сказка о царе салтане наумов
Владимир Наумов: я обязательно сниму Пушкина
Известному режиссеру, автору фильмов «Бег», «Легенда о Тиле», «Тегеран-43» и многих других Владимиру Наумову 6 декабря исполняется 85 лет. В преддверии юбилея Наумов рассказал корреспонденту РИА Новости о фильме, над которым сейчас работает, знакомстве с Федерико Феллини, работе с Михаилом Ульяновым и Аленом Делоном. Беседовала Мария Токмашева.
— Владимир Наумович, несмотря на свой юбилей, вы сейчас работаете над новым фильмом – «Сказка о царе Салтане». Почему вдруг взялись за тяжелый съемочный процесс, поиск денег для столь масштабного проекта, а не предпочли снимать более легкую, камерную картину?
— Как мне кажется, современное состояние российского общества требует качественно нового подхода в реализации потенциала культуры в целом и кинематографа в частности. К несчастью, большое количество фильмов и телевизионных передач загрязняют души подрастающего поколения, размывают сложившиеся веками традиции великого отечественного искусства. Слишком много на экране безвкусицы и пошлости. На мой взгляд, сейчас как никогда необходимо создание фильмов, основанных на той отечественной классической литературе, которая проверена временем и многими поколениями. В этой связи мне кажется делом первостепенной важности создание фильмов по произведениям Пушкина. Основная моя идея заключается в том, чтобы во всех первых классах каждый учебный год начинать с просмотра фильма, снятого по сказкам великого русского гения. Таким образом, первое, с чем столкнутся наши маленькие сограждане в школе – это великолепный русский язык, яркие образы, острый сюжет, наполненный приключениями, интригами, борьбой добра со злом, силой духа и красотой российского пейзажа. Кроме того, миллион российских граждан, проживающих за рубежом, и их дети часто лишены общения с классическим, незагрязненным русским языком, а некоторые не знают родного языка вовсе. Поэтому фильм по сказкам Пушкина стал бы для них связующим, скрепляющим мостиком с родиной. Этот проект может превратиться не просто в создание очередного фильма, а в значительную государственную акцию.
Это первая задача, почему я взялся за сказки Пушкина. Ну и потому, что это великий поэт и потрясающие произведения. В них столько мудрости, столько энергии и глубины. Я хочу снять не одну картину по сказке о царе Салтане, а три.
Один фильм, как я уже сказал, будет для детей. На этом же материале я хочу снять четыре серии для телевидения и большой фильм для широкого проката. В этом фильме будут использованы стихотворения Пушкина, которые смогут органично вписаться в «Сказку о царе Салтане». Мне кажется, что это очень выгодный коммерческий проект: одни и те же актеры, одни и те же пушки, корабли, замки, костюмы, кареты, резкое сокращение съемочных дней. И, кроме того, тут есть полное душевное совпадение. Мне ужасно нравится там все, начиная от крошечных мелочей и кончая пейзажем. Все заключено в этой сказке!
— На каком этапе сейчас эта картина?
— К сожалению, мне дали всего 30 миллионов рублей на такой громадный проект. Финансирование закончилось, и мы в настоящий момент в простое. Боремся. Я должен снять эту картину на пределе своих возможностей.
— Ваш фильм «Тегеран-43» был в свое время лидером проката, успешным…
— Ну почему только «Тегеран»? «Бег» тоже был успешный, и многие другие. Мы объехали с ними весь свет.
— Да, получилось так, что вы снимали фильмы, которые пользовались успехом у зрителя, а сейчас многие говорят, что в кино ходят исключительно на американские блокбастеры, на комедии подчас не лучшего качества, что зрители просто не хотят смотреть хорошие фильмы…
— Испортили вкус. Это как на игле сидят — моральной и духовной игле. Вот Феллини, с которым я дружил, однажды, когда мы шли по Риму, сказал: «Мой зритель умер. У них клиповое сознание». А в это время к нему подходили девушки, мальчики – молоденькие совершенно ребята, брали автографы. Я говорю: «Что ж ты кокетничаешь?». А он мне говорит: «Нет. Просто они знают мою фамилию. Обо мне пишут, знают в лицо. Я популярен, поэтому молодые люди ко мне и подходят. А вот смотреть мои картины им не интересно. Им нужен экшн, чтобы все мелькало, бежало, летело, стреляло. В общем, разросшиеся до двух часов клипы им нужны. А я, как самолет, который взлетел, а аэродрома нет». Но он был не прав, конечно. Феллини – выдающийся режиссер, картины его никогда не устареют.
Вот сейчас постараюсь поехать в Италию, если будут какие-то средства, чтобы снять итальянские замки на берегу моря, морские бои. Для Пушкина это будет очень хорошо, когда корабельщики там уезжают. Вы можете представить, сколько денег надо на эту картину, чтобы она была настоящая, чтобы она принесла прибыль? Деньги надо считать не когда запускаешь картины, а после того, как она выходит на экран. А мы считаем наоборот, не начав еще снимать, экономим, а потом не получить уже ничего. Вроде как актер с одной штаниной. Как у нас в Париже в фильме «Бег» Ульянов прошествовал по Парижу в кальсонах, но это был замысел автора.
— Вы вспомнили прекрасного актера Михаила Ульянова. У вас же вообще во всех фильмах снимались лучшие советские, российские актеры. Изменилось ли как-то актерское поколение, у вас в новом фильме молодые ребята играют?
— Да, одни молодые! Из известных только Стоянов играет Царя Салтана и Белохвостикова – Бабариху. Остальные – молодые актеры театральные, студенты, есть просто не поступившие в институт по каким-то причинам – по тем же, может, по которым не поступил в свое время Шукшин или Смоктуновский провалил пробы.
— Так молодежь отличается от старшего актерского поколения?
— Что вы?! Конечно! Ульянов, Леонов, Ефремов, Евстигнеев. Разве можно их сравнивать? Смоктуновский – выдающийся актер. У меня все снимались такие. Все! На студии их называли «сборная Советского Союза». Делон снимался в небольшой роли. Курд Юргенс, Жорж Жере – замечательные актеры. «А выпить у тебя нечего?» — Юргенс меня так спрашивал, когда я приезжал. Он жил в апартаментах, у него было 3-4 комнаты в Нью-Йорке, и ему в каждую комнату ставили бутылку, он ее открывал, потом выпивал маленькую дозу и шел дальше очень довольный. Ну а Делон, как известно, не пьет одеколон.
— Правда?
— Нет. Это рифма. Да и мы выпивали. И сейчас на праздники можем чуть-чуть.
— Вы уже много лет преподаете во ВГИКе, ведете свою мастерскую…
— Да, больше 30 лет преподавал, но в настоящее время занимаюсь картиной. Выпустил много режиссеров. Вообще кино – это неизвестность, но есть отдельные подвижники. У меня был студент, который спал на вокзале, переносил ящики, но отказывался снимать то, что ему не нравилось. Народ в России очень талантливый.
Спроси Киноафишу
Фильм «Сказки Пушкина. Сказка о царе Салтане» снял режиссер Владимир Наумов – именно ему доверили режиссерское кресло создатели картины. Какие еще киноленты снял Владимир Наумов, можно узнать в фильмографии режиссера на его странице в базе данных «Киноафиши».
Авторизация по email
Распад великого трио: почему рассорились Балбес, Бывалый и Трус
Отказал Кейджу: как Данелия не пустил в советский фильм голливудскую звезду
7 советских и российских актеров, которые умерли на съемках
38-летняя Лопырева засветила сморщенное от времени декольте
«Что-то с психикой»: у лечившегося от алкоголизма Гордона заподозрили проблемы
Тимати продает поздравления с днем рождения за 200 тысяч рублей
«Грудь исчезла»: показавшая себя во всей красе Гагарина перепугала россиян
«Спартак» и не только: самые кассовые зарубежные фильмы в СССР
12 лет жизни пенсионера: сколько стоят баснословно дорогие часы матери Бородиной
«Прививки по гороскопу»: безграмотность Малышевой шокировала россиян
«Близкие люди»: Арбенина перешагнула через жену Моргенштерна после скандала
Как Раневская впечатлила Рузвельта и покорила Сталина
Зная всё о кино, хочется поделиться этим с другими. Делитесь фильмами, трейлерами, персонами и новостями в социальных сетях, присваивайте рейтинги фильмам и обсуждайте их с друзьями и подписчиками!
Интересные фильмы, ближайшие кинотеатры и любимых актеров можно добавлять в «Избранное». Система покажет все связанные с ними новости и новые трейлеры, подскажет, когда можно купить билет в кино на интересующую премьеру. Присоединяйтесь!
Сказка о царе Салтане
Признание в любви, страшная ненависть обиды и волшебство — чего там только не было. Тридцать три богатыря, и все как на подбор. Князь Гвидон-то чего только стоит. Там чудеса происходят на каждом шагу. Но любая история должна завершатся по-доброму и волшебному, а куда ж без этого и в нашем фильме? А начиналось все очень завораживающе — три девицы под окном, пряли поздно вечерком…
Сказка о царе Салтане стала советским фильмом, снятым по мотивам одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина. Картина является второй экранизацией данного произведения, а первой стал мультфильм, снятый еще в 1943 году. В 1990 год фильм выпустили на видеокассетах кинообъединением Крупный план. В 2008 году появилась очередная редактированная, но уже полная версия на DVD. Сказка была восстановлена киноконцерном Мосфильм в 2001 году. Также в фильме можно услышать всеми известную и любимую песню Во саду ли, в огороде.
Картина была рождена сразу в Крыму и Московской области. Режиссер Александр Птушко, также является знаменитым сценаристом, художником и оператором. Родом Александр с Украины. За всю свою творческую карьеру завершил 29 проектов. В 1969 году был награжден звания Народного артиста Советского Союза. В 2004 снялся в фильме Легенды мирового кино.
Помимо Александра сценаристом стал еще один человек — Игорь Гелейн. Александра Пушкина так же можно смело записать в эти ряды. Игорь Гелей на протяжении своей работы бывал и оператором, и режиссером. Но это произведение стало для него дебютом в работе сценариста. На его счету числится 34 полноценных проектов.
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
– «Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
– «Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица, –
Говорит он, – будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой;
А потом честные гости
На кровать слоновой кости
Положили молодых
И оставили одних.
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха –
И завидуют оне
Государевой жене.
А царица молодая,
Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла.
В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем, как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына Бог им дал в аршин,
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья».
Едет с грамотой гонец
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую –
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю –
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян –
Так велел-де царь Салтан.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел – царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.
Но из бочки кто их вынет?
Бог неужто их покинет?
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» – молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
Видно, на море не тихо:
Смотрит – видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клев кровавый навострил…
Но как раз стрела запела –
В шею коршуна задела –
Коршун в море кровь пролил.
Лук царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный Бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают,
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой –
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чорнобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана…»
Князь им вымолвил тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
От меня ему поклон».
Гости в путь, а князь Гвидон
С берега душой печальной
Провожает бег их дальный;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» –
Говорит она ему.
Сказка о царе Салтане
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
— «Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
— «Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица,-
Говорит он,- будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем, как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья».
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают,
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.
Князь пошел, забывши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей встречает;
Второпях народ бежит;
Дядька князю говорит:
«Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских,
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море;
Тяжек воздух нам земли».
Все потом домой ушли.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит, и поит,
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете?
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,
И теперь нам вышел срок;
А лежит нам путь далек,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана».
Говорит им князь тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану.
Да скажите ж: князь Гвидон
Шлет-де свой царю поклон».
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет ее скорей
К милой матушке своей.
Князь ей в ноги, умоляя:
» Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви».
Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит:
«Бог вас, дети, наградит».
Князь не долго собирался,
На царевне обвенчался;
Стали жить да поживать,
Да приплода поджидать.
Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит оно, не хлещет,
Лишь едва-едва трепещет.
И в лазоревой дали
Показались корабли:
По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана.
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
«Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда».
Флот уж к острову подходит.
Князь Гвидон трубу наводит:
Царь на палубе стоит
И в трубу на них глядит;
С ним ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
Удивляются оне
Незнакомой стороне.
Разом пушки запалили;
В колокольнях зазвонили;
К морю сам идет Гвидон;
Там царя встречает он
С поварихой и ткачихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
В город он повел царя,
Ничего не говоря.