славная биография архангельского мужика михаила васильевича ломоносова
«Как архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик»?
243 года назад, 15 апреля 1765 года в возрасте всего 54-х лет скончался великий русский ученый-естествоиспытатель, поэт, художник, историк, философ Михаил Васильевич Ломоносов. Как же сыну простого крестьянина с дальней северной окраины России при всей его гениальности, несмотря на существовавшие жёсткие сословные ограничения, удалось стать тем, кем он стал? Где и какое образование получил Ломоносов?
Но Ломоносов стремился получить систематическое образование. В Холмогорское училище его, как крестьянского сына, не приняли. Он слышал, что в московскую Славяно-греко-латинскую академию, которую окончил его заочный учитель Магницкий, принимают без сословных ограничений. История путешествия 19-летнего Ломоносова известна всем, но момент поступления его в академию окутан тайной. И это до сих пор порождает многочисленные версии и слухи.
Славяно-греко-латинской академии, существовавшей с 1687 года, в 1701 году Петр I придал статус государственной академии. В ней, соединявшей черты средней и высшей школы, преподавались, кроме богословия, такие предметы: грамматика славянского, греческкого и латинского языков, пиитика, риторика, психология, арифметика, география, история, физика и многие другие. Академия выпускала не только богословов, но и специалистов для государственной службы — переводчиков, медиков, преподавателей.
В Академии учились не только дети аристократии, а и дети купцов, духовенства и даже солдат и крестьян. Ученики были многих национальностей. Их посылали за границу для обучения языкам, в том числе турецкому, арабскому и персидскому, а также ремёслам. Для изучения английской и французской литератур, направляли в соответствующие страны.
Но с 1727 года «детей солдатских и крестьянских» принимать в академию было запрещено. А Ломоносов был в неё принят вопреки этому запрету в январе 1731 года, выдав себя, как пишут в биографиях, за дворянского сына. Но даже если он и представил туда поддельные документы, то его всё равно выдали бы манеры поведения, разговора и многое другое. Он и так привлекал внимание тем, что был на 10 лет старше других учеников. Тем не менее, его принимают. А в марте 1736 года его вместе с двумя дворянскими детьми направляют за границу для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук. Дальше вся биография Ломоносова хорошо изучена и описана.
А самый ключевой момент превращения мужика в государственного деятеля так и остался во мраке. Не иначе, как сказал Некрасов в строчке, послужившей заголовком этой статье, проявилась не только своя, но и Божья воля. И Россия ей благодарна вот уже 243 года…
Славная биография архангельского мужика михаила васильевича ломоносова
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова, ушедшего из деревни с обозом в Москву и ставшего со временем величайшим учёным, известна сегодня каждому школьнику.
Запятые должны быть поставлены на первом и четвертом местах: это запятые перед и после выраженного причастными оборотами обособленного определения, стоящего после определяемого слова.
Запятые должны стоять на местах 1, 4.
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
16.1 Обособленные определения. Основные понятия.
Обособленные определения — это выделенные по смыслу при помощи интонации и запятых определения.
* Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.
И причастный, и определительный оборот являются одним членом предложения — определением.
Приведём примеры распространённых однородных определений, выраженных причастными оборотами:
К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова
Как видите, между двумя однородными ПО запятая не ставится, по общему правилу употребления запятых при однородных членах, соединённых одиночным союзом И.
Пример 4: В следующем примере распространённые определения не являются однородными, так как относятся к разным членам предложения:
16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособления определений
Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?
Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.
Причастный (определительный) оборот всегда обособляется, если стоит после главного слова.
Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.
Обособился определительный оборот, стоящий после после главного слова
Меняем местами ПО и ГС в приведённых предложениях:
Пример 7. |Не помнящий прошлого| человек лишает себя будущего. Обособления нет, так как схема иная: ПО+ГС
Пример 8. Были слышны |похожие на стоны деревьев| звуки.Обособления нет. Схема: ОО+ГС
16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособления определений
Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.
Пример 10: | Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.
Если значения причины нет, то оборот по общему правилу не выделяется.
|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день оказался заселенным. (Нет причины, нельзя утверждать, что его заселили потому, что он оказался повешенным. Обособления нет, действует базовое правило.)
2.Обособление происходит всегда, если определение относится к личному местоимению.
Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:
Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой — главное слово-личное местоимение.
Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.
Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.
3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых союзом и (или без него, с запятой), стоящие после главного слова.
Схема: ГС+Определение + И+ Определение.
Обращаем внимание на то, что в заданиях очень часто встречаются предложения с двумя−тремя причастными (определительными) оборотами, что усложняет процесс выделения их границ. При этом может получиться, что обороты либо последовательно идут друг за другом, либо встраиваются один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.
Приведём примеры разбора наиболее трудных предложений с обособленными и необособленными определениями
ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшимся после недавней бури бескрайним морем возвышалось небо, унизанное ярко мерцавшими звёздами.
16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия
16.2.1 Основное правило обособления деепричастий и деепричастных оборотов.
Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.
16.2.2 Особые случаи. Постановка запятых при нескольких сказуемых или нескольких оборотах (одиночных деепричастиях).
Сложность заданий состоит зачастую в том, что в предложении могут быть различные комбинации сочетаний обособленных обстоятельств и сказуемых. Например, при одном сказуемом могут быть два (и более) ДО или одиночных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каждому свой (свои) ДО. Рассмотрим эти варианты подробнее.
1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.
В предложении два однородных сказуемых, ДО относится к сказуемому «завернул». Деепричастный оборот, находящийся после союза И, отделяется от него запятой (союзы не включаются в деепричастный оборот). Заметим, что ДО легко исключается из предложения, если границы оборота выделены верно, то предложение не сломается: В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и завернул толстую неуклюжую цигарку.
3. Деепричастные обороты, относящиеся к разным глаголам-сказуемым, выделяются по отдельности:
Если рядом стоящие деепричастные обороты относятся к разным глаголам-сказуемым и союз и не включается в их состав, то каждый из них выделяется отдельно:
Биография М. В. Ломоносова
Обращаясь к босоногому крестьянскому мальчишке- школьнику, Некрасов ободрял его ставшими впоследствии крылатыми словами:
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле Стал разумен и велик.
Славная биография Ломоносова ныне хорошо известна каждому школьнику. Закончив обучение в Славяно- греко-латинской академии, а затем в Германии, Ломоносов 8 июня 1741 года прибыл в Петербург. Здесь началась его блестящая академическая и писательская деятельность. По словам Пушкина, «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». В 1745 году он становится профессором химии. Научные открытия следуют одно за другим. Диапазон исследований ученого необычайно велик: химия и физика, навигация и мореплавание, астрономия и история, право и филология. Нет, пожалуй, ни одной области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. Горячий патриот России, Ломоносов выступал за расцвет русской науки. По его инициативе был открыт Московский университет. Впрочем, он сам был, по глубокому и в ерному замечанию Пушкина, «первым нашим университетом».
Разнообразие начинаний, дерзость ума, необъятные замыслы, обширность и глубина знаний ставят Ломоносова рядом с титанами Возрождения, такими, как Микеланджело и Леонардо да Винчи. Действительно, Ломоносову присущ поистине энциклопедический размах. «Этот знаменитый ученый,— писал Герцен,— был типом русского человека как по своему энциклопедизму, так и по остроте своего понимания».
Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей Родины. Тем же пафосом просвещения проникнута его филологическая и поэтическая деятельность. Ученый стремился постичь тайны языка и тайны стихотворства. Еще в 1736 году он приобрел трактат теоретика русского стиха В. К. Тредиа- ковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», который его чрезвычайно заинтересовал.
В Германии Ломоносов написал возражение Тредиа- ковскому и отослал в Петербург вместе с одой «На взятие Хотина» в качестве отчета о своих занятиях. В «Письме о правилах российского стихотворства» Ломоносов смело распространил тонический принцип на все русское стихосложение (Тредиаковский считал, что можно пользоваться только двустопными стихами, главным образом хореическими). Ломоносов признавал и двустопные, и трехстопные стихи. Он блестяще вскрыл выразительные возможности ямба.
Заботой о свободе выражения отмечена и реформа Ломоносова в области литературного языка. В 1757 году ученый написал предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором изложил знаменитую теорию «трех штилей». Он разделил слова по стилистической окраске на несколько родов. К первому он отнес лексику церковнославянского и русского языка, ко второму — знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова, но редкие в разговорном языке, к третьему — слова живой речи, которых нет в церковных книгах. Отдельную группу составили простонародные слова, которые только ограниченно могли употребляться в сочинениях. В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль: «высокий» — церковнославянские слова и русские, «средний» — русские слова с небольшой примесью церковнославянских слов, «низкий» — русские слова разговорного языка с добавлением слов простонародных и малого числа церковнославянских.
Каждому стилю соответствуют свои жанры: «высокие» — героические поэмы, оды, трагедии, похвальные надписи; «средние» — драмы, сатиры, эклоги, идиллии, послания, дружеские письма, элегии; «низкие» — комедии, эпиграммы, песни, басни. Такое четкое разграничение, теоретически очень простое, на практике приводило к обособлению «высоких» жанров, что затем сказалось на развитии литературы.
Реформы Ломоносова в сферах литературного языка и стихосложения соответствовали культурным потребностям нации. Для выражения значительного национального содержания были необходимы новые литературные формы, и Ломоносов своими реформами открывал перед поэзией широкие художественные горизонты.
Россия в XVIII веке стала догонять ведущие европейские страны. Петр I мощной державной рукой двинул страну по пути европейской цивилизации. Петровские реформы разбудили нацию, всколыхнули ее внутренние силы. Это было время, когда, по словам Пушкина, «Россия молодая/В бореньях силы напрягая,/ Мужала с гением Петра». Поэтому Петр I стал для Ломоносова образцом идеального просвещенного монарха.
В полном согласии с веком Просвещения Ломоносов считал главной преобразовательной силой человеческий разум, мысль, мышление, которым все подвластно. Разум воплощен прежде всего в Боге, который наделяет им просвещенных людей, в особенности монархов, поскольку от них зависит сделать подданных счастливыми, и, наконец, всякого человека, отличая его тем от неживой природы и животного царства.
Архангельский мужик?
Помню, нам твердили в школе,
Что архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.
Наш Михайло Ломоносов
Родом был из Холмогор,
Но, свою деревню бросив,
Он в Москву пешком попёр.
Прикипел пацан к науке,
Тесно в рамках Букваря!
Чьи заботливые руки
Помогали втихаря?
Кто теперь об этом знает,
Отчего да почему.
Но судьба была иная
Уготована ему.
Между тем ходили слухи
(А молва бывает зла),
Что у Первого Петрухи
Там любовница была.
Приезжал-де царь на место
Посмотреть, как строят флот,
И рыбачке неизвестной
Невзначай надул живот.
Признавал ли он сыночка
Или думал, что обман.
Но малютку с мамой в бочке
Не бросали в океан.
Как портреты их похожи.
Может ляпнуто не зря?
Одинаковые рожи,
Миша – копия царя!
В Холмогорах вдруг отрыли
Царской ветви чей-то прах.
И наследники прямые
Может, жили в тех краях?
Совпаденье – что за штука?
(. Ей же ей, одно лицо!)
Пусть генетика-наука
Скажет веское словцо.
—————
* Ломоносов Михаил Васильевич (1711 г. – 1765 г.)
Похоронен на Лазаревском кладбище
Александро-Невской лавры в Петербурге.
* Романов Пётр Алексеевич – Пётр 1 Великий (1672 г. – 1725 г.)
Похоронен в Петропавловском соборе
Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.
Юбиляры ноября: Михаил Ломоносов
Время чтения: 1 минута
310 лет назад, 8 ноября 1711 года, в Архангелогородской губернии, родился Михаил Васильевич Ломоносов. Что можно добавить к этому?
Писать о нём легко и просто, но и неимоверно трудно. Он — один из столпов нашей культуры, науки, нашей цивилизации. Легенда о крестьянском сыне, который с северных пределов России вместе с рыбным обозом пришёл в Москву учиться, не менее важна, чем открытия Ломоносова и его звучные стихи. Ведь это с тех пор — “многих славный путь”. Его призыв — “Дерзайте, ныне ободренны, раченьем вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать” — не остался неуслышанным. Мы научились дерзать. Многое в России изменилось после Ломоносова и под его влиянием. К тому времени вся Европа знала крепость русского штыка. Наш первый академик добавил к этому другое народное качество — пытливый, деятельный ум. Широта его интересов поражает: химия, стихотворчество, геология, астрономия, история. И так далее… От теории он легко переходил к ремеслу, создавал оды и мозаики, лаборатории и университеты, проводил опыты и наблюдения. Ломоносову повезло с меценатом: фаворит императрицы Елизаветы Петровны Иван Иванович Шувалов был лучшим образцом благотворителя эпохи Просвещения. Искренне почитавший науки и искусства, чуждый мелочного честолюбия, он видел в Ломоносове необыкновенного человека и помогал ему как равный равному, отнюдь не свысока.
Михаил Васильевич учился в Германии, заслужил признание у европейских светил, но славу и положение при дворе получил благодаря звучным одам, которые слагал могучими ямбами:
Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет;
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.
Стихи во славу императрицы превратили Ломоносова в состоятельного человека, елизаветинский век стал его расцветом. Позже к этой славе прибавилась репутация “волшебника”, умеющего проводить зрелищные химические опыты. Его конфликты с коллегами-учёными (в основном это были немцы на русской службе) порой оборачивались потасовками, в которых кулак Ломоносова всегда оказывался самым убедительным аргументом. В этих спорах он не всегда бывал справедлив, но готовность драться за свои идеи — не последнее качество для учёного. А открытий на его счету немало.
Явлением Ломоносова называют оптический эффект, возникающий при прохождении Венеры по диску Солнца. Его наблюдения доказали наличие атмосферы на Утренней планете. От телескопа он быстро переходил к стихотворчеству: