скала трех чекистов история
Статьи об Украине
Витиевато врезанная каньоноподобная долина Днестра, спустившийся с гор и рассыпающийся на рукава Прут и почти горный Черемош создают на Буковине широкую гамму красивейших ландшафтов. Завораживают невысокие и лиричные Покутско-Буковинские Карпаты, в которых густые леса из стройных елей живописно соседствуют с лугами и тщательно вписанными в неровности поверхности сельскохозяйственными угодьями.
Площадь: 8 100 км 2
Население: 914 600 чел.
Плотность населения: 111 чел./км 2
Населенные пункты: 417 (в том числе 11 городов, 8 посёлков и 398 сёл)
Город областного подчинения:1 (Черновцы)
Административных районов: 11
Самая малая по площади область Украины, занимающая лишь 1,3% территории страны, образована в 1940 году. Несмотря на небольшие размеры, регион на севере граничит с Ивано-Франковской, Тернопольской, Хмельницкой и Винницкой (с запада на восток) областями Украины, а на юге проходит государственная граница с Румынией и Молдовой.
Герб Черновицкой области представляет собой щит, разделенный вертикально на две части. На красной половине изображён герб областного центра, а на зелёной – три буковые розетки. Щит увенчан соколом и увит буковыми ветвями с вплетённой в них жёлто-синей лентой.Флаг региона зелёного цвета с синими и жёлтыми полосами. В его центре расположен символ Буковины – белый сокол. Его изображение, выполненное на керамической плитке времен Галицко-Волынского княжества, было найдено на берегу Днестра.
Природные условия и ресурсы
Поверхность области подразделяется на равнинные (северные), предгорные (центральные) и горные (юго-западные) районы. Равнинные представлены Подольской возвышенностью – повышенной волнистой лёссовой равниной (абсолютные высоты до 300 м), предгорные – Черновицкой предгорной возвышенностью (высоты до 500 м) и горные – Покутско-Буковинскими Карпатами (высоты от 800 до 1580 м).
Хозяйственное значение на Буковине имеют месторождения песчаников, кварцевых и глауконитовых песков, гальки, гравия, известняков, мергелей, бентонитовых и кирпично-черепичных глин, гипса. В горах обнаружены и разрабатываются залежи кварцитов, сланцев, мрамора, марганцевых и полиметаллических руд, графита и бурого угля.
У села Усть-Путила находится знаменитая скала «Окаменевшая богачка» – визитная карточка Буковинских Карпат. Высокой 30-метровой серой скале из древних (45 млн. лет) песчаников ветер, вода и время придали форму, напоминающую силуэт женщины. Согласно легенде, здесь окаменела скупая богатая дама, отказавшая нищенке в подаянии.
Первые поселения на Буковине появились на берегах Днестра. На территории области обнаружено более ста преимущественно позднепалеолитических стоянок (40-15 тыс. лет назад). Северная часть Буковины, которая собственно и составляет территорию современной Черновицкой области, в X-XII вв. входила в состав Киевской Руси. В XII-XIII вв. она подчинялась Галицко-Волынскому княжеству, а затем, как и большая часть Украины, была порабощена Золотой Ордой. Последующее историческое развитие Буковины не вписывается в стандартный событийный ряд других регионов Западной Украины (кроме Закарпатья), что частично объясняет оригинальность и непохожесть Черновицкой области в ряду других западно-украинских земель.
В 1345 г., когда венгерское войско одолело татар и вытеснило их с правобережья Днестра, эти земли недолго контролировались Венгрией, затем Молдавским государством, а с 1514 г. – Османской империей. После длительного турецко-молдавского владычества северная часть Буковины в 1774 г. на полтора столетия входит в состав Австрии. Это стало временем интенсивного развития региона с годами получившего статус Буковинского герцогства. После распада Австро-Венгерской империи в 1918 г. эти земли почти на четверть века захватывает Румыния и только в 1940 г. Советский Союз аннексирует их и присоединяет к Украинской ССР.
В селе Дихтинец на берегу речки Путилы, в 1944 г. от рук бойцов Украинской повстанческой армии погибли три офицера войск НКВД. В честь этого события, огромную песчаниковую глыбу, под которой разыгралась трагедия, назвали Скалой трёх чекистов. В 1968 г. у её подножия установили строгий величественный монумент.
Специфическая история и относительная многовековая экономическая отсталость региона не могли не сказаться на его архитектурном наследии. Тем не менее, на территории Черновицкой области сохранились единичные (но выдающиеся) фортификационные сооружения (XV-XVIII вв.), широкий спектр (конфессиональный, временной и стилевой) культовых сооружения XVI-XX веков. Архитектурное наследие гражданского назначения представлено редкими дворцовыми и усадебными постройками, административными зданиями и историческими памятниками XVIII-XX вв. На территории области находится Вижницкий национальный природный парк и множество заслуживающих самого пристального внимания памятников живой и неживой природы.
Город Хотин расположен на крутом левом берегу реки Днестр. Широкую известность ему принесла знаменитая крепость, появившаяся во времена Киевской Руси. Крепость находится практически на берегу Днестра и обнесена валами и стенами с Бендерскими, Ясскими воротами и несколькими бастионами. Комплекс крепостных сооружений сложился на протяжении XV-XVIII вв., когда Хотин принадлежал молдавским воеводам, находившимся в вассальной зависимости от Турции. В 1621 г. произошло знаменитое сражение Хотинской польско-турецкой войны. В память о нём (к 370-летию) у стен крепости в 1991 г. появился один из первых монументов в истории независимой Украины – памятник гетману Петру Сагайдачному, командовавшему 40-тысячным казачьим войском в Хотинской битве. После русско-турецкой войны 1806-1812 гг. Хотин вошел в состав Российской империи. С тех пор на крепостной территории остались здание военной школы и церковь Александра Невского. В 2000 г. на берегах Днестра создан Историко-архитектурный заповедник «Хотинская крепость».
Еврейская община появилась в г. Вижница ещё в XVIII в., а в 1890 г. 85% его жителей были иудеи. В 1930-е гг. на центральной площади местечка начали строительство главной синагоги, которое не успели завершить до начала II мировой войны. В 1962 г. здание реконструировали и приспособили под дом культуры. В 1960-е годы в нём начинался творческий путь самого известного украинского советского эстрадного коллектива – ВИА «Смеричка», в котором выступали будущие народные артисты Украины С. Ротару, В. Зинкевич и Н. Яремчук.
Село Белая Криница Глыбокского района появилось 1784 г. Спустя год в соседнем лесу, бежавшие от религиозных преследований старообрядцы, основали мужской монастырь, со временем перебравшийся в село. В первой половине XIX в. число жителей села неуклонно росло. Российские переселенцы принесли на Буковину особенности своего уклада жизни, и Старая Криница изначально имела вид типичной русской деревни с рублеными домами, деревянным забором и обязательной баней, топившейся «по-чёрному».
В 1900 г. в Белой Кринице на деньги одного из самых богатых московских купцов Г. Овсянникова начинается строительство старообрядческого собора. Его возводили девять лет, истратили полмиллиона рублей золотом, при этом все строительные материалы и детали привозили из Москвы, лишь собирая на месте. Успенский собор старообрядцев создан в наилучших традициях древнего московского зодчества и не имеет аналогов в Украине. Внешне он полностью покрыт глазурованными черепицей и кирпичом, не утратившими своих качеств до сих пор. Интерьер украшен прекрасным резным иконостасом, с иконами кисти старых владимирских, палехских и новгородских мастеров.
Село Окно Заставновского района расположено почти в центре одного из нескольких карстовых массивов области. У соседнего села Погореловка расположен Чернопотоцкий спелеокарстовый заказник и полукилометровая пещера Пионерка, а на окраине села Баламутовка – пещеры Дуча (145 м) и Баламутовская (263 м). Все пещеры образовались в гипсовых породах (возраст 14 млн. лет) и имеют характерный профиль коридоров (т.н. трещинного типа).
В селе Черторыя Кицманского района на берегу реки Черемош за неделю до начала Великой Отечественной войны родился один из самых талантливых деятелей кино Украины Иван Миколайчук (1941-1987). Ему посвящён небольшой, уютный мемориальный музей-усадьба. Ещё студентом И. Миколайчук снялся в фильмах «Сон» (в роли Т. Шевченко) и «Тени забытых предков», принесших ему огромную популярность. Разносторонний талант И. Миколайчука (роли в 23 фильмах), проявился не только на актерском поприще. Для знаковых в истории украинского кинематографа фильмов «Белая птица с чёрной отметиной» (1971 г.) и «Вавилон ХХ» (1979 г.) он написал сценарий и музыку, выступил как актёр, а в «Вавилоне ХХ» ещё и как режиссёр-постановщик. Никто в отечественном кино не смог продемонстрировать такого разнопланового участия в кинопроизводстве.
В самом отдаленном Путильском районе Черновицкой области, почти на границе с Румынией находится Шурдинский перевал. Это самый высокий перевал в Украинских Карпатах, который можно преодолеть на автомобиле. К нему ведёт витиеватый серпантин, напоминающий длиннющий туннель, образованный сомкнувшимися над дорогой кронами вековых елей. У перевала, расположенного на высоте 1173 м, лес расступается и открывается удивительно живописный вид на укрытые дымкой Карпаты.
Музей И. Миколайчука находится в скромном родительском доме, состоящем из двух маленьких комнаток и чуланчика. Он заполнен вещами, хранящими память об актёре, и дышат любовью и почитанием, исходящим от смотрительницы музея – старшей сестры И. Миколайчука. В Украине трудно найти мемориальный музей с такой аурой. Здесь становится понятно, откуда И. Миколайчук черпал любовь и уважение к своим экранным героям – простым жителям этих мест с умопомрачительной природой, тяжёлым бытом и непростой историей.
Скала трех чекистов история
Три отважных героя-чекиста и врач Е. С. Лебедева, изуродованное тело которой было найдено на одной из бандитских стоянок, похоронены на кладбище в городе Черновцы. У надгробной плиты героев среди множества цветов под лучами весеннего солнца особенно ярко пылают распустившиеся пышные цветы беркулеса[34], привезенные с той самой скалы, где в неравном бою за Родину пали советские патриоты. В память о них 28 июля 1965 года, в день славного 25-летия воссоединения Северной Буковины с Советской Украиной, скала Острыва была названа скалой Трех Чекистов. 20 декабря 1968 года у скалы Трех Чекистов в торжественной обстановке был открыт памятник погибшим чекистам — девятиметровая мужественная фигура человека с обнаженным мечом. Памятник был сооружен на средства, собранные местным населением.
Заместитель начальника Черновицкого областного управления НКВД гвардии майор Алексей Иванович Меняшкин. Погиб 23 сентября 1944 года.
Оперативный работник органов государственной безопасности гвардии майор Михаил Сергеевич Новожилов. Погиб 23 сентября 1944 года.
Оперативный работник Черновицкого областного управления государственной безопасности капитан Петр Федорович Большаков. Погиб 23 сентября 1944 года.
Открытие памятника трем чекистам, погибшим в неравной борьбе с украинскими буржуазными националистами. Декабрь 1968 года.
Скала трех чекистов — место гибели А. И. Меняшкина. М. С. Новожилова и П. Ф. Большакова.
ЧЕРНЫЕ РЮКЗАКИ
В начале зимы сорок четвертого года война привела нас в Венгрию. Мы знали многое об этой стране благодаря ее великому поэту-патриоту Шандору Петефи. Мы восторгались ее героическим рабочим классом, добившимся большой победы в 1919 году. Вместе с тем нам было известно, что глава государства Хорти служил верой и правдой Гитлеру, а 15 октября уступил регентство в пользу главаря нилашистов — Салаши, еще более верного пса фашистской Германии. Располагали мы и данными чисто профессионального характера: о разведывательных и контрразведывательных органах, о некоторых разведывательных и диверсионных школах, о деятельности гитлеровского обербандита, руководителя отдела диверсий германской разведки Отто Скорцени.
Мы — военные чекисты — основательно готовились, чтобы, вступив в эту страну, с честью выполнить любое задание нашей партии, Советского правительства и военного командования. Настроение у всех было отличное, боевое: героическая Советская Армия все дальше и дальше гнала врага, несмотря на его отчаянное сопротивление.
— Товарищ майор, вы следите за тем, когда будет освобождено село Янша? — спросил меня полковник Королев. — Учтите, дело там, кажется, серьезное, и оно поручено вам.
— Только что интересовался в штабе армии, товарищ полковник. Ответили, что примерно через неделю.
— Надо войти в это село вместе с передовыми частями. Возьмете особой капитана Набатова, переводчика Оленина и шофера Клепикова. Не мало? Как думаете?
— Удастся напасть на след, попрошу подкрепление.
— И псарню с собой возьмете? — улыбнулся полковник.
— Парнас и Богема… Выдумал же им клички Оленин!
Мы уважали своего начальника. Человек он был смелый и решительный, что не раз доказывал в сложных боевых условиях. Сегодня полковник был в отличном расположении духа.
Наступала последняя фронтовая зима. Дел у нас было по горло. У нас имелись сведения, что в селе Янша размещена немецкая разведывательно-диверсионная школа. Начальник ее махровый фашистский разведчик Краммер, о деятельности которого мы знали многое.
— Вам достанется с этой школой, — будто угадав мои мысли, сказал полковник Королев, и выражение его лица снова стало серьезным и сосредоточенным. — Крепкий орешек этот Краммер. Да ничего, мы ведь его уже бивали. А пока заканчивайте побыстрее дело с этим парашютистом. Он важен и для нас и для венгров.
На след парашютиста мои товарищи уже напали. Были установлены некоторые его связи, стало известно его задание: он должен был выкрасть техническую документацию одного важного изобретения. Пожарники иногда удивляются, что из объятого пламенем дома люди часто спешат вынести всякую рухлядь, а ценные вещи забывают. Гитлеровцы, в панике удирая из города, забрали всех лошадей, фаэтоны, телеги, даже сбрую, но забыли документы. Спохватившись, они решили заполучить их и с этой целью сбросили парашютиста, хорошо знавшего завод и людей, у которых находилась вся документация.
Лейтенант Аркадий Оленин, парень молодой и веселый, утром восторженно крикнул:
Мы вышли на крыльцо. Двор, деревья, крыши — все было покрыто чистым, свежим снегом.
— Здорово, товарищ майор, а? Не хуже, чем у нас в Москве.
— Что же, умоемся снежком, как, бывало, в России, — сказал я.
В соседнем дворе хлопнула калитка. За невысокой оградой показалась молодая черноволосая девушка в красной спортивной шапочке — наша соседка. Мы и раньше видели ее. Хозяйка, у которой мы остановились, говорила, что девушка живет одна и часто не бывает дома.
— Девушка, защищайтесь! — крикнул Аркадий и запустил в нее комком снега. Она рассмеялась, сказала что-то по-венгерски и тоже бросила снежком. Сначала как бы нерешительно, а потом все с большим азартом она включалась в игру. При этом Аркадий обменивался с ней короткими репликами.
— Хороша девушка! — сказал я, когда мы, возбужденные и бодрые, вошли в дом.
— Девушка как девушка. — Аркадий ответил нехотя, потом вдруг нахмурился и замолчал. Может, он вспомнил в эту минуту о другой девушке, которую отняла у него война? Ее звали Олей. Она была его однокурсницей в институте, добровольцем пошла на фронт и погибла в бою, когда наша часть прорывалась из окружения. С тех пор Аркадий долгое время был неразговорчивым, хмурым. А вообще нрава он был веселого, понимал и ценил шутку, отлично играл на аккордеоне и знал наизусть уйму разных стихов. С людьми он знакомился быстро и легко, наверное, потому, что вообще с первых же слов вызывал в них симпатию. Но все-таки я удивился, когда в тот же день, вечером, к нам робко постучалась и вошла девушка, наша соседка.
— Я Каролина. А где ваш молодой товарищ? — спросила она по-русски.
— Подождите немного, сейчас придет. — Она была в той же красной спортивной шапочке, в синей куртке с капюшоном. Немного вздернутый нос, серые глаза. Симпатичное и очень приятное лицо.
Через несколько минут пришли Набатов и Оленин.
— О, у нас гостья, — весело сказал Аркадий, — ну, давайте чай пить.
Но девушка отрицательно покачала головой и сказала ему по-венгерски:
— У меня к вам серьезный разговор.
Скала Трех Вождей (скала Классиков): описание, как добраться, фото
Скала Трех Вождей с портретами классиков марксизма — ленинизма находится в верховьях главной башкирской реки Агидель (Белая), в заповедном национальном парке Южного Урала.
Фото из архива Мадриля Гафурова
Чуть выше от нее — пещера Шульган-таш (Каповая), в которой в 1954 году зоологом А.В. Рюминым были обнаружены уникальные настенные рисунки первобытного человека (иначе говоря, рисунки палеолитического возраста). В 1960-71 годах изображения в пещере были изучены экспедицей под руководством архиолога О.Н. Бадера. В пещере к тому времени были найдены около 30 рисунков (мамонты, носороги, дикие лошади и другие животные), выполненные красной охрой, растворенной в животном жире…
Первый взгляд
А портреты Маркса — Энгельса — Ленина на скале впервые я увидел позже, путешествуя по Всесоюзному водному маршруту, который начинался ниже старинного уральского города Белорецка, где в давние времена ковали пушки для крестьянского «царя» Емельяна Пугачева и национального героя башкирского народа Салавата Юлаева, и заканчивался у выхода из горных теснин вблизи села Юмагузино, где теперь сооружено одноименное водохранилище.
По маршруту этому прошел, вернее, спускался на лодке и знаменитый журналист, лауреат Лениской премии Василий Песков. Но портретов тогда он не мог видеть, так как появились они на скале позже. И впервые их показал в телерепортаже я, будучи собкором Гостелерадио СССР, позже опубликовал расширенный рассказ — репортаж в газете «Коммунист Башкортостана».
Создание уникальных портретов
Создал их самодеятельный художник из башкирского города Мелеуз Булат Рахимов с двумя помощниками.
Размер «полотна» 50 на 70 метров. Портреты писали «космическими красками» в течение двух летних сезонов. Краски ушло много. Спасибо бывшему первому секретарю Мелеузовскогго горкома КПСС Адгаму Шарафутдинову, который всячески помогал художнику в осуществлении им творческого замысла.
За пеленой времени, все-таки прошло уже более четверти века, со дня видеосъемок, и я смутно помню какие-то детали. Но как тогда рассказывал Булат Рахимов, скалу они «равняли» направленными взрывами. Потом на скалу поднимались до восхода солнца, пока было прохладно, используя альпинистское снаряжение, усаживались в висящие «люльки» и работали до темноты в горном ущелье.
Пока помощники выполняли его задания, сам художник спускался к реке, отходил от скалы почти на километр и вносил поправки в портреты…
Сохранились ли портреты?
Немало воды утекло в Агидели с тех пор, как сделан этот фотоснимок, который я сейчас держу в руках, и как-то перестал обращать на него внимание над своим столом в кабинете.
Фото из архива Мадриля Гафурова
Какова же судьба портретов Маркса, Энгельса и Ленина на склоне Акавасской скалы, по названию речки, впадающей в Агидель, и бывшего там некогда одноименного аула?
Сам я в тех местах давно не бывал. Поэтому, готовя очерк, позвонил в известное в Уфе турагентство, сотрудник которого подтвердил, что портреты на скале сохранились, только поблекли.
Скала Трех Вождей на картах Гугла
А еще давнишний мой друг из Мелеуза сообщил, что сын художника — Радик Рахимов готовиться обновить портреты… Это будет доброй памятью и о художнике, которого уже нет в живых.
Как добраться?
Чтобы побывать на знаменитой скале, от Уфы нужно ехать на юг мимо Стерлитамака до Мелеуза, отсюда повернуть на северо-восток и ехать до деревни Верхнебиккузино Кугарчинского района.
Скала Трех Вождей
Скала Трех Вождей или скала Классиков находится в верховьях главной башкирской реки Агидель (Белая), в заповедном национальном парке Южного Урала.
Создал их самодеятельный художник из башкирского города Мелеуз Булат Рахимов с двумя помощниками. Работа по созданию наскального полотна заняла два года, с 1975 по 1976 гг. В качестве краски была использована красная охра. Материал достаточно дешевый, но, что более важно, охра позволяет работать по каменной поверхности без дополнительных подготовительных работ. Стоит учесть, что на весь объем работ было потрачено около шести тонн краски.
Что же касается сути творческого замысла, то это чистой воды реализация художественного замысла. Кто-то рисует пейзажи, а кто-то идеологов коммунистической партии. Разумеется, что сейчас данную работу не стоит рассматривать исключительно в политическом контексте. В первую очередь – это произведение искусства, причем, довольно необычное.
Чтобы побывать на знаменитой скале, от Уфы нужно ехать на юг мимо Стерлитамака до Мелеуза, отсюда повернуть на северо-восток и ехать до деревни Верхнебиккузино Кугарчинского района. Координаты для GPS-навигатора 52.9297, 56.7839
Лига историков
8.1K постов 35.7K подписчика
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
Всю жизнь живу в Башкирии и не знал о существовании данного памятника. Спасибо, не знал.
«Что же касается сути творческого замысла, то это чистой воды реализация художественного замысла.»
Боже, какой слог, какая глубина мысли, какой масштаб!
Что-то это мне напоминает.
Вождя мы в профиль высекаем
К дороге левою щекой
А правой…
Там попорчен камень
С той стороны он не такойНа сопке,
Над сияньем стали,
Открывшись вдруг,
Тяжел и груб,
Возник
Скалистой глыбой Сталин,
Из камня вышедший по грудь.
Белая река, капли о былом.
Как можно нарисовать такое большое полотно без нарушения пропорций? Когда художник, рисуя вблизи, не в состоянии взглянуть на всю картину целиком?
>Только вдумайтесь: каждый из портретов можно соотнести с высотой восемнадцатиэтажного дома!
-Или втрое выше чем собор Парижской богоматери!(с)
P.S. Теперь точно выше.
О. Я там был, но уже давно. К сожалению сейчас туда доступа нет, из-за того что ниже плотину сделали, я был как раз в тот год, когда её достраивали, одним из последних. Было очень круто, когда ты выплываешь из-за поворота, а прямо перед тобой огромные портреты. Клёвая достопримечательность. А ещё там неподалёку было голубое озеро, тоже очень красивое, но к сожалению с постройкой плотины его тоже затопили. 🙁 Очень обидно. :((
А спустя сотню другую лет будут гадать, зачем рисовали на скале, если это видно только при определенном освещении и угле. И будут создавать разные легенды.
В пятигорске на Ленинских скалах есть портрет В.И. Ленина
Это типа наши древние короли: Маркс и Энгельс
Сейчас изображения очень сильно размыты и еле угадываются.
Или восстановили уже?
Маркс, Энгельс и Ленин
Я кроме Ленина никого не узнал, да и как я Маркса с Энгельсом узнаю, если они давно умерли и я их не видел..
Вот смотришь порой на такие памятники былых времен и удивляешься, насколько были промыты мозги у людей
НУ и зачем рассказали об этом месте? Теперь его точно засрут.
Достопримечательности Рима
Мушкетерский Condom
На юго-западе Франции, в провинции Гасконь есть город Сondom. Местные жители абсолютно спокойно относятся к этому имени, у них это слово никаких ассоциаций не вызывает, потому что «презерватив» по-французски звучит, как и по-русски, только с буквой «ф» на конце.
Кондо́м (фр. Condom) — город и центр одноимённой коммуны на юго-западе Франции в департаменте Жер. Город находится на расстоянии около 570 км на юг от Парижа.
Центр производства арманьяка (подвид бренди) — напитка вроде коньяка. Считается, что название арманьяк получил от имени рыцаря Херремана, который в X веке владел поместьем в Гаскони.
На самом деле старинный городок интересен не только пикантным названием: объектов, достойных фотосъемки, тут более чем достаточно. Помимо множества сохранившихся средневековых построек, сочетающихся с интересными особняками 18-19 веков, здесь есть великолепный кафедральный собор Сент-Пьер, церковь Сент-Жак, а также еще несколько храмов и других любопытных объектов.
Мушкетеры имеют портретное сходство с нашими актерами, но туристы из других стран, да и сами французы, об этом даже не догадываются — у них свои фильмы о мушкетерах!
Когда сюда приводят российских туристов, уже после дегустации арманьяка они начинают радостно напевать: «Когда на белом свете, когда на белом свете, когда на белом свете есть Гасконь!»