сколько лет было царю в сказке конек горбунок
Викторина по сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Загадки Конька – Горбунка»:
письменная викторина по сказке
I. «Говори, да правду только»:
1. Чем кобылица отблагодарила Ивана?
— Родила ему двух златогривых коней и Конька – Горбунка.
2. По какой причине царь взял Ивана на службу во дворец?
— Никто, кроме Ивана не мог справиться с златогривыми конями, которых Иван продал царю.
4. Как звали братьев Ивана?
— Данила и Гаврила.
5. За какую цену Иван продал златогривых коней?
— 10 шапок серебра и ещё 5 рублей.
6. Кто стал врагом Ивана во дворце? По какой причине?
— Царский спальник, из зависти, так как Иван занял его место.
7. За что наказали рыбу-кита?
— За то, что проглотил 3 десятка кораблей.
8. Где лежал перстень Царь-девицы?
— На дне морском в красном сундучке.
9. Что было в трёх котлах, в которых купались Иван и царь?
— Вода студёная, вода варёная и молоко, вскипячённое ключом.
II. Выбери правильный ответ и подчеркни его:
Сколько сказок написал П.П. Ершов?
Где родился П.П. Ершов?
Какой срок царь дал Ивану, чтобы он добыл жар-птицу?
Какого цвета были златогривые кони, сыновья кобылицы?
Сколько раз в году Царь-девица сходила с «окияна» на землю?
Кто нашёл сундучок с перстнем Царь-девицы?
Сколько лет рыба-кит не мог получить прощение?
III. Старинные слова.
Объясни значение подчёркнутых старинных слов:
IV. Хитрые вопросики:
Какого роста был Конёк-Горбунок (в современных мерах длины)?
— 13,35 см, так как он ростом 3 вершка, а 1 вершок = 4,45 см
Назови любимое занятие Ивана.
— Петь и спать.
Какого цвета была златогривая кобылица?
— Белая («как зимний снег, бела.»)
Всю я ноченьку не спал;
На моё ж притом несчастье
Было страшное ненастье!
Дождь вот так ливмя и лил…
(Старшего брата Данилы.)
Я с повинной головою,
Царь, явился пред тобою,
Не вели меня казнить,
Прикажи мне говорить.
(Спальника.)
Будьте милостивы, братцы,
Дайте чуточку подраться.
(Ерша.)
VI. Подумай и ответь: Вопросы и примерные ответы.
Как ты считаешь, какие качества помогли Ивану справиться со всеми заданиями и стать царём?
Доброта, смелость, умение признавать свои ошибки, умение прощать (братьев, кобылицу), откровенность, бескорыстие, забота о других, умение дружить; хитрость, остроумность, ловкость, смелость, стремление к цели ; упорство, находчивость ; ум, потому что Иван на самом деле был умным ; страх ; неунывание, житейский ум ; смекалка ; проворство ; шустрость, смышлёность.
Чем тебе нравится (или не нравится) Конёк-Горбунок?
Нравится тем, что он: добрый, умный, бескорыстный, хороший друг, прощает Ивана, радуется за него, утешает в беде, всегда помогает ; всегда выручает своего хозяина ; преданный и верный ; всегда помогает своему другу и хочет, чтобы он стал царём ; симпатичный, маленького роста и этим он помог Ивану в решении задачек царя ; преданный друг ; маленький, но резвый, с золотой гривой, чёрненький.
Викторина по сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок»
Содержимое разработки
Вопросы к викторине по сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»
1.Автор произведения (Пётр Павлович Ершов)
2.Где жили братья с отцом? (в селе)
3. Чем они занимались? (Братья сеяли пшеницу, да возили в град-столицу)
4. Как бы вора соглядать (увидеть)
5.Что с собой в дозор взял старший брат (вилы и топор)
6. По словам хитрого среднего брата, всю ночь. (был страшный мороз )
8. Что взял с собой в дозор Иван-дурак? ( малахай и хлеб)
9.Что пообещал отец младшему сыну? (Я куплю тебе лубков, дам гороху и бобов»)
10.Кто топтал пшеницу по словам Ивана-дурака?(дьявол, чёрт)
11.Чем кобылица отблагодарила Ивана?Родила двух златогривых коней и Конька – Горбунка
13. Что за чудо-огонёк увидели братья в поле? (Перо Жар – птицы)
14.За какую цену Иван продал златогривых коней?( 10 шапок серебра и ещё 5 рублей)
15.По какой причине царь взял Ивана на службу во дворец? (Никто, кроме Ивана не мог справиться с златогривыми конями, которых Иван продал царю)
16.Какого цвета были златогривые кони, сыновья кобылицы? (Вороного)
17. Какой срок царь дал Ивану, чтобы он добыл жар-птицу? (3 недели)
18.Из чего была гора на поляне Жар-птиц? (серебро)
19.Где прятался Иван-дурак ожидая жар-птицу? (дубовое корыто)
20. Чтобы не обжечься, хватая жар-птицу Иван решил надеть. (рукавицы)
21. Во что посадил Иван Жар-птицу, которую поймал? ( в мешок)
22.После жар-птицы какое задание дал царь Ивану-дураку (Царь-девицу)
23. Сколько раз в году Царь-девица сходила с «окияна» на землю? (2 раза)
24. Говорит ему царевна: «Если хочешь взять меня,то доставь ты мне в три дня (перстень мой из окияна!)
25. Кто были царевне месяц и солнце? («Месяц – мать мне. Солнце – брат»)
26. Сколько страдал Чудо-юдо Рыба-кит (Десять лет)
27.Как звали отца Ивана-дурака («Сядь, Иванушка Петрович!»)
28.За что был наказан рыба-кит? ( За то, что проглотил 3 десятка кораблей)
29.Где лежал перстень Царь-девицы? (На дне морском в красном сундучке)
30. Кто нашёл сундучок с перстнем Царь-девицы? (Ёрш)
32. Сколько лет было Царь-девице? (15)
33. Чьи слова? «Коль себя не пожалеешь,ты опять помолодеешь» (Царь_девица)
34.Что было в трёх котлах, в которых купались Иван и царь? (Вода студёная, вода варёная и молоко, вскипячённое ключом)
35.Что было в первом котле, куда прыгнул Иван-дурак? (В молоко сперва ныряй)
Сколько лет было Иванушке-дурачку?
Я попробую порассуждать на эту тему.
Иванушка-дурачок был, как правило, третьим, самым младшим сыном в семье.
Возраст сыновей в сказках нигде не указывался и поэтому можно только предположить, что раз старшие братья выполняют крестьянскую работу, продают товар на базаре, потом женятся, то их возраст можно попробовать определить по тому, когда на Руси наступало совершеннолетие и молодым людям было дозволено совершать определенные вещи.
*для управления имуществом и заключения договоров мужчине должно было исполниться 17 лет, для вступления в брак – 18.
Получается, что когда старшие братья решили продать коней (сказка «Конек-Горбунок»)
«Ну, Гаврило, в ту седмицу
Отведем-ка их в столицу;
Там боярам продадим,
Деньги ровно поделим.»
то им было уже минимум 17 и 16 лет. (коней мог продавать и получать плату старший брат).
После того как они при помощи младшего брата заработали денег, братья вернулись домой и женились
«Два же брата между тем
Деньги царски получили,
В опояски их зашили,
Постучали ендовой
И отправились домой.
Дома дружно поделились,
Оба враз они женились,
Стали жить да поживать,
Да Ивана поминать».
то выходит, что им было минимум 19 и 18 лет.
Предположим, что братья, как зачастую бывало в русских деревнях, были погодки, значит младшему, Иванушке-дурачку, было 17 лет.
Кроме этого надо учесть, что в разное время на Руси управлять имуществом без поручителя можно было только по достижении 21 года, т.е. старшим братьям во время продажи коней должно было быть не меньше 21 и 20 лет. (Возраст для вступления в брак был ниже и не являлся препятствием). Исходя их этого, младшему погодку могло быть 19 лет. Следовательно он мог в конце сказки сочетаться браком с пятнадцатилетней Царь-Девицей, что не противоречило законам того времени.
«Царь велел вам долго жить!
Я хочу царицей быть.
Люба ль я вам? Отвечайте!
Если люба, то признайте
Володетелем всего —
И супруга моего!»
Тут царица замолчала,
На Ивана показала.»
Исходя из моего размышления над сказкой П. Ершова «Конек-Горбунок» можно сделать вывод, что Иванушке-Дурачку было не менее 19 лет.
Викторина по сказке П. П. Ершова «Конек-горбунок» часть 1
ЕЛЕНА ШИТИКОВА
Викторина по сказке П. П. Ершова «Конек-горбунок» часть 1
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о жизни и творчестве Петра Павловича Ершова и его сказке «Конёк-горбунок».
— Развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса, творческого мышления.
— Воспитание бережного и уважительного отношения к книге.
— Воспитывать интерес к художественной литературе.
— Повышение эмоционального настроя.
Предварительная работа: знакомство с писателем. Знакомство со сказкой: чтение и пересказ, рассматривание иллюстраций и разных изданий сказки. Подготовить грамоты, призы, рисунки детей по сказке.
Зал оформлен рисунками детей. Установлена мультимедиа, ширма для кукольного театра. Участвуют команды по 10 детей из каждого детского сада, остальные болельщики.
Слайд №1 (конек-горбунок)
Ход викторины:
Слайд №2 (П. П. Ершов)
Вед: Каждый год мы отмечаем знаменательные события и даты. В 2015 г. исполняется 200 лет со дня рождения Петра Павловича Ершова. Всем известна сказка «Конек-горбунок» (1834 г., которой год назад исполнилось 180лет. Поэт и сказочник П. П. Ершов, наверное, и не предполагал, что приключения его героев переживут века.
Слайд №3 (обложка книги)
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе…
Так начинается сказка «Конек-Горбунок. Эта сказка известна всем. Ее издают на английском, французском, немецком, польском и даже на японском языках! Бесспорно, она украшает русскую детскую литературу, пленяя воображение читателей. Это произведение смело можно назвать сказочной энциклопедией русского народа.
Девятнадцатилетним студентом написал Петр Ершов эту удивительную сказку. На создание «Конька-Горбунка» Ершова вдохновили появившиеся в то время волшебные сказки А. С. Пушкина. Впоследствии Александр Сергеевич высоко оценил сказку Ершова,написав автору: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить!» Со временем сказка «Конек-Горбунок» завоевала сердца читателей всей России.
Слайд№ 4 (заставка викторина)
И сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие с героями этой сказки. Активными участниками нашей викторины являются команда «___»(аплодисменты, «___» (аплодисменты) и «___» (аплодисменты). (команды садятся полукругом за столы, болельщики по обе стороны зала, стол жури за командами.) Все остальные – активные болельщики. Болельщики покажите, как вы умеете хлопать, топать. Молодцы! Хлопаем на правильный ответ команды, топаем на неверный ответ. Самые ответственные гости –это наше жюри в составе:
Поприветствуем их аплодисментами.
А команды приступают к первому заданию.
Слайд №5 (картинка по сказке)
Предлагаю вспомнить сюжет сказки «Конек-горбунок», для этого командам надо поочередно отвечать на мои вопросы. Если команда дает неправильный ответ. Вопрос переходит к соперникам. Готовы?
1. Сколько братьев было у Ивана и как их звали? (Два. Данила и Гаврила)
2. Чем занимались Иван с братьями (Сеяли и продавали пшеницу)
3. Как провели ночь в карауле на пшеничном поле братья Ивана? (Один закопался в сене, а другой «ходил дозором у соседки под забором»)
4. Кого увидел на поле Иван и что он соврал дома про вора их пшеницы? (Белую кобылицу с золотой гривой; сказал, что дьявол воровал их пшеницу)
5. Сколько коней было у Ивана, и откуда они взялись? (Три; родила их Ивану в подарок белая кобылица)
6. Какую первую помощь оказал Конёк-горбунок Ивану? (Догнал братьев, укравших у Ивана коней)
7. Какую первую чудесную вещь нашёл Иван? (Перо Жар-птицы)
8. Куда спрятал перо Жар-птицы Иван? (Завернул в тряпицу и в шапку спрятал)
9. Кто и почём купил златогривых коней у Ивана? (Царь, за 10 шапок серебра)
10. Как попал Иван конюхом на царскую конюшню? (Потому, что златогривые кони никого, кроме Ивана, не слушались)
11. Кто выкрал перо Жар-птицы у Ивана и зачем? (Бывший конюх, чтобы избавиться от Ивана)
12. Какое первое задание царь дал Ивану? (Поймать жар-птицу)
13. Где Иван ловил Жар-птицу? (На горе из серебра)
14. Какое второе задание дал царь Ивану? (Найти и привезти Царь-девицу)
15. Где обитала Царь-девица и сколько раз в году она сходила на Землю? (На океяне; два раза)
16. На чём плавала Царь-девица и на каком музыкальном инструменте она играла? (На шлюпке; на гуслях)
17. Чем Иван заманил Царь-девицу? (Золотым шатром с угощением)
18. Почему Иван с первого раза не смог поймать Царь-девицу? (Уснул)
19. Что сделал Иван, чтобы не проспать Царь-девицу? (Колол себя острыми гвоздями и камнями)
20. Какое третье задание царь дал Ивану? (Достать перстень Царь-девицы со дна океана)
21. Кто помог Ивану найти перстень на дне океана (Чудо-юдо Рыба-кит и Ёрш)
22. Кто были родственники Царь-девицы? (Мать-Месяц (Луна, брат-Солнце)
23. За что и как был наказан Чудо-юдо Рыба – кит? (За то, что он проглотил три десятка кораблей, Бог поселил на его спине людей)
24. Что должен был сделать Рыба – кит для своего прощения? (Дать свободу кораблям)
25. Какое условие поставила Царь-девица царю, чтобы не выходить за него замуж и как царь должен был выполнить это условие? (Царь должен помолодеть, а для этого ему надо было искупаться в трёх котлах: кипятке, в кипящем молоке, студёной воде)
26. Какую последнюю волю царя выполнил Иван и как помог ему Конёк-горбунок? (Иван искупался в трёх котлах, после того, как Конёк-горбунок в те котлы мордой макнул и на Ивана дважды прыснул)
27. Что стало с царём и с Иваном? (Царь, сварился, а Иван стал красавцем)
На этом первый тур закончен. Уважаемое жури подводит итоги первого ура.
Слайд№6 (картинка жар-птицы)
А вас, прошу внимания.
(показ отрывка кукольного театра)
Я узнал, что ты Жар-птицу
В нашу царскую светлицу,
Если б вздумал приказать,
Ну, смотри ж, не отпирайся
И достать ее старайся».
Тут Иван волчком вскочил.
О пере не запираюсь,
Но о птице, как ты хошь,
Ты напраслину ведешь».
Если ты недели в три
Не достанешь мне Жар-птицу
В нашу царскую светлицу,
То, клянуся бородой,
Ты поплатишься со мной….
В: Предлагаю помочь Ивану. А следующим заданием нашей викторина будет конкурс «Собрать картинку жар-птицы из пазлов» (на время по 2-3 участника)
Слайд№8 (герои сказок)
«Кто герои ты узнаешь,
Коль загадку отгадаешь»
(картинки с героями появляются на экране после отгадки)
Кому принадлежат слова:
1.«Эй вы, сонные тетери!
Отпирайте брату двери,
Под дождем я весь промок
С головы до самых ног».
Всю я ноченьку не спал;
На моё ж притом несчастье
Было страшное ненастье!
Дождь вот так ливмя и лил…»
Слайд № 8 (Старшего брата Данило)
2.»Ты, Данило, молодец!
Ты вот, так сказать, примерно,
Сослужил мне службу верно,
То есть, будучи при всем,
Не ударил в грязь лицом».
Коль сумел ты усидеть,
Так тебе мной и владеть.»
4.»Всю я ноченьку не спал,
Да, к моей судьбе несчастной,
Ночью холод был ужасный,
До сердцов меня пробрал;
Всю я ночку проскакал;
Слишком было несподручно.
Впрочем, все благополучно».
Слайд №8 (Гаврило – средний брат)
5. «Я с повинной головою,
Царь, явился пред тобою,
Не вели меня казнить,
Прикажи мне говорить.»
7. «И поведай мне вину
В нашу светлую страну
Твоего с земли прихода;
Из какого ты народа,
Все скажи мне, не утаи»
8. «Царь великий! не гневись!
Мы все море уж, кажись,
Но и знаку не открыли.»
Слайд №8 (Двое белых осетров)
9. «Эй, хозяин, полно спать!
Время службу исполнять!»
Слайд №8 (Конёк-горбунок)
10.«А такая в том нужда,
Что не выйду никогда
За дурного, за седого,
За беззубого такого!»
Слайд №8 (Царь-девица)
11. «Поезжай на окиян;
В окияне том хранится
Перстень, слышь ты, Царь-девицы».
12. «Надо, царь, мне два корыта
Да заморского вина».
Вед: Молодцы! Хорошо справились. Жури подводит итог 3тура. И мы переходим к следующим испытаниям.
Слайд №9 (кит говорит с иваном)
(показ отрывка кукольного театра)
«Мы послы от Царь-девицы,
К солнцу прямо на восток,
«Так нельзя ль, отцы родные,
Вам у солнышка спросить:
Долго ль мне в опале быть,
И за кои прегрешенья
Наш Иван ему кричит.
«Будь отец мне милосердный!
Вишь, как мучуся я, бедный!
Десять лет уж тут лежу.
Сам же горько воздыхает.
Наш Иван ему кричит.
Вед: Ребята, что необходимо сделать киту, чтоб освободиться? (выпустить корабли)
Поможем? Конкурс «Кораблики» (вынуть из пасти кита бумажные кораблики)
Макеты трех китов, в них кораблики. Команды по сигналу по одному участнику достают по одному кораблику. Конкурс на время.
Вед. : Молодцы! И с этим заданием справились. И мы переходим к следующему туру.
«Развитие познавательных способностей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Цель проекта: Развитие познавательных способностей и творческого познавательного мышления детей. Расширение представлений детей об окружающем.
Оформление зимнего участка старшей группы. Уважаемые коллеги! Добро пожаловать на мою страницу. Хочу поделиться своим небольшим успехом изготовления снежных построек. С наступлением.
Игра по сказке П.П. Ершова «Конёк-горбунок»
Подготовительный этап
Класс делится на 3 команды. Команды получают домашние задания:
1) придумать название и девиз, эмблему;
2) нарисовать эскиз обложки с этой сказкой;
3) подготовить выразительное чтение по ролям отрывка из сказки.
1. В каком году родился П.П. Ершов? (1815 г.)
2. В какой деревне он родился? (Безруковая, рядом с г. Ишимом.)
(Подсказка: из слова беззубый возьмите приставку, из рукавицы — корень, из свинцовый — суффикс, из красивая — окончание.)
3. Сколько лет было Ершову, когда он написал свою сказку? (19 лет.)
4. В каком университете он тогда учился? (В Петербургском.)
5. В каком году сказка была написана и напечатана? (В 1834 г.)
6. Кому принадлежат слова: “…теперь этот род сочинений можно мне оставить”? (Пушкину.)
7. К 1834 году Пушкин уже написал четыре сказки. Какие?
(«Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане. », «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
8. Какие сказки Пушкина вы ещё знаете?
9. Сколько сказок написал П.П. Ершов? (Одну.)
10. После окончания университета Ершов вернулся в свою родную Сибирь и стал работать — кем? (Учителем.)
II. Что бы это значило?
Какую роль в сказке играют эти предметы?
2-я команда: перо птицы, молоко.
3-я команда: гусли, кольцо.
III. Конкурс иллюстраторов
— 4 человека от каждой команды с завязанными глазами рисуют кобылицу.
IV. Конкурс переводчиков (капитанов)
Переведите с языка сказки на русский.
пулю слить — наврать
балясы — болтовня, пустые разговоры
лубок — яркая картинка
сыта — вода с мёдом
Каждая команда демонстрирует домашнее задание: чтение отрывка по ролям.
VI. Конкурс «Дальше. дальше. дальше»
1. Где “караулил” поле старший брат? (На сеннике.)
2. Какую песню распевал Иван в самом начале сказки? (“Распрекрасные вы очи. ”)
3. Что пообещал отец Ивану за то, что тот пойдёт в караул? (Лубки, горох, бобы.)
4. Какой рост Конька-горбунка? (3 вершка = 4,4 x 3 =13,2 см.)
5. Сколько кораблей спас Иван? (30.)
6. Вспомните эпиграф ко второй части. (Скоро сказка сказывается, // А не скоро дело делается!)
7. Чтоб поймать Жар-птицу, что понадобилось Ивану? (Два корыта, белояровое пшено, заморское вино.)
8. Сколько сказок было в книге слуги? (Пять.)
9. О чём эти сказки? (О бобре; о царе; о боярыне восточной; о князе Бобыле; о Царь-девице.)
10. На каком музыкальном инструменте играла Царь-девица? (На гуслях.)
11. Назовите родственников Царь-девицы. (Месяц — мать, Солнце — брат.)
12. Сколько лет страдает Чудо-юдо рыба-кит? (10 лет.)
13. Сколько лет царю? (70 лет.)
15. Какие морские жители помогли Ивану найти кольцо? (Два осетра, сом, рак, ёрш, два дельфина, карась.)
16. Вспомните последние слова сказки.
(Сердцу любо! Я там был,
Мёд, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало!)