славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре

Тест с ответами: “Листок” М.Ю.Лермонтов

1. Определите размер, которым написано стихотворение “Листок”:
а) амфибрахий +
б) хорей
в) ямб

2. Как называется художественный приём, основанный на противопоставлении образов:
Ты пылен и жёлт — и сынам моим свежим не пара.
а) эпитет
б) антитеза +
в) олицетворение

3. Укажите название приёма:
И вот наконец докатился до Чёрного моря.
У Чёрного моря чинара стоит молодая…
а) замена
б) увеличение
в) повтор +

4. Как называется художественное средство:
Дубовый листок оторвался от ветки родимой:
а) эпитет +
б) аллегория
в) метафора

5. Назовите род литературы, к которому относится произведение:
а) комедия
б) трагедия
в) лирика +

6. Определите способ рифмовки в стихотворении:
а) непарная // параллельная
б) парная // параллельная +
в) парная // не параллельная

7. Укажите название приёма:
С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;
На ветвях зелёных качаются райские птицы:
а) замена
б) уменьшение
в) повтор +

8. Как называется изображение неживой природы как живого существа:
С ней шепчется ветер:
а) олицетворение +
б) метафора
в) эпитет

9. Как называется художественное средство:
…рассказов мудрёных и чудных…:
а) литота
б) метонимия
в) эпитет +

10. В образе дубового листка иносказательно воплощены одиночество, изганничество, страдание человека. Как называется этот художественный приём:
а) метафора
б) аллегория +
в) антитеза

11. В каком году Лермонтов написал стихотворение «Листок»:
а) 1841 +
б) 1837
в) 1839

12. «Ветка родимая»:
а) оксюморон
б) эпитет +
в) сравнение

13. Почему чинара не согласилась принять листок:
а) он был пыльный и желтый +
б) он слишком много говорил
в) он был из другого края

14. Какие птицы сидели на ветках чинары:
а) разноцветные
б) необыкновенные
в) райские +

15. О каком листке идет речь:
а) дубовом +
б) кленовом
в) ясеневом

16. Из какой литературы заимствован главный мотив произведения:
а) немецкой
б) французской +
в) польской

17. Где было создано произведение «Листок»:
а) в Подмосковье
б) в Петербурге
в) на Кавказе +

18. О чём листок молит чинару:
а) о счастье
б) о приюте +
в) о смерти

19. Чем ответила чинара на просьбу листка:
а) советом
б) согласием
в) отказом +

20. Кем, по словам чинары, она любима:
а) морем
б) солнцем +
в) ветром

21. Как листок называет себя в разговоре с чинарой:
а) пришельцем +
б) борцом
в) мертвецом

22. Как автор называет листок:
а) стариком
б) странником +
в) смельчаком

23. О чём песня райских птиц на зелёных ветвях:
а) о славе морского царя
б) о славе морского корабля
в) о славе морской царь-девицы +

24. С какого дерева оторвался листок:
а) с осины
б) с дуба +
в) с березы

25. Чем гоним листок:
а) северными вьюгами
б) морскими ветрами
в) жестокою бурей +

26. До какого моря долетел листок:
а) Азовского моря
б) Чёрного моря +
в) Средиземного моря

27. С кем шепчется ветер, зелёные ветви лаская:
а) с чинарой +
б) с автором
в) с морем

28. Тематика стихотворения:
а) любовь
б) свободолюбие
в) одиночество +

29. Какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»:
а) антитезы двух миров +
б) сопоставления мира чинары и листка
в) стремления к единению

Источник

Анализ стихотворения «Листок» Лермонтова

славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Смотреть фото славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Смотреть картинку славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Картинка про славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Фото славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре

Всего получено оценок: 170.

Всего получено оценок: 170.

Многие критики восхищались поздними стихотворениями М. Лермонтова. В. Белинский считал, что это «лучшие создания» поэта. К поздней лирике относится и «Листок», изучаемый школьниками в 6 классе. Главный мотив произведения — одинокий человек, который не может обрести покой. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Листок» по плану.

славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Смотреть фото славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Смотреть картинку славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Картинка про славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Фото славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Листок.

История создания – произведение было создано в мае-июле 1841 г., за несколько месяцев до гибели Михаила Юрьевича. Впервые увидело мир на страницах «Отечественных записок».

Тема стихотворения – «приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе.

Композиция – Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листика, разговор листка и чинары. Формальная его организация – 6 катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка парная ААВВ.

Метафоры«качаются райские птицы», «По небу я ветви раскинула», «корни мои умывает холодное море».

Олицетворения«с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара».

Эпитеты«ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные».

История создания

История создания произведения тесно связана с жизнью автора. «Листок» был написан летом 1841 г., когда Михаил Юрьевич возвратился на Кавказ после отпуска. В этот период поэт часто задумывался над смыслом жизни, глубокие мысли оставались в строках стихотворений.

Стоит отметить, что мотивы «Листка» Лермонтов заимствовал из французской литературы, точнее из одноименного произведения А. В. Арно. Русский поэт интерпретировал творение французского собрата по перу по-своему: он ввёл новые образы, добавил строки и внёс изменения в ритмическую организацию.

Спустя два года «Листок» Лермонтова напечатали в «Отечественных записках».

Стихотворение можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле. Таким образом, в нём можно определить две темы: приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе. В контексте этих тем реализуется идея о том, что трудно найти понимание в обществе, где ты не такой, как все. Автор также показывает, что в высшем свете не принимают людей, которые ниже статусом или имеют меньший достаток.

В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары. Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций.

В первой строфе стихотворения рассказывается о том, как дубовый листок оказался на берегу моря. Он оторвался «от ветки родимой» и не успел оглянуться, как буря покатила его вдаль. На берегу Черного моря путешественник увидел чинару с райскими птицами на ветвях. Дерево поразило листка своей красотой. Он начал умолять чинару принять его. Пришелец рассказывает о своей невесёлой судьбе, но прекрасное дерево равнодушно относится к его прошлому.

Композиция

Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листка, разговор листка и чинары. Формальная композиция сложнее смысловой. Произведение состоит из шести катренов. Содержание произведения требовало от поэта синтаксической разнообразности. В тексте переплетаются рассказ автора и реплики главных героев, поэтому автор использует прямую речь.

Жанр стихотворения – элегия, так как в строках преобладает грустное настроение, разочарование. Есть и элементы сюжетной лирики, так как в нём можно выделить экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий. М. Лермонтов использовал парную рифмовку ААВВ. В тексте представлены женские рифмы.

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи посредством образов природы.

Важную роль в стихотворении играет интонация. Она делает речь героев более выразительной, помогает точнее передать их эмоции. В некоторых стихах внутреннее состояние героев передаётся при помощи аллитерации, например, растерянность и одиночество листка описывается словами с согласным «р».

Источник

Лермонтов М.Ю. Стихотворения «Листок» и «Утёс». Темы одиночества и странничества, красоты и гармонии. 6 кл. учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Смотреть фото славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Смотреть картинку славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Картинка про славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Фото славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Смотреть фото славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Смотреть картинку славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Картинка про славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Фото славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Смотреть фото славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Смотреть картинку славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Картинка про славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Фото славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Листок.
История создания – произведение было создано в мае-июле 1841 г., за несколько месяцев до гибели Михаила Юрьевича. Впервые увидело мир на страницах «Отечественных записок».

Тема стихотворения – «приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе.

Композиция – Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листика, разговор листка и чинары. Формальная его организация – 6 катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка парная ААВВ.

Метафоры – «качаются райские птицы», «По небу я ветви раскинула», «корни мои умывает холодное море».

Олицетворения – «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара».

Эпитеты – «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные».

Анализ стихотворения «Листок»

Вариант 1

Стихотворение «Листок» было написано М. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета Михаила Лермонтова: глубокое переосмысление им своей жизни и его размышления нашли отражение в произведениях последнего периода. Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти поэта, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки».

В центре произведения – судьба одинокого, не находящего покой человека. Образ листка как символа изгнанника был широко распространен в европейской литературе эпохи романтизма. Основной темой стихотворения, относящегося к философской лирике, являются поиски одинокой душой спокойствия и душевного тепла в реальном мире.

На автобиографичность произведения указывают направление движения листка на юг (для Лермонтова это был Кавказ) и тот факт, что листок, оторвавшись «от ветки родимой» отправился скитаться не по собственной воле, а «жестокою бурей гонимый». Листок символизирует трагически одинокого человека, оторванного от своих корней, в чужом мире.

Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.

Произведение сюжетно, в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой» листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними: листок – желт и засох, а чинара – изумрудного цвета и свежа; он подвижен, а она статична; он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море).

Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.

В стихотворении ярко прослеживается романтический конфликт реальности, столь суровой для листка, с теплым, почти сказочным миром чинары. Много повидавший на своем веку («Немало я знаю рассказов мудреных и чудных») лирический герой («бедный дубовый листочек»), стремясь избавиться от мучительного одиночества и тоски, просит принять его таким, какой он есть, молит чинару о сострадании: «Прими же пришельца…».

В образе «младой» чинары Лермонтов аллегорически выразил тему любви. Красивая внешне — высокая, с изумрудными листьями — чинара живет в своем самодостаточном мирке, не желая знать ничего, что происходит за его пределами: «Да к чему мне эти небылицы?». Поэт противопоставляет внешнюю красоту чинары ее бездушному внутреннему миру: эгоистичная и равнодушная чинара глуха к страданиям других и неспособна на сопереживание.

Синтаксическая организация стихотворения также усиливает главный конфликт. Образу листка посвящены три первые строфы, представляющие собой бессоюзные сложные предложения. Образ чинары раскрывается в двух последних строфах, выраженных пятью предложениями. Вопросительные и восклицательные интонации передают такие чувства чинары, как возмущение и гнев.

Стихотворение состоит из пяти строф: четыре представляют собой четверостишия, а заключительная строфа – восьмистишие. Лермонтов использовал для написания «Листка» редко встречающийся трехсложный размер – пятистопный амфибрахий и два способа рифмовки – смежную и перекрестную (в четвертой строфе). Особенностью ритмической организации является употребление парной женской рифмы, придающей стихотворению особую напевность.

Произведение насыщено средствами художественной выразительности: эпитетами (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара), метафорами (сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна), олицетворениями (докатился до Черного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская). Использование такого стилистического приема, как ассонанс (повтор гласных «о» и «а») передает минорное настроение героя и делает стихотворение удивительно мелодичным.

Конфликт мечты и реальности в стихотворении «Листок» отражает парадоксальный синтез избытка чувств и неверия в человеческие чувства самого поэта.

Вариант 2

Лермонтов был великим поэтом и писателем, хотя прожил не много. Если бы жизнь подарила ему шанс пожить ещё на этом свете, то вероятно, что он написал бы ещё много прекрасных произведений.

В последние годы своей жизни, судя по сочинению Лермонтов написал стихотворение “Листок”. Здесь фигурируют два образа, листок и чинара. Старый листок, который уже упал с дерева, и гоним ветром, странствовал по свету с маленькой надеждой обрести новый дом.

Это образ путника, который покинул свою родину, не по своей воле. Кинуться в странствия его заставили важные и жестокие обстоятельства. И вот после долгих путешествий по холодной и мокрой, а главное, чужой земле, его поток судьбы принесло к новому райскому уголку, в котором он бы мог найти покой.

Но прекрасный новый мир, только на первый взгляд оказывается таким красивым и радушным. Но молодая и нежная чинара, не считает, что такой старый, грязный листок, может остаться здесь, вместе с ними. Ведь зачем он здесь? Её молодым и зелёным листикам, не интересно будет слушать рассказы старого листика о жизни. Чинара не понимает, что именно он им может дать, и не хочет, чтобы он надолго оставался рядом с ней.

Ведь её здесь хорошо, её корни омывают морские воды, на зелёные листья светит тёплое солнце, и компания старого потрепанного листка не приходилась ей по душе. Для развлечений у неё есть разноцветные птички, что сидят на её ветвях и поют ей весёлые песни. И не смотря на мольбу листка о теплом уголке и небольшой капли любви в чужом мире, рядом с Чёрным морем.

Образ Чёрного моря, усиливает впечатление ещё большей отдаленности от родных краёв. И последнее слово осталось за чинарой, после её отказа, нет больше смысла просить приюта. И все сладкие мечты листка, разрушились в один миг.

Ведь теперь ему опять предстоит податься в путь, и никто не знает, когда он сможет найти то место, в котором сможет чувствовать себя так, как на своей родине. С помощью этого перевоплощения самого себя в листок, автор пытается передать свои чувства изгнания в художественном виде. А образ чинары, это новое общество, новые земли, все то, что относится с пренебрежением и отчужденностью ко всему новому, в том числе и к нему.

Вариант 3

Стихотворение «Листок» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Образ листка, гонимого бурей, был широко распрос­транен в русской и европейской литературе, разрабатывался в творчестве А. Арно, В. А. Жуковского, И.И. Козлова.

Тема стихотворения — бесприютность одинокой души в жес­током, враждебном мире. Мы можем отнести стихотворение к философской лирике, с элементами пейзажа.

Стихотворение несет в себе символ-аллегорию. Судьба лист­ка, оторвавшегося от «ветки родимой», — судьба странника, по­терявшего Родину. Мотив странника, изгнанничества всегда был характерен для творчества Лермонтова (стихотворения «Тучи», «Ветка Палестины», «Парус»). Образы природы в этих произве­дениях аллегоричны и Символичны, с их помощью раскрывается внутренний мир лирического героя. То же самое мы видим и в стихотворении «Листок».

Дубовый листок у Лермонтова оторвался «от ветки родимой», стал жертвой жестокой бури, испытал много горя на своем пути и вот, наконец, докатился до Черного моря. Он видит моло­дую, прекрасную чинару, пытается обрести кров и пристани­ще, однако все попытки его тщетны. Чинара пресыщена жиз­ненными впечатлениями, она очень дорожит своим покоем, она проникнута чувством собственного превосходства, испол­нена самолюбования.

Судьба несчастного листка оставляет ее безучастной. В сердце ее нет места жалости, сочувствию. Рас­сказ листка о его суровой Отчизне, о беспокойной судьбе и чуд­ных скитаниях по свету не рождает в душе ее ни интереса, ни любопытства. Чинара враждебно настроена по отношению к усталому путнику:

Иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю!

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море.

Образы листка и чинары в этом произведении антитетичны. В аллегорической форме, используя прием олицетворения, М.Ю. Лермонтов передает основную мысль стихотворения: в этом мире нет места жалости и состраданию, одинокая душа нигде не сможет найти себе приюта, благополучие и счастье глу­хи к бедам, горестям и одиночеству.

Стихотворение написано пятистопным амфибрахием. Поэт использует различные средства художественной выразительнос­ти: эпитеты («с тоскою глубокой», «меж листьев своих изумруд­ных», «рассказов мудреных и чудных»), олицетворение («с ней шепчется ветер»), инверсию («Один и без цели по свету ношуся давно я»). На фонетическом уровне мы находим аллитерацию («У Черного моря чинара стоит молодая») и ассонанс («Дубовый листок оторвался от ветки родимой»).

славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Смотреть фото славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Смотреть картинку славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Картинка про славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Фото славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Смотреть фото славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Смотреть картинку славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Картинка про славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Фото славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Смотреть фото славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Смотреть картинку славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Картинка про славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Фото славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Смотреть фото славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Смотреть картинку славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Картинка про славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Фото славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Смотреть фото славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Смотреть картинку славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Картинка про славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Фото славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре

История создания

История создания произведения тесно связана с жизнью автора. «Листок» был написан летом 1841 г., когда Михаил Юрьевич возвратился на Кавказ после отпуска. В этот период поэт часто задумывался над смыслом жизни, глубокие мысли оставались в строках стихотворений.

Стоит отметить, что мотивы «Листка» Лермонтов заимствовал из французской литературы, точнее из одноименного произведения А. В. Арно. Русский поэт интерпретировал творение французского собрата по перу по-своему: он ввёл новые образы, добавил строки и внёс изменения в ритмическую организацию.

Спустя два года «Листок» Лермонтова напечатали в «Отечественных записках».

Главные герои

Главные герои стихотворения противопоставлены друг другу. Лирический герой – дубовый листок, он представлен слабым, немощным. Его образ может вызвать сочувствие у читателя, но не у жестокой и безжалостной чинары. Она мнит себя королевой, её окружает всё самое прекрасное, о чём может только мечтать этот бедный пришелец. Листок напоминает нищего, просящего приюта, словно милостыни, но чинара холодна, как и омывающее её море. Скиталец «бледен и жёлт», сам себя он называет «бедным», у чинары же «зелёные ветви», она «солнцем любима», для него цветёт её красота, а у листочка нет цели. Гордая красавица пренебрежительно относится к замученному скитальцу, капризно игнорирует все его мольбы и просьбы.

Стихотворение можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле. Таким образом, в нём можно определить две темы: приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе. В контексте этих тем реализуется идея о том, что трудно найти понимание в обществе, где ты не такой, как все. Автор также показывает, что в высшем свете не принимают людей, которые ниже статусом или имеют меньший достаток.

В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары. Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций.

В первой строфе стихотворения рассказывается о том, как дубовый листок оказался на берегу моря. Он оторвался «от ветки родимой» и не успел оглянуться, как буря покатила его вдаль. На берегу Черного моря путешественник увидел чинару с райскими птицами на ветвях. Дерево поразило листка своей красотой. Он начал умолять чинару принять его. Пришелец рассказывает о своей невесёлой судьбе, но прекрасное дерево равнодушно относится к его прошлому.

Завершается стихотворение надменным ответом молодой чинары. Она высокомерно говорит, что пришелец видел много, но всё это не имеет значения, ведь листок пыльный и желтый. Из-за непривлекательного внешнего вида он не может быть парой её «сынам».

Тема и идея

Тема этого стихотворения – неприятие чинарой засохшего, измученного листка. Основная идея – одиночество и никому-не-нужность присутствует и в других его произведениях:

Лермонтов чувствовал себя одиноким и ненужным. Эта мысль разъедала его, отсюда происходила его желчность и неспособность ладить с людьми.

Лермонтов был не угоден императору своей прямолинейностью, и возможно, он рассчитывал обосноваться на Кавказе, подальше от императорской фамилии и шефа жандармов Бенкендорфа. Но здесь он также не находил духовного родства. Более того, не зная языков, он не мог общаться с местным разнородным населением – грузинами, осетинами, кавказскими татарами (азербайджанцами).

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи посредством образов природы.

Важную роль в стихотворении играет интонация. Она делает речь героев более выразительной, помогает точнее передать их эмоции. В некоторых стихах внутреннее состояние героев передаётся при помощи аллитерации, например, растерянность и одиночество листка описывается словами с согласным «р».

Анализ текста

Стихотворение написано в жанре элегия, так как в тексте преобладает грустное настроение. Автор размышляет над важными темами: одиночество в толпе, невозможности найти друга, бесконечные скитания в поисках приюта. В тексте можно найти элементы сюжетной лирики, так как в работе присутствует четкая структура в виде завязки, кульминации и развязки.

В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:

В тексте встречается как повествование от лица рассказчика, так и прямая речь. Особую роль играет интонация, так как именно она передает состояние героев. Стихотворение эмоциональное и это позволяет понять чувства автора.

славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Смотреть фото славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Смотреть картинку славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Картинка про славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре. Фото славу какой царь девицы воспевали птицы на чинаре

При написании текста Лермонтов использовал следующие средства выразительности:

Анализ стихотворения «Листок» Лермонтова для 6 класса позволяет выделить основные особенности работы. В ней поэт не дает однозначного ответа, только описывает ситуацию одиночества в толпе. Каждый читатель сам решает, как ему относится к листку.

Основная мысль

Дубовый листок – одинокий отшельник, не говорится, почему именно он покинул родной дом, по своей ли воле, или же это злая сила ветра. Очевидно, среди своих собратьев он уже чувствовал себя чужим, непохожим на других: «До срока созрел я и вырос…». Он называет свою отчизну «суровой», возможно, поэтому он отправился всё-таки намеренно в теплые страны в поисках счастья. Главная мысль стихотворения заключается в том, что райские земли принесли скитальцу только беды, истощение и разочарование. Гордая красавица чинара пренебрегла таким пыльным и пожухлым гостем, а беспощадный ветер готов гнать его по свету всё дальше и дальше от родного дома. Было бы лучше остаться на родине? Неизвестно, но никакой радости листок не получил от своего путешествия.

Так этой аллегорией Лермонтов намечает переход от позднего романтизма к реализму.

Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Конструктивные особенности стихотворения Лермонтова Листок

Конструктивные особенности произведения следующие: пять строф, четыре из которых — четверостишия, а последняя строфа представлена в форме восьмистишия. Трехсложный размер, примененный Лермонтовым, встречается весьма нечасто, и представляет собой пятистопный амфибрахий. При этом, в стихотворении использованы два вида рифмовки – смежный и перекрестный.

Произведение является автобиографичным. Это становится очевидным еще по последним строкам первой строфы стихотворения. Через образ листка показана судьба самого автора, который в свое время оказался изгнанником Родины, и был отправлен в ссылку на Кавказ, где находится Черное море. Здесь, возле Черного моря, растет молодая и красивая чинара, у корней которой он надеется найти приют.

Противопоставление внешних и внутренних качеств (антитеза) дубового листка и зеленой чинары являются основой стихотворения. Молодая чинара привыкла жить в радости и спокойствии, не зная бед и невзгод. Она имеет хорошие взаимоотношения с окружающими ее морем, солнцем и ветром, в то время как к листку они настроены враждебно: палящее солнце его иссушило, ветер, превратившийся в бурю, гнал его до самого Черного моря, а само море не оставило шансов на спасение.

Во времена, когда чинара наслаждалась покоем и гармонией, листок подвергался всевозможным испытаниям судьбы. Он готов поделиться с чинарой интересными историями, произошедшими с ним во времена странствий и скитаний. Однако, «морская царь-девица» остается равнодушной, ее не интересует и не беспокоит судьба малознакомого ей листка. Она весьма капризна и избалована, ей не знакомы чувство жалости и сострадания. Поэтому чинара решает прогнать листок. Этот момент является кульминационным, так как здесь происходит полное крушение надежд листка на светлое будущее, и он так и остается отверженным и одиноким.

Такая же ситуация произошла и с самим Лермонтовым: на родине творчество Михаила Юрьевича было востребовано, автор был любим и почитаем, у него имелись поклонники и сподвижники. На Кавказе его произведения не пользуются спросом в силу различий в менталитете. Лермонтов остается непонятым и чужим для местного народа, и чувствует тоску, одиночество и растерянность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *