыцари, да ещё в латах XV-XVI веков?!), но всё равно замечательный.
Союзмультфильм, 1980г. Режиссёр: Давыдов Роман
Топ 7 фильмов по славянскому родноверию
Доброго дня, друзья! Сегодня темой нашего повествования станет вопрос, который интересен всем. Что же можно посмотреть по нашей теме? По теме славянского родноверия? Так сказать, художественное повествование имеет определённые моменты, которые имеют свои характерные грани. Сегодня очень много снимается на тему родноверия на ютуб каналах, но это или низкого качества пересказ чего-либо давно написанного по теме, или «научно-популярные» ролики. Тут, так сказать, всё на любителя. Художественной ценности зачастую такое видео не несёт и играет больше просветительскую функцию. Художественные фильмы нам пытаются передать дух того времени, показать обряды, праздники, обычаи, культурную целостность. Это больше художественная реконструкция. Это живая картинка и мы попадаем в ту эпоху, ровно настолько, насколько подкованы люди, делающие ту или иную картину.
Для тех, кто давно уже в теме родноверия, наверняка эти фильмы известны.
Нужно понимать, что фильмов не так много, и лучшие из подборки, безусловно, будут относится к временам эпохи СССР. Но всё же, кому интересно попробовать по-иному взглянуть на те времена стоит посмотреть эти фильмы. Часть фильмов относится лишь отчасти к прикладному родноверию. Например, это фэнтези, где за основу взята эпоха славянского язычества.
7. Тени забытых предков
Сложный психологический фильм, снятый в 1964 году. Не рекомендую к просмотру тем, кто сложно воспринимает затянутое повествование. В нашу подборку попал только из-за времени, в котором разворачиваются события. Фильм можно отнести к жанру психологической драмы. Сюжетом движет любовь человека к девушке, даже после её смерти. Можно посмотреть только для общего развития.
6. Феофания, рисующая смерть
Фильм советско-американского производства. Это больше психологический триллер, построенный на сталкивание в сюжетном и идеологическом плане разных вер. Действие происходит во времена двоеврия на Руси. В деревне есть языческая община и уже христианская церковь. В деревне начинаются загадочные убийства. Именно они и двигают сюжет, сталкивая друг с другом различные верования. В картине мы видим различные праздники, например праздник Перуну, но почему-то с купальским подтекстом, мы видим погребальные обычаи и некоторые сословные характерные действия, которые раскрывают быт и верования той эпохи. Так же подчёркиваю, что это не очень удачная реконструкция и не полностью языческая эпоха. Есть относительное поругание веры предков. Рассматривать этот фильм как исторический нельзя. Но ознакомиться с ещё одним детищем голливудской постановки можно, для общего развития, так сказать.
5. Волкодав из Рода Серых Псов
3. Когда солнце было Богом
Однозначно шедевр! Пожалуй, один из лучших фильмов, который передает именно дух языческой Руси. В картине мы видим цельных персонажей, которые действуют именно в духе той эпохи. Хоть повествование ведётся больше с точки зрения западных славян, в частности поляков (полян), мы видим именно славянское родноверие, его реконструкцию во всех планах. Фильм больше претендует на историческую драму, где мы увидим быт славян, множество различных обрядов, увидим и воинские поединки, реконструкцию одежду. Можно говорить, что достоянием фильма является тот факт, что он снят уже в новое, постсоветское время и в нём нет поругания язычества. Тут не сталкиваются лбами разные верования, тут показана всё ещё цельная эпоха племён с разными языческими традициями. От просмотра фильма вы получите массу положительных эмоций.
Отличная военно-историческая драма. Имеет две серии. В фильме повествуется о противостоянии Византии и славянских племён. Действие происходит в 6 веке нашей эры. Византия уже пребывает в определённом упадке. В фильме сталкивается два мироустройства. Со стороны Византийцев мы видим, ложь, коварство, предательство и прочие человеческие пороки, со стороны Антов (одно из названия Русов) мы видим, честность, открытость, свободолюбие. Фильм сталкивает два мира, два образа мысли. В фильмы мы видим и боевые подвиги, и любовь, и предательство, но самое важное, и что более ценно, мы видим множество традиций и обычаев, как свадебные обряды славян, так и погребальные, видим разделение в сословном плане, понимаем как происходят сходы и принимаются решения. В фильме множество философских головоломок, которые показывают нам образ мышления славян тех времён. Хоть и критики выявляют ряд исторических неточностей, это лучший фильм о временах наших предков-родноверов с их обычаями и традициями! Уверяем, фильм не разочарует!
1. И на камнях растут деревья
Сложный, эмоциональный фильм о временах древней Руси. Тут нахлёстываются культура Русов и викингов. Так, русский парень оказывается в плену у викингов и своим поведением, непокорным нравом, свободолюбием и отвагой в бою не только выкупает себе свободу, но и становится приближенным к конунгу. На чужбине молодой Русич добивается многого, в том числе и находит любовь. Но перед нами психологическая драма, скатывающаяся в трагизм. Основной движущей силой главного персонажа является желание вернуться в родные края.
Этот фильм не оставит вас равнодушным, вы увидите сражения на земле и в море, прикоснётесь к традициям славян и викингов, живших более тысячи лет назад, а самое главное вы поймёте силу русского духа. Это то, что у нас в менталитете и по сей день.
Древняя Русь – в мультиках?
Нежная сказка про святого Сергия
Темами своих проектов будущих анимационных фильмов первокурсники ВГИКА неожиданно выбрали Древнюю Русь и жития святых. Мы попросили рассказать их, чем продиктован такой выбор. Кроме того, работы ребят выявили несколько подходов к изображению истории средствами анимации.
Рассказывает студентка первого курса Наталья Королькова:
«Насчет «почему» – все просто: это задание по истории. У первого курса есть задание сделать краткую разработку; временные рамки – допетровская эпоха.
Тема моей работы – «Житие преподобного Сергия Радонежского».
Святой Сергий Радонежский
Просто когда нахожусь в местах, которые люди зовут святыми, я что-то чувствую. И так еще с детства. Поэтому это мне интересно… А было это или не было – это уже вопрос веры – каждый решит для себя.
Преподобный Сергий с медведем
Пока что моя жизнь складывалась так, что доказала мне, что христианство может помочь человеку быть счастливым. Наверное, поэтому мне интересна тема и истории, и святых….
Преподобный Сергий с медведем. Эскиз
Рисунки делались по впечатлениям от книги «Хрестоматия памятников русской литературы».
Святой Сергий в схиме
Вполне возможно, все было не совсем так, а может и совсем не так. Можно поискать еще источники. а если их нет, ну что ж — телепортироваться в прошлое и увидеть все своими глазами, человечество пока не может. Поэтому придется верить тому, что нам доступно, пересказу другого человека.
Святой Сергий и греческие монахи
К тому же памятники, то же «житие», это не документальная хроника, а литературный памятник, с метафорами, символами. читая его, мне все больше кажется, что это как сказка, которую не надо воспринимать буквально.
Святой Сергий благословляет Ослябю и Пересвета
В наставлениях же, которые оставил нам Сергий, для меня важно: «Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…» В моем понимании это означает, что не нужно ставить себя выше других. Я и сама пытаюсь этому учиться….это очень непросто…»
Портреты Минина и Пожарского?
Для своей разработки «Хранители земли Русской» о событиях Смутного времени Александра Молоскина и Екатерина Спицына избрали другой принцип.
«Автором идеи на начальной стадии была Екатерина Спицына. Тема «Хранители земли русской» была ею выбрана, поскольку речь идет о втором ополчении, которое зародилось в Нижнем Новгороде, откуда Катя родом», — рассказывает Саша.
«А в целом — тема древнерусских памятников интересна нам, поскольку мы имели возможность более подробно, чем предполагает школьная программа истории ознакомиться с древнерусскими литературными, архитектурными и другими памятниками. И это, конечно, не могло не заинтересовать и не захватить воображение.
Я считаю, что есть замечательные современные мультипликационные работы на исторические темы, выполненные выпускниками ВГИКа, – такие как «Сказ о Петре и Февронии» или «Егорий Храбрый». Они очень добрые, трогательные и, насколько я понимаю, довольно достоверные с исторической точки зрения. К сожалению, не такие известные российскому зрителю, как тот же «Князь Владимир».
Трудно судить, насколько хорош или плох этот мультфильм, конечно, есть свои плюсы и минусы, лично я могу сказать, что мне оказались совершенно не близки образы и стилистика, в которой выполнен фильм».
Основной чертой работы самих девочек стало именно стремление к исторической достоверности. Каждый эскиз кропотливо выверялся ими по документам и историческим источникам.
Например, внешность князя Дмитрия Михайловича Пожарского на их эскизе
Князь Дмитрий Михайлович Пожарский и Кузьма Минин
была взята с легендарного знамени князя Пожарского.
Знамя князя Пожарского
Особенности одежды князя частично позаимствованы с парсуны Ивана Борисовича Репнина.
Парсуна князя Ивана Борисовича Репнина
(Здесь, правда, стоит сказать, что парсуны такого рода – на которых короткие европейские кафтаны демонстрировались из-под длинных плащей, – появились на Руси к середине XVII столетия и были в ходу у послов и сотрудников Посольского Приказа. Князя Минина от подобной одежды отделяло лет пятьдесят. Но стараний авторов, проштудировавших по каталогам ещё и образцы тканей, это не умаляет).
В качестве образца одеяния русского воина
был взят рисунок из книги немецкого путешественника XVI века Сигизмунда Герберштейна:
Из книги Сигизмунд Герберштейн Записки о Московии, XVII век. Воины в кафтанах, подбитых хлопком
в одном из городских пейзажей
был подыскан конкретный прототип
Павлово. Архангельская область. Никольская церковь 1600
Как выглядел Димитрий Донской?
В проекте Артёма Плетнёва причудливо сошлись воедино разные эпохи. Юному Димитрию Донскому здесь снится сон о битве на Калке. Поэтому в фильме много исторических реалий –московский князь XIV и славянские правители XIII века, монголы и половцы. Всё это активно доработано фантазией автора.
Вот, например, дошедший до нашего времени, явно поздний, портрет московского князя.
Дмитрий Донской Титулярник 1672 год
Основываясь на нём, автор предполагает, что в детстве Димитрий мог выглядеть как-то так:
Дмитрий Донской в детстве
Из самых разнообразных источников – от скифских каменных баб до энциклопедий по оружию
в конце концов, получился образ половца
Из археологических реконструкций
и фантазии художника составился облик древнерусского князя.
Из самых разнообразных источников
был собран мультипликационный монгол
«Стилистика и орнаментика Древней Руси – неиссякаемая золотая жила для художника.
А вообще я разрабатывал идею, имея в голове представление о готовом фильме. Что-то уже сложилось. При наличии специалистов и финансировании его можно спокойно разрабатывать дальше», – сказал автор корреспонденту «Правмира».
Самые советские сказки о древней Руси
Как Вы думаете, про какие советские мультфильмы можно сказать, что они олицетворяют собой русскую культуру, русское искусство? При этом они очень красивые, нарисованные в классическом и народном стиле? И основываются на лучших произведениях русской литературы (которые в свою очередь имеют в своей основе народную сказку)?
В такой список я бы в первую очередь включил такие мультфильмы, как «Конёк-Горбунок» по Ершову, «Сказка о мёртвой царевне» и «Сказка о царе Салтане» по Пушкину, «Двенадцать месяцев» по Маршаку, «Храбрый заяц» по Мамину-Сибиряку. А ещё «Снегурочка» по пьесе Островского и опере Римского-Корскакова, наполненная древними обрядами, и конечно же, экранизации народных сказок «Гуси-лебеди» и «В некотором царстве» («По щучьему веленью»).
1927 г. Мультипликационная мастерская студии «Межрабпомфильм». Слева направо: Н.Валерианов, И.Иванов-Вано, К.Тюльпанов, Л.Косматов, Д.Черкес.
Сначала Иванов-Вано трудился художником-мультипликатором, а потом стал и режиссёром. Мультипликация в СССР тогда находилась в зачаточном состоянии, и создатели старались, как могли. Никакого целлулоида тогда не было, мультфильмы рисовались на бумаге, использовались перекладки. Да и способы съёмки тоже были далеки от совершенства.
В 1934 году Иванов-Вано вместе с сёстрами Брумберг снял «Царя Дурандая».
Эта работа положила начало русской народной теме в его творчестве, и тема эта стала его визитной карточкой.
А ещё «Царя Дурандая» высоко оценил Уолт Дисней, купив эту ленту и показывая своим художникам. Позже он демонстрировал им «Конька-Горбунка».
К Уолту Диснею отношение наших мультипликаторов в 30-е годы было особенным. Его фильмы произвели огромное впечатление, и многие накопленные собственные наработки были оставлены, чтобы копировать стиль Диснея, основываясь на учебных пособиях, которые разрабатывались для художников его студии. Даже традиционные звери из народных сказок становились похожи на американских героев.
Не избежал этих тенденций и Иванов-Вано. После «Царя Дурандая» он снял несколько фильмов, ориентируясь на Диснея. И лишь начиная с «Мойдодыра» (1939), Иван Петрович отказался от американских методов, и стал вдохновляться творчеством русских художников-иллюстраторов.
После возвращения из эвакуации Иванов-Вано продолжил поиски своего пути мультфильмами «Краденое солнце» и «Зимняя сказка». А в 1947 году пришёл звёздный час – «Конёк-горбунок» стал вехой в творчестве не только для Иванова-Вано, но и для всей советской мультипликации!
За монтажом «Конька-Горбунка». 1947 г.
50-е годы ознаменовались выходом наших мультфильмов на новый качественный уровень, их даже за рубежом очень высоко ценили. И если смотреть работы 30-х сейчас можно разве что с исторической точки зрения, то фильмы 50-х и сейчас смотрятся с большим интересом.
Кроме упомянутых в начале статьи шедевров, стоит отметить и другие работы Иванова-Вано того периода – «Чужой голос», «Лесной концерт» по басням Михалкова и «Приключения Буратино» (совместно с Д.Бабиченко).
1964. Ю.Норштейн, И.Иванов-Вано, А.Курицын, М.Соколова и А.Тюрин работают над «Левшой»
Иванов-Вано на выгородке декорации к кукольному мультфильму «Легенда о злом великане» (1967)
Кроме работы над мультфильмами, много лет Иванов-Вано занимался преподаванием, был профессором художественного факультета ВГИКа, и воспитал очень много мультипликаторов.
В 1987 году Мастера не стало. Всех планов он реализовать не успел. Из своих 87 лет жизни 63 года он посвятил мультфильмам. Вся советская мультипликация прошла на его глазах.
В 1977 году он говорил:
«Полвека я отдал мультипликации. Это целая жизнь. На моих глазах и при моём непосредственном участии наша мультипликационная кинематография делала первые робкие шаги, развивалась и крепла. Это искусство стало доступно самому широкому зрителю, и сила его в том, что оно не требует перевода на другие языки, смело прокладывает кратчайшее расстояние от мысли к образу и может быть идеальным посредником между народами».
- cvv код на карте сбербанка где посмотреть
- аренда дачи в лобне