система кормлений возникшая в рамках формирующегося государства в киевской руси означала
Кормление
Полезное
Смотреть что такое «Кормление» в других словарях:
КОРМЛЕНИЕ — КОРМЛЕНИЕ, кормления, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. кормить в 1 и 3 знач. Кормление зверей бывает в 6 часов. Кормление грудных детей. 2. В древней Руси система вознаграждения бояр администраторов путем предоставления им права облагать в свою… … Толковый словарь Ушакова
кормление — См … Словарь синонимов
КОРМЛЕНИЕ — способ содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси до середины XVI в. Князь посылал в города и волости наместников и других служилых людей. Население было обязано содержать их ( кормить ) в течение всего периода службы. По… … Юридический словарь
КОРМЛЕНИЕ — КОРМЛЕНИЕ, система содержания должностных лиц (наместников и других) за счет местного населения на Руси. Складывалось в Древней Руси. Ликвидировано земской реформой Ивана IV (1555 56) … Современная энциклопедия
КОРМЛЕНИЕ — система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет местного населения на Руси. Ликвидировано земской реформой 1555 56 … Большой Энциклопедический словарь
кормление — КОРМИТЬ, кормлю, кормишь; кормленный; несов., кого (что). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
КОРМЛЕНИЕ — КОРМЛЕНИЕ, система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счёт местного населения. Ликвидировано Земской реформой Ивана IV. Источник: Энциклопедия Отечество способ содержания должностных лиц за счет местного населения на… … Русская история
Кормление — означало первоначально способ содержания должностных лиц.Судьи, вместе с исполнителями их решений, получали от местного населениявсе необходимое для пропитания как их самих, так и слуг их и дажелошадей. Это был так назыв. корм в натуре. Сначала… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Кормление — КОРМЛЕНИЕ, система содержания должностных лиц (наместников и других) за счет местного населения на Руси. Складывалось в Древней Руси. Ликвидировано земской реформой Ивана IV (1555 56). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Кормление — У этого термина существуют и другие значения, см. Кормление (значения). Кормление вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода… … Википедия
Институт кормлений в русских княжествах
Начало XXI века – время активного становления новой российской государственности, институтов государственного управления и местного самоуправления. Трансформация унитарного тоталитарного государства с жестко централизованным управлением в демократическую систему обусловила глубокий кризис российской государственности. Проблема совершенствования и укрепления государственности, форм, содержания государственного управления и местного самоуправления стала одной из важнейших в общественной жизни России. Поэтому обращение к изучению отечественного опыта государственного управления закономерно и необходимо.
История государственного управления — молодая, актуальная и перспективная отрасль научных знаний. Наибольший научный интерес у исследователей новейшего времени вызывают проблемы государственной власти и реформ в России, преодоления вульгарно-классового подхода к оценке деятельности монархов-реформаторов, объективного анализа деятельности консерваторов — А.А. Аракчеева, П.А. Валуева, К.П. Победоносцева и др., модернизации местного управления и самоуправления [1, с.53].
В представленной статье предпринята попытка проследить эволюцию института кормлений как основы местного управления в средневековой России.
Появление кормлений как важного государственного института Киевской Руси можно отнести ко времени правления князя Игоря (912-945 гг.), который посадил в древлянскую землю своего «мужа» Свенельда.
В древнерусском государстве при первых Рюриковичах местное управление находилось в руках местных князей и их администраторов. С усилением власти киевских князей они заменялись назначаемыми из центра должностными лицами — посадниками. Взять посадника у князя нередко означало добровольное покорение ему.
Ресурсы для своего существования агенты местной администрации получали через систему кормлений. Кормление — это порядок управления, при котором облеченные властью администраторы получали вознаграждение за свои действия от управляемого населения [2, с. 45]. В состав кормов входили: во-первых, периодические уплаты, которые все население вносило в определенные сроки местной администрации. Как правило это были большие религиозные праздники — Рождество, Пасха, Петров день; во-вторых, пошлины, то есть специальные оплаты каждого отдельного правительственного акта (например, судебные, торговые).
Особенность, кормлений состояла в том, что государственные сборы, взимавшиеся с населения, не поступали в казну, а распределялись между лицами, которые получали территорию в корм. Происхождение этого порядка связано с княжеско-дружинными отношениями. Князь и дружина — одно целое. Князь все делил со своей дружиной. Дружинники смотрели на все княжеские приобретения как на свои собственные. «Княжие мужи», направляясь на посадничество, рассматривали себя как равноправных правителей отдельных территорий, независимых от центра.
Такая постановка посаднической власти имела важные последствия. Административные функции посадников были несложными. В то время «управлять» означало следить за правильным и своевременным поступлением кормов, а не обеспечивать внутренний порядок на местах. В период феодальной раздробленности институт кормлений сохранился. Но если формы кормленного управления остались прежними, то основания этой системы изменились.
В Северо-Восточной Руси дружинные отношения исчезают. Верхи общества теперь обязаны служить великому князю и садятся на кормления на основании договора. И если в Киевской Руси кормление — это род соправительства, то в удельный период кормление уже служба. Кормленщик князю не товарищ, а слуга.
Собирание удельной Руси Москвою долгое время не сопровождалось изменением внутренних административных порядков в бывших княжествах. Все перемены сводились к замене власти местных князей властью великих князей Московских. Местное управление по-прежнему строилось на кормлениях. Но кормление являлось одновременно и государственной службой, и формой вознаграждения за военную службу.
Первоначально кормления ничем не ограничивались. Наместника, приехавшего, на кормление, население встречало «выезжим кормом». Взимаемые с населения корма были столь велики, что ими кормились и семьи, и челядь наместников.
Наместники были обязаны управлять территориями своими собственными силами, опираясь на административный и военный аппарат. Этому персоналу полагался особый корм. По мере усиления власти центра начались преобразования местного управления. Первые мероприятия правительства были направлены на сокращение количественного размера кормов. С конца XIV в. московские князья выдавали административным округам так называемые Уставные грамоты, которые определяли: во-первых, точные максимальные нормы кормленых сборов. Оригинал грамоты выдавался кормленщику.
Выборные представители общества (сотские, старосты) получали с нее копию. Всякий перебор кормов считался незаконным и население имело право требовать с наместников их возвращения через суд; во-вторых, сам сбор кормов запрещалось производить самим кормленщикам и их слугам. Сборщиками являлись сотские, выбранные населением. Они передавали корма наместникам. По замыслу правительства это должно было оградить население от вымогательства; в-третьих, наместникам запрещалось держать при себе второстепенных агентов свыше установленных грамотой; в- четвертых, устанавливались сроки и порядок разъездов слуг наместников. Каждому разрешалось объезжать округ не более двух раз в год.
Это были подготовительные шаги к полной реорганизации местного управления. Процесс реформирования местного управления был ускорен следующими обстоятельствами: — присылаемые из центра на короткий срок администраторы не были озабочены состоянием дел местного хозяйства. Главных для них было обогащение. Это вело к росту преступности, запустению местного хозяйства;
— усилилось недовольство населения тяготами поборов;
— поднимавшееся дворянство было недовольно кормлениями, так как доходы от местного управления шли в карман боярству, обеспечивая ему больший политический вес;
— слишком большая независимость кормленщиков к концу ХV в. стала неприемлемой для центральной власти. Следовательно, в ликвидации кормлений были заинтересованы и власть, и общество.
В середине ХVI в. в ходе земской реформы, проводимой Избранной радой, институт кормленщиков был упразднен. Таким образом, анализ кормленного управления позволяет сделать вывод, что эта система являлась одновременно и формой налаживания связи центра с местами, и формой вознаграждения боярства за военную службу.
Автор: Конова В.И.
Литература:
1. История государственного управления России. Учебник /Отв.ред. В.Г. Игнатов. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
2. Кизеветтер А.А. Местное самоуправление в России IХ-ХIХ вв. — М.: 1910.
Определение понятия
С XI по XVI век в Древней Руси князь назначал суверенов во все округи. Они занимали разные должности — наместник, ключник, тиун, волостель, и обязаны были представлять правителя. Пока они исполняли свои задачи, крестьяне собирали им натуральные поборы. Эти пошлины и повинности были необходимы для того, чтобы содержать должностных лиц.
В Средневековой Руси эта система появилась из-за неравенства между социальными классами. Самым главным в государстве считался князь. Ему подчиняются военные, бояре и все, кто проживал при дворе. Они принимали участие в судах, собраниях, правитель наделял их властью определённой силы. Некоторых он отправлял в качестве наместников в отдаленные территории своей страны.
Кормление (кормильство, кормля) в те времена служило материальной базой для обеспечения таких людей. Подати крестьян позволяли им приобретать себе землю, содержать лошадей и домашнюю скотину, оплачивать потребности своей семьи.
История развития
Сам термин «кормление» генетически связан с княжеским полюдьем. Последние годы XI столетия на Руси правители часто сами объезжали города. При этом они осуществляли свои функции — использовали все прерогативы своей власти. Затем во времена правления Ярослава Мудрого местное население собирало деньги и продукты, чтобы передать в казну.
Этот порядок князь смог ввести в первый свод законов — Русскую правду. В следующем столетии сформировалось административное деление территорий княжеств на волости и города. В первых управляющие должности занимали волостели, а во вторых — наместники. Наблюдалась также эволюция местных форм самоуправлений. Сначала проблемы крестьян решали в проездных судах. Позже в каждой территориальной единице проявились стационарные резиденции. Они были известны и в личных владениях князя и на разных видах путей:
Максимального развития это система достигла в первой половине XIV века. А ее расцвет пришелся на середину XVI столетия.
Объекты кормления
Система постоянно развивалась, в ней сформировалась две стороны — крестьяне, которые выплачивали дань, и наместники, жившие за их счет. При этом выделяли три объекта кормления:
В XVI веке за счёт кормления жили примерно 110 городов. А 30 из них делились пополам, около 20 территориями управляли представители высшей знати или члены боярских родов. Сельские местности подчинялись наместникам, административно-судебная подведомственность зависела от их удаленности от центра. На этот показатель влияли также происхождение и статус наместников, характер совершаемых правонарушений. Большая часть городов была представлена отдельными кормлениями, а небольшие волости соединялись в одну.
Второй объект — это сами должности, которые назначали князья. Подати собирались для лиц, которые управляли в собственных владениях или были представителями государя. А еще князь мог назначать приказчиков в города с сельскими округами, они также существовали за счёт крестьян.
Еще одним объектом системы было право на взимание. Его использовали как в городах, так и в сельских местностях. За населением закрепляли фискальные сборы, торговые и проезжие пошлины. Подати собирали сами кормленщики или их заместители. А также для этого дела выбирались представители из местного населения.
Введение изменений
Примерно со второй половины XVI века раздробленное государство стало единой территорией. Постепенно в нём формировались институты власти, которые были необходимы узкому кругу лиц. Расчет пошлин вели все члены княжеского двора, бояре, а также военная.
Процедура оформления была несложной. Служаке достаточно было подать лично князю или его дьяку челобитную о пожаловании кормления. Существовало несколько типов таких грамот. Они отличались правовым объёмом.
В отдельных документах могли быть дополнительные пожелания. Должностное лицо имело право самостоятельно вершить суды или держать собственную корчму, взимать дополнительные пошлины.
А также выдавались особые грамоты, где фиксировались размеры и сроки внесения подати. Если это было необходимо, наместник мог получить еще один документ, который временно отменял судебный иммунитет служителей церкви и местной светской власти. Уставы и грамоты могли регулировать отношения, в которые вступали кормилец и представитель князя. Но их выдавали только по требованиям местного населения.
Согласно документам, кормление оформлялось на срок от 1 до 5 лет. Только в исключительных случаях оно могло быть продлено: за дипломатические или военные заслуги. Согласно грамоте на кормление, территории должны были объединяться. То есть должностное лицо проживало в том городе или сельской местности, где собирали пошлины. Князь выстраивал целые очереди желающих получить такие документы. Если один из кандидатов в период ожидания умирал, то его место могли занять сыновья или братья. С конца XV века за учет должностных лиц, выдачу и фиксацию грамот отвечали специально созданные комиссии дьяков.
Когда кормленщик отправлялся на порученную ему территорию, его сопровождали помощники. При этом они имели право на сбор пошлины сразу по приезде, а также по большим праздникам:
У назначенного лица было право заменить натуральные налоги денежными, но последние зависели от категории населения. Сумма доходов изменялась: за весь срок кормления она варьировалась в пределах 6−50 рублей. Если наместник держал собственную корчму, то пошлины резко возрастали. Сначала сбором дани занимались люди кормленщика, а позже выбирали ответственного из местного населения.
Функционирование системы
На самом деле функционирование системы сильно отличалось от информации, которая была зафиксирована в документах. Должностные лица назначали дополнительный корм на праздник Покрова Богородицы. Пошлины получал не только наместник князя, но и вся его семья. В некоторых случаях даже его услуги могли претендовать на какую-то часть дани.
Во время пиров кормленщик получал подать в натуральном виде — вино, мёд, пиво, а иногда ему платили деньгами. Отдельно крестьяне оплачивали и его поездки по территории местности. Население также строило, ремонтировало и обслуживало дом и двор должностного лица. А пошлины от судебных процессов были гораздо больше, чем сами доходы кормления.
Именно в юридической сфере нарушения наблюдались чаще всего. Наместники князя злоупотребляли своими правами. Из-за этого местное население отправляло в адрес правителя многочисленные челобитные на его служащих.
Начало кризиса
Во второй четверти XVI столетия начался кризис всей системы. Количество привилегированных групп слишком быстро росло. А число кормлений заметно отставало, к тому же они постоянно дробились. Население понимало всю абсурдность системы, которой они столько лет подчинялись. Подвластные территории уже просто не могли содержать наместников.
Широкое распространение получило условное, церковное и светское землевладение. У них появился судебный иммунитет, что существенно сократило доходы кормленщиков. А между ними и землевладельцами часто возникали конфликты. В них вмешивались центральные органы власти, что усложнило управление системой.
Влияние должностного лица на население постепенно ослабевало. А в конце XVI века горожане и дворцовые крестьяне даже начали участвовать в судах во время разбирательств дел, касающихся их кормленщиков. Некоторые из них имели причастность к сбору и организации разных платежей.
Ускоренно развивалась поместная система, ведь тогда формировалась уездная корпорация боярских детей. У них были общие военные и материальные интересы. Согласно Губной реформе, дата оформления которой — 1530−1550-е годы, избирались староста и городовые приказчики. Это ограничивало сферу управления кормленщиков.
Причины отмены
В период правления великого князя Ивана Третьего началось ограничение дохода его наместников. Он лично выдавал грамоты на кормление и уставные. Но в 1556 году официально была объявлена отмена кормлений, а власть перешла к губным и земским старостам. Первых население выбирало из местных дворян. А второй был представителем черносошных крестьян.
Князю Ивану Четвертому пришлось отменить систему, так как ее участники слишком часто начали злоупотреблять своими правами. После 1556 года доходы кормленщиков превратились в единый государственный налог, который называли окупом.
В начале 16 века натуральные пошлины заменились денежными. А Иван Четвертый полностью отменил систему кормлений, заменил её Земской реформой. Хотя подобные налоги не исчезли сразу же. В некоторых городах и территориальных единицах наместники продолжали собирать пошлину с крестьян. Об этом говорится в исторических источниках, которые относятся ко второй половине XVI века.
Чтобы понимать систему управления Древней Руси периода XII-XVI столетий, нужно знать, что такое кормление. Это особый вид содержания власти, который использовали во время феодальной раздробленности государства. Но когда страна стала централизованной и более сильной, эту систему отменили.
Что касается современной России, то сегодня деньги на содержание чиновников выделяются из государственной казны. А пополняется она из налогов, которые платят граждане государства. То есть система значительно изменилась, но её основа осталась прежней. Подобное явление встречается практически во всех странах мира.
Кормление в Древней Руси
Всего получено оценок: 109.
Всего получено оценок: 109.
В Средние Века порядок местного управления на Руси сильно отличаются от современного. Должностные лица, которых присылали князья, содержались за счет местного населения. Определение “кормление” в Древней Руси означало порядок их содержания, который просуществовал несколько столетий.
Кормление в XII-XV веках
Основа такого порядка содержания должностных лиц была заложена первым русским сводом законов – Русской правдой в конце XI века. Представители княжеской власти, которые собирали штрафы или занимались строительством городов, имели право на получение от населения натурального довольствия. Оно называлось “корм”.
Рис. 1. Кормление на Руси.
Штраф за преступление в Древней Руси назывался вира. Часто его размер составлял 40 гривен. Столько могли стоить 200 баранов или 20 коров. По смыслу и звучанию вира близка к германскому термину “вергельд”. Возможно, термин пришел от варягов. Штрафом могли наказать всю общину, весь ее членов связывала круговая порука.
Как правило, представитель княжеской администрации получал “корм” от местного населения три раза в год, который выплачивался натурой (хлеб, овес, мясо, рыба).
Рис. 2. Система кормлений история России.
Представителей княжеской власти на местах называли наместниками, тиунами и волостелями. На эти должности назначали бояр. Их убийство наказывалось самыми высокими штрафами – 80 гривен за княжеского, 40 гривен за боярского и 12 гривен за сельского.
Отмена кормлений
Такой способ содержания местной власти достиг наибольшего развития в XIV-XV веках. Его недостатком был рост злоупотреблений, поэтому в конце XV века, при великом князе Иване III, начинается ограничение доходов кормленщиков. Великий князь выдавал их уставные и кормленные грамоты. Сейчас они являются ценным историческим источником, например, грамота Ивана III Ивану Осоке.
Рис. 3. Отмена кормлений.
В начале XVI века оплата из натуральной переходит в денежную. Систему кормлений отменил Иван IV в 1555-1556 годах одновременно с проведением земской реформы. Повсеместно их отменить сразу не удалось, в ряде источников они упоминаются и во второй половине XVI века.
Что мы узнали?
Для понимания особенностей управления в XII-XVI веках необходимо знать, что такое кормление в Древней Руси. Данный вид содержания власти на местах был удобен в период феодальной раздробленности и прекратил свое существование в годы правления Ивана IV, когда происходило усиление централизации в государстве.
КОРМЛЕНИЕ
Существовало три объекта кормления.
Вторым объектом являлись должности: управленческие в собственных владениях великих и удельных князей (с конца XV века именовались дворцовыми); приказного типа; прямых княжеских представителей. Из управительских кормлений более частыми были: предоставления кормления «на ключ» (т. е. назначение великокняжеским приказчиком в ряд городов с сельской округой, где находились великокняжеские владения); назначение великокняжеским дворским (во Владимире); на те или др. должности в великокняжеских или княжеских путях в ряде уездов; на должность великокняжеского (княжеского) тиуна в отдельных городах и т. п.
Третьим объектом кормления было право на взимание (главным образом в городах, но также и в сельских местностях) отдельных фискальных сборов, торговых и иных пошлин, в т. ч. торгово-проезжих, собиравшихся самими кормленщиками или же получаемых ими от административных лиц и представителей населения («поворотное», «полавочное», «мех», «писчее»).
Кормленщика при «наезде на кормление» сопровождал штат помощников из числа его холопов. Кормленщик и его люди имели право на один ненормированный «корм» при «наезде на кормление» («кто что принесёт») и три нормированных (на Рождество Христово, Пасху и Петров день). В указных грамотах предусматривалась возможность замены натуральных поборов денежными по воле кормленщика, причём нормы денежных эквивалентов различались в зависимости от категории населения (у черносошных крестьян были выше более чем на 20%). Сумма доходов от кормления сильно варьировалась в зависимости от численности податного населения (от 6-7 до 40-50 руб. и более за весь срок Кормления) и резко возрастала при пожаловании кормленщику права держать корчму и права на взимание ряда пошлин. Первоначально сбор кормов или денег осуществляли люди кормленщика, позднее эту операцию производили представители местного населения. К середине XVI века некоторые кормления уже отдавались на откуп.
На практике функционирование системы кормления заметно отличалось от зафиксированных в грамотах правил и норм. Распространённым был четвёртый регулярный «корм» осенью (на праздник Покрова Богородицы); кормленщика обычно сопровождала семья (члены которой, как правило, получали подношения), а иногда и собственной дворецкий, которому также шли «корма». В пользу кормленщика с приходских или общинных пиров-братчин в дни престольных и иных празднеств нередко взималась «явка» в натуральной форме (пиво, мёд, брага) или собирались деньги. Отдельно оплачивались поездки кормленщика по управляемой им территории. Население также обязывалось возводить, ремонтировать и обслуживать двор кормленщика. Известны случаи отработок населения на кормленщиков. Пошлины от судебных процессов нередко превосходили доходы собственно от кормления. Злоупотребления кормленщиков именно в сфере суда были наиболее болезненными для всех групп местного населения, они вызывали в первой половине XVI века многочисленные челобитья в адрес великого князя.
Не позднее второй четверти XVI века обозначился кризис системы кормления. Количество кормлений заметно отставало от роста численности привилегированных групп с традиционным правом на получение кормление, а дробление кормлений или перевод их на откуп привели к тому, что кормления перестали в достаточной мере обеспечивать содержание кормленщиков. Широкое распространение церковного, а также светского вотчинного и условного землевладения с судебным иммунитетом сокращало источники доходов кормленщиков от суда и порождало конфликты между кормленщиками и землевладельцами. Это нередко требовало согласованного вмешательства ряда центральных органов власти, а в результате управление системой кормления усложнялось, становилось громоздким и обременительным. Ослабляло влияние кормленщиков и привлечение великокняжеской властью ещё с конца XV века представителей податного населения (прежде всего горожан, черносошных и дворцовых крестьян) к соучастию в суде кормленщиков в качестве «судных мужей» (при разбирательстве дела в более высокой инстанции подтверждали соответствие выданной по итогам суда кормленщика «правой грамоты» ходу судебного процесса), к организации и сбору разл. платежей (в т. ч. поступавших самим кормленщикам).
С развитием поместной системы ускорилось формирование уездных (городовых) корпораций детей боярских с общими материальными и служилыми интересами. Их представители назначались городовыми приказчиками, избирались губными старостами (см. Губная реформа 1530-1550-х годов; Губные учреждения), что ограничило сферу управления кормленщиков.
В большинстве районов государства система кормления прекратила существование в ходе проведения земской реформы 1555-1556 годов. Кормление как форма управления сохранялось во второй половине XVI века в приграничных регионах на западе и юге страны (к югу от среднего и нижнего течения Оки), в зонах воен. действий и на завоёванных или присоединяемых территориях.